Введение 2
1 Нефтегазовый комплекс как важнейшая отрасль страны 4
1.1 Развитие нефтегазового комплекса России 4
1.2 Государственное регулирование нефтегазового комплекса в России 7
1.3 Опыт различных стран государственного регулирования нефтяного
бизнеса 10
2 Анализ нефтегазового комплекса России 20
2.1 Значение и роль нефтегазового комплекса в социально-экономическом
развитии страны 20
2.2 Анализ обеспеченности минеральными ресурсами топливно-
энергетического комплекса 41
2.3 Анализ состояния основных фондов и инвестиционных программ
топливно-энергетического комплекса России 54
3 Обоснование и разработка мероприятий направленных на совершенствование
государственного регулирования нефтегазового комплекса 63
3.1 Совершенствование налоговой политики государства с целью
расширения минерально-сырьевой базы 63
3.2 Обоснование и разработка мероприятий по стимулированию
инвестиционных процессов в отрасли 72
3.3 Совершенствование кадровой политики в нефтегазовом комплексе 88
Заключение 93
Список сокращений 95
Список использованных источников 96
Нефтегазовый комплекс (НГК) является значимым сектором промышленности России. Эффективное функционирование его предприятий способствует социально - экономическому развитию регионов страны, а также других отраслей промышленности. Более того, около 50 % федерального бюджета формируется за счет доходов нефтегазовых компаний.
Совершенствование механизма регулирования деятельности предприятий НГК принадлежит к числу основных вопросов дальнейшего развития экономики Российской Федерации. Мировой опыт организации и управления предприятиями топливно-энергетического комплекса свидетельствует о необходимости довольно жесткого контроля их деятельности со стороны государства. В первую очередь, это обусловлено тем, что они относятся к стратегическим отраслям экономики.
Задачей государства является симулирующая политика, которая будет способствовать повышению качества нефтегазового сектора и сделает его влияние на экономику максимально эффективным и продуктивным.
В настоящее время на законодательном уровне рассматривается вопрос о введение налога на финансовый результат или налога на дополнительный доход, который будет направлен на изъятие сверхдоходов компаний. С одной стороны, это наиболее объективная форма налогообложения, но с другой стоит провести более глубокий анализ подготовленности российского нефтегазового сектора к введению подобных налогов.
Привязка к мировым ценам на нефть в налогообложении нефтегазовых компаний свидетельствует об абсолютной ориентации на экспорт. В текущих условиях повышения предложения на мировом рынке углеводородного сырья и, как следствие, падения мировых цен на нефть необходимо развивать отрасль, обособлено от других экономик, ориентируясь в первую очередь на внутреннее потребление, а также развитие перерабатывающей промышленности в целях импортозамещения продуктов переработки. Зависимость от курсов валют и
мировых цен на нефть и иностранного импорта ведет к серьезным рискам, как для нефтегазовой отрасли, так и для экономики в целом. Избежать их возможно лишь создав системную регуляторную политику, которая бы стимулировала недропользователей к разработке технологий, строительству производств и перерабатывающих мощностей, увеличению глубины переработки, развитию конкуренции на внутреннем рынке, проведению геологоразведочных работ и активной разработки новых месторождений. Уход от зависимости к мировым ценам на нефть в налогообложении станет одним из серьезных шагов на пути к оздоровлению нефтегазового сектора России.
Целью данной работы является, изучение мер государственного регулирования нефтегазовой отросли России.
Объектом дипломной работы является, эффективность государственного регулирования нефтегазовой отросли РФ.
Предметом работы является влияние государственного регулирования на изменение показателей нефтегазовой отрасли и на экономическое положение России.
Основной задачей данной работы является исследование современного состояния нефтегазового комплекса РФ, изучение зарубежного опыта налогообложения НГК, рассмотрение эффективности примененных мер государственного регулирования данной отросли, исследование проблемы проведения геологоразведочных работ в России.
В заключении дипломной работы, изложены выводы и рекомендации по практическому применению основных положений работы.
Ситуация по зависимости экономики России от энергоресурсов была особенно значительна на протяжении предыдущих десятков лет, и по оценкам аналитиков данная зависимость будет сохраняться в ближайшие десятилетия, в связи с чем развитие нефтегазового комплекса и правильный выбор инструментов государственного регулирования нефтегазовой отрасли имеет исключительно важное значение для обеспечения устойчивого развития страны.
Очевидно, что меры поддержки и регулирования нефтегазовой отрасли со стороны государства необходимы для дальнейшего эффективного развития российской экономики, так как планы по поддержанию эффективности данной отрасли подразумевают достаточные капиталовложения на долгосрочную перспективу и вряд ли смогут реализоваться в полном объеме без государственной поддержки.
Исследование зарубежного опыта налогообложения добычи нефти и газа позволило выявить общие тенденции к созданию стимулирующего налогообложения, направленного на изъятие сверхдоходов при низких издержках и создание эффективного производства при высоких затратах.
Выявлены и сформулированы современные проблемы нефтегазовой отрасли России, вызывающие потребность в совершенствовании государственной регуляторной политики. Наиболее существенными из них являются:
- чрезмерная экспортная ориентированность отрасли;
- собственных технологий разведки и добычи, а также производств оборудования для нефтегазового комплекса;
- монополизация на рынке;
- неэффективное использование существующих месторождений;
- несправедливая лицензионная и налоговая политика.
Учитывая высокую степень обеспеченности России ресурсами, нефтегазовая отрасль будет еще долгие годы ключевой, в связи с этим необходимо построение четкой регуляторной политики государства и, в первую очередь, налоговой.
Анализ проведенный в дипломной работе показал, что Российские недропользователи сегодня являются конкурентоспособными, однако они по многим параметрам уступают инновационной форме развития. В условиях возрастающей глобализации устойчивые позиции России в геополитике и международных экономических связях будут во многом определяться состоянием национального НГК, развитие которого зависит в первую очередь от воспроизводства запасов и подготовки ресурсов. Российская нефтяная отрасль ограничена в своем развитии масштабами сырьевой базы, которая будет восполняться ресурсами Сибири и шельфа арктических морей.
На современном этапе развития мирового сообщества конкуренция переходит из экономической области в интеллектуальную. Для Российских недропользователей процессно-инновационный подход определит формирование стратегического менеджмента. Реализация системно- инновационного подхода будет способствовать оптимальному выбору технологического развития и мотивации собственных разработок компаний. Внедрение инновационных методов и технологий определяет необходимость структурных преобразований в региональной экономике.
В настоящее время нефтегазовый комплекс может и должен выступить в роли локомотива модернизационных процессов. Режим санкций сокращает приток инвестиций и технологий, необходимых для разработки труднодоступных месторождений, еще более усложняет стартовые условия. Сегодня только активная промышленная государственная политика, импортозамещение, использование для инвестиций накопленных резервов, точный выбор приоритетных направлений, подлинное реформирование научной и образовательной сфер на основе аккумуляции лучшего отечественного и зарубежного опыта обеспечат преодоление Россией кризиса.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - Москва: Проспект, 2016. - 1038 с.
2. О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства: федер. закон Российской Федерации от 02.05.2015 г. № 121 - ФЗ.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон Российской Федерации от 02.08.2009 г. № 217 - ФЗ, в ред. от 29.12.2012 г.
4. О недрах: закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395-1, в ред. от 13.07.2015г.
5. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599.
6. О порядке определения размера разовых платежей за пользования недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов: постановление Российской Федерации от 04.02.2009 г. № 94.
7. Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 1039-р.
8. Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья: приказ Минприроды России от 16.07.2008 г. №151.
9. О Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года: приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 06.06.2011 г. №212.
10. Антропова, А.С. Инструменты по повышению эффективности российских нефтесервисных компаний: материалы международной научно- технической конференции / А.С. Антропова. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015.-213 с.
11. Аналитическая служба «нефтегазовой вертикали» Импортозамещение: апофеоз ручного управления // Национальный отраслевой журнал: Нефтегазовая вертикаль. - 2015. - № 7. - С. 1-16.
12. Галимов А.Ф. Производство и экспорт нефтепродуктов в России: материалы международной научно- технической конференции / А.Ф. Галимов, Е. Н. Коваль. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. - 213 с.
13. Горбунова Е.Н. Реформирование системы налогообложения нефтяного сектора России / Е.Н. Горбунова // Налоги и финансовое право. - 2015. -№ 4. - С. 124-127.
14. Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: учеб, пособие / В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. - Москва : Проспект, 2012. - 424 с.
15. Еремкин В. А. Инструменты инновационной политики: теория и практика: препринт / В. А. Еремкин, Т. А. Сутырина // РАНХиГС при Президенте России. - М., РАНХиГС, 2012.
16. Деловой Журнал Neftegaz.RU [Электронный ресурс] : Электрон, дан. //Neftegaz.RU. - 2013,- Режим доступа:11й:р://пеА^аг.ги/8с1епсе/у1ел¥/932- Neftedobycha-zapasy-i-KIN.
17. Добыча нефти в России [Электронный ресурс] : Электрон, дан. // Портал TAdviser. - 2016. - Режим доступа: www.tadviser.ru/index.php.
18. Калькулятор [Электронный ресурс] : Динамика цены нефти Брент // справочный портал «Калькулятор» - Режим доступа:
http s: //www. calc. ru/dinamika-Brent. httnl ? date.
19. Колосова О.В. Управление инновационной деятельностью : учеб, пособие / О.В. Колосова, С. Н. Яшин, Н.А. Мурашова. - Нижний Новгород: гос. техн. ун-т. Им. Р.Е. Алексеева, 2012,- 566с.
20. Конопляник А. А. Шестой инновационный кластер / А. Конопляник //Нефть России. -2012. -№4. - С. 6-11.
21. Коро дюк И.С. Проблемы применения зарубежного опыта в государственном регулировании нефтегазового комплекса России / И.С. Кородюк, С.Е. Трофимов // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). - 2015. - Т. 25, № 1. - С. 103-109.
22. Кудрин А. Л. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России / А.Л. Кудрин // Вопросы экономики. - 2013. -№3. -С. 4-19.
23. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Статистика// Минфин России - Режим
доступа: http: //minfin. ru/ru/perfomance/reservefund/statistics/volume/index. php.
24. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]: Статистика // Министерство энергетики. - Режим доступа:
http: //minenergo. go v. ru/activity/stati stic
25. О ключевых направлениях политики в энергетическом секторе [Электронный ресурс]: Обзор основных предложений в связи с подготовкой проекта Энергетической стратегии России на период до 2030 года // Российский союз промышленников и предпринимателей. - Режим доступа: http://media.rspp.rU/document/l/8/l/81e32d5f0b05781b35c48a291b77c0e3.pdf.
26. Развитие нефтегазового комплекса России за 2014 год // Национальное Рейтинговое Агентство. - 2 февраля. - 2015.
27. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Официальная статистика // Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/indu strial/
28. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) // Федеральная налоговая служба. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/
29. Эдер Л. В. Нефтегазовый комплекс в экономике России / Л. В. Эдер //Минеральные ресурсы России. - 2013. - №4. - С. 48- 56.