ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ ПОДРОСТКОВ С ОВЗ
|
Введение 3
1 Теоретические аспекты формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ
1.1 Особенности психофизического развития детей с ОВЗ 6
1.2 Особенности становления детей с ОВЗ как субъектов трудовой деятельности 15
1.3 Условия формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ 26
2 Создание условий формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ в психоневрологическом интернате для детей
2.1 Особенности организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях психоневрологического интерната..38
2.2 Создание экспериментальных условий для формирования
положительного отношения к труду у детей с ОВЗ 51
2.3 Результаты эксперимента и их обсуждение 54
Заключение 57
Список использованных источников 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 81
1 Теоретические аспекты формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ
1.1 Особенности психофизического развития детей с ОВЗ 6
1.2 Особенности становления детей с ОВЗ как субъектов трудовой деятельности 15
1.3 Условия формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ 26
2 Создание условий формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ в психоневрологическом интернате для детей
2.1 Особенности организации жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях психоневрологического интерната..38
2.2 Создание экспериментальных условий для формирования
положительного отношения к труду у детей с ОВЗ 51
2.3 Результаты эксперимента и их обсуждение 54
Заключение 57
Список использованных источников 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 81
В России насчитывается около 16 млн. людей с ограниченными возможностями, т.е. более 10 процентов жителей страны. И лишь малая часть из них социально адаптирована и трудоустроена, так что проблема носит массовый характер.
В современных условиях крайне неблагоприятно складываются обстоятельства социально-трудовой адаптации выпускников детей домов - интернатов с легким и средним нарушением интеллекта. В реальной жизни на деятельности детей с нарушением интеллекта сказываются особенности их психологического и эмоционального развития: неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов и представлений. Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует, изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни возможно при наличии помощи, постоянного контроля и руководства[22].
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства людей с ОВЗ, проживающих в психоневрологических интернатах невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей людей с ОВЗ призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната. Поэтому очень важно создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей. Одна из центральных задач специальных (коррекционных) учреждений - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития. Готовить детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать интерес к разным формам труда, и развивать санитарно-гигиенические, бытовые навыки и навыки самообслуживания.
Общественно-социальное значение труда для детей с ограниченными возможностями здоровья связано с его воспитательным воздействием на развитие личности. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и нацеленность на результат, настойчивость, самостоятельность, старательность, поддержание порядка, бережливость, чистоплотность и другие.
Важно начинать работу с данной группой как можно раньше и осуществлять в процессе обучения. Процесс обучения сопровождается психотерапевтической и психокоррекционной работой.
Данная тема сегодня актуальна, т. к. в условиях проживания в психоневрологическом интернате очень сложно произвести полную и успешную социальную адаптацию детей и подростков с ОВЗ и развить у них положительное отношение к труду и трудовой деятельности.
В научной литературе исследуются различные аспекты формирование положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья, что определяется масштабностью данной проблемы. Трудовое воспитание детей всегда находилось в поле внимания педагогов и психологов.
Социальные аспекты интеллектуального недоразвития исследуются: С.С. Минухин, Д.Е.Мелехов, Д.Н.Исаев, К.С.Лебединская, О.Е.Фрейеров и др. Смысловые трактовки «отношения к труду» отражены в понятийном аппарате ряда общественных научных дисциплин: в социологии ( Г. Зиммель, М.Вебер, У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и другие); в педагогике (П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, Е.И. и др.); в психологии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)
Объект: отношение к труду у детей с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната.
Предмет: условия формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ.
Гипотеза: теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть гипотезу, что формирование положительного отношения к труду у детей будет результативным, если:
- есть опора на уже сформировавшиеся у детей трудовые навыки
- организовано обучение через игровую деятельность детей на основе применения уже имеющихся знаний, необходимости поиска новых решений, проявления инициативы, планирования своих действий
- есть связь формируемых трудовых навыков и навыков самообслуживания с реальными условиями жизнедеятельности детей. Задачи:
- провести анализ теоретического материала и психологических исследований особенностей развития детей с ОВЗ
- выявить особенности отношения к труду у детей с ОВЗ
- выявить условия формирования положительного отношения
к труду у детей с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната
- разработать и реализовать специальную программу по развитию навыков самообслуживания и по формированию положительного отношения к труду детей с ОВЗ.
Исследование проводилось на базе психоневрологического интерната №4 г. Красноярска.
В современных условиях крайне неблагоприятно складываются обстоятельства социально-трудовой адаптации выпускников детей домов - интернатов с легким и средним нарушением интеллекта. В реальной жизни на деятельности детей с нарушением интеллекта сказываются особенности их психологического и эмоционального развития: неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность, бедность сферы образов и представлений. Интеллектуальная оценка собственного опыта отсутствует, изменение рабочего или бытового стереотипа вызывает состояние растерянности, поэтому приспособление к жизни возможно при наличии помощи, постоянного контроля и руководства[22].
Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства людей с ОВЗ, проживающих в психоневрологических интернатах невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей людей с ОВЗ призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности, и требует поиска наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната. Поэтому очень важно создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей. Одна из центральных задач специальных (коррекционных) учреждений - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития. Готовить детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать интерес к разным формам труда, и развивать санитарно-гигиенические, бытовые навыки и навыки самообслуживания.
Общественно-социальное значение труда для детей с ограниченными возможностями здоровья связано с его воспитательным воздействием на развитие личности. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и нацеленность на результат, настойчивость, самостоятельность, старательность, поддержание порядка, бережливость, чистоплотность и другие.
Важно начинать работу с данной группой как можно раньше и осуществлять в процессе обучения. Процесс обучения сопровождается психотерапевтической и психокоррекционной работой.
Данная тема сегодня актуальна, т. к. в условиях проживания в психоневрологическом интернате очень сложно произвести полную и успешную социальную адаптацию детей и подростков с ОВЗ и развить у них положительное отношение к труду и трудовой деятельности.
В научной литературе исследуются различные аспекты формирование положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья, что определяется масштабностью данной проблемы. Трудовое воспитание детей всегда находилось в поле внимания педагогов и психологов.
Социальные аспекты интеллектуального недоразвития исследуются: С.С. Минухин, Д.Е.Мелехов, Д.Н.Исаев, К.С.Лебединская, О.Е.Фрейеров и др. Смысловые трактовки «отношения к труду» отражены в понятийном аппарате ряда общественных научных дисциплин: в социологии ( Г. Зиммель, М.Вебер, У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо и другие); в педагогике (П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого, Е.И. и др.); в психологии (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.)
Объект: отношение к труду у детей с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната.
Предмет: условия формирования положительного отношения к труду у детей с ОВЗ.
Гипотеза: теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть гипотезу, что формирование положительного отношения к труду у детей будет результативным, если:
- есть опора на уже сформировавшиеся у детей трудовые навыки
- организовано обучение через игровую деятельность детей на основе применения уже имеющихся знаний, необходимости поиска новых решений, проявления инициативы, планирования своих действий
- есть связь формируемых трудовых навыков и навыков самообслуживания с реальными условиями жизнедеятельности детей. Задачи:
- провести анализ теоретического материала и психологических исследований особенностей развития детей с ОВЗ
- выявить особенности отношения к труду у детей с ОВЗ
- выявить условия формирования положительного отношения
к труду у детей с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната
- разработать и реализовать специальную программу по развитию навыков самообслуживания и по формированию положительного отношения к труду детей с ОВЗ.
Исследование проводилось на базе психоневрологического интерната №4 г. Красноярска.
Одна из центральных задач специальных (коррекционных) учреждений - обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития. В соответствии с его индивидуальными особенностями; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к дальнейшей жизни с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать интерес к разным формам труда, поскольку социокультурная в единстве с трудовой деятельностью выступают тем фактором, который способствует их социализации.
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.
В процессе формирования положительного отношения к труду важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретенных умений и навыков в повседневной жизни. Как писал В. А. Сухомлинский, приобретаемые детьми трудовые навыки нельзя считать конечной целью трудового воспитания. Они - необходимое условие достижения детьми общественно значимых трудовых целей, воспитания у детей желания трудиться. Воспитывать положительное отношение к труду - значит, не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы.
Отметим, что интеллектуальное недоразвитие детей препятствует формированию трудовых навыков, что связано с тотальным недоразвитием всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. В эмоционально-волевой сфере данной категории детей существует недостаточность дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения. У подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций и действий. Однако процесс формирования умений навыков протекает медленно. В этой связи важным представляется определение ведущих мотивов трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Были изучены теоретические основы формирования положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья, изучены особенности развития детей с нарушением интеллекта. На основании этих знаний, а также изучения актуального состояния проблем формирования положительного отношения к труду у детей в условиях детского дома, определены условия формирования положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучив условия формирования положительного отношения к труду у детей и их влияния на уровень формирования положительного отношения к труду пришли к выводу,что выдвинутая гипотеза полностью нашла подтверждение в представленной работе.
Разработанная программа по формированию положительного отношения к труду и развития навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специалистами специализированных коррекционных учреждений.
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно отмечали, что детский труд должен иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Задача взрослых - раскрыть перед детьми объективную необходимость их труда и тем самым содействовать воспитанию у них чувства долга.
В процессе формирования положительного отношения к труду важно вовремя перейти от обучения трудовым навыкам к использованию приобретенных умений и навыков в повседневной жизни. Как писал В. А. Сухомлинский, приобретаемые детьми трудовые навыки нельзя считать конечной целью трудового воспитания. Они - необходимое условие достижения детьми общественно значимых трудовых целей, воспитания у детей желания трудиться. Воспитывать положительное отношение к труду - значит, не только включать детей в трудовую деятельность, но и учить их уважать труд, понимать его значение в жизни, приходить на помощь другим, не ожидая просьбы.
Отметим, что интеллектуальное недоразвитие детей препятствует формированию трудовых навыков, что связано с тотальным недоразвитием всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. В эмоционально-волевой сфере данной категории детей существует недостаточность дифференциации сложных эмоций и произвольных форм поведения. У подавляющего большинства детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций и действий. Однако процесс формирования умений навыков протекает медленно. В этой связи важным представляется определение ведущих мотивов трудовой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Были изучены теоретические основы формирования положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья, изучены особенности развития детей с нарушением интеллекта. На основании этих знаний, а также изучения актуального состояния проблем формирования положительного отношения к труду у детей в условиях детского дома, определены условия формирования положительного отношения к труду у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Изучив условия формирования положительного отношения к труду у детей и их влияния на уровень формирования положительного отношения к труду пришли к выводу,что выдвинутая гипотеза полностью нашла подтверждение в представленной работе.
Разработанная программа по формированию положительного отношения к труду и развития навыков самообслуживания у детей с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться специалистами специализированных коррекционных учреждений.
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОСОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ «СЕМЬЯ» У ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ
СОЗДАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ В ТЕХНИКЕ
«РОСПИСЬ ПО СТЕКЛУ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ОБРАЗ ДЕТЕЙ С ОВЗ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТЬЮ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ОБРАЗОВАНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2018 - Профессионально-трудовая ориентация подростков с инвалидностью в условиях реабилитационного центра
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АДАПТАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНИКУМА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности социальной адаптации подростков с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Самоотношение младших школьников в детско-родительских отношениях на примере детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



