Меры нетарифного регулирования в сфере драгоценных металлов на примере ОАО «Красцветмет»
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 7
1.1 Классификация мер нетарифного регулирования 7
1.2. Меры нетарифного регулирования в области драгоценных металлов 20
1.2.1 Государственный контроль 20
1.2.2. Лицензирование 31
1.2.3. Ввоз-вывоз 35
1.2.4. Зарубежный опыт применения нетарифных мер регулирования
внешней торговли (на примере Европейского Союза) 43
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РФ 46
2.1. Характеристика драгоценных металлов 46
2.2. Классификация драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих
драгоценные металлы, в соответствии с пояснениями к ЕТН ВЭД ЕАЭС (в рамках предприятия ОАО «Красцветмет») 47
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ». ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ 65
3.1. Характеристика предприятия ОАО «Красцветмет» 65
3.2 Применение мер нетарифного регулирования на ОАО «Красцветмет» .... 69
3.2.1. Лицензирование на ОАО «Красцветмет» 69
3.2.2. Государственный контроль на ОАО «Красцветмет» 72
3.3 Проблемы применения мер нетарифного регулирования на ОАО «Красцветмет» 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
ГЛАВА 1. МЕРЫ НЕТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 7
1.1 Классификация мер нетарифного регулирования 7
1.2. Меры нетарифного регулирования в области драгоценных металлов 20
1.2.1 Государственный контроль 20
1.2.2. Лицензирование 31
1.2.3. Ввоз-вывоз 35
1.2.4. Зарубежный опыт применения нетарифных мер регулирования
внешней торговли (на примере Европейского Союза) 43
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ РФ 46
2.1. Характеристика драгоценных металлов 46
2.2. Классификация драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих
драгоценные металлы, в соответствии с пояснениями к ЕТН ВЭД ЕАЭС (в рамках предприятия ОАО «Красцветмет») 47
ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «КРАСЦВЕТМЕТ». ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ МЕР РЕГУЛИРОВАНИЯ 65
3.1. Характеристика предприятия ОАО «Красцветмет» 65
3.2 Применение мер нетарифного регулирования на ОАО «Красцветмет» .... 69
3.2.1. Лицензирование на ОАО «Красцветмет» 69
3.2.2. Государственный контроль на ОАО «Красцветмет» 72
3.3 Проблемы применения мер нетарифного регулирования на ОАО «Красцветмет» 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 100
Мировая экономика на сегодняшний день является институтом, который характеризуется процессом либерализации международной торговли. Национальные рынки стран становятся открытыми для иностранных контрагентов, поэтому требуется применение ограничений или запретов. На рынке драгоценных металлов меры нетарифного регулирования носят довольно противоречивый характер. На этот счет между участниками внешней торговли, а также у контрагентов в принципе возникают разногласия и противоречия, ведь основной задачей государства в области экономики является протекционизм - защита национальной экономики, а с другой стороны, меры нетарифного регулирования зачастую «перекрывают кислород» отечественным производителям в ведении их бизнеса.
В сфере драгоценных металлов ситуация складывается непростым образом, в силу высокой ценности и ограниченности данного товара, а также внимания к нему со стороны государства и мирового сообщества. На сегодняшний день драгоценные металлы находят свое применение во многих ветвях производства - это не только ювелирные украшения и слитки, но так же и очистные системы воздуха, препараты для противораковых опухолей, комплектующие для современного автомобиля и другое. Следовательно, для рационального использования ресурсов особой важности и ценности, необходим верный подход и со стороны государства и со стороны участников рынка данной отрасли. 100% акций ОАО «Красцветмет» (далее - Красцветмет) принадлежит Красноярскому краю, что говорит о высоких поступлениях в бюджет региона. Поэтому компания всяческими усилиями стремится упростить порядок применения тарифных и нетарифных мер в своей деятельности для успешного и эффективного ведения бизнеса, имея заинтересованность не только для собственного развития, но и развития края, его места на политической карте мира. Несовершенства в законодательстве России, неудобные порядки проведения процедур оформления документации, необходимой для выпуска металлов, особая ценность данного вида товаров и отсутствие применения международной практики для данного вида деятельности - все это является барьерами в ведении бизнеса компании нашего края и других аффинажных предприятий России. В этом заключается актуальность данной работы. Также в рамках данной работы актуальным следует отметить особенность процедуры «государственный контроль». Данный процесс является трудоемким и его характер отражает суть нетарифных мер, однако ни в одну из классификаций нетарифных мер он не включен.
Целью данной работы является: анализ функционирования института мер нетарифного регулирования в сфере драгоценных металлов и изучение проблем, связанных с осуществлением экспорта с территории Красноярского края аффинированных драгоценных металлов, исследование несовершенства национального законодательства в области перемещения драгоценных металлов через таможенную границу РФ и ЕАЭС.
Для достижения цели дипломной работы, необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотрение нормативно-правовой базы разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный, локальный) и механизма реализации мер нетарифного регулирования на базе компании «Красцветмет»;
2. Сравнение национальной и зарубежной практики в сфере экспорта и импорта драгоценных металлов;
3. Изучение понятия драгоценных металлов, а также классификацию по TH ВЭД кодов, которые Красцветмет применяет для классификации своей продукции;
4. Изучение пакета документации, необходимой для проведения рассматриваемых в рамках предприятия мер нетарифного регулирования;
5. Изучение и анализ официальной переписки Красцветмета с Министерством Финансов РФ (далее - Минфин РФ) и Министерством Промышленности и Торговли РФ (далее - Минпромторг РФ)
6. Анализ проблем, возникающих при осуществлении экспортных операций, связанных с аффинированными драгоценными металлами в рамках Красцветмета;
7. Анализ предпринимаемых компанией мер для улучшения условий применения мер нетарифного регулирования на территории компании Красцветмет.
Предметом исследования в данной дипломной работе являются аффинированные драгоценные металлы, а именно - золото и серебро (могут быть в стандартных слитках, а также в мерных слитках, иначе называемых инвестиционными), платина, палладий, золото в гранулах, серебро в гранулах, родий в порошке, осмий в порошке, иридий в порошке, рутений в порошке.
Объектом исследования является Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова.
Данная дипломная работа апробирована на IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ».
В сфере драгоценных металлов ситуация складывается непростым образом, в силу высокой ценности и ограниченности данного товара, а также внимания к нему со стороны государства и мирового сообщества. На сегодняшний день драгоценные металлы находят свое применение во многих ветвях производства - это не только ювелирные украшения и слитки, но так же и очистные системы воздуха, препараты для противораковых опухолей, комплектующие для современного автомобиля и другое. Следовательно, для рационального использования ресурсов особой важности и ценности, необходим верный подход и со стороны государства и со стороны участников рынка данной отрасли. 100% акций ОАО «Красцветмет» (далее - Красцветмет) принадлежит Красноярскому краю, что говорит о высоких поступлениях в бюджет региона. Поэтому компания всяческими усилиями стремится упростить порядок применения тарифных и нетарифных мер в своей деятельности для успешного и эффективного ведения бизнеса, имея заинтересованность не только для собственного развития, но и развития края, его места на политической карте мира. Несовершенства в законодательстве России, неудобные порядки проведения процедур оформления документации, необходимой для выпуска металлов, особая ценность данного вида товаров и отсутствие применения международной практики для данного вида деятельности - все это является барьерами в ведении бизнеса компании нашего края и других аффинажных предприятий России. В этом заключается актуальность данной работы. Также в рамках данной работы актуальным следует отметить особенность процедуры «государственный контроль». Данный процесс является трудоемким и его характер отражает суть нетарифных мер, однако ни в одну из классификаций нетарифных мер он не включен.
Целью данной работы является: анализ функционирования института мер нетарифного регулирования в сфере драгоценных металлов и изучение проблем, связанных с осуществлением экспорта с территории Красноярского края аффинированных драгоценных металлов, исследование несовершенства национального законодательства в области перемещения драгоценных металлов через таможенную границу РФ и ЕАЭС.
Для достижения цели дипломной работы, необходимо выполнение следующих задач:
1. Рассмотрение нормативно-правовой базы разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный, локальный) и механизма реализации мер нетарифного регулирования на базе компании «Красцветмет»;
2. Сравнение национальной и зарубежной практики в сфере экспорта и импорта драгоценных металлов;
3. Изучение понятия драгоценных металлов, а также классификацию по TH ВЭД кодов, которые Красцветмет применяет для классификации своей продукции;
4. Изучение пакета документации, необходимой для проведения рассматриваемых в рамках предприятия мер нетарифного регулирования;
5. Изучение и анализ официальной переписки Красцветмета с Министерством Финансов РФ (далее - Минфин РФ) и Министерством Промышленности и Торговли РФ (далее - Минпромторг РФ)
6. Анализ проблем, возникающих при осуществлении экспортных операций, связанных с аффинированными драгоценными металлами в рамках Красцветмета;
7. Анализ предпринимаемых компанией мер для улучшения условий применения мер нетарифного регулирования на территории компании Красцветмет.
Предметом исследования в данной дипломной работе являются аффинированные драгоценные металлы, а именно - золото и серебро (могут быть в стандартных слитках, а также в мерных слитках, иначе называемых инвестиционными), платина, палладий, золото в гранулах, серебро в гранулах, родий в порошке, осмий в порошке, иридий в порошке, рутений в порошке.
Объектом исследования является Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова.
Данная дипломная работа апробирована на IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы развития рынка товаров и услуг: перспективы и возможности субъектов РФ».
В заключении хотелось бы отметить, что роль нетарифных мер в современном таможенном деле достаточно высока. Государство защищает свои интересы, но не всегда они совпадают с законными интересами участников внешнеэкономической деятельности.
В данной дипломной работе было рассмотрено несколько классификаций нетарифных мер, изучена нормативно-правовая база, касающаяся перемещения через границу драгоценных металлов, рассмотрены органы, регулирующие все операции, связанные с драгоценными металлами. Данный товар рассмотрен через призму TH ВЭД ЕАЭС. Также, в рамках второй и третьей главы, были изучены внутренние документы компании Красцветмет, а именно деловые переписки с Министерством Финансов, Министерством Промышленности и Торговли, Правительством РФ. Для каждой из проблем Красцветмета (которые были изучены благодаря перепискам) сделан вывод и вынесены предложения по оптимизации:
1) Внести предложение на обсуждение Комиссии ЕЭК о внесении процедуры «государственный контроль» в классификацию мер нетарифного регулирования, а также предложить Комиссии внести поправки в ТК ЕАЭС, которые будут регламентировать одинаковый для всех стран участниц порядок перемещения драгоценных металлов внутри Союза и за его пределы.
2) Упростить порядок налогообложения инвестиционных слитков и перенять опыт Европейского Союза в решении данного вопроса - отменить НДС 18%. Также в качестве решения данной проблемы будет выступать снижение ставки налога на добавленную стоимость, или создание лимита, лишь по исчерпанию которого компания будет вынуждена платить НДС. Решить данную проблему компании Красцветмет и других аффинажных предприятий России, государство может путем предоставления льгот таким Обществам.
3) Учитывая пожелания федеральных органов России, разработать уникальную IT-технологию, позволяющую на месте вносить поправки в документацию, предназначенную для актов государственного контроля, а также позволяющей корректировать сам акт государственного контроля. В силу динамичного развития компании, участие IT-отдела позволит предлагать данную разработку и другим аффинажным предприятиям РФ.
4) В качестве решения проблемы, касающейся запрета продажи металла по цене ниже текущей, по моему мнению, является внесение поправок в действующее законодательство, а именно - необходимо добавить положение в ФЗ №41 о том, что «в случае непредвиденных обстоятельств, возникающих у компании в связи с нестабильной ситуацией на бирже металлов, поправки в экспортные документы вноситься могут при наличии веских оснований, подкрепленных соответствующими документами».
5) Проблему, касающуюся закрытия границ республики Казахстан, представляется возможным решить путем переговоров глав государств. Для этого необходимо отстаивать свою позицию непосредственно перед первыми лицами нашего государства, заинтересовывая их в предлагаемых действиях компании.
В период написания диплома для понимания процесса операций с драгоценными металлами, был посещен аффинажный цех Красцветмета, локальный музей компании, прослушан тренинг «Добро пожаловать в компанию «Красцветмет». Также был подготовлен пакет документов для получения лицензии и прохождения товаром государственного контроля для последующего экспорта.
В данной дипломной работе было рассмотрено несколько классификаций нетарифных мер, изучена нормативно-правовая база, касающаяся перемещения через границу драгоценных металлов, рассмотрены органы, регулирующие все операции, связанные с драгоценными металлами. Данный товар рассмотрен через призму TH ВЭД ЕАЭС. Также, в рамках второй и третьей главы, были изучены внутренние документы компании Красцветмет, а именно деловые переписки с Министерством Финансов, Министерством Промышленности и Торговли, Правительством РФ. Для каждой из проблем Красцветмета (которые были изучены благодаря перепискам) сделан вывод и вынесены предложения по оптимизации:
1) Внести предложение на обсуждение Комиссии ЕЭК о внесении процедуры «государственный контроль» в классификацию мер нетарифного регулирования, а также предложить Комиссии внести поправки в ТК ЕАЭС, которые будут регламентировать одинаковый для всех стран участниц порядок перемещения драгоценных металлов внутри Союза и за его пределы.
2) Упростить порядок налогообложения инвестиционных слитков и перенять опыт Европейского Союза в решении данного вопроса - отменить НДС 18%. Также в качестве решения данной проблемы будет выступать снижение ставки налога на добавленную стоимость, или создание лимита, лишь по исчерпанию которого компания будет вынуждена платить НДС. Решить данную проблему компании Красцветмет и других аффинажных предприятий России, государство может путем предоставления льгот таким Обществам.
3) Учитывая пожелания федеральных органов России, разработать уникальную IT-технологию, позволяющую на месте вносить поправки в документацию, предназначенную для актов государственного контроля, а также позволяющей корректировать сам акт государственного контроля. В силу динамичного развития компании, участие IT-отдела позволит предлагать данную разработку и другим аффинажным предприятиям РФ.
4) В качестве решения проблемы, касающейся запрета продажи металла по цене ниже текущей, по моему мнению, является внесение поправок в действующее законодательство, а именно - необходимо добавить положение в ФЗ №41 о том, что «в случае непредвиденных обстоятельств, возникающих у компании в связи с нестабильной ситуацией на бирже металлов, поправки в экспортные документы вноситься могут при наличии веских оснований, подкрепленных соответствующими документами».
5) Проблему, касающуюся закрытия границ республики Казахстан, представляется возможным решить путем переговоров глав государств. Для этого необходимо отстаивать свою позицию непосредственно перед первыми лицами нашего государства, заинтересовывая их в предлагаемых действиях компании.
В период написания диплома для понимания процесса операций с драгоценными металлами, был посещен аффинажный цех Красцветмета, локальный музей компании, прослушан тренинг «Добро пожаловать в компанию «Красцветмет». Также был подготовлен пакет документов для получения лицензии и прохождения товаром государственного контроля для последующего экспорта.



