ВВЕДЕНИЕ
1 Исследование состояния и перспектив развития отрасли общественного
питания 9
1.1 Анализ состояния и тенденций развития предприятий в отрасли
общественного питания 9
1.2 Факторы и условия развития предприятий общественного питания 18
1.3 Особенности формирования конкурентных преимуществ предприятий
общественного питания 28
2 Анализ конкурентоспособности ООО «Нет проблем» 38
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Нет проблем» 38
2.2 Оценка конкурентных преимуществ ООО «Нет проблем» 45
2.3 Проблемы повышения конкурентоспособности ООО «Нет проблем» 57
3 Формирование конкурентных преимуществ ООО «Нет проблем» 65
3.1 Разработка мероприятий повышения конкурентных преимуществ ООО
«Нет проблем» 65
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ
Повышение уровня конкурентоспособности предприятий любой формы собственности, оптимизация их функционирования и элементарное выживание в рыночной среде - фундаментальная проблема современной экономики. От ее решения во многом зависит качество воспроизводственных процессов, доходность предприятий, их адаптация к рыночным условиям и последующий экономический рост.
Любое предприятие и любой предприниматель сталкиваются с множеством разнообразных конкурентов: и крупнейшие мировые сети ресторанов и отелей и совсем маленькие заведения. Цель производственной политики предприятия заключается в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции и достижения на этой основе увеличения финансовой отдачи от производственной деятельности.
Одной из наиболее перспективных отраслей российской экономики на протяжении последних лет является система общественного питания. Однако положительная динамика развития данной отрасли сопровождается усилением конкуренции на рынке. Исследование конкурентоспособности отечественных компаний общепита приобретает особую актуальность в современных условиях активной интеграции России в мировую экономику. Этим и обусловлена актуальность темы данной дипломной работы.
Вследствие этого целью данной работы является анализ конкурентоспособности ООО «Нет проблем» на рынке общественного питания города Красноярска, разработка мероприятий по формированию конкурентных преимуществ данного предприятия и обоснование их эффективности.
Достижение поставленной цели предполагает необходимость выполнения следующих задач:
- исследовать тенденции и проблемы развития предприятий общественного питания;
- изучить факторы оказывающее влияние на конкурентоспособность организаций в отрасли общественного питания;
- предоставить организационную структуру ООО «Нет проблем», выявить ее преимущества и недостатки;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нет проблем» за период 2014-2016 гг.;
- провести анализ эффективности использования ресурсов ООО «Нет Проблем» за период 2014-2016 гг.;
- оценить конкурентные преимущества ООО «Нет проблем»;
- обозначить проблемы повышения конкурентоспособности ООО «Нет проблем»;
- разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ ООО «Нет проблем» и оценка их эффективности.
В качестве объекта исследования было выбрано предприятие ООО «Нет проблем», основной деятельностью которого является производство и реализация продуктов питания, организация их потребления и разработка мероприятий по формированию отдыха для потребителей.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
В работе использованы теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам принято относить абстрагирование, аксиоматический, анализ и синтез, идеализация, индукцию и дедукцию, мысленное моделирование, восхождение от абстрактного к конкретному. Методы эмпирического исследования являются наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и материальное моделирование.
Информационной базой исследования стали: официальные данные статистики о тенденциях развития отрасли общественного питания в РФ, в Красноярском крае, статьи и печатные издания, бухгалтерская и статистическая отчетность ООО «Нет проблем».
В последнее время в России большое внимание уделяется сфере общественного питания, которое обеспечивает финансовые потоки в бюджет страны и становится важной частью экономики, что позволяет сфере общественного питания оставаться наиболее привлекательной с инвестиционной точки зрения.
Таким образом, изучение потребителей, конкурентов, условий конкуренции позволяет предприятию питания определить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях.
С помощью решения следующих задач, цель выпускной квалификационной работы была достигнута.
- исследованы тенденции и выявлены проблемы развития предприятий общественного питания;
- изучены факторы, оказывающее влияние на конкурентоспособность организаций в отрасли общественного питания;
- предоставлена организационная структура ООО «Нет проблем», выявлены ее преимущества и недостатки;
- проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Нет проблем» за период 2014-2016 гг.;
- проведен анализ эффективности использования ресурсов ООО «Нет Проблем» за период 2014-2016 гг.;
- оценены конкурентные преимущества ООО «Нет проблем»;
- обозначены проблемы повышения конкурентоспособности ООО «Нет проблем»;
- разработаны мероприятий повышения конкурентных преимуществ ООО «Нет проблем»;
- произведена оценка предложенных мероприятий.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации показал, что в целом, предприятие работает стабильно. Спрос у компании поддерживается из года в год, при этом компания не теряет своих конкурентных позиций.
Анализ конкурентных сил, действующих на ООО «Нет Проблем», позволил сделать вывод, что компания работает в условиях высокой конкуренции, что обусловлено расположением и определенной клиентской базой, но, при этом, для сохранения конкурентоспособности и лучшего удовлетворения потребностей клиентов, нужно большее внимание уделять вопросам исследования рынка, разработке маркетинговых программ, стандартам обслуживания.
В настоящей работе разработаны мероприятия по повышению квалификации сотрудников, совершенствованию материально-технической базы и увеличения эффективности проведения рекламной кампании.
В результате был выявлен положительный экономический эффект от внедрения перечисленных мероприятий.
1. ГОСТ Р 50647-2010 Услуги общественного питания. Термины и определения. [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200) Доступ из справ.- правовой системы «Консультант-Плюс».
2. ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования. [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200) Доступ из справ.- правовой системы «Консультант-Плюс».
3. Общественное питание в современных переходных условиях
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //www.pitportal. ru/director/10893
4. Ахмадеева О. А., Идрисова А. И. Тенденции развития рынка общественного питания в России // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 483-486.
5. Обзор российского рынка общественного питания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.marketcenter.ru/
6. С. С. Скобкин — Экономика гостиничного, ресторанного и туристического предприятия. — Магистр, 2009. — 83с.
7. Российский рынок общественного питания. — режим доступа: http://marketing.rbc.ru/
8. Калянина Л. Без дыма и капелек // Эксперт. - 2015. - № 7 - С.33.
9. Гатина Л. И., Ахмадеева О. А. Тенденции развития рынка общественного питания // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 816-819
10. Заведения общепита в Красноярске становятся демократичнее [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krasnoyarsk.dk.ru/news/zavedeniya-obschepita-v-krasnoyarske- stanovyatsya-demokratichnee-236960293
11. Кныш М.И. Конкурентные стратегии: - Спб, 2011. - 284 с.
12. Дихтль, Е. Практический маркетинг: учеб. пособие / Е. Дихтль, Х. Хершген. - Москва : Высш. шк., 2014. - 255 с.
13. Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2013. - 375 c.
14. Нет проблем бар. Информация о компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://krasnoyarsk.bizly.ru/1448514624-net-problem- bar/
15. Какие приемы помогают повысить продажи в общепите?
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://blog.cntiprogress.ru/2012/06/14/kakie-priemy-pomogayut-povvsit- prodazhi-v-obshhepite
16. Вестник индустрии питания России. «Главная проблема общепита России - отсутствие закона, стимулирующего развитие отрасли» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.pitportal.ru/vestnik/section157/8621 .html
17. Менеджмент в общественном питании. «Основные направления развития общественного питания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ulfek.ru/menedzhment-v-obshchestvennom-pitanii/1157-osnovnye- napravleniya-razvitiya-obshchestvennogo-pitaniya.html
18. «Управление конкурентоспособностью предприятия». Егорова Л.С.
Макарычев А.А. Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-
konkurentosposobnostyu-predpriyatiya-2
19. «Стратегические подходы к формированию конкурентоспособного бренда». Губенко И.В. 2010
20. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: учебное пособие для бакалавров. 2-е изд., перераб. и доп. Гриф УМО МО РФ. М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2010. 370 с.
21. Большаков А.С. Менеджмент: учебное пособие. СПб.: «Издательство «Питер», 2011. 160 с.
22. Бурцева Т.А., Сизов В.С., Цень О.А. Управление маркетингом: учебное пособие. М., 2005. 271 с.
23. Дуброви И.А. Маркетинговые коммуникации. Учебник. Гриф УМО МО РФ. М.: Дашков и К°, 2010. 580 с.
24. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания. Минск: Высшая школа, 2008. 383 с.
25. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: учебное пособие. М.: НКФ «ЭКМОС», 2008. 150 с.
26. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие. М.: Юрайт, 2009. 464 с.
27. Орлов А.И. Менеджмент: учебник. М.: Знание, 2010. 314 с.
28. Проблемы повышения конкурентоспособности предприятий общественного питания. М.А. Максимова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-powsheniya- konkurentosposobnosti-predpriyatiy-obschestvennogo-pitaniya
29. Шамин, А. Н. Основы планирования производства на предприятиях пищевой промышленности: учебник /А. Н. Шамин. - М.: Пищевая промышленность, 2010. - 437 с.
30. Чертков, А. Е. Аспекты конкурентоспособности предприятия общественного питания на российском рынке: сб. ст. III Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 15 мая 2015 г.) / отв. за вып.: Н. В. Заворохина, Е. В. Крюкова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. - 186 с.
31. Чечевицина, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / Л. Н. Чечевицина, И. Н. Чуев. - 5-е изд. перераб. и доп. - М. : Изд-во «Дашков и К», 2014. - 152 с
32. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Наука, 2013.
- 242 с.
33. Усов, В. В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие / В. В. Усов
- М. : ACADEMIA, 2009. - 416 с.
34. Сандакова, Н. Ю. Экономическая эффективность реконструкции действующего предприятия общественного питания: Методические указания / Н. Ю. Сандакова. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ,
2011. - 39 с.
35. Ресторанный бизнес: управляем грамотно и эффективно: практическое руководство / В. Сирый, И. Бухаров, С. Ярков, Ф. Сокирянский. - М. : Эксмо, 2012. -170 с..
36. Мыльникова. Е. В. К вопросу оценки конкурентоспособности предприятий общественного питания/ Е. В. Мыльникова, Г. Р. Кор- нова // Известия УрГЭУ 2011- 5 (37) - С.170-176
37. Котельникова, А.В. О конкурентоспособности предприятий обще¬
ственного питания [Электронный ресурс] /А.В. Котельникова // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-
konkurentosposobnosti-predpriyatiyobschestvennogo-pitaniya
38. Волков, К. Д. Экономика и планирование предприятий общественного питания: учебник / К. Д. Волков, А. Л. Зайцева. - М. : Кулинария, 2010. - 163 с.
39. Бедьин, Г. М. Технология реконструкции зданий и сооружений: учеб. пособие / Г. М. Бедьин, В. В. Верстов, А. Ф. Юдина - СПб. : СПбГАСУ, 2012. - 239 с.
40. Юдина, Т.А. Совершенствование качества обслуживания в ресторанном бизнесе / Т.А. Юдина // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - № 4 (22). - С. 160-165
41. Бондаренко, В. В. Менеджмент организации. Введение в специальность: учебное пособие / В. В. Бондаренко, В. А. Юдина, О. Ф. Алехина. - М. : КНОРУС, 2010. - 232 с.
42. Аниськина, Н. Подготовка управленческих кадров для качественного менеджмента. Стандарты и качество. - 2009. - № 4. - С. 76-79
43. Хруслова А. Разработка систем мотивации: примеры торговых компаний - 2006. - №4 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gendirector.ru
44. А.А. Чурсин. Теоретические основы управления конкурентоспособностью. - М.: Спектр, 2012. - 524 с.
45. Финансовая отчетность ООО «Нет проблем» [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1132468052419_2466266151_O OO-NET-PROBLEM/balance
46. Т.Н. Иванова, В.М. Позняковский, О.А. Рязанова, А.И. Окара. Термины и определения в области пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания. - М.: Сибирское университетское издательство, 2007. - 396 с.
47. А.М. Петров. Общественное питание. Учет и калькулирование себестоимости. - М.: Рид Групп, 2011. - 384 с.
48. Л.А. Радченко. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. - М.: КноРус, 2012. - 328 с.
49. Т.А. Сопачева, М.В. Володина. Оборудование предприятий общественного питания. Рабочая тетрадь. - М.: Академия, 2010. - 112 с.
50. Джон Л. Дейли. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества. - М.: Вильямс, 2004. - 304 с.
51. А.Ф. Гришин, Е.В. Кочерова. Статистические модели. Построение, оценка, анализ. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 416 с.
52. Дэвид Майстер. Делай то, что проповедуешь. Что руководители должны делать для создания корпоративной культуры, нацеленной на высокие достижения. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008
53. А.Н. Матанцев. Анализ рынка. Настольная книга маркетолога. - М.: Альфа-Пресс, 2009. - 552 с.
54. В.П. Кирпичников, М.И. Ботов. Тепловое оборудование предприятий общественного питания. - М.: Академия, 2005. - 352 с.
55. Шатова. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании.
Ч.1. - М.: , 2011. - 89 с.
56. В.Д. Ершов. Промышленная технология продукции общественного питания. - М.: ГИОРД, 2010. - 232 с.
57. М.П. Могильный, Т.В. Шленская. А.М. Могильный. Справочник работника общественного питания. - М.: ДеЛи плюс, 2011. - 656 с.
58. Н.М. Розанова. Эффективная организация отрасли. Практическое руководство. - М.: Дело АНХ, 2009. - 416 с.
59. А.С. Буров. Эффективность внешней торговли России: методология расчетов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 80 с.
60. Е.А. Токарева. Повышение эффективности деятельности организации на основе совершенствования мотивации персонала в условиях рынка. - М.: Наука, 2008. - 542 с.
61. Ольга Лидовская. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения. - М.: Книга по Требованию, 2008. - 144 с.
62. Ю.Г. Одегов, К.Х. Абдурахманов, Л.Р. Котова. Оценка эффективности работы с персоналом. Методологический подход. - М.: Альфа-Пресс, 2011. - 752 с.
63. С.В. Гуськов, Г.Ф. Графова. Оценка эффективности производственно-хозяйственной деятельности организаций. - М.: Академия, 2007. - 192 с.
64. М.А. Горенбургов. Технология и организация услуг питания. - М.: Академия, 2012. - 240 с.
65. Н.Г. Шредер. Анализ финансовой отчетности. - М.: Альфа-Пресс, 2008. - 176 с.
66. В.В. Бузырев, И.П. Нужина. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М. : КноРус, 2010. - 336 с.
67. Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. Финансовый анализ. - М.: КноРус, 2011. - 272 с.
68. Ольга Бохонова. Все ходы записаны! Как измерить эффект от рекламы. - Воронеж: Научная Книга, 2012.
69. Годфри Харрис. Пусть говорят ваши пальцы. Онлайновая реклама в Интернете. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 144 с.
70. В.П. Шейнов. Эффективная реклама. Секреты успеха. - М.: Ось-89,
2007. - 448 с.
71. Юзеф Сала. Маркетинг в общественном питании. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 240 с.