Введение
1 Теоретические основы формирования математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования 8
1.1 Понятие «математические представления» в психолого-педагогическом контексте 8
1.2 Особенности формирования математических представлений в
старшем дошкольном возрасте посредством Лего-конструирования 12
1.3 Педагогические условия формирования математических
представлений посредством Лего-конструирования 16
2 Опытно - экспериментальная работа по формированию
математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования 25
2.1 Диагностика сформированное™ математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2 Реализация педагогических условий формирования математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования 35
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию
математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением новых потребностей и интересов. В известном смысле эти изменения являются основополагающими, поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к деятельности, чему они стремятся, как они эмоционально относятся к стоящим перед ними задачам.
Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения, в том числе и уровень дошкольного образования. Более того, именно с дошкольного образования и начинается образование человека. В связи с этим разработка концепции, определение принципов обучения и воспитания детей дошкольного возраста, анализ функционирующих и составление нового реестра программ, а, следовательно, содержания работы детских учреждений, ведущих образовательных технологий, рекомендуемых к реализации, формулирование образовательных результатов на уровне дошкольного возраста - все это выступает в качестве важнейших ориентиров совершенствования отечественного дошкольного образования.
С разработкой и внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из основных образовательных областей выступает область «познавательное развитие». Это подчеркивает особое место математического развития детей в дошкольном возрасте.
Анализ документа позволяет выделить следующие задачи, которые предстоит решать воспитателю дошкольного образовательного учреждения:
- формировать математические представления детей как основу их математического развития;
- обеспечить понимание детьми количественных, пространственных и временных отношений и преобразований окружающей действительности;
- формировать первичные представления об основных свойствах и отношений объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, числе, части и целом, моделировании;
- способствовать овладению дошкольниками математической терминологией, развитию способности к диалогу с взрослыми и сверстниками как основе коллективной мыслительной деятельности, умению аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
- осуществлять общее интеллектуальное развитие ребенка, формировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, аналогия;
- развивать познавательные интересы и способности.
Гипотеза исследования построена на предположении о том, что обеспечение таких педагогических условий, как: организация предметно пространственной развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения; разработка системы упражнений с Лего- конструктором, направленной на формирование математических представлений дошкольников, будет способствовать эффективному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель нашего исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования математических представлений детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования.
Объект исследования: формирование математических представлений старших дошкольников посредством Лего-конструирования.
Предмет исследования: педагогические условия формирования математических представлений детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать понятие «математические представления» детей дошкольного возраста;
- выявить особенности организации Лего-конструирования в старшем дошкольном возрасте;
- теоретически обосновать педагогические условия формирования математических представлений детей дошкольного возраста посредством лего-конструирования;
- провести опытно - экспериментальную работу по формированию математических представлений детей дошкольного возраста посредством Лего-конструирования.
Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; составление библиографии, реферирование; методы опроса, наблюдения, анкетирования; педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения разработанных педагогических условий формирования математических представлений детей дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка использованных 42 источника. Объем выпускной квалификационной работы составляет 50 страниц.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам.
Мы проанализировали понятие «математические представления» и в контексте нашего исследования будем считать, что это представления об окружающем с точки зрения математики, включающие в себя представления о таких свойствах и признаках как форма, величина пространственные и временные отношения и другие характеристики. В процессе освоения математических представлений формируются такие качества как: любознательность, самостоятельность.
Мы выявили следующие особенности формирования математических представлений старших дошкольников как: то, что математические представления можно осуществлять в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, конструктивной.
Формирование математических представлений определяется особенностями развития внимания, памяти, мышления, восприятия детей старшего дошкольного возраста. Математические представления во многом характеризуют процесс формирования мышления, становление которого в старшем дошкольном возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.
Мы считаем, что для формирования математических представлений дошкольников необходимо обеспечить следующие педагогические условия:
- организация математической предметно пространственной развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения;
- разработка системы упражнений с Лего-конструктором, направленной на формирование математических представлений дошкольников.
Мы пришли к выводу, что у дошкольников присутствуют элементы воображения, мышления, в основном ребята выполняют указания педагога, их деятельность носит репродуктивный, в большинстве, характер. Совокупность проведенных нами диагностических процедур позволяет нам сделать вывод о том, что в дошкольном образовательном учреждении необходима целенаправленная работа по формированию математических представлений.
Следующим этапом нашей опытно-экспериментальной работы явилась реализация педагогических условий формирования математических представлений, таких как:
- организация математической предметно пространственной развивающей среды в группе дошкольного образовательного учреждения;
- разработка системы упражнений с Лего-конструктором, направленной на формирование математических представлений дошкольников.
Подчеркнем, что в основе реализации выдвинутых нами педагогических условий лежала их взаимозависимость и интеграция.
Далее нами была проведена повторная диагностика с использованием того же диагностического инструментария. Мы можем наблюдать существенные расхождения в показателях первичной и повторной диагностики, в частности на этапе контрольной диагностики дошкольников с низким уровнем сформированности математических представлений не оказалось, с низкого уровня на средний перешли 2 человека, на среднем осталось 6 дошкольников и со среднего на высокий уровень сформированности математических представлений перешли 10 ребят.
Полученные данные позволяют нам сделать вывод об эффективности проделанной нами работы.
1. Антоненко, Т.Е. Приемы занимательности / Т.Е. Антоненко // Начальная школа. - 2016. - №5. - С. 25-27.
2. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - Москва.: Просвещение, 2009.
3. Белошистая, А.В. Современные программы математического образования дошкольников. - Москва.: «Феникс», 2005. - 256 с.
4. Белошистая, А.В. Понятие о величине в дошкольных программах / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. - 2014. - №9. - С.74
5. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание.- 2014. - №2. - С. 69-74.
6. Блехер, Ф.Н. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф.Н. Блехер // Дошкольное воспитание. - 2017. - №11. - С. 15-23.
7. Вахрушева, Л. Н. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: дис. канд. пед. наук. - Москва., 2007. - 178с.
8. Венгер, Л.А. Психология: учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - Москва.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 336 с.
9. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг: учебное пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - Москва: Оникс, 2013. - 342 с.
10. Галкина, Л.Н. Математическое развитие детей дошкольного возраста в процессе деятельности конструирования / Л.Н. Галкина // Фундаментальная и прикладная наука. - 2017. - № 2. - С. 9-14.
11. Галкина, Л.Н. Современное математическое образование детей дошкольного возраста / Л.Н. Галкина // Вестник. - 2016. - № 4. - С. 60 -64.
12. Гурвиц, В.Н. Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по художественному конструированию / В.Н. Гурвиц // Преподаватель XXI век. - 2014. - Т. 1. №4. - С. 112-114.
13. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - Москва.: Гардарики, 2015. - 118 с.
14. Данилова, В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. - Москва, 2015. - 175 с.
15. Демина, Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования. - Москва.: ТЦ Сфера, 2009. - 122 с.
16. Денисенкова, Н.В., Ваш ребёнок познаёт мир / Н.В. Денисенкова //Дошкольное воспитание. - 2013. - №1. - С. 76-80.
17. Елжова, Н.В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 250 с.
18. Житомирский, В.Г. Математическая азбука / В.Г. Житомирский, Л.Н. Шеврин. - 2016. - 200 с.
19. Забрамная, С. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования / С. Забрамная, О. Боровик. - Москва.: Владос, 2008. - 115 с.
20. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника / под ред. Л.А. Парамоновой, А.Н. Давидчук и др. - Москва: Карапуз, 2007. - 165 с.
21. Коломийченко, Л.В. Концепция и программа социального развития дошкольников / Л.В. Коломийченко // Детский сад от А до Я. - 2014. - №4. - С. 35-37.
22. Комарова, Л.Г.Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). -М.: «ЛИНКА - ПРЕСС», 2015.- 88 с.
23. Корнеева, Г.А. Методические указания курса «Формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста» / Г.А. Корнеева, Т.А. Мусейнбаева. - 2015. - 125 с.
24. Крутецкий, В. А. Возрастные психологические особенности детей.- Москва., 1990.- 218 с.
25. Кузьмина, Т.Н. Наш ЛЕГО ЛЕНД / Т.Н. Кузьмина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 1. - С. 52-54.
26. Куцакова, Л.В Конструирование и ручной труд в детском саду.- Москва.: Издательство: Мозаика-Синтез 2010.- 117 с.
27. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. - Москва., 2013. - 96 с.
28. Михеева О.В. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. - 2016. - №6. - С. 54-56.
29. Михеева, О.В. Наборы LEGO в образовании, или LEGO + педагогика = LEGO DACTA / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. - 2016. - №3. - С.137-140.
30. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. - 75 с.
31. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - Москва.: Просвещение, 2013. - 98 с.
32. Медведева К. А., Нарышкина А. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва.: Буки-Веди, 2015. — С. 93-95.
33. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учебное пособие / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - Москва.: 2013. - 272 с.
34. Микляева, Н.В. Теория и технология математических представлений у детей: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - Москва.: Издательский центр «Академия»,
2015. - 352 с.
35. Панфилова, О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности /О.И. Панфилова // Молодой ученый. - 2016. - №15. - С. 488-491.
36. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования / Л.А. Парамонова // Дошкольное образование. - 2018. - №17. - С.23-27.
37. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Л.А. Парамонова. - Москва.: Издательский центр «Академия», 2012. - 192 с.
38. Петрова, И.П. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет /И.П. Петрова // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 10. - С. 112-115.
39. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. Ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
40. Селезнёва, Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей Центров развивающих игр (Леготека) - Москва., 2017.-44с.
41. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва.: Омега - Л., 2014. - 124 с.
42. Фешина, Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. - Москва.:Сфера. - 2016. - 185 с.