Введение 4
1 Теоретические основы изучения произвольности поведения у
дошкольников 6 - 7 лет 7
1.1 Понятие психологической готовности к школьному
обучению 7
1.2 Формирование произвольности поведения в дошкольном
возрасте 14
2 Экспериментальное изучение произвольности поведения и
возможности его развития посредством создания психолого¬педагогических условий 21
2.1 Организация и методы исследования 21
2.2 Анализ результатов исследования 26
2.3 Некоторые психолого-педагогические аспекты работы по
сопровождению развития произвольности поведения в подготовительной к школе группе 37
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А Результаты исследования по методике «Изучение произвольности поведения» 53
Приложение Б Результаты по методике «Графические фигуры» 54
Приложение В Сводная таблица по результатам методик:
«Изучение произвольности поведения» и «Графические фигуры» 55
В современном мире требования к детям, поступающим в первый класс школы, растут с каждым годом. Переход ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу является очень сложным периодом из- за адаптации к новым условиям, привыкания к новому режиму, требованиям и т.д. В связи с этим одной из первостепенных задач, обозначенных в Федеральных государственных стандартах дошкольного образования, является организация преемственности дошкольного и начального школьного образования. Поэтому именно на этапе окончания дошкольного учреждения должна быть эффективно организована работа по выявлению возможных трудностей у будущего первоклассника, предприняты соответствующие меры по развитию важных качеств дошкольника для его дальнейшей успешной адаптации. У детей к концу дошкольного возраста должна сформироваться самостоятельность в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, труду, другим людям и самому себе; умение договариваться и разрешать конфликты; умение подчиняться правилам и социальным нормам; должно быть развито воображение, реализуемое, прежде всего, в игре; устная речь; крупная и мелкая моторика; любознательность; ребёнок должен овладеть начальным сведениями о себе о окружающем мире. Успешное формирование всех этих и многих других личностных качеств и развитие психических процессов дошкольника ведёт к формированию предпосылок к учебной деятельности.
Не все дети, начинающие обучение в школе, готовы к новому этапу своей жизни. Отсутствие своевременной диагностики готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению и несвоевременная или недостаточная коррекционно-развивающая работа с такими детьми могут привести к проблеме школьной дезадаптации.
В современной психологии ученые пока так и не договорились об едином понимании понятия «готовность к школьному обучению». Возможно,многокомпонентность готовности к школьному обучению, обусловливающая необходимость проведения комплексных психолого-педагогических исследований, встает препятствием к единому пониманию данного феномена. Однако, исследования Т. Д. Абдурасуловой, И. В. Дубровиной, А.П. Усовой и др. позволяют нам выбрать методологическую основу для проведения данного исследования.
Таким образом, проблема психологической готовности детей к школьному обучению актуальна на сегодняшний день.
Актуальность данной проблемы определила тему исследования - «Психолого-педагогические аспекты сопровождения развития
произвольности поведения в период подготовки дошкольников к школе».
Цель исследования заключается в изучении психолого-педагогических аспектов сопровождения развития произвольности поведения в период подготовки детей к начальной школе.
Объект исследования: произвольность поведения дошкольников.
Предмет: психолого-педагогические аспекты сопровождения развития произвольности поведения в период подготовки дошкольников к школе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие психологической готовности к школьному обучению.
2. Изучить формирование произвольности поведения в дошкольном возрасте.
3. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование уровня сформированное™ произвольности поведения детей дошкольного возраста.
4. Подобрать наиболее эффективные психолого-педагогические аспекты работы по сопровождению развития произвольности поведения в период подготовки дошкольников к школе.
Гипотеза: мы полагаем, что в специально созданных условиях детского дошкольного учреждения сформированность произвольности поведения у детей 6 - 7 лет среднего и высокого уровня должна быть более, чем у 70 % дошкольников с преобладанием высоко уровня, и психолого-педагогические аспекты работы по развитию произвольности поведения дошкольников подготовительной группы сводятся к включению в образовательный процесс игр и упражнений, направленных на формирование компонентов готовности к школьному обучению.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические: методики «Изучение произвольности поведения» (Урунтаева Г. А.) и «Графические фигуры» (Абдурасулова Т. Д.).
Методологическая база исследования: Т. Д. Абдурасулова, Л. С. Выготский, Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, В. С. Мухина, Н. В. Нечаева, Н. В. Нижегородцева, А. П. Усова, В. Д. Шадриков и др.
База и выборка исследования: МБДОУ «Детский сад №9 «Звездочка» г. Енисейск. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы (20 респондентов).
Практическая значимость исследования: Данная работа выполнена по заказу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 «Звездочка» г. Енисейска Красноярского края. В ходе выпускного исследования нами апробированы методики «Изучение произвольности поведения» (Урунтаева Г.А.) и «Графические фигуры» (Абдурасулова Т.Д.); разработаны критерии оценок по данным методикам; дополнена таблица для обработки количественных показателей по методике «Изучение произвольности поведения», предложенная авторами. На основании полученных диагностических данных подобраны и описаны эффективные психолого-педагогические аспекты работы по сопровождению развития произвольности поведения в период подготовки дошкольников к школе, которые необходимо применять воспитателям в практике образовательной организации. Значимость выполненной работы подтверждена актом о внедрении результатов исследования в образовательный процесс МБДОУ Детский сад №9 «Звездочка» г. Енисейска.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (40 источников) и трёх приложений. Результаты исследования представлены в 11 рисунках и 3 таблицах.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в изучении психолого-педагогических аспектов сопровождения развития
произвольности поведения в период подготовки детей к начальной школе.
В ходе исследования мы решили ряд следующих задач.
1. Рассмотрели понятие готовности к школьному обучению. Под психологической готовностью к деятельности мы рассматривали особое психическое состояние как предрасположенность субъекта ориентировать свою деятельность определенным образом. Это состояние включает убеждения, суждения, отношения, мотивы и чувства личности и является интегральным комплексом разнообразных, связанных между собой элементов. На современном этапе развития психологии готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная психолого¬педагогическая характеристика, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными для нормальной адаптации ребёнка в новой социальной среде и формирования учебной деятельности.
2. Изучили формирование произвольности поведения в дошкольном возрасте. Как мы выяснили формирование произвольности у детей дошкольного возраста одной из актуальных проблем. Именно эти качества необходимы для обучения в школе. Произвольное выполнение действия включает в себя умение строить собственное поведение в соответствии с требованиями конкретной ситуации, предвосхищая промежуточные и конечные результаты действия и подбирая соответствующие им необходимые средства. Игровая деятельность является важным условием формирования произвольного поведения ребенка. В дошкольном возрасте еще нет механизма произвольности - целенаправленного управления своим поведением, действием, эмоциями. Систематическая работа по формированию игры с правилами позволяет значительно повысить уровень произвольного управления своим поведением, что очень важно для образования предпосылок к учебной деятельности.
3. Исследовали произвольность поведения детей дошкольного возраста. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что у большинства детей низкий уровень развития произвольности поведения. Дети в возрасте 6 лет не способны сдерживать импульсивные движения. Они уже владеют некоторыми приёмами, которые помогают им сдерживать себя и контролировать свою любознательность, но не только стимул влияет на желание ребёнка воспользоваться этими приёмами. О низком уровне развития произвольности поведения свидетельствует большое количество подглядываний, неусидчивое поведение, частое отвлечение от процесса (взгляд в окно или вниз). Однако, среди испытуемых есть и такие дети, которые просидели все отведенное время абсолютно спокойно и не подглянули ни разу, что говорит о высоком уровне развития произвольности.
4. Подобрали психолого-педагогические аспекты работы по сопровождению развития произвольности поведения в подготовительной к школе группе В старших группах детских садов, учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребёнка. Для формирования произвольности, концентрации внимания и самоконтроля, необходимо развивать у детей понимание: цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умения исправлять ошибки (самоконтроль).
Гипотеза, о том, что в специально созданных условиях для развития произвольности поведения можно надеяться, что сформированное™ у детей 6 - 7 лет среднего и высокого уровня должна быть более 70%, частично подтвердилась. В нашем исследовании показателей среднего и высокого уровня развития произвольности у старших дошкольников составило 70%. Мы это связываем с тем, что в психолого - педагогическом аспекте недостаточно было уделено внимания целенаправленному формированию произвольности поведения у детей. Поэтому среди основных психолого - педагогических аспектов сопровождения развития произвольности поведения у старших дошкольников мы выделяем:
- учет развития воображения как основу целеполагания;
- развитию мотивации;
- развитию волевого поведения, через разнообразные игры с правилами; игровые упражнения; рефлексивную беседу с дошкольниками о настроении, действиях и отношениях с одногруппниками; чтение художественной литературы.
Таким образом цель работы достигнута, задачи все решены, гипотеза частично подтверждена.
1. Абдурасулова, Т. Д. Нормативная диагностика психологических предпосылок готовности к обучению в школе у детей 4-5 лет // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С.26-28.
2. Адрианов, О. С. О принципах организации интегративной деятельности мозга / О. С. Адрианов. - Москва: Наука, 2015. - 221 с.
3. Аладжалова, Н. А. Медленные электрические процессы в головном мозге / Н. А. Аладжалова. - Москва: Наука, 2016. - 168 с.
4. Алферов, А. Д. Психология развития школьников / А. Д. Алферов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. - 384 с.
5. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. - Санкт-Петербург: Питер, 2016. - 272 с.
6. Безруких, М. М. Готов ли ребёнок к школе? - Москва: Вентана- Граф, 2015. - 64 с.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва, 2015. - 248 с.
8. Венгер, А. Л. Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста / Д. Б. Элькошин, А. Л. Венгер. - Москва, 2015. - 189 с.
9. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер, А.Л. Венгер. - Москва, 2015. - 356 с.
10. Волков, Б. С. Учим общаться детей раннего возраста: Методическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - Москва: ТЦ Сфера, 2017. - 103 с.
11. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2015. - 281 с.
12. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Москва: Педагогика, 2016. - 138 с.
13. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Москва: Наука, 2013. - 234 с.
14. Дубровина И. В. Готовность к школе / И. В. Дубровина. - Москва: ВЛАДОС. - 2017. - 289 с.
15. Дьяченко, М. И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. Л. Кандыбович. - Минск: Харвест, 2016. - 134 c.
16. Запорожец, А. В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / А. В. Запорожец, Г. А. Маркова. - Москва, 2014. - 257 с.
17. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. - Москва: Машиностроение, 2016. - 816 c.
18. Иванников, В. А. Психологические механизмы волевой регуляции / В. А. Иванников. - Москва, 2014. - 213 с.
19. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - Москва: Наука, 2016. - 146 с.
20. Левченко, В. И. Воспоминания о Надежде Константиновне Крупской / В. И. Левченко. - Москва: Просвещение, 2016. - 320 c.
21. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - Москва: Наука, 2017. - 384 с.
22. Логинова, В. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. - Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2016. - 244 с.
23. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя / М. Р. Львов. - Москва: Наука, 2016. - 263 с.
24. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей / Т. Д. Марцинковская. - Москва: Линка-Пресс, 2017. - 176 с.
25. Михайленко, Н. Я. Как играть с ребенком / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Москва: Педагогика, 2016. - 160с.
26. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. - Москва: Педагогика, 2015. - 365 с.
27. Нечаева, Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте» / Н. В. Нечаева. - Самара: Учебная литература, 2017. - 226 c.
28. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. - Москва: ВЛАДОС, 2016. - 346 с.
29. Петроченко, Г. Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и подготовка их к школе / Г. Г. Петроченко. - Москва: ВЛАДОС, 2015. - 291 с.
30. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. - Москва: Просвещение, 2017. - 254 с.
31. Платонов, К. К. Психологический практикум / К. К. Платонов. - Москва: Наука, 2014. - 138 с.
32. Санжаева, Р. Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: диссертация д-ра психол. наук / Р. Д. Санжаева. - Новосибирск, 2000. - 290 с.
33. Скоролупова, О. А. Введение ФГОС дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ / О. А. Скоролупова. - Москва: Скрипторий, 2017. - 172 с.
34. Смирнова, Е. А. Методика развития речи дошкольников / Е. А. Смирнова, Н. Г. Смольникова. - Москва: Просвещение, 2015. - 236 с.
35. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва: Академия, 2017. - 168 с.
36. Узнадзе, Д. Н. Психологические исследования / Узнадзе Д. Н. - Москва: Просвещение, 2016. - 213 с.
37. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. - Москва: Академия, 2016. - 336 с.
38. Усова, А. П. Обучение в детском саду / А. П. Усова А. В. Запорожец. - 3-е изд., испр. - Москва: Просвещение, 2015. - 175 с.
39. Эльконин, Д. Б. Особенности психического развития детей 6-7¬летнего возраста / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер. - Москва: Наука, 2017.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2013. - 68 с.