Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение

Работа №26442

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
680
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей
подростков, находящихся в социально-опасном положении 7
1.1 Социально-опасное положение: понятие, причины,характеристики 7
1.2 Психологические особенности подростков, находящихся в
социально-опасном положении 12
1.3 Направления работы педагога-психолога с подростками,
имеющими социально-опасное положение 19
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
подростков, находящихся в социально-опасном положении, и специфики работ педагога-психолога с ними 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 26
2.3 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
имеющими социально-опасное положение 39
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А Система мероприятий, направленная на работу с подростками, находящимися в социально-опасном положении

Психическое развитие подростка - это сложный процесс внутренних преобразований, сопровождающихся внешними проявлениями - особенностями поведения, в целом, облика подростка. Внутренний мир подростка многогранен и противоречив, и на изменение его влияет широкий ряд факторов - от ближайшего окружения - друзей и одноклассников - до средств массовой информации. При этом наиважнейшее значение в этом процессе имеет семья подростка - будущего взрослого, ее психологический климат, отношения с родителями, степень согласия и близости.
К сожалению, реальность современных условий не позволяет сделать однозначного вывода о благоприятности условий для взрослеющего человека. Ни для кого не секрет, что большое количество семей на данный момент нельзя отнести к семьям с благополучными экономическими и психологическими условиями жизни подростка. Это, прежде всего, семьи с одним, а нередко - и с двумя - пьющими родителями, семьи, часто не имеющие минимального прожиточного минимума в силу безработности старшего поколения, или семьи, характеризующиеся негативным характером отношений между родителями и подростком. Опыт общения и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений подростка с окружающими людьми и в последующей его жизни. Если же подросток в своем ближайшем окружении не находит положительных примеров социализации, тогда ему приходится приспосабливаться к окружению собственным путем, который порой не совпадает с нормами данного общества.
Среди них особую тревогу вызывают дети, оказавшиеся в социально¬опасном положении (СОП). Под социально-опасным положением подразумевается безнадзорность или нахождение подростков в ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья. Родители в таких семьях не выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, игнорируют потребности ребенка, жестоко обращаются с ним.
По мнению многих исследователей, подростков находящихся в социально-опасном положении, характеризуют, педагогической или социальной запущенностью, различного рода поведенческими девиациями, нежеланием признавать авторитеты, неспособностью планировать свою жизнь.
В связи с актуальностью темы исследования была определена цель: изучение специфики работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
Объект исследования: социально-опасное положение как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психологические источники, рассмотрев понятие «социально опасное положение», ее причины, характеристики; выявив психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении; проанализировать результаты исследования.
3. Описать систему работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант); Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая база исследования представлена работами С.Ю. Галиевой, С.Ю. Иосипенко, Н.Н. Константиновой, Ю.А. Мельникова, Л.Я. Олиференко и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 1 г. Лесосибирска Красноярского края. В экспериментальном исследовании участвовало две группы подростков в возрасте 12-16 лет, в количестве 30 человек, 15 из которых находятся в социально-опасном положении.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами и психологами данных диагностики психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований, приложения. Общий объем работы 51 страница.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
- воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
- вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
- являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
- пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
- оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Можно выделить следующие психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Для них характерны: отставание в личном, эмоциональном, социальном, интеллектуальном развитии. Для этих подростков характерны эмоциональная неадекватность, высокая тревожность, страхи, проявления агрессии (аутоагрессии). У подростков, находящихся в социально-опасном положении, отмечаются проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, «всё
плохо», отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.). Для этих подростков характерны невротические состояния (заикание, нервные тики, качание, наматывание волос на палец во время диагностики и т.п.).
Психолого-педагогическая помощь подросткам, находящимся в социально-опасном положении, должна состоять, прежде всего, в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи - сохранение ребенка в семье. Работа педагога-психолога включает следующие направления: диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу с подростками; диагностическую и консультативную работу с членами семьи подростка, другими значимыми для него взрослыми; консультативную работу с педагогами.
Для изучения психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении, было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В экспериментальном исследовании участвовало две группы подростков в возрасте 12-16 лет, в количестве 30 человек, 15 из которых находятся в социально-опасном положении.
Выделяя наиболее характерные отрицательные черты подростков, находящихся в социально-опасном положении: выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, тревожность, а также эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная эффективность, мы смогли подобрать и использовать следующий диагностический инструментарий:
1. Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант)
2. Опросник «Склонности к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.);
Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что у подростков, находящихся в социально-опасном положении, более ярко выражены такие личностные особенности как: эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, повышенная тревожность, напряженность, а также склонность к отклоняющемуся поведению, что отличает их от подростков, находящихся в благоприятных социальных условиях. Они требуют особого внимания и нуждаются в психолого¬педагогической поддержке.
Используя различные формы работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении, у детей формируется потребность в самовоспитании и саморазвитии, возникает потребность участвовать в общественной жизни, уходит чувство неуверенности в себе, снижается тревожность.



1. Алапаев, Д. М. Подростки XXI века / Д. М. Алапаев. - Москва: ВАКО, 2014. - 256 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва: Аспект. Пресс, 2014. - 365 с.
3. Баранова Л. Д. Социальный педагог в школе / Л. Д. Баранова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 124 с.
4. Басалаева, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение подростков, находящихся в социально опасном положении / Н. В. Басалаева, Т. В. Казакова, Т. В. Захарова, 3. У. Колокольникова, О. Б. Лобанова, В. В. Коршунова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2¬1. - Режим доступа:http://science-education.ru/ru/article/view?id=17142
5. Бергер, П. Социальное консультирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. - Москва: Медум, 2015. - 381 с.
6. Битюцкая, Е. В. Подросток в семье / Е. В. Битюцкая. - Самара: БАХРАХ, 2012. - 656 с.
7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2008. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1752856/
8. Быков, А. К. Инновационные технологии, формы и методы защиты прав несовершеннолетних и индивидуальной профилактической работы с семьей: Методические рекомендации по внедрению в деятельность специалистов Социально-реабилитационных центров города Москвы / А. К. Быков. - Москва: ИПК ДСЗН, 2014. - 152 с.
9. Вдовина, М. В. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении: развитие индивидуально-профилактического подхода / М. В. Вдовина // Теория и практика общественного развития. - 2016. - № 11. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-rabota-s- semyami-nahodyaschimisya-v-sotsialno-opasnom-polozhenii-razvitie-individualno- profilakticheskogo-podhoda
10. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. - Москва: Просвещение, 1984. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1725615/
11. Галагузова, М. А. Неблагополучная семья как объект социально-педагогической деятельности / М. А. Галагузова, Л. А. Шелег // Психологические проблемы современной российской семьи. - 2016. - № 8. - С. 76-80.
12. Галиева, С. Ю. Развитие воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально опасном положения, как условия профилактики социального сиротства: структурно-функциональная модель / С. Ю. Галиева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 39-42.
13. Галиева, С. Ю. Социально-педагогическая работа с семьей, находящейся в социально опасном положении: теория и практика опытно¬экспериментального исследования / С. Ю. Галиева // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2017. - № 2. - С. 45-47.
14. Галиева, С. Ю. Сущностная характеристика семей, находящихся в социально опасном положении, в современной России: социально¬педагогический подход / С. Ю. Галиева, В. В. Коробкова // Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 12(21). - С. 20-23.
15. Говорин, Н. В. Основы первичной профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде / Н. В. Говорин - Москва: Просвещение, 2006. - 425 с.
16. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблем. Фонд поддержки детей, находящихся в ТЖС. - Москва, 2010. - Режим доступа:http://www.rfdeti.ru/files/1296588517_ gord.pdf
17. Змановская, Е. В. Девиантология / Е. В. Змановская. - Москва: Академия, 2013. - 288 с.
18. Иосипенко, С. Ю. Принципы и педагогические условия развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении / С. Ю. Иосипенко // Европейский журнал социальных наук. - 2012. - № 1(17). - С. 42-49.
19. Карпунова, Н. М. О десоциализирующем влиянии стиля родительских отношений в дисфункиональной семье / Н. М. Карпунова // Дефектология. - 2013. - №5 - С. 64-71.
20. Кеттелл, Р. Личностный многофакторный опросник. Учебное пособие. / Р. Кэттелл. - Челябинск: ЮУрГУ, 2000.
21. Кибирев, А. А. Организация деятельности школ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних / А. А. Кибирев, И. В. Сеньчукова. - Москва: Просвещение, 2014. - 225 с.
22. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер. Коммуникабельность / Н. В. Клюев, Ю. В. Касаткина. - Москва: Академия развития, 2012. - 240 с.
23. Константинова, Н. Н. Оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение / Н. Н. Константинова, А. В. Котенков // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2(30). - Режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2565
24. Котенков, А. В. О благотворительности в сфере профессионального образования детей, попавших в социально-опасное положение / А. В. Котенков // Проблемы современной психологии. - 2007. - № 4 (24). - Режим доступа: htth://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1764
25. Кузнецова, Л. В. Рабочая книга социального педагога. Профилактика безнадзорности, правонарушений, охрана здоровья детей / Л. В. Кузнецова. - Москва: Школьная пресса, 2012. - 96 с.
26. Курячий, В. В. Влияние установок личности на восприятие другим человека / В. В. Курячий // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 105-108.
27. Ляпина, Е. Ю. Профилактика социально опасного поведения школьников: система работы образовательного учреждения / Е. Ю. Ляпина. - 2¬е изд. - Волгоград: Учитель, 2013. - 231 с.
28. Мануйлова, Л. М. Профилактика жестокого обращения с младшими школьниками в семье, находящейся в социально опасном положении / Л. М. Мануйлова, Е. Р. Русакова // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 655-
657. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/86/16293/
29. Мастюкова, Е. М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме: пособие для психологов и педагогов / Е. М. Мастюкова. - Москва: ВЛАДОС, 2016. - 315 с.
30. Мельников, Ю. А. Криминологическая безопасность несовершеннолетних, находящихся в ситуации социально-опасного положения: автореф. дис. канд. юр. наук: 12.00.08 / Мельников Юрий Александрович. - Москва, 2007. - 30 с.
31. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л. Я. Олиференко. - Москва: Академия, 2008. - 166 с.
32. Орел, А. Н. Социальная психология девиантного поведения / А. Н. Орел. - Москва: Сфера, 2004.
33. Реан, А. А. Психология человека: от рождения до смерти / А. А. Реан.
- Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК 2002. - Режим доступа:
http: //www.alleng.ru/d/psy/psy038.htm
34. Сороков, М. Л. Система межведомственного взаимодействия в профилактике девиантного поведения: учебно-методическое пособие / М. Л. Сороков. - Томск : Изд-во ТГПУ, 2017. - 132 с.
35. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, В. М. Маркиной. - Москва: ООО «Вариант», 2015.- 100 с.
36. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23509/
37. Хромова, И. В. Работа с семьями, находящимися в социально-опасном
положении / И. В. Хромова // Электронный портал «Дом детского творчества им. В. Дубинина», 2012. - Режим доступа:
http://ddtl.nios.ru/system/files/pedagogam_semi_ v_soc.opasnom polozhenii.docx
38. Целуйко, В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. - Москва: Просвещение, 2014. - 265 с.
39. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. - Москва : Просвещение, 1981. - 227с.
40. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации / под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. - Москва, 2015. - 752 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ