Введение 3
1 Теоретические основания разработки электронного курса компьютерной графики для учащихся 8-9 класса 5
1.1 Специфика и особенности электронного курса 5
1.2 Особенности развития познавательного интереса у учащихся 8-9 класса 14
1.3 Особенности изучения технологий компьютерной графики в школе 20
2 Глава. Разработка электронного курса компьютерной графики 33
2.1 Разработка содержания электронного курса компьютерная графика 33
2.2 Организация обучения в рамках электронного курса компьютерной графики 43
2.3 Оценка результатов исследования 58
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 1 68
Приложение 2 69
Приложение 3 70
Приложение 4 72
Приложение 5 96
Приложение 6
Развитие компьютерной сети Интернет открыло новые перспективы для совершенствования образования. Увеличение доступности компьютерной техники, гаджетов с выходом в Интернет для детей в домашних условиях, важно насытить Интернет образовательными ресурсами с педагогическим сопровождением для решения воспитательных задач, повышения познавательного интереса, обеспечения вовлеченности детей, прежде всего, подростков в деятельность, управляемую педагогом. На наш взгляд, увеличение предложения электронных курсов с педагогическим сопровождением, направленных на развитие познавательного интереса школьников в разных предметных областях, является на сегодняшний день актуальным для российской системы образования и воспитания.
Доступность сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web- камер повышает востребованность изучения технологий обработки цифровых изображений. Умение работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека.
Проблема исследования: противоречие между высоким уровнем доступности Интернет для детей и малой долей организованной образовательной деятельностью с сети Интернет с участием педагогов; высоким дидактическим потенциалом применения дистанционных образовательных технологий в обучении школьников и недостаточным предложением электронных курсов для школьников, способствующих развитию познавательного интереса; между востребованностью и интересом школьников к технологиям компьютерной графики и недостаточным предложением доступных для школьников курсов компьютерной графики.
Целью исследования является разработка электронного курса компьютерной графики для учащихся 8-9 класса, способствующего развитию познавательного интереса.
Объект - процесс обучения учащихся в 8-9 классе компьютерной графике в условиях электронного обучения.
Предмет - развитие познавательного интереса в процессе обучения учащихся 8-9 класса компьютерной графике в условиях электронного курса
Задачи исследования:
- рассмотреть специфику и особенности электронного курса;
- рассмотреть особенности развития познавательного интереса у учащихся 8¬9 класса;
- провести анализ особенностей изучения темы «компьютерная графика» в школе;
- разработать электронный курс «социальный плакат средствами компьютерной графики»
- оценка результатов исследования.
Гипотеза: электронный курс будет способствовать развитию познавательного интереса у учащихся 8-9 класса если:
- в результате обучения будет создан продукт, имеющий социально значимый результат;
- курс будет строиться на изучении технологий компьютерной графики, подобранных для решения актуальных практических заданий;
- учебно-методическое обеспечение курса подобрано с учетом особенностей возраста (14-15 лет);
- в рамках курса будет обеспечено педагогическое взаимодействие и сопровождение обучающихся.
В работе применяются следующие методы исследования: логический, статистический анализ электронных курсов, анкетирование.
В ходе исследования проведен обзор сферы дистанционного образования в России и в мире. Рассмотрены основные характеристики и свойства электронных курсов, а также инструментарий. Проведен анализ достоинств и недостатков электронных курсов компьютерной графики.
Также проведен анализ школьных учебников по информатики. Проведенный анализ учебной литературы показал, что изучению темы «Компьютерная графика» в курсе информатики уделяется не значительное количество часов, и даваемые знания носят ориентировочный характер и практически никак не применяются на практике. На изучение графического редактора, как правило, отводится от 6 до 8 часов, причем, два последних часа учитель обычно посвящает творческой работе учащихся, выбирая в качестве формы организации деятельности лабораторную работу. Для достижения минимума - создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, осуществлять простейшую обработку цифровых изображений, за отведенные 6 часов в 8-9 классе, учащиеся только осваивают работу в простейшем графическом редакторе Paint, усваивают строку векторного рисования Word. А с разнообразными, мощными и более увлекательными графическими программами приходится работать только в ознакомительном порядке, так как на возможности современной растровой, векторной графики не хватает учебного времени.
Разработан полноценный электронный курс компьютерной графики для учащихся 8-9 класса, состоящий из пяти модулей, из видео-лекций и практических (лабораторных) занятий. Разработанный курс готов к использованию и рекомендован для учащихся 8-9 класса. Все материала представлены на курсе http://xn--l1agjb.xn--p1ai/course/view.php?id=87, а также продублированы в приложениях, которые приложены к данной дипломной работе. Следует отметить, что видео-лекции, которые также представлены в видеоформате, в разы увеличивают наглядность излагаемого материала при изучении данного курса, а тестовые задания практические задания позволяют адекватно оценивать знания учащегося и непрерывно контролировать уровень его знаний в рамках курса.
Таким образом, разработанный электронный курс будет способствовать:
- представлению учащихся о возможностях компьютерной графики;
- формированию базовые знания и навыков для создания и обработки растровой графики
- расширению базы для ориентации учащихся в мире современных профессий, знакомство на практике с деятельностью художника, дизайнера;
- развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов учащихся;
- развитию художественного вкуса, трудовой и творческой активности,
- формированию навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей повседневной, учебной, а затем профессиональной деятельности;
- формированию творческого подхода к поставленной задаче;
- формированию установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
- ориентации на выбор информационно-технологического профиля обучения.
Апробация электронного курса компьютерной графики проводилась с применением следующих методов:
- экспертная оценка электронного курса компьютерной графики;
Теоретически обоснованные положения, приведенные в исследовании и результаты экспертной оценки позволяют сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: электронный курс электронный курс будет способствовать развитию познавательного интереса у учащихся 8-9 класса если:
- в результате обучения будет создан продукт, имеющий социально значимый результат;
- курс будет строиться на изучении технологий компьютерной графики, подобранных для решения актуальных практических заданий;
- учебно-методическое обеспечение курса подобрано с учетом особенностей возраста (14-15 лет);
- в рамках курса будет обеспечено педагогическое взаимодействие и сопровождение обучающихся.
Таким образом, решены поставленные задачи исследования:
- рассмотреть специфику и особенности электронного курса;
- рассмотреть особенности развития познавательного интереса у учащихся 8-9 класса;
- провести анализ особенностей изучения темы «компьютерная графика» в школе;
- разработать электронный курс «социальный плакат средствами компьютерной графики»
- предложить способ организации обучения в рамках курса «Социальный плакат средствами компьютерной графики»
- оценка результатов исследования.
Можно сделать вывод о том, что цели и задачи выпускной квалификационной работы были достигнуты.
1. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Электронный мультимедиа курс как методическая основа учебного процесса дистанционного обучения // Научное и методическое обеспечение системы дистанционного образования, 2000. - 25с.
2. Сводная энциклопедия «Википедия»: Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://wapedia.mobi/ru/
3. Орчаков О. А. Проектирование дистанционных курсов: Пособие для преподавателей и методистов / О.А. Орчаков, А.А. Калмыков. - М.: МНЭПУ, 2002. - 50с.
4. Хуторской А. В. На урок - в интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». // Под ред. А.В.Хуторского. ИОСО РАО, М., 2000. - 299 с.
5. Информационный портал «Дистанционное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://dtraining.web-3.ru/introduction/history/
6. Интернет-ресурс «Педсовет.огд» [электронный ресурс]. Режим доступа:http://pedsovet.org/forum/topic183.html.
8. Воген Т. Мультимедиа: Практическое руководство / Т. Воген. - Пер. с англ. - Минск: ООО «Пупурри», 1997. - 32с.
9. Макарова, Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] / Под ред. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2007. - 96 с.: ил.
10. Программы для общеобразовательных учреждений [Текст]: Информатика. 2-11 классы / сост. М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2009. - 463 с.
11. Заславская, О.Ю. Конкретизация требований к результатам обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям выпускников школ [Текст] / О. Ю. Заславская, И. В. Левченко.- М.: МГПУ, 2004.
12. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы [Текст] Т.В. Корнилова.- М.: Наука, 2002.
13. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. [Текст] / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. - 390 с.: ил.
14. Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс [Текст]: учебник для 8 кл. / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков и др. - М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. - 176 с.: ил.
15. Соловьева, Л.Ф. Информатика и ИКТ [Текст]: учебник для 9 кл. / Л.Ф. Соловьева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 336 с.: ил. + DVD.
16. Соловьева, Л.Ф. Информатика и ИКТ [Текст]: практикум для 9 кл. / Л.Ф. Соловьева. - СПб.: БХВ-Петербург, 2007. - 112 с.: ил.
17. Загидуллин Р.Р. Концептуальные вопросы дистанционного образования / Р.Р. Загидуллин, В.Ц. Зориктуев // Информационные технологии, № 5, 1997.
18. Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям [Текст]: учебное пособие для общеобразоват. учреждений/ Н.Д. Угринович. Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. - М.: Лаб. базовых знаний, 2002. - 394 с.: ил.
19. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]: учебник для 10-11 кл. / Н.Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2003. - 512 с.: ил.
20. Трейнен-Пендарвис, Ш. Painter X - это великолепно [Текст] / Ш. Трейнен-Пендарвис.- М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009
21. Трейнен-Пендарвис, Ш. Painter X - это великолепно [Текст] / Ш. Трейнен-Пендарвис.- М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009
22. Проектирование электронного курса дистанционного обучения - [Электронный ресурс].Режим доступа: http://elearn.irro.ru/upload/files/personal-folders/2/1_2_1_Modul_1.pdf
23. Проектирование электронного курса дистанционного обучения - [Электронный ресурс]. Режим gостуnа:http://eleam.irro.ш/upload/files/personal-folders/2/1_2_1_Modul_1.pdf
24. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: Учебное пособие. 2012.
25. Краевой дворец пионеров - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://24kdp.ru/
26. «Хахаев И. А. Свободный графический редактор GIMP: первые шаги». Режим доступа:https://www.altlinux.org/Books:Gimp
27. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. [Текст] / Н.Д. Угринович - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
28. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения // Психология и педагогика. - 2002 г. - №5, с. 17.
29. Угринович, Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов [Текст] / Н. Д. Угринович. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
30. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса [Текст] / Н. Д. Угринович. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - с.20
31. Методика исследования познавательного интереса Кувалдина Е.А. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/95538.htm.
32. В. С. Юркевич Анкета на определение познавательного интереса. Режим доступа:http://paranoiac.tk/zhaloba/v-s-yurkevichanketa-na-opredelenie-intensivnosti-poznavatelnogo-interesa.html
33. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии/ Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2006.
34. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. М.: Знание, 2009.
34. Феофанов О.А. «Реклама: новые технологии в России». - Спб: Питер, 2000.
35. Федотова Л.Н. «Социология рекламной деятельности».- М.: Гардарики, 2002.
36. Бове К., Аренс У. «Современная реклама». - Тольятти: Довгань, 1995
37. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1979.
38. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии., 1982. №4.
39. Официальный сайт LMS Moodle. Режим доступа: http: //www. moodle.org/