Применение облачных технологий при изучении вопросов социальной информатики в 11 классе
|
Введение
1. Теоретические аспекты методики преподавания социальной информатики
в старшей школе 7
1.1. Возрастные особенности обучающихся старшей школы 7
1.2. Особенности обучения вопросам социальной информатики
в условиях ФГОС 13
1.3. Облачные технологии как средство обучения вопросам социальной
информатики 28
2. Методическое планирование серии уроков по социальной информатике
с использованием облачных технологий 37
2.1. Проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе..37
2.2. Методическое планирование системы уроков по социальной
информатике в 11 классе 48
2.3. Экспертная оценка методического планирования системы уроков
по социальной информатике в 11 классе 62
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение
1. Теоретические аспекты методики преподавания социальной информатики
в старшей школе 7
1.1. Возрастные особенности обучающихся старшей школы 7
1.2. Особенности обучения вопросам социальной информатики
в условиях ФГОС 13
1.3. Облачные технологии как средство обучения вопросам социальной
информатики 28
2. Методическое планирование серии уроков по социальной информатике
с использованием облачных технологий 37
2.1. Проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе..37
2.2. Методическое планирование системы уроков по социальной
информатике в 11 классе 48
2.3. Экспертная оценка методического планирования системы уроков
по социальной информатике в 11 классе 62
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение
Актуальность. Информатизация образования в настоящее время является необходимым условием поступательного развития общества. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов.
Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Школьный курс социальной информатики дает учащимся не только необходимые знания о новой среде обитания людей в информационном обществе, но также формирует у них информационную культуру и информационное мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизни и деятельности самого человека; значительно расширяя рамки раздела «Основы теории информации» школьного курса информатики.
Методика преподавания линии социальной информатики в школе определяет следующие цели обучения:
- учебная цель — формирование представлений о процессе информатизации общества и его влиянии на общество и человека;
- развивающая цель — формирование основ научного мировоззрения, информационной картины мира;
- воспитательная цель — формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде [11].
В педагогической практике теорией информатизации образования занимались С.А. Бешенков, Б.С. Гершунский, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов и др. Вопросы социальной информатики, как учебной дисциплины, рассматривали А.Д. Урсул, А.И. Ракитов, К.К. Колин и др.
С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [18].
Облачные технологии дают возможность школьникам взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников независимо от их местоположения. Данные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления. Именно облачные технологии позволят знанию преодолеть существующие барьеры: географические, технологические, социальные.
Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению облачных технологий при изучении социальной информатики в старшей школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старшей школе.
Предмет исследования: облачные технологии как средства изучения вопросов социальной информатике в старшой школе.
Гипотеза исследования: организация обучения вопросам социальной информатики в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если:
1) виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций;
2) в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий;
3) будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности обучающихся старшей школы.
2. Выделить особенности обучения вопросам социальной информатики в условиях ФГОС.
3. Обосновать использование облачных технологий в обучении вопросам социальной информатики.
4. Обозначить актуальные проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе.
5. Разработать методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и методические рекомендации по организации уроков.
6. Провести экспертную оценку разработанной системы уроков и методических рекомендаций по организации уроков по социальной информатике в 11 классе.
Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Школьный курс социальной информатики дает учащимся не только необходимые знания о новой среде обитания людей в информационном обществе, но также формирует у них информационную культуру и информационное мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизни и деятельности самого человека; значительно расширяя рамки раздела «Основы теории информации» школьного курса информатики.
Методика преподавания линии социальной информатики в школе определяет следующие цели обучения:
- учебная цель — формирование представлений о процессе информатизации общества и его влиянии на общество и человека;
- развивающая цель — формирование основ научного мировоззрения, информационной картины мира;
- воспитательная цель — формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде [11].
В педагогической практике теорией информатизации образования занимались С.А. Бешенков, Б.С. Гершунский, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов и др. Вопросы социальной информатики, как учебной дисциплины, рассматривали А.Д. Урсул, А.И. Ракитов, К.К. Колин и др.
С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [18].
Облачные технологии дают возможность школьникам взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников независимо от их местоположения. Данные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления. Именно облачные технологии позволят знанию преодолеть существующие барьеры: географические, технологические, социальные.
Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению облачных технологий при изучении социальной информатики в старшей школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старшей школе.
Предмет исследования: облачные технологии как средства изучения вопросов социальной информатике в старшой школе.
Гипотеза исследования: организация обучения вопросам социальной информатики в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если:
1) виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций;
2) в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий;
3) будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности обучающихся старшей школы.
2. Выделить особенности обучения вопросам социальной информатики в условиях ФГОС.
3. Обосновать использование облачных технологий в обучении вопросам социальной информатики.
4. Обозначить актуальные проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе.
5. Разработать методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и методические рекомендации по организации уроков.
6. Провести экспертную оценку разработанной системы уроков и методических рекомендаций по организации уроков по социальной информатике в 11 классе.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Среди возрастных особенностей старшеклассника можно выделить следующие: возникновение качественно нового содержания учебной деятельности (появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения; основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат); формируется своеобразная форма учебной деятельности (самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение; учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников; характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. В силу особенностей возраста старшие школьники готовы работать с новыми компьютерными технологиями, в том числе и с облачными технологиями, т.к. облачные технологии предоставляют новые возможности по организации взаимодействия, расширению круга сверстников, выполнению коллективных работ и т.д.
2. Изучение закономерностей протекания информационных процессов в
социальных системах связано со становлением новой области информатики — социальной информатики. Линия социальной информатики в современном курсе информатики в школе раскрывает сущностные характеристики и закономерности развития информационных процессов, связанных с глобальным распространением обществе информационных и
коммуникационных технологий. Актуальность изучения линии социальной информатики в курсе информатики в школе связана с необходимостью: формирования информационной культуры как части общей культуры личности; формирования основ научного мировоззрения учащихся, их информационной картины мира; освоения этических и правовых норм информационной деятельности общества и личности как социальным заказом; повышения мотивации изучения информатики.
3. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса: возможность организации совместной работы большого коллектива учителей и учащихся; возможность как для учителей, так и для учеников совместно использовать и публиковать документы различных видов и назначения; быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления; организация интерактивных занятий и коллективного преподавания; выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»; взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников (и не только) независимо от их местонахождения; создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов; интерактивный доступ к инструментам моделирования; информационные ресурсы; поддержка пользователей и др.); организация разных форм контроля; перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением (например, Moodle); новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей. Однако сегодня недостаточно проработаны методические и технологические аспекты применения облачных технологий в образовательном процессе.
4. Для практического применения знаний по социальной информатике необходимо понимание связи социальной информатики с другими областями знаний, использование конкретных практических ситуаций при обучении. Реальная ситуация преподавания социальной информатики в школах характеризуется недостаточной представленностью данной линии в школьных учебниках, слабой разработанностью методической системы обучения, неготовностью учителей к ее преподаванию. В учебниках материал по теме «Социальная информатика» с точки зрения теории раскрыт недостаточно.
5. Методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе с использованием облачных технологий разработано в соответствии с требованиями ФГОС: сфомулированы цели, требования к результатам обучения, формируемые универсальные учебные действия. Описаны: темы уроков, цели уроков, краткое содержание, учебные действия (разработана система заданий на совместную деятельность обучающихмя, практические задачи с использованием облачных технологий), организация деятельности и контрольно-оценочные действия. В учебном процессе предложено использовать приложения GoogleApps.
6. Экспертом было отмечено, что методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и разработанные методические рекомендации по использованию облачных технологий в преподавании вопросов социальной информатики соответствуют требованиям, предъявляемые к методическим разработкам. В качестве замечания было отмечено отсутствие апробации методического планирования системы уроков. Представленные рекомендации возможно использовать в педагогической практике при изучении вопросов социальной информатики в старшей школе.
Таким образом, гипотеза о том, что организация обучения вопросам социальной информатике в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если: во-первых, виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций; во-вторых, в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий; в-третьих, будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
1. Среди возрастных особенностей старшеклассника можно выделить следующие: возникновение качественно нового содержания учебной деятельности (появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения; основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат); формируется своеобразная форма учебной деятельности (самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение; учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников; характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. В силу особенностей возраста старшие школьники готовы работать с новыми компьютерными технологиями, в том числе и с облачными технологиями, т.к. облачные технологии предоставляют новые возможности по организации взаимодействия, расширению круга сверстников, выполнению коллективных работ и т.д.
2. Изучение закономерностей протекания информационных процессов в
социальных системах связано со становлением новой области информатики — социальной информатики. Линия социальной информатики в современном курсе информатики в школе раскрывает сущностные характеристики и закономерности развития информационных процессов, связанных с глобальным распространением обществе информационных и
коммуникационных технологий. Актуальность изучения линии социальной информатики в курсе информатики в школе связана с необходимостью: формирования информационной культуры как части общей культуры личности; формирования основ научного мировоззрения учащихся, их информационной картины мира; освоения этических и правовых норм информационной деятельности общества и личности как социальным заказом; повышения мотивации изучения информатики.
3. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса: возможность организации совместной работы большого коллектива учителей и учащихся; возможность как для учителей, так и для учеников совместно использовать и публиковать документы различных видов и назначения; быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления; организация интерактивных занятий и коллективного преподавания; выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»; взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников (и не только) независимо от их местонахождения; создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов; интерактивный доступ к инструментам моделирования; информационные ресурсы; поддержка пользователей и др.); организация разных форм контроля; перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением (например, Moodle); новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей. Однако сегодня недостаточно проработаны методические и технологические аспекты применения облачных технологий в образовательном процессе.
4. Для практического применения знаний по социальной информатике необходимо понимание связи социальной информатики с другими областями знаний, использование конкретных практических ситуаций при обучении. Реальная ситуация преподавания социальной информатики в школах характеризуется недостаточной представленностью данной линии в школьных учебниках, слабой разработанностью методической системы обучения, неготовностью учителей к ее преподаванию. В учебниках материал по теме «Социальная информатика» с точки зрения теории раскрыт недостаточно.
5. Методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе с использованием облачных технологий разработано в соответствии с требованиями ФГОС: сфомулированы цели, требования к результатам обучения, формируемые универсальные учебные действия. Описаны: темы уроков, цели уроков, краткое содержание, учебные действия (разработана система заданий на совместную деятельность обучающихмя, практические задачи с использованием облачных технологий), организация деятельности и контрольно-оценочные действия. В учебном процессе предложено использовать приложения GoogleApps.
6. Экспертом было отмечено, что методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и разработанные методические рекомендации по использованию облачных технологий в преподавании вопросов социальной информатики соответствуют требованиям, предъявляемые к методическим разработкам. В качестве замечания было отмечено отсутствие апробации методического планирования системы уроков. Представленные рекомендации возможно использовать в педагогической практике при изучении вопросов социальной информатики в старшей школе.
Таким образом, гипотеза о том, что организация обучения вопросам социальной информатике в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если: во-первых, виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций; во-вторых, в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий; в-третьих, будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
Подобные работы
- Применение облачных технологий при изучении школьного курса информатики (Методика преподавания информатики, Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2021 - Основы социальной информатики
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ»)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2023 - ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕТЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ОЛИМПИАДАМ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ К ПРИМЕНЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Компьютер - универсальное устройство обработки данных (Теория и методика обучения информатике, Оренбургский Государственный Университет)
Курсовые работы, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2023



