Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Межличностные отношения в учебном коллективе: психологический и педагогический аспект.

Работа №2657

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы45стр.
Год сдачи2012
Стоимость2270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1093
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение (актуальность темы) -2-3 листа
Глава 1. Проблема межличностных отношений в современной науке– 20-22 листов
1.1. Структура межличностных отношений в коллективе
1.2. Психология учебного коллектива
1.3. Психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе.
Глава 2. Эмпирические исследования межличностных отношений в учебном коллективе.- 20-22 листов
2.1. Методы исследования межличностных отношений в учебном коллективе.
2.2. Результаты исследования и их интерпретация.
2.3. Разработка педагогических рекомендаций (тренинга, семинара) для сплочения коллектива.
Заключение -2-3 листа
Библиография-1-2 листа (30-40 источников)
Приложения



Введение

Особое внимание в ходе социально-психологического изучения группы и коллектива уделяется взаимоотношениям в них. Проблема малой группы является наиболее традиционной и хорошо разработанной проблемой социальной психологии. Интерес к исследованию малых групп возник очень давно, по существу немедленно вслед за тем, как начала обсуждаться проблема взаимоотношения личности и общества, и, в частности, вопрос о взаимоотношении личности и среды ее формирования.
Изучением малых групп еще с начала века занимались зарубежные исследователи Э. Мэйо, Г. Хаймен, М. Шериф, Г. Келли, С. Аш, Дж. Морено и др. В их представлении группа представляет нечто большее, нежели случайное соединение людей, разделяющих какие-то общие цели и ценности. Поэтому группу и групповые процессы, по их мнению, необходимо изучать сами по себе, поскольку психологию групп невозможно понять на основе индивидуальной психологии. Проблема группы и отношений в ней в отечественной психологии начала интенсивно разрабатываться с 60-х годов. Она привлекала внимание таких ученых, как Г.М. Андреева, Н.А. Березовин, К.Е. Данилин, Я.Л. Коломинский, А.А. Кроник, B.C. Маргун, А.В. Петровский и др.
Изучением таких малых групп, как учебная студенческая группа в 60-80-х гг. прошлого века занимались В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, Г.А. Журавлева и ряд других советских психологов. Эти ученые рассматривают студенческую группу как социально-психологическую систему, обладающую специфическими особенностями, которые детерминированы многими факторами, и подчеркивают значение создания комфортной среды для оптимального развития личности будущего специалиста и актуализации его скрытых возможностей, раскрытие потенциала, трансляции и приращения знаний. Поведение отдельной личности зависит от психологии отношений внутри группы. Система организации обучения построена таким образом, что учебные группы формируются случайным образом, объединяя в единые коллективы личности, имеющие разный социальный статус, интеллектуальный уровень, разные стереотипы поведения и общения, личностные качества, характерологические особенности. Такое объединение в отдельные группы разных людей порождает множество разнообразных особенностей в отношениях членов группы.
Под межличностными отношениями понимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Это система установок, ориентаций, стереотипов и прочих диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Осуществляя анализ межличностных отношений, необходимо видеть различные психологические механизмы этих отношений, имеющих единую природу, и понимать, что они образуют различные слои групповой активности в коллективе, как поверхностные, так и глубинные.
Долгое время отношения студентов определялись предметной деятельностью, тогда как социальный контекст этой деятельности, система личных отношений оказывались вне поля зрения научного анализа. Современная система образования, ориентированная на развитие личности, ее творческих сил и самовыражение в деятельности, не всегда на практике отвечает данной цели. Большинство педагогических исследований было посвящено изучению деловых отношений, организационной структуры студенческого коллектива, воспитанию актива. Исследования группы в школьной и вузовской педагогике почти не затрагивали вопросов личных взаимоотношений.
Однако, несмотря на достаточную разработанность вопроса в теории, на практике, в каждодневной деятельности конкретного коллектива или группы проблема межличностных отношений в коллективе остается насущной и актуальной.
Цель работы: изучить межличностные отношения в учебном коллективе.
Объект исследования: учебный коллектив.
Предмет исследования: межличностные отношения в учебном коллективе.
Гипотеза: испытуемые с разным социометрическим статусом будут отличаться типами межличностного взаимодействия.
Задачи:
1) рассмотреть структуру межличностных отношений в коллективе;
2) представить проблемы психологии отношений в коллективе;
3) изучить психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе;
4) провести эмпирическое исследование межличностных отношений в учебном коллективе






Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Список литературы

1 Андреева Л.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. - 376 с.
2 Багрецов С.А., Кузич С.А. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2004. - № 1. – С. 24-28
3 Беликова В.В. Педагогическая диагностика формирования межличностных отношений в учебной группе //
4 Велиева Н.С. Личность и коллектив: точки соприкосновения // Образование личности. – 2012. - № 1. – С. 27-30
5 Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
6 Донцов А.И. Психология коллектива. – М., 1984. – 220 с.
7 Елфимова Н.В. Межличностное взаимодействие в образовательной среде // Образование и наука. – 2009. - № 3. – С. 66-71
8 Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено: мера общения // Социологические исследования. – 2002. - № 4. – С. 103-113
9 Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
10 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах. – М., 2005. – 144 с.
11 Коменский Я.А. Учитель учителей. – М., 2009. – 288 с.
12 Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: 2003. – 265 с.
13 Крылов А.А. Психология / А.А. Крылов. – М.: Проспект, 1998. – 584 с.
14 Крупник Е.П., Сизова Т.Б. Теоретические аспекты психологической культуры межличностных взаимодействий // Мир психологии. – 2001. - № 3. – С. 40-49
15 Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проект, 2003. – 245 с.
16 Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2004. – 400 с.
17 Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 416 с.
18 Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 475 с.
19 Философский энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Спиркина. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 576 с.
20 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 544 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ