Организационно-правовые аспекты управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа (на примере города Дивногорска)
|
Введение 3
1 Институт муниципального имущества и его место в системе муниципального права 5
1.1 Становление института муниципального имущества: исторический и правовой аспекты 5
1.2 Муниципальное имущество: понятие, виды, правовые режимы 15
2 Правовые аспекты регулирования управления и распоряжения
муниципальным имуществом городского округа 32
2.1 Правовые основы управления и распоряжения муниципальным
имуществом на современном этапе 32
2.2 Особенности организации системы управления и распоряжения
муниципальным имуществом в городском округе город Дивногорск Красноярского края 54
3 Совершенствование системы управления и распоряжения муниципальным
имуществом городского округа город Дивногорск 58
3.1 Муниципальные услуги как форма эффективного распоряжения
муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск 58
3.2 Проведение торгов на право заключения договоров аренды земельных
участков, находящихся в собственности муниципального образования город Дивногорск, как форма эффективного управления муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск 63
3.3 Комиссия по управлению и распоряжению муниципальным
имуществом как организационная форма эффективного управления муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск 68
Заключение 7 1
Список использованных источников 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Институт муниципального имущества и его место в системе муниципального права 5
1.1 Становление института муниципального имущества: исторический и правовой аспекты 5
1.2 Муниципальное имущество: понятие, виды, правовые режимы 15
2 Правовые аспекты регулирования управления и распоряжения
муниципальным имуществом городского округа 32
2.1 Правовые основы управления и распоряжения муниципальным
имуществом на современном этапе 32
2.2 Особенности организации системы управления и распоряжения
муниципальным имуществом в городском округе город Дивногорск Красноярского края 54
3 Совершенствование системы управления и распоряжения муниципальным
имуществом городского округа город Дивногорск 58
3.1 Муниципальные услуги как форма эффективного распоряжения
муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск 58
3.2 Проведение торгов на право заключения договоров аренды земельных
участков, находящихся в собственности муниципального образования город Дивногорск, как форма эффективного управления муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск 63
3.3 Комиссия по управлению и распоряжению муниципальным
имуществом как организационная форма эффективного управления муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск 68
Заключение 7 1
Список использованных источников 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Муниципальное имущество является основой организации и деятельности института местного самоуправления в Российской Федерации. Его место, роль и эффективное использование во многом определяют уровень развития муниципальных образований. Особую актуальность оно приобретает в современной России в эпоху экономического кризиса и бюджетного дефицита.
Современный уровень развития российского законодательства в части муниципального права, наличие в нем пробелов и норм, ограничивающих деятельность муниципальных органов власти в части эффективной реализации их правомочий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, требуют разработки путей решения обозначенных проблем.
За основу дипломной работы взяты материалы, полученные в ходе работы ее автора на должности юриста в Муниципальном казенном учреждении «Архитектурно-планировочное бюро», куда в результате реорганизации штата муниципальных служащих Администрации города Дивногорска был переведен отдел имущественных отношений в несколько измененном виде с сохранением всего функционального спектра.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью выявления эффективных направлений совершенствования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе в городском округе город Дивногорск.
Объект дипломной работы: муниципальное имущество.
Предмет дипломной работы: организационно-правовые аспекты управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Цель дипломной работы: выявление возможностей в
совершенствовании системы управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципальных образований, в том числе городского округа город Дивногорск.
Задачи:
- рассмотреть понятие муниципального имущества, его историко-правовой генезис;
- изучить виды муниципального имущества, его правовые режимы;
- проанализировать нормативно-правовую основу управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- определить порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, его структурные особенности и системную специфику (применительно к муниципальному образованию город Дивногорск Красноярского края);
- выявить проблемы управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- разработать возможные пути совершенствование системы управления и распоряжения муниципальным имуществом (на примере городского округа город Дивногорск).
Методы исследования: анализ документов, метод компаративистики (сравнительного правоведения), метод аналогии, диалектический метод, юридико-технический метод, метод правотворческого эксперимента.
Современный уровень развития российского законодательства в части муниципального права, наличие в нем пробелов и норм, ограничивающих деятельность муниципальных органов власти в части эффективной реализации их правомочий в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, требуют разработки путей решения обозначенных проблем.
За основу дипломной работы взяты материалы, полученные в ходе работы ее автора на должности юриста в Муниципальном казенном учреждении «Архитектурно-планировочное бюро», куда в результате реорганизации штата муниципальных служащих Администрации города Дивногорска был переведен отдел имущественных отношений в несколько измененном виде с сохранением всего функционального спектра.
Актуальность дипломной работы обусловлена необходимостью выявления эффективных направлений совершенствования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом, в том числе в городском округе город Дивногорск.
Объект дипломной работы: муниципальное имущество.
Предмет дипломной работы: организационно-правовые аспекты управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Цель дипломной работы: выявление возможностей в
совершенствовании системы управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципальных образований, в том числе городского округа город Дивногорск.
Задачи:
- рассмотреть понятие муниципального имущества, его историко-правовой генезис;
- изучить виды муниципального имущества, его правовые режимы;
- проанализировать нормативно-правовую основу управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- определить порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, его структурные особенности и системную специфику (применительно к муниципальному образованию город Дивногорск Красноярского края);
- выявить проблемы управления и распоряжения муниципальным имуществом;
- разработать возможные пути совершенствование системы управления и распоряжения муниципальным имуществом (на примере городского округа город Дивногорск).
Методы исследования: анализ документов, метод компаративистики (сравнительного правоведения), метод аналогии, диалектический метод, юридико-технический метод, метод правотворческого эксперимента.
В дипломной работе исследуется специфика организационных и правовых вопросов системы управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа. Проведен анализ основополагающих элементов, определена историко-правовая линия развития института муниципальной собственности, дана характеристика дефиниции, определена видовая классификация н рассмотрено содержание правовых режимов муниципального имущества. Рассмотрены вопросы правового и организационного характера в части построения системы управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск. Были рассмотрены общие и частные вопросы управления и распоряжения муниципальным имуществом, сделан акцент на ряде актуальных вопросов муниципальных имущественных правоотношений.
Была определена структурная специфика организации и функционирования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом. Рассмотрена комплексная система управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск, при которой принятие управленческих решений осуществляется муниципальными органами власти, в то время как подготовка к их рассмотрению и принятию и контроль их исполнения - муниципальными казенными учреждениями. Данная организационная структура обеспечивает эффективное распределение полномочий и ресурсов для обеспечения функционирования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Автором выносятся на защиту нижеизложенные положения дипломной работы, охватывающие ряд проблемных аспектов системы управления и распоряжения муниципальным имуществом, выявленные в ходе анализа нормативной правовой базы и практики правоприменения, и ряд предложений по их урегулированию.
Важным моментом, требующим нормативного обоснования при принятии органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования решения о необходимости и определения возможности расторжения договора аренды в случае установления факта государственной регистрации объектов недвижимости и их фактическом расположении на земельном участке. В случае если объекты недвижимости имеются, в сложившейся судебной практике существуют две позиции по данному вопросу: позиция 1 - если на земельном участке находится недвижимость арендатора, арендодатель вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, позиция 2 - если на земельном участке находится недвижимость арендатора, арендодатель не вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Исходя из положений норм гражданского и земельного законодательства, рассмотренных в дипломной работе, собственникам объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приобретение прав на такие земельные участки.
Для разрешения обозначенного вопроса о возможности расторжения договора, автор дипломной работы считает необходимым выяснить, зарегистрировано ли право арендатора на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, и, если такое право зарегистрировано, целесообразными вариантами более эффективного использования земельного участка будут являться следующие: предложить арендатору выкупить земельный участок; предложить арендатору уменьшить площадь земельного участка; при наличии задолженности по арендным платежам, обратиться в суд с заявлением о признании арендатора банкротом.
Актуальным остается вопрос предоставления муниципальных земельных участков без проведения торгов льготным категориям граждан в зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условий - вопрос реализации права первоочередного получения инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В нормативно-правовых источниках по данному вопросу в действующей конструкции нормативных положений отсутствует непосредственное указание юридической значимости нуждаемости субъекта права в улучшении жилищных условий. Данный вопрос предлагается разрешить с использованием системного толкования. Из взаимосвязи правовых норм следует, что право обозначенной льготной категории граждан на первоочередное получение земельного участка связано с нуждаемостью их в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, следует отметить, что судебная практика по данному роду дел сложилась в отношении земельных участков, испрашиваемых инвалидами для индивидуального жилищного строительства. Однако до сих пор остается проблемным вопрос о том, возможно ли ставить в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий его право на получение земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Следует полагать, что разрешение данного вопроса необходимо проводить по аналогии с вышеобозначенной судебной практикой правоприменения.
Эффективное использование муниципального имущества посредством организации публичных процедур в форме проведения торгов должно осуществляться с учетом текущей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании. С учетом актуальных изменений в земельном законодательстве Российской Федерации, разработаны проекты распоряжений администрации городского округа, содержащие нормативно обоснованное и регламентированное решение о проведении торгов в форме аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, рассмотрены общие и особенные аспекты эффективного управления земельными участками с учетом социально-экономического потенциала предоставляемого в аренду объекта недвижимости.
Организационная структура системы управления и распоряжения муниципальным имуществом требует совершенствования нормативной базы. В период экономического кризиса в современной России, сопровождающим его бюджетным дефицитом, перед исполнительными органами местного самоуправления стоит комплексная задача эффективной организации системы управления и распоряжения муниципальным имуществом, представленная в двух аспектах: с одной стороны, необходимо уделять должное внимание работе, связанной с использованием муниципального имущества; с другой стороны, нехватка финансовых ресурсов требует уменьшения штатного персонала местной администрации.
В данной связи видится необходимым модернизация организационной структуры системы управления и распоряжения муниципальным имуществом. В анализируемом городском округе город Дивногорск она представлена наряду с администрацией города также муниципальными казенными учреждениями. Для слаженной организации их деятельности автором дипломной работы разработаны проекты организационно-нормативных источников.
Так, с целью совершенствования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом на примере городского округа город Дивногорск, автором дипломной работы были разработаны административные регламенты оказания муниципальных услуг в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, имеющие своей целью организационную регламентацию деятельности органов и учреждений администрации города Дивногорска, определяющими сроки, компетенцию, ответственность и информирование граждан.
Данные регламенты будут способствовать построению эффективного организационного взаимодействия структурных элементов процесса оказания муниципальных услуг в муниципальном образовании город Дивногорск Красноярского края, обеспечивая надлежащий уровень качества, контроль исполнения и эффективное регулирование сроков.
С целью комплексного совершенствования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом был разработан проект положения о комиссии по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования город Дивногорск Красноярского края. Оно также может быть принято за основу решения организационных вопросов в иных муниципальных образованиях.
Была определена структурная специфика организации и функционирования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом. Рассмотрена комплексная система управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа город Дивногорск, при которой принятие управленческих решений осуществляется муниципальными органами власти, в то время как подготовка к их рассмотрению и принятию и контроль их исполнения - муниципальными казенными учреждениями. Данная организационная структура обеспечивает эффективное распределение полномочий и ресурсов для обеспечения функционирования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Автором выносятся на защиту нижеизложенные положения дипломной работы, охватывающие ряд проблемных аспектов системы управления и распоряжения муниципальным имуществом, выявленные в ходе анализа нормативной правовой базы и практики правоприменения, и ряд предложений по их урегулированию.
Важным моментом, требующим нормативного обоснования при принятии органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования решения о необходимости и определения возможности расторжения договора аренды в случае установления факта государственной регистрации объектов недвижимости и их фактическом расположении на земельном участке. В случае если объекты недвижимости имеются, в сложившейся судебной практике существуют две позиции по данному вопросу: позиция 1 - если на земельном участке находится недвижимость арендатора, арендодатель вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, позиция 2 - если на земельном участке находится недвижимость арендатора, арендодатель не вправе отказаться от договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Исходя из положений норм гражданского и земельного законодательства, рассмотренных в дипломной работе, собственникам объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приобретение прав на такие земельные участки.
Для разрешения обозначенного вопроса о возможности расторжения договора, автор дипломной работы считает необходимым выяснить, зарегистрировано ли право арендатора на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, и, если такое право зарегистрировано, целесообразными вариантами более эффективного использования земельного участка будут являться следующие: предложить арендатору выкупить земельный участок; предложить арендатору уменьшить площадь земельного участка; при наличии задолженности по арендным платежам, обратиться в суд с заявлением о признании арендатора банкротом.
Актуальным остается вопрос предоставления муниципальных земельных участков без проведения торгов льготным категориям граждан в зависимости от их нуждаемости в улучшении жилищных условий - вопрос реализации права первоочередного получения инвалидами и семьями, имеющими детей - инвалидов земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. В нормативно-правовых источниках по данному вопросу в действующей конструкции нормативных положений отсутствует непосредственное указание юридической значимости нуждаемости субъекта права в улучшении жилищных условий. Данный вопрос предлагается разрешить с использованием системного толкования. Из взаимосвязи правовых норм следует, что право обозначенной льготной категории граждан на первоочередное получение земельного участка связано с нуждаемостью их в улучшении жилищных условий.
Вместе с тем, следует отметить, что судебная практика по данному роду дел сложилась в отношении земельных участков, испрашиваемых инвалидами для индивидуального жилищного строительства. Однако до сих пор остается проблемным вопрос о том, возможно ли ставить в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий его право на получение земельного участка для ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Следует полагать, что разрешение данного вопроса необходимо проводить по аналогии с вышеобозначенной судебной практикой правоприменения.
Эффективное использование муниципального имущества посредством организации публичных процедур в форме проведения торгов должно осуществляться с учетом текущей социально-экономической ситуации в муниципальном образовании. С учетом актуальных изменений в земельном законодательстве Российской Федерации, разработаны проекты распоряжений администрации городского округа, содержащие нормативно обоснованное и регламентированное решение о проведении торгов в форме аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, рассмотрены общие и особенные аспекты эффективного управления земельными участками с учетом социально-экономического потенциала предоставляемого в аренду объекта недвижимости.
Организационная структура системы управления и распоряжения муниципальным имуществом требует совершенствования нормативной базы. В период экономического кризиса в современной России, сопровождающим его бюджетным дефицитом, перед исполнительными органами местного самоуправления стоит комплексная задача эффективной организации системы управления и распоряжения муниципальным имуществом, представленная в двух аспектах: с одной стороны, необходимо уделять должное внимание работе, связанной с использованием муниципального имущества; с другой стороны, нехватка финансовых ресурсов требует уменьшения штатного персонала местной администрации.
В данной связи видится необходимым модернизация организационной структуры системы управления и распоряжения муниципальным имуществом. В анализируемом городском округе город Дивногорск она представлена наряду с администрацией города также муниципальными казенными учреждениями. Для слаженной организации их деятельности автором дипломной работы разработаны проекты организационно-нормативных источников.
Так, с целью совершенствования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом на примере городского округа город Дивногорск, автором дипломной работы были разработаны административные регламенты оказания муниципальных услуг в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, имеющие своей целью организационную регламентацию деятельности органов и учреждений администрации города Дивногорска, определяющими сроки, компетенцию, ответственность и информирование граждан.
Данные регламенты будут способствовать построению эффективного организационного взаимодействия структурных элементов процесса оказания муниципальных услуг в муниципальном образовании город Дивногорск Красноярского края, обеспечивая надлежащий уровень качества, контроль исполнения и эффективное регулирование сроков.
С целью комплексного совершенствования системы управления и распоряжения муниципальным имуществом был разработан проект положения о комиссии по управлению и распоряжению муниципальным имуществом муниципального образования город Дивногорск Красноярского края. Оно также может быть принято за основу решения организационных вопросов в иных муниципальных образованиях.



