ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические и правовые основы управления государственным долгом
субъекта Российской Федерации 6
1.1 Экономическая сущность, значение и роль государственного долга и
государственных гарантий в экономике страны 6
1.2 Правовое регулирование государственного долга субъекта РФ 13
1.3 Система управления государственным долгом субъекта РФ 16
2 Оценка состояния и управления государственным долгом в Красноярском крае 23
2.1 Характеристика отдела управления государственным долгом Министерства финансов Красноярского края, как субъекта управления региональным долгом 23
2.2 Причины возникновения и развития государственного долга
Красноярского края. Анализ структуры и динамики государственного долга Красноярского края за период 2014-2016 гг. 29
2.3 Оценка долговой политики Красноярского края как фактор эффективности
управления государственным долгом 35
3. Совершенствование управления государственным долгом Красноярского края 41
3.1 Оценка долговой устойчивости Красноярского края 41
3.2 Разработка предложений по совершенствованию основных направлений долговой политики края 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
Объем и структура государственного долга Российской Федерации 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 61
Сведения об исполнении краевого бюджета за 2014 г 61
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
Сведения об исполнении краевого бюджета за 2015 г 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
Сведения об исполнении краевого бюджета за 2016 г 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 67
Сведения о государственном долге Красноярского края за 2013-2016 гг. 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 68
Показатели реализации мероприятий долговой политики Красноярского края на 2015 и плановый период 2016-2017 годов 68
Стратегия в области государственных займов, управление суверенными долгами для большинства стран и регионов является важной частью государственной финансовой политики. Состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, международного рейтинга государства, структуры потребления и международное сотрудничество, все это непосредственно зависит от её эффективности.
Эффективное управление государственным долгом формируется на установлении четких целей управления государственными гарантиями, соотнесении рисков и стоимости государственных заимствований, управлении и мониторинге рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании условий для обеспечения постоянного доступа субъекта к рынку заемного капитала.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена формированием управления задолженностью в России в качестве самостоятельной отрасли российской экономики. Необходимость погашения ранее принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов, определяющих не только интенсивность новых заимствований, но и экономическую политику хозяйствующего субъекта в целом.
Цель бакалаврской работы - разработать предложения по повышению эффективности управления государственным долгом в Красноярском крае.
Задачи, следующие к исследованию:
- рассмотреть сущность и роль государственного долга и государственных гарантий в экономике страны;
- изучить состав и структуру государственного долга субъекта Федерации;
- исследовать методы управления государственным долгом в Российской Федерации и Красноярском крае;
- провести анализ структуры и динамики государственного долга Красноярского края за период 2014 - 2016 гг. и тенденции их развития.
- оценить эффективность управления государственным долгом Красноярского края;
- разработать предложения по усовершенствованию долговой политики региона.
В качестве предмета исследования выступают основы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Объектом исследования является государственный долг Красноярского края.
Методы научного исследования, используемые в данной работе - анализ, описание, обобщение, сравнение и структурно-функциональный.
Информационная база исследования включает Бюджетный Кодекс РФ, действующие нормативно-правовые акты, учебную и научную литературу, а также аналитические статьи учёных и практиков по теме исследования в периодических изданиях. При написании работы были использованы практические данные Министерства финансов Красноярского края и Министерства финансов РФ, а именно сведения об объеме и структуре государственного долга Красноярского края и субъектов РФ. Данные были проанализированы за период 2014-2016 гг.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, включающего 20 наименований и трех приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, предмет, объект, сформулированы задачи, методы исследования, указана информационная база, служащая основой для написания работы.
В первой главе рассмотрены теоретические и правовые основы управления государственным долгом субъекта Российской Федерации, а именно: значение и роль государственного долга и государственных гарантий в экономике страны, регулирование и система управления государственным долгом субъекта Российской Федерации.
Во второй главе представлена оценка ситуации с региональным и муниципальным долгом в Российской Федерации в целом и отдельно по Красноярскому краю, проведена оценка состояния государственного долга в Красноярском крае и проанализирована его динамика.
В третьей главе по результатам анализа выявлены проблемы в управлении государственным долгом и предложены возможные пути их эффективного решения.
В заключении подведены общие итоги выпускной квалификационной работы, изложены основные выводы и проблемы.
В приложениях представлены таблица с данными о величине государственного долга Российской Федерации, разделенного по долговым обязательствам, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, сведения об исполнении краевого бюджета за 2014-2016 гг., сведения о государственном долге Красноярского края за 2014-2016 гг, показатели реализации мероприятий долговой политики Красноярского края на 2015 и плановый период 2016-2017 годов.
Одной из основных задач региона для правильного функционирования экономики является грамотное управление государственным долгом. Исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации необходимо прилагать достаточные усилия при осуществлении долговой политики, для того чтобы сумма накопленной задолженности, темпы ее роста и структура не снижали уровня платежеспособности региона.
В целях уменьшения затрат и рисков в средне- и долгосрочной перспективе управляющие долгом должны принять меры, направленные на то, чтобы заявленная ими стратегия и проводимые операции способствовали становлению и развитию локального рынка государственных ценных бумаг. Наличие перспективного рынка позволяет субъекту проводить сравнительно независимую заемную политику, а также сокращать потребность в обращении к средствам, предоставляемым из федерального бюджета. Развитый внутренний облигационный рынок способствует расширению или замещению банковского финансирования, тем самым это способствует смягчению негативного воздействия внешних факторов на способность субъекта исполнять бюджетные обязательства.
В работе представлен анализ структуры и динамики государственного долга Красноярского края, оценка долговой емкости края, оценка долговой политики, а так же дана оценка эффективности управления государственным долгом. Выпускная квалификационная работа включает три главы. В первой главе рассмотрены теоретические и правовые основы управления государственным долгом, описана экономическая сущность, выявлены значение и роль государственного долга и государственных гарантий в экономике страны. Правовое регулирование государственного долга субъекта Российской Федерации опирается на нормы российского права и определяется соглашениями Российской Федерации с юридическими и физическими лицами РФ и кредитными организациями, выраженными в российской валюте. Система управления государственным долгом распространяется на все финансовые обязательства, выпущенные региональными органами власти, она является составной частью общей бюджетной политики региона. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации не может быть в отрыве от процесса планирования и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и соответственно является одним из наиболее важных элементов государственной политики регионов.
Вторая глава содержит анализ структуры и динамики государственного долга Красноярского края. В результате выявлено, что долговые обязательства края за все года складывались, в основном, по двум направлениям: в качестве заключения договоров заимствования от других бюджетов РФ и в виде государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг. Анализ показал, что государственный долг Красноярского края за отчетный период увеличился на 14,950 млрд. руб., и его величина к концу года составила 117,64% от величины на начало года. Долговая нагрузка краевого бюджета сохраняется на плохом уровне и составляет за последние 3 года в среднем 59%, хотя план 2017 года предусматривает ее увеличение лишь до 50%, показатель, по-прежнему, остается на уровне выше установленного в Красноярском крае.
В третьей главе можно увидеть расчет одного из ключевых показателей оценки эффективности управления государственным долгом в Красноярском крае - оценку долговой устойчивости бюджета региона. По результатам исполнения бюджета Красноярского края можно сделать вывод об ухудшении положения края и он стал входить в «группу В», то есть со средней долговой устойчивостью. Это говорит о том, что долговая политика, проводимая в регионе, не эффективна и нужно принимать меры по устранению ошибок. Так же следует отметить, что увеличение объемов государственного долга Красноярского края в 2014—2016 гг. явилось одной из причин сложившейся в регионе нестабильной экономической обстановки, эффекта «долговой ямы». Приведены рекомендации для Министерства финансов Красноярского края по введению нового показателя оценки долговой устойчивости, который позволит увидеть количество среднедушевого долга в сравнении со среднероссийским показателем. Так же, как одним из способов воздействия на улучшение проводимой долговой политики, дана рекомендация по введению относительно нового вида ценных бумаг, а именно облигации социального воздействия.
В настоящее время в сфере управления государственным долгом Красноярского края можно выделить следующие проблемы:
- увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга по сравнению с показателями за 2014 и 2015 гг.;
- невозможность осуществления объективного анализа проблем региональной задолженности из-за отсутствия планирования на средне- и долгосрочную перспективу;
- не достаточный объем вложений в государственные ценные бумаги Красноярского края.
Для совершенствования управления государственным долгом в Красноярском крае предлагаются следующие основные меры:
- выпуск дополнительных ценных бумаг, а именно ОСВ;
- формирование оптимальной структуры государственного долга, состоящей преимущественно из облигационных займов, а также широкое использование различных видов займов;
- проведение реструктуризации долговой политики, за счет снижения расходов или поиска дополнительных источников финансирования;
- выявление существующих рисков при привлечении различных видов долговых инструментов и принятие мер по их минимизации;
- дальнейшая реструктуризация долга за счет замены банковских кредитов бюджетными либо дополнительными дотациями на сбалансированность бюджетов.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: гл. 14: от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
- Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Распоряжение Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока от 18.02.2015 № 245
3. Постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации"
4. Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики от 20.12.2015// Министерство финансов РФ - Режим доступа:http: //minfin.ru/ru
5. Распоряжение Правительства Красноярского края от 26.01.2015 г. №48-р о Долговой политике Красноярского края на 2015 и плановый период 2016-2017 годов
6. Балынин, И. В. Формирование социально ориентированной бюджетной политики в Российской Федерации на региональном уровне // Финансы и кредит. 2015. № 30. C. 48-59.
7. Галухин, А. В. Оценка долговой устойчивости бюджетов субъектов федерации// Вопросы территориального развития. 2016. №5. С. 35-45.
8. Ермакова Е.А. Система качественных критериев для оценки эффективности долговой политики субъекта РФ // Финансы и кредит. 2013. №46. с.27-33
9. Ермакова, Е. А. Методические подходы к оценке эффективности долговой политики субъекта РФ// Финансы и кредит. 2014. №28. С. 32-39.
10. Замятина Н.В. Государственный долг субъектов Российской Федерации в контексте экономических отношений // Финансы и кредит. 2015. №36. - с.30-34.
11. Кирюшкина А.Н. Долговая устойчивость субъектов Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11
12. Кудрявцева С.А. Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формы долговых обязательств // Финансы и управление. — 2016. - № 1. - С.100-116
13. Малиновская О.В., Скобелева И.П., Бровкина А.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
14. Мукабенова А. В. Управление государственным долгом: проблемы и возможности // Молодой ученый. 2013. №6-с. 381-382.
15. Розин В.М., Голубкова Л.Г. Проблема совершенствования управления в российских условиях // Политика и общество. 2012. № 7. С. 4-16.
16. Солдаткин, С. Н. Методологические подходы к оценке качества управления долгом органов власти субъектов РФ // Вестник университета. 2014. № 10. С. 18-25.
17. Федулова С.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит// Учебное пособие. - Удмуртский государственный университет. 2012. С. 510.
18. Попкова Н.А. Управление государственным долгом6 проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. - 2017. - №1 - С.49-51.
19. Барбашова, С. А. Государственный долг Российской Федерации в новых условиях / С. А. Барбашова, Е. В. Игошина // Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей под ред. В. В. Бондаренко, П. Г. Яновой, М. А. Таниной, С. В. Самуйлова, С. А. Барбашовой, Н. Г. Смолич. - Пенза, 2017. - С. 23-25.
20. Ханчук Н.Н. Бюджетная система Российской Федерации// Учебное пособие. 2014. С. 240
21. Единый портал бюджетной системы РФ. - Режим доступа:
http://budget.gov.ru
22. Министерство Финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://minfin.ru/ru
23. Министерство Финансов Красноярского края. - Режим доступа:
http: //minfin.krskstate.ru
24. Положение об отделе государственного долга министерства финансов Красноярского края от 20.12.2010
25. Метелица Е.Д., Зубова Е.С. Социальные облигации: новый способ и
заработать, и улучшить карму, 2017 г.// Режим доступа -https://republic.ru/money.