Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ СИСТЕМЫ СПО

Работа №26871

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
568
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы развития коммуникативной компетентности у учащихся системы СПО 7
1.1 Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и
зарубежной психологии. Структура коммуникативной компетентности.
Понятие «общение» 7
1.2 Особенности юношеского возраста учащихся системы СПО 22
1.3 Особенности обучения в системе среднего-профессионального образования 27
2 Экспериментальное исследование,направленное на развитие коммуникативной компетенции 34
2.1 Первый этап: диагностика особенностей уровня коммуникативной
компетенции учащихся системы СПО 34
2.2 Описание экспериментального исследования по развитию
коммуникативной компетенции учащихся системы СПО 37
2.3 Оценка эффективности экспериментального исследования по развитию
коммуникативных компетенций учащихся системы СПО 47
Заключение 52
Список использованных источников 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) 70


Человеческое общество невозможно без общения. Общение выступает важным условием бытия людей, при отсутствии которого не сформируются не только отдельные психические функции, процессы и свойства, но и сам человек в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены контактировать,
взаимодействовать. Общается всегда человек действия, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогащать её новыми связями и отношениями между людьми.
Человек с самого момента рождения общается с другими людьми, но иногда, люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать полноправным членом общества в социуме. Другими словами, общение будет эффективно лишь в том случае, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в той или иной ситуации.
В целом, компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Таким образом, тема моего исследования является актуальной, ведь эффективность взаимодействия людей зависит от компетентности в общении, а система знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека в различных ситуациях является необходимым условием для успешной социализации учащихся техникума промышленного сервиса.
Умение общаться позволяет людям взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать другим. Студенты должны научиться слушать собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. Навыки общения важны для социальной реализации личности и для психологического удовлетворения.
Изучением проблемы коммуникативной компетентности занимался Ананьев, Андреева Г.М., Бандура А., Гришина Н.В., Куницына В.Н., Мель Ю. В., Бодалев А.А., Майерс Д. и др.
Цель исследования: исследовать условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций у учащихся системы СПО и провести апробацию специальных занятий, направленных на развитие коммуникативных компетенций.
Объект исследования - коммуникативные компетенции студентов.
Предмет исследования - развитие коммуникативных компетенций студентов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что тренинг направленный на повышение уровня коммуникативных компетенций у учащихся системы СПО будет успешно внедрен при соблюдении следующих условий:
- учет индивидуально-личностных и возрастных особенностей подростков и социальной ситуации их развития в системе СПО;
- в тренинг будут включены упражнения на развитие самопознания, сплочение группы и развитие коммуникативных навыков;
- созданы условия для переноса полученных навыков и компетенций в реальную жизнь (рефлексия, домашние задания, поддержание связей через социальные сети, опосредованный контроль).
Задачи исследования:
1. Изучить ключевые понятия темы.
2. Изучить возрастные и психологические особенности возраста исследуемой категории учащихся.
3. Теоретически смоделировать условия формирования коммуникативных компетенций учащихся системы СПО.
4. Определить уровень коммуникативной компетентности у учащихся техникума.
5. Провести тренинг на развитие коммуникативных навыков у учащихся техникума.
6. Оценить качество проведенных занятий с учащимися системы СПО.
Методологической основой исследования явились работы Л.И. Божович, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, И.В. Шаповаленко, которые занимались вопросом юношеского возраста. Л.И. Божович рассматривает юношеский возраст с точки зрения ведущей деятельности - учебно-профессиональной. И.С. Кон изучал юношеский возраст с точки зрения социальной ситуации развития, которая характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь.
По мнению И.Ю. Кулагиной, юношеский возраст характеризуется как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. В.С. Мухина изучала особенности развития самосознания в юношеском возрасте. И.В. Шаповаленко изучал данный возрастной период с точки зрения смены внутренней позиции, с изменением отношения к будущему.
Исследованием коммуникации и взаимоотношений выступают труды И.С. Кона, Д. Майерса, Р. Бернса, Р. Кочюнаса, К. Роджерса.
Что же касается исследований вопроса коммуникативных тренингов, то родоначальником принято считать, Курта Левина, известного психолога из США. Важной заслугой этого первооткрывателя тренингового движения становится основание в 1946 году Т-группы. Обучение Курта Левина способствовало тому, что люди учились общаться и взаимодействовать в группе. Также в ходе этих учений было замечено, что участники группы получают пользу от анализа собственных групповых переживаний [11].
В процессе исследования применялись следующие методы:
- анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
- тестирование;
- сравнение;
- изучение и обобщение сведений;
- тренинг.
База исследования: Красноярский техникум промышленного сервиса.
Новизна исследования заключается в том, что:
- был выявлен уровень развития коммуникативных компетенций у учащихся с помощью методики Михельсона;
- разработан и проведен тренинг, способствующий развитию коммуникативных компетенций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что мною был разработан тренинг на развитие коммуникативных навыков для учащихся системы средне-профессионального образования, который включает в себя упражнения на разные умения, необходимые для успешной социализации ребят. Тренинг может применяться в дальнейшем в школах, техникумах, колледжах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Человек, является социальным существом, и с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Этот факт определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложные в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность.
Изучив первоначальный уровень коммуникативных компетенций учащихся системы средне-специального образования, было выявлено, что он является низким. Учитывая особенности возраста и социальную ситуацию, я разработала тренинг, включающий в себя упражнения, необходимые для развития различных умений и навыков студентов.
В ходе исследования я решала ряд задач:
1 .Изучить ключевые понятия темы.
2. Изучить возрастные и психологические особенности возраста исследуемой категории учащихся.
3. Теоретически смоделировать условия формирования коммуникативных компетенций учащихся системы СПО.
4.Определить уровень коммуникативной компетентности у учащихся техникума.
5. Провести тренинг на развитие коммуникативных навыков у учащихся техникумов.
6. Оценить качество проведенных занятий с учащимися системы СПО.
Прежде всего, опираясь на теоретические основы, мною было рассмотрено ключевое понятие «коммуникативная компетенция», её структура, компоненты.
Необходимо отметить, что в последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение».
В экспериментальной части исследования была проведена диагностика уровня коммуникативных компетенций у учащихся системы СПО с помощью теста Михельсона. Было выявлено, что больше половины студентов имеют агрессивную позицию в общении.
Результаты контрольной диагностики доказали эффективность организации тренинга, направленного на повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся системы СПО. Процент агрессивной позиции в общении стал ниже, а компетентный же, наоборот, повысился.
Результатом проведенного исследования является разработанная программа упражнений для студентов средне-специального образования, имеющих трудности в общении, коммуникации.



1 Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: автореф. дисс.... канд. психол. наук / Алифанова Е.М. - Волгоград, 2005. - 14 с.
2 Антонова, О.П. Методическая разработка игрового тренинга «Эффективные приемы общения как средства коммуникации среди подростков» / Антонова О. П. // Молодой ученый. - 2014. - №6 - С. 1-11.
3 Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Андреева Г.М. - М.: МГУ, 1987. - 302 с.
4 Булыгина, Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности подростков в школьном обучении / Булыгина. Л.Н. // Образование и наука. - 2014. - № 3. - С. 26-37.
5 Бодалев, А.А. Психология общения / Бодалев А.А. - М.: Издательство Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. - 256 с.
6 Васильева, И.Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе / Васильева И. Е. // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 4. - С. 19-22.
7 Власов, П.К. Партнерское общение. Тренинг. Игры и упражнения. Методические материалы для ведущего / Власов П.К. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2014. - 172 с.
8 Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент / Воровщиков С.Г. - М.: АПК и ППРО, 2006. - 160 с.
9 Вердербер, Р. Психология общения / Вердербер Р., Вердербер К. - СПб.: Прайм, 2003. - 320 с.
10 Головко, Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности / Головко Е.А. - Ставрополь: Весть, 2008. - 20 с.
11 Громова, И.В. История возникновения и современные тенденции развития коммуникативного тренинга / Громова И. В. // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 680-683.
12 Емельянов, Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: дис... д-ра психол. наук / Емельянов Ю.Н. - Л., 1990. - 403 с.
13 Жуков, Ю.М. Коммуникативный тренинг / Жуков Ю.М. - М.: Гардарики, 2004. - 233с.
14 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Ильин Е.П. - Спб.: Питер, 2015. - 592 с.
15 Ирхин, Ю.В. Политология: Учебник / Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. - М.: Юрист, 2009. - 511 с.
16 Иванова, С.В. Профессиональное образование и занятость молодежи- глобальная проблема / Иванова С.В. // Педагогика. - 2013. - №8. - С. 43-51.
17 Куницына, В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов / Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
18 Коновалова Л.В. Коммуникативная компетенция подростков / Коновалова Л.В. // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука»/ - 2012. - №4. - C. 77-79.
19 Муравьева, И.О. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: дисс... канд. психол. наук / Муравьева, И.О. - Томск, 2005. - 158с.
20 Медникова, А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков / Медникова А.А. // Вестник ТГПУ, - 2011. - №2. - С.120-123.
21 Наливайко, Т.Е. Возрастные особенности социально
коммуникативного развития личности / Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. // Ученые записки КнАГТУ. - 2010. - №2. - C.54-59.
22 Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Обозов Н. Н.. Л.: ЛГУ, 1979. - 78 с.
23 Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Обухова Л.Ф. - М.: Мысль, 1994. - 113 с.
24 Осипова, Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: автореф. дисс. ... канд. психол. Наук / Осипова Т.Ю. - Томск, 2010. - 22 с.
25 Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Петровски Л. А. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 168 с.
26 Петрушин, С. В. Психологический тренинг в многочисленной группе (методика развития компетентности в общении в группах) / С. В. Петрушин. - М.: Акад. проект, 2007. - 256 с.
27 Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2011. - 352 с.
28 Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / Под ред. Л. И. Рюмшиной - М.: Кредо, 2015. - 144с.
29 Реан, А.А. Социальная педагогическая психология / Реан А.А., Коломинский Я.Л. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с.
30 Руденский, Е.В. Социальная психология: курс лекций / Руденский Е. В. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 224 с.
31 Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию / Сидоренко Е. В. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.
32 Суханова, К.Ю. Работа с подростками, имеющими трудности социальной адаптации / Суханова К.Ю. - 2009. - № 1. - С. 51-58/
33 Стандарты второго поколения: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 50 с.
34 Титова, С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практики / Титова С.В. - М.: МГУ, 2009. - 240 с.
35 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с сокращением срока военной службы по призыву: Федеральный закон от 6 июля 2006 г. N104- ФЗ // Российская газета. -
2006. - 10 авг.
36 Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : http ://cyberleninka.ru/article/n/model-kommunikativnoy-kompetentsii
37 Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс] : база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. - Москва, 1999. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru /article/n/obuche nie-v-shkole-kak-faktor-razvitiya-kommunikativnoy-kompetentnosti-detey-i-podrost kov.
38 Исследовано в России [Электронный ресурс] : многопредмет. науч. журн. - Электрон. журн. - Долгопрудный : МФТИ, 1998. - Режим доступа: http://edu.tltsu.ru/sites/sites_content/site1238/html/media69595/086_solovijva.pdf
39 Электронная библиотека [Электронный ресурс] : Киберленинка -
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-i-kommunikati
vnaya-kompetentnost-pedagoga-vuza.
40 Электронная библиотека [Электронный ресурс] : Киберленинка - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-vozrastnye-osobennosti- obuchayuschihsya-v-uchrezhdeniyah-spo.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ