Электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы проблемы развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 6
1.1. Готовность личности к самообразованию как предмет психолого -
педагогического анализа 6
1.2. Особенности готовности к самообразованию у бакалавров
направления «Педагогическое образование» 13
1.3. Изучение уровня сформированное™ готовности к
самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 22
2 Разработка электронного методического обеспечения развития
готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 32
2.1. Использование электронного методического обеспечения при подготовке будущих педагогов 32
2.2. Описание электронного методического обеспечения развития
готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 39
2.3. Анализ результатов экспертной оценки электронного
методического обеспечения развития готовности к самообразованию у
бакалавров направления «Педагогическое образование» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В
1 Теоретические основы проблемы развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 6
1.1. Готовность личности к самообразованию как предмет психолого -
педагогического анализа 6
1.2. Особенности готовности к самообразованию у бакалавров
направления «Педагогическое образование» 13
1.3. Изучение уровня сформированное™ готовности к
самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 22
2 Разработка электронного методического обеспечения развития
готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 32
2.1. Использование электронного методического обеспечения при подготовке будущих педагогов 32
2.2. Описание электронного методического обеспечения развития
готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» 39
2.3. Анализ результатов экспертной оценки электронного
методического обеспечения развития готовности к самообразованию у
бакалавров направления «Педагогическое образование» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Современный этап развития человеческого общества характеризуется активным внедрением информационных технологий в повседневную жизнь человека, его образовательную и профессиональную деятельность. Благодаря информационным технологиям появились возможности для организации интерактивного взаимодействия в ходе педагогического процесса в форме проведения веб-конференций, вебинаров, открытых лекций и т.д. Также информатизация образования предполагает разработку дополнительных ресурсов для осуществления самообразовательной деятельности: дистанционные курсы повышения квалификации, массовые открытые онлайн-курсы, участие в деятельности профессиональных сетевых сообществ и образовательных форумов.
Однако использование данных ресурсов предполагает наличие у человека устойчивой мотивации к обучению, умения определять цели своего образования и планировать свою деятельность, способности самостоятельно отслеживать собственные образовательные результаты и их динамику и т.д. Это приводит к актуализации проблемы формирования и развития готовности личности к осуществлению самообразования в условиях системы образования.
Изучением данной проблемы занимались С. М. Абрамов, А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, О. Н. Инкина, Н.И. Кареев, И. И. Колбаско, С. В. Косарева, Н. С. Михайлова, Н.А. Рубакин, Г. Н. Сериков, О. И Сухова, О.В. Толмачева, В. Б. Шаронова и др.
Изучение теоретических предпосылок исследуемой проблемы и анализ современного состояния системы образования позволяет выявить ряд противоречий: между возрастающей необходимостью государства и общества в специалистах, способных осуществлять самообразование на протяжении всей жизни, и недостаточно выраженной ориентацией системы высшего образования на решение данной задачи; между потребностью обучающихся в инструментах для осуществления самообразования и недостатком часов в учебном плане для реализации дисциплин, ориентированных на удовлетворение актуальных образовательных потребностей обучающихся; между потребностью специалиста в самообразовании для профессионального становления и недостаточным владением инструментами самообразования.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в поиске оптимальных средств электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: развитие готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» будет результативным, если использовать в ходе их профессиональной подготовки следующие средства электронного методического обеспечения:
- использование принципа визуально-кинестетической ассоциации при определении образовательных целей (элемент «задание»);
- применение мнемотехнических приёмов при организации работы с текстами (элемент «задание»);
- заполнение рефлексивных карт оценки хода и результатов самообразования (элемент «форум»).
самообразованию.
2. Выявить особенности готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
3. Изучить уровень сформированное™ готовности бакалавров направления «Педагогическое образование» к самообразованию.
4. Разработать электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»
5. Провести экспертную оценку электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования готовности личности к самообразованию; эмпирические - анкетирование, опрос, рефлексивно¬оценочные процедуры; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский Федеральный Университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Однако использование данных ресурсов предполагает наличие у человека устойчивой мотивации к обучению, умения определять цели своего образования и планировать свою деятельность, способности самостоятельно отслеживать собственные образовательные результаты и их динамику и т.д. Это приводит к актуализации проблемы формирования и развития готовности личности к осуществлению самообразования в условиях системы образования.
Изучением данной проблемы занимались С. М. Абрамов, А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, О. Н. Инкина, Н.И. Кареев, И. И. Колбаско, С. В. Косарева, Н. С. Михайлова, Н.А. Рубакин, Г. Н. Сериков, О. И Сухова, О.В. Толмачева, В. Б. Шаронова и др.
Изучение теоретических предпосылок исследуемой проблемы и анализ современного состояния системы образования позволяет выявить ряд противоречий: между возрастающей необходимостью государства и общества в специалистах, способных осуществлять самообразование на протяжении всей жизни, и недостаточно выраженной ориентацией системы высшего образования на решение данной задачи; между потребностью обучающихся в инструментах для осуществления самообразования и недостатком часов в учебном плане для реализации дисциплин, ориентированных на удовлетворение актуальных образовательных потребностей обучающихся; между потребностью специалиста в самообразовании для профессионального становления и недостаточным владением инструментами самообразования.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в поиске оптимальных средств электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров направления «Педагогическое образование».
Предмет исследования: средства развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: развитие готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» будет результативным, если использовать в ходе их профессиональной подготовки следующие средства электронного методического обеспечения:
- использование принципа визуально-кинестетической ассоциации при определении образовательных целей (элемент «задание»);
- применение мнемотехнических приёмов при организации работы с текстами (элемент «задание»);
- заполнение рефлексивных карт оценки хода и результатов самообразования (элемент «форум»).
самообразованию.
2. Выявить особенности готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование».
3. Изучить уровень сформированное™ готовности бакалавров направления «Педагогическое образование» к самообразованию.
4. Разработать электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»
5. Провести экспертную оценку электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования готовности личности к самообразованию; эмпирические - анкетирование, опрос, рефлексивно¬оценочные процедуры; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский Федеральный Университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами, диаграммами.
Самообразование - активная, целенаправленная, планомерная и систематическая деятельность, имеющая личностную и профессиональную значимость, направленная на совершенствование и нестандартное решение профессиональных задач, а именно: совершенствование методов практиориентированной деятельности и проблемного обучения; оказание помощи обучающимся для достижения наилучшего образовательных результатов; проведение групповых консультаций; диагностика начального и текущего состояния обучающихся и т.д.
Готовность к самообразованию - личностное образование, которое имеет определенную структуру и план выполнения, направленное на развитие личности способной к следующим действиям: использовать и совершенствовать методы психологической поддержки; организовывать групповые консультации с обучающимися; использовать методы диагностики в профессиональной деятельности; ставить творческие задачи и проблемы перед обучающимися; организовывать деятельность обучающихся и т.д.
В ходе исследования нами выделены следующие компоненты готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»: мотивационный, информационный и деятельностный.
Для диагностики уровня развития к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» нами использовалась модифицированная к особенностям контингента студентов методика О. Н. Инкиной «Оценка уровня развития готовности студента к самообразовательной деятельности».
Разработаны следующие средства электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию бакалавров
направления «Педагогическое образование»: использование принципа визуально-кинестетической ассоциации при определении образовательных целей (элемент «задание»); применение мнемотехнических приёмов при организации работы с текстами (элемент «задание»); заполнение рефлексивных карт оценки хода и результатов самообразования (элемент «форум»).
Эффективность использованных средств электронного методического обеспечения для развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование» подтверждается результатами экспертной оценки.
В целом, решение задач исследования позволило достигнуть поставленную цель. Нам удалось теоретическое обосновать и разработать электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование». Эффективность средств электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», была подтверждена экспертной оценкой, соответственно, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу.
Готовность к самообразованию - личностное образование, которое имеет определенную структуру и план выполнения, направленное на развитие личности способной к следующим действиям: использовать и совершенствовать методы психологической поддержки; организовывать групповые консультации с обучающимися; использовать методы диагностики в профессиональной деятельности; ставить творческие задачи и проблемы перед обучающимися; организовывать деятельность обучающихся и т.д.
В ходе исследования нами выделены следующие компоненты готовности к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование»: мотивационный, информационный и деятельностный.
Для диагностики уровня развития к самообразованию у бакалавров направления «Педагогическое образование» нами использовалась модифицированная к особенностям контингента студентов методика О. Н. Инкиной «Оценка уровня развития готовности студента к самообразовательной деятельности».
Разработаны следующие средства электронного методического обеспечения развития готовности к самообразованию бакалавров
направления «Педагогическое образование»: использование принципа визуально-кинестетической ассоциации при определении образовательных целей (элемент «задание»); применение мнемотехнических приёмов при организации работы с текстами (элемент «задание»); заполнение рефлексивных карт оценки хода и результатов самообразования (элемент «форум»).
Эффективность использованных средств электронного методического обеспечения для развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование» подтверждается результатами экспертной оценки.
В целом, решение задач исследования позволило достигнуть поставленную цель. Нам удалось теоретическое обосновать и разработать электронное методическое обеспечение развития готовности к самообразованию бакалавров направления «Педагогическое образование». Эффективность средств электронного методического обеспечения дисциплины «Педагогический менеджмент», была подтверждена экспертной оценкой, соответственно, полученные результаты подтверждают нашу гипотезу.
Подобные работы
- Средства развития готовности к профессиональному самообразованию у бакалавров направления "Педагогическое образование"
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - Развитие способности к самоорганизации бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование» средствами электронного обучающего курса
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Общая психология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Методическое обеспечение занятий по разделу «Безопасность дорожного движения» для обучающихся профессиональных образовательных учреждений
Бакалаврская работа, технологические процессы ТО, ремонта и диагностики автомобилей. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Практикум по общей психологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



