Введение
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 6
1.1 Познавательная активность младших школьников как предмет психолого - педагогического анализа 6
1.2 Способы формирования познавательную активность у младших
школьников в условиях внеурочной деятельности 15
1.3 Изучение уровня сформированности познавательной активности у
младших школьников 23
2. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности 31
2.1 Использование игр-бесед с целью развития познавательного
интереса у младших школьников 32
2.2 Проведение игр - предположений с целью постановки проблемы и
открытия школьниками последовательности действий по её решению 38
2.3 Организация квеста «Любопытный путешественник» с целью
использования открытой последовательности действий в аналогичных ситуациях реальной жизни 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список используемых источников 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60
ПРИЛОЖЕНИЕ В 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 68
ПРИЛОЖЕНИЕ З 69
ПРИЛОЖЕНИЕ И 70
Актуальность исследования. ФГОС начального общего образования выдвигает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые включают в себя формирование основ умения учиться и способность к организации своей деятельности; сформированность мотивации к обучению и познанию, а также готовность и способность обучающихся к саморазвитию [35]. На основании этого можно утверждать, что проблема формирования познавательной активности младших школьников является в настоящее время одной из наиболее актуальных. Познавательная активность необходима ребёнку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, приобрести такие качества, как инициативность и самостоятельность, найти своё место в жизни.
Проблема формирования познавательной активности личности в силу своей практической значимости постоянно обращала на себя внимание великих ученых. Своими корнями история формирования и развития познавательной активности уходит в далекое прошлое. Великий чешский педагог и мыслитель XVII века Я. А. Коменский считал проблему формирования познавательной активности одной из основополагающих при формировании личности обучающегося. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. И. Г. Песталоцци и А. Дистервег говорили о том, чтобы школьник не только получал, но и искал знание.
A. M. Пышкало, Л. П. Стойловой, М. Н. Скаткиным [31], Д. Б. Элькониным. Вопрос о средствах формирования познавательной активности решался в рамках проблемы активизации учения, исследованной в трудах
B. C. Данюшенкова, Е. В. Коротаевой, В. И. Лозовой [21], A. B. Троцко, Т.И.Шамовой [38] и др. А. В. Сластенин отмечал, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением школьника к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний, умений, навыков, их активностью.
Цель исследования: выявить средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности и опытно - экспериментальным путем проверить их результативность.
Объект исследования: формирование познавательной активности у младших школьников.
Предмет исследования: средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Гипотеза: формирование познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности будет более результативным, если выявить и реализовать следующие средства:
- использование игр - бесед с целью развития познавательного интереса у младших школьников;
- проведение игр - предположений с целью постановки проблемы и открытия школьниками последовательности действий по её решению;
- организацию квеста «Любопытный путешественник» с целью использования открытой последовательности действий в аналогичных ситуациях реальной жизни.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Исследовать теоретические предпосылки проблемы познавательной активности младших школьников.
2. Выявить особенности формирования познавательной активности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
3. Изучить уровень сформированности познавательной активности у младших школьников.
4. Выявить средства формирования познавательной активности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
5. Проверить опытно - экспериментальным путем результативность выявленных средств формирования познавательной активности младших школьников в условиях внеурочной деятельности.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования познавательной активности младших школьников; эмпирические - педагогический эксперимент, беседа, опрос; статистические - качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №151»
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, рисунками.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности позволило нам сделать следующие выводы.
Познавательная активность - качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей.
Нами были выделены четыре основных структурных компонента познавательной активности младших школьников: эмоционально-волевой, мотивационно-целеполагающий, содержательно - операциональный и оценочно-регулирующий.
Мы определили уровни познавательной активности: репродуктивный, интерпретирующий и творческий.
Формирование познавательной активности у младших школьников носит поэтапный характер, поэтому нами были определены данные этапы: начальный этап (появление познавательного интереса), поисковый этап (постановка проблемы и выявление последовательности действий решения) и испытательный этап (применение полученных знаний на практике).
Для выявления исходного уровня сформированности познавательной активности у младших школьников использовалась разработанная нами беседа. Для выявления уровня сформированности мотивационного компонента познавательной активности у младших школьников нами использовалась методика диагностики направленности учебной мотивации Т. Д. Дубовицкой.
Нами было установлено, что у большинства детей преобладает интерпретирующий уровень сформированности познавательной активности.
Мы выделили следующие средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности: использование игр - бесед с целью развития познавательного интереса у младших школьников; проведение игр - предположений с целью постановки проблемы и открытия школьниками последовательности действий по её решению; организацию квеста «Любопытный путешественник» с целью использования открытой последовательности действий в аналогичных ситуациях реальной жизни.
Эффективность разработанных средств в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности познавательной активности в экспериментальной группе.
В целом решение задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось выявить и реализовать средства формирования познавательной активности у младших школьников в условиях внеурочной деятельности, и проверить их результативность опытно - экспериментальным путём. Полученные нами результаты доказывают, что реализация этих средств способствовала повышению познавательной активности у младших школьников и что, на наш взгляд, будет благотворно влиять на учебный процесс.
1) Аристова, Л. И. Активность учения школьников / Л.И. Аристова // М. : Просвещение, 1968. - 140 с.
2) Бисалиев, Р. В. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов / Р. В. Бисалиев, О. А. Куц, И. А. Кузнецов, И. Ф. Деманова // Современные наукоемкие технологии. - 2007. - № 5. - 82 с.
3) Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте // Психологические исследования. - М. : «Просвещение». - 1968. - 350 с.
4) Борзова, Л. П. Игры на уроке истории / Л. П. Борзова // Методическое пособие для учителя. - М. : 2001. - 160 с.
5) Вишнякова, С. М. Познавательная активность [Электронный ресурс] /
С. М. Вишнякова // Словарь профессионального образования. - М. : НМЦ СПО, 1999. - Режим доступа:
http://professional_education.academic.ru/1991/ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ_АКТИВНОСТЬ
6) Ганелин, Ш. И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе / Ш. И. Ганелин // Л. : ЛТУ, 1982. - 250 с.
7) Головин, С. Ю. Проблемное обучение [Электронный ресурс] /
С. Ю. Головин // Большая психологическая энциклопедия. - М. : АСТ, Харвест. - 1998. - Режим доступа:
http://psychology.academic.ru/1835/проблема
8) Григорьев В. И., Малинина С. В. Олимпийское образование студентов: теория, методика, практика / И. В. Григорьев // Педагогический терминологический словарь. - СПб. : 2002. - С. 187
9) Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. - 2002. - №2. - с.42-46.
10) Жданова, О. В. Использование квест-технологий в инклюзивной подготовке бакалавров психолого-педагогического образования / О. В. Жданова // Специальное образование. - 2014.
11) Жораева С, Ибрагимова У, Бейсенбаева Б, Аманбеккызы Ж Пути формирования познавательной активности младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. - № 3-4. - 2015.
12) Зубкова, Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Татьяна Ильинична Зубкова - Екатеринбург, 1993. - 21 с.
13) Иванова В. А., Левина Т. В. Педагогика [Электронный ресурс] / Электронный учебно-методический комплекс. - 2006. - Режим доступа: http: //www.kgau.ru/distance/mf_01 /ped-asp/01_01.html
14) Каган, М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) / М.С. Каган // М. : Политиздат, 1974. - 328 с.
15) Карпенко, Л. А. Активность [Электронный ресурс] / Л. А. Карпенко,
А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский // Краткий психологический словарь, Ростов-на-Дону : «ФЕНИКС» 1998. - Режим доступа:
http://psychology.academic.ru/61/активность
16) Кирилина, М. А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения / М. А. Кирилина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2015. - № 1 (9). - C. 31-35.
17) Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров // - М. : Академия. - 2005.
18) Красновский, Э. А. Показатели в образовании / Э. А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. С. 53-57
19) Леонтович, А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. -1999. - № 10 - С.152- 158.
20) Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И. Лисина // Под ред. А. Г. Рузской. - М. - Воронеж, 1997. - 384 с.
21) Лозовая, В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Лозовая. - Харьков, 1990. - 357 с.
22) Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - №1. - 2010
23) Морозова, И. С. Познавательная активность младших дошкольников / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. -162-165 с.
24) Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников // Журнал прикладной психологии. - 2003. - № 2. - 234 с.
25) Нефедова, А. Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании. Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 3. - С. 19-22
26) Подборка логических задач с «детективным» уклоном [Электронный ресурс] // Сайт логических задач. - Режим доступа: http://vamike.ru/index.html
27) Поздеева С. И., Кузнецова Т. В. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2. - С. 62.
28) Пряжникова, О. В. Игра // Эксперимент и инновации в школе. - №6. - 2009. - С. 79
29) Редковец, И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И. А. Редковец // Волгоград : Изд-во ВГПИ, 1986 - 88 с.
30) Семенова, Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - № 11. - 2012.
31) Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. - М. : Педагогика, 1971. - 206 с.
32) Сластенин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л. С. Подымова // М. : Магистр. - 1997.
33) Слоун, П. М. Детективные задачки на нестандартное мышление [Электронный ресурс] / П. М. Слоун // Книжный архив. - 2006. - Режим доступа:http://fanread.ru/book/download/9895504/
34) Сухомлинский, В. А. Мотивация младших школьников [Электронный ресурс] / В. А. Сухомлинский // Методический сборник. - Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/126885-pall.html
35) ФГОС Начального общего образования (1-4 Кл) [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373 (в ред. от 31.12.2015) // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922
36) Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов // М. : Юристь, 1997 - 512 с.
37) Чаденкова, О. А. Психолого-педагогические особенности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов: Дис. канд. психол. Наук : 19.00.07 / Оксана Александровна Чаденкова. - Самара. - 2003. - 158 с.
38) Шамова, Т. И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова // М. : Педагогика, 1982 - 209 с.
39) Щетинина, В. В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В. В. Щетинина // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 4. - С. 441-444.
40) Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина // М. : Просвещение, 1979 - 160 с.