Профессиональные кейсы как инструмент оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей
|
Введение 3
1 Методология оценивания уровня сформированности профессиональных
компетенций будущих учителей 7
1.1 Современные подходы оценивания профессиональных компетенций
будущих учителей 8
1.2 Критерии оценивания уровня сформированности профессиональных
компетенций будущих учителей в соответствии с профессиональным стандартом педагога 24
2 Оценивание профессиональных компетенций будущих учителей в
соответствии с профессиональным стандартом педагога 45
2.1 Концептуальная модель оценки уровня сформированности
профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с профессиональным стандартом педагога 45
2.2 Разработка уровневого инструментария оценки сформированности
профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и его апробация 60
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения
1 Методология оценивания уровня сформированности профессиональных
компетенций будущих учителей 7
1.1 Современные подходы оценивания профессиональных компетенций
будущих учителей 8
1.2 Критерии оценивания уровня сформированности профессиональных
компетенций будущих учителей в соответствии с профессиональным стандартом педагога 24
2 Оценивание профессиональных компетенций будущих учителей в
соответствии с профессиональным стандартом педагога 45
2.1 Концептуальная модель оценки уровня сформированности
профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с профессиональным стандартом педагога 45
2.2 Разработка уровневого инструментария оценки сформированности
профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и его апробация 60
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложения
Изменения в жизни общества, экономике, намеченных перспективах развития образования в современном обществе требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования на основе образовательных результатов обучающихся.
Приоритетным становится развивающий потенциал образовательных стандартов высшего педагогического образования на основе деятельностного подхода, являющегося также основой школьных стандартов. Реализация профессиональной подготовки будущих учителей подразумевает корректировку плана на перспективу по принципы обучения в деятельности с активной позицией обучающегося. Логика деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих учителей способствует формированию запланированных образовательных результатов,
выстраиванию профессиональной карьеры, формированию готовности к реализации профессиональных функций и действий.
Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования и переход на новые профессиональные стандарты ориентированных на компетентностный подход. Переход на компетентностно-ориентированные образовательные стандарты,
использование в практике подготовки будущих учителей подобного подхода способствует вытеснению традиционных знаниевых ориентаций образования, ведет к новому видению содержания образования, методов и технологий оценки.
Переход на новые федеральные государственные стандарты профессиональной подготовки (далее - ФГОС ВО) актуализировал перед российскими вузами сложную задачу, обеспечение получения образовательного результата через процесс формирования всех видов компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования выдвигает ряд требований к выпускникам педагогических вузов. Возникает закономерный вопрос: как это все увязать, сделать понятным, быстро, грамотно провести оценку сформированности профессиональных компетенций и при этом учесть интересы конкретных студентов и запросы работодателей.
Овладение студентами приемами будущей профессиональной деятельности позволяет студентам самостоятельно реализовывать профессиональную деятельность, формирует готовность к обучению в течение всей жизни. В основе профессиональной педагогической подготовки определено новое содержание, выделены уровни образовательных результатов, определены механизмы их формирования и оценки. В результате анализа были выделены основные виды образовательных результатов и определены критерии, сформулированы рекомендации по формированию и оценке с учётом специфики профессиональной подготовки будущих педагогов.
Понимание профессиональных компетенций в качестве образовательных результатов в контексте ФГОС ВО, делает попытку выстраивания диалога между работодателем (как заказчиком образовательного результата) и вузом (как поставщиком образовательного результата) более продуктивной.
Оценка уровня сформированности компетенций является новой для вузовской системы задачей, которую невозможно решить, используя в качестве инструмента оценки только традиционные методы контроля знаний.
На данный момент в отечественной науке нет однозначных, общепринятых методических установок по проектированию и использованию фондов оценочных средств для оценки профессиональных компетенций будущих учителей. Каждый вуз решает эту задачу самостоятельно.
Оценка профессиональных компетенций является составной частью образовательной системы и выполняет функцию контроля за получением образовательного результата, как уровня сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в процессе освоения основной образовательной программы профессиональной подготовки в вузе. Происходит разработка фондов оценочных средств, позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных профессиональных компетенций будущих педагогов на уровне «способен» и «готов».
При этом оценочные средства проектируются и апробируются посредствам привлечения к их разработке и процессу оценки работодателей, экспертов из профессиональной среды для демонстрации уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов.
Динамичные изменения, происходящие во всех сферах жизни человека, актуализируют задачу модернизации российского педагогического образования. Парадигма совершенствования содержания и технологий подготовки студентов в педагогических вузах, опираясь на современные потребности общества и педагогических учреждений, выражена в следующих документах [25]:
- концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и других концептуальных документах;
- концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и других концептуальных документах.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), необходимость реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», профессиональный стандарт педагога, расширяющийся спектр педагогических задач, новых профессиональные функции в изменяющихся условиях организации труда повышают важность проблемы всестороннего формирования у будущих учителей профессиональных компетенций [5, 7].
Результаты опросов свидетельствуют о готовности большинства образовательных организаций различного уровня к формированию социального заказа на выпускника, о востребованности профессиональных компетенций, связанных с владением технологиями организации и реализации образовательного процесса, обеспечивающих метапредметные и личностные достижения обучающихся, осуществление во взаимодействии с узкими специалистами обучения детей с особыми образовательными потребностями [8, 16].
Однако проблема оценки сформированности профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в полной мере не решена: не определена структура и содержание компонентов профессиональной компетенции будущих педагогов; нет единого подхода к выделению уровней сформированности профессиональных компетенций студентов, показателей и критериев их оценки; в недостаточной степени использованы возможности моделирования в решении данной проблемы в условиях реальных педагогических ситуаций [13].
Проблема исследования заключается в необходимости дополнения традиционной системы оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога, профессиональными кейсами для оценки уровня готовности и способности выполнения трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка и апробация профессиональных кейсов для оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей.
Объект: оценивание профессиональных компетенций будущих учителей
Предмет: профессиональные кейсы в системе оценивания
профессиональных компетенций будущих учителей
Гипотеза: внедрение профессиональных кейсов как инструмента оценки позволит диагностировать уровень сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы были сформулированы следующие задачи:
- провести анализ нормативных документов и изучить современные подходы оценивания профессиональных компетенций будущих учителей;
- выделить критерии оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога;
- разработать уровневый инструментарий оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов;
- провести апробацию разработанных профессиональных кейсов как инструмента оценивания профессиональных компетенций будущих учителей.
- разработать уровневый инструментарий оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и апробировать его.
Приоритетным становится развивающий потенциал образовательных стандартов высшего педагогического образования на основе деятельностного подхода, являющегося также основой школьных стандартов. Реализация профессиональной подготовки будущих учителей подразумевает корректировку плана на перспективу по принципы обучения в деятельности с активной позицией обучающегося. Логика деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих учителей способствует формированию запланированных образовательных результатов,
выстраиванию профессиональной карьеры, формированию готовности к реализации профессиональных функций и действий.
Одним из важных концептуальных положений обновления содержания образования и переход на новые профессиональные стандарты ориентированных на компетентностный подход. Переход на компетентностно-ориентированные образовательные стандарты,
использование в практике подготовки будущих учителей подобного подхода способствует вытеснению традиционных знаниевых ориентаций образования, ведет к новому видению содержания образования, методов и технологий оценки.
Переход на новые федеральные государственные стандарты профессиональной подготовки (далее - ФГОС ВО) актуализировал перед российскими вузами сложную задачу, обеспечение получения образовательного результата через процесс формирования всех видов компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования выдвигает ряд требований к выпускникам педагогических вузов. Возникает закономерный вопрос: как это все увязать, сделать понятным, быстро, грамотно провести оценку сформированности профессиональных компетенций и при этом учесть интересы конкретных студентов и запросы работодателей.
Овладение студентами приемами будущей профессиональной деятельности позволяет студентам самостоятельно реализовывать профессиональную деятельность, формирует готовность к обучению в течение всей жизни. В основе профессиональной педагогической подготовки определено новое содержание, выделены уровни образовательных результатов, определены механизмы их формирования и оценки. В результате анализа были выделены основные виды образовательных результатов и определены критерии, сформулированы рекомендации по формированию и оценке с учётом специфики профессиональной подготовки будущих педагогов.
Понимание профессиональных компетенций в качестве образовательных результатов в контексте ФГОС ВО, делает попытку выстраивания диалога между работодателем (как заказчиком образовательного результата) и вузом (как поставщиком образовательного результата) более продуктивной.
Оценка уровня сформированности компетенций является новой для вузовской системы задачей, которую невозможно решить, используя в качестве инструмента оценки только традиционные методы контроля знаний.
На данный момент в отечественной науке нет однозначных, общепринятых методических установок по проектированию и использованию фондов оценочных средств для оценки профессиональных компетенций будущих учителей. Каждый вуз решает эту задачу самостоятельно.
Оценка профессиональных компетенций является составной частью образовательной системы и выполняет функцию контроля за получением образовательного результата, как уровня сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в процессе освоения основной образовательной программы профессиональной подготовки в вузе. Происходит разработка фондов оценочных средств, позволяющих проводить объективную комплексную оценку сформированных профессиональных компетенций будущих педагогов на уровне «способен» и «готов».
При этом оценочные средства проектируются и апробируются посредствам привлечения к их разработке и процессу оценки работодателей, экспертов из профессиональной среды для демонстрации уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов.
Динамичные изменения, происходящие во всех сферах жизни человека, актуализируют задачу модернизации российского педагогического образования. Парадигма совершенствования содержания и технологий подготовки студентов в педагогических вузах, опираясь на современные потребности общества и педагогических учреждений, выражена в следующих документах [25]:
- концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года;
- Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы и других концептуальных документах;
- концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы и других концептуальных документах.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), необходимость реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», профессиональный стандарт педагога, расширяющийся спектр педагогических задач, новых профессиональные функции в изменяющихся условиях организации труда повышают важность проблемы всестороннего формирования у будущих учителей профессиональных компетенций [5, 7].
Результаты опросов свидетельствуют о готовности большинства образовательных организаций различного уровня к формированию социального заказа на выпускника, о востребованности профессиональных компетенций, связанных с владением технологиями организации и реализации образовательного процесса, обеспечивающих метапредметные и личностные достижения обучающихся, осуществление во взаимодействии с узкими специалистами обучения детей с особыми образовательными потребностями [8, 16].
Однако проблема оценки сформированности профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в полной мере не решена: не определена структура и содержание компонентов профессиональной компетенции будущих педагогов; нет единого подхода к выделению уровней сформированности профессиональных компетенций студентов, показателей и критериев их оценки; в недостаточной степени использованы возможности моделирования в решении данной проблемы в условиях реальных педагогических ситуаций [13].
Проблема исследования заключается в необходимости дополнения традиционной системы оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога, профессиональными кейсами для оценки уровня готовности и способности выполнения трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка и апробация профессиональных кейсов для оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей.
Объект: оценивание профессиональных компетенций будущих учителей
Предмет: профессиональные кейсы в системе оценивания
профессиональных компетенций будущих учителей
Гипотеза: внедрение профессиональных кейсов как инструмента оценки позволит диагностировать уровень сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы были сформулированы следующие задачи:
- провести анализ нормативных документов и изучить современные подходы оценивания профессиональных компетенций будущих учителей;
- выделить критерии оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессиональным стандартом педагога;
- разработать уровневый инструментарий оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов;
- провести апробацию разработанных профессиональных кейсов как инструмента оценивания профессиональных компетенций будущих учителей.
- разработать уровневый инструментарий оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов и апробировать его.
Профессиональные кейсы имеют интегративный характер, выступая в качестве инновационного инструмента оценивания профессиональных компетенции будущих учителей.
Наряду с использованием традиционных средств оценки профессиональные кейсы позволяют провести оценивание профессиональных компетенций многофункционально и надпредметно.
Таким образом, представляется крайне важным с первого семестра организовать систему оценивания профессиональных компетенций будущих педагогов инновационным инструментов в форме профессиональных кейсов.
Поэтому при оценке уровня освоения профессиональных компетенций необходимо использовать комплексные измерители, требующие включения различных оценочных средств, использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам.
Их использование на всем периоде обучения позволит провести оценку образовательных результатов, связанных как с профессиональной деятельностью будущего учителя, его культурой, а также мотивацией, ценностными ориентациями.
Комплексность оценивание профессиональной подготовки может быть дополнено методом проблемных педагогических ситуаций для измерения компетенций будущих учителей. Работая над проблемной ситуацией, студент моделирует фрагмент реальной профессиональной деятельности учителя, что является главным условием для проявления уровня сформированности профессиональных компетенций. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения имеет характер алгоритма и подходит для оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения студентов педагогических вузов.
Особенностями оценивания профессиональных компетенций будущих учителей средствами профессиональных кейсов являются:
- системный подход в использовании планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка учебных достижений на основе компетентностного подхода, характеризующегося способностью выполнять профессиональные задачи;
- уровневый подход к разработке инструментария и мониторинг процесса сформированности профессиональных компетенций;
- использование накопительной системы оценивания (Е-портфолио).
В рамках апробации разработанного инструментария было проведено квалификационное испытание для студентов института педагогики, психологии и социологии СФУ и факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева, которое включает решение профессионального кейса. Апробация инструментария была организована в компьютерных аудиториях СФУ и КГПУ. В ходе апробации инструментария приняли участие 100 студентов, в каждой группе студентов проверялись только те профессиональные компетенции, которые предполагалось сформировать в рамках реализованного периода обучения и на практике в школе.
Процент освоенных трудовых действий по профессиональному стандарту педагога в соответствии с моделью составил 79%. Также были выделены 7 наиболее сложных трудовых действий и 7 усвоенных лучше всего. Поскольку уровневая оценка должна быть системной на продолжении всего периода профессиональной подготовки, все результаты практик, теоретических дисциплин модулей и рефлексивные отзывы со стороны преподавателей системно размещаются студентом в Е-портфолио. В конечном итоге за весь период обучения студенты формируют методическое досье и получается комплексная оценка уровня освоения профессиональной компетенции будущего учителя [42,44].
Апробация предложенного инструментария показала его высокий потенциал для дальнейшего развития независимой оценки профессиональных компетенций выпускников, что позволит в дальнейшем получить объективную и достоверную информацию о качестве подготовки педагогов.
Нашу гипотезу о том, что применение профессиональных кейсов как инструмента оценки позволит диагностировать уровень сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога, можно считать подтверждённой.
В работе были решены задачи, поставленные во введении, таким образом, была достигнута цель написания выпускной квалификационной работы, а именно разработка и апробация уровневого инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей.
Наряду с использованием традиционных средств оценки профессиональные кейсы позволяют провести оценивание профессиональных компетенций многофункционально и надпредметно.
Таким образом, представляется крайне важным с первого семестра организовать систему оценивания профессиональных компетенций будущих педагогов инновационным инструментов в форме профессиональных кейсов.
Поэтому при оценке уровня освоения профессиональных компетенций необходимо использовать комплексные измерители, требующие включения различных оценочных средств, использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции аттестационных баллов по различным количественным и качественным шкалам.
Их использование на всем периоде обучения позволит провести оценку образовательных результатов, связанных как с профессиональной деятельностью будущего учителя, его культурой, а также мотивацией, ценностными ориентациями.
Комплексность оценивание профессиональной подготовки может быть дополнено методом проблемных педагогических ситуаций для измерения компетенций будущих учителей. Работая над проблемной ситуацией, студент моделирует фрагмент реальной профессиональной деятельности учителя, что является главным условием для проявления уровня сформированности профессиональных компетенций. Общая схема системы оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения имеет характер алгоритма и подходит для оценивания уровня сформированности компетенций и результатов обучения студентов педагогических вузов.
Особенностями оценивания профессиональных компетенций будущих учителей средствами профессиональных кейсов являются:
- системный подход в использовании планируемых результатов в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка учебных достижений на основе компетентностного подхода, характеризующегося способностью выполнять профессиональные задачи;
- уровневый подход к разработке инструментария и мониторинг процесса сформированности профессиональных компетенций;
- использование накопительной системы оценивания (Е-портфолио).
В рамках апробации разработанного инструментария было проведено квалификационное испытание для студентов института педагогики, психологии и социологии СФУ и факультета начальных классов КГПУ им. В.П. Астафьева, которое включает решение профессионального кейса. Апробация инструментария была организована в компьютерных аудиториях СФУ и КГПУ. В ходе апробации инструментария приняли участие 100 студентов, в каждой группе студентов проверялись только те профессиональные компетенции, которые предполагалось сформировать в рамках реализованного периода обучения и на практике в школе.
Процент освоенных трудовых действий по профессиональному стандарту педагога в соответствии с моделью составил 79%. Также были выделены 7 наиболее сложных трудовых действий и 7 усвоенных лучше всего. Поскольку уровневая оценка должна быть системной на продолжении всего периода профессиональной подготовки, все результаты практик, теоретических дисциплин модулей и рефлексивные отзывы со стороны преподавателей системно размещаются студентом в Е-портфолио. В конечном итоге за весь период обучения студенты формируют методическое досье и получается комплексная оценка уровня освоения профессиональной компетенции будущего учителя [42,44].
Апробация предложенного инструментария показала его высокий потенциал для дальнейшего развития независимой оценки профессиональных компетенций выпускников, что позволит в дальнейшем получить объективную и достоверную информацию о качестве подготовки педагогов.
Нашу гипотезу о том, что применение профессиональных кейсов как инструмента оценки позволит диагностировать уровень сформированности профессиональных компетенций будущих учителей в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога, можно считать подтверждённой.
В работе были решены задачи, поставленные во введении, таким образом, была достигнута цель написания выпускной квалификационной работы, а именно разработка и апробация уровневого инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций будущих учителей.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТУДЕНТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ КЕЙС-
ТЕХНОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование общекультурных компетенций у бакалавров направления подготовки «Экономика»
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Формирование экономической компетентности будущих педагогов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Развитие общих компетенций студентов младших курсов техникума в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2024 - Проведение аудита межпредметных результатов школьников на примере обучения дисциплинам Технология и Физика в основной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - Разработка механизмов профориентации и профессионального становления студентов педагогического вуза
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Проектная компетентность бакалавров педагогического направления в условиях практико-ориентированной подготовки в вузе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021



