СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ тенденций развития рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств 6
1.1 Факторы спроса и структура рынка сервисного обслуживания нефтедобычи 6
1.2 Исследование основных тенденций развития российского рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств 12
1.3 Оценка технологической зависимости инновационного развития рынка сервисного обслуживания нефтедобычи от импорта 18
2. Исследование перспектив развития рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств Томской области 23
2.1 Анализ структуры и потенциала развития нефтедобывающей отрасли Томской области 23
2.2 Анализ конкурентной среды рынка сервисного обслуживания
нефтедобывающих производств 33
2.3 Оценка производственного потенциала, конкурентоспособности и
перспектив развития региональных предприятий сервисного обслуживания нефтедобычи 44
3 Оценка потенциала рынка сервисного обслуживания нефтяных скважин Томской области 57
3.1 Оценка потребности и платежеспособного спроса на рынке
сервисного обслуживания нефтяных скважин 57
3.2 Формирование необходимых условий для промышленных
предприятий Томской области в целях удовлетворения платежеспособного спроса на обслуживание нефтяных скважин 65
3.3 Разработка рекомендаций по усилению конкурентных преимуществ
региональных предприятий сервисного обслуживания нефтедобычи и оценка их эффективности 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Будущее российской нефтегазовой промышленности, ее конкурентоспособность на мировом рынке все в большей степени определяется эффективностью применяемых технологий, методов разведки, разработки и эксплуатации месторождений, уровнем технического обслуживания.
Накопленный мировой опыт капитализации нефтегазодобывающих компаний, обеспечивающий снижение затрат, связанных с добычей углеводородов, обусловил вывод отечественными предприятиями энергетического комплекса из своего состава непрофильных активов. В условиях конкуренции привлекать сторонние структуры для организации процесса добычи оказалось гораздо эффективнее, чем содержать собственные сервисные подразделения. Таким образом, появилось и продолжает появляться множество сервисных организаций, оказывающих услуги в области нефтегазодобычи. Взаимная интеграция сервисных и добывающих компаний базируется на обслуживании потребностей предприятий нефтегазового сектора, на высокой доле наукоемких и специальных видов работ, на потребностях в значительных инвестиционных ресурсах. Наличие платежеспособного спроса на сервисные услуги подтверждается распространяющейся практикой сотрудничества крупнейших отечественных нефтяных компаний с иностранными сервисными компаниями.
Значительный объем услуг нефтяного сервиса приходится на строительство нефтяных и газовых скважин. В настоящее время в этой сфере деятельности нефтегазодобывающих компаний применяются два подхода к организации работ: строительство скважин «под ключ» и на условиях раздельного сервиса. При первом, традиционном подходе реализация проекта строительства скважин находится на попечении у генерального подрядчика, который на условиях субподряда может привлекать сторонние сервисные организации. Во втором случае компания-заказчик путем проведения тендеров отбирает сервисные предприятия, которые предлагают интересные решения и необходимые технологии для их реализации, способны обеспечить наиболее высокое качество работ по приемлемой для заказчика цене. При этом предметом тендеров является как выполнение отдельных видов работ цикла строительства скважин, так и поставка буровых растворов, долот, забойных двигателей и др.
Эффективное взаимодействие компаний-заказчиков и специализированных подрядных организаций во многом обеспечивается наличием у работников знаний в области организации и управления буровым производством в условиях сервисного обслуживания.
Модернизация и техническое перевооружение действующих производств в сфере нефтедобычи, развитие производственной и инженерной инфраструктуры нефтедобывающей отрасли в Томской области вызывает необходимость развития сферы обслуживания нефтяных скважин и оценки ее потенциала.
Вышесказанным и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы была поставлена цель: оценить потенциал рынка сервисного обслуживания нефтяных скважин Томской области.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть факторы спроса и структуру рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств;
- исследовать основные тенденции российского рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств;
- исследовать перспективы развития рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств Томской области;
- оценить необходимые условия для развития рынка сервисного обслуживания нефтяных скважин Томской области;
- разработать рекомендации по усилению конкретных предприятий сервисного обслуживания нефтедобычи и оценить их эффективность
В первой главе работы проведен анализ тенденций развития рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств.
На развитие российского рынка нефтесервисных услуг оказывает влияние целая группа как внешних, так и внутренних факторов. Одними из ключевых внешних факторов являются объемы добычи нефти и газа. С увеличением добычи растет спрос на услуги по разведочному и эксплуатационному бурению, геофизические услуги и т. д.
Одним из ключевых внутренних факторов развития рынка нефтесервисных услуг является его структура. Российский рынок представлен несколькими группами участников: частными компаниями, нефтесервисными подразделениями нефтегазовых корпораций и зарубежными корпорациями. Выделение нефтесервисных компаний в отдельные предприятия сопряжено с рисками, которые влияют на деятельность ВИНКов и всего нефтегазового комплекса.
Следующим внешним фактором развития рынка нефтесервисных услуг являются меры государственного регулирования. При этом на развитие рынка оказывают непосредственное воздействие государственная политика как в области регулирования рынка нефтесервисного рынка, так и нефтегазовой отрасли в целом.
Следующим важным внутренним фактором является уровень подготовки и квалификации персонала нефтесервиса.
К отечественным сервисным предприятиям, обслуживающим российский НГК, относятся самостоятельные, автономно работающие предприятия, филиалы и «дочки» вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), а также в составе совместных предприятий и территориальных промышленных кластеров.
Во второй главе работы проведено исследование перспектив развития рынка сервисного обслуживания нефтедобывающих производств Томской области.
В соответствии со Стратегией развития Томской области и Энергетической стратегией Томской области на период до 2020 г. нефтегазовый сектор остается в статусе базовой отрасли экономики наряду с другими приоритетными направлениями, такими как информационные технологии, научно-образовательный комплекс, сельское хозяйство и лесопромышленный комплекс.
Ежегодно около двадцати одного процента налоговых поступлений в бюджетную систему Томской области обеспечивают нефте- и газодобывающие предприятия, кроме того, еще 19 % бюджетных доходов дают предприятия, сопровождающие деятельность нефтегазового сектора.
Конкурентные преимущества и слабости сервисных нефтегазовых компаний Томской области заключаются в следующем:
Сервисные нефтегазовые компании страдают из-за дискриминации при доступе к рынкам сбыта, обусловленной существующими в России ограничениями на экспорт сырой нефти. ВИНК здесь в более выгодной ситуации, чем ННК. Их суммарный Малые нефтяные компании обладают определенными конкурентными преимуществами, позволяющими им успешно осуществлять свою деятельность и развиваться.
7. ННК отличает гибкость и мобильность - ведь малой компании проще корректировать свои планы и вносить изменения в свою деятельность в постоянно меняющейся окружающей бизнес среде.
8. Единственным товаром ННК является сырая нефть, в свою очередь, монотоварный характер производства способствует сокращению издержек.
9. Индивидуальный подход к разработке каждого месторождения позволяет достичь более высокой эффективности деятельности.
10. Использование инновационных технологий, столь необходимых при работе на сложных месторождениях, повышает общую рентабельность деятельности ННК.
11. Как и для любой малой компании, ННК имеют возможность экономии на административных расходах.
12. В небольших компаниях эффективнее коммуникация между руководителями и подчиненными, что позволяет достичь большей эффективности.
Вместе с тем, деятельность ННК осложняется рядом принципиальных проблем.
- Работа на истощенных месторождениях и трудноизвлекаемых запасах определяет высокую себестоимость добычи нефти. Так, у мелких и средних компаний почти в два раза больше расходов на обслуживание скважин, чем у крупных.
- Особенность работы с трудноизвлекаемыми запасами заставляет вкладывать значительные средства в новое оборудование. Для повышения отдачи пластов необходимо проводить дорогостоящие работы по интенсификации добычи. Все вместе это заметно понижает уровень капиталоотдачи.
- Сервисные компании страдают из-за дискриминации при доступе к рынкам сбыта, обусловленной существующими в России ограничениями на экспорт сырой нефти. ВИНК здесь в более выгодной ситуации, чем ННК. Их суммарный экспорт достигает 70-80% общей добычи. Ведь они экспортируют не только сырую нефть, но и нефтепродукты. Малым же предприятиям приходится сдавать оставшуюся после экспорта нефть на НПЗ вертикально интегрированных компаний по демпинговой цене. К тому же для ННК затруднен доступ к транспортной инфраструктуре, являющейся собственностью ВИНК и Транснефти.
- На сервисные компании приходится избыточная налоговая нагрузка.
Малые и средние предприятия платят в 1,5 раза больше рентных платежей,чем в целом по нефтегазовой отрасли, поскольку в РФ (как, впрочем, и в некоторых других странах) рентные платежи исчисляются без учета качества месторождений. Напротив, крупные добытчики, используя заниженные внутрикорпоративные цены, сильно занижают налоговые платежи.
Еще одна проблема касается нехватки кадров, поскольку месторождения в основном находятся в небольших городах, промышленных зонах.
В третьей главе работы проведена оценка потенциала рынка сервисного обслуживания нефтяных скважин Томской области.
Сервисные предприятия являются сегодня одними из главных движущих сил инновационного развития региональных ТЭК. Их основная задача - обеспечить стабилизацию добычи в старых провинциях, ускорить вовлечение в разработку нерентабельных площадей с трудноизвлекаемыми запасами, что требует применения новых технологий. Инновационное обновление позволяет региональным сервисным предприятиям конкурировать с иностранными и выходить на новые (в том числе зарубежные) рынки.
К сервисным услугам относятся услуги, являющиеся специфическими для нефтегазовой отрасли и которые востребованы нефтегазовыми компаниями, а также общие услуги, которые востребованы всеми предприятиями, задействованные в реализации нефтегазовых проектов: изготовление металлоконструкций, поставки оборудования, транспорт, логистика, информационные услуги и т.д.
Концентрация оборудования, технологий, финансовых и кадровых ресурсов, научно-исследовательских разработок в крупные компании позволит предоставлять комплексные сервисные услуги, что, несомненно, обеспечит конкурентоспособность, поможет привлечь значительные инвестиции в данный сектор экономики, позволит повысить ликвидность и финансовую маневренность объединенной компании, повысит собираемость налогов.
Для повышения эффективности Томских нефтесервисных компаний необходима работа по следующим направлениям:
- увеличение выручки на единицу оборудования;
- снижение непродуктивного времени, увеличение коммерческой скорости бурения, уменьшение количества простаивающего оборудования, увеличение межремонтного периода;
- увеличение парка активных буровых установок, обеспечение доступа к целевым технологиям;
- географическая специализация;
- персонал: обучение, компетенции, лидерство, дисциплина, мотивация;
- управление качеством, анализ причин/следствий, планирование, инжиниринг и управление проектами, управление активами и профилактика, управление рисками, управление системой снабжения;
- модернизация и стандартизация оборудования; технологии, «за¬точенные» под рынок;
- повысить рентабельность предприятия, увеличение средней выручки на сотрудника, улучшение управления системой материально- технического обеспечения;
- управление ликвидностью: уменьшение запасов, агрессивная политика по дебиторской задолженности, эффективное выставление счёт- фактур.
Развитие потенциала рынка сервисного обслуживания нефтяных скважин Томской области будет способствовать развитию региона, что благоприятно скажется на росте экономики всей страны.
1. О Стратегии развития Томской области до 2020 года (с изменениями на 25 октября 2012 года)
2. Александров В. Готовность номер один. Нефтегазовый сервис восстанавливает свой докризисный потенциал // Нефть России. Нефтяной сервис. - 2014. - № 1 (8). - С. 18-21.
3. Ашрафъян И.О, Лебедев О., Саркисов Н.М. Совершенствование конструкции забоев скважин. - М.: Недра, 2013. - 852 с.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.
5. Баграмов Р.А. Буровые машины и комплексы: Учебник для вузов. - М.: Недра, 2015. - 501 с.: ил.
6. Баграмов Р.А. Машины и оборудования для бурения нефтяных и газовых скважин. Расчет на прочность: Учебное пособие. - М.: ГАНГ им. И.М. Губкина, 2012. - 88 с.
7. Байков Н. М., Байкова Е. Н. Перспективы разработки месторождений сланцевой нефти // Нефтяное хозяй-ство. - 2013. - № 5. - С. 120-123.
8. Баландина А. С. Реформирование системы налоговых льгот нефтегазового сектора России // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №4. - С. 110-115.
9. Баскаев К. Бурная работа. Нефтегазовый сервис пострадал от финансового кризиса не так сильно, как опасались игроки рынка // Нефть России. Нефтяной сервис. - 2015. - № 1 (7). - С. 16-22.
10. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник. - М.: КноРус, 2015. -400с.
11. Булатов А.И. и др. Техника и технология бурения нефтяных и газовых скважин: Учебник для ВУЗов - М: ООО «Недра - Бизнесцентр» 2013- 1007 с.
12. Буровые комплексы / под общей ред. К.П.Порожского. Екатеринбург, издательство УГГУ, 2013 - 768 с.
13. Воробьев Ф. Большое будущее для малой нефти? // Нефть России. - 2014. - № 1-2. - С. 20-24.
14. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. 3-е изд. - М.: ЮНИТИ,2012. -400с.
15. Горбатиков ВА., Пальянов А.П. Модернизация систем ППД1/Нефтяное хозяйство. —М.:, 2014,с.82-83.
16. ГринкевичЛ. С., ШарфИ. В. Эффективная система налогообложения в недропользовании. Критерии фор-мирования и показатели оценки // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 327 (окт.). - С. 135-139.
17. Дебердиева Е.М., Ленкова О.В. Корпоративная стратегия развития нефтегазовой компании / отв. ред.А.Г. Коржубаев. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2011. - 168 с.
18. Дебердиева, Е. Интерактивное планирование деятельности предприятия / Е.М. Дебердинва, С.Н. Зольникова, А.Р. Фатыхов // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием: материалы заоч. всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием. - Тюмень, 2014. - С. 111-114
19. Дудырева Н.В. Исследование отрасли нефтесервисных услуг в России. Сервис. - М.: Республика, 2014. - С. 180-210.
20. Журнал «Бурение и нефть» Электронный ресурс. Режим доступа: http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2)
21. ИльинаГ. Ф., Ильин Н.Н. Текущая ситуация в сфере геологоразведочных работ на территории Томской области // Молодой ученый. - 2014. № 13. - С. 104 -107.
22. Ильинский А. А., Шамалов Ю. В., Приоритетные стратегические инициативы развития нефтегазового комплекса Российской Федерации// Проблемы современной экономики/ 2014 г. - N 4 (28)
23. Кадышева О.В. От сырьевой ориентации российской экономики к ориентации технологической: факторы нефтесервиса. - Нефтегазовое дело. - 2007. URL: http://www.ogbus.ru/authors/Kadysheva/Kadysheva_1 .pdf (дата обращения 23.02.2016)
24. Коржубаев А.Г. Закономерности глобального энергообеспечения и нефтегазовая политика России // ЭКО. 2015. № 10. С. 140 - 150.
25. Коржубаев А.Г. Нефтегазовый комплекс России в условиях трансформации международной системы энергообеспечения / Науч. ред. А.Э. Конторович. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2014.
26. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В. Анализ тенденций развития нефтяного комплекса России: количественные оценки, организационная структура // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2015. № 3. С. 57 - 68.
27. Костюченко СВ., Ямпольский В.З. Мониторинг и моделирование нефтяных месторождений. -Томск: Изд-во НТЛ, 2014.- 246 с.
28. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Маркетинг. Ростов - на - Дону: Издательский центр «МарТ», 2014.- 325 с.
29. ЛевинбукМ. И., Котов В. Н. Изменение структуры потребления основных энергоносителей в США - один из вызовов энергетической безопасности России // Мир нефтепродуктов. - 2013. - № 9. - С. 3-14.
30. Маркетинг. Учебник для студентов бакалавриата. под ред. И. В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. -576 с.
31. Московский гос. ун-т. URL:
http://www.pandia.ru/text/77/244/50333.php(дата обращения: 15.02.2016)
32. Норенков И.П. Основы автоматизированного проектирования: Учеб. для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГТУ им.Н.Э.Баумана,2013. - 430 с.
33. Рогачев Н. Особый путь российского ТЭКа.// Деловые люди,2015. - №6. - С.54-67
34. Рохлин С. М., Рыженков И. И., Фетисов А. А. Экономика рационального использования нефтяных ресурсов недр.- М.: Недра, 2014.¬236с.
35. Симонян О. Р. Отрасль вновь на пороге перемен// Нефть России, 2015.-№6-С 11-23
36. Системный подход в экономике и организации производства / Валуев С.А. и др. - Л.: Политехника, 2013. - 398 с.
37. Стратегическое планирование в управлении нефтегазовым комплексом России / Жалнерович М.П., Злотникова Л.Г. и др. - М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2015. - С.26-31
38. Сургучев М.Л., Горбунов А.Т., Цынкова О.Э.. и др. /РД39-1-72— 78.Руководство попроектированию и применению циклического заводнения. /- ВНИИ, 2013. - 100с.
39. Сюмак Т. А. Стратегическое планирование: методические аспекты определения инвестиционной привлекательности отрасти// Экономика и управление нефтегазовой промышленности, 2015.-№8-с. 18-26.
40. Телегина Е. А. Вертикальная интеграция и привлечение финансовых ресурсов в нефтегазовом комплексе// Деньги и кредит, 2015.- №12. - С.34-41
41. Телегина Е. А., Соломатина Н. А. Стратегии управления и преобразования организационных структур российских нефтяных компаний// Нефть, газ и бизнес, 2015.-№4-с. 18-23.
42. Тирон Д.В., Павловская А.В. Проблемы развития нефтегазового сервиса. Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов : сборник статей 13-ой Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний, 2014. - С. 114-117.
43. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов .- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2014.- 576с.
44. Федоров В. Нефтяная промышленность Томской области // Нефтяное хозяйство, 2016-№6-с.15-17
45. Фесенко В. Нефтегазовый комплекс - оборудование, технологии и видение развития // ТЭК. Стратегия раз-вития. Информационно¬аналитический журнал. - 2014. - № 3. - С. 22-25.
46. Филиппов В. П. Аксенов А. А., Гомзиков В. К. Состояние и тенденции развития сырьевой базы добычи нефти в Томской области // Нефтяное хозяйство, 2015.-№9-С.41-43.
47. Фомченкова Л. В. Стратегическое позиционирование бизнеса в условиях экономического кризиса// Менеджмент в России и за рубежом,2016.-№2-с. 133.
48. Фурсов В. Я., Стасенков В. В. Оптимизация процессов геологоразведочных работ на нефть: Обзор. Сер.: «Нефтегазовая геология и геофизика».- М.: ВНИИОЭНГ, 2015. - 189 с.
49. Халимов Э. М., Гомзиков В. К., Фурсов А. Я. Управление запасами нефти.-М.: Недра, 2014. - 213 с.
50. Черный Ю. И. Проблемы эффективного функционирования вертикально - интегрированных нефтяных компаний Томской области// Экономика и управление нефтегазовой промышленности, 2015.-№7-8-с.24-41
51. ШарфИ. В. Анализ структуры финансирования геологоразведочных работ в регионах Восточной Сибири // Нефтегазовое дело. - 2014. - № 1. - С. 196-202.