ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические подходы к изучению творческой
деятельности 6
1.1 Общее понятие о творческой деятельности, основные подходы к ее изучению 6
1.2 Функциональное значение творческой деятельности в развитии личности
и современного общества 15
2 Социологическое исследование отношения студентов СФУ к творческой деятельности во внеучебное время 22
2.1 Методическое обоснование социологического исследования отношение
студентов СФУ к творческой деятельности во внеучебное время 22
2.2 Анализ отношения студентов СФУ к творческой деятельности во
внеучебное время 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Студенческие годы — это не только лекции, семинары, зачёты и экзамены, это — время становления личности, время творчества, время открытия в себе новых талантов и новых возможностей. Именно в Центре студенческой культуры Сибирского федерального университета созданы множество различных коллективов для раскрытия и развития творческих способностей каждого студента. Десять танцевальных студий, Лига КВН СФУ, несколько рок и бард-клубов, театральные коллективы и инструментальные клубы, различные творческие выставки, конференции - все это создано для студентов. Многие из перечисленных коллективов являются многократными лауреатами краевых, всесибирских и международных конкурсов. Творческая сфера, бесспорно, очень важна для Сибирского федерального университета. Но, в тоже время отсутствуют достоверные данные об общей вовлеченности студентов в творческую деятельность во внеучебное время, то, как они понимают пользу от участия в этой деятельности. Неизвестно, как творческая деятельность во внеучебное время сказывается на успешности в учебе, личностном развитии студентов. Эти данные необходимы для выстраивания политики работы с молодежью в университете. Так же, для привлечения внимания студентов к деятельности творческих коллективов и участия в свободном творчестве во внеучебное время. Практически не исследована важная, в теоретическом и практическом смысле, проблематика связи между развитием способности к вдохновению и участию в свободном творчестве во внеучебное время. Именно поэтому, тема моего исследования актуальна, так как творческая деятельность является неотъемлемой частью Сибирского федерального университета, результаты исследования могут быть полезными для молодежной политики СФУ, и в тоже время, она является мало изученной. Тема:
Цель:
Изучить отношение студентов к творческой деятельности во внеучебное время.
Объект исследования:
Студенты СФУ.
Предмет исследования:
Отношение студентов СФУ к творческой деятельности во внеучебное время.
Задачи:
1. Проанализировать понятие творческая деятельность и проанализировать основные подходы к её изучению.
2. Изучить функциональное значение творческой деятельности в развитии личности и современного общества.
3. Разработать методическое обоснование исследования «Отношение студентов СФУ к творческой деятельности во внеучебное время».
4. Провести анализ результатов анкетного опроса «Отношение студентов СФУ к творческой деятельности во внеучебное время».
Гипотеза:
Большинство студентов СФУ положительно относятся к творческой деятельности во внеучебное время.
Проблема:
Отсутствие достоверных данных по данной проблематике, которые являются необходимыми для организации внеучебной творческой деятельности студентов в СФУ.
Основные понятия:
Творческая деятельность - особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, неповторимых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. В большинстве современных социально-
философских концепций оно признается универсальным способом самореализации личности.
Студенческая молодежь - это социально-демографическая группа, готовящаяся в ходе получения высшего образования к профессиональной деятельности.
Внеучебное время - время не занятое трудом в учебной деятельности. Включает: свободное время, затрачиваемое на духовное развитие, отдых, развлечения, занятия спортом, и время, расходуемое на дорогу на работу (туда и обратно), восстановление сил и удовлетворение физиологических потребностей, ведение домашнего и личного подсобного хозяйства и т. п.
Данная работа была посвящена анализу отношения студентов Сибирского федерального университета к творческой деятельности во внеучебное время. В целом наша гипотеза «Большинство студентов Сибирского федерального университета положительно относятся к творческой деятельности во внеучебное время» подтвердилась. Были получены следующие результаты:
Студенты в целом положительно оценивают себя с точки зрения удовлетворенности жизнью и реже всего испытывают чувство внутреннего противоречия, неразрешимого внутреннего конфликта.
Большинство студентов положительно относятся к творческой деятельности и считают себя творческими людьми.
Наиболее популярные виды творческой деятельности во внеучебное время для большинства респондентов это спорт и саморазвитие, хотя присутствуют и другие виды, к которым студенты проявляют интерес, такие как научные исследования, социально-проектная деятельность, предпринимательская деятельность.
Студенты в большинстве своем считают, что во внеучебной деятельности университета в первую очередь должны быть спортивные, танцевальные коллективы, интернет форумы для обсуждения научных и социальных проблем, студенческие научные лаборатории.
По результатам нашего исследования студенты позитивно относятся к тем, кто занимается творческой деятельностью во внеучебное время, приписывая им такие качества как талантливый, активный и целеустремленный.
Студенты, в большинстве своем, оценивают, как приносящие пользу занятия творческой деятельностью во внеучебное время, основные позитивные моменты, по мнению студентов, это - уверенность в себе и хорошее настроение.
Значительная часть респондентов указала, что собирается продолжать свое увлечение, которым занимается во внеучебное время в университете, и в дальнейшей жизни.
Чем больше студенты занимаются творческой деятельностью во внеучебное время, тем больше они отмечают положительное влияние этой деятельности на себя.
Занятия творческой деятельностью во внеучебное время способствуют личностному росту студентов в плане психологических характеристик, росту социального капитала в виде перспективных знакомств и популярности.
1. Альтшуллер Т.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979.
2. Бергсон А. Творческая эволюция /А.Бергсон. - М., 2001.
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики / Издательство: Современные записки, 1931.
4. Бердяев Н.А. Творчество и объективация /Н.А.Бердяев; Сост. А.Г.Шиманский, Ю.О.Шиманская.- Минск, 2000.- С.168.
5. Бердяев, Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. - М., 2004. - 679 с.
6. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995.
7. Блохина С. А. Роль семьи в развитии личности / С. А. Блохина // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011.
8. Богоявленская Д.Б. Творчество в искусстве — искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана, К. Мартиндэйла, В. Петрова, П. Махотки, Д. Леонтьева, Дж. Купчика. М.:Смысл, 2000.
9. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002.
10. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб «Питер», 2008.
11. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый словарь М.: АСТ, Вече, 1999; Т.1 - 544с., Т.2 - 528с.
12. Жуганов А. В. Творческая активность личности: содержание, пути формирования и реализации / А. В. Жуганов. - 2-е изд., доп. - Л.: Наука, 1991 г. - 141 с.
13. Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. М.: Дело, 2000.
14. Леонтьев А.А. Научите человека фантазии (творчество и развивающее образование) // 1998. № 5.
15. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества: личность как определяющий фактор // мат. чтений памяти Л.С. Выготского. IV междунар. конф. М.:РГГУ, 2004.
16. Лэндри Ч. (2011). Креативный город / пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хрусталевой. / Издательство: Классика-XXI, 399 с.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2011. - 353 с.
18. Ожиганова Г.В. Подражание поведению взрослого как механизм
19. формирования креативности у детей: автореф. дис. канд. психол. наук. М.,1999.
20. Осипов Г.В. Социологический энциклопедический словарь М.: Изд- во НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2000. - 488 с.
21. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности.// 1987 № 1.
22. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Из небытия в бытие: творчество как целенаправленная деятельность. - Томск : STT, 2011. - 520 с.
23. Стариков, П. А. Современные технологии организации творческого процесса: Учебное пособие / Краснояр. Гос. ун-т. - Красноярск, 2005. - с.
24. Сибирский федеральный университет [Электронный ресурс]: - режим
доступа: http://edu.sfu-kras.ru/files/sfu-students.pdf7v9 (дата обращения 11.06.2016).
25. Труфанов Д.О. , Феньвеш Т.А. , Стариков П. А. Общество, культура, творчество в контексте проблемы социальной рациональности: коллективная монография / Красноярск, 2010.-с.
26. Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Республика, 2001. — 719 с. (7-е издание, переработанное и дополненное)
27. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые меняют будущее / Издательство: Классика-XXI, 2007г. - 432с.
28. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: в 2 т. / под ред. Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986.
29. Холл, Келвин С., Линдсей, Гарднер. Теория личности. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000.
30. Яголковский С.Р., Психология креативности и инноваций: Учебное пособие / Издательский дом ГУ ВШЭ, Москва 2007.