Право собственности на землю в Российской Федерации
|
Введение 3
1 Право собственности на землю в Российской Федерации 5
1.1 Правовые основы права собственности на землю. Соотношение норм
гражданского и земельного права 5
1.2 Формы собственности на землю. Разграничение государственной
собственности на землю 14
1.3 Распределение земель по формам собственности на земли на территории
Красноярского края 20
2 Содержание права собственности на землю 25
2.1 Объект и субъект права собственности на землю 25
2.2 Основные способы приобретения (возникновения) права собственности на землю 28
2.3 Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
на земельные участки 40
3 Проблемы при государственной регистрации прав на земельные участки 56
3.1 Перераспределение земельных участков между публично-правовыми
образованиями 56
3.2 Отказ в государственной регистрации прав на земельные участки при пересечении границ земельных участков и предложения по решению проблем, связанных с пересечением 68
Заключение 72
Список использованных источников 76
1 Право собственности на землю в Российской Федерации 5
1.1 Правовые основы права собственности на землю. Соотношение норм
гражданского и земельного права 5
1.2 Формы собственности на землю. Разграничение государственной
собственности на землю 14
1.3 Распределение земель по формам собственности на земли на территории
Красноярского края 20
2 Содержание права собственности на землю 25
2.1 Объект и субъект права собственности на землю 25
2.2 Основные способы приобретения (возникновения) права собственности на землю 28
2.3 Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав
на земельные участки 40
3 Проблемы при государственной регистрации прав на земельные участки 56
3.1 Перераспределение земельных участков между публично-правовыми
образованиями 56
3.2 Отказ в государственной регистрации прав на земельные участки при пересечении границ земельных участков и предложения по решению проблем, связанных с пересечением 68
Заключение 72
Список использованных источников 76
Развитие земельных отношений - это одна из приоритетных задач государства. Приоритетами развития земельных отношений на современном этапе являются: создание условий для вовлечения земли в хозяйственный оборот; упорядочение земельных отношений; увеличение доходов бюджетов всех уровней от использования земельных участков.
Тема права собственности на землю в Российской Федерации чрезвычайно актуальна, так как право собственности, как исключительное право и экономическая категория, играет очень важную роль в жизни человека, общества и государства. Земля является особым видом недвижимости, объектом природного происхождения. Земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом РФ, но и большим количеством законодательных актов, в которых достаточно сложно разобраться, поэтому тема права собственности на землю не потеряет своей актуальности и в будущем.
Многочисленные исследования посвящены изучению различных вопросов, связанных с правом собственности на землю. Общие вопросы прав на землю в целом были исследованы в трудах таких ученых, как С. А. Боголюбов, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Г.Ф. Шершеневич, Л.В. Щенникова, А.Г. Нецветаев.
Отдельные аспекты данной тематики исследования (соотношение земельного и гражданского права, объекты вещных прав, основания возникновения права собственности на землю и пр.), отражены в работах С.С. Алексеева, В.В. Витрянского, И.А. Иконицкой, Н.И. Краснова, О.И. Крассова, Е.А. Суханова, Н.В. Карловой, И.А. Елисеевой и других.
Объектом исследования данной работы является право собственности.
Предметом исследования - право собственности на землю в РФ.
Цель настоящей работы исследовать содержание права собственности на земельные участки, а также проблемы при государственной регистрации прав на земельные участки.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить правовые основы права собственности на землю и сопоставить нормы гражданского и земельного законодательства;
- рассмотреть формы собственности на землю, а также распределение земель по формам собственности на земли на территории Красноярского края;
- изучить объект и субъект права собственности на землю;
- рассмотреть способы приобретения (возникновения) права собственности на землю, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельные участки;
- рассмотреть перераспределение земельных участков между публично - правовыми образованиями;
- исследовать основания отказа в государственной регистрации прав на земельные участки при пересечении границ земельных участков.
Методологию настоящего исследования определяли Федеральные законы, ведомственные нормативные акты, труды ученых-правоведов по вопросам права собственности на землю, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.
Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношении в Красноярском крае» и другие нормативно-правовые акты.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Тема права собственности на землю в Российской Федерации чрезвычайно актуальна, так как право собственности, как исключительное право и экономическая категория, играет очень важную роль в жизни человека, общества и государства. Земля является особым видом недвижимости, объектом природного происхождения. Земельные отношения регулируются не только Земельным кодексом РФ, но и большим количеством законодательных актов, в которых достаточно сложно разобраться, поэтому тема права собственности на землю не потеряет своей актуальности и в будущем.
Многочисленные исследования посвящены изучению различных вопросов, связанных с правом собственности на землю. Общие вопросы прав на землю в целом были исследованы в трудах таких ученых, как С. А. Боголюбов, Е.А. Суханов, Ю.К. Толстой, Г.Ф. Шершеневич, Л.В. Щенникова, А.Г. Нецветаев.
Отдельные аспекты данной тематики исследования (соотношение земельного и гражданского права, объекты вещных прав, основания возникновения права собственности на землю и пр.), отражены в работах С.С. Алексеева, В.В. Витрянского, И.А. Иконицкой, Н.И. Краснова, О.И. Крассова, Е.А. Суханова, Н.В. Карловой, И.А. Елисеевой и других.
Объектом исследования данной работы является право собственности.
Предметом исследования - право собственности на землю в РФ.
Цель настоящей работы исследовать содержание права собственности на земельные участки, а также проблемы при государственной регистрации прав на земельные участки.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить правовые основы права собственности на землю и сопоставить нормы гражданского и земельного законодательства;
- рассмотреть формы собственности на землю, а также распределение земель по формам собственности на земли на территории Красноярского края;
- изучить объект и субъект права собственности на землю;
- рассмотреть способы приобретения (возникновения) права собственности на землю, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельные участки;
- рассмотреть перераспределение земельных участков между публично - правовыми образованиями;
- исследовать основания отказа в государственной регистрации прав на земельные участки при пересечении границ земельных участков.
Методологию настоящего исследования определяли Федеральные законы, ведомственные нормативные акты, труды ученых-правоведов по вопросам права собственности на землю, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.
Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, Земельный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Федеральный закон от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», закон Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношении в Красноярском крае» и другие нормативно-правовые акты.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Понятие права собственности на землю применяется в юридическом и экономическом аспекте. В романо-германской правовой системе право собственности рассматривается как наиболее полное господство лица над вещью.
Особого внимания в сфере правового регулирования заслуживает вопрос о соотношении гражданского и земельного законодательства, учитывая, что земельные отношения имеют в своем составе имущественные отношения, которые являются предметом регулирования гражданского права.
Общим элементом правового регулирования земельного и гражданского законодательства является главным образом вопросы права собственности на землю и иных вещных прав на земельные участки, а также совершение сделок с земельными участками. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностью земли как природного объекта.
В соответствие с Конституцией Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности.
Частная собственность на землю - это собственность граждан и юридических лиц. Иностранные граждане и юридические лица могут иметь в собственности земельные участки на территории Российской Федерации за исключением земельных участков сельскохозяйственного назначения и земельных участков, которые находятся на приграничных с Россией территориях.
Государственную и муниципальную собственность объединяют в публичную собственность.
Государственная собственность на землю имеет сложный состав: ее подразделяют на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
В федеральной или региональной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации или субъекта, на которое возникло в результате разграничения государственной собственности на землю, а также были приобретены Российской Федерацией или субъектом на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством.
В зависимости от формы собственности на землю субъектами права земельной собственности являются граждане, юридические лица, в том числе иностранные граждане, юридические лица и лица без гражданства, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные муниципальные районы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.
Абсолютно для всех субъектов права собственности на землю объектом является именно земельный участок. Помимо земельного участка особым объектом является его часть. Продать часть земельного участка нельзя, однако часть земельного участка можно сдавать в аренду.
Самое распространенное и отличительное основание возникновения права собственности на земельные участки вытекает из актов органов государственной власти и местного самоуправления и образует административные основания возникновения права собственности на земельные участки. По данному основанию решения принимают исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, которые обладают таким правом на основании Земельного Кодекса Российской Федерации.
Помимо предоставления земельных участков по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления основанием возникновения прав на землю являются сделки.
Помимо сделок основанием возникновения права собственности на землю может послужить судебное решение, которое выносится судом в случае признания гражданских прав и обязанностей.
В качестве основания возникновения права собственности на земельный участок может выступать также передача земельного участка в уставной (складочный) капитал (паевой фонд) хозяйственного общества (товарищества или кооператива).
Таким образом, действующим законодательством на сегодняшний день урегулированы вопросы, связанные с приобретением (возникновением) права собственности на земельные участки.
Право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 130-132, 133.1, 164) подлежат государственной регистрации. Кроме того регистрации подлежат ограничения прав, возникающие на основании актов государственной власти, местного самоуправления, либо на основании договора и обременения, в частности аренда, сервитут, ипотека, доверительное управление, наем жилого помещения.
Отношения, которые связаны с проведением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также с предоставлением сведений содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Закон № 218-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2017 года (за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68, которые вступают в силу с 1 января 2020 года), пришел на смену двум ранее действующим законам: Федеральному закону № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральному закону № 221-ФЗ 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости». Однако согласно части 4 статьи 74 Закона № 218-ФЗ данный Закон их не отменяет, но уточняет, что они применяются постольку, поскольку не противоречат Закону № 218-ФЗ.
Закон 218-ФЗ включает в себя 11 глав, которые объединяют 72 статьи и направлен на создание единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Его нормы объединили все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры - от кадастрового учета объекта недвижимости до получения документов о праве собственности на него.
Перераспределение имущества, в том числе земельных участков, между публично-правовыми образованиями регулируется статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации ...», Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества ...». В Красноярском крае безвозмездная передача земельных участков, находящихся в собственности края, в муниципальную собственность и приему земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность края осуществляется также в порядке, установленном Законом Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1732 «О порядке безвозмездной передачи ...».
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации создана достаточная правовая база по регулированию земельных отношении вместе с этим имеются и проблемы, в частности в работе затронута проблема пересечения границ смежных земельных участков, а также пересечение границ земельных участков с границами территориальной зоны, населенного пункта либо муниципального образования, что свидетельствует о незавершенности процесса реформирования земельных отношении и необходимости их дальнейшего развития и преобразования.
Особого внимания в сфере правового регулирования заслуживает вопрос о соотношении гражданского и земельного законодательства, учитывая, что земельные отношения имеют в своем составе имущественные отношения, которые являются предметом регулирования гражданского права.
Общим элементом правового регулирования земельного и гражданского законодательства является главным образом вопросы права собственности на землю и иных вещных прав на земельные участки, а также совершение сделок с земельными участками. Гражданское законодательство определяет общие положения, касающиеся регулирования указанных вопросов, а в земельном законодательстве отражается соответствующая специфика, обусловленная особенностью земли как природного объекта.
В соответствие с Конституцией Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности.
Частная собственность на землю - это собственность граждан и юридических лиц. Иностранные граждане и юридические лица могут иметь в собственности земельные участки на территории Российской Федерации за исключением земельных участков сельскохозяйственного назначения и земельных участков, которые находятся на приграничных с Россией территориях.
Государственную и муниципальную собственность объединяют в публичную собственность.
Государственная собственность на землю имеет сложный состав: ее подразделяют на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
В федеральной или региональной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации или субъекта, на которое возникло в результате разграничения государственной собственности на землю, а также были приобретены Российской Федерацией или субъектом на основаниях, предусмотренных гражданским законодательством.
В зависимости от формы собственности на землю субъектами права земельной собственности являются граждане, юридические лица, в том числе иностранные граждане, юридические лица и лица без гражданства, Российская Федерация и субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти, а также административно-территориальные муниципальные районы, города, сельские поселения и другие населенные пункты в лице соответствующих органов местного самоуправления.
Абсолютно для всех субъектов права собственности на землю объектом является именно земельный участок. Помимо земельного участка особым объектом является его часть. Продать часть земельного участка нельзя, однако часть земельного участка можно сдавать в аренду.
Самое распространенное и отличительное основание возникновения права собственности на земельные участки вытекает из актов органов государственной власти и местного самоуправления и образует административные основания возникновения права собственности на земельные участки. По данному основанию решения принимают исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, которые обладают таким правом на основании Земельного Кодекса Российской Федерации.
Помимо предоставления земельных участков по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления основанием возникновения прав на землю являются сделки.
Помимо сделок основанием возникновения права собственности на землю может послужить судебное решение, которое выносится судом в случае признания гражданских прав и обязанностей.
В качестве основания возникновения права собственности на земельный участок может выступать также передача земельного участка в уставной (складочный) капитал (паевой фонд) хозяйственного общества (товарищества или кооператива).
Таким образом, действующим законодательством на сегодняшний день урегулированы вопросы, связанные с приобретением (возникновением) права собственности на земельные участки.
Право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 130-132, 133.1, 164) подлежат государственной регистрации. Кроме того регистрации подлежат ограничения прав, возникающие на основании актов государственной власти, местного самоуправления, либо на основании договора и обременения, в частности аренда, сервитут, ипотека, доверительное управление, наем жилого помещения.
Отношения, которые связаны с проведением на территории России государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), а также с предоставлением сведений содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).
Закон № 218-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2017 года (за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68, которые вступают в силу с 1 января 2020 года), пришел на смену двум ранее действующим законам: Федеральному закону № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральному закону № 221-ФЗ 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости». Однако согласно части 4 статьи 74 Закона № 218-ФЗ данный Закон их не отменяет, но уточняет, что они применяются постольку, поскольку не противоречат Закону № 218-ФЗ.
Закон 218-ФЗ включает в себя 11 глав, которые объединяют 72 статьи и направлен на создание единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Его нормы объединили все действия по оформлению недвижимости в рамках единой учетно-регистрационной процедуры - от кадастрового учета объекта недвижимости до получения документов о праве собственности на него.
Перераспределение имущества, в том числе земельных участков, между публично-правовыми образованиями регулируется статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации ...», Федеральным законом от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества ...». В Красноярском крае безвозмездная передача земельных участков, находящихся в собственности края, в муниципальную собственность и приему земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность края осуществляется также в порядке, установленном Законом Красноярского края от 05.06.2008 № 5-1732 «О порядке безвозмездной передачи ...».
Следует отметить, что в настоящее время в Российской Федерации создана достаточная правовая база по регулированию земельных отношении вместе с этим имеются и проблемы, в частности в работе затронута проблема пересечения границ смежных земельных участков, а также пересечение границ земельных участков с границами территориальной зоны, населенного пункта либо муниципального образования, что свидетельствует о незавершенности процесса реформирования земельных отношении и необходимости их дальнейшего развития и преобразования.
Подобные работы
- Гражданско-правовые проблемы прав собственности на землю
Курсовые работы, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - Понятие, формы и виды права собственности на землю (РАНХ и ГС)
Контрольные работы, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 200 р. Год сдачи: 2019 - Государственное регулирование земельных отношений в рыночных условиях на примере Орловской области
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Право собственности на землю
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Право публичной собственности на землю
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ПРИЗНАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Право собственности и другие вещные права на земельный участок
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2022 - Административно-правовой механизм реализации права собственности на землю
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



