Введение
1. Теоретические аспекты методики преподавания социальной информатики
в старшей школе 7
1.1. Возрастные особенности обучающихся старшей школы 7
1.2. Особенности обучения вопросам социальной информатики
в условиях ФГОС 13
1.3. Облачные технологии как средство обучения вопросам социальной
информатики 28
2. Методическое планирование серии уроков по социальной информатике
с использованием облачных технологий 37
2.1. Проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе..37
2.2. Методическое планирование системы уроков по социальной
информатике в 11 классе 48
2.3. Экспертная оценка методического планирования системы уроков
по социальной информатике в 11 классе 62
Заключение 64
Список использованных источников 67
Приложение
Актуальность. Информатизация образования в настоящее время является необходимым условием поступательного развития общества. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов.
Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Школьный курс социальной информатики дает учащимся не только необходимые знания о новой среде обитания людей в информационном обществе, но также формирует у них информационную культуру и информационное мировоззрение, которое должно быть основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе, а также в обеспечении жизни и деятельности самого человека; значительно расширяя рамки раздела «Основы теории информации» школьного курса информатики.
Методика преподавания линии социальной информатики в школе определяет следующие цели обучения:
- учебная цель — формирование представлений о процессе информатизации общества и его влиянии на общество и человека;
- развивающая цель — формирование основ научного мировоззрения, информационной картины мира;
- воспитательная цель — формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде [11].
В педагогической практике теорией информатизации образования занимались С.А. Бешенков, Б.С. Гершунский, С.Г. Григорьев, А.П. Ершов и др. Вопросы социальной информатики, как учебной дисциплины, рассматривали А.Д. Урсул, А.И. Ракитов, К.К. Колин и др.
С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы. Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии. Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [18].
Облачные технологии дают возможность школьникам взаимодействовать и вести совместную работу с непрерывно расширяющимся кругом сверстников независимо от их местоположения. Данные технологии доставляют учебные материалы наиболее экономичным и надежным способом, отличаясь простотой распространения и обновления. Именно облачные технологии позволят знанию преодолеть существующие барьеры: географические, технологические, социальные.
Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания.
Цель исследования: разработать методические рекомендации по применению облачных технологий при изучении социальной информатики в старшей школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в старшей школе.
Предмет исследования: облачные технологии как средства изучения вопросов социальной информатике в старшой школе.
Гипотеза исследования: организация обучения вопросам социальной информатики в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если:
1) виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций;
2) в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий;
3) будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть возрастные особенности обучающихся старшей школы.
2. Выделить особенности обучения вопросам социальной информатики в условиях ФГОС.
3. Обосновать использование облачных технологий в обучении вопросам социальной информатики.
4. Обозначить актуальные проблемы преподавания социальной информатики в старшей школе.
5. Разработать методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и методические рекомендации по организации уроков.
6. Провести экспертную оценку разработанной системы уроков и методических рекомендаций по организации уроков по социальной информатике в 11 классе.
В результате проведенного исследования можно сделать ряд выводов:
1. Среди возрастных особенностей старшеклассника можно выделить следующие: возникновение качественно нового содержания учебной деятельности (появляются как социальные, так и узколичные внешние мотивы, главным из которых является мотив достижения; основным внутренним мотивом является не освоение новых знаний, а ориентация на результат); формируется своеобразная форма учебной деятельности (самостоятельность, креативность в решении задач, анализ различных ситуаций, личностное самоопределение; учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников; характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. В силу особенностей возраста старшие школьники готовы работать с новыми компьютерными технологиями, в том числе и с облачными технологиями, т.к. облачные технологии предоставляют новые возможности по организации взаимодействия, расширению круга сверстников, выполнению коллективных работ и т.д.
2. Изучение закономерностей протекания информационных процессов в
социальных системах связано со становлением новой области информатики — социальной информатики. Линия социальной информатики в современном курсе информатики в школе раскрывает сущностные характеристики и закономерности развития информационных процессов, связанных с глобальным распространением обществе информационных и
коммуникационных технологий. Актуальность изучения линии социальной информатики в курсе информатики в школе связана с необходимостью: формирования информационной культуры как части общей культуры личности; формирования основ научного мировоззрения учащихся, их информационной картины мира; освоения этических и правовых норм информационной деятельности общества и личности как социальным заказом; повышения мотивации изучения информатики.
3. Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса: возможность организации совместной работы большого коллектива учителей и учащихся; возможность как для учителей, так и для учеников совместно использовать и публиковать документы различных видов и назначения; быстрое включение создаваемых продуктов в образовательный процесс из-за отсутствия территориальной привязки пользователя сервиса к месту его предоставления; организация интерактивных занятий и коллективного преподавания; выполнение учащимися самостоятельных работ, в том числе коллективных проектов, в условиях отсутствия ограничений на «размер аудитории» и «время проведения занятий»; взаимодействие и проведение совместной работы в кругу сверстников (и не только) независимо от их местонахождения; создание web-ориентированных лабораторий в конкретных предметных областях (механизмы добавления новых ресурсов; интерактивный доступ к инструментам моделирования; информационные ресурсы; поддержка пользователей и др.); организация разных форм контроля; перемещение в облако используемых учреждениями систем управления обучением (например, Moodle); новые возможности для исследователей по организации доступа, разработке и распространению прикладных моделей. Однако сегодня недостаточно проработаны методические и технологические аспекты применения облачных технологий в образовательном процессе.
4. Для практического применения знаний по социальной информатике необходимо понимание связи социальной информатики с другими областями знаний, использование конкретных практических ситуаций при обучении. Реальная ситуация преподавания социальной информатики в школах характеризуется недостаточной представленностью данной линии в школьных учебниках, слабой разработанностью методической системы обучения, неготовностью учителей к ее преподаванию. В учебниках материал по теме «Социальная информатика» с точки зрения теории раскрыт недостаточно.
5. Методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе с использованием облачных технологий разработано в соответствии с требованиями ФГОС: сфомулированы цели, требования к результатам обучения, формируемые универсальные учебные действия. Описаны: темы уроков, цели уроков, краткое содержание, учебные действия (разработана система заданий на совместную деятельность обучающихмя, практические задачи с использованием облачных технологий), организация деятельности и контрольно-оценочные действия. В учебном процессе предложено использовать приложения GoogleApps.
6. Экспертом было отмечено, что методическое планирование системы уроков по социальной информатике в 11 классе и разработанные методические рекомендации по использованию облачных технологий в преподавании вопросов социальной информатики соответствуют требованиям, предъявляемые к методическим разработкам. В качестве замечания было отмечено отсутствие апробации методического планирования системы уроков. Представленные рекомендации возможно использовать в педагогической практике при изучении вопросов социальной информатики в старшей школе.
Таким образом, гипотеза о том, что организация обучения вопросам социальной информатике в старшей школе с использованием средств облачных технологий будет результативной, если: во-первых, виды облачных технологий будут подобраны на основе учета их дидактических возможностей и методических функций; во-вторых, в методическую систему обучения вопросам социальной информатики будут включены практические задачи с использованием облачных технологий; в-третьих, будет разработана система заданий для организации совместной информационной деятельности учащихся, подтверждена теоретическими выводами и экспертной оценкой.
1. Бешенков, С.А. Информатика. Систематический курс: учебник для 10-го класса [Электронный ресурс] / С.А. Бешенков. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/275534/.
2. Гребнев, Е. Облачные сервисы. Взгляд из России [Электронный ресурс] / Е. Гребнев. - Режим доступа: http://mexalib.eom/view/213811.
3. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И.В. Дубравина. - М.: Академия, 2002.
4. Ершов, А.П. Социальная информатика. Основания, методы, перспективы / А.П. Ершов. Изд-е 2-е. - М.: Ком. Книга, 2016. - 428 с.
5. Клейносова, Н.П. Применение деятельностного подхода в обучении информатике в профессиональном образовании // Информатика и образование. - 2015. - № 6. - С. 110-119.
6. Климов, Е.А. Основы психологии: учебник для вузов / Е.А. Климов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2000.
7. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику / Н.Е. Ковалев, М.В. Матюхина, К.Т. Патрина. - М.: Просвещение, 1975.
8. Колин, К.К. Социальная информатика в системе среднего образования России / К.К. Колин, И.В. Соколова, Б.А. Суслаков. - М.: ИПИ РАН, 2016.
- 721 с.
9. Кон, И.С. Социология личности [Электронный ресурс] / И.С. Колин. - Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/560250/.
10. Косенко, И.И. Изучение социальной и отраслевых информатик в общеобразовательной школе // Информатика и образование. - 2015. - № 12.
- С. 94-105.
11. Лапин, Н.И. О предмете социальной информатики и её приложениях // Системные исследования. Методологические проблемы / Н.И. Лапин. - М.: Ежегодник, 2015. - 785 с.
12. Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-ориентированная концепция) / Н.В. Макарова. - СПб.: Питер, 2016. - 512 с.
13. Макарова, Н.В. Программа по информатике и ИКТ. 5-11 классы / Н.В. Макарова. - СПб.: «Питер», 2014. - 467 с.
14. Орехов, А.М. Информатизация общества — информационное общество // Социальная информатика. - 2013. - № 5. - С. 32-55.
15. Поспелов, Г.С. Искусственный интеллект — основа новой информационной технологии [Электронный ресурс] / Г.С. Поспелов. - Режим доступа: http: //www.ccas.ru/pospgerm/papers/paper 1.doc.
16. Поспелов, Д.А. Основы информатики и вычислительной техники: проб. учеб. для 10-11 кл. сред. шк. / Д.А. Поспелов и др. - М.: Просвещение, 2012. - 398 с.
17. Роберт, И.В. Основные направления научных исследований в области информатизации российского образования и перспективы их развития // Профессиональная педагогика: поиск, инновации, перспективы: сб. науч. тр.; под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. - Екатеринбург, 2011. - С. 483-492.
18. Сейдаметова, З.С. Облачные сервисы в образовании // Информационные технологии в образовании. - 2015. - № 9. - С. 67-77.
19. Семакин И. Г. Информатика. 10-ый класс / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2016. - 168 с.
20. Трубина, М.А. Разработка экспериментальной программы учебного курса новой дисциплины «социальная информатика» // Информационная среда вуза XXI века: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 3-8 сентября 2014. - Петрозаводск, 2014. - С. 89-99.
21. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: учебник для 10-11 классов / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. - 511 с.
22. Угринович, Н.Д. Информатика: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ, 2015. - 471 с.
23. Урсул, А.Д. Информатизация общества: введение в социальную информатику / А.Д. Урсул. - М.: Наука, 2012. - 487 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //минобрнауки . рф/документы/2365.
25. Федосов, А.Ю. Социальная информатика в содержании обучения в средней школе // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всерос. объединенной конф. Санкт- Петербург, 10-12 ноября 2014 г. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. - С. 45-57.
26. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология /
Д.И. Фельдштейн. - М., 2002. - С. 25.
27. Чугунов, А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Чугунов. - СПб.: НИУ ИТМО, 2012. - 543 с.