Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСКУССТВО ЭВЕНКОВ КАК КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА

Работа №26681

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
768
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Специфика коренных малочисленных народов Севера в этномире
Сибири 14
1.1 Особенности быта и религии коренных малочисленных народов
Севера 14
1.2 Эвенки: территория проживания, религиозные верования и обычаи,
особенности традиционного образа жизни 26
2. Искусство эвенков: отражение народных верований, истории и быта 41
2.1 Культурологический анализ произведений эвенкийского прикладного
искусства 41
2.2 Эффективность сохранения культурной памяти народа в произведениях
искусства (на материале социологического анализа) 61
Заключение 72
Список использованных источников 76
Приложение А 88
Приложение Б 92
Приложение В 98
Приложение Г

Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, на сегодняшний день в мировой культурной практике актуальна проблема сохранения культурной памяти и культурного наследия. Век новых технологий и модернизации, глобализация и эпоха распространения электронных средств информации привели к унификации жизни человека в целом, стандартизации его духовных и культурных начал. Стандартизацию и упрощение убедительно демонстрируют многочисленные продукты массовой культуры и созданные по ее меркам произведения современного искусства. Культурологический анализ произведений искусства на предмет исследования заложенной в них культурной памяти этносов становится сегодня чрезвычайно актуальным. Именно произведения этнического искусства несут в себе не только творческую мысль и настроение автора, но и отпечаток времени и быта народа, способы освоения мира и мышления о нем, особую духовную ментальность, моральные и религиозные традиции.
Ян Ассманн считает «пунктами фиксации» культурной памяти именно ее материальные воплощения: изображения, тексты, монументальные постройки. Следовательно, исследование произведений этнического искусства помогает выявить механизмы сохранения культурной памяти, а также способы моделирования в ней ценностей данных этнических групп посредством визуальных образов, что делает проблематику исследования еще более актуальной.
Еще одним аспектом актуальности данной темы является, на наш взгляд, недостаточное количество исследований в отечественной науке, посвященных
Таким образом, научной проблемой данного исследования выступает противоречие между сложным синкретическим характером этнического искусства коренных и малочисленных народов российского Севера и Сибири и недостаточностью только лишь искусствоведческой его интерпретации, традиции которой очень распространены. Избирая в качестве объекта исследования изобразительное и прикладное искусство эвенков, мы считаем чрезвычайно актуальным, наряду с искусствоведческим, еще и культурологический его анализ.
Степень изученности проблемы
Термин «культурная память» был впервые использован в книге немецкого египтолога Яна Ассманна. Развивая теорию коллективной памяти Мориса Хальбвакса , Ассманн творчески развил его идеи в своих трудах и в 1992 году опубликовал свои размышления о связи воспоминания и культуры. Ассманн определил культурную память как особую символическую форму сформированную веками и выраженную в мемориальных объектах (памятные места, церемонии, письмена и т.д.). Её возникновение, по его мнению, связанно с феноменом смерти и сопровождающими её культовыми ритуалами, таким образом, первой формой культурной памяти выступает память о мертвых (в настоящем исследовании этот концепт применим к исторической памяти и культу предков этноса).
Появление новой парадигмы культуры в социально-гуманитарных исследованиях породило множество концептов, связанных с понятиями «памяти», «забвения», «воспоминаний», «ностальгии». Исследования учёных XX века стали ключевыми в переосмыслении феномена памяти, что представлено не только в работах Я. Ассманна и М. Хальбвакса, но и в работах
представления».
В поиске методов и практик фиксации и сохранения культурной памяти в визуальных формах, значимы исследования Ю.М. Лотмана, по мнению которого, с точки зрения семиотики, культура представляет собой коллективный интеллект, так называемый «надындивидуальный механизм хранения и передачи» закодированной информации, а так же выработки новой .
С позиции искусствоведческого анализа, А. Варбург уделял особое внимание такому феномену, как «детали» и интерпретировал произведения искусства, как «изобразительные символы» культуры, обозначающие «свою культурную идентичность» . Дж. Армстронг в этом смысле определяет «мифо-символический комплекс», способный закреплять и удерживать образы коллективной памяти . Упоминания здесь также заслуживают исследования К.Г.Юнга и его феномен коллективного бессознательного, архетипических образов и символов.
Анализируя феномен управления обществом, М.Фуко исследовал историю трансформации образов прошлого, а так же подчеркивал особую связь между человеческим познанием, восприятием опыта прошлого и властью .
В контексте строения позитивной культурной идентичности особо значимы исследования проводимые научным коллективом СФУ под руководством Н.П. Копцевой, куда входят работы Н.Н. Пименовой, Н.М. Либаковой, К.В. Резниковой, Е.А. Сертаковой, Н.Н. Середкиной, А.В. Кистовой, А.А. Ситниковой и др. В данных трудах особое место занимают исследования сибирских этносов, вопросы позитивной культурной идентичности, исследования декоративно-прикладного творчества и искусства аборигенных этносов, а так же этнообразующие механизмы в условиях глобализации.
Вопросами этногенеза и культурного развития эвенков интересовались многие ученые, этнографы и антропологи, многие делали свои выводы, исследуя собранные лексические материалы и материалы устного народного творчества (А.Н. Мыреева, Б.В. Болдырев, Г.И. Варламова, Г.М. Василевич), другие - по антропологическим данным и археологическим открытиям (И.Г.Георги, Г.Ф.Миллер, М.Г. Левин, С.М. Широкогоров, В.А. Туголуков, А.Ф. Анисимов, А.П. Окладников, А.П. Деревянко, В.П. Кривоногов).
Вопросам этногенеза особое внимание уделял отечественный исследователь В.А. Туголуков . На основе архивных, полевых и литературных источников учёный рассматривает расселение и численность сибирских эвенков за период XVII - начала XX века, а так же взаимодействие эвенков с другими народами Сибири, в том числе и с русскими.
Ещё один отечественный исследователь С.М. Широкогоров , помимо вопросов этногенеза, занимался вопросами происхождения и специфики шаманизма эвенков на основе проведенных исследований в Забайкалье, Амурской области и Северной Манчжурии. А.Ф. Анисимов также исследовал проблему происхождение религиозных верований эвенков и их эволюцию.
Огромное значение с точки зрения культурологического анализа имеют исследования посвященные изучению искусства коренных народов. Среди учёных, работы и исследования которых обозначили аспекты эвенкийского искусства, значимы работы Т.М. Сафьяниковой , изучающей народное творчество эвенков в условиях современных трансформаций и В.Н. Нилова , рассматривающего в своих работах традиционное хореографическое искусство, музыку и одежду эвенков.
В контексте современных этнических процессов значимы исследования российского историка и этнографа В.П. Кривоногова , осветившего не только аспекты материальной жизни эвенков, но и их духовную составляющую в современности.
Для нашего исследования крайне важны материалы, собранные Г.М. Василевич , известного этнографа-тунгусоведа. Исследуя этническую историю эвенков на протяжении всей своей научной деятельности, автор освещает вопросы материальной культуры, быта, хозяйства и других аспектов жизни народа, а так же предоставляет исследователям возможность рассмотрения традиционного эвенкийского фольклора, собранного самим этнографом и её научным коллективом. Перу Г.М. Василевич принадлежат первые эвенкийские буквари и учебники, написанные на национальном языке.
Ссылаясь на заключения Г.М. Василевич, А.Н Мыреева рассматривает эвенкийский фольклор, анализируя собственные аудиозаписи, сделанные в периоды экспедиций. Разбор отдельных образов эвенкийского эпоса на примере различных персонажей можно встретить в исследованиях А.Н.Варламова , а так же в работах эвенкийской писательницы Г.И. Варламовой.
Для исследования эвенкийского фольклора значимы сохранившиеся собрания народных сказок, мифов и героических сказаний. Почётную нишу здесь занимают собрания Г.М. Василевич, но существуют и другие источники, такие как фольклорные материалы, собранные В.А. Роббек , сборники эвенкийских народных сказок Н.К. Оёгира , а так же рассказы и стихи эвенкийского писателя А.Н. Немтушкина.
Предмет исследования
Искусство эвенков как культурная память народа.
Объект исследования Произведения декоративно-прикладного искусства эвенков.
Цель исследования
Выявление в знаках эвенкийского декоративно-прикладного искусства особенностей традиционного образа жизни и быта, культуры и верований народа, а также уточнение способности этих произведений искусства передавать данные культурные смыслы и реалии новым поколениям эвенков.
Задачи исследования
1. Дать культурологическое определение понятия «коренной малочисленный народ Севера» в контексте избранной проблематики.
2. Выявить особенности традиционного образа жизни и верований северных коренных малочисленных народов Сибири (на материале Красноярского края).
3. Уточнить природно-территориальные условия жизни эвенков, накладывающие отпечаток на традиционный образ жизни народа.
4. Выявить специфику религиозных верований, быта и культуры эвенков.
5. Провести культурологический анализ образцов эвенкийского прикладного искусства.
6. Сделать обобщающие выводы о характерных особенностях отражения в прикладном искусстве эвенков их истории, традиций и верований.
7. Подготовить социологический инструментарий для проведения глубинного интервью с целью определения эффективности сохранения культурной памяти эвенкийского народа в искусстве.
8. На основе анализа данных глубинного интервью сделать обобщающие выводы об эффективности современных культурных практик в сохранении этнических традиций и образов.
Методологические основы исследования
В основе методологии настоящего исследования лежат труды ученых и исследователей в области коренных малочисленных народов, рассматривающих проблемы этногенеза и социально-культурное развитие эвенков (Г.М. Василевич, В.А. Туголуков, С.М. Широкогоров). Труды исследователей декоративно-прикладного творчество и лексических материалов (Г.М. Василевич, Г.И. Варламова, А.Н. Мыреева, Т.М. Сафьянникова, В.Н. Нилов), современного социокультурного состояния эвенков (Н.П. Копцева, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина, В.П. Кривоногов), а так же материалы, затрагивающие нормативно-правовую базу коренных малочисленных народов.
В процессе культурологического анализа произведений эвенкийского искусства были использованы визуальные методы, предложенные В.И. Жуковским: наблюдение, измерение, формализация, анализ и синтез, идеализация, аналогия, дедукция, индукция, экстраполяция.
В процессе изучения и исследования проблематики становления и эволюции культуры эвенков были использованы общенаучные методы: описание, анализ, сравнение, аналитический обзор.
Практическая значимость
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в возможности её использования для лекционных, семинарских и факультативных курсов по соответствующим дисциплинам. Положения и основные выводы работы могут быть значимы в исследованиях культурной памяти коренных малочисленных народов и этнокультурного организма в целом.
Научная новизна
Новизна исследования заключается в поставленной проблеме - противоречие между сложным синкретическим характером этнического искусства и недостаточность его интерпретации в рамках культурологических исследований. В работе предприняты попытки комплексного изучения культурной памяти эвенков, а так же трансформация механизмов её фиксации. На материалах декоративно-прикладного и художественно искусства эвенков проанализированы методы и формы фиксации культурной памяти, заключенные в знаково-символических формах. На основе данных глубинного интервью нами выявлены подходы к рассмотрению культурных реалий этноса с точки зрения политологии, антропологии и культурологии. Новизна исследования заключается в попытке разработки новых методов фиксации и трансляции этнокультурной составляющей в аспекте внедрения новых культурных практик.
Структура дипломной работы
Работа состоит из введения, двух глав «Специфика коренных малочисленных народов Севера в этномире Сибири» и «Искусство эвенков: отражение народных верований, истории и быта», в рамках которых описаны процесс и поэтапные результаты изучения избранной проблематики, каждая глава содержит по два параграфа. В заключении представлены основные выводы исследования, проделанного в выпускной квалификационной работе. Приложение включает в себя расшифрованные данные глубинного интервью и фотографии произведений эвенкийского искусства, используемые в исследовании. Список литературы включает в себя 101 наименование

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было выявление в знаках эвенкийского декоративно-прикладного искусства особенностей традиционного образа жизни и быта, культуры и верований народа, а так же уточнение способности этих произведений искусства передавать данные культурные смыслы и реалии новым поколениям.
В качестве материала для анализа были выбраны произведения декоративно-прикладного искусства эвенков, на основе культурологического анализа которых были выявлены особые механизмы фиксации этнокультурного сознания посредством знаково-символических форм. На основе анализа произведений декоративно-прикладного искусства мы исследовали произведение художественного искусства В.И. Донченко, визуализирующее эвенкийское сказание «Охотник Кировуль, огненный соболь», которое, на наш взгляд, также транслирует этнорелигиозную картину мира посредством уже зафиксированных в традиционных произведениях не только декоративно¬прикладного искусства, но и устного народного творчества знаках и символах.
В первой главе нами была рассмотрена специфика коренных малочисленных народов в этномире Сибири. На основе исследований коренных малочисленных народов отечественных и зарубежных авторов, а так же изучив нормативно-правовые акты в отношении аборигенных этносов, мы дали рабочее определение понятию «коренной народ». В первую очередь мы изучили понятие в контексте правового дискурса, где основными критериями идентификации коренных малочисленных народов стала малая численность, сохранение исторического опыта и формы традиционного природопользования. Для более детального разбора понятия, мы изучили понятие с точки зрения антропологии, этнографии и культурологии, что дало основание для дефиниции исследуемого термина. Таким образом, мы определили коренной народ как локальное сообщество, объединенное географическими параметрами, упрочненное в контексте этничности посредством самоидентификации в отношении с доминирующей нацией или этносом, обладающее рядом объективных признаков (расовая принадлежность, язык), а так же особыми этнокультурными знаками.
В этой же главе, изучив особенности быта и религии коренных народов, мы выявили взаимозависимую связь двух аспектов жизни этноса, а проявление каких-либо религиозных культов, практик и норм рассмотрели в их взаимосвязи с бытовыми потребностями человека. На основе анализа основных культурных и религиозных практик мы также рассмотрели основное содержание культурных образов и героев, мифологический пантеон божеств и духов, зафиксированных в фольклорной форме.
Применив к рассмотрению специфики религии и быта эвенков подход, предложенный Н.В. Ссориным-Чайковым - «этничность не выживает, а формируется в современности...», мы в значительной мере обозначило ход дальнейшего исследования.
Анализ эвенкийской картины мира и рассмотрение основного содержания космогонических представлений эвенков позволил обнаружить связь культурно-бытового и религиозного компонента. Данный обзор позволил сделать выводы об актуализации в эвенкийской картине мира двух уровней человеческой жизни: уровень повседневного бытия в тесном взаимодействии с мифически-религиозной реальностью. Одним из важных выводов первой главы стало распознание мифологического мышления и его актуализация на повседневном уровне жизни эвенков, что выступает главным способ осознания и поддержания гармонизации взаимоотношений человека и природы.
Вторая глава исследования посвящена культурологическому анализу произведений эвенкийского искусства, а так же исследованию эффективности сохранения культурной памяти этноса в произведениях искусства на материале культурологического и социологического анализа. Культурологический анализ произведений эвенкийского искусства, начиная от репрезентантов ритуального комплекса и заканчивая произведениями современных мастеров, позволил проследить развитие и трансформацию этнорелигиозной картины мира в исторической ретроспективе, а так же её современные социально-культурные функции. С позиции трансляции этнорелигиозной картины мира, в формах фиксации комплекса знаково-символических форм (одежда, предметы быта, а так же живопись) ясно читаются обладающие свойством узнаваемости и наглядности неязыковые знаки, что говорит о способности к возрождению и воссозданию культурного знания. Анализируя произведения искусства современных мастеров, мы обнаружили ряд отличительных знаков и символов, закреплённых временем и выражающих ценности этноса, что свидетельствует об апеллировании современных мастеров к воссозданию культурного ядра, выстраивая исторически фиксированную картину мира и определяя в ней место человека, актуализируя тем самым связь современных людей с культурой предков.
В этой же главе мы рассмотрели несколько подходов к проблеме выявления эффективности современных культурных практик в сохранении этнических традиций, для чего нами были предприняты шаги к рассмотрению подходов к изучаемой проблеме с точки зрения политологии, антропологии и культурологии, для чего мы провели интервьюирование нескольких экспертов.
Результаты социологического анализа позволили сделать вывод о том, что проблема сохранения культурного наследия аборигенных этносов, на примере эвенов, носит общенаучный характер и требует интеграции наук. Мы обозначили важность усовершенствования правительственных программ, учитывающих национальную и этническую специфику и задействующих механизмы развития коренных малочисленных народов в рамках современного пространства. Анализ произведений эвенкийского искусства обозначил важность данного аспекта в рамках сохранения и трансляции культурной памяти эвенков посредством визуальных форм. Культурологический анализ произведений искусства позволил выявить актуальные механизмы сохранения и трансляции этнокультурной и этнорелигиозной картины мира эвенков, что в некотором роде, становится критерием самоидентификации этноса, а культура в данном случае - идеалообразующий механизм, способный выполнять социальную и воспитательную функцию, оказывая идейное воздействие на общество в духе собственной национальной идентичности. Культурологический анализ позволил выявить особые механизмы и способы самоидентификации этноса, зафиксированные посредством знаково¬символических форм, что представляется нам плодотворным в аспекте сохранения, трансляции и воссоздания культурной памяти.
Подводя итог исследованию, можно сказать, что феномен искусства аборигенных этносов в качестве средства фиксации и сохранения культурной памяти на сегодняшний день не достаточно изучен, что обозначило актуальность настоящего исследования. На наш взгляд, искусство коренных народов носит уникальный характер, поскольку заключает в себе особый культурный код, зафиксированный посредством визуальных форм, изучение данного феномена становится чрезвычайно актуальным в контексте поиска новых критериев и «пунктов фиксации» культурного прошлого.
Таким образом, на наш взгляд, цель данной работы достигнута, обозначенные задачи решены, а так же выявлены возможности и способы сохранения и трансляции культурной памяти эвенков в контексте современного модернизированного пространства посредством визуального искусства.



1. Armstrong, J. Nations before Nationalism. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1982. - 411 p.
2. The Cobo Study — a Working Definition of «Indigenous» // Indigenous Heritage and Self-Determination: the Intellectual Property Rights of Indigenous People / T. Simpson on behalf of the Forest Peoples Programme. Copenhagen: IWGIA, 1997.
3. Warburg, A.M. Ausgewahlte Schriften und Wurdigungen / Hg. v. D. Wuttke. Baden-Baden, 1992. - 397 р.
4. Андерсон, Д.Дж. Тундровики. Экология и самосознание таймырских эвенков и долган / Д.Дж. Андерсон. - Новосибирск: СО РАН, 1998. - 272 с.
5. Анисимов, А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований: монография / А.Ф. Анисимов. - М.: АН СССР, 1958. - 238 с.
6. Анисимов, К.В. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: коллективная монография / К.В. Анисимов, Н.В. Ковтун, А.И. Разувалова - Красноярск: библиотека журнала СФУ, 2010. - 237 с.
7. Ассман, Я. Культурная память: память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности/ Я. Ассман; пер. с нем. М.М. Соколовской. - М: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
8. Библиотека Сказок Хобобо. 2010-2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hobobo.ru
9. Бидная, К.В. Традиционная культура и современная социальная организация эвенков / К.В. Бидная //Арктика и Север. - 2013. - № 12. С. 70-77.
10. Бортник, А.Ф. Цветовое решение и орнамент костюмов коренных народов Севера / А.Ф. Бортник, А.Н. Винокурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 11. - С. 51-53.
11. Бурдье, П. Генезис и структура поля религии; Власть права: основы социологии юридического поля / П. Бурдье; пер. с фр. О.Кирчик // Социальное пространство: поля и практики - СПб.: Алетейя, 2005. - 576 с.
12. Варламов, А.Н. Образ медведя-предка в фольклоре и мировоззрении эвенков / А.Н. Варламов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, - 2009. - № 115. - С. 178-184.
13. Варламов, А.Н. Праздник Икэнипкэ и хороводы эвенков / А.М. Варламов // Мировоззрение, экономика, социальная история. - Хабаровск: ДВГУПС, 2005. - С. 91-94.
14. Варламова, Г.И. Фольклор народов Севера и его изучение в Республике Саха (Якутия) / Г.И. Варламова // Языки и фольклор народов Сибири. - 2010. - №2. - С. 29-31.
15. Варламова, Г.И. Шестипрядевые косы имеющая шестикосая Нюнгурмок - девочка сиротка / Г.И. Валамова, А.Н. Мыреева, А.Н. Варламов. - Якутск: Цикл, 2015. - 184 с.
16. Варламова, Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора / Г.И. Варламова. - Новосибирск: Наука, - 2002. - 376 с.
17. Василевич, Г.М. Материалы по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору / Г.М. Василевич; под ред. Я.П. Алькора. - Л.: Изд-во института народов Севера, 1936. - 290 с.
18. Василевич, Г.М. Ранние представления о мире у эвенков (материалы) / Г.М. Василевич // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. - М.: Институт этнографии АН СССР, 1959. - 322 с.
19. Василевич, Г.М. Древние охотничьи и оленеводческие обряды эвенков / Г.М. Василевич // Сборник Музея антропологии и этнографии. - Л.: Институт этнографии АН СССР, - 1957. - Т. 7. - С. 151-185.
20. Василевич, Г.М. Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания / Г.М. Василевич. - М.: Наука, 1966. - 400 с.
21. Василевич, Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII - начало XX в.) / Г.М. Василевич; отв. ред. Н.А. Кисляков и В.Н. Чернецов. - Л.: Наука, 1969. - 305 с.
22. Вдовин, И.С. Чукотские шаманы и их социальные функции / И.С. Вдовин // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. - СПб: Наука. 1981. - 340 с.
23. Выготский Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 244 с.
24. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 442 с.
25. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский; общ. ред. коммент. В. В. Иванова, вступит. ст. А. Н. Леонтьева. - М.: Искусство, - Т. 3. 1986. -573 с.
26. Гилязева, Д.Р. Международные гарантии доступа коренных народов к земле и ресурсам / Д.Р. Гильзяева // Право и политика. - 2013. - C. 355 - 362.
27. Дуткина, В.А. Последний из могикан, рода Чамба / В. А. Дуткина, М. Х. Белянская // Эвенки Верхнекетья: историко-этнографический очерк. - Санкт-Петербург: Алмаз-Граф, 2014. - 119 с.
28. Дюркгейм, Э. Социология: ее метод предмет, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. с фр., составление, послесловие и примечания А. Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995. - 352 с.
29. Жукова, Людмила. Исторические корни шаманизма. [Электронный ресурс]: культурологический журнал «Илин». - Режим доступа: http://ilin- yakutsk.narod.ru/index.htm
30. Жуковский, В.И. Природа визуального мышления / В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2008. - № 1. - С. 149¬158.
31. Жуковский, В.И. Теория изобразительного искусства: Тексты лекций.
Ч.2. / В.И. Жуковский. - Красноярск, 2004. - 199 с.
32. Книжная культура эвенков: методологическое пособие / сост. Л. Н. Потапова, ред. Я. А. Захарова, рецензенты: Т. Е. Андреева, А. Н. Мыреева. - Якутск: Офсет, 2008. - 124 с.
33. Колесник, М.А. Обзор изучения фольклора коренных народов Севера [Электронный ресурс] / М.А. Колесник //. Электронный журнал издательства NotaBene - 2014. - № 3. С. 39-59. Режим доступа:http://e-notabene. ru/fil/article_13998. html
34. Копцева, Н.П. Национальное изобразительное искусство в процессе формирования и сохранения этнической идентичности коренных малочисленных народов (на примере хакасского изобразительного искусства) / Н.П. Копцева, Н.Н. Неволько // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 5. - С. 1179-1198.
35. Копцева, Н.П. Влияние современных культурных практик на этническую идентичность коренных малочисленных народов Центральной Сибири [Электронный ресурс] / Н.П. Копцева // Социодинамика. — 2014. - № 6.- С.1-27. Режим доступа: http://e-notabene.ru/pr/article_12201.html
36. Копцева, Н.П. Изучение декоративно-прикладного искусства и
традиционных религий коренных малочисленных народов Севера как фактор формирования позитивной общероссийской культурной идентичности [Электронный ресурс] / Н.П. Копцева, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина // сетевой научн. журн. Педагогика искусства. - 2013. - №2. - 16 с. Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-
journal/izuchenie-dekorativno-prikladnogo-iskusstva-i-tradicionnyh-religiy- korennyh
37. Копцева, Н.П. Современные культурные практики сохранения
этнической идентичности коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Республике Бурятия / Н.П. Копцева // Человек и культура - 2014. - № 1. - C. 17-30. Режим доступа: http://www.e- notabene.ru/ca/article_10989.html.
38. Копцева, Н.П. Формирование этнической культурной идентичности в современной России с помощью произведений национального искусства (на примере эвенкийского эпоса и декоративно-прикладного искусства)/ Н.П. Копцева, Н.Н. Неволько, К.В. Резникова // Педагогика искусства. - 2013. - № 1. - 15 с. Режим доступа:http://www.art-education.ru/AE-magazine
39. Коренные малочисленные народы Севера и Сибири в условиях глобальных трансформаций (на материале Красноярского края). Ч. 1 Концептуальные и методологические основы исследования. Этнокультурная динамика коренных малочисленных народов Красноярского края / Ответственный ред. Н.П. Копцева. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т. - 2012. - 640 с.
40. Кривоногов, В.П. Западные эвенки на рубеже тысячелетий / В.П. Кривоногов. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - 107 с.
41. Кряжков, В. А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. / В. А. Кряжков. - М.: Норма, 2010. - 560 с.
42. Ксенофонтов, В.Г. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов / В.Г. Ксенофонтов. - М.: Безбожник, 1930. - 126 с.
43. Культурология: учебник / Под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. - М.: Высшее образование, 2007. - 566 с.
44. Куропятник, М.С. Коренные народы в процессе социокультурных изменений: дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.06 / Куропятник Марина Степановна. - СПб, 2006. - 360 с.
45. Куропятник, М.С. От стигмы к самоутверждению: понятие «коренной народ» в современном дискурсе / М.С. Куропятник // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2002. - №5. - С. 161-173.
46. Левин, М.Г. Хозяйственно-культурные типы и историко¬
этнографические области / М.Г.Левин, Н.Н.Чебоксаров // Советская этнография. - 1955. - № 4. - С. 3-7.
47. Легенда о Белом Олене по мотивам поверий оленёнскх эвенков Якутии [Электронный ресурс] / Ассоциация КМНс Якутии. - Режим доступа: http://yakutiakmns.org/archives/2131
48. Либакова, Н.М. Культурологическое исследование коренных малочисленных народов Красноярского края: результаты экспертного интервью / Н.М. Либакова, Е.А. Сертакова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 300-311.
49. Либакова, Н.М. Методология прикладных этнологических исследований северных территорий России: преимущества экспертного интервью [Электронный ресурс] / Н.М. Либакова, Е.А. Сертакова // Социодинамика. - 2014. - №3. - C. 67-86. Режим доступа: http://www.e- notabene.ru/pr/article_11268.html
50. Лотман, Ю. М. Память в культурологическом освещении / Ю. М. Лотман // Избр. статьи. T. I. - Таллин: Александра, 1992. С. 200-205.
51. Лузан, В.С. Механизмы взаимодействия государства, бизнеса с коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока в условиях глобальных трансформаций [Электронный ресурс] / В.С. Лузан // Социодинамика. - 2014. - №3. - C. 50-66. Режим доступа: http: //www.e-notabene.ru/pr/article_11297. html
52. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. - М.: ОГИ, 2005. - 184 с.
53. Мониторинг Portalostranah.ru.: портал о странах и народах мира [Электронный ресурс] - 2013.- Режим доступа:
http: //www. portalostranah. ru/view. php?id=236
54. Мыреева, А.Н. Путь к вершинам. Эвенкийские героические сказания / А.Н. Мыреева // Эвенкийская литература: сб статей, сост. В. Огрызко. - М.: Литературная Россия, 2006. - С. 60-76.
55. Мыреева, А.Н. Семантическая и морфологическая характеристика собственных имен эвенкийских сказаний / А.Н. Мыреева // Актуальные вопросы языков народностей Севера. - 1986. - С. 77-88.
56. Немтушкин, А.Н. Мне снятся небесные олени: повести / А.Н. Немтушкин; предисл. Ю. Сбитнева. - М.:Современник. 1987. - 222 с.
57. Никаева, Т.М. Этнические стереотипы в образе мира русских, якутов, эвенков и эвенов / Т.М. Никаева // Якутск: Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2013. -№3 - С. 75-81.
58. Нилов, В.Н. Хореография коренных народов Севера России: теоретико-методологический анализ: дис. .д-ра пед. наук : 13.00.05 / Нилов Вячеслав Николаевич. - Москва, 2007. - 497 с.
59. Новое будущее Сибири: ожидания, вызовы, решения: коллективная монография / Н. П. Копцева, Ю. Н. Москвич, О.А. Карлова, Е.Н. Викторук [и др.]. - Красноярск: СФУ, 2014. - 356 с.
60.О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 90.
61.О Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 04.02.2009 № 132-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84814/
62.Об административно-территориальных единицах с особым статусом: закон Красноярского края от 24.12.2015, № 9-4110 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432847811
63.Об утверждении концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2017-2020 годы [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Красноярского края от 17.02.2017 № 129-р. // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/445098731
64 . Оёгир, Н.К.Человек сильнее всех. Сборник эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений / Н.К. Оёгир; пер. на рус. яз В.Ермакова - Красноярское книжное издательство, 1986. - 153 с.
65. Официальный сайт органов МСУ Эвенкийского муниципального района. Режим доступа: http://www.evenkya.ru.
66. Официальный электронный ресурс Красноярского краевого краеведческого музея. Режим доступа: http://www.kkkm.ru
67. Пальчин, С.Я. Нынешние социальные и экономические данные о коренных малочисленных народах Севера с 2012 года / С.Я. Пальчин // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 6. - С. 913-924.
68. Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: распоряжение Правительства РФ от 17.04.2006, № 536-р [Электронный ресурс] // Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.raipon.info/activity/pravovaia-deiatelnost
69. Пивоваров, Д. В. Проблема синтеза основных дефиниций культуры / Д.В. Пивоваров // Вестник Российского философского общества. - 2009. - № 1. С. 157-161.
70. Пименова Н.Н. Изучение декоративно-прикладного искусства и традиционных религий коренных малочисленных народов Севера как фактор формирования позитивной общероссийской культурной идентичности [Электронный ресурс] / Н.П. Концева, Н.Н. Пименова, Н.Н. Середкина // Электронный научный журнал «Педагогика искусства». - 2013. - № 2. - С. 15-31. - Режим доступа: http://www.arteducation.ru/AE- magazine
71. Пименова, Н.Н. Коренные малочисленные народы в современной ситуации: объем и содержание понятия / Н.Н.Пименова // Социодинамика. - 2015. - № 1. - С.112-134.
72. Пименова, Н.Н. Культурное наследие коренных малочисленных народов Красноярского края и современные культурные практики / Н.Н. Пименова // Человек и культура. - 2014. - № 2. - С. 28-66.
73. Пименова, Н.Н. Механизмы социокультурных изменений коренных этносов Севера и Сибири (социально-философский анализ) дис. . канд. филос. наук: .09.00.11 / Пименова Наталья Николаевна. - Красноярск, 2015. - 183 с.
74. Пименова, Н.Н. Этническая ситуация Красноярского края: роль культурного наследия коренных малочисленных народов / Н.Н. Пименова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 596¬605.
75. Планета сказок: сказки, рассказы, стихи с иллюстрациями. [Электронный ресурс] // Проект «Планета сказок», 2010-2017. - Режим доступа: http://www.planetaskazok.ru/evenkyskz/sobakiichelovekevenkysk
76. Потапов, Л.П. Алтайский шаманизм / Л.П. Потапов. - СПб: Наука, 1991. - 319 с.
77. Разумовская, В.А. Культурная память и эстетическая информация в художественном переводе // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2012. - № 5. - С. 839-852.
78. Рак, Любовь. Александр Донченко [Электронный ресурс] / Л. Рак // «Записки о художниках», архив сайта Натальи Павловны - 2013. - Режим доступа: http://babanata.ru/?p=4778
79. Резникова, К.В. К вопросу об эпическом культурном наследии коренных малочисленных народов Красноярского края [Электронный ресурс] // Электронный журнал издательства NotaBene. - 2016. - № 2. - С.20-34. Режим доступа: http://e-notabene.ru/fil/article_18917.html
80. Резникова, К.В. Сохранение и развитие коренных народов циркумполярных территорий: культурно-антропологический анализ / К.В. Резникова, Н.Н. Копцева, Н.Н. Пименова // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2010. - № 3. - С. 649-666.
81. Роббек, В.А. Фольклор эвенков Березовки. Образцы шедевров / В.А. Роббек. - Якутск, 2005. - 362 с.
82 . Садохин, А.П. Культурология: теория и история культуры: учебное пособие / А.П. Садохин . - М.: Эксмо, 2007. - 624 с.
83 . Сафьянникова, Т.М. Орнамент и украшения эвенков / Т.М.Сафьянникова. - Красноярск: Сиб. промыслы, 2008. - 151 с.
84. Сафьянникова, Т.М. Радуга красок сонкана / Т.М. Сафьянникова. - Красноярск: Сиб. промыслы, 2006. - 163 с.
85. Сем, Т.Ю. Картина мира тунгусов. Пантеон. Семантика образов и этнокультурные связи. / Т.Ю.Сем. - CIU: Филологический факультет СПбГУ, 2015. - 638 с.
86. Сем, Т.Ю. Символика и семантика обрядовой одежды тунгусов (к иконографии богов плодородия) / Т.Ю. Сем // Вестник Санкт- Петербургского Университета. - 2007. - Сер. 2. Вып.4. - С. 245-255.
87. Семенова, А.А. Визуализация концепта «север» в изобразительном искусстве / А.А, Семенова, А.В. Бралкова // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. - 2011. - № 4. - С. 476-491.
88. Середкина, Н.Н. К вопросу о методологических принципах культурно-семиотического подхода в изучении искусства индигенных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока [Электронный ресурс] / Н.Н. Середкина// Человек и культура. - 2014. - №2. - C. 127-146. - Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/ca/article_11320.html
89. Сирина, А.А. Эвенки и эвены в современном мире / А.А. Сирина. - М: Восточная литература, 2012. - 606 с.
90. Соколовский, С.В. Коренные народы [Электронный ресурс] / С.В,Соколовский // Интернет-проект «ПостНаука» о современной фундаментальной науке. - 2013. - Режим доступа:
http://postnauka.ru/video/9561
91. Ссорин-Чайков, Н.В. Обмен и социальные связи в эвенкийском обществе советского периода: набросок программы исследования / Н.В. Ссорин- Чайков // Народы Севера и Сибири в условиях экономических реформ и демократических преобразований. - М., 1994. - 315 с.
92. Суворов, И.Н. Верный друг. Сказки эвенков / И. Н. Суворов. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1957. - 82 с.
93. Суворов, И.Н. Народное творчество в Эвенкии / И.Н.Суворов. - Красноярск: Кн. изд-во, 1961. - 48 с.
94. Томей, М. Коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни: Руководство по Конвенции МОТ № 169 / М. Томей, Л. Свепстон. - Женева: Международная организация труда, 1996. - 29 с.
95. Торопыгина, М.Ю. Проблема символа у Аби Варбурга и в иконологии его круга: дис. ... кандид-а искусствов-я : 17.00.04 / Торопыгина Марина Юрьевна. - Москва. - 380 с.
96. Туголуков, В.А. Тунгусы (эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири / В.А. Туголуков. М.: Наука, 1985 . - 286 с.
97. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. СПб., 1997. - 340 с.
98. Хальбвакс, М. Социальные рамки памяти / М. Хальбвакс; пер. с фр. и вступительная статья С.Н. Зенкина - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.
99. Широкогоров, С.М. Опыт исследования шаманства у тунгусов / С.М. Широкогоров // Ученые записки историко-филологического факультета. Владивосток , 1919. - 108 с.
100. Юнг, К.Г. Человек и его символы / К.Г. Юнг, фон Франц Мария- Луиза, Хендерсон Джозеф Л.. - М.: Серебряные нити, 1997. - 368 с.
101. Языки народов Сибири, находящиеся под угрозой исчезновения.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //lingsib .iea.ras .ru/ru/languages/soiot.shtml


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ