Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методические рекомендации по формированию устойчивого внимания у старших дошкольников на занятиях по подготовке к обучению в школе

Работа №26704

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
593
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты развития устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Развитие устойчивости внимания в науке. 6
1.2 Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Особенности организации подготовки старших дошкольников к обучению в школе 22
2.1 Анализ психолого-педагогической литературы по организации подготовки детей к школе 22
2.2 Деятельность воспитателя в процессе подготовки старших дошкольников
к школе
Выводы по второй главе 39
Глава 3. Методические рекомендации для воспитателей по формированию устойчивого внимания старших дошкольников на занятиях по подготовке к
обучению в школе 41
Выводы по третьей главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


Старший дошкольный возраст является важным этапом существенных изменений в жизни ребенка, этапом подготовки к школе, когда активно развиваются психические процессы, в том числе и внимание, его устойчивость.
Проблема устойчивости внимания и его развития - одна из множества проблем в дошкольной педагогике в вопросах подготовки к школе, особенно в плане поиска методических средств его развития у детей. Она принадлежит к числу тех проблем, которые многократно пересматривались в истории науки и которые до настоящего времени таят в себе много противоречивого и неясного. Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой, так и сложной.
Одним из самых актуальных вопросов возможности развития устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью более широкого набора разных методических средств, но при этом в теоретическом плане до сих пор существует ограниченность подходов к развитию устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста, существует противоречивость концепций, мнений разных исследователей.
В практическом плане существует недостаток высокоэффективных развивающих программ, с помощью которых можно проводить успешную продуктивную работу с детьми старшего дошкольного возраста, мало материалов о роли воспитателя, как в процессе организации развития устойчивости внимания, так в отношении подготовки к школе. В основном имеется множество сведений о том, какие задачи и обязанности, функции должен выполнять воспитатель, но мало информации и исследований о том, какие именно особенности деятельности воспитателей наиболее эффективно влияют на развитие внимания, каких именно методических рекомендаций по формированию устойчивого внимания у старших дошкольников необходимо придерживаться.
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по формированию устойчивого внимания у старших дошкольников на занятиях по подготовке к обучению в школе
Объект: устойчивое внимание у старших дошкольников
Предмет: процесс формирования устойчивого внимания у старших дошкольников.
Гипотеза: развитие устойчивости внимания детей старшего дошкольного возраста обеспечивается возможностями использования игры как ведущей деятельности.
В ходе работы решался ряд исследовательских задач:
1. Проведен теоретический анализ аспектов развития устойчивости внимания у детей старшего дошкольного возраста
2. Определены основные характеристики внимания детей старшего дошкольного возраста
3. Теоретически проанализированы исследования по вопросу организации подготовки детей к школе
4. Рассмотрена деятельность воспитателя в процессе подготовки к школе
5. Исследована устойчивость внимания детей старшего дошкольного возраста
6. Разработаны и апробированы методические рекомендации по формированию устойчивого внимания у старших дошкольников на занятиях по подготовке к обучению в школе
Базой исследования явилось МБДОУ Балахтинский детский сад №3 «Тополек». В исследовании приняли участие 20 человек. Исследование выполнялось в 2015 - 2016 г., и было направлено на проверку эффективности разработанных методических рекомендаций по формированию

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе разработки методических рекомендаций по формированию устойчивого внимания у старших дошкольников на занятиях по подготовке к обучению в школе, было установлено, что устойчивость внимания означает общую направленность внимания в процессе деятельности, и имеет особое значение для достижения успеха в любой деятельности, характеризует глубину, длительность, интенсивность психической деятельности человека. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта - степени его интереса к данному материалу и, индивидуальных особенностей личности. На устойчивость внимания оказывают влияние усложнение объекта; активность личности; эмоциональное состояние; отношение к деятельности; темп деятельности.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. Основные механизмы развития внимания закладываются в старшем дошкольном возрасте, значительно возрастает устойчивость внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства.
Организация подготовки старших дошкольников к обучению в школе предполагает целенаправленное создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований для обеспечения: личностного развития ребенка; укрепления психического и физического здоровья; целостного восприятия картины окружающего мира; формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению; преодоления разноуровневой подготовки. Подготовка детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям: организационно-методическое обеспечение; работа с детьми; работа с родителями.
Педагог детского сада воспитывает и обучает детей, имеющих возрастные особенности, отличные от особенностей школьного возраста, руководя игрой, бытовой деятельностью, общением детей, элементарным трудом и учебной деятельностью своих воспитанников.
Перед воспитателем в подготовительной группе стоят две основные задачи: всестороннее воспитание и специальная подготовка детей к поступлению в школу. Всестороннее воспитание включает в себя физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. На занятиях по подготовке к школе в задачи воспитателя входит проверка полноты усвоения детьми программного материала, проверка быстроты и рациональности их действий, наличия навыков и умений, а также контроль правильного, адекватного поведения. Развитие устойчивого внимания в период старшего дошкольного детства предполагает формирование трех инструкций для воспитателя: организация работы по принятию постепенно усложняющихся инструкций старшим дошкольником; усилия по удержанию инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля старших дошкольников. Одна из задач развития устойчивого внимания воспитателем ДОУ - формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности.
Большое значение для развития устойчивого внимания в дошкольном возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Под влиянием различных видов деятельности устойчивость внимания старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.



1. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г.Ананьев. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 382 с.
2. Баскакова, И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. / И. Л. Баскакова. - Москва-Воронеж, 2005.
3. Баркова, Ю. А. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / под. ред. Глозман/ Ю. А. Баркова. - М.: Творческий Центр, 2006.
4. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте/ Л. И.Божович. - М.: Просвещение, 2008.
5. Волков, Б. С. Детская психология в задачах и ответах/ Б. С.Волков, Н. В.Волкова. - М.: Просвещение, 2006.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребёнка/ А.Валлон. - М.: Прогресс,2007. - С. 13-22
7. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии/ Л.С. Выготский. - 1996. - №6. - С. 15-22.
8. Выготский, Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: 2006.
9. Гальперин, П. Я. Экспериментальное формирование внимания/ П. Я.Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М.: 2004.
10. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе/ Н. И. Гуткина. - НПО Образование, 2006.
11. Гуткина, Н. И. «Зон ближайшего развития» и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения / Н. И. Гуткина. - М.: 2005.
12. Дубровинская, Н. В. Нейрофизиологические механизмы внимания/ Н. В.Дубровинская. - М.: Наука, 2005. - 144 с.
13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/ под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 2007.
14. Домашенко, И. А. Атлас по психологии/ И. А.Домашенко, М. В. Гамезо. - М.: 2006.
15. Дормашев, Ю. Б. Психология внимания/ Ю. Б. Дормашев, В. Я. Романов. - М.: 2005.
16.Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2006. - т. 2. С.1-18,38-41.
17. Карабанова, О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка/ О. А. Карабанова. - М.: 2007.
18. Кравцова, Е. Е. Психологическая проблема готовности детей к обучению в школе/ Е. Е. Кравцова. - М.: Педагогика, 2001. - С.68-78.
19. Кравцов, Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе/ Г. Г. Кравцов, Е. Е Кравцова. - М.: 2007.
20. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность/ А. Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 2005.
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка/ М. И. Лисина. - Москва-Воронеж, 2007.
22. Маклаков, А. Г. «Общая психология»/ А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000.
23. Мухина, B.C. Психология детства и отрочества / B. C. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998. - 488 с.
24..Мурашев, Г.А. Внимание / под. ред. В.Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 2009.
25.Общение со взрослым и психологическая подготовка детей к школе / под. ред. М. И. Лисиной, Г. Капчеля. - Кишинёв, 2007, С.61-69
26.Осипова, А. А. Диагностика и коррекция внимания //Программа для детей 5-9 лет/ А. А. Осипова. - М.: Творческий Центр, 2004.
27. Психологический словарь. / под. ред. В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2005.
28. Психология внимания // /Хрестоматия по психологии / под. ред. Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: ЧеРо при участии издательства «Омега- Л». 2008.
29. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: 2009.
30. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 705стр.
31. Смирнова, Е.О. Психология ребёнка / Е. О. Смирнова. - М.: Школа- пресс, 2007.С. 324-343.
32. Страхов, В.И. Внимание в структуре личности/ В. И. Страхов. - Саратов, 2009.
33. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. /сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. - М.: АРКТИ, 2007. - 32 с.
34.Черемошкина, Л. В. Развитие внимания детей / Л. В.Черемошкина. - Ярославль, 2007. - С. 21.
35.Эльконин, Д. Б. Психология игры/ Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008.
36. Шадриков, В. Д. Психолого-педагогическая готовность к школе/ В. Д. Шадриков. - М.: 2008. С. 38-42.
37. Шевченко, С. Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / С. Г. Шевченко. - М.: АРКТИ, 2007.
38. Якобсон, С. Г. Внутренние действия, обеспечивающие распределение внимания у дошкольников. //Вопросы психологии/ С. Г. Якобсон, Н. Г. Сафонова. - 2000 № 6, с. 19-25.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ