ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ проблемы формирования ценностного отношения к
природе 6
1.1 Формирование ценностного отношения к природе у младших
школьников 6
1.2 Анализ существующих программ по формированию ценностного
отношения к природе 13
1.3. Применение оригами в учебном процессе 19
2 Программа кружка «Мастер оригами» 26
2.1 Пояснительная записка программы кружка «Мастер оригами» 26
2.2 Содержание программы внеурочной деятельности «Мастер оригами» 32
2.3 Экспертное заключение на программу кружка «Мастер оригами» 41
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение А 46
Приложение Б
Проблема становления ценностного сознания личности в современных условиях нестабильности видится важной и актуальной. Ядром ценностного сознания личности является система ценностных отношений (М.С. Каган, Л.Н. Столович и др.). Несмотря на то, что за последнее десятилетие в сфере образования накоплен определенный опыт внесения аксиологического компонента в образование, оно все еще в большей мере остается системой передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира и еще далеко не в полной мере ориентировано на становление ценностей.[28]
Основным вариантом решения проблем в системе «человек - природа» является, по мнению многих ученых (С.В. Алексеев, Н.М. Верзилин, С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, Т.С. Комиссарова и др.), воспитание экологической культуры, формирование нового типа экологического мышления у подрастающего поколения. Однако существование огромного количества экспериментальных образовательных программ, учебников, методических материалов по экологическому обучению и воспитанию учащихся не приносит ощутимых результатов. Сегодня реальна проблема низкой экологической культуры, как у взрослого населения, так и у учащейся молодежи. Социологические и педагогические исследования показывают, что уровень ценностного отношения к миру природы у детей невысок и постепенно снижается, начиная с младших классов.
Различные курсы, темы, касающиеся вопросов становления ценностного отношения к природе, формирования экологической культуры, инновационные образовательные учреждения экологического типа в своей основе ориентированы на воспитание человека, понимающего всеобщие взаимосвязи в природе и познании, механизмы экологических связей и последствия нарушения экологических законов, возможностей их использования в практической деятельности.
Для формирования такого отношения необходима опора на непосредственный опыт личности, чему на настоящем этапе уделяется недостаточно внимания. В школе рассматриваются глобальные экологические проблемы, которые ученик не соотносит с окружающей природной действительностью, с собственной деятельностью.[34]
Таким образом, возникает необходимость формирования ценностного отношения к природе у учащихся, а это возможно в случае наличия высокого уровня поведенческого компонента в системе ценностных отношений, который невозможно сформировать без включения детей в систему практических отношений с природой.[15]
По мнению Аляевой, предпочтение целесообразно таким педагогическим средствам, которые, во-первых, интегративны, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, находятся в поле интересов детей; в-четвертых, органически вписываются в современные образовательные системы.[13]
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка и апробация программы внеурочной деятельности «оригами», направленной на формирование ценностного отношения к природе у младших школьников.
Объект: процесс формирования ценностного отношения к природе у младших школьников
Предмет: содержание программы внеурочной деятельности «оригами», направленной на формирование ценностного отношения к природе у младших школьников
Гипотеза: программа кружка «оригами» будет способствовать формированию ценностного отношения к природе у младших школьников, если:
- на занятиях «оригами» будут проводиться тематические беседы;
- ценностное отношение к природе будет являться одной из ведущих целей учебно - воспитательного процесса.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования ценностного отношения к природе в младшем школьном возрасте;
2. Провести анализ существующих программ по формированию ценностного отношения к природе;
3. Разработать серию занятий по технологии «оригами»;
4. Оформить программу в соответствии с требованиями;
5. Организовать экспертную оценку программы
Целью настоящей работы была разработка и апробация программы кружка «оригами», направленной на формирование ценностного отношения к природе в младшем школьном возрасте.
В работе был проведен анализ литературы, посвященной проблематике формирования ценностного отношения к природе в младшем школьном возрасте. Рассмотрены понятие «ценностное отношение» и условия его формирования в младшем школьном возрасте. Также был проведен анализ существующих практик по поставленной проблематике.
На основе анализа литературы и существующих практик была разработана программа кружка «оригами», которая направлена на формирование ценностного отношения к природе в младшем школьном возрасте. В программе присутствуют отличительные особенности: тематические беседы и мини-проекты в виде выставок, посвященных актуальным экологическим проблемам.
Программа была проанализирована и оценена экспертом. Экспертом выступал учитель начальных классов из МАОУ Гимназия №11. Экспертом был сделан вывод, что программа готова к использованию в начальной школе и имеет практическую ценность.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель достигнута в полной мере.