Введение…………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты формирования культуроведческой
компетенции в основной общей школе……………………………………. 8
1.1Компетентностный подход в обучении…………………………………
…
8
1.2 Понятие культуроведческой компетенции…………………………….
1.3 Фразеологизмы: классификация и признаки…………………………... 15
Понятие культуроведческой компетенции………………………………
13
22
2 Методические аспекты формирования культуроведческой
компетенции при изучении раздела “Фразеология” ……………………… 29
2.1 Анализ учебников на предмет отражения заданий формирующих
культуроведческую компетенцию при изучении раздела Фразеология ………… 29
2.2 Методические рекомендации по формированию культуроведческой
компетенции на уроках русского языка приизучении раздела
“Фразеология” в 5-6 классе……………………………………….. …………
………….
Заключение …………………………………...……………………..………. 3847
Список использованных источников …………………………...………... 49
Одно из основных тенденций современного языкового образования
является реализация культуроведческого аспекта при изучении родного
языка. Овладение духовными ценностями и культурой народа прочно
связано с изучением языка как средства выражения и отражения
национальной культуры. По этой причине в содержании обучения русскому
языку представлен культуроведческий элемент.
Особое значение познания языка как одной из сторон культуры народа
для общего и речевого развития школьников отмечают исследователи Е. А.
Быстрова, А. Д. Дейкина, М. Р. Львов, Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова,
которые связывают данный процесс с формированием языковой личности
школьников и культуроведческой (этнокультуроведческой, лингвокультурол
огической) компетенции как ее важной составляющей.
Необходимо отметить, что в среднем языковом образовании
культуроведческая компетенция заявляется на уровне целей и задач: в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования указывается, «что предметные результаты освоения программы
по русскому языку должны отражать формирование первоначальных
представлений о языке как основе национального самосознания; понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры» [44,10]. Культуроведческая компетенция предполагает понимание
русского языка как формы выражения национальной культуры, национальнокультурной специфики русского языка и обеспечивается совокупностью
знаний о материальной и духовной культуре русского народа, о его
социально-культурных стереотипах речевого общения, единицах с
национально-культурным компонентом значения.6
В целом формирование культуроведческой компетенции является
приоритетным направлением в современной методике обучения русскому
языку. Данное направление имеет ряд теоретических положений,
практических наработок, исследований экспериментального характера,
которые могут помочь педагогу организовать работу учащихся, приобщить
их к культуре народа, научиться воспринимать и понимать ценности
национального и общего характера, что имеет большое значение при
формировании культурно развитой личности.
Цель работы – изучить теоретический и методический аспект
формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка,
при изучении раздела «Фразеология».
Объект исследования – культуроведческая компетенция.
Предмет исследования - формирование культуроведческой компетенции
в процессе обучения русскому языку.
Задачи:
1.Изучить понятия «компетенция» и «компетентностный подход»,
представленные в научно-методической литературе.
2. Раскрыть сущность культуроведческой компетенции, её компонентов
формируемых на уроках русского языка при изучении раздела
«Фразеология».
3. Раскрыть содержание понятия фразеологии как самостоятельного
раздела, имеющего свою классификацию и свои признаки.
4. Проанализировать содержание учебно-методических комплексов на
предмет отражения в них заданий, способствующих формированию
культуроведческой компетенции.
5. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование
культуроведческой компетенции при изучении раздела «Фразеология».
В качестве методологической основы исследования используются работы
отечественных методистов Е.А. Быстровой, Т.М. Пахновой, И.А. Шевченко,7
Н.Л. Мишатиной по проблеме формирования кульутуроведческой
компетенции.
Направление работы определило следующие методы исследования:
•метод анализа научной и методической литературы;
•метод синтеза полученной информации.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического
инструментария для исследования уровней сформированности
культуроведческой компетенции у школьников. В работе проанализирован,
обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме,
который может быть использован учителями, руководителями в своей
педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к
курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные
на формирование культуроведческой компетенции, можно использовать в
школьной практике и вузовском курсе «Методика обучения русскому
языку».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников,
включающего 51 наименование.
Общий объем работы печатных листов.52
В данной работе нами была рассмотрена важная проблема –
формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка
при изучении раздела «Фразеология» в 5 и 6 классах.
В ходе рассмотрения теоретических положений, сформулированных
отечественными методистами Е.А. Быстровой, Т.М. Пахновой,
И.А.Шевченко, Н. Л. Мишатиной, было установлено, что идея совместного
изучения языка и культуры существует уже давно, а введения понятия
культуроведческой компетенции в теоретический и практический курс
изучения русского языка является закономерным процессом, в ходе которого
цели и задачи обучения переосмысляются в соответствии с новыми
образовательными стандартами. Они находят свое отражение в положениях
Федерального государственного образовательного стандарта о среднем
общем образовании
Необходимо отметить, что общего определения понятия “компетенции”
не существует. В ходе анализа различных точек зрения на содержание
данного понятия возникла необходимость сформулировать общее
определение: компетенция – есть совокупность знаний, умений, навыков,
которые используются для выполнения определенной деятельности,
позволяющих личности достигать различных целей и задач. В контексте
изучения русского языка компетенцию можно понимать как совокупность,
знаний, умений, навыков, формирующихся в процессе изучения русского
языка, обеспечивающих умение пользоваться его ресурсами.
Формирование культуроведческой компетенции предполагает
понимание русского языка как формы воплощения национальной культуры,
его национально-культурных особенностей, связи между языком и
историческими событиями, происходящими в жизни русского народа.49
Говоря о содержании культуроведческой компетенции, нужно отметить,
что в качестве основы был использован подход С. В. Плотниковой и И. А.
Чилоковой, который предполагает рассмотрение следующих компонентов
культуроведческой компетенции: когнитивного, мотивационного,
операционно-деятельностного и поведенческого.
Анализ учебно-методических комплексов под редакцией Е.А.
Быстровой, А.Д. Шмелева, В.В. Бабайцевой и М.Т. Баранова на предмет
отражения в них заданий, направленных на формирование компонентов
культуроведческой компетенции, показал возможные проблемы
формирования культуроведческой компетенции, которые могут возникнуть
при изучении раздела «Фразеология», а именно: неполное отражение
компонентов культуроведческой компетенции в содержании практических
заданий; недостаточное освещение теоретического материала, в учебном
комплексе под редакцией А.Д.Шмелева, автор не классифицирует
фразеологические обороты с позиции их происхождения, что может привести
к недостаточному освоению культурных и исторических фактов,
затрагиваемых при работе с разделом «Фразеология».
Для эффективного формирования культуроведческой компетенции и
отражения в дидактическом материале всех необходимых компонентов был
разработан ряд упражнений, которые могут быть использованы на уроках
русского языка при изучении раздела «Фразеология».
. Аникин, В.П. Русское устное народное творчество / В.П.Аникин. – Москва
: Высшая Школа, 2011 – 726с.
2. Аринина, Н. Л. Уроки прекрасного / Н.Л, Аринина- Москва: Просвещение,
1983. – 127с.
3. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека/ Н.Д. Арютонова - Москва: Языки
русской культуры.,2013. - 896с.
4. Бабайцева, В.В Русский язык 5-9 класс: учебник /В.В. Бабайцева – Москва:
Дрова. – 2012. – 321с.
5. Баранов, М.Т. Русский язык 6 класс: учебник/ М.Т. Баранов – Москва:
Просвещение, – 2015. – 191с.
6. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества/ М.М. Бахтин – Москва:
Искусство, 1979. – 424с.
7. Бердяев, Н.А. Философия творчества, культуры и искусств/ Н.А. Бердяев. –
Москва: Искусство, 2011. – 1052с.
8. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - Москва: Правда,
1989. - 608с.
9. Бесков, И.А. Как возможно творческое мышление. – Москва: ИФ РАН,
1993. – 197с.
10. Быстрова, Е.А. Русский язык для 6 класса: учебник/ Е.А. Быстрова –
Москва: Русское слово, 2014. – 208с.
11. Быстрова, Е.А. Культуроведческая функция русского языка в системе его
преподавания/ Е.А. Быстрова – Москва: Дрофа, 2004 – 342с.
12. Быстрова, Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию
мы формируем на уроках/Е.А.Быстрова // Русская словесность. - 2012. - №1.-
С. 11-15.
13. Буслаев, Ф. И. О преподавании отечественного языка/ Ф.И. Буслаев –
Москва: Либроком, 2010. – 315с.51
14. Вайсгербер, Й.Л. Родной язык и формирование духа/ Й.Л. Вайсгербер -
Москва: Едиториал УРСС, 2004. - 232с.
15. Виньков, Ю.В. Пословицы как средство развития речи. /Ю.В. Виньков //
Русский язык в школе. - 2005. - №2.- С.9-16
16. Городецкая, В.М. Лингвокультурологические задачи. / В.М. Городецкая//
Русский язык в школе. - 2013. - №2.- С.15-18
17. Доманский, В. А Культуроведческий подход к изучению словесности в
школе: учебное пособие / В.А.Доманский. – Москва: Флинта, 2002. – 368с.
18. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированные технологии профессионального
развития специалиста: учебное пособие / Э. Ф. Зеер - Екатеринбург:
Издательство УГППУ, 1999. – 126с.
19. Жуков, В.П, Семантика фразеологических оборотов: учебное пособие /
В.П.Жуков - Москва: Просвещение, 1978. –158с.
20. Кичёва, Н.А. Этнокультурная направленность уроков русского языка.
/Н.А. Кичёва // Русский язык в школе. – 2009. - №2.- С.24-30.
21. Князев, Е.Н. Начала нелинейного мышления. / Е.Н.Князева// - ОНС . -
2011. - №4. – С. 38-51
22. Крюковских, А. П. Словарь исторических терминов/ А.П.Крюковских –
Санкт-Петербург: Лита, 1998. – 464с.
23. Кулаева, Г.М. О формировании у учащихся ценностного отношения к
русскому языку/ Г.М.Кулаева// Русский язык в школе. – 2011. – № 8. – С.3 –
7.
24. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка:
учебное пособие/ Т.А. Ладыженская. – Москва: Просвещение, 2005 – 240с.
25. Леонтьева, В.И. Образование как феномен культуротворчества/ В.И.
Леонтьева - М: Социс, 2005. - 142с.
26. Львов, М.Р. Роль родного языка в становлении духовного мира личности.
/М.Р.Львов // Русский язык в школе. – 2001. - №4. – С. 8- 13.
27. Львова, С.И. Развитие языкового чутья и опора на него в обучении
родному языку. /С.И.Львова // Русская словесность. 2013. - №1.- С. 9-10.52
28. Львова, С.И. Школьный курс русского языка в контексте современного
целеполагания /С.И.Львова// Русская словесность. 2004. - №3.
29. Мишатина, Н. Л. Лингвокультурологические задачи на уроках русского
языка./Н.Л. Мишатина // Русский язык в школе. – 2005. - №4.- С.11-14.
30. Мишатина, Н. Л. Современная методика: инновационный путь развития.
/Н.Л. Мишатина // Русский язык в школе. – 2011. - №2. – С.6-8.
31. Музиянова, Л.А. Творческие мастерские /Л.А. Музиянова//Русский язык в
школе. – 2011. - №6.- С.76-80.
32. Мокиенко, В.М. Проблемы фразеологической семантики: учебное
пособие / В.М.Мокиенко - Санкт- Петербург: Питер, 1996. - 364с.
33. Мокиенко, В.М. Славянская фразеология: учебное пособие/В.М.
Мокиенко - Москва: Высшая школа, 1989. - 287с.
34. Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании
школьников: учебное пособие/ М.А.Никитина - Минск: Народная асвета,
2012. – 104с.
35. Новикова, Л. И. Проблемы диагностики уровня культуроведческой
компетенции учащихся. /Л.И.Новикова// Русский язык в школе - 2011. - №2.
36. Новикова, Л. И. Работа со словом на уроке русского языка.
/Л.И.Новикова// Русский язык в школе. – 2012. - №2. – С. 7-14.
37. Новикова, Т. Ф. Культурологический подход к преподаванию русского
языка: от теории к практике. /Л.И. Новикова / Русский язык в школе. – 2006. -
№3. – С.15- 18.
38. Ожегов, С.И. - Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов – Москва:
Оникс - лит, 2012. – 1376с.
39. Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к
культуре /Т.М. Пахнова// Русский язык в школе. – 2013. – №4.- С.8-16.
40. Русина, Н. Ю. Обучение созданию лингвокультурологического словаря к
художественному тексту. /Н.Ю.Русина// Русский язык в школе. – 2011. – №2.
– С.41-44.53
41. Терехова, С.Е. Культуроведческое значение устаревшей
лексики/С.Е.Терехова// Язык и личность в поликультурном пространстве. –
2014. - № 1 – С. 210-216
42. Успенский, Л.В. Слово о словах / Л.В. Успенский – Москва: Детская
литература, 1981.- 278с.
43. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: учебное пособие/
К.Д.Ушинский – Москва: Директ-медиа, 2014. - 892с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования – Москва: Минобрнауки, 2014 – 41с.
45. Хуторской, А.В. Компетентность как дидактическое понятие: учебное
пособие/ А.В. Хуторской – Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого, 2012 –
45с.
46. Шанский, Н.М. Фразеология современного русского языка /
Н.М.Шанский – Москва: Высшая школа,1985. – 165с.
47. Шанский, Н.М. Фразеологизмы современного русского языка/ Н.М.
Шанский – Москва: Высшая школа. 1969. – 232с.
48. Шанский, Н.М. В мире слов / Н.М. Шанский – Москва: Просвещение,
1985. - 319 с.
49. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка/ Н.М.
Шанский – Москва: Высшая школа, 1972. – 312с.
50.Шевченко, И.А. Работа по формированию культуроведческой
компетенции при обучении русскому языку в 5, 6, 9-х классах: учебное
пособие/И.А. Шевченко - Ярославль: Департамент образования Ярославской
области, 2011- 90с.
51. Шмелёв, А.Д. Учебник по русскому языку 5 класс: учебник/ А.Д.
Шмелев – Москва: Вентана-Граф, 2013 – 304с