Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение облачных технологий при изучении вопросов социальной информатики в 11 классе

Работа №26710

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
735
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические аспекты методики преподавания социальной информатики
в старшей школе 7
1.1. Возрастные особенности обучающихся старшей школы 7
1.2. Особенности обучения вопросам социальной информатики
в условиях ФГОС 13
1.3. Облачные технологии как средство обучения вопросам социальной
информатики 28
2. Методическое планирование серии уроков по социальной информатике
с использованием облачных технологий 37
2.1. Проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе..37
2.2. Методическое планирование системы уроков по социальной
информатике в 11 классе 48
2.3. Экспертная оценка методического планирования системы уроков
по социальной информатике в 11 классе 62
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение

Актуальность. Информатизация образования в настоящее время является необходимым условием поступательного развития общества. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов.
Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Школьный курс социальной информатики дает учащимся не только необходимые знания о новой среде обитания людей в информационном обществе, но также формирует у них информационную культуру и информационное мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизни и деятельности самого человека; значительно расширяя рамки раздела «Основы теории информации» школьного курса информатики.
Методика преподавания линии социальной информатики в школе определяет следующие цели обучения:
- учебная цель — формирование представлений о процессе информатизации общества и его влиянии на общество и человека;
- развивающая цель — формирование основ научного мировоззрения, информационной картины мира;
- воспитательная цель — формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде [11].
В педагогической практике теорией информатизации образования занимались С.А. Бешенков, Б.С. Гершунский, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов и др. Вопросы социальной информатики, как учебной дисциплины, рассматривали А.Д. Урсул, А.И. Ракитов, К.К. Колин и др.
С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [18].
Облачные технологии дают возможность школьникам взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников независимо от их местоположения. Данные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления. Именно облачные технологии позволят знанию преодолеть существующие барьеры: географические, технологические, социальные.
Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению облачных технологий при изучении социальной информатики в старшей школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старшей школе.
Предмет исследования: облачные технологии как средства изучения вопросов социальной информатике в старшой школе.
Гипотеза исследования: организация обучения вопросам социальной информатики в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если:
1) виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций;
2) в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий;
3) будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности обучающихся старшей школы.
2. Выделить особенности обучения вопросам социальной информатики в условиях ФГОС.
3. Обосновать использование облачных технологий в обучении вопросам социальной информатики.
4. Обозначить актуальные проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе.
5. Разработать методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и методические рекомендации по организации уроков.
6. Провести экспертную оценку разработанной системы уроков и методических рекомендаций по организации уроков по социальной информатике в 11 классе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Среди возрастных особенностей старшеклассника можно выделить следующие: возникновение качественно нового содержания учебной деятельности (появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения; основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат); формируется своеобразная форма учебной деятельности (самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение; учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников; характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. В силу особенностей возраста старшие школьники готовы работать с новыми компьютерными технологиями, в том числе и с облачными технологиями, т.к. облачные технологии предоставляют новые возможности по организации взаимодействия, расширению круга сверстников, выполнению коллективных работ и т.д.
2. Изучение закономерностей протекания информационных процессов в
социальных системах связано со становлением новой области информатики — социальной информатики. Линия социальной информатики в современном курсе информатики в школе раскрывает сущностные характеристики и закономерности развития информационных процессов, связанных с глобальным распространением обществе информационных и
коммуникационных технологий. Актуальность изучения линии социальной информатики в курсе информатики в школе связана с необходимостью: формирования информационной культуры как части общей культуры личности; формирования основ научного мировоззрения учащихся, их информационной картины мира; освоения этических и правовых норм информационной деятельности общества и личности как социальным заказом; повышения мотивации изучения информатики.
3. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса: возможность организации совместной работы большого коллектива учителей и учащихся; возможность как для учителей, так и для учеников совместно использовать и публиковать документы различных видов и назначения; быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления; организация интерактивных занятий и коллективного преподавания; выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»; взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников (и не только) независимо от их местонахождения; создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов; интерактивный доступ к инструментам моделирования; информационные ресурсы; поддержка пользователей и др.); организация разных форм контроля; перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением (например, Moodle); новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей. Однако сегодня недостаточно проработаны методические и технологические аспекты применения облачных технологий в образовательном процессе.
4. Для практического применения знаний по социальной информатике необходимо понимание связи социальной информатики с другими областями знаний, использование конкретных практических ситуаций при обучении. Реальная ситуация преподавания социальной информатики в школах характеризуется недостаточной представленностью данной линии в школьных учебниках, слабой разработанностью методической системы обучения, неготовностью учителей к ее преподаванию. В учебниках материал по теме «Социальная информатика» с точки зрения теории раскрыт недостаточно.
5. Методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе с использованием облачных технологий разработано в соответствии с требованиями ФГОС: сфомулированы цели, требования к результатам обучения, формируемые универсальные учебные действия. Описаны: темы уроков, цели уроков, краткое содержание, учебные действия (разработана система заданий на совместную деятельность обучающихмя, практические задачи с использованием облачных технологий), организация деятельности и контрольно-оценочные действия. В учебном процессе предложено использовать приложения GoogleApps.
6. Экспертом было отмечено, что методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и разработанные методические рекомендации по использованию облачных технологий в преподавании вопросов социальной информатики соответствуют требованиям, предъявляемые к методическим разработкам. В качестве замечания было отмечено отсутствие апробации методического планирования системы уроков. Представленные рекомендации возможно использовать в педагогической практике при изучении вопросов социальной информатики в старшей школе.
Таким образом, гипотеза о том, что организация обучения вопросам социальной информатике в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если: во-первых, виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций; во-вторых, в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий; в-третьих, будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.



1. Бешенков, С.А. Информатика. Систематический курс: учебник для 10-го класса [Электронный ресурс] / С.А. Бешенков. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/275534/.
2. Гребнев, Е. Облачные сервисы. Взгляд из России [Электронный ресурс] / Е. Гребнев. - Режим доступа: http://mexalib.eom/view/213811.
3. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И.В. Дубравина. - М.: Академия, 2002.
4. Ершов, А.П. Социальная информатика. Основания, методы, перспективы / А.П. Ершов. Изд-е 2-е. - М.: Ком. Книга, 2016. - 428 с.
5. Клейносова, Н.П. Применение деятельностного подхода в обучении информатике в профессиональном образовании // Информатика и образование. - 2015. - № 6. - С. 110-119.
6. Климов, Е.А. Основы психологии: учебник для вузов / Е.А. Климов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
7. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, М.В. Матюхина, К.Т. Патрина. - М.: Просвещение, 1975.
8. Колин, К.К. Социальная информатика в системе среднего образования России / К.К. Колин, И.В. Соколова, Б.А. Суслаков. - М.: ИПИ РАН, 2016.
- 721 с.
9. Кон, И.С. Социология личности [Электронный ресурс] / И.С. Колин. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/560250/.
10. Косенко, И.И. Изучение социальной и отраслевых информатик в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 2015. - № 12.
- С. 94-105.
11. Лапин, Н.И. О предмете социальной информатики и её приложениях // Системные исследования. Методологические проблемы / Н.И. Лапин. - М.: Ежегодник, 2015. - 785 с.
12. Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-ориентированная концепция) / Н.В. Макарова. - СПб.: Питер, 2016. - 512 с.
13. Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы / Н.В. Макарова. - СПб.: «Питер», 2014. - 467 с.
14. Орехов, А.М. Информатизация общества — информационное общество // Социальная информатика. - 2013. - № 5. - С. 32-55.
15. Поспелов, Г.С. Искусственный интеллект — основа новой информационной технологии [Электронный ресурс] / Г.С. Поспелов. - Режим доступа: http: //www.ccas.ru/pospgerm/papers/paper 1.doc.
16. Поспелов, Д.А. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / Д.А. Поспелов и др. - М.: Просвещение, 2012. - 398 с.
17. Роберт, И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации российского образования и перспективы их развития // Профессиональная педагогика: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр.; под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. - Екатеринбург, 2011. - С. 483-492.
18. Сейдаметова, З.С. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. - 2015. - № 9. - С. 67-77.
19. Семакин И. Г. Информатика. 10-ый класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2016. - 168 с.
20. Трубина, М.А. Разработка экспериментальной программы учебного курса новой дисциплины «социальная информатика» // Информационная среда вуза XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 3-8 сентября 2014. - Петрозаводск, 2014. - С. 89-99.
21. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 511 с.
22. Угринович, Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ, 2015. - 471 с.
23. Урсул, А.Д. Информатизация общества: введение в социальную информатику / А.Д. Урсул. - М.: Наука, 2012. - 487 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //минобрнауки . рф/документы/2365.
25. Федосов, А.Ю. Социальная информатика в содержании обучения в средней школе // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всерос. объединенной конф. Санкт- Петербург, 10-12 ноября 2014 г. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. - С. 45-57.
26. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология /
Д.И. Фельдштейн. - М., 2002. - С. 25.
27. Чугунов, А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Чугунов. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 543 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ