ИСКУССТВО ЭВЕНКОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА
|
Введение 5
1. Специфика коренных малочисленных народов Севера в этномире
Сибири 14
1.1 Особенности быта и религии коренных малочисленных народов
Севера 14
1.2 Эвенки: территория проживания, религиозные верования и обычаи,
особенности традиционного образа жизни 26
2. Искусство эвенков: отражение народных верований, истории и быта 41
2.1 Культурологический анализ произведений эвенкийского прикладного
искусства 41
2.2 Эффективность сохранения культурной памяти народа в произведениях
искусства (на материале социологического анализа) 61
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложение А 88
Приложение Б 92
Приложение В 98
Приложение Г
1. Специфика коренных малочисленных народов Севера в этномире
Сибири 14
1.1 Особенности быта и религии коренных малочисленных народов
Севера 14
1.2 Эвенки: территория проживания, религиозные верования и обычаи,
особенности традиционного образа жизни 26
2. Искусство эвенков: отражение народных верований, истории и быта 41
2.1 Культурологический анализ произведений эвенкийского прикладного
искусства 41
2.2 Эффективность сохранения культурной памяти народа в произведениях
искусства (на материале социологического анализа) 61
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложение А 88
Приложение Б 92
Приложение В 98
Приложение Г
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, на сегодняшний день в мировой культурной практике актуальна проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Век новых технологий и модернизации, глобализация и эпоха распространения электронных средств информации привели к унификации жизни человека в целом, стандартизации его духовных и культурных начал. Стандартизацию и упрощение убедительно демонстрируют многочисленные продукты массовой культуры и созданные по ее меркам произведения современного искусства. Культурологический анализ произведений искусства на предмет исследования заложенной в них культурной памяти этносов становится сегодня чрезвычайно актуальным. Именно произведения этнического искусства несут в себе не только творческую мысль и настроение автора, но и отпечаток времени и быта народа, способы освоения мира и мышления о нем, особую духовную ментальность, моральные и религиозные традиции.
Ян Ассманн считает «пунктами фиксации» культурной памяти именно ее материальные воплощения: изображения, тексты, монументальные постройки. Следовательно, исследование произведений этнического искусства помогает выявить механизмы сохранения культурной памяти, а также способы моделирования в ней ценностей данных этнических групп посредством визуальных образов, что делает проблематику исследования еще более актуальной.
Еще одним аспектом актуальности данной темы является, на наш взгляд, недостаточное количество исследований в отечественной науке, посвященных
Таким образом, научной проблемой данного исследования выступает противоречие между сложным синкретическим характером этнического искусства коренных и малочисленных народов российского Севера и Сибири и недостаточностью только лишь искусствоведческой его интерпретации, традиции которой очень распространены. Избирая в качестве объекта исследования изобразительное и прикладное искусство эвенков, мы считаем чрезвычайно актуальным, наряду с искусствоведческим, еще и культурологический его анализ.
Степень изученности проблемы
Термин «культурная память» был впервые использован в книге немецкого египтолога Яна Ассманна. Развивая теорию коллективной памяти Мориса Хальбвакса , Ассманн творчески развил его идеи в своих трудах и в 1992 году опубликовал свои размышления о связи воспоминания и культуры. Ассманн определил культурную память как особую символическую форму сформированную веками и выраженную в мемориальных объектах (памятные места, церемонии, письмена и т.д.). Её возникновение, по его мнению, связанно с феноменом смерти и сопровождающими её культовыми ритуалами, таким образом, первой формой культурной памяти выступает память о мертвых (в настоящем исследовании этот концепт применим к исторической памяти и культу предков этноса).
Появление новой парадигмы культуры в социально-гуманитарных исследованиях породило множество концептов, связанных с понятиями «памяти», «забвения», «воспоминаний», «ностальгии». Исследования учёных XX века стали ключевыми в переосмыслении феномена памяти, что представлено не только в работах Я. Ассманна и М. Хальбвакса, но и в работах
представления».
В поиске методов и практик фиксации и сохранения культурной памяти в визуальных формах, значимы исследования Ю.М. Лотмана, по мнению которого, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект, так называемый «надындивидуальный механизм хранения и передачи» закодированной информации, а так же выработки новой .
С позиции искусствоведческого анализа, А. Варбург уделял особое внимание такому феномену, как «детали» и интерпретировал произведения искусства, как «изобразительные символы» культуры, обозначающие «свою культурную идентичность» . Дж. Армстронг в этом смысле определяет «мифо-символический комплекс», способный закреплять и удерживать образы коллективной памяти . Упоминания здесь также заслуживают исследования К.Г.Юнга и его феномен коллективного бессознательного, архетипических образов и символов.
Анализируя феномен управления обществом, М.Фуко исследовал историю трансформации образов прошлого, а так же подчеркивал особую связь между человеческим познанием, восприятием опыта прошлого и властью .
В контексте строения позитивной культурной идентичности особо значимы исследования проводимые научным коллективом СФУ под руководством Н.П. Копцевой, куда входят работы Н.Н. Пименовой, Н.М. Либаковой, К.В. Резниковой, Е.А. Сертаковой, Н.Н. Середкиной, А.В. Кистовой, А.А. Ситниковой и др. В данных трудах особое место занимают исследования сибирских этносов, вопросы позитивной культурной идентичности, исследования декоративно-прикладного творчества и искусства аборигенных этносов, а так же этнообразующие механизмы в условиях глобализации.
Вопросами этногенеза и культурного развития эвенков интересовались многие ученые, этнографы и антропологи, многие делали свои выводы, исследуя собранные лексические материалы и материалы устного народного творчества (А.Н. Мыреева, Б.В. Болдырев, Г.И. Варламова, Г.М. Василевич), другие - по антропологическим данным и археологическим открытиям (И.Г.Георги, Г.Ф.Миллер, М.Г. Левин, С.М. Широкогоров, В.А. Туголуков, А.Ф. Анисимов, А.П. Окладников, А.П. Деревянко, В.П. Кривоногов).
Вопросам этногенеза особое внимание уделял отечественный исследователь В.А. Туголуков . На основе архивных, полевых и литературных источников учёный рассматривает расселение и численность сибирских эвенков за период XVII - начала XX века, а так же взаимодействие эвенков с другими народами Сибири, в том числе и с русскими.
Ещё один отечественный исследователь С.М. Широкогоров , помимо вопросов этногенеза, занимался вопросами происхождения и специфики шаманизма эвенков на основе проведенных исследований в Забайкалье, Амурской области и Северной Манчжурии. А.Ф. Анисимов также исследовал проблему происхождение религиозных верований эвенков и их эволюцию.
Огромное значение с точки зрения культурологического анализа имеют исследования посвященные изучению искусства коренных народов. Среди учёных, работы и исследования которых обозначили аспекты эвенкийского искусства, значимы работы Т.М. Сафьяниковой , изучающей народное творчество эвенков в условиях современных трансформаций и В.Н. Нилова , рассматривающего в своих работах традиционное хореографическое искусство, музыку и одежду эвенков.
В контексте современных этнических процессов значимы исследования российского историка и этнографа В.П. Кривоногова , осветившего не только аспекты материальной жизни эвенков, но и их духовную составляющую в современности.
Для нашего исследования крайне важны материалы, собранные Г.М. Василевич , известного этнографа-тунгусоведа. Исследуя этническую историю эвенков на протяжении всей своей научной деятельности, автор освещает вопросы материальной культуры, быта, хозяйства и других аспектов жизни народа, а так же предоставляет исследователям возможность рассмотрения традиционного эвенкийского фольклора, собранного самим этнографом и её научным коллективом. Перу Г.М. Василевич принадлежат первые эвенкийские буквари и учебники, написанные на национальном языке.
Ссылаясь на заключения Г.М. Василевич, А.Н Мыреева рассматривает эвенкийский фольклор, анализируя собственные аудиозаписи, сделанные в периоды экспедиций. Разбор отдельных образов эвенкийского эпоса на примере различных персонажей можно встретить в исследованиях А.Н.Варламова , а так же в работах эвенкийской писательницы Г.И. Варламовой.
Для исследования эвенкийского фольклора значимы сохранившиеся собрания народных сказок, мифов и героических сказаний. Почётную нишу здесь занимают собрания Г.М. Василевич, но существуют и другие источники, такие как фольклорные материалы, собранные В.А. Роббек , сборники эвенкийских народных сказок Н.К. Оёгира , а так же рассказы и стихи эвенкийского писателя А.Н. Немтушкина.
Предмет исследования
Искусство эвенков как культурная память народа.
Объект исследования Произведения декоративно-прикладного искусства эвенков.
Цель исследования
Выявление в знаках эвенкийского декоративно-прикладного искусства особенностей традиционного образа жизни и быта, культуры и верований народа, а также уточнение способности этих произведений искусства передавать данные культурные смыслы и реалии новым поколениям эвенков.
Задачи исследования
1. Дать культурологическое определение понятия «коренной малочисленный народ Севера» в контексте избранной проблематики.
2. Выявить особенности традиционного образа жизни и верований северных коренных малочисленных народов Сибири (на материале Красноярского края).
3. Уточнить природно-территориальные условия жизни эвенков, накладывающие отпечаток на традиционный образ жизни народа.
4. Выявить специфику религиозных верований, быта и культуры эвенков.
5. Провести культурологический анализ образцов эвенкийского прикладного искусства.
6. Сделать обобщающие выводы о характерных особенностях отражения в прикладном искусстве эвенков их истории, традиций и верований.
7. Подготовить социологический инструментарий для проведения глубинного интервью с целью определения эффективности сохранения культурной памяти эвенкийского народа в искусстве.
8. На основе анализа данных глубинного интервью сделать обобщающие выводы об эффективности современных культурных практик в сохранении этнических традиций и образов.
Методологические основы исследования
В основе методологии настоящего исследования лежат труды ученых и исследователей в области коренных малочисленных народов, рассматривающих проблемы этногенеза и социально-культурное развитие эвенков (Г.М. Василевич, В.А. Туголуков, С.М. Широкогоров). Труды исследователей декоративно-прикладного творчество и лексических материалов (Г.М. Василевич, Г.И. Варламова, А.Н. Мыреева, Т.М. Сафьянникова, В.Н. Нилов), современного социокультурного состояния эвенков (Н.П. Копцева, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина, В.П. Кривоногов), а так же материалы, затрагивающие нормативно-правовую базу коренных малочисленных народов.
В процессе культурологического анализа произведений эвенкийского искусства были использованы визуальные методы, предложенные В.И. Жуковским: наблюдение, измерение, формализация, анализ и синтез, идеализация, аналогия, дедукция, индукция, экстраполяция.
В процессе изучения и исследования проблематики становления и эволюции культуры эвенков были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор.
Практическая значимость
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности её использования для лекционных, семинарских и факультативных курсов по соответствующим дисциплинам. Положения и основные выводы работы могут быть значимы в исследованиях культурной памяти коренных малочисленных народов и этнокультурного организма в целом.
Научная новизна
Новизна исследования заключается в поставленной проблеме - противоречие между сложным синкретическим характером этнического искусства и недостаточность его интерпретации в рамках культурологических исследований. В работе предприняты попытки комплексного изучения культурной памяти эвенков, а так же трансформация механизмов её фиксации. На материалах декоративно-прикладного и художественно искусства эвенков проанализированы методы и формы фиксации культурной памяти, заключенные в знаково-символических формах. На основе данных глубинного интервью нами выявлены подходы к рассмотрению культурных реалий этноса с точки зрения политологии, антропологии и культурологии. Новизна исследования заключается в попытке разработки новых методов фиксации и трансляции этнокультурной составляющей в аспекте внедрения новых культурных практик.
Структура дипломной работы
Работа состоит из введения, двух глав «Специфика коренных малочисленных народов Севера в этномире Сибири» и «Искусство эвенков: отражение народных верований, истории и быта», в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, каждая глава содержит по два параграфа. В заключении представлены основные выводы исследования, проделанного в выпускной квалификационной работе. Приложение включает в себя расшифрованные данные глубинного интервью и фотографии произведений эвенкийского искусства, используемые в исследовании. Список литературы включает в себя 101 наименование
Ян Ассманн считает «пунктами фиксации» культурной памяти именно ее материальные воплощения: изображения, тексты, монументальные постройки. Следовательно, исследование произведений этнического искусства помогает выявить механизмы сохранения культурной памяти, а также способы моделирования в ней ценностей данных этнических групп посредством визуальных образов, что делает проблематику исследования еще более актуальной.
Еще одним аспектом актуальности данной темы является, на наш взгляд, недостаточное количество исследований в отечественной науке, посвященных
Таким образом, научной проблемой данного исследования выступает противоречие между сложным синкретическим характером этнического искусства коренных и малочисленных народов российского Севера и Сибири и недостаточностью только лишь искусствоведческой его интерпретации, традиции которой очень распространены. Избирая в качестве объекта исследования изобразительное и прикладное искусство эвенков, мы считаем чрезвычайно актуальным, наряду с искусствоведческим, еще и культурологический его анализ.
Степень изученности проблемы
Термин «культурная память» был впервые использован в книге немецкого египтолога Яна Ассманна. Развивая теорию коллективной памяти Мориса Хальбвакса , Ассманн творчески развил его идеи в своих трудах и в 1992 году опубликовал свои размышления о связи воспоминания и культуры. Ассманн определил культурную память как особую символическую форму сформированную веками и выраженную в мемориальных объектах (памятные места, церемонии, письмена и т.д.). Её возникновение, по его мнению, связанно с феноменом смерти и сопровождающими её культовыми ритуалами, таким образом, первой формой культурной памяти выступает память о мертвых (в настоящем исследовании этот концепт применим к исторической памяти и культу предков этноса).
Появление новой парадигмы культуры в социально-гуманитарных исследованиях породило множество концептов, связанных с понятиями «памяти», «забвения», «воспоминаний», «ностальгии». Исследования учёных XX века стали ключевыми в переосмыслении феномена памяти, что представлено не только в работах Я. Ассманна и М. Хальбвакса, но и в работах
представления».
В поиске методов и практик фиксации и сохранения культурной памяти в визуальных формах, значимы исследования Ю.М. Лотмана, по мнению которого, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект, так называемый «надындивидуальный механизм хранения и передачи» закодированной информации, а так же выработки новой .
С позиции искусствоведческого анализа, А. Варбург уделял особое внимание такому феномену, как «детали» и интерпретировал произведения искусства, как «изобразительные символы» культуры, обозначающие «свою культурную идентичность» . Дж. Армстронг в этом смысле определяет «мифо-символический комплекс», способный закреплять и удерживать образы коллективной памяти . Упоминания здесь также заслуживают исследования К.Г.Юнга и его феномен коллективного бессознательного, архетипических образов и символов.
Анализируя феномен управления обществом, М.Фуко исследовал историю трансформации образов прошлого, а так же подчеркивал особую связь между человеческим познанием, восприятием опыта прошлого и властью .
В контексте строения позитивной культурной идентичности особо значимы исследования проводимые научным коллективом СФУ под руководством Н.П. Копцевой, куда входят работы Н.Н. Пименовой, Н.М. Либаковой, К.В. Резниковой, Е.А. Сертаковой, Н.Н. Середкиной, А.В. Кистовой, А.А. Ситниковой и др. В данных трудах особое место занимают исследования сибирских этносов, вопросы позитивной культурной идентичности, исследования декоративно-прикладного творчества и искусства аборигенных этносов, а так же этнообразующие механизмы в условиях глобализации.
Вопросами этногенеза и культурного развития эвенков интересовались многие ученые, этнографы и антропологи, многие делали свои выводы, исследуя собранные лексические материалы и материалы устного народного творчества (А.Н. Мыреева, Б.В. Болдырев, Г.И. Варламова, Г.М. Василевич), другие - по антропологическим данным и археологическим открытиям (И.Г.Георги, Г.Ф.Миллер, М.Г. Левин, С.М. Широкогоров, В.А. Туголуков, А.Ф. Анисимов, А.П. Окладников, А.П. Деревянко, В.П. Кривоногов).
Вопросам этногенеза особое внимание уделял отечественный исследователь В.А. Туголуков . На основе архивных, полевых и литературных источников учёный рассматривает расселение и численность сибирских эвенков за период XVII - начала XX века, а так же взаимодействие эвенков с другими народами Сибири, в том числе и с русскими.
Ещё один отечественный исследователь С.М. Широкогоров , помимо вопросов этногенеза, занимался вопросами происхождения и специфики шаманизма эвенков на основе проведенных исследований в Забайкалье, Амурской области и Северной Манчжурии. А.Ф. Анисимов также исследовал проблему происхождение религиозных верований эвенков и их эволюцию.
Огромное значение с точки зрения культурологического анализа имеют исследования посвященные изучению искусства коренных народов. Среди учёных, работы и исследования которых обозначили аспекты эвенкийского искусства, значимы работы Т.М. Сафьяниковой , изучающей народное творчество эвенков в условиях современных трансформаций и В.Н. Нилова , рассматривающего в своих работах традиционное хореографическое искусство, музыку и одежду эвенков.
В контексте современных этнических процессов значимы исследования российского историка и этнографа В.П. Кривоногова , осветившего не только аспекты материальной жизни эвенков, но и их духовную составляющую в современности.
Для нашего исследования крайне важны материалы, собранные Г.М. Василевич , известного этнографа-тунгусоведа. Исследуя этническую историю эвенков на протяжении всей своей научной деятельности, автор освещает вопросы материальной культуры, быта, хозяйства и других аспектов жизни народа, а так же предоставляет исследователям возможность рассмотрения традиционного эвенкийского фольклора, собранного самим этнографом и её научным коллективом. Перу Г.М. Василевич принадлежат первые эвенкийские буквари и учебники, написанные на национальном языке.
Ссылаясь на заключения Г.М. Василевич, А.Н Мыреева рассматривает эвенкийский фольклор, анализируя собственные аудиозаписи, сделанные в периоды экспедиций. Разбор отдельных образов эвенкийского эпоса на примере различных персонажей можно встретить в исследованиях А.Н.Варламова , а так же в работах эвенкийской писательницы Г.И. Варламовой.
Для исследования эвенкийского фольклора значимы сохранившиеся собрания народных сказок, мифов и героических сказаний. Почётную нишу здесь занимают собрания Г.М. Василевич, но существуют и другие источники, такие как фольклорные материалы, собранные В.А. Роббек , сборники эвенкийских народных сказок Н.К. Оёгира , а так же рассказы и стихи эвенкийского писателя А.Н. Немтушкина.
Предмет исследования
Искусство эвенков как культурная память народа.
Объект исследования Произведения декоративно-прикладного искусства эвенков.
Цель исследования
Выявление в знаках эвенкийского декоративно-прикладного искусства особенностей традиционного образа жизни и быта, культуры и верований народа, а также уточнение способности этих произведений искусства передавать данные культурные смыслы и реалии новым поколениям эвенков.
Задачи исследования
1. Дать культурологическое определение понятия «коренной малочисленный народ Севера» в контексте избранной проблематики.
2. Выявить особенности традиционного образа жизни и верований северных коренных малочисленных народов Сибири (на материале Красноярского края).
3. Уточнить природно-территориальные условия жизни эвенков, накладывающие отпечаток на традиционный образ жизни народа.
4. Выявить специфику религиозных верований, быта и культуры эвенков.
5. Провести культурологический анализ образцов эвенкийского прикладного искусства.
6. Сделать обобщающие выводы о характерных особенностях отражения в прикладном искусстве эвенков их истории, традиций и верований.
7. Подготовить социологический инструментарий для проведения глубинного интервью с целью определения эффективности сохранения культурной памяти эвенкийского народа в искусстве.
8. На основе анализа данных глубинного интервью сделать обобщающие выводы об эффективности современных культурных практик в сохранении этнических традиций и образов.
Методологические основы исследования
В основе методологии настоящего исследования лежат труды ученых и исследователей в области коренных малочисленных народов, рассматривающих проблемы этногенеза и социально-культурное развитие эвенков (Г.М. Василевич, В.А. Туголуков, С.М. Широкогоров). Труды исследователей декоративно-прикладного творчество и лексических материалов (Г.М. Василевич, Г.И. Варламова, А.Н. Мыреева, Т.М. Сафьянникова, В.Н. Нилов), современного социокультурного состояния эвенков (Н.П. Копцева, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина, В.П. Кривоногов), а так же материалы, затрагивающие нормативно-правовую базу коренных малочисленных народов.
В процессе культурологического анализа произведений эвенкийского искусства были использованы визуальные методы, предложенные В.И. Жуковским: наблюдение, измерение, формализация, анализ и синтез, идеализация, аналогия, дедукция, индукция, экстраполяция.
В процессе изучения и исследования проблематики становления и эволюции культуры эвенков были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор.
Практическая значимость
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности её использования для лекционных, семинарских и факультативных курсов по соответствующим дисциплинам. Положения и основные выводы работы могут быть значимы в исследованиях культурной памяти коренных малочисленных народов и этнокультурного организма в целом.
Научная новизна
Новизна исследования заключается в поставленной проблеме - противоречие между сложным синкретическим характером этнического искусства и недостаточность его интерпретации в рамках культурологических исследований. В работе предприняты попытки комплексного изучения культурной памяти эвенков, а так же трансформация механизмов её фиксации. На материалах декоративно-прикладного и художественно искусства эвенков проанализированы методы и формы фиксации культурной памяти, заключенные в знаково-символических формах. На основе данных глубинного интервью нами выявлены подходы к рассмотрению культурных реалий этноса с точки зрения политологии, антропологии и культурологии. Новизна исследования заключается в попытке разработки новых методов фиксации и трансляции этнокультурной составляющей в аспекте внедрения новых культурных практик.
Структура дипломной работы
Работа состоит из введения, двух глав «Специфика коренных малочисленных народов Севера в этномире Сибири» и «Искусство эвенков: отражение народных верований, истории и быта», в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, каждая глава содержит по два параграфа. В заключении представлены основные выводы исследования, проделанного в выпускной квалификационной работе. Приложение включает в себя расшифрованные данные глубинного интервью и фотографии произведений эвенкийского искусства, используемые в исследовании. Список литературы включает в себя 101 наименование
Целью данного исследования было выявление в знаках эвенкийского декоративно-прикладного искусства особенностей традиционного образа жизни и быта, культуры и верований народа, а так же уточнение способности этих произведений искусства передавать данные культурные смыслы и реалии новым поколениям.
В качестве материала для анализа были выбраны произведения декоративно-прикладного искусства эвенков, на основе культурологического анализа которых были выявлены особые механизмы фиксации этнокультурного сознания посредством знаково-символических форм. На основе анализа произведений декоративно-прикладного искусства мы исследовали произведение художественного искусства В.И. Донченко, визуализирующее эвенкийское сказание «Охотник Кировуль, огненный соболь», которое, на наш взгляд, также транслирует этнорелигиозную картину мира посредством уже зафиксированных в традиционных произведениях не только декоративно¬прикладного искусства, но и устного народного творчества знаках и символах.
В первой главе нами была рассмотрена специфика коренных малочисленных народов в этномире Сибири. На основе исследований коренных малочисленных народов отечественных и зарубежных авторов, а так же изучив нормативно-правовые акты в отношении аборигенных этносов, мы дали рабочее определение понятию «коренной народ». В первую очередь мы изучили понятие в контексте правового дискурса, где основными критериями идентификации коренных малочисленных народов стала малая численность, сохранение исторического опыта и формы традиционного природопользования. Для более детального разбора понятия, мы изучили понятие с точки зрения антропологии, этнографии и культурологии, что дало основание для дефиниции исследуемого термина. Таким образом, мы определили коренной народ как локальное сообщество, объединенное географическими параметрами, упрочненное в контексте этничности посредством самоидентификации в отношении с доминирующей нацией или этносом, обладающее рядом объективных признаков (расовая принадлежность, язык), а так же особыми этнокультурными знаками.
В этой же главе, изучив особенности быта и религии коренных народов, мы выявили взаимозависимую связь двух аспектов жизни этноса, а проявление каких-либо религиозных культов, практик и норм рассмотрели в их взаимосвязи с бытовыми потребностями человека. На основе анализа основных культурных и религиозных практик мы также рассмотрели основное содержание культурных образов и героев, мифологический пантеон божеств и духов, зафиксированных в фольклорной форме.
Применив к рассмотрению специфики религии и быта эвенков подход, предложенный Н.В. Ссориным-Чайковым - «этничность не выживает, а формируется в современности...», мы в значительной мере обозначило ход дальнейшего исследования.
Анализ эвенкийской картины мира и рассмотрение основного содержания космогонических представлений эвенков позволил обнаружить связь культурно-бытового и религиозного компонента. Данный обзор позволил сделать выводы об актуализации в эвенкийской картине мира двух уровней человеческой жизни: уровень повседневного бытия в тесном взаимодействии с мифически-религиозной реальностью. Одним из важных выводов первой главы стало распознание мифологического мышления и его актуализация на повседневном уровне жизни эвенков, что выступает главным способ осознания и поддержания гармонизации взаимоотношений человека и природы.
Вторая глава исследования посвящена культурологическому анализу произведений эвенкийского искусства, а так же исследованию эффективности сохранения культурной памяти этноса в произведениях искусства на материале культурологического и социологического анализа. Культурологический анализ произведений эвенкийского искусства, начиная от репрезентантов ритуального комплекса и заканчивая произведениями современных мастеров, позволил проследить развитие и трансформацию этнорелигиозной картины мира в исторической ретроспективе, а так же её современные социально-культурные функции. С позиции трансляции этнорелигиозной картины мира, в формах фиксации комплекса знаково-символических форм (одежда, предметы быта, а так же живопись) ясно читаются обладающие свойством узнаваемости и наглядности неязыковые знаки, что говорит о способности к возрождению и воссозданию культурного знания. Анализируя произведения искусства современных мастеров, мы обнаружили ряд отличительных знаков и символов, закреплённых временем и выражающих ценности этноса, что свидетельствует об апеллировании современных мастеров к воссозданию культурного ядра, выстраивая исторически фиксированную картину мира и определяя в ней место человека, актуализируя тем самым связь современных людей с культурой предков.
В этой же главе мы рассмотрели несколько подходов к проблеме выявления эффективности современных культурных практик в сохранении этнических традиций, для чего нами были предприняты шаги к рассмотрению подходов к изучаемой проблеме с точки зрения политологии, антропологии и культурологии, для чего мы провели интервьюирование нескольких экспертов.
Результаты социологического анализа позволили сделать вывод о том, что проблема сохранения культурного наследия аборигенных этносов, на примере эвенов, носит общенаучный характер и требует интеграции наук. Мы обозначили важность усовершенствования правительственных программ, учитывающих национальную и этническую специфику и задействующих механизмы развития коренных малочисленных народов в рамках современного пространства. Анализ произведений эвенкийского искусства обозначил важность данного аспекта в рамках сохранения и трансляции культурной памяти эвенков посредством визуальных форм. Культурологический анализ произведений искусства позволил выявить актуальные механизмы сохранения и трансляции этнокультурной и этнорелигиозной картины мира эвенков, что в некотором роде, становится критерием самоидентификации этноса, а культура в данном случае - идеалообразующий механизм, способный выполнять социальную и воспитательную функцию, оказывая идейное воздействие на общество в духе собственной национальной идентичности. Культурологический анализ позволил выявить особые механизмы и способы самоидентификации этноса, зафиксированные посредством знаково¬символических форм, что представляется нам плодотворным в аспекте сохранения, трансляции и воссоздания культурной памяти.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что феномен искусства аборигенных этносов в качестве средства фиксации и сохранения культурной памяти на сегодняшний день не достаточно изучен, что обозначило актуальность настоящего исследования. На наш взгляд, искусство коренных народов носит уникальный характер, поскольку заключает в себе особый культурный код, зафиксированный посредством визуальных форм, изучение данного феномена становится чрезвычайно актуальным в контексте поиска новых критериев и «пунктов фиксации» культурного прошлого.
Таким образом, на наш взгляд, цель данной работы достигнута, обозначенные задачи решены, а так же выявлены возможности и способы сохранения и трансляции культурной памяти эвенков в контексте современного модернизированного пространства посредством визуального искусства.
В качестве материала для анализа были выбраны произведения декоративно-прикладного искусства эвенков, на основе культурологического анализа которых были выявлены особые механизмы фиксации этнокультурного сознания посредством знаково-символических форм. На основе анализа произведений декоративно-прикладного искусства мы исследовали произведение художественного искусства В.И. Донченко, визуализирующее эвенкийское сказание «Охотник Кировуль, огненный соболь», которое, на наш взгляд, также транслирует этнорелигиозную картину мира посредством уже зафиксированных в традиционных произведениях не только декоративно¬прикладного искусства, но и устного народного творчества знаках и символах.
В первой главе нами была рассмотрена специфика коренных малочисленных народов в этномире Сибири. На основе исследований коренных малочисленных народов отечественных и зарубежных авторов, а так же изучив нормативно-правовые акты в отношении аборигенных этносов, мы дали рабочее определение понятию «коренной народ». В первую очередь мы изучили понятие в контексте правового дискурса, где основными критериями идентификации коренных малочисленных народов стала малая численность, сохранение исторического опыта и формы традиционного природопользования. Для более детального разбора понятия, мы изучили понятие с точки зрения антропологии, этнографии и культурологии, что дало основание для дефиниции исследуемого термина. Таким образом, мы определили коренной народ как локальное сообщество, объединенное географическими параметрами, упрочненное в контексте этничности посредством самоидентификации в отношении с доминирующей нацией или этносом, обладающее рядом объективных признаков (расовая принадлежность, язык), а так же особыми этнокультурными знаками.
В этой же главе, изучив особенности быта и религии коренных народов, мы выявили взаимозависимую связь двух аспектов жизни этноса, а проявление каких-либо религиозных культов, практик и норм рассмотрели в их взаимосвязи с бытовыми потребностями человека. На основе анализа основных культурных и религиозных практик мы также рассмотрели основное содержание культурных образов и героев, мифологический пантеон божеств и духов, зафиксированных в фольклорной форме.
Применив к рассмотрению специфики религии и быта эвенков подход, предложенный Н.В. Ссориным-Чайковым - «этничность не выживает, а формируется в современности...», мы в значительной мере обозначило ход дальнейшего исследования.
Анализ эвенкийской картины мира и рассмотрение основного содержания космогонических представлений эвенков позволил обнаружить связь культурно-бытового и религиозного компонента. Данный обзор позволил сделать выводы об актуализации в эвенкийской картине мира двух уровней человеческой жизни: уровень повседневного бытия в тесном взаимодействии с мифически-религиозной реальностью. Одним из важных выводов первой главы стало распознание мифологического мышления и его актуализация на повседневном уровне жизни эвенков, что выступает главным способ осознания и поддержания гармонизации взаимоотношений человека и природы.
Вторая глава исследования посвящена культурологическому анализу произведений эвенкийского искусства, а так же исследованию эффективности сохранения культурной памяти этноса в произведениях искусства на материале культурологического и социологического анализа. Культурологический анализ произведений эвенкийского искусства, начиная от репрезентантов ритуального комплекса и заканчивая произведениями современных мастеров, позволил проследить развитие и трансформацию этнорелигиозной картины мира в исторической ретроспективе, а так же её современные социально-культурные функции. С позиции трансляции этнорелигиозной картины мира, в формах фиксации комплекса знаково-символических форм (одежда, предметы быта, а так же живопись) ясно читаются обладающие свойством узнаваемости и наглядности неязыковые знаки, что говорит о способности к возрождению и воссозданию культурного знания. Анализируя произведения искусства современных мастеров, мы обнаружили ряд отличительных знаков и символов, закреплённых временем и выражающих ценности этноса, что свидетельствует об апеллировании современных мастеров к воссозданию культурного ядра, выстраивая исторически фиксированную картину мира и определяя в ней место человека, актуализируя тем самым связь современных людей с культурой предков.
В этой же главе мы рассмотрели несколько подходов к проблеме выявления эффективности современных культурных практик в сохранении этнических традиций, для чего нами были предприняты шаги к рассмотрению подходов к изучаемой проблеме с точки зрения политологии, антропологии и культурологии, для чего мы провели интервьюирование нескольких экспертов.
Результаты социологического анализа позволили сделать вывод о том, что проблема сохранения культурного наследия аборигенных этносов, на примере эвенов, носит общенаучный характер и требует интеграции наук. Мы обозначили важность усовершенствования правительственных программ, учитывающих национальную и этническую специфику и задействующих механизмы развития коренных малочисленных народов в рамках современного пространства. Анализ произведений эвенкийского искусства обозначил важность данного аспекта в рамках сохранения и трансляции культурной памяти эвенков посредством визуальных форм. Культурологический анализ произведений искусства позволил выявить актуальные механизмы сохранения и трансляции этнокультурной и этнорелигиозной картины мира эвенков, что в некотором роде, становится критерием самоидентификации этноса, а культура в данном случае - идеалообразующий механизм, способный выполнять социальную и воспитательную функцию, оказывая идейное воздействие на общество в духе собственной национальной идентичности. Культурологический анализ позволил выявить особые механизмы и способы самоидентификации этноса, зафиксированные посредством знаково¬символических форм, что представляется нам плодотворным в аспекте сохранения, трансляции и воссоздания культурной памяти.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что феномен искусства аборигенных этносов в качестве средства фиксации и сохранения культурной памяти на сегодняшний день не достаточно изучен, что обозначило актуальность настоящего исследования. На наш взгляд, искусство коренных народов носит уникальный характер, поскольку заключает в себе особый культурный код, зафиксированный посредством визуальных форм, изучение данного феномена становится чрезвычайно актуальным в контексте поиска новых критериев и «пунктов фиксации» культурного прошлого.
Таким образом, на наш взгляд, цель данной работы достигнута, обозначенные задачи решены, а так же выявлены возможности и способы сохранения и трансляции культурной памяти эвенков в контексте современного модернизированного пространства посредством визуального искусства.
Подобные работы
- РЕЛИГИОЗНО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА ЭВЕНКОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИХ ОБРАЗА ЖИЗНИ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ДОЛГАНСКИЙ ФОЛЬКЛОР КАК ИНСТРУМЕНТ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ КМНС: НА МАТЕРИАЛЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРСОНОСФЕРА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ ОППОЗИЦИИ «ДОБРО - ЗЛО» В АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ СКАЗКАХ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Игрушки народов Красноярского края как средство изучения художественных технологий и приобщения обучающихся к национальным культурным традициям
Бакалаврская работа, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - МЕСТО НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В СИБИРСКОМ
КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ИСКУСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА
ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - МЕСТО НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ В СИБИРСКОМ КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ИСКУСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ТВОРЧЕСТВА ЭВЕНКИЙСКИХ ХУДОЖНИКОВ)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Лингвостилистические особенности перевода русских народных сказок на английский язык
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ИССЛЕДОВАТЕЛИ ШАМАНИЗМА НА АЛТАЕ
Г.Н. ПОТАНИН И А.В. АНОХИН
Дипломные работы, ВКР, археология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



