Введение
1 Теоретические основы преподавания дисциплины «Компьютерный
практикум» 10
1.1 Специфика дисциплины «Компьютерный практикум» 10
1.2 Педагогические технологии для преподавания дисциплины
«Компьютерный практикум» 13
2 Разработка учебно-методического обеспечения дисциплины «Компьютерный
практикум» 29
2.1 Теоретические основы разработки учебно-методического обеспечения ... 29
2.2 Разработка и анализ рабочей программы 31
2.3 Разработка учебно-методического обеспечения лабораторных занятий .... 33
2.4 Разработка фонда оценочных средств 42
3 Обоснование и разработка электронного обучающего курса «Компьютерный
практикум» 47
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 47
3.2 Обоснование и разработка электронного обучающего курса
«Компьютерный практикум» 57
3.3 Экспертиза электронного обучающего курса «Компьютерный практикум»
и анализ ее результатов 72
Заключение 88
Список использованных источников
Приложение А Рабочая программа дисциплины «Компьютерный практикум» 97
Приложение
В современных социально-экономических условиях развития страны одним из приоритетных направлений реформирования образования на современном этапе является использование информационных технологий, компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения в учебно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.
На данном этапе система российского образования находится в стадии реформирования. Это обусловлено принятием: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации, Федеральной целевой программы развития образования, и многими другими правительственными документами в области образования. Главной целью которых является создание условий для постепенного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.
В «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025г.» уделяется особое внимание внедрению в систему образования электронных средств, современных информационных и
телекоммуникационных технологий, которые способствуют созданию единого информационного пространства, интеграции России в мировое сообщество, повышению качества, доступности, эффективности и конкурентоспособности отечественного образования.
Современный уровень развития информатизации общества и образования выставляет новые требования к информационно-технологической подготовке бакалавров педагогического образования в соответствии с компетенциями, разработанными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО), педагог обязан уметь решать проблемные психолого-педагогические ситуации и понимать причины возникновения таких ситуаций. Вместе с тем дисциплина «Компьютерный практикум» должна решать задачи информационной подготовки студентов педагогических специальностей университетов в соответствии с компетенциями, представленными в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО).
В соответствии с концепцией информатизации образования одной из центральных задач вуза является развитие общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, свободного владения средствами информационных и коммуникационных технологий.
Исследованием психолого-педагогических, дидактических и
методических принципов проектирования и использования ИИС занимались П.И Образцов, П. Я. Гальперин, Б. С. Гершунский, Е. И. Машбиц, И. В. Роберт, Н.Н. Горлушкина и другие ученые.
Вопросами методических основ изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий занимались C.T. Атанасян, Ю.С. Брановский, Я.А. Ваграменко, М.Е. Елочкин и другие ученые.
Вопросами определения целей, содержания, методологии и методики организации подготовки в области информатики и информационных технологий посвящены исследования М.П. Лапчика, И.В. Роберт, И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера, Н.Д. Угриновича и других ученых.
Новые информационные и образовательные технологии получают все большее развитие во всех сферах науки, культуры и производства; технические средства информационной поддержки становятся неотъемлемой частью всей системы непрерывного образования. На первый план выходит возможность интеллектуального саморазвития человека с информационными технологиями, становятся актуальными проблемы совершенствования программного обеспечения и подготовки новых специалистов в данной области, а также повышения качества учебного процесса.
Вместе с тем активно идёт процесс, называемый информатизацией общества, когда одним из основных видов деятельности членов общества становится работа с информацией, с её сбором, хранением и переработкой. Для функционирования в современном обществе человеку очень важно владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему свободно оперировать современными информационными технологиями.
Существует объективное мнение, что обучающий программный продукт должен быть результатом совместной работы множества специалистов из разных областей знаний для того, чтобы облегчить учащимся процесс самообразования. Стремительность развития общества и информационных технологий требует появления новых специалистов, владеющих не только своим предметом и методикой его преподавания, но и информационными технологиями. Поэтому необходимость повышения качества учебного процесса, а также расширения его возможностей стоит сейчас на первом месте, в том числе и подготовка самих преподавателей.
Анализ практической деятельности высших образовательных учреждений, а так же научно-педагогических источников позволили установить, что в настоящее время до сих пор остается актуальной проблема поиска новых подходов к обучению педагогов, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса, а также повышения уровня профессиональных качеств педагогов не только в области знаний своего предмета, но и в использовании информационных технологий в профессиональной деятельности.
Дисциплина «Компьютерный практикум» является базовой составляющей информационной подготовки студентов педагогов, под которой нужно понимать обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку в области информатики и использования средств информационных и коммуникационных технологий с целью осуществления 7
педагогической деятельности и информационного взаимодействия как между участниками образовательного процесса, так и между пользователями интерактивных средств обучения, функционирующих на базе информационных и коммуникационных технологий.
В современных условиях массового высшего образования традиционная образовательная среда во многом утрачивает свои информационные, коммуникативные и обучающие функции. С целью обеспечения соответствия новым, более современным требованиям, дидактика высшей школы вырабатывает новые подходы к формированию учебно-методического обеспечения учебного процесса в системе высшего профессионального образования.
Для этого преподаватели должны владеть знаниями в области методических и технологических проблем современной дидактики высшей школы, основами научно-методической и учебно-методической работы, включающей: структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал, методы методической проработки профессионально - ориентированного материала, методы и приемы составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематику учебных и воспитательных задач, методы и приемы устного и письменного изложения предметного материала, основы создания понятного текста и пр.
Актуальность исследования обусловлена фундаментальными изменениями в сфере образования, которые вызваны новым пониманием целей и ценностей образования, разработкой и внедрением информационных технологий.
Все вышесказанное позволило определить цель нашего исследования: разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины «Компьютерный практикум».
Объект исследования: учебный процесс по дисциплине «Компьютерный практикум».
Предмет исследования: учебно-методическое обеспечение дисциплины «Компьютерный практикум».
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
1) Охарактеризовать учебный процесс по дисциплине «Компьютерный практикум».
2) Определить педагогические технологии для преподавания дисциплины «Компьютерный практикум».
3) Разработать учебно-методическое обеспечение дисциплины
«Компьютерный практикум».
4) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Компьютерный практикум».
5) Провести экспертизу электронного обучающего курса «Компьютерный практикум» и проанализировать ее результаты.
Методы исследования:
- теоретический метод, который включает анализ научной литературы по психолого-педагогическим аспектам, анализ научной литературы по информационным аспектам, анализ научной литературы по методическим аспектам, анализ научной литературы по специальным аспектам, касающимся образования, и анализ нормативно-правовых документов в области образования;
- эмпирический метод состоит в проведении опытно-экспериментальной работы по экспертизе электронного обучающего курса «Компьютерный практикум» в учебном процессе с последующей обработкой результатов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 2 приложений.
Решая первую задачу, нами была проанализирована специфика дисциплины «Компьютерный практикум», цели преподавания дисциплины, задачи изучения дисциплины, формирование компетенций.
Проведя анализ, мы сделали вывод, что процессы информатизации современного общества характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Данные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах образования. Человек должен владеть определенными знаниями, умениями и навыками, позволяющими свободно оперировать современными информационными технологиями.
Решая вторую задачу, нами были раскрыты теоретические основы применения педагогических технологий в учебном процессе. Проанализированы современные представления о педагогической технологии следующих авторов: В.П. Беспалько, И.В.Аркусова. В данной работе мы будем придерживаться представления В.П.Беспалько.
«Педагогическая технология» - это содержательная техника реализации учебного процесса.
Так же мы рассмотрели классификации педагогических технологий в учебном процессе. Выявили педагогические технологии, способствующие формированию компетенций по дисциплине «Компьютерный практикум».
Для формирования выделенных компетенций были выявлены следующие наиболее эффективные технологии: Информационная, Проектная, КСО.
Таким образом, мы выделили несколько технологий, которые помогут нам достичь желаемых результатов обучения по дисциплине.
Решая третью задачу, нами были раскрыты понятия учебно-методического обеспечения различных авторов. В нашей работе мы будем придерживаемся определения П.И. Образцова который под методическим обеспечением учебного процесса понимает совокупность дидактических средств, позволяющих преподавателю организовать свою педагогическую деятельность, сделать ее результативной и эффективной. Также в рамках работы мы разработали учебно-методическое обеспечение лабораторных работ и фонда оценочных средств по дисциплине «Компьютерный практикум» в полном объеме.
Решая четвертую задачу нашего исследования, нами были проанализированы понятия педагогических программных средств Горлушкиной Н.Н., Роберта И.В. и других авторов. За рабочее понятие нами было взято понятие Горлушкиной Н.Н, которая рассматривает педагогические программные средства как технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и телекоммуникационных технологий. Проанализировали виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР), данные в положении об ЭОР (СФУ) и определили, что наш электронный образовательный ресурс относится к электронному обучающему курсу. Электронный обучающий курс (ЭОК) представляет собой ресурс, содержащий комплекс учебно-методических материалов, реализованных в информационной обучающей системе. Электронный курс мы разработали в инструментальной среде Moodle, так как она дает преподавателю обширный инструментарий для представления учебно-методических материалов курса, проведение теоретических и практических занятий, организацию учебной деятельности студентов как индивидуальной, так и групповой.
Решая пятую задачу, мы проанализировали теоретические основы проведения опытно-экспериментальной работы, которая заключается в методе экспертных оценок:
Метод экспертных оценок — разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются эксперты — высококвалифицированные специалисты в определенной области деятельности. Метод подразумевает компетентное участие специалистов в анализе и решении рассматриваемой проблемы.
Оценка электронного обучающего курса проходила по девятнадцати критериям. В экспертизе электронного курса приняли участие 5 экспертов: (1 преподаватель с кафедры СОТ, 1 преподаватель «КГБПОУ Канский
технологический колледж», председатель цикловой комиссии «математики и информатики»», 3 специалиста отдела информатизации СФУ.).
По результату экспертной оценки средний балл 1,505 таким образом можно сказать что курс разработан в соответствии с критериями, представленными в положения СФУ электронные образовательные ресурсы и может быть внедрен в учебный процесс.
Проанализировав результаты экспертного оценивания, мы доработали электронный обучающий курс, учитывая полученные замечания.
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года>
2 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р <06 утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года>
3 Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 (ред. от 02.02.2017) "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы"
4 Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года. - Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm
5 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования. [Электронный ресурс]: Приказ от 4 декабря 2015 г. N 1426 об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.01 педагогическое образование (квалификация (степень) "бакалавр"). - Режим доступа:
http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
6 Образцов П.И., Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. Монография / П. И. Образцов. - Орел, 2013
7 Гершунский Б.С., Философия образования: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. / Г ершунский Б.С. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432 с.
8 Машбиц Е. И. Методические рекомендации по проектированию обучающих программ. / Е. И. Машбиц -Киев, 2011
9 Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / Роберт, И. В. - Москва: Школа-Пресс, 2013
10 Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства: Учебное
пособие / Горлушкина Н.Н. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский
национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,2004.
11 Елочкин М.Е., Брановский Ю.С., Николаенко И.Д., Информационные технологии. - М.: Оникс, 2007. - 256 с.
12 Ваграменко Я.А., Об основных направлениях информатизации педагогического образования [Текст] / Ваграменко Я.А. // Педагогическая информатика. - 2004. - №1.-С.19-30. - С. 2004
13 М.П. Лапчик, М.П. Рагулина, Н.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. Методика обучения информатике. Учебное пособие. - СПб.: Лань, 2016. - 392 с.
14 Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». Работа в Windows, Word, Excel. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 272 с.
15 Учебный план 44.03.04.18 «Профессиональное обучение (информатика
и вычислительная техника)» [Электронный ресурс]// Институт педагогики, психологии и социологии 2013 Режим доступа: http://edu.sfu-
kras.ru/sites/edu.sfu-kras.ru/files/oop/plans/44.03.04.18_2013_Och.pdf
16 Захарова Т.Б., Самылкина Н.Н. Программы методической подготовки бакалавров педагогического образования по профилю "Информатика" с учетом требований ФГОС ВПО третьего поколения. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 376 с.
17 Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Н. В. Валуева, М.: Оникс, 2010. - 154 с.
18 Аркусова И.В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения)/ И.В. Аркусова. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2014. - 128 с.
19 Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий/ М.А. Чошанов. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 240 с.
20 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В.П. Беспалько
- М., 2004. - 192 с.
21 Монахов В.М. Проектирование программ развития учащихся/В.М. Монахов. М.- Новокузнецк, ИПК, 2014.
22 Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования/ Б.Т. Лихачев - М.: Владос, 2014. - 336 с.
23 Шепель В.М. Менталитет руководителя. Управленческое мышление. - М.: Народное образование, 2010. - 352 с.
24 Юнеско «Инфомратика для всех». - М.:2016.
25 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/ Г.К. Селевко.
- М.: 2005.
26 Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики (комплект из 2 книг).
- М.: Амрита, 2012. - 654 с.
27 Е.И. Пассов. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. - М.: Златоуст, 2015. - 172 с.
28 Фрейе С. Антология гуманной педагогики Фрейе. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224 с.
29 Марио Алонсо Пуиг. Создай себя заново. Твой второй шанс. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. - 174 с.
30 Савельев А.Я. Модель формирования специалиста с высшим образованием на современном этапе / [А.Я. Савельев, Л.Г. Семушина, В.С. Кагерманьян]. — М., 2005. - 72 с.
31 Богдановская И. М., Зайченко Т. П., Проект Ю. Л. Информационные технологии в педагогике и психологии. - Санкт-Петербург.: Питер, 2017. - 143с.
32 Шмаков С.А. Игры шутки - игры минутки- М.: Новая школа, 1996. - 112 с.
33 Валентина Тимофеева, Виктор Пельменев и Светлана Силина. Инновационная форма системы непрерывного профессионального образования. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 144 с.
34 А.М. Матюшкин. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. - М.: КДУ, 2009. - 190 с.
35 Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения: дидактика в диалогах. — М.: Народное образование, 2004. — 352 с.
36 Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.2013
37 Пальчевский, Б. В. Учебно-методический комплекс средств обучения / Б. В. Пальчевский, Л. С. Фридман. Советская педагогика N6, 1991г. 26-32 с.
38 Харченко, Л. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг / Л. Харченко. - Москва: Директ-Медиа, 2014г.
39 Положение СФУ о требованиях к учебно-методическому обеспечению
дисциплин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://about.sfu-
kras.ru/docs/9739/pdf/691245
40 Образовательная программа высшего профессионального образования Информатика и вычислительная техника (44.03.04.18) [Электронный ресурс] // Институт педагогики, психологии и социологии 2013 - Режим доступа: http://edu.sfu-kras.ru/sites/edu.sfu- kras.ru/files/oop/programs/vpo/OP_44.03.04. 18_2013g.pdf
41 Положение СФУ о фонде оценочных средств образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры 2014 -[Электронный ресурс] Режим доступа: http://about. sfu-kras.ru/docs/9157/pdf/546194
42 Потеев, М.П. Введение в профессионально-педагогическую специальность: Учеб. пособие / Потеев, М. И. - Санкт-Петербург: Санкт- Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2012. - 126 с.
43 Требования к ППС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wiki.irkutsk.ru/index.php/T ребования_к_ППС
44 Положение об электронных образовательных ресурсах ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» от 17 июн 2013 г., № ПВД УУ — 2013.
45 Зимина, О. В. Рекомендации по созданию электронного учебника. [Электронный ресурс] / О. В. Зимина, А. И. Кириллов - Режим доступа: http: //www.academiaxxi .ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm
46 Зайнутдинова, Л. X. Создание и применение электронных учебников / Л. X. Зайнутдинова. - Астрахань, ООО "ЦНТЭП", 2009. 364 с.
47 Статья. Что такое Moodle и как он помогает организовать среду дистанционного обучения?, 2011, http://moi-uni.ru/mod/page/view.php?id=52
48 Метод экспертных оценок [Электронный ресурс] Файловый архив для студентов. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3994247/
49 Орлов, А.И. Экспертные оценки. Учеб. Пособие/ А.И. Орлов. - М.: 2002.
50 Закон РФ "Об образовании" N 3266-1. / Закон РФ «Об образовании». Статья 2: текст с изм. и доп. на 2009 год. - М.: ЭКСМО, 2009. - 96 с.
51 Закон РФ "Об образовании" N 3266-1. / Закон РФ «Об образовании». Статья 14.1, Статья 14.2: текст с изм. и доп. на 2009 год. - М.: ЭКСМО, 2009. - 96 с. (Российское законодательство)
52 Алексеев А. Специальная информатика: Учебное пособие/ А. Алексеев, Г. Евсеев, С. Симонович - М.: АСТ-ПРЕСС: Информком-Пресс, 2012. -480с.
53 Могилев А.В. Информатика, Учебник для ВУЗов/ А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер - М., Издательство Academa, 2013
54 Виленский М.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучении в высшей школе/ М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. - М.: Педагогическое общество России, 2014
55 Гафурова Н.В, Введение в информационные технологии: учебное пособие/ Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова -Красноярск ГАЦМиЗ., 2001. -80с.
56 Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших педагоги-ческих учебных заведений/ И.П Подласый— М., 2012.
57 Симонович С.В., Информатика, Базовый курс, Учебник для ВУЗов/ С.В. Симонович - СПб: Издательство «Питер» 2011.
58 Образцов П.П. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе / П.П. Образцов Высшее образование в России. - 2012
59 Бабич В. И. и др. Методическое руководство по написанию педагогических программных средств. / В. И. Бабич Львов, 2012
60 Симоновича С. В. Информатика. Базовый курс. Учебник для ВУЗов/ С.
В. Симоновича - СПб.: Питер, 2014 - 640 с.
61 Ковалевская Е. В. Программа, методические указания и задания для выполнения лабораторных работ по курсу «Технология разработки ПО»/ Е. В. Ковалевская -М; МЭСИ, 2011 - 32 с.
62 Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний/ Н. Ф. Талызина - М.: Изд-во МГУ, 2012 - 343 с.
63 Компьютерный практикум [электронный курс]: электронный обучающий курс / сост.: А.Ю. Янушкявичюс // Система электронного обучения СФУ https://e.sfu-kras.ru/course/view.php?id=2971