Введение
1 Теоретические аспекты процесса обучения математике в начальных
классах в условиях применения логических задач 8
1.1 Психологические аспекты процесса обучения математике в
начальных классах в условиях применения логических задач 8
1.2 Роль логических задач в развитии логического мышления
младших школьников на уроках математики 15
1.3 Формы работы с логическими задачами 19
2 Опытная работа по включению логических задач в процесс обучения
математике 26
2.1 Методическое сопровождение процесса обучения математике в
условиях применения логических задач 26
2.2 Пути решения вопросов организации процесса обучения
математике в начальных классах в условиях применения логических задач 42
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение
В нашем современном мире происходят большие перемены по сравнению с прошлым поколением, это век многих открытий, продвижения вперед, новых технологий, развития науки. Интенсивное и бурное развитие современного мира требует не менее интенсивного развития людей, точнее их интеллекта, разума, психологических качеств.
В этот трудный период современные люди должны уделять большое внимание воспитанию подрастающего поколения, которое сменит наше поколение. Поэтому следует уделять большое внимание проблемам современной школы, особенно младшей. В младшей школе закладываются все основные элементы для интеллектуального развития учащихся - это развитие всех познавательных процессов, формирование умения и желания учиться. Развитие логического мышления является одним из важнейших компонентов интеллектуального развития. Уже в начальных классах ученики должны усвоить элементы логических действий (сравнение, классификация, обобщение и др.). Поэтому важнейшей задачей учителя начальных классов является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы младшим школьникам строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Известно, что развитие логического мышления, в первую очередь, происходит на уроках математики, при решении логических задач, с которыми ученики знакомятся уже в первом классе.
Интерес к математике у школьников начинает формироваться в 12 - 13 лет. Для того, чтобы ученики в старших классах хорошо знали математику, нужно, чтобы они заинтересовались самим процессом логического мышления, чтобы им было интересно поразмышлять над задачей, чтобы появился интерес к поиску решения проблемы. Для развития логического
Учителя младших классов зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В таких условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как гибкость, глубина, критичность. Это и доказывает актуальность нашей проблемы. Таким образом, все вышесказанное подтверждает то, что именно логические задачи способствуют обучению детей основным приемам логического мышления.
Для того, чтобы у детей формировались приемы мышления учитель должен стремительно и правильно работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, дети обогащались знаниями, а с другой, чтобы у них формировались приемы мышления, происходил рост познавательных способностей школьников.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью логических задач в развитии логического мышления детей на уроках математики в начальной школе;
2) организацией процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Логические задачи на уроках математики».
Объект исследования: развитие логического мышления в условиях применения логических задач на уроках математики в начальных классах.
ПреДмет исследования: логические задачи на уроках математики в начальных классах.
Цель исследования: выявить значение и особенности развития логического мышления в условиях применения логических задач на уроках математики в начальных классах.
ЗаДачи исследования:
- проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
- раскрыть сущность логических задач и их роль в развитии логического мышления младших школьников;
- отыскать пути решения вопросов организации процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
Рабочая гипотеза исследования: если целенаправленно использовать на уроках математики логические задачи, то это будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
Методологическая основа исследования: применение логических задач как одно из эффективных и ведущих подходов в обучении математике в начальных классах.
Нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;
2. Эмпирические: наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация;
3. Организационные: опытная работа по включению логических задач в процесс обучения математике.
Исследовательская база исследования: МБОУ Ярцевская СОШ №12, 3 класс.
Значимость исследования: разработка конспектов уроков с различными способами решения уравнений, неравенств в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Главной задачей образования в математике является овладение младшими школьниками общими приемами мышления, воображения в пространстве, обучить детей пониманию смысла поставленной задачи, развитие способности логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Любому из учеников необходимо овладеть навыками анализа, способностью отличать гипотезу от факта, четко и ясно выражать свои мысли, и напротив - развивать воображение и интуицию (представление в пространстве, способность предвидеть развязку и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет большие возможности для приобретения таких качеств как воля, трудолюбие, настойчивость в преодолении каких-либо трудностей, упорство в достижении цели.
На сегодняшний день математика представляется нам как полезная наука с множеством связей, которая влияет на развитие многих других наук и практики, является фундаментом научно-технического прогресса и важной частью развития личности.
Одной из главных задач изучения курса математики является формирование и развитие мышления ребенка, его абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "не реальными" объектами. Изучение курса математики в более чистом виде способствует формированию у учащихся логического (дедуктивного) мышления, алгоритмического мышления, многих качеств мышления - таких, как сила и гибкость, конструктивность, критичность и т.п.
По этой причине в качестве одного из основных принципов новой концепции, т.е. в "общей математике" в первую очередь выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения курса математики. Согласно данному принципу центром методической системы обучения математике является не знакомство с основами математической науки как таковой, а познание окружающего мира ребенка с помощью специальных средств математики и, впоследствии, к последовательной адаптации ребенка к этому миру, к социализации его личности.
Главной задачей математического образования является развитие умения математически или логически и осознанно изучать явления реального мира. Достижению этой цели должно способствовать решение на уроках математики различных нестандартных - логических задач. По этой причине применение учителем младших классов таких задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимой частью процесса обучения математике.
Смысл выбранного нами подхода в ходе обучения математике с применением логических задач состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более эффективным и интенсивным.
Для этого в ходе нашего исследования была определена полезность использования логических задач на уроках математики в начальных классах; раскрыта методика работы над логическими задачами; раскрыты формы работы с логическими задачами; рассмотрены примеры логических задач; найдены пути решения вопросов организации процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
В результате исследования можно отметить, что нам удалось достигнуть поставленной цели и рассмотреть особенности организации обучения математике в начальной школе, ориентированному на решение логических задач.
Если говорить о содержании уроков математики с применением логических задач, то ключевым элементом здесь является ситуация активизирующего затруднения. В нашем исследовании были рассмотрены требования к созданию таких ситуаций: элемент новизны, соответствие интеллектуальному уровню школьника, соответствие логических задач изучаемой теме. Еще одно немаловажное требование заключается в том, что
Работа по изучению специфики применения логических задач в процессе обучения математике в 3 классе проводилась в МБОУ Ярцевской СОШ № 12. Цель нашего исследования заключалась в изучении возможности применения логических задач как одного из эффективных и ведущих подходов в обучении математике в 3 классе - на примере развивающих, дидактических игр, задачного обучения и т.д.
Возросшая процентная доля третьеклассников с хорошими показателями баллов - по результатам диагностики развития третьеклассников в ходе применения логических задач в процессе обучения математике, показывает, что школьник постепенно начинает решать мыслительные логические задачи: дети находят ответы, догадываются, сравнивают, проявляют логику, делают правильные выводы, используя имеющиеся знания и опыт - при этом проявляют сообразительность, логику, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
1. Баракина Т.В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №4. - С. 33 - 37.
2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. - 2003. - №1. - С.44 - 45.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 2009. - 192 с
4. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М.: МАКС Пресс, 2010. - 80 с.
5. Ващенко В. Непрерывное образование: чтобы концепция заработала// ВВШ, 2010, № 5, с.7
6. Введение ФГОС основного общего образования как фактор модернизации системы образования СК // Под науч. ред. А.А. Волкова.- Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012.-170с
7. Гороховская Г.Г. Диагностика уровня сформированности компонентов логического мышления у младших школьников // Начальная школа. - 2008. - №6. - С. 40 - 43.
8. Григорьева Г.И. Логика. Занимательные материалы для развития логического мышления. 2 класс. - Учитель - АСТ, 2004. - 112с.
9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с
10. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов педвузов. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 688 с.
11. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности // Начальная школа. - 2001. - №6. - С.52 - 54.
12. Житомирский В., Шеврин Л. Математическая азбука. 3-е издание. М.: Педагогика, 1988. - 199с.
13. Зайкин М.И., Колосова В.А... Провоцирующие задачи как средство развития критичности мышления школьников // Начальная школа. - 2002. - №9. - С. 73 - 77.
14. Зак А.З. 600 игровых задач для развития логического мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1998. - 192с.
15. Зеленина Е.Б. Развитие познавательной активности школьников: педагогическая тактика и стратегия реализации ФГОС в основной школе // Учитель приморья.- 2012.- № 5.- С. 5-8
16. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №6. - С.59 - 60.
17. Касицина Н., Михайлова Н., Юсфин С. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика.- СПб.: Речь, 2010.- 160 с
18. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1 - 4 классы. Москва: ВАКО, 2008. - 237с.
19. Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность.- СПб.: Питер, 2011.- 180 с.
20. Конева С.А. Как развивать познавательные способности детей на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №10. - С.36 - 40.
21. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года (распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р)
22. Корнетов Г.Б. Педагогика. Теория и история. - М.: УРАО, 2011.- 296 с.
23. Корчагина И. Р. Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования [Текст] / И. Р. Корчагина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 435-437.
24. Кулисевич Г. Проблемы непрерывного образования// ВВШ, 2012, № 1, с. 89
25. Левитес Д.Г. Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения.- М.: МПСИ, 2009.- 320 с
26. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы.- Спб.: Питер, 2011.- 224 с.
27. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности.- М.: Смысл, 2013.- 440 с.
28. Липина И. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. - 1999. - № 8. - С. 37 - 39.
29. Логика. 1 класс. Занимательные материалы для развития логического мышления / Сост. О.Ю. Нежинская. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2004. - 96 с.
30. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 - 4 классы. - М.: ВАКО, 2009. - 208с.
31. Маркина И.В. Современный урок. Технологии, приемы, разработки учебных занятий.- Ярославль: Академия Развития, 2009.- 288 с.
32. Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. Непрерывное образование: подходы к сущности.
33. Методика обучения математике учащихся начальной школы. Курс лекций для студентов, обучающихся по специальности Преподавание в начальных классах. Часть 2. - Издание 4-е, перераб. / Сост. Т.А. Бартенева. - Бутурлиновка, 2009. - 149 с.
34. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена приказом Президента РФ от 04.02.2010 № 271).
35. Новая философская энциклопедия / [В. Степин, Г. Семигин и др.].- М.: Мысль, 2010.- 2816
36. Останина Е.Е. Обучение младших школьников решению нестандартных задач // Начальная школа. - 2004. - №7. - С. 36 - 37.
37. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - СПб: Питер, 1999.
38. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 2010. с. 290
39. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. Савинов.- М.: Просвещение, 2014.¬352с.
40. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 класс / сост. Н. Евстигнеева.- М.: Просвещение, 2011.- 64 с.
41. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=19811 (дата обращения: 30.09.2015)
42. Садовничий В.А. О математике и ее преподавании в школе: докл. на Всероссийском съезде учителей математики, Москва, 28 октября 2010 года. М., 2010. С. 10.
43. Саймон Б. Общество и образование. М., 2010, с. 94
44. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования.- М.: Астрель, 2010.- 192 с.
45. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО Академия развития, 1996. - 240с.
46. Тонких А.П., Кравцова Т.П., Лысенко Е.А., Стогова Д.А., Голощапова С.В. Логические игры и задачи на уроках математики. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
47. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем.- М.: Книга по Требованию, 2012.- 272 с.
48. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014) // Российская газета.- 2012.- № 303.
49. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
50. Фридман Л. «Учитесь учиться математике». М., 2013.
51. Ширикова Т.С. Проблема сближения содержания школьного курса математики с передовыми рубежами науки // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки.- 2012.- №3.- С.141-145.
52. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2011. - 160с.