Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ

Работа №26873

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
565
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ
1.1 Особенности психофизического развития детей с ОВЗ 6
1.2 Особенности становления детей с ОВЗ как субъектов трудовой деятельности 15
1.3 Условия формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ 26
2 Создание условий формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ в психоневрологическом интернате для детей
2.1 Особенности организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях психоневрологического интерната..38
2.2 Создание экспериментальных условий для формирования
положительного отношения к труду у детей с ОВЗ 51
2.3 Результаты эксперимента и их обсуждение 54
Заключение 57
Список использованных источников 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 81


В России насчитывается около 16 млн. людей с ограниченными возможностями, т.е. более 10 процентов жителей страны. И лишь малая часть из них социально адаптирована и трудоустроена, так что проблема носит массовый характер.
В современных условиях крайне неблагоприятно складываются обстоятельства социально-трудовой адаптации выпускников детей домов - интернатов с легким и средним нарушением интеллекта. В реальной жизни на деятельности детей с нарушением интеллекта сказываются особенности их психологического и эмоционального развития: неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов и представлений. Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует, изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни возможно при наличии помощи, постоянного контроля и руководства[22].
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства людей с ОВЗ, проживающих в психоневрологических интернатах невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей людей с ОВЗ призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната. Поэтому очень важно создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей. Одна из центральных задач специальных (коррекционных) учреждений - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития. Готовить детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать интерес к разным формам труда, и развивать санитарно-гигиенические, бытовые навыки и навыки самообслуживания.
Общественно-социальное значение труда для детей с ограниченными возможностями здоровья связано с его воспитательным воздействием на развитие личности. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и нацеленность на результат, настойчивость, самостоятельность, старательность, поддержание порядка, бережливость, чистоплотность и другие.
Важно начинать работу с данной группой как можно раньше и осуществлять в процессе обучения. Процесс обучения сопровождается психотерапевтической и психокоррекционной работой.
Данная тема сегодня актуальна, т. к. в условиях проживания в психоневрологическом интернате очень сложно произвести полную и успешную социальную адаптацию детей и подростков с ОВЗ и развить у них положительное отношение к труду и трудовой деятельности.
В научной литературе исследуются различные аспекты формирование положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья, что определяется масштабностью данной проблемы. Трудовое воспитание детей всегда находилось в поле внимания педагогов и психологов.
Социальные аспекты интеллектуального недоразвития исследуются: С.С. Минухин, Д.Е.Мелехов, Д.Н.Исаев, К.С.Лебединская, О.Е.Фрейеров и др. Смысловые трактовки «отношения к труду» отражены в понятийном аппарате ряда общественных научных дисциплин: в социологии ( Г. Зиммель, М.Вебер, У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и другие); в педагогике (П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, Е.И. и др.); в психологии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)
Объект: отношение к труду у детей с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната.
Предмет: условия формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ.
Гипотеза: теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть гипотезу, что формирование положительного отношения к труду у детей будет результативным, если:
- есть опора на уже сформировавшиеся у детей трудовые навыки
- организовано обучение через игровую деятельность детей на основе применения уже имеющихся знаний, необходимости поиска новых решений, проявления инициативы, планирования своих действий
- есть связь формируемых трудовых навыков и навыков самообслуживания с реальными условиями жизнедеятельности детей. Задачи:
- провести анализ теоретического материала и психологических исследований особенностей развития детей с ОВЗ
- выявить особенности отношения к труду у детей с ОВЗ
- выявить условия формирования положительного отношения
к труду у детей с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната
- разработать и реализовать специальную программу по развитию навыков самообслуживания и по формированию положительного отношения к труду детей с ОВЗ.
Исследование проводилось на базе психоневрологического интерната №4 г. Красноярска.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одна из центральных задач специальных (коррекционных) учреждений - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития. В соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать интерес к разным формам труда, поскольку социокультурная в единстве с трудовой деятельностью выступают тем фактором, который способствует их социализации.
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.
В процессе формирования положительного отношения к труду важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретенных умений и навыков в повседневной жизни. Как писал В. А. Сухомлинский, приобретаемые детьми трудовые навыки нельзя считать конечной целью трудового воспитания. Они - необходимое условие достижения детьми общественно значимых трудовых целей, воспитания у детей желания трудиться. Воспитывать положительное отношение к труду - значит, не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы.
Отметим, что интеллектуальное недоразвитие детей препятствует формированию трудовых навыков, что связано с тотальным недоразвитием всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. В эмоционально-волевой сфере данной категории детей существует недостаточность дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения. У подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций и действий. Однако процесс формирования умений навыков протекает медленно. В этой связи важным представляется определение ведущих мотивов трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Были изучены теоретические основы формирования положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья, изучены особенности развития детей с нарушением интеллекта. На основании этих знаний, а также изучения актуального состояния проблем формирования положительного отношения к труду у детей в условиях детского дома, определены условия формирования положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучив условия формирования положительного отношения к труду у детей и их влияния на уровень формирования положительного отношения к труду пришли к выводу,что выдвинутая гипотеза полностью нашла подтверждение в представленной работе.
Разработанная программа по формированию положительного отношения к труду и развития навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специалистами специализированных коррекционных учреждений.



1. American Psychiatric Association. Diagnostic criteria for 299.00 Autistic Disorder // Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders. — 4th, text revision
2. Myers SM, Johnson CP, Council on Children with Disabilities (2007). «Management of children with autism spectrum disorders». Pediatrics 120
3. Sacks O. An Anthropologist on Mars: Seven Paradoxical Tales. — Knopf, 1995
4. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
5. Аристотель. Сочинения [Текст]: В 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1976.
- Т.4. - 830 с.
6. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности [Текст] / А. Г. Асмолов.
- М. : Изд-во МГУ, 1986. - 96 с.
7. Асмолов, А. Г. Психология личности : Учебник [Текст] / А. Г. Асмолов.
- М. : Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
8. Басов М.Я.Избранные психологические произведения. — М.: Педагогика, 1975. — 432 с..
9. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. - СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. (Серия «Коррекционная педагогика»).-416 с
10. Бехтерев В. М. Объективная психология / редкол А. В. Брушлинский [и др.]; изд. подгот. В. А. Кольцова ; отв. ред. тома Е. А. Будилова, Е. И. Степанова; АН СССР, Ин-т психологии. — М. : Наука, 1991.
- 475, [1] с. : [1] л. портр. - (Памятники психологической мысли). - Библиогр. в примеч.: с. 445-456. - Имен. указ: с.457-472.
11. Буре Р. С. Организация труда детей // Воспитание дошкольника в труду / Под ред. В.Г. Нечаевой. - М., 1974.
12. Буре Р.С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / Под ред. Р.С. Буре. - М., 1994
13. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. /Отв. Ред.Л.П. Носкова.-М., 1980
14. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре. - М., 1991.
15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. - 1966.-№ 6- С. 62-76.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский / под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
17. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Вопросы теории и истории психологии [Текст] / Л. С. Выготский / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 1. - 488 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] /
Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 4. - 432 с.
19. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников.- М.: Просвещение, 1980.
20. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.
21. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды [Текст] / Л. В. Занков. - М. : Педагогика, 1990. - 424 с.
22. Каздым А.А. Адаптация инвалидов. 2016г.
23. Куцакова Л.В. Нравстренно - трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозайка - Синтез, 2007.
24. Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду. Програииа и методические рекомендации. - М.: Мозацка - Синтез, 2005.
25. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст]: избранные труды / А.Ф. Лазурский. - М.: Наука. 1997. - 446 с..
26. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1997 (а). С. 5-.
27. Левченко Е.В. Психологическая концепция В.М. Бехтерева // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1996. Сер. 6. Вып. 1. С. 70-81.
28. Лебединская К.С. Особенности эмоционально - волевой регуляции при умственной отсталости [Текст] К.С. Лебединская. - М.: 2002. -225с.
29. Мясищев, В. Н. Психология отношений [Текст] / В. Н. Мясищев. - М. : Изд-во «ИПП» ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1995. - 350 с.
30. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: издательский центр «Академии» 2010. - 208с.
31. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. - М., 1991.
32. Образцова, JI. Е. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / Л. Е. Образцова. -М., 1962.-24 с.
33. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1984. - 797 с.
34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : Вече, 2006. - 941 с.
35. Педагогика раннего возраста/Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. - М., 1998.
36. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.:Просвещение, 1974. С. 3258..
37. Ромм, Т. В. Теория социальной работы [Текст] : учебное пособие / М. В. Ромм, Т. А. Ромм. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 1999. - Ч.1. - 71 с.
38. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993.- С. 135-147/
39. Толковый словарь Даля. — 1863—1866.
40. Толковый словарь Ожегова.
41. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
42. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ