Введение 2
Теоретические основы управления ассортиментом торгового предприятия 6
1.1Сущность и понятие ассортимента торгового предприятия и факторов его формирования 6
1.2 Товарная политика предприятия и ее влияние на эффективность деятельности предприятия 15
2 Анализ и оценка эффективности работы предприятия с ассортиментом
( на примере ООО «Регион-сервис») 35
2.1 Анализ основных экономических показателей предприятия 35
2.2 Формирование ассортимента торгового предприятия 53
2.3 Оценка эффективности работы с ассортиментом 67
3 Пути повышения эффективности работы предприятия на основе совершенствования ассортимента 76
Заключение 89
Список использованных источников 91
Приложение 94
Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.
А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли.
Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Цель ассортиментной политики - формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны.
Роль процесса управления ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в наиболее прибыльных направлениях. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом для торгового предприятия является всегда актуальной.
Ассортиментная политика – одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять. Рыночные отношения требуют четкой взаимной связи всех составляющих коммерческо-хозяйственной цепи от создания конкретного товара до его реализации и использования.[20,c.45]
Товарная политика направлена на длительную перспективу решения таких проблем, как оптимизация ассортимента производственной продукции с учетом потребительских характеристик этой продукции и особенностей технологии ее производства. Для характеристики сбалансированности спроса и предложения пользуются такими обобщающими показателями рационального ассортимента, как широта, полнота, структура и устойчивость. Формирование ассортимента товаров и управление им требует высокого искусства четких знаний и предвидения.
Управлять ассортиментом и качеством продукции – значит не продавать производимые, а производить продаваемые товары, удовлетворяющие потребности покупателя.
Актуальностью данной дипломной работы является то, что в сегодняшних условиях развития рынка, непрерывного увеличения торговых площадей, открытия новых торговых центров, компаниям необходимо выживать и бороться за потребителя. Ассортимент товаров увеличивается, конкуренция усиливается. На данный момент все у большего числа существующих магазинов и компаний вне зависимости от специализации возникают вопрос о формировании ассортиментной политики, управлении ассортиментом и маркетинговых методах, с помощью которых можно не только выявить возможные конкурентные преимущества именно данной точки продаж, но и выстроить эффективную политику формирования ассортимента.
Позиция оптовой/розничной компании лежит между производителем, продукция которого имеет определённую стоимость, затраты на перевозку и хранение, и потребителем, для которого важна широкая и глубокая представленность ассортиментных позиций товаров, даже при условии ориентации на достаточно узкие их сегменты.
Соответственно, формирование торгового ассортимента - одна из основных функций предприятия розничной торговли, определяющая его конкурентоспособность. Этим и определяется актуальность темы дипломной работы.
Целью дипломной работы является определение эффективности ассортимента торгового предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть теоретическую сторону формирования ассортимента и товарной политики предприятия розничной торговли;
2. дать общую и экономическую характеристику предприятия;
3. провести анализ товарооборота и товарного обеспечения предприятия;
4. провести анализ ассортимента предприятия и дать его характеристику;
5. дать рекомендации по совершенствованию ассортимента торгового предприятия.
Объектом исследования ООО «Регион-Сервис» магазин «Ноктюрн» г.Нижний Тагил,ул.Победы,30а.
Предметом исследования является товарная политика предприятия с акцентом на ассортимент.
Основой работы являются приемы статистики: сравнение, способ табличного отражения аналитических данных, использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности, использование трендовой модели и среднего абсолютного прироста в составлении прогноза основных показателей торгового предприятия на следующий год.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют научная и учебная литература по данной проблематике, публикации в специализированной периодической печати, ресурсы интернет.
Переход к рыночным отношениям обуславливает коренное изменение роли, содержания коммерческой деятельности предприятий. Решающим фактором перехода предприятия от административно-командных отношений к подлинно рыночным является их коммерческая активность, которая определяется состоянием и уровнем коммерческой работы, ее эффективностью.
В условиях становления рынка приоритетное значение приобретают такие элементы коммерческой деятельности, как изучение и прогнозирование рыночных ситуаций, и элементы ресурсного обеспечения торговых предприятий.
Коммерческая работа по формированию товарных ресурсов должна основываться на исследованиях потребностей покупателей, организовываться по принципу гибкого управления, включать вопросы ценообразования, основываться на теории маркетинга.
Формирование товарных ресурсов предприятий осуществляется посредством выполнения ими ряда коммерческих операций: обоснование необходимости объема закупок, установление хозяйственных связей, осуществление договорных отношений.
Посредством закупок хозяйствующий субъект воздействует на поставщика. При закупке юридически оформляются взаимоотношения между поставщиком и покупателем посредством заключения договоров поставки сырья и продукции.
Достижение главной экономической цели деятельности предприятия – максимизация прибыли – обеспечивается за счет роста продаж, которые возможны только при наличии соответствующего объема товарных ресурсов. Таким образом, коммерческая деятельность является основным условием и инструментом достижения главной экономической цели предприятия.
Расчет обеспеченности предприятия товарными ресурсами позволяет учесть реальные возможности предприятия по достижению требуемого объема деятельности в соответствии с наличием ресурсного потенциала предприятия.
По оценке общих экономических показателей торговое предприятие «Регион-сервис» осуществляет эффективную деятельность, приносящую прибыль.
Ассортимент торгового предприятии предлагает основные группы продовольственных товаров. Наибольшим спросом пользуются колбасные изделия, мясные и молочные товары, а также пиво. Равномерность реализации в течение отчетного года наблюдается в тех же группах товаров. Наиболее проблемной в продовольственном магазине Ноктюрн являются другие продовольственные товары. Стабильно невысокий спрос сформировался на рыбу и рыбные товары.
В целом предполагается дальнейшая разработка и совершенствование товарной политики в выбранном направлении.
Выдвинутые в дипломной работе предложения и рекомендации, при использовании их на практике, будут способствовать более эффективному осуществлению товарной политики на предприятии.
1 Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учебник / В.И. Беляев. - 2-
изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 672 с.
2 Черник Н.Ю. Товарная политика предприятия. –Минск: ТетраСистемс, 2007.-144с.
3 Снегирева В. Розничный магазин. Управление Ассортиментом по товарным категориям. - СПб.: Питер. 2005. - 416 с.
4 Парамонова Т.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: учебное пособие / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. - М.: КНОРУС, 2008. - 120с.
5 Панкрухин А.П. Маркетинг: учеб, для студентов, обучающихся по специальности «Маркетинг» / А.П. Панкрухин.- 5-е изд., стер. - М.: ОМЕГА - Л, 2007. - 656 с.
6 Тарасова В.В. Товарооборот предприятия торговли: анализ и планирование:
учебное пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. - 100с.
7 Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: Учебное пособие. -М.:
издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 294с.
8 Кондратов В.М. управление продажами: учебное пособие для студентов вузов,обучающихся по специальностям «Маркетинг», «Коммерция» / В.М. Кондратов;под ред. В.Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -319 с.
9 Тарасова В.В. Маркетинг в торговле: Учебное пособие. - Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-та, 2002. - 73с.
10 Швец А. Швец М. Анализ ассортиментной политики предприятия// Маркетинг, 2007.-№ 2.-с. 93
11 Башмачева Е.А. Оптимизация товарного ассортимента// Маркетинг и
маркетинговые исследования в России, 2006, № 7
12 Экономика предприятий торговли и общественного питания / Рук.авт.кол. Т.И.Николаева. – Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2001.-498с.
13 Анурин В, Муромкина И. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2006.-270с.
14 Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003.-560с.
15 Дашков Л.П. Организация и правовое обеспечение бизнеса в России.- М.: «Дашков и Ко», 20037- 1012с.
16 Формирование ассортимента и управлении товарными запасами на складах и в магазинах// http//www.real-trade.net/str/php?zag=1988149197
17 Медведев В.А. Особенности формирования товарного предложения на потребительском рынке// http//www.cfin.ru
18 Алпатова Е.В. Формирование оптимальной структуры товарного ассортимента// http//www.marketing.spb.ru
19 Каменева Н.Г., Поляков В.А. Маркетинговые исследования: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2006.-439с.
20 Маркетинг: учебное пособие / Под ред. А.П.Мищенко. –М.: КНОРУС, 2006.-288с.
21 Панкратов А. Маркетинговая деятельность многонациональных компаний.// Маркетинг.-2005.-№6.-С. 70-74.
22 Бурцева Т. Маркетинговый анализ потенциальных возможностей предприятия. //Маркетинг.-2006.-№2.- С.26-35
23 Ньюмен Э., Кален П. Розничная торговля: организация и управление.-СПб.: Питер, 2005.-416с.
24 Ермолович Л.Л., Сивчик Л.Г. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Мн.: Интерпресссервис, 2001.-576с.
25 Макарова В.И. Анализ финансово хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.: Издательство «Налоговый вестник», 2003.-623с.
26 Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ООО «ТК Велби», 2002.-424с.
27 Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-471с.
28 Экономический анализ в торговле / Под ред. М.И.Баканова.-М.: Финансы и статистика, 2005.-400с.
29 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие.- Минск: Новое знание, 2002.-704с.
30 Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. – М.: ООО «Новое знание», 2003.-526с.