ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
|
Введение
1 Теоретические аспекты процесса обучения математике в начальных
классах в условиях применения логических задач 8
1.1 Психологические аспекты процесса обучения математике в
начальных классах в условиях применения логических задач 8
1.2 Роль логических задач в развитии логического мышления
младших школьников на уроках математики 15
1.3 Формы работы с логическими задачами 19
2 Опытная работа по включению логических задач в процесс обучения
математике 26
2.1 Методическое сопровождение процесса обучения математике в
условиях применения логических задач 26
2.2 Пути решения вопросов организации процесса обучения
математике в начальных классах в условиях применения логических задач 42
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение
1 Теоретические аспекты процесса обучения математике в начальных
классах в условиях применения логических задач 8
1.1 Психологические аспекты процесса обучения математике в
начальных классах в условиях применения логических задач 8
1.2 Роль логических задач в развитии логического мышления
младших школьников на уроках математики 15
1.3 Формы работы с логическими задачами 19
2 Опытная работа по включению логических задач в процесс обучения
математике 26
2.1 Методическое сопровождение процесса обучения математике в
условиях применения логических задач 26
2.2 Пути решения вопросов организации процесса обучения
математике в начальных классах в условиях применения логических задач 42
Заключение 49
Список использованных источников 52
Приложение
В нашем современном мире происходят большие перемены по сравнению с прошлым поколением, это век многих открытий, продвижения вперед, новых технологий, развития науки. Интенсивное и бурное развитие современного мира требует не менее интенсивного развития людей, точнее их интеллекта, разума, психологических качеств.
В этот трудный период современные люди должны уделять большое внимание воспитанию подрастающего поколения, которое сменит наше поколение. Поэтому следует уделять большое внимание проблемам современной школы, особенно младшей. В младшей школе закладываются все основные элементы для интеллектуального развития учащихся - это развитие всех познавательных процессов, формирование умения и желания учиться. Развитие логического мышления является одним из важнейших компонентов интеллектуального развития. Уже в начальных классах ученики должны усвоить элементы логических действий (сравнение, классификация, обобщение и др.). Поэтому важнейшей задачей учителя начальных классов является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы младшим школьникам строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Известно, что развитие логического мышления, в первую очередь, происходит на уроках математики, при решении логических задач, с которыми ученики знакомятся уже в первом классе.
Интерес к математике у школьников начинает формироваться в 12 - 13 лет. Для того, чтобы ученики в старших классах хорошо знали математику, нужно, чтобы они заинтересовались самим процессом логического мышления, чтобы им было интересно поразмышлять над задачей, чтобы появился интерес к поиску решения проблемы. Для развития логического
Учителя младших классов зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В таких условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как гибкость, глубина, критичность. Это и доказывает актуальность нашей проблемы. Таким образом, все вышесказанное подтверждает то, что именно логические задачи способствуют обучению детей основным приемам логического мышления.
Для того, чтобы у детей формировались приемы мышления учитель должен стремительно и правильно работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, дети обогащались знаниями, а с другой, чтобы у них формировались приемы мышления, происходил рост познавательных способностей школьников.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью логических задач в развитии логического мышления детей на уроках математики в начальной школе;
2) организацией процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Логические задачи на уроках математики».
Объект исследования: развитие логического мышления в условиях применения логических задач на уроках математики в начальных классах.
ПреДмет исследования: логические задачи на уроках математики в начальных классах.
Цель исследования: выявить значение и особенности развития логического мышления в условиях применения логических задач на уроках математики в начальных классах.
ЗаДачи исследования:
- проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
- раскрыть сущность логических задач и их роль в развитии логического мышления младших школьников;
- отыскать пути решения вопросов организации процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
Рабочая гипотеза исследования: если целенаправленно использовать на уроках математики логические задачи, то это будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
Методологическая основа исследования: применение логических задач как одно из эффективных и ведущих подходов в обучении математике в начальных классах.
Нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;
2. Эмпирические: наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация;
3. Организационные: опытная работа по включению логических задач в процесс обучения математике.
Исследовательская база исследования: МБОУ Ярцевская СОШ №12, 3 класс.
Значимость исследования: разработка конспектов уроков с различными способами решения уравнений, неравенств в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В этот трудный период современные люди должны уделять большое внимание воспитанию подрастающего поколения, которое сменит наше поколение. Поэтому следует уделять большое внимание проблемам современной школы, особенно младшей. В младшей школе закладываются все основные элементы для интеллектуального развития учащихся - это развитие всех познавательных процессов, формирование умения и желания учиться. Развитие логического мышления является одним из важнейших компонентов интеллектуального развития. Уже в начальных классах ученики должны усвоить элементы логических действий (сравнение, классификация, обобщение и др.). Поэтому важнейшей задачей учителя начальных классов является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы младшим школьникам строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Известно, что развитие логического мышления, в первую очередь, происходит на уроках математики, при решении логических задач, с которыми ученики знакомятся уже в первом классе.
Интерес к математике у школьников начинает формироваться в 12 - 13 лет. Для того, чтобы ученики в старших классах хорошо знали математику, нужно, чтобы они заинтересовались самим процессом логического мышления, чтобы им было интересно поразмышлять над задачей, чтобы появился интерес к поиску решения проблемы. Для развития логического
Учителя младших классов зачастую используют упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В таких условиях недостаточно развиваются такие качества мышления как гибкость, глубина, критичность. Это и доказывает актуальность нашей проблемы. Таким образом, все вышесказанное подтверждает то, что именно логические задачи способствуют обучению детей основным приемам логического мышления.
Для того, чтобы у детей формировались приемы мышления учитель должен стремительно и правильно работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, дети обогащались знаниями, а с другой, чтобы у них формировались приемы мышления, происходил рост познавательных способностей школьников.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена:
1) важной ролью логических задач в развитии логического мышления детей на уроках математики в начальной школе;
2) организацией процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Логические задачи на уроках математики».
Объект исследования: развитие логического мышления в условиях применения логических задач на уроках математики в начальных классах.
ПреДмет исследования: логические задачи на уроках математики в начальных классах.
Цель исследования: выявить значение и особенности развития логического мышления в условиях применения логических задач на уроках математики в начальных классах.
ЗаДачи исследования:
- проанализировать методическую литературу по проблеме исследования;
- раскрыть сущность логических задач и их роль в развитии логического мышления младших школьников;
- отыскать пути решения вопросов организации процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
Рабочая гипотеза исследования: если целенаправленно использовать на уроках математики логические задачи, то это будет способствовать развитию логического мышления младших школьников.
Методологическая основа исследования: применение логических задач как одно из эффективных и ведущих подходов в обучении математике в начальных классах.
Нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;
2. Эмпирические: наблюдение и анализ продуктов творческой деятельности учащихся, теоретический анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация;
3. Организационные: опытная работа по включению логических задач в процесс обучения математике.
Исследовательская база исследования: МБОУ Ярцевская СОШ №12, 3 класс.
Значимость исследования: разработка конспектов уроков с различными способами решения уравнений, неравенств в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Главной задачей образования в математике является овладение младшими школьниками общими приемами мышления, воображения в пространстве, обучить детей пониманию смысла поставленной задачи, развитие способности логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Любому из учеников необходимо овладеть навыками анализа, способностью отличать гипотезу от факта, четко и ясно выражать свои мысли, и напротив - развивать воображение и интуицию (представление в пространстве, способность предвидеть развязку и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет большие возможности для приобретения таких качеств как воля, трудолюбие, настойчивость в преодолении каких-либо трудностей, упорство в достижении цели.
На сегодняшний день математика представляется нам как полезная наука с множеством связей, которая влияет на развитие многих других наук и практики, является фундаментом научно-технического прогресса и важной частью развития личности.
Одной из главных задач изучения курса математики является формирование и развитие мышления ребенка, его абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "не реальными" объектами. Изучение курса математики в более чистом виде способствует формированию у учащихся логического (дедуктивного) мышления, алгоритмического мышления, многих качеств мышления - таких, как сила и гибкость, конструктивность, критичность и т.п.
По этой причине в качестве одного из основных принципов новой концепции, т.е. в "общей математике" в первую очередь выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения курса математики. Согласно данному принципу центром методической системы обучения математике является не знакомство с основами математической науки как таковой, а познание окружающего мира ребенка с помощью специальных средств математики и, впоследствии, к последовательной адаптации ребенка к этому миру, к социализации его личности.
Главной задачей математического образования является развитие умения математически или логически и осознанно изучать явления реального мира. Достижению этой цели должно способствовать решение на уроках математики различных нестандартных - логических задач. По этой причине применение учителем младших классов таких задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимой частью процесса обучения математике.
Смысл выбранного нами подхода в ходе обучения математике с применением логических задач состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более эффективным и интенсивным.
Для этого в ходе нашего исследования была определена полезность использования логических задач на уроках математики в начальных классах; раскрыта методика работы над логическими задачами; раскрыты формы работы с логическими задачами; рассмотрены примеры логических задач; найдены пути решения вопросов организации процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
В результате исследования можно отметить, что нам удалось достигнуть поставленной цели и рассмотреть особенности организации обучения математике в начальной школе, ориентированному на решение логических задач.
Если говорить о содержании уроков математики с применением логических задач, то ключевым элементом здесь является ситуация активизирующего затруднения. В нашем исследовании были рассмотрены требования к созданию таких ситуаций: элемент новизны, соответствие интеллектуальному уровню школьника, соответствие логических задач изучаемой теме. Еще одно немаловажное требование заключается в том, что
Работа по изучению специфики применения логических задач в процессе обучения математике в 3 классе проводилась в МБОУ Ярцевской СОШ № 12. Цель нашего исследования заключалась в изучении возможности применения логических задач как одного из эффективных и ведущих подходов в обучении математике в 3 классе - на примере развивающих, дидактических игр, задачного обучения и т.д.
Возросшая процентная доля третьеклассников с хорошими показателями баллов - по результатам диагностики развития третьеклассников в ходе применения логических задач в процессе обучения математике, показывает, что школьник постепенно начинает решать мыслительные логические задачи: дети находят ответы, догадываются, сравнивают, проявляют логику, делают правильные выводы, используя имеющиеся знания и опыт - при этом проявляют сообразительность, логику, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
На сегодняшний день математика представляется нам как полезная наука с множеством связей, которая влияет на развитие многих других наук и практики, является фундаментом научно-технического прогресса и важной частью развития личности.
Одной из главных задач изучения курса математики является формирование и развитие мышления ребенка, его абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "не реальными" объектами. Изучение курса математики в более чистом виде способствует формированию у учащихся логического (дедуктивного) мышления, алгоритмического мышления, многих качеств мышления - таких, как сила и гибкость, конструктивность, критичность и т.п.
По этой причине в качестве одного из основных принципов новой концепции, т.е. в "общей математике" в первую очередь выдвинута идея приоритета развивающей функции обучения курса математики. Согласно данному принципу центром методической системы обучения математике является не знакомство с основами математической науки как таковой, а познание окружающего мира ребенка с помощью специальных средств математики и, впоследствии, к последовательной адаптации ребенка к этому миру, к социализации его личности.
Главной задачей математического образования является развитие умения математически или логически и осознанно изучать явления реального мира. Достижению этой цели должно способствовать решение на уроках математики различных нестандартных - логических задач. По этой причине применение учителем младших классов таких задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимой частью процесса обучения математике.
Смысл выбранного нами подхода в ходе обучения математике с применением логических задач состоит в том, чтобы сделать естественный процесс более эффективным и интенсивным.
Для этого в ходе нашего исследования была определена полезность использования логических задач на уроках математики в начальных классах; раскрыта методика работы над логическими задачами; раскрыты формы работы с логическими задачами; рассмотрены примеры логических задач; найдены пути решения вопросов организации процесса обучения математике в начальных классах в условиях применения логических задач.
В результате исследования можно отметить, что нам удалось достигнуть поставленной цели и рассмотреть особенности организации обучения математике в начальной школе, ориентированному на решение логических задач.
Если говорить о содержании уроков математики с применением логических задач, то ключевым элементом здесь является ситуация активизирующего затруднения. В нашем исследовании были рассмотрены требования к созданию таких ситуаций: элемент новизны, соответствие интеллектуальному уровню школьника, соответствие логических задач изучаемой теме. Еще одно немаловажное требование заключается в том, что
Работа по изучению специфики применения логических задач в процессе обучения математике в 3 классе проводилась в МБОУ Ярцевской СОШ № 12. Цель нашего исследования заключалась в изучении возможности применения логических задач как одного из эффективных и ведущих подходов в обучении математике в 3 классе - на примере развивающих, дидактических игр, задачного обучения и т.д.
Возросшая процентная доля третьеклассников с хорошими показателями баллов - по результатам диагностики развития третьеклассников в ходе применения логических задач в процессе обучения математике, показывает, что школьник постепенно начинает решать мыслительные логические задачи: дети находят ответы, догадываются, сравнивают, проявляют логику, делают правильные выводы, используя имеющиеся знания и опыт - при этом проявляют сообразительность, логику, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Подобные работы
- Использование логических задач на уроках математики как средство индивидуализации обучения
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Нестандартные задачи как средство развития логического мышления учащихся 6 - 7 классов на уроке математики
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Формирование логического мышления у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование универсальных учебных действий у младших школьников при моделировании текстовых задач
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - НЕСТАНДАРТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТАРИННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017



