Начальная максимальная цена контракта как базовая основа контрактной системы РФ
|
Введение 3
1 Сформирование систем государственных закупок в различных странах 6
1.1. Федеральная контрактная система США 6
1.2. Европейские модели государственных закупок 12
1.3. Эволюция государственных закупок в России 23
2. Основные способы осуществления государственных и муниципальных
закупок в контрактной системе России 39
2.1. Влияние начальной максимальной цены контракта и цены контракта с
единственным поставщиком на выбор способа осуществления закупки 39
2.2. Обоснование начальной максимальной цены контракта и цены контракта с
единственным поставщиком при планировании 48
2.3. Обоснование начальной максимальной цены контракта и цены контракта с
единственным поставщиком при осуществлении закупок 63
3. Проблемные вопросы, возникающие в практике закупочной деятельности, и направления совершенствования контрактной системы Российской Федерации 71
Заключение 86
Список использованных источников
1 Сформирование систем государственных закупок в различных странах 6
1.1. Федеральная контрактная система США 6
1.2. Европейские модели государственных закупок 12
1.3. Эволюция государственных закупок в России 23
2. Основные способы осуществления государственных и муниципальных
закупок в контрактной системе России 39
2.1. Влияние начальной максимальной цены контракта и цены контракта с
единственным поставщиком на выбор способа осуществления закупки 39
2.2. Обоснование начальной максимальной цены контракта и цены контракта с
единственным поставщиком при планировании 48
2.3. Обоснование начальной максимальной цены контракта и цены контракта с
единственным поставщиком при осуществлении закупок 63
3. Проблемные вопросы, возникающие в практике закупочной деятельности, и направления совершенствования контрактной системы Российской Федерации 71
Заключение 86
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. Государственные и муниципальные закупки являются важной составляющей экономики государства. С одной стороны, с помощью закупок решается задача эффективного удовлетворения государственных нужд в товарах, работах и услугах, с другой стороны, государство, как надежный партнер, обеспечивает заказами значительный сектор экономики. Таким образом, размещение и исполнение государственных заказов служит мощным драйвером развития экономики в периоды экономического подъема и поддержкой отечественного бизнеса во времена экономических спадов. Процесс государственных закупок является непрерывным и охватывает все отрасли экономики, поэтому управление этим процессом требует создания системы государственных закупок. Главной составляющей такой системы является правовое регулирование отношений возникающих при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд. Правовым базисом системы государственных закупок стал федеральный закон РФ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон о контрактной системе), в котором был учтен зарубежный и отечественный опыт правового регулирования госзакупок.
Отношение специалистов к закону неоднозначное, широкий спектр мнений относительно сущности закона о контрактной системе, простирающийся от признания закона «революционным» до его полного отрицания, присутствовал как во время обсуждения проекта закона, так и после вступление его в действие.
Закон о контрактной системе придает большое значение начальной (максимальной) цене контракта, цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК)
Проблема правовых отношений в рамках контрактной системы была и остается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков. Исследованию общих вопросов создания и совершенствования контрактной системы посвятили свои работы Л.В. Андреева, О.А. Беляева, В.Е. Белов, А.В. Демкина, К.В. Кичик, Ф.А. Тасалов, В.А.Федорович, Д. Драбкин, С. Келман, М.Д. Кристенсен, Э.К. Ландер, К.М. Мануэль, С.Л. Скунер, К.В. Тай, Дж.И. Шварц и др.
Исследования НМЦК и ее влияния на различные аспекты планирования и реализации государственных и муниципальных закупок содержатся в работах А.Я. Геллера, Е.А. Ковалевой, И.И. Колыхалова, Е.Д. Набатовой, Л.М. Пахомовой, Ю.Г. Пахомова и др.
С момента вступления в силу закона о контрактной системе прошло не так много времени, но практика показала наличие не решенных проблем и пробелов в работе контрактной системы. Выявление причин, ведущих к сбоям в работе контрактной системы, злоупотреблениям при проведении государственных и муниципальных закупок, является важной задачей для специалистов контрактной системы и ученых правоведов. Целью их исследований является разработка предложений и принятие мер по совершенствованию контрактного законодательства.
Цель исследования заключается в комплексном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования отношений в сфере контрактной системы связанных с НМЦК.
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования были определены следующие задачи:
- анализ развития российского законодательства о государственном заказе в исторической ретроспективе;
- анализ влияния законодательств США и ведущих европейских стран о приобретении товаров, оказании услуг для нужд государственных заказчиков на формирование контрактной системы РФ;
- анализ влияния НМЦК на выбор способа осуществления закупки;
- анализ способов определения НМЦК при планировании и при осуществлении закупки для государственных нужд;
- выявление проблем в контрактной системе связанных с определением НМЦК и поиск путей решения.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы такие как, синтез и анализ, диалектический метод познания, индукция и дедукция, так и частнонаучные - исторический, логический и сравнительно-правовой методы.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании наиболее актуальных вопросов, связанных с институтом НМЦК как основы контрактной системы. По итогам рассмотрения указанных вопросов предложено их решение, сформулированы предложения по изменению норм действующего законодательства.
Структура работы: введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, а также заключение, в котором формулируются основные положения, выносимые на защиту, и список использованных источников (нормативных правовых актов, специальной литературы, материалов судебной практики).
Отношение специалистов к закону неоднозначное, широкий спектр мнений относительно сущности закона о контрактной системе, простирающийся от признания закона «революционным» до его полного отрицания, присутствовал как во время обсуждения проекта закона, так и после вступление его в действие.
Закон о контрактной системе придает большое значение начальной (максимальной) цене контракта, цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - НМЦК)
Проблема правовых отношений в рамках контрактной системы была и остается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых и специалистов-практиков. Исследованию общих вопросов создания и совершенствования контрактной системы посвятили свои работы Л.В. Андреева, О.А. Беляева, В.Е. Белов, А.В. Демкина, К.В. Кичик, Ф.А. Тасалов, В.А.Федорович, Д. Драбкин, С. Келман, М.Д. Кристенсен, Э.К. Ландер, К.М. Мануэль, С.Л. Скунер, К.В. Тай, Дж.И. Шварц и др.
Исследования НМЦК и ее влияния на различные аспекты планирования и реализации государственных и муниципальных закупок содержатся в работах А.Я. Геллера, Е.А. Ковалевой, И.И. Колыхалова, Е.Д. Набатовой, Л.М. Пахомовой, Ю.Г. Пахомова и др.
С момента вступления в силу закона о контрактной системе прошло не так много времени, но практика показала наличие не решенных проблем и пробелов в работе контрактной системы. Выявление причин, ведущих к сбоям в работе контрактной системы, злоупотреблениям при проведении государственных и муниципальных закупок, является важной задачей для специалистов контрактной системы и ученых правоведов. Целью их исследований является разработка предложений и принятие мер по совершенствованию контрактного законодательства.
Цель исследования заключается в комплексном изучении теоретических и практических проблем правового регулирования отношений в сфере контрактной системы связанных с НМЦК.
Для достижения поставленной цели диссертационного исследования были определены следующие задачи:
- анализ развития российского законодательства о государственном заказе в исторической ретроспективе;
- анализ влияния законодательств США и ведущих европейских стран о приобретении товаров, оказании услуг для нужд государственных заказчиков на формирование контрактной системы РФ;
- анализ влияния НМЦК на выбор способа осуществления закупки;
- анализ способов определения НМЦК при планировании и при осуществлении закупки для государственных нужд;
- выявление проблем в контрактной системе связанных с определением НМЦК и поиск путей решения.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные методы такие как, синтез и анализ, диалектический метод познания, индукция и дедукция, так и частнонаучные - исторический, логический и сравнительно-правовой методы.
Научная новизна работы состоит в комплексном исследовании наиболее актуальных вопросов, связанных с институтом НМЦК как основы контрактной системы. По итогам рассмотрения указанных вопросов предложено их решение, сформулированы предложения по изменению норм действующего законодательства.
Структура работы: введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, а также заключение, в котором формулируются основные положения, выносимые на защиту, и список использованных источников (нормативных правовых актов, специальной литературы, материалов судебной практики).
Анализ становления российской системы закупок для государственных нужд продемонстрировал наличие поступательного движения в ее развитии. История развития законодательства России о государственных закупках насчитывает несколько веков. Стремление создать современную целостную контрактную систему, охватывающую все этапы проведения закупки, привело к изучению опыта контрактных систем ведущих стран мира и внедрению прогрессивных элементов этих систем. В настоящее время есть все основания утверждать, что федеральная контрактная система в России создана. Она набирает качество и обороты, проходит необходимую корректировку правовых норм, становится частью всей системы социально-экономического законодательства. Закон о контрактной системе регулирует правовые отношения на всех стадиях государственных и муниципальных закупок. Исследование показало, что федеральная контрактная система отводит важную роль институту максимальной начальной цены контракта.
Анализ влияния максимальной начальной цены контракта на выбор способа осуществления закупки выявил, что размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Введенные законом о контрактной системе пороговые значения НМЦК определяющие выбор метода размещения закупки соответствуют, закрепленным в законе принципам контрактной системы и нацелены на повышение эффективности ее функционирования. Исследованием установлено, что использование НМЦК для выбора метода проведения закупки отвечает целям, поставленным контрактной системой, но величины предельных значений цен необходимо подкорректировать с учетом инфляции и девальвации рубля за период действия закон о контрактной системе.
В работе проведен анализ способов определения максимальной начальной цены контракта при планировании и при осуществлении закупки для государственных нужд. Как отмечалось выше, при построении российской контрактной системы использовался опыт создания контрактных систем в странах с ведущими мировыми экономиками, но в западных системах государственных закупок цене контракта не отводится такой важной роли в процессе закупки, как роль НМЦК в контрактной системе РФ. Для определения и обоснования НМЦК закон о контрактной системе предлагает заказчику применить один или несколько из перечисленных в законе методов. Если федеральное законодательство США предусматривает для правительственных органов обязанность тщательного исчисления элементов трудозатрат, затрат на материалы и сырье, а также накладных расходов, предоставляя им детально проработанную формулу ценообразования, и таким образом достигается корректная цена закупки, то контрактная система РФ делает упор на многоступенчатую систему контроля за обоснованностью цен, включающую как государственные органы, так и общественность. В дополнение к нормам закона о контрактной системе определение НМЦК регламентируется рекомендациями МЭР РФ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что возможности контрактной системы в настоящее время реализуются не в полном объеме. Необходимо отметить недостаточное наполнение Единой информационной системы справочниками, пособиями по определению и обоснованию НМЦК. Современный уровень развития вычислительной техники, программного обеспечения с зачатками искусственного интеллекта позволяют создать центр по определению НМЦК, полностью удовлетворяющей нормам закона о контрактной системе. Эта задача проще, чем готовить и переподготавливать сотни тысяч специалистов по контрактной системе, которым свойственно как ошибаться, так и злоупотреблять служебным положение, что исключено при автоматизации сбора и обработки информации для определения цены контракта.
связанной с определением и обоснованием НМЦК позволили определить практические проблемы в рассматриваемой сфере, а также выработать рекомендации по их устранению.
Рассмотрение комплекса отношений, связанных с государственной контрактной системой выявило ряд проблем, сопутствующих правовому регулированию определения и обоснования НМЦК. Этим объясняется актуальность и значимость работы по совершенствованию законодательства о государственных и муниципальных закупках, в том числе в связи с необходимостью надлежащего правового обеспечения функционирования федеральной контрактной системы. Проведенное исследование позволило выработать ряд теоретических и практических предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о контрактной системе:
- введение «минимальной цены» контракта в качестве эффективного средства против действий недобросовестных участников размещения заказов, участвующих в конкурентных закупках без цели исполнения заключаемых по их результатам контрактов и побеждающих в этих закупках в связи с возможностью неограниченного снижения цены контрактов;
- наряду с установлением «минимальной цены» контракта закрепить за поставщиком право предлагать цену контракта ниже минимального значения при условии предоставления обоснования этой цены;
- принять нормативные правовые акты, предусмотренные уже вступившими в силу положениями закона о контрактной системе;
- внести изменения или дополнения в закон о контрактной системе с учетом рекомендаций из писем Минэкономразвития, Минфина и Федеральной антимонопольной службы РФ;
- отказаться от указания в плане-графике, окончательно рассчитанной НМЦК, заменив ее расчетной ценой, увязанной с размерами лимитов бюджетных обязательств заказчика.
Анализ влияния максимальной начальной цены контракта на выбор способа осуществления закупки выявил, что размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Введенные законом о контрактной системе пороговые значения НМЦК определяющие выбор метода размещения закупки соответствуют, закрепленным в законе принципам контрактной системы и нацелены на повышение эффективности ее функционирования. Исследованием установлено, что использование НМЦК для выбора метода проведения закупки отвечает целям, поставленным контрактной системой, но величины предельных значений цен необходимо подкорректировать с учетом инфляции и девальвации рубля за период действия закон о контрактной системе.
В работе проведен анализ способов определения максимальной начальной цены контракта при планировании и при осуществлении закупки для государственных нужд. Как отмечалось выше, при построении российской контрактной системы использовался опыт создания контрактных систем в странах с ведущими мировыми экономиками, но в западных системах государственных закупок цене контракта не отводится такой важной роли в процессе закупки, как роль НМЦК в контрактной системе РФ. Для определения и обоснования НМЦК закон о контрактной системе предлагает заказчику применить один или несколько из перечисленных в законе методов. Если федеральное законодательство США предусматривает для правительственных органов обязанность тщательного исчисления элементов трудозатрат, затрат на материалы и сырье, а также накладных расходов, предоставляя им детально проработанную формулу ценообразования, и таким образом достигается корректная цена закупки, то контрактная система РФ делает упор на многоступенчатую систему контроля за обоснованностью цен, включающую как государственные органы, так и общественность. В дополнение к нормам закона о контрактной системе определение НМЦК регламентируется рекомендациями МЭР РФ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что возможности контрактной системы в настоящее время реализуются не в полном объеме. Необходимо отметить недостаточное наполнение Единой информационной системы справочниками, пособиями по определению и обоснованию НМЦК. Современный уровень развития вычислительной техники, программного обеспечения с зачатками искусственного интеллекта позволяют создать центр по определению НМЦК, полностью удовлетворяющей нормам закона о контрактной системе. Эта задача проще, чем готовить и переподготавливать сотни тысяч специалистов по контрактной системе, которым свойственно как ошибаться, так и злоупотреблять служебным положение, что исключено при автоматизации сбора и обработки информации для определения цены контракта.
связанной с определением и обоснованием НМЦК позволили определить практические проблемы в рассматриваемой сфере, а также выработать рекомендации по их устранению.
Рассмотрение комплекса отношений, связанных с государственной контрактной системой выявило ряд проблем, сопутствующих правовому регулированию определения и обоснования НМЦК. Этим объясняется актуальность и значимость работы по совершенствованию законодательства о государственных и муниципальных закупках, в том числе в связи с необходимостью надлежащего правового обеспечения функционирования федеральной контрактной системы. Проведенное исследование позволило выработать ряд теоретических и практических предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства о контрактной системе:
- введение «минимальной цены» контракта в качестве эффективного средства против действий недобросовестных участников размещения заказов, участвующих в конкурентных закупках без цели исполнения заключаемых по их результатам контрактов и побеждающих в этих закупках в связи с возможностью неограниченного снижения цены контрактов;
- наряду с установлением «минимальной цены» контракта закрепить за поставщиком право предлагать цену контракта ниже минимального значения при условии предоставления обоснования этой цены;
- принять нормативные правовые акты, предусмотренные уже вступившими в силу положениями закона о контрактной системе;
- внести изменения или дополнения в закон о контрактной системе с учетом рекомендаций из писем Минэкономразвития, Минфина и Федеральной антимонопольной службы РФ;
- отказаться от указания в плане-графике, окончательно рассчитанной НМЦК, заменив ее расчетной ценой, увязанной с размерами лимитов бюджетных обязательств заказчика.
Подобные работы
- Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2021 - Совершенствование механизмов противодействия коррупции в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд региона (на материале МТУ Росимущества по Тамбовской и Липецкой области)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование организации проведения конкурсов по размещению государственного заказа на примере ГБДОУ детский сад №130 Невского района Санкт-Петербурга
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование строительства для государственных и муниципальных нужд
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Принцип публично-правового определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование механизма ценообразования в сфере консалтинговых услуг
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ РАЗМЕЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - Государственно-правовое регулирование ценообразования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Мультиагентный подход в управлении компаниями с дочерними
предприятиями
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5610 р. Год сдачи: 2020



