Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ В РОССИЙСКОЙ МЕДИАРЕАЛЬНОСТИ

Работа №26272

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
542
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основания дискурсивной модели эффективного политического
лидерства 8
1.1 Медиареальность как условие формирования политической жизни в
современном обществе 8
1.1.1 Медиакультура как предпосылка и фактор формирования
медиареальности 8
1.1.2 Медиареальность в структуре медиакультуры 12
1.1.3 Политический миф как инструмент конструирования
медиареальности 20
1.2 Политическое лидерство: имидж, теории лидерства, гендерный аспект,
дискурс-типология 30
1.2.1 Проблема формирования имиджа политического лидера 31
1.2.2 Теории лидерства и дискурс-типология политических лидеров 38
2 Реализация политического лидерства в российской медиареальности 48
2.1 Федеральные политические лидеры и их дискурс-типы 49
2.2 Региональные политические лидеры и их дискурс-типы 69
2.2.1 Особенности восприятия регионального политического
лидерства 70
2.2.2 Дискурс-типология красноярского политического лидера 73
Заключение 85
Список использованных источников 87
Приложение А Схема дискурс-типов (по К. В. Киуру)


Политическое лидерство - явление, изучаемое психологами, социологами, культурологами, историками и политологами. Вопрос лидерства, как такового, и политического лидерства, в частности, в Российской Федерации нельзя назвать хорошо освещенным. Изучение аспектов политического лидерства в России может представляться сложным из-за относительно краткой истории страны. За более чем 25 лет истории молодой державы, в стране сменилось три президента. Однако в данной работе нет цели поставить знак равенства между президентом страны и реальным политическим лидером. В истории существуют прецеденты, когда национально-политическим лидером страны был не действующий президент, а политик, которому удавалось совместить в себе качества, импонирующие гражданам. Та же ситуация сложилась и в регионах, где должности действующих губернаторов в сознании граждан не всегда ассоциируются с образом реального политического лидера. Более того, с активным развитием медиа технологий, политическое лидерство перестало быть частью исключительно политической сферы жизни общества, все больше уходя в сферу медиа и общественных отношений. Таким образом, политическое лидерство является одним из активных аспектов медиареальности или искусственно сконструированного медиа мира. Под словом «активный» подразумевается та часть отношений, которая подвержена детальной проработке специалистами. Благодаря отбору фактов или псевдофактов о личности, создается медиамиф, который помогает или, наоборот, препятствует достижению успеха на пути к политическому лидерству. Набор специально сконструированных медиамифов являет собой медиареальность или медиафилософию, которая оказывает значительное влияние на разное восприятие людьми одного и того же явления. В рамках темы политического лидерства в России, аспект изучения медиареальности является, безусловно, важным, так как только через призму медиамифа вокруг той или иной персоны можно оценить реальную лидерскую позицию человека.
Знание приемов конструирования медиареальности поможет различить лидерство реальное от фактических должностей, занимаемых политиками. Существованием лидерства «реального» и «номинального» внутри медиареальности обусловлена актуальность данной работы. Исследование проводилось в рамках политологического, социологического и социально- психологического подходов.
Конкретную проблему в условиях российских реалий нельзя назвать хорошо освещенной. Вопросом политического лидерства сквозь призму медиареальности частично занималась Ольга Мякотина в статье «Технологии формирования и продвижения имиджа политического лидера в условиях общества массмедиа» [Мякотина, 2007].
Объект исследования - формирование образа политического лидера в российской медиареальности. Предмет работы - выявление и описание дискурсивной модели эффективного политического лидерства в современной России.
Целью исследования является выявление в современной российской медиареальности и описание на основе дискурсивных категорий модели эффективного политического лидерства.
Для достижения цели, предполагается решение следующих исследовательских задач:
1 охарактеризовать суть явления медиареальность;
2 исследовать, как реализуется политическое лидерство в рамках медиареальности;
3 представить дискурс-типологию политических лидеров;
4 исследовать, какие персоналии в упоминаниях российских СМИ близки концепту «политический лидер»;
5 соотнести теорию дискурс-типов с выявленными в ходе исследования персоналиями;
6 описать модель эффективного политического лидерства.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе подробно анализируются наблюдаемые в современной медиареальности различные аспекты коммуникативного поведения современных общественно¬политических лидеров, до сих пор находящихся у руля управления Россией или в регионах. Это политические акторы, которых мы ежедневно видим на экранах телевизоров, однако, находясь в медиареальности, не всегда осознаем их действительную лидерскую ценность.
Гипотеза исследования: в современной Российской медиареальности модель эффективного политического лидерства совмещает в себе дискурсивные категории коллективиста, рационалиста, прагматика и менеджера. Остальные категории являются опциональными и в них политику разумнее всего придерживаться баланса.
Для обоснования выдвинутой гипотезы использовались такие общенаучные методы исследования как анализ, индукция и сравнение. В ходе изучения речей и публичных выступлений политиков использовался нарративный метод, а также интертекстуальный метод помог исследовать взаимосвязи и отсылки к важным событиям в выступлениях акторов. С помощью элементов дискурс-анализа удалось выявить дискурс-типы выбранных политических лидеров России и Красноярска.
Эмпирической базой исследования стали публикации Новой Газеты, Российской Газеты, Медузы, Ленты.ру; красноярских СМИ - Newslab, Наш Красноярский край. Для проведения исследования была избрана целенаправленная выборка.
Теоретико-методологической базой исследования стали группы материалов по проблеме медиареальности и вопросам политического лидерства, конструирования имиджа. Основными источниками по проблеме моделирования политической медиареальности стало исследование Русаковой О. Ф. «Политический медиадискурс и медиатизация политики как концепты политической коммуникативистики» [Русакова, 2014], а также монография Челышевой И. В. «Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация,человек» [Челышева, 2014]. Также одним из базисных источников стало исследование Н. Б. Кирилловой «Медиакультура: от модерна к постмодерну» [Кириллова, 2005]. Савчук В.В. в работе «Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия» [Савчук, 2011] также дает конкретное понимание медиареальности и способов ее оптимального принятия без ущерба пониманию реальной картины мира. Из данных работ была почерпнута теоретическая база в вопросах, касающихся медиареальности, инструментов ее создания, недостатков и преимуществ нахождения в ней (медиареальности). Источником по вопросу политического лидерства, стал большой комплекс материалов, базисными исследованиями стали работы А. М. Цуладзе «Политическая мифология» [Цуладзе, 2003] и Киуру К. В. «Дискурс-типология политических лидеров» [Киуру, 2005]. Поведенческие и коммуникативные аспекты изучались именно с помощью типологии, выведенной Константином Валерьевичем. Также не столь современное, однако, не утратившее актуальности исследование Жмырикова А. Н. «Психология политического лидерства в современной России» [Жмыриков, 1996] стало вспомогательным для понимания особенностей политиков-лидеров конца 2000х гг., немногие из которых находятся в кругу политической элиты и сегодня. Еще один блок научных исследований изучает политическое лидерство с точки зрения имиджа, инструментов его построения, и способов встраивания нужной имиджевой картинки в существующую медиареальность. Одним из фундаментальных исследований по этой проблеме стали статьи А. В. Загайнова «Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению» [Загайнов, 2007] и Новиковой Е. Н. «Формирование имиджа национально-политического лидера России» [Новикова, 2009]. Этими же вопросами в свое время занимались Ю.А. Селиверстова в статье «Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация» [Селиверстова, 2011], и Е.Н. Давыборец «Манипуляция сознанием в имидже политического лидера» [Давыборец, 2007].
Теоретико-практическая значимость работы заключается в дальнейшей возможности использования выводов исследования при конструировании образа современного общественно-политического лидера России. Данная работа даст подробное описание характеристик лидера реального, соотнесет речевое поведение лидеров с дискурс-классификацией, выявив наиболее эффективную стратегию синтезирования необходимых, с точки зрения политического лидерства, дискурс-типов.
Структура работы представлена двумя главами. В начале первой главы рассматривается медиакультура, ее структура и составляющие. Анализируется роль медиареальности в современных процессах социума, а также политический миф как основной инструмент конструирования медиареальности. Далее исследуются проблемы формирования имиджа политического лидера, представляются основные теории лидерства. Особое внимание уделено разбору дискурс-типологии Константина Киуру, положенной в основу практического исследования. Во второй части исследования анализируется речевое поведение и проблемы формирования имиджа федеральных политиков, на примере Дмитрия Медведева дифференцируется лидерство реальное от номинального. Подробному дискурс-анализу подвергается деятельность Владимира Путина и Владимира Жириновского, а также Александра Усса за период его пребывания в должности временно исполняющего обязанности губернатора Красноярского края. В заключении представлены основные выводы всей работы.
Предварительные результаты работы были апробированы на конференции «Язык, дискурс,(интер)культура в коммуникативном пространстве человека» 25-26 апреля, г. Красноярск.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав медиапроявления выбранных федеральных и региональных политиков, можно заключить, что политическое лидерство представляет собой очень субъективный концепт. На федеральном уровне власти политическим лидером называют действующего президента, его дискурсивные характеристики были подробно проанализированы. На контрасте с Владимиром Путиным, была исследована менее эффективная стратегия федерального политического лидерства Владимира Жириновского. Приведенные политики сильно контрастируют между собой.
Женское политическое лидерство в российской медиареальности фактически не реализует себя, имидж российских женщин политиков слаб. То же распространяется и на деятелей оппозиции, которые в контексте лидерства не упоминаются вообще.
Ярким примером сильного расшатывания имиджевой конструкции выступает имидж Дмитрия Медведева.
Особенностью восприятия региональных политиков является тот факт, что региональные политики, за редким исключением, известны в своем регионе. Для обеспечения личной узнаваемости на федеральном уровне, региональные политики могут прибегнуть к эпатажным мерам, таким, как, например, выдвинуть резонансные заявлений, либо стать участником криминального расследования, либо перейти в высшие эшелоны власти.
При анализе регионального лидерства, был исследован дискурс Александра Викторовича Усса, занимающего пост временного исполняющего обязанности губернатора Красноярского края. С точки зрения его дискурсивных категорий, он занимает те же позиции, что и действующий президент России. Такое явление можно трактовать двояко: с одной стороны, это демонстрирует сложившуюся традицию подражания президенту в регионах. С другой стороны, Александр Усс является примером сильного регионального политика, о чем свидетельствует его позиция в рейтингах влияния губернаторов. Можно сделать вывод, что реализованные Уссом и Путиным дискурсивные категории представляют собой стратегию эффективного политического лидерства. Таким образом, была выявлена дискурсивная модель эффективного лидерства, в которой должны быть совмещены дискурсивные категории коллективиста, рационалиста, прагматика и менеджера. Остальные категории являются опциональными и в них разумнее всего придерживаться баланса.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель - выявление и описание на основе дискурсивных категорий модели эффективного политического лидерства, достигнута. Поставленные задачи выполнены в ходе исследования.



1 Верховская, С. Б. Медиакультура как фактор трансформации сознания / С. Б. Верховская // Вестник угроведения. - 0011. - № 0. - С. 31-49.
0 Гершевич, О. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России / О. Гершевич // Власть. - 0007. - № 3. - С. 25-09
3 Гура, В. В. Медиакультура как когнитивный фильтр для медиавирусов /B.В. Гура // Медиаобразование. - 0006. - № 2. - С. 84-90.
4 Давыборец, Е. Н. Манипуляция сознанием в имидже политического лидера / Е. Н. Давыборец // Омский научный вестник. - 0007. - № 5. - С. 105¬108.
5 Добросклонская, Т. Г. Массмедийный дискурс как объект научного описания / Т. Г. Добросклонская // Научные ведомости БелГУ. - 0014. - № 13. - С. 181-187.
6 Доклад «Минченко консалтинг»: «Политбюро 2.0. и губернаторский
корпус» [Электронный ресурс] : Аналитическая модель оценки устойчивости губернаторов от 29.09.2017. - Режим доступа:
http://www.minchenko.ru/analitika/analitika_75.html
7 Дьякова, Е. Г., Трахтенберг, А. Д. Проблемы конструирования реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза agenda-setting / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 1999. - № 1. - С. 140-160.
8 Жижек, С. Киберпространство или невыносимая замкнутость бытия /C.Жижек // Искусство кино. - 1998. - №1. - С. 14-21 ; №2. - С. 4-16.
9 Жмыриков, А. Н. Психология политического лидерства в современной
10 Загайнов, А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению / А. В. Загайнов // Ученые записки Казанского государственного университета. - 2007. - № 3. - С. 227-240.
11 Казаков, А. А. Способы языкового манипулирования в политическом медиадискурсе: попытка систематизации / А. А. Казаков // Политическая лингвистика. - 2013. - №3. - С. 33-41.
12 Кириллова, Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну : монография / Н. Б. Кириллова. - Москва : Академический проект, 2006. - 448 с.
13 Киуру, К. В. Дискурс-типология политических лидеров / К. В. Киуру // Вестник ЮУрГУ. - 2005. - №7. - С. 129-135.
14 Ланко, Д. А., Смирнова, И. С., Стецко, Е. В. Гендерные аспекты имиджа ведущих мировых лидеров: Барак Обама, Ангела Меркель, Владимир Путин / Д. А. Ланко, И. С. Смирнова, Е. В. Стецко // Вестник СПбГУ. - 2013. - № 4. - С. 118-123.
15 Молчанов, К. А. Социальные технологии формирования оптимального имиджа политического лидера / К. А. Молчанов // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2013. - № 3. - С. 52-53.
16 Мошкина, Л. Д. Медиакультура как система информационного общества: специфика и сущность / Л. Д. Мошкина // Вестник ЧГАКИ. - 2014. - № 3. - С. 95-99.
17 Мошкина, Л. Д. Психология политического лидерства / Л. Д. Мошкина // Вестник ЮУрГУ. - 2013. - № 1. - С. 131-133.
18 Мякотина, О. Технологии формирования и продвижения имиджа политического лидера в условиях общества массмедиа / О. Мякотина // Власть. - 2007. - № 7. - С. 16-19
19 Новикова, Е. Н. Формирование имиджа национально-политического лидера России / Е. Н. Новикова // Известия РГПУ им. Герцена. - 2009. - № 114. - С. 363-369.
20 Опрос «Дмитрий Медведев» [Электронный ресурс] : Опрос Левада- Центр от 26.04.2017. - Режим доступа:http ://www. levada. ru/2017/04/26/dmitrij -medvedev/
21 Павлова, T. H. Роль спичрайтера в формировании языковой личности политического лидера: научная статья / Т. Н. Павлова // Политическая лингвистика. - 2014. - № 1. - С. 181-185.
22 Паршина, О. Н. Стратегия удержания власти в речевом поведении российских политических лидеров / О. Н. Паршина // Вестник АТТУ. - 2005. - № 5. - С. 138-146.
23 Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и
региональная политика в апреле 2018 года [Электронный ресурс] : Рейтинг Агентства политических и экономических коммуникаций от 04.05.2018. - Режим доступа:
http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=101&ELEMENT_ID=4621
24 Прошак, Л. В. Медареальность и истина: драма взаимодействия / Л. В. Прошак // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 1. - С. 176-183.
25 Савчук, В. В Российский домен медиафилософии / В. В. Савчук // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 3. - С. 181-188.
26 Савчук, В. В. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия / В. В. Савчук // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. - 2010. - № 6. - С. 226-241.
27 Селиверстова, Ю. А. Имидж политического лидера: создание, внедрение, актуализация / Ю. А. Селиверстова // Власть. - 2011. - № 1. - С. 71¬73.
28 Смулькина, Н. В. Факторы, влияющие на восприятие кандидатов в Президенты в российской избирательной кампании / Н. В. Смулькина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2013. - №3. - С. 30-36.
29 Степанов В. А. В плену у символьной реальности / В. А. Степанов // Сборник работ 67 научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета. - 2010. - № 3. - С. 30-51.
30 Тайкова, Л. В. Проблема лидерства и руководства: теоретический аспект / Л. В. Тайкова // Вестник НовГУ. - 0013. - № 74. - С. 67-69.
31 Фатыхова, Д. Р. Имидж женщины-политического лидера: общее и особенное / Д. Р. Фатыхова // Вестник ТГГПУ. - 0011. - № 25. - С. 131-137.
30 Цуладзе, А. М. Политическая мифология : научная монография / А.М. Цуладзе. - Москва : Эксмо, 2003. - 384 С.
33 Челышева, И. В. Культурологический подход к проблеме медиареальности и медиакультуры / И. В. Челышева // Международный журнал «Медиа. Информация. Коммуникация». - 0010. - № 1. - С. 24-31.
34 Челышева, И. В. Феномен медиареальности: проблемы междисциплинарного дискурса / И. В. Челышева // Философия в Беларуси и перспективы мировой интеллектуальной культуры. - 0011. - № 2. - С. 176-184.
35 Челышева, И. В. Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек : учебное пособие / И. В. Челышева. - Москва: МОО «Информация для всех», 2016. - 178 с.
36 Шпуга, Е. С. Неформальные средства коммуникации политических лидеров современной России / Е. С. Шпуга // Теория и практика общественного развития. - 0013. - № 12. - С. 32-36.
37 Щеглов, Д. С. Конструирование медиареальности / Д. С. Щеглов // Омский научный вестник. - 0013. - № 4. - С. 105-108


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ