Специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей
подростков, находящихся в социально-опасном положении 7
1.1 Социально-опасное положение: понятие, причины,характеристики 7
1.2 Психологические особенности подростков, находящихся в
социально-опасном положении 12
1.3 Направления работы педагога-психолога с подростками,
имеющими социально-опасное положение 19
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
подростков, находящихся в социально-опасном положении, и специфики работ педагога-психолога с ними 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 26
2.3 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
имеющими социально-опасное положение 39
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А Система мероприятий, направленная на работу с подростками, находящимися в социально-опасном положении
1 Теоретические аспекты изучения психологических особенностей
подростков, находящихся в социально-опасном положении 7
1.1 Социально-опасное положение: понятие, причины,характеристики 7
1.2 Психологические особенности подростков, находящихся в
социально-опасном положении 12
1.3 Направления работы педагога-психолога с подростками,
имеющими социально-опасное положение 19
2 Экспериментальное исследование психологических особенностей
подростков, находящихся в социально-опасном положении, и специфики работ педагога-психолога с ними 23
2.1 Организация и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов исследования 26
2.3 Описание системы работы педагога-психолога с подростками,
имеющими социально-опасное положение 39
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А Система мероприятий, направленная на работу с подростками, находящимися в социально-опасном положении
Психическое развитие подростка - это сложный процесс внутренних преобразований, сопровождающихся внешними проявлениями - особенностями поведения, в целом, облика подростка. Внутренний мир подростка многогранен и противоречив, и на изменение его влияет широкий ряд факторов - от ближайшего окружения - друзей и одноклассников - до средств массовой информации. При этом наиважнейшее значение в этом процессе имеет семья подростка - будущего взрослого, ее психологический климат, отношения с родителями, степень согласия и близости.
К сожалению, реальность современных условий не позволяет сделать однозначного вывода о благоприятности условий для взрослеющего человека. Ни для кого не секрет, что большое количество семей на данный момент нельзя отнести к семьям с благополучными экономическими и психологическими условиями жизни подростка. Это, прежде всего, семьи с одним, а нередко - и с двумя - пьющими родителями, семьи, часто не имеющие минимального прожиточного минимума в силу безработности старшего поколения, или семьи, характеризующиеся негативным характером отношений между родителями и подростком. Опыт общения и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений подростка с окружающими людьми и в последующей его жизни. Если же подросток в своем ближайшем окружении не находит положительных примеров социализации, тогда ему приходится приспосабливаться к окружению собственным путем, который порой не совпадает с нормами данного общества.
Среди них особую тревогу вызывают дети, оказавшиеся в социально¬опасном положении (СОП). Под социально-опасным положением подразумевается безнадзорность или нахождение подростков в ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья. Родители в таких семьях не выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, игнорируют потребности ребенка, жестоко обращаются с ним.
По мнению многих исследователей, подростков находящихся в социально-опасном положении, характеризуют, педагогической или социальной запущенностью, различного рода поведенческими девиациями, нежеланием признавать авторитеты, неспособностью планировать свою жизнь.
В связи с актуальностью темы исследования была определена цель: изучение специфики работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
Объект исследования: социально-опасное положение как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психологические источники, рассмотрев понятие «социально опасное положение», ее причины, характеристики; выявив психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении; проанализировать результаты исследования.
3. Описать систему работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант); Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая база исследования представлена работами С.Ю. Галиевой, С.Ю. Иосипенко, Н.Н. Константиновой, Ю.А. Мельникова, Л.Я. Олиференко и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 1 г. Лесосибирска Красноярского края. В экспериментальном исследовании участвовало две группы подростков в возрасте 12-16 лет, в количестве 30 человек, 15 из которых находятся в социально-опасном положении.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами и психологами данных диагностики психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований, приложения. Общий объем работы 51 страница.
К сожалению, реальность современных условий не позволяет сделать однозначного вывода о благоприятности условий для взрослеющего человека. Ни для кого не секрет, что большое количество семей на данный момент нельзя отнести к семьям с благополучными экономическими и психологическими условиями жизни подростка. Это, прежде всего, семьи с одним, а нередко - и с двумя - пьющими родителями, семьи, часто не имеющие минимального прожиточного минимума в силу безработности старшего поколения, или семьи, характеризующиеся негативным характером отношений между родителями и подростком. Опыт общения и взаимоотношений с родителями, близкими взрослыми, приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений подростка с окружающими людьми и в последующей его жизни. Если же подросток в своем ближайшем окружении не находит положительных примеров социализации, тогда ему приходится приспосабливаться к окружению собственным путем, который порой не совпадает с нормами данного общества.
Среди них особую тревогу вызывают дети, оказавшиеся в социально¬опасном положении (СОП). Под социально-опасным положением подразумевается безнадзорность или нахождение подростков в ситуации, представляющей опасность для их жизни и здоровья. Родители в таких семьях не выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, игнорируют потребности ребенка, жестоко обращаются с ним.
По мнению многих исследователей, подростков находящихся в социально-опасном положении, характеризуют, педагогической или социальной запущенностью, различного рода поведенческими девиациями, нежеланием признавать авторитеты, неспособностью планировать свою жизнь.
В связи с актуальностью темы исследования была определена цель: изучение специфики работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
Объект исследования: социально-опасное положение как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психологические источники, рассмотрев понятие «социально опасное положение», ее причины, характеристики; выявив психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении; проанализировать результаты исследования.
3. Описать систему работы педагога-психолога с подростками, имеющими социально-опасное положение.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование (Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант); Опросник «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологическая база исследования представлена работами С.Ю. Галиевой, С.Ю. Иосипенко, Н.Н. Константиновой, Ю.А. Мельникова, Л.Я. Олиференко и др.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 1 г. Лесосибирска Красноярского края. В экспериментальном исследовании участвовало две группы подростков в возрасте 12-16 лет, в количестве 30 человек, 15 из которых находятся в социально-опасном положении.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования педагогами и психологами данных диагностики психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 наименований, приложения. Общий объем работы 51 страница.
К несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:
- воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
- вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
- являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
- пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
- оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Можно выделить следующие психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Для них характерны: отставание в личном, эмоциональном, социальном, интеллектуальном развитии. Для этих подростков характерны эмоциональная неадекватность, высокая тревожность, страхи, проявления агрессии (аутоагрессии). У подростков, находящихся в социально-опасном положении, отмечаются проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, «всё
плохо», отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.). Для этих подростков характерны невротические состояния (заикание, нервные тики, качание, наматывание волос на палец во время диагностики и т.п.).
Психолого-педагогическая помощь подросткам, находящимся в социально-опасном положении, должна состоять, прежде всего, в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи - сохранение ребенка в семье. Работа педагога-психолога включает следующие направления: диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу с подростками; диагностическую и консультативную работу с членами семьи подростка, другими значимыми для него взрослыми; консультативную работу с педагогами.
Для изучения психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении, было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В экспериментальном исследовании участвовало две группы подростков в возрасте 12-16 лет, в количестве 30 человек, 15 из которых находятся в социально-опасном положении.
Выделяя наиболее характерные отрицательные черты подростков, находящихся в социально-опасном положении: выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, тревожность, а также эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная эффективность, мы смогли подобрать и использовать следующий диагностический инструментарий:
1. Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант)
2. Опросник «Склонности к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.);
Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что у подростков, находящихся в социально-опасном положении, более ярко выражены такие личностные особенности как: эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, повышенная тревожность, напряженность, а также склонность к отклоняющемуся поведению, что отличает их от подростков, находящихся в благоприятных социальных условиях. Они требуют особого внимания и нуждаются в психолого¬педагогической поддержке.
Используя различные формы работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении, у детей формируется потребность в самовоспитании и саморазвитии, возникает потребность участвовать в общественной жизни, уходит чувство неуверенности в себе, снижается тревожность.
- воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
- вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
- являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
- пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
- оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.
Можно выделить следующие психологические особенности подростков, находящихся в социально-опасном положении.
Для них характерны: отставание в личном, эмоциональном, социальном, интеллектуальном развитии. Для этих подростков характерны эмоциональная неадекватность, высокая тревожность, страхи, проявления агрессии (аутоагрессии). У подростков, находящихся в социально-опасном положении, отмечаются проявления депрессии (темы серости, конечности жизни, «всё
плохо», отсутствие цветности в описаниях или рисунках и пр.). Для этих подростков характерны невротические состояния (заикание, нервные тики, качание, наматывание волос на палец во время диагностики и т.п.).
Психолого-педагогическая помощь подросткам, находящимся в социально-опасном положении, должна состоять, прежде всего, в сохранении или восстановлении их психологического здоровья, формирования социально адаптивного поведения у детей, восстановления детско-родительских отношений и решения главной задачи - сохранение ребенка в семье. Работа педагога-психолога включает следующие направления: диагностическую, коррекционно-развивающую и консультативную работу с подростками; диагностическую и консультативную работу с членами семьи подростка, другими значимыми для него взрослыми; консультативную работу с педагогами.
Для изучения психологических особенностей подростков, находящихся в социально-опасном положении, было проведено экспериментальное исследование на базе МБОУ «СОШ № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В экспериментальном исследовании участвовало две группы подростков в возрасте 12-16 лет, в количестве 30 человек, 15 из которых находятся в социально-опасном положении.
Выделяя наиболее характерные отрицательные черты подростков, находящихся в социально-опасном положении: выраженные формы эгоизма и индивидуализма, озлобленность, чрезмерная грубость, дерзость, упрямство, распущенность, жадность, легкомысленное отношение к жизни, тревожность, а также эмоциональная возбудимость, агрессивность поведения, конфликтность, несдержанность, повышенная эффективность, мы смогли подобрать и использовать следующий диагностический инструментарий:
1. Личностный опросник Р. Кеттелла (подростковый вариант)
2. Опросник «Склонности к отклоняющемуся поведению» (Орел А.Н.);
Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что у подростков, находящихся в социально-опасном положении, более ярко выражены такие личностные особенности как: эмоциональная неустойчивость, беспокойство, озабоченность, недобросовестность, повышенная тревожность, напряженность, а также склонность к отклоняющемуся поведению, что отличает их от подростков, находящихся в благоприятных социальных условиях. Они требуют особого внимания и нуждаются в психолого¬педагогической поддержке.
Используя различные формы работы с подростками, находящимися в социально-опасном положении, у детей формируется потребность в самовоспитании и саморазвитии, возникает потребность участвовать в общественной жизни, уходит чувство неуверенности в себе, снижается тревожность.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Особенности детско-родительских отношений в семьях, находящихся в социально опасном положении
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ
СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА: МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - Восстановительная работа по социальной адаптации подростков, совершивших преступление или правонарушение
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Организация социально-педагогической работы с подростками, состоящими
на внутришкольном учете
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ПОДРОСТКАМИ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018



