Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические основы документооборота
на предприятии 9
1.1 Сущность и классификация документов 9
1.2 Документооборот и документопотоки на предприятии 15
1.3 Правила ведения учета документов 19
1.4 Общие проблемы управления документооборотом 22
1.5 Методы совершенствования управления документооборотом
на предприятии 25
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности предприятия ООО «Саянмолоко» 29
2.1 Характеристика предприятия 29
2.2 Анализ капитала 33
2.3 Анализ финансового состояния и финансовых результатов
предприятия 40
2.4 Управленческий анализ в ООО «Саянмолоко» 46
2.5 Заключительная оценка деятельности предприятия 54
2.6 Влияние производства предприятия на экологию 56
3 Проектная часть. Совершенствование организации и управления
документооборотом на ООО «Саянмолоко» 58
3.1 Унификация и стандартизация как способ совершенствования
документооборота предприятия 58
3.2 Предложения по автоматизации работы с бухгалтерскими
документами за счет комплексного внедрения системы электронного документооборота (СЭД) на предприятии 60
Заключение 71
Список сокращений 73
Список использованных источников 74
Приложение А - Г 77
Документ - это закодированное определенным образом и зафиксированное на специальном носителе информационное сообщение (свидетельство), удостоверяющее, что факт хозяйственной жизни или существует, или совершен, или должен быть совершен. Любое современное предприятие, законно осуществляющее свою деятельность на российском рынке, реализует документооборот. Документы при этом могут быть различными в зависимости от таких факторов как организационно-правовая структура, вид деятельности внутреннее устройство и т.д. Документооборот с первых стадий, несмотря на сложность процедур, значительно упрощает деятельность предприятий, а, следовательно, и улучшает финансовые показатели (для коммерческих предприятий), благоприятствует удовлетворенности клиентов (для некоммерческих) и т.п. По этой причине практическая значимость исследования довольно высока для всех российских предприятий, в особенности тех, целью которых является получение прибыли.
Длительный поиск нужного документа, потери, дублирующие документы, задержки с отправкой и получением, ошибки персонала могут сильно затормозить, а то и парализовать работу предприятия, особенно если оно имеет в своем составе территориально удаленные подразделения - организовать сквозной документооборот, а значит и централизованное оперативное управление в данном случае крайне затруднительно.
Эффективный документооборот является обязательной составляющей эффективного управления предприятием. Документооборот исключительно важен для правильной организации финансового и управленческого учета, его нельзя рассматривать в отрыве от специфических бизнес-процессов конкретного предприятия. Вот почему данная тема всегда будет являться очень важной для изучения.
Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что тема документооборота имеет большую значимость, так как от правильного выбора технологии работы зависит успех любого предприятия.
В современных условиях для повышения эффективности управления необходимо совершенствование работы с документами, так как всякое управленческое решение всегда базируется, на информации, на служебном документе.
Объект исследования - Общество с ограниченной ответственностью «Саянмолоко» (далее - ООО «Саянмолоко»).
Предмет исследования - управление документооборотом на предприятии ООО «Саянмолоко».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка мероприятий по совершенствованию управления документооборотом на предприятии ООО «Саянмолоко».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить сущность и понятие управления документооборотом на предприятии;
• изучить ведение документооборота в организации;
• классифицировать виды документации;
• определить роль документооборота в деятельности предприятия;
• дать организационно-хозяйственную характеристику ООО «Саянмолоко»;
• провести анализ управления и ведения документооборота на предприятии;
• определить основные направления повышения эффективности, развития и совершенствования в управлении документооборотом предприятия.
Теоретическая значимость работы заключается в определении места и роли документооборота в системе управления предприятием.
В работе использованы учебные и методические материалы, статьи и публикации экономистов, маркетологов по исследуемой теме.
Информационной базой исследования явились статистические данные Госкомстата РФ и других источников статистической информации, публикаций в экономических и специализированных периодических изданиях. В качестве информационно-аналитической базы использовались документы бухгалтерско-финансовой отчетности ООО «Саянмолоко» за 2015-2016 гг.
Структура работы включает: введение, теоретические основы управления документооборотом на предприятии, анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Саянмолоко», совершенствование организации и управления документооборотом в ООО «Саянмолоко», заключение, список использованных источников, приложения.
Во введении определены объект и предмет исследования, поставлена цель выпускной квалификационной работы и задачи для её достижения.
В первой части работы раскрываются теоретические аспекты управления документооборотом, на основе исследований ряда авторов: В.П. Барановского, В.А. Замлинского, Т.В. Кузнецовой и многих других.
Во второй части работы проведен общий анализ финансово¬хозяйственной деятельности предприятия ООО «Саянмолоко».
В третьей части работы рассмотрены мероприятия по улучшению управления документооборотом, предложены способы эффективного управления им, а также мероприятия по снижению объема бумажного оборота документации. Даны рекомендации по комплексному внедрению системы электронного документооборота.
В заключении подведены итоги выпускной квалификационной работы по достижению цели и решению поставленных вопросов.
В заключение следует отметить, что управление документооборотом предприятия является важной составляющей работы любой организации. Это объясняется тем, что решение вопросов документооборота призвано максимально упорядочить, систематизировать, улучшить работу предприятия в целом. Рациональная организация документооборота — это одно из основных условий правильной постановки работы.
В связи с развитием электронно-вычислительной техники и внедрением автоматизированных систем управления вопрос об эффективности документационного обеспечения управления становится все более актуальным. Среди способов, направленных на совершенствование документооборота выделяют: совершенствование технологии документооборота и сокращение объема документооборота. Задача сокращения объема документооборота имеет два основных аспекта: сокращение количества создаваемых документов и сокращение расхода ресурсов на производство документов.
В ходе написания работы были получены теоретические и практические навыки в сфере управления документооборотом на исследуемом предприятии ООО «Саянмолоко». При этом достигнута поставленная цель и решены следующие обозначенные задачи:
• дано определение управление документооборотом предприятия и определена его сущность;
• изучена нормативно-методическая база документооборота;
• определены общие проблемы управления документооборотом и методы его совершенствования;
• дана характеристика организационно-хозяйственной и производственной деятельностям предприятия;
• проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• рассмотрены и предложены рекомендации по совершенствованию организации и управления документооборотом на предприятии.
Актуальность эффективного управления документооборотом в настоящее время очевидна. Это связано с большим ростом документации, затраты времени на их обработку и ведением документооборота.
Для улучшения управления документооборотом предприятия считаю целесообразным:
• унифицировать и стандартизировать работу с большинством документов на предприятии;
• начать работать через электронный документооборот с большим количеством контрагентов;
• внедрить программу СЭД для систематизации, улучшения и рациональности работы с документооборотом всего предприятия.
Исходя из проведенных исследований и расчетов, можно сказать, что при установке на предприятии ООО «Саянмолоко» программы СЭД затраты на ее внедрение окупятся менее, чем за год, и это только учитывая минимальные сокращения расходов, элементарно на бумаге, краске для картриджей и принтерах. За год сокращение общехозяйственных расходов составит 1 185 336 рублей.
Из проведенного анализа предприятия можно сказать, что оно вполне успешно, развивающееся, финансово устойчиво и вполне рентабельно. И учитывая, что ООО «Саянмолоко» большое растущее предприятие, с современными технологиями, оно всегда будет идти в ногу со временем и не переставать развиваться во всех сферах его производства, а также в совершенствовании документооборота, и использование электронного архива не будет для него исключением. Потому что наличие успешно действующей системы автоматизации делопроизводства и документооборота говорит о благополучии учреждения и его руководства.
1. Типовая инструкция по делопроизводству в Федеральных органах исполнительной власти, утверждённая приказом Федеральной архивной службы Росси от 27.11.2000 №68.
2. Приказ директора Департамента по архивам и делопроизводству Минюста РБ от 14.05.2007 № 25.
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402- ФЗ (последняя редакция) статья 9.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) ст. 160 п. 2.
5. Андреева, В.И. Делопроизводство: Практическое пособие / Издание 5-е, переработанное и дополненное [Текст] / В. И. Андреева. - Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2013. - 192 с.
6. Акинин, А. В. Делопроизводство. Пособие для секретарей [Текст] / А. В. Акинин - Москва, 2013. - 115 с.
7. Барановский, В. П. Документационное обеспечение деятельности организации. Учебное пособие [Текст] / В. П. Барановский. - Москва: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд.-во Экмос, 2012. - 264 с.
8. Бауман, Н. И. Документальные компьютерные технологии. Управление информационными процессами в офисных системах. Учебное пособие [Текст] / Н. И. Бауман. - Москва, 2015. - 265 с.
9. Бойко, В. А. Нормативная база делопроизводства [Текст] / В. А. Бойко. - СПб, 2014. - 450 с.
10. Воронцова, Е.П. Современное делопроизводство [Текст] / Е. П. Воронцова. - СПб.: Питер, 2007 - 311 с.
11. Замлинский, В.А. Документоведение. Специальные исторические дисциплины: Учеб. Пособие [Текст] / В. А. Замлинский, М. Ф. Дмитриенко, Т. А. Балабушевич - К., 2014. - 315 с.
12. Кавторева Я. Документооборот: организация и ведение - 7-ое издан. [Текст] / Я. Кавторева, В. Кузнецов - Харьков.: Фактор, 2006. - 240 с.
13. Кадровое делопроизводство. Новосибирск: Сибирское университетское издательство [Текст]. - Москва, 2012. - 534 c.
14. Кобелькова, Л. А. Документация в информационном обществе: электронное делопроизводство и электронный архив [Текст] / Л. А. Кобелькова // Отеч. архив, 2000. -112 с.
15. Кузнецова, А.Н. В помощь машинистке, секретарю, стенографистке. Практическое пособие [Текст] / А. Н. Кузнецова, Р. Н. Вагенгейм - М.: Высшая школа, 2013. - 303 c.
16. Кузнецова, Т. В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления) [Текст] / Т. В. Кузнецова - Москва: ЗАО «Бизнес- школа «Интел-Синтез», 2003. - 176 с.
17. Кузнецова, Т.В. Делопроизводство. Организация и технологии документационного обеспечения управления [Текст] / Т. В. Кузнецова, Л. В. Санкина, Т. А. Быкова. - Москва: Юнити-Дана, 2012. - 359 c.
18. Корнеева, А. П. Машинопись и основы делопроизводства [Текст] /A. П. Корнеева, А. М. Ашелина. - Москва: Просвещение, 2007. - 175 с.
19. Куперштейн, В.И. Современные информационные технологии в делопроизводстве и управлении [Текст] / В. И. Куперштейн. - СПб.: БХВ, 2005.- 248 с.
20. Ларин, М.В. Управление документацией в организациях (проблемы истории и методологии). Диссертация доктора исторических наук [Текст] / М.B. Ларин. - Москва, 2012 - 413 с.
21. Пахчанян, А. Обзор систем электронного документооборота. Директор информационной службы [Текст] / А. Пахчанян - 2011. - 315 с.
22. Печникова, Т. В. Практика работы с документами в организации: Учебное пособие для вузов [Текст] / Т. В. Печникова, А. В. Печникова. - Москва: ЭМОС, 2015. - 208 с.
23. Сагиян, С. Делопроизводство на компьютере [Текст] / С. Сагиян. - СПб: Питер - Москва, 2014. - 256 c.
24. Самыкина, И. В. Практическое руководство для секретаря [Текст] / И. В. Самыкина - Москва: БИНОМ, 2010. - 115 с.
25. Стенюков, М. В. Документы. Делопроизводство: Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. [Текст] / М. В. Стенюков - Москва: Приор, 2140. - 210 с.
26. Стенюков, М.В. Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия [Текст] / М. В. Стенюков - Москва: 2004. - 320 с.
27. Соболев, С. М. Документация и ведение архива в крупных предприятиях [Текст] / С. М. Соболев - СПб: 2009. - 196 с.
28. Тарасов, В. А. Внедрение инноваций по делопроизводству в работу секретаря [Текст] / В. А. Тарасов - Москва: 2007. - 135 с.
29. Черешня, А. Г. О классификации документов систем управления. Проблемы классификации в архивоведении и документоведении: Сб. науч. тр. ВНИИДАД [Текст] / А. Г. Черешня. - Москва, 2008. - 410 с.
30. Янковая, В. Ф. Документооборот учреждения: анализ понятия и методов совершенствования [Текст] / В. Ф. Янковая - Москва, 2008. - 162 с.
31. Перспективы внедрения автоматизированных технологий в архиве [Электронный ресурс]. Режим доступа:http: //www. revolution/pro gramming. html
32. Разработка и внедрение электронных архивов [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://efsol.ru/articles/accounting-docflow.html
33. Страстенко, В. В. НТЦ ИРМ. Для чего нужна автоматизация делопроизводства [Электронный ресурс] / В. В. Страстенко. - Режим доступа: http://fb.ru/article/247159/avtomatizatsiya-dokumentooborota-na-predprixatii2programma-upravleniya-dokumentooborotom-i-deloproizvodstvom