Введение 6
1 Коренные народы и современные средства коммуникации: теоретико¬
методологические основания исследования 13
1.1. Понятие «этническая манифестация» 13
1.1.1 Этимология понятия «этническая манифестация» 19
1.1.2 Взаимосвязь понятий «этническая манифестация» и «этническая
идентичность» 21
1.2 Возможности интернет коммуникаций для сохранения культурного
разнообразия коренных народов: зарубежный и российский опыт 23
1.3 Современные практики этнической манифестации коренных народов в
России 28
1.4 Контент-анализ как метод изучения этнической манифестации коренных
народов Сибири 32
2 Социальная сеть «Вконтакте» как способ этнической манифестации
коренных народов Сибири 35
2.1 Обоснование выбора медиа-материалов для проведения исследования:
обзор литературы 35
2.2 Контент-анализ социальной сети «Вконтакте» как метод изучения
этнической манифестации коренных народов Сибири в сети Интернет .. 44
2.2.1 Описание процедуры проведения контент-анализа сообществ и групп
коренных народов Сибири в социальной сети «Вконтакте» 45
2.2.2 Выбор смысловых единиц контент-анализа этнической манифестации
коренных народов Сибири 49
2.2.3 Количественных и качественные результаты контент-анализа
социальной сети «Вконтакте» 55
2.3 Способы этнической манифестации коренных народов Сибири в социальной сети «ВКонтакте»: интерпретация результатов контент- анализа 57
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение А 73
Приложение Б 74
Приложение В
Изучение этнических процессов в наше время одно из наиболее актуальных направлений исследований, так как мы живем в эпоху глобализации, и в связи с этим, этническая манифестация трансформируется и принимает новые формы, на которые стоит обратить внимание. В современном обществе отмечается обострение некоторых межнациональных конфликтов и исследователям необходимо изучать этнические процессы для осуществления мирного взаимодействия между представителями этнических групп.
Интернет и социальные сети играют все большую роль в жизни современных людей. С одной стороны, в сетевом пространстве сложнее проследить особые этнические отличия между людьми, но с другой стороны, эта система более открыта. Сообщества, которые объединяют представителей того или иного этноса, состоят из участников, проживающих в различных точках нашей планеты, и это упрощает коммуникацию между ними. Анализ возможностей и влияния интернет коммуникаций является актуальным направлением для исследования, так как этот вопрос до сих пор является дискуссионным, оценивается позитивное или негативное воздействие оказывает Интернет и современные средства связи на коренные народы мира.
Методы работы с контентом, который представлен в сетевом пространстве, требуют разработки в трудах ученых. Это важно для того, чтобы интерес к Интернет аудитории не ограничивался лишь маркетинговыми и экономическими исследованиями.
Степень изученности
На настоящий момент понятие «этническая манифестация» в незначительной мере используется в исследованиях, четкого определения в трудах ученых найти не удалось.Отечественные исследователи А.Я. Флиер. Манифестация культуры. Москва, 2012. № 3(47). С.14-19 В. И Дятлов , В.В Иванов , Н. Г. Янова , В. Ю. Хотинец , М. А. Михайлова ,Т. Г. Стефаненко рассматривают смежные понятия, касающиеся исследования, которые позволяют достичь понимания и раскрыть специфику «этнической манифестации».Привлекаются словарные определения слов, составляющих понятие, авторов А. Ж. Закировой и В. С. Пусько , а также используется понятие «этничности» представленное в «Новой философской энциклопедии».
Каким образом этническая манифестация проявляется на различных уровнях, и в каких формах она может выражаться выделяется в работах отечественных исследователей Н. П. Копцевой , З. И. Резановой ,В. В. Иванова и зарубежных ученых среди которыхК. Belton ,L. ВисМтапп ,а также Е. САа11 его оценивающий в своей работе, каким образом связан процесс сохранения и распространения нематериального наследия коренных народов с использованием веб-инструментов. R. Srinivasanизучает процесс освоения коренными народами, проживающими, в частности на территории Соединенных Штатов мультимедийных технологий. Также раскрываются способы их использования, для достижения политических, культурных и других целей общины.
В работе приводится обзор зарубежных и отечественных трудов, в которых рассматривается, каким образом интернет коммуникации могут способствовать сохранению и воспроизводству культурного разнообразия среди коренных народов, что непосредственно относится к нашему исследованию. Авторы Гендина Н. И. , С.И Жожикова и А. В. Жожиков , М. А. Липатова и А. А. Богатырева , В. Н. Иванов и Г.Д. Петрова , М. М. Михайлова рассматривают различные возможности для сохранения этнического разнообразия внутри отечественного интернет пространства, оценивают влияние технологий на коренные народы. Многие из представленных выше авторов отмечают, какие существуют ограничения для эффективных коммуникаций в сети среди малочисленных народов, а также проводят сравнительный анализ отечественных и зарубежных порталов коренных народов.
Зарубежные ученые G. Arruda и S. Krutkowski , J. F. Salazar ,L. Buchtmann отмечают, что Интернет, и в частности обмен информации в социальных сетях, предоставил возможность представителям коренных народов принимать активное участие в жизни общества, знать свои права. Можно открыто представлять себя, быть осведомленным в современных процессах, и влиять на них. Авторы пишут о том, что на первоначальном этапе, распространение интернета воспринималось, как некая культурная опасность, но на настоящий момент, этот вопрос воспринимается в более новом ключе.
В работах ряда исследователей были выявлены современные практики демонстрации «этнической манифестации». Среди нихВ. В. Иванова , О. В. Труевцева , Ю. А. Слепцова , Н. А. Мамонтова , Л. А. Андреева , Л. Н. Хаховская . Оценивается каким образом «этническая манифестация» трансформировалась с течением времени, и какие ее формы проявления утратили свое значение в обществе.
Присутствует в исследовании обзор работ Л. Я. Аверьянова ,М. М. Насретдинова ,которые описывают специфику и процедуру проведения метода контент-анализа, использованного в данной работе. В «Большом психологическом словаре» представлено также подробное определение. Ученые А.М. Ветитнев и Я.А.Ашкинадзе рассматривают непосредственно поэтапную процедуру проведения контент-анализа в социальных сетях.
Проблема исследования
Исходя из степени изученности темы, она заключается в том, что на сегодняшний день существует множество исследований, посвящённых этнической тематике. Однако практически отсутствуют работы, в которых раскрывается понятие этнической манифестации, ее способы и формы выражения в сетевом пространстве.
Объект исследования
Этническая манифестация коренных народов Сибири в сети Интернет.
Предмет исследования
Способы этнической манифестации коренных народов Сибири в социальной сети «ВКонтакте».
Цель исследования
Провести культурологический анализ современных способов этнической манифестации коренными народами Сибири в социальной сети «ВКонтакте».
Задачи исследования
Для того чтобы достигнуть поставленной цели необходимо решить несколько задач, среди которых:
• Изучить этимологию понятия «этническая манифестация» и выявить его определение;
• Выявить взаимосвязь понятия «этническая идентичность» и «этническая манифестация»;
• Рассмотреть возможности интернет-коммуникаций для сохранения культурного разнообразия коренных народов, используя зарубежный и российский опыт исследований;
• Рассмотреть современные практики этнической манифестации коренных народов в России;
• Изучить специфику метода контент-анализа социальных сетей для изучения этнической манифестации коренных народов Сибири в сети Интернет;
• Провести и проинтерпретировать результаты контент-анализа социальной сети «ВКонтакте»;
• Выявить основные способы этнической манифестации коренных народов Сибири в социальной сети «ВКонтакте».
Методология исследования
Основополагающими методами исследования выступили анализ научной и публицистической литературы по теме выпускной работы; сравнение зарубежного и российского опыта; контент-анализ социальных сетей; обобщение и интерпретация полученных результатов.
Научная новизна
1. Исследуется понятие этнической манифестации, которое на настоящий момент, малоизученно в теоретических научных трудах, выделяются ее формы, функции. Сформулировано авторское определение данному понятию.
2. Представлен культурологический анализ существующих современных исследований по теме выпускной квалификационной работы.
3. Был проведен контент-анализ среди сообществ и групп коренных народов Сибири в популярной, на сегодняшний день, социальной сети «Вконтакте». Выявлены современные способы этнической манифестации.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы
Апробация данного исследования заключается в возможности использования его студентами и преподавателями гуманитарных наук, исследователями интернет среды. Также использованная методология исследования может использоваться представителями самых разных наук, как экономических, культурологических, социологических и других.
Также данная работа будет интересна всем тем, кто интересуется вопросами сохранения культурного разнообразия и этнической самобытности коренных народов в Сибири.
Объем диплома определен необходимостью решить, поставленные задачи, и составляет 68 страниц.
Структура включает в себя введение, две главы (11 параграфов), заключение, список литературы (77 источников).
В результате проведенного культурологического исследования современных способов этнической манифестации коренных народов Сибири в сети Интернет, были получены следующие выводы.
Во-первых, было дано теоретическое обоснование понятий, касающихся данного исследования, на основе анализа существующих словарных определений и работ современных ученых, а именно, исследованы понятия: этническая идентичность, этничность, а также сформулировано авторское определение понятия«этническая манифестация».
«Этническая манифестация — это процесс объединения общностей со схожей этнической идентичностью, мобилизация и презентация себя личностью через некоторый набор действий, определенных проявлений социальных смыслов и символов, присущих конкретному этносу».
Выявлены основные формы и функции этнической манифестации. Определены следующие функции:
1. Выражение своей этнической идентичности представителями того или иного этноса.
2. Сохранение самобытной этнической культуры.
3. Сохранение этнического разнообразия в обществе.
4. Обеспечение толерантного отношения к представителям того или иного этноса.
Выявлено, что этническая манифестация выражается во внешних и внутренних формах. Внешние ее формы проявляются путем публичного проведения этнических праздников, демонстрации своей этнической принадлежности при использовании этничной одежды и другой атрибутики внешнего вида представителя, использование языка, демонстрация своей этнической идентичности в пространстве сети интернет. Внутренние формы проявляются посредством создания интернет порталов и сообществ, которые объединяют представителей того или иного этноса, использование традиций и обрядов внутри сообщества также можно соотнести с этой формой. Границы между формами размыты, и требует дальнейших разработок в трудах ученых.
Также были рассмотрены возможности интернет-коммуникаций для сохранения культурного разнообразия коренных народов, используя зарубежный и российский опыт исследований. В ходе выполнения данной задачи было выявлено, что интернет пространство стремительно развивается, и включенность населения в него стремительно растет, в том числе растет количество официальных порталов и независимых сообществ, посвященных коренным народам. Также отмечается актуальность проблемы языкового разнообразия в киберпространстве, как для зарубежных, так и для отечественных порталов. Присутствует необходимость в пополнении программных обеспечений языками коренных малочисленных народов мира.
Важно, отметить, что стоит поддерживать баланс между российскими интернет порталами, которые содержат в большей степени лишь описание культурного наследия этноса, и зарубежными сайтами, где присутствует инструментарий для обсуждения текущих проблем этнических сообществ.
И, тем не менее, возможности интернет коммуникаций способствуют культурному разнообразию в современном обществе, благодаря тому, что интернет является эффективным способом обмена и хранения информации о коренных народах мира.
Изучена специфика проведения контент-анализа социальной сети «Вконтакте» с целью исследования способов этнической манифестации коренных народов Сибири в сети Интернет. Использовался поиск по запросам-названиям этносов среди сообществ и групп выбранной социальной сети, затем проведено количественное сравнение по запросам, и в итоге проведен и проинтерпретирован количественно-качественный анализ и выявлены основные смысловые единицы манифестации. Стоит отметить, что метод требует дальнейших разработок исследователей.
Выявлено, что больше всего групп отличались манифестацией связанной с территорией проживания или же происхождения коренных народов. Представители различных этнических групп, несмотря на тенденции глобализации, и ростом поликультурных сообществ в мире, напротив, стремятся объединяться с представителями своего народа, чувствовать себя частью чего-то, этническая идентичность обеспечивает чувство сопричастности и комфорта, не важно, в какой точке мира могут находиться «свои» люди. Однако это может быть связано с общей социо¬культурной ситуацией в России и в мире, а именно: рост национального самосознания, желание укрепить свою этническую идентичность, расширение анклавов, объединяющих представителей одного этноса в различных регионах, национальные конфликты.
Социальные сети более демократичны и неформальны по сравнению с официальными порталами, в них существуют обсуждения, где члены сообщества могут обмениваться полезной информацией и осуществлять помощь друг другу.
Свои группы и сообщества имеют представители даже самых малочисленных представителей коренных народов Сибири, это подчеркивает высокую степень освоенности современных технологий и средств коммуникаций в данном регионе.
1. Аверьянов, Л. Я. Контент-анализ / Л.Я. Аверьянов. - Москва: КноРус, 2007. - 156 с.
2. Арехина, Д. В., Проблема репрезентации культуры коренных малочисленных народов России в массмедийном дискурсе: теоретико-методологический аспект / Д. В. Арехина, Е. К. Рева // Приволжский научный вестник. - 2015. - № 11 (51). - С. 95-101.
3. Ашкинадзе, Я. А., Ветитнев, А. М., Контент-анализ социальных сетей как метод изучения удовлетворенности отдыхающих санаторно-курортным сервисом / Я. А. Ашкинадзе, А. М. Ветитнев // Известия Сочинского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 9-15.
4. Бабийчук, Г. А. Основные методы анализа, используемые при исследовании социальных сетей / Г. А.Бабийчук, О.С. Смирнова, А.И. Петров // Современные информационные технологии и ИТ-образование. - 2016 - с.151-159.
5. Богатырева, А. А., Липатова, М. Е. Актуализация межкультурного диалога в современном интернет-пространстве / А. А. Богатырева, М. Е. Липатова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология.- 2016.-№1.- С. 72-85.
6. Бодрова, О. А. Этнокультурная специфика Кольского Севера в интернет-дискурсе / О. А. Бодрова // Труды Кольского научного центра РАН.- 2014. - № 6. - С. 64-76.
7. Вакулич, Н. Р. Интернет - коммуникации: возможности сохранения и трансляции культурных ценностей / Н.Р. Вакулич // Образование в современном мире. - 2013. - С. 21-28.
8. Веселовская, Е. В. Репрезентация культурного наследия коренных малочисленных народов Кемеровской области в медиапространстве / Е. В. Веселовская // Традиционная культура и фольклорное наследие народов России. - 2014. - С. 122-127.
9. Вишнякова, М. В. Возможности и ограничения онлайн- исследований / М. В. Вишнякова, Е. Ю. Гулько // Молодой ученый .-2014. - №19. - С. 454-456.
10. Гендина, Н. И. Интеграция интернет-ресурсов о коренном малочисленном народе шорцы как способ сохранения культурного наследия / Н. И. Гендина, Л. Г. Синельникова // Культура и искусство: поиски и открытия. - 2017. - С. 192-196.
11. Гендина, Н. И. Коренные малочисленные народы в зеркале отечественных и зарубежных сайтов: концептуальные подходы к разработке средств оптимизации контента / Н. И. Гендина // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2015. - № 2 (18). - С. 143-152.
12. Гендина, Н. И. Виртуальные средства межкультурных коммуникаций: сравнительный анализ самоидентификации коренных малочисленных народов на отечественных и зарубежных сайтах / Н. И. Гендина, Н. Н. Колкова // Кемеровский государственный университет культуры и искусств. - 2015.- № 4. - С. 209-229.
13. Грошева, Г. В. Славянские диаспоры в интернет-пространстве г. Томска: опыт сохранения и трансляции этнокультурной идентичности / Г. В. Грошева // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. - 2015. - № 3(9). - С. 29-39.
14. Дегтяренко, К.А. Актуальное состояние коренных
малочисленных народов Севера // Социодинамика. - 2015. - № 10. - С.39-57.
15. Доржеева, В. В. Интернет-ресурсы как источник изучения современных проблем коренных малочисленных народов российского Северо-Востока / В. В. Доржеева // Наука и мир. - 2015. - № 2 (18). - С. 15¬
18.
16. Дятлов, В.И. Этнизация общественного пространства: причины и механизмы процесса / В. И. Дятлов // Вестник Томского государственного университета. История. - 2015. - № 5 (37). - С. 9-14.
17. Лаптева, А. В., Ефимов, В. С. Проблемы и возможности сохранения коренных народов Севера: культурно-антропологический аспект / А. В. Лаптева, Ефимов В. С. // Человек.ги. - 2014. - № 9 (9). - С. 186-202.
18. Закирова, А. Ж. Интернет-технологии в межэтнической коммуникации / А. Ж. Закирова // Власть. - 2014. - № 11. - С. 119-122.
19. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / ред. Б.Г Мещеряков, В. П. Зинченко. - М.: АСТ, 2009. -816 c.
20. Иванов, В. В. Искусство как средство выражения этнической
идентичности: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Иванов Вадим Викторович. - Ставрополь, 2006. - 170 с.
21. Иванов, В. Н., Петрова, Г. Д. Коммуникационные технологии как механизм сохранения культурной идентичности суваро-болгаро-чуваш / Г. Д. Петрова, В. Н. Иванов // Информационное пространство региона: история, современность и актуальные проблемы. - 2015. - С. 90-96.
22. Ильина, А. А. Культурное наследие народов Западной Сибири в сети Интернет / А. А. Ильина, О. В. Петренко // Вестник Омского университета. - 2016. - № 2 (10). - С. 106-117.
23. Карабанова, С. Е. Модель мифологического самосознания как этносоциокультурного способа осознания себя в мире / С. Е. Карабанова // Вестник краунц. Гуманитарные науки. - 2006. - № 2. - С.37-52.
24. Копцева, Н. П. К вопросу о сохранении и воспроизводстве традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в Сибирском федеральном округе / Н. П. Копцева // Социодинамика. - 2013. - № 12. - С. 1-16.
25. Лапкина, Н. А. Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности: дис. . канд. истор. наук: 07.00.07 / Лапкина Наталья Андреевна. - Москва, 2011. - 164 с.
26. Макушева, М. О. Трансформация идентичности ненеской молодежи в инокультурной среде / М. О. Макушева // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 4. - С. 54-65.
27. Малькова, В. К. Антропология медиа: теория и практика / В. К. Малькова, В. А. Тишкова // М.: ИЭА РАН, 2016. - 302 с.
28. Мамонтова, Н. А. Кочевание на просторах Интернета: репрезентация эвенкийской культуры on-line / Н. А. Мамонтова // Сибирские исторические исследования. - 2014. - № 2. - С. 95-125.
29. Михайлова, М. А. Этнокультурная идентичность в условиях культурной глобализации / М. А. Михайлова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 191-196.
30. Морозова, О. Н. Особенности интернет-коммуникации: определение и свойства / О. Н. Морозова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина - 2010. - № 1(5). - С. 150-157.
31. Муронец, О. В. Контент социальных сетей: тенденции и
закономерности[Электронный ресурс] / О. В. Муронец // Теория СМИ и массовой коммуникации. - 2015. - № 3. - Режим доступа:
http://mediascope7.mediascope.ru/?q=node/1812.
32. Нагорный, О. С. Область интернет-исследований в социальных науках / О. С. Нагорный, Ю. Рыков // Социологическое обозрение. - 2017- Т. 16, № 3. - С. 366-39.
33. Нагорный, О. С. Репрезентация этничностей в русскоязычных социальных медиа / О. С. Нагорный // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2017. - № 4. - С. 165-184.
34. Насретдинова, М. М. Контент-анализ в сети
интернет[Электронный ресурс] / М. М. Настретдинова // Психология, социология и педагогика - № 1. - Режим доступа:
http://psychology.snauka.ru/2016/01/6262.
35. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, А.П. Огурцов. - Москва: Мысль, 2010. - 744 с.
36. Никитина, Э. В. Этнические процессы в глобальном информационном пространстве / Э. В. Никитина // Информационное общество. - 2015. - № 5-6. - С. 77-83.
37. Слепцов, Ю.А.Эвенские игры: пути поиска и применения / Ю. А. Слепцов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 188-190.
38. Пименова, Н. Н. Коренные малочисленные народы в современной ситуации: объем и содержание понятия / Н. Н. Пименова // Социодинамика. - 2015. - № 1. - С. 112-134.
39. Поддубиков, В. В. Коренные народы азиатской части россии в информационном пространстве интернета: о проекте web-энциклопедии «выдающиеся деятели науки и культуры - представители коренных народов Российского Севера, Сибири и Дальнего Востока России / В. В. Поддубиков, Д. Д. Родионова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2013. -№ 4(25). - С. 64-71.
40. Политология: Краткий словарь основных терминов и понятий / под ред. проф. В.С. Пусько [и др.]. - Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. - 110 с.
41. Пустарнакова, А. А.Этничность в эпоху глобализации и интернета / А. А. Пустарнакова // Аспирантский вестник Поволжья. - 2016. - №3-4. - С. 149-153.
42. Резанова, З. И. Дискурсивные стратегии презентации национально-культурной идентичности / З. И. Резанова // Вестник Томского государственного университета. - 2012. № 4(8). - С. 40-51.
43. Резанова, З. И. Институциональная и личностная презентация национально-культурной идентичности в интернет-коммуникации: жанровые формы и дискурсивные стратегии / З. И. Резанова // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 375. - С. 33-41.
44. Силантьева, Н. А. Актуальные проблемы современного развития коренных малочисленных народов севера / Н. А. Силантьева // Северный регион: наука, образование, культура. - 2015. - № 2 (32).- С. 145-148.
45. Социология: энциклопедия / сост. В.Л. Абушенко [и др.]. - Минск: Книжный дом, 2003. - 1312 с.
46. Стефаненко, Т. Г. Поведенческий компонент этнической идентичности: за и против / Т. Г. Стефаненко // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. - Изд-во ЯГПУ: Ярославль, 2003.- С. 127-134.
47. Тенбрук, Ф. Репрезентативная культура / Ф. Тенбрук // Социологическое обозрение. - 2013. - № 12 (3) - С. 93-120.
48. Труевцева, О. Н. Музеи Сибири и сохранение культурного наследия коренных народов / О. Н. Труевцева // Вестник кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 19.- С. 76¬81.
49. Филаткина, И. В. Отражение культурного и языкового разнообразия Хабаровского края в информационном пространстве региона / И. В. Филаткина // Языковое и культурное разнообразие в киберпространстве. -Москва: МЦБС, 2010. -С. 344-349.
50. Флиер, А. Я. Манифестация культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2012. -№ 3(47). - С.14-19.
51. Хаховская, Л. Н. Аборигены в городе: этнокультурный облик жителей Магадана / Л. Н. Хаховская // Сибирские исторические исследования. - 2014. - № 2. - С.40-59.
52. Хотинец, В.Ю. Этническая идентичность и толерантность / В. Ю. Хотинец.-Екатеринбург: Издательство Уральского Университета, 2002.- 124 с.
53. Чернобровкина, И.Г. Особенности самопрезентации в интернет- коммуникации / И. Г. Чернобровкина // Царскосельские чтения. - 2017.- № 16- С.282-286.
54. Янова, Н. Г. Ментальная репрезентация этнонимов гражданской и этнической идентичности / Г. Н. Янова // Известия Алтайского госудаственного университета. - 2014. - С. 49-53.
55. Ardichvili, A. Cultural influences on knowledge sharing through online communities of practice / A. Ardichvili, M. Maurer, L. Wei, T. Wentling, R. Stuedemann // Journal of Knowledge Management. - 2006. № 10 (1) - P.94-107.
56. Arruda, G. M., Krutkowski, S. Arctic governance, indigenous knowledge, science and technology in times of climate change: Self-realization, recognition, representativeness. / G. M. Arruda,S. Krutkowski // Journal of Enterprising Communities. - 2017. - № 11 (4). - P. 514-528.
57. Ayalew, T. Agricultural Information System in Ethiopia- the case of Hawassa Area Southern Ethiopia / T. Ayalew - Hawassa : Ap Lambert Academic Publishing. - 2012. - 68 pp.
58. Becker, M., Latin America: the internet and indigenous texts / M. Becker, P. Delgado // Cultural Survival Quarterly Magazine. - 2008. - № 21. - P. 22-28.
59. Belton, A. C. From Cyberspace to Offline Communities: Indigenous Peoples and Global Connectivity / A. C. Belton // Sage journals. - 2010. - № 35 (3). - P. 193-215.
60. Buchtmann, L. Digital Songlines: The Use of Modern Communication Technology by an Aboriginal Community in Remote Australia / L. Buchtmann // Critical Studies in Innovation.-2012.- № 1. - P. 59-74.
61. Civallero,E.Ancestral cultures in modern universes / E. Civallero //Digithum. - 2008. - P. 1575-2275.
62. Coleman, G. Ethnographic Approaches to Digital Media / G. Coleman // Annual Review of Anthropology. - 2010. - № 39. - P. 487-505.
63. Dr. Marc A. Smith Communities in Cyberspace / Dr. Marc A. Smith / London : Routledge, 2003.-336 pp.
64. Du, J. T. Indigenous Australians' information behaviour and Internet use in everyday life: an exploratory study. / J. T. Du, J. Haines - 2017 -№ 22(1) - Р. 737.
65. Dyson, L., Information Technology and Indigenous People / Dyson,
L. , Ed, Hendriks, M., Stephen, G- Australia: Information Science Publishing, 2007. - 347 pp.
66. Judy, M. Aboriginal and Indigenous People's Resistance, the Internet, and Education / M. Judy // Race Ethnicity and Education. -2010. - № 2. - P. 171¬198.
67. Marsh, E. E., White, M. D. Content Analysis: A Flexible Methodology / E. E. Marsh, M. D. White // Project muse. - № 1. - 2006.- P.22¬46.
68. Nguyen, T. Story-based multimediaanalysisusingsocialnetwork technique / T. Nguyen, Q. Tran, T. Tran // Springer International Publishin. - 2017. - № 629. - P.95-106.
69. Niezen, R. Digital identity: The construction of virtual selfhood in the indigenous peoples movement / R. Niezen //Comparative studies in society and history. - 2005. - № 47 (3). - P. 532-551.
70. Rice, E. Social media and digital technology use among indigenous young people in Australia: a literature review / E. Rice, E. Haynes, P. Royce, S. Thompson // International journal for equity in health. - 2016. - № 15. -P. 2-16.
71. Salazar J. F. Indigenous peoples and the cultural construction of information and communication technology (ICT) in Latin America / F. J Salazar // Information Communication Technologies: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. - 2008.- P. 13-22.
72. Smith,H., Wobst, M. Indigenous Archaeologies: Decolonising Theory and Practice / H. Smith, M. Wobst - One World Archaeology, 2004. - 432 pp.
73. Srinivasan, R. Indigenous, ethnic and cultural articulations of new media / R. Srinivasan // International journal of cultural studies. - 2008. - № 9 (4). -P. 497-518.
74. Thomas, D. H., James V. F. Indigenous Peoples and Globalization: Resistance and Revitalization / Thomas D. H., James V. F. - New York : Routeledge, 2016. - 184 pp.
75. Valerie, A. The New Media Nation: Indigenous Peoples and Global Communication / A. Valerie. - New York : Berghahn Books, 2010. - 224 pp.
76. Wilson, P., Stewart, M. Global Indigenous Media: Cultures, Poetics, and Politics / P. Wilson, M. Stewart. -USA: Duke University Press, 2011. - 363 pp.
77. Zapata, D. B. Inayan/nga-agand other indigenous codes: How the Applai and Bontok Igorot's indigeneity found its way into the mobile world / D. B. Zapata // Telematics and Informatics. - 2017. - № 34(7). - P. 1333-1350.