ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы проблемы развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 6
1.1. Готовность личности к самообразованию как предмет психолого -
педагогического анализа 6
1.2. Особенности готовности к самообразованию у бакалавров
направления «Педагогическое образование» 13
1.3. Изучение уровня сформированное™ готовности к
самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 22
2 Разработка электронного методического обеспечения развития
готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 32
2.1. Использование электронного методического обеспечения при подготовке будущих педагогов 32
2.2. Описание электронного методического обеспечения развития
готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 39
2.3. Анализ результатов экспертной оценки электронного
методического обеспечения развития готовности к самообразованию у
бакалавров направления «Педагогическое образование» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Современный этап развития человеческого общества характеризуется активным внедрением информационных технологий в повседневную жизнь человека, его образовательную и профессиональную деятельность. Благодаря информационным технологиям появились возможности для организации интерактивного взаимодействия в ходе педагогического процесса в форме проведения веб-конференций, вебинаров, открытых лекций и т.д. Также информатизация образования предполагает разработку дополнительных ресурсов для осуществления самообразовательной деятельности: дистанционные курсы повышения квалификации, массовые открытые онлайн-курсы, участие в деятельности профессиональных сетевых сообществ и образовательных форумов.
Однако использование данных ресурсов предполагает наличие у человека устойчивой мотивации к обучению, умения определять цели своего образования и планировать свою деятельность, способности самостоятельно отслеживать собственные образовательные результаты и их динамику и т.д. Это приводит к актуализации проблемы формирования и развития готовности личности к осуществлению самообразования в условиях системы образования.
Изучением данной проблемы занимались С. М. Абрамов, А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, О. Н. Инкина, Н.И. Кареев, И. И. Колбаско, С. В. Косарева, Н. С. Михайлова, Н.А. Рубакин, Г. Н. Сериков, О. И Сухова, О.В. Толмачева, В. Б. Шаронова и др.
Изучение теоретических предпосылок исследуемой проблемы и анализ современного состояния системы образования позволяет выявить ряд противоречий: между возрастающей необходимостью государства и общества в специалистах, способных осуществлять самообразование на протяжении всей жизни, и недостаточно выраженной ориентацией системы высшего образования на решение данной задачи; между потребностью обучающихся в инструментах для осуществления самообразования и недостатком часов в учебном плане для реализации дисциплин, ориентированных на удовлетворение актуальных образовательных потребностей обучающихся; между потребностью специалиста в самообразовании для профессионального становления и недостаточным владением инструментами самообразования.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в поиске оптимальных средств электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: развитие готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» будет результативным, если использовать в ходе их профессиональной подготовки следующие средства электронного методического обеспечения:
- использование принципа визуально-кинестетической ассоциации при определении образовательных целей (элемент «задание»);
- применение мнемотехнических приёмов при организации работы с текстами (элемент «задание»);
- заполнение рефлексивных карт оценки хода и результатов самообразования (элемент «форум»).
самообразованию.
2. Выявить особенности готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
3. Изучить уровень сформированное™ готовности бакалавров направления «Педагогическое образование» к самообразованию.
4. Разработать электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»
5. Провести экспертную оценку электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования готовности личности к самообразованию; эмпирические - анкетирование, опрос, рефлексивно¬оценочные процедуры; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский Федеральный Университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Самообразование - активная, целенаправленная, планомерная и систематическая деятельность, имеющая личностную и профессиональную значимость, направленная на совершенствование и нестандартное решение профессиональных задач, а именно: совершенствование методов практиориентированной деятельности и проблемного обучения; оказание помощи обучающимся для достижения наилучшего образовательных результатов; проведение групповых консультаций; диагностика начального и текущего состояния обучающихся и т.д.
Готовность к самообразованию - личностное образование, которое имеет определенную структуру и план выполнения, направленное на развитие личности способной к следующим действиям: использовать и совершенствовать методы психологической поддержки; организовывать групповые консультации с обучающимися; использовать методы диагностики в профессиональной деятельности; ставить творческие задачи и проблемы перед обучающимися; организовывать деятельность обучающихся и т.д.
В ходе исследования нами выделены следующие компоненты готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»: мотивационный, информационный и деятельностный.
Для диагностики уровня развития к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» нами использовалась модифицированная к особенностям контингента студентов методика О. Н. Инкиной «Оценка уровня развития готовности студента к самообразовательной деятельности».
Разработаны следующие средства электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию бакалавров
направления «Педагогическое образование»: использование принципа визуально-кинестетической ассоциации при определении образовательных целей (элемент «задание»); применение мнемотехнических приёмов при организации работы с текстами (элемент «задание»); заполнение рефлексивных карт оценки хода и результатов самообразования (элемент «форум»).
Эффективность использованных средств электронного методического обеспечения для развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование» подтверждается результатами экспертной оценки.
В целом, решение задач исследования позволило достигнуть поставленную цель. Нам удалось теоретическое обосновать и разработать электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование». Эффективность средств электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», была подтверждена экспертной оценкой, соответственно, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу.
1. Абрамов, С. М. Генезис образовательной самостоятельности студентов в процессе дистанционного обучения [Электронный ресурс]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. -М.: РГБ, 2003. URL:http://www.rsl.ru
2. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы / А.Я. Айзенберг. - М.: Высшая школа, 2000. - 126 с.
3. Акушев, Г. М. Формирование готовности будущих учителей физической культуры к профессиональному самообразованию [Текст]/ Г.М. Акушев // Педагогические науки. - 2000. - 133 с.
4. Белых, А. С. Формирование готовности будущего классного руководителя решать профориентационные задачи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2000. - 15 с.
5. Волик, О. Н., Сулейманова, Е. А. Состав и структура методического обеспечения информационно-средового подхода к модернизации профессионального образования // Образовательные технологии и общество. - 2012. - С. 409 - 419.
6. Воропаева, Е.Э. Структура и критерии готовности педагога к инновационной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4.
7. Голубев, О. Б. Развитие информационно-образовательной среды современного вуза // Инновационный Вестник Регион. 2014. №1. С. 57-61.
8. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в
образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения. - Введ. 2011-01-01. - М.: Стандартинформ, 2009. - 4 с.
9. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учеб. пособие по спецкурсу для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
10. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. — М.: Изд-во «Университетское», 2000. - 206 с.
11. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. — М., 1993. - 60 с.
12. Иванова, Т. В. Особенности развития психологической готовности студенчества к педагогической деятельности: Автореф. дис, ... канд. псих. наук. — М., 2005. - 18 с.
13. Инкина, О. Н. Формирование самообразовательной деятельности студентов вуза в процессе обучения как условие повышения качества их подготовки [Электронный ресурс]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01. - М.: РГБ, 2003. URL:http://www.rsl.ru
14. Кареев, Н. И. Беседы о выработке миросозерцания. 5-е изд. СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1904. - 168 с.
15. Кареев, Н. И. Письма к учащейся молодежи о самообразовании. 3-е изд. СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1895. 164 с.
16. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. №5. С. 45 - 57.
17. Касаткина, Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. ...д-р пед. наук. -М., 2005. - 38 с.
18. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / под ред. Ю.М. Забродина. М.: Педагогика, 1994. — 545 с.
19. Колбаско, И. И. Учащимся о самообразовании [Текст] / И. И. Колбаско. - Минск : Нар. асвета, 1976. - 160 с.
20. Кондрашева, Л. В. Теоретические основы воспитания нравственно-психологической готовности студентов педагогического института к профессиональной деятельности: дисс...д-ра пед. наук. — Кривой Рог, 2003. — 363 с.
21. Косарева, С. В. Система упражнений по совершенствованию навыков самообразования студентов неязыковых специальностей в процессе обучения иностранному языку // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. С. 70 - 75.
22. Котова, И. Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c
23. Крюкова, Т. В. Динамика психологической готовности к
профессиональной деятельности у студентов // Психология XXI века. 2012. С. 45 - 56.
24. Кузьмина, Н. В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: ЛГУ, 2001.
25. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. - 2000. - №6.
26. Официальный сайт Сибирского федерального университета [Электронный ресурс] Режим доступа:http: //edu. sfu-kras .ru/umo(Дата обращения 15.11.2017)
27. Официальный сайт Смоленской академии профессионального образования [Электронный ресурс] Режим доступа:http://smolapo.ru(Дата обращения 15.11.2017)
28. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
29. Понукании, А.А. Состояние готовности к труду в условиях проблемной
ситуации/ Психологические проблемы профессиональной деятельности. — М,: Наука, 1991. - С. 32-140.
30. Пырьев, Е. А. Психологическая готовность молодежи к педагогической деятельности: Автореф. дис.... канд. псих, наук, - СПб., 2000. - 18 с.
31. Рубакин, Н. А. Избранное: в 2 т. М.: Издательство «Книга», 1975. Т. 1. 224 с.
32. Рубакин, Н. А. Избранное: в 2 т. М.: Издательство «Книга», 1975. Т. 2. 280 с.
33. Сериков, Г. Н. Самообразование: совершенствование подготовки студентов. - Иркутск : Изд-во Иркутского университета, 2001. - 232 с.
34. Сопин, В. И. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования // Человек и образование. - 2014. - С. 43 - 48.
35. Сухова, О. И. Педагогическое самообразование в системе повышения квалификации учителей гимназии [Электронный ресурс]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. - Тольятти: РГБ, 2006. URL:http://www.rsl.ru
36. Толмачева, О. В. Система повышения квалификации преподавателей техникума в процессе их непрерывного самообразования [Электронный ресурс]: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. -М.: РГБ, 2003. URL:http://www.rsl.ru
37. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 13.06.2017).
38. Хохлова, Л. П. Методы запоминания информации (мнемотехника) // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. С. 40 - 43.
39.Чичикин, В. Т. Структура и регуляция профессиональной готовности педагога физической культуры : монография / В. Т. Чичикин. - Н.Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2011. - 256с.
40.Шаронова, В. Б. Самообразование будущего учителя как важный компонент повышения уровня его профессиональной готовности дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08. -М.: РГБ, 2003. URL:http://www.rsl.ru