ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ ФРАЗЕОЛОГИЯ
|
Введение…………………………………………………………………….. 5
1 Теоретические аспекты формирования культуроведческой
компетенции в основной общей школе……………………………………. 8
1.1Компетентностный подход в обучении…………………………………
…
8
1.2 Понятие культуроведческой компетенции…………………………….
1.3 Фразеологизмы: классификация и признаки…………………………... 15
Понятие культуроведческой компетенции………………………………
13
22
2 Методические аспекты формирования культуроведческой
компетенции при изучении раздела “Фразеология” ……………………… 29
2.1 Анализ учебников на предмет отражения заданий формирующих
культуроведческую компетенцию при изучении раздела Фразеология ………… 29
2.2 Методические рекомендации по формированию культуроведческой
компетенции на уроках русского языка приизучении раздела
“Фразеология” в 5-6 классе……………………………………….. …………
………….
Заключение …………………………………...……………………..………. 3847
Список использованных источников …………………………...………... 49
1 Теоретические аспекты формирования культуроведческой
компетенции в основной общей школе……………………………………. 8
1.1Компетентностный подход в обучении…………………………………
…
8
1.2 Понятие культуроведческой компетенции…………………………….
1.3 Фразеологизмы: классификация и признаки…………………………... 15
Понятие культуроведческой компетенции………………………………
13
22
2 Методические аспекты формирования культуроведческой
компетенции при изучении раздела “Фразеология” ……………………… 29
2.1 Анализ учебников на предмет отражения заданий формирующих
культуроведческую компетенцию при изучении раздела Фразеология ………… 29
2.2 Методические рекомендации по формированию культуроведческой
компетенции на уроках русского языка приизучении раздела
“Фразеология” в 5-6 классе……………………………………….. …………
………….
Заключение …………………………………...……………………..………. 3847
Список использованных источников …………………………...………... 49
Одно из основных тенденций современного языкового образования
является реализация культуроведческого аспекта при изучении родного
языка. Овладение духовными ценностями и культурой народа прочно
связано с изучением языка как средства выражения и отражения
национальной культуры. По этой причине в содержании обучения русскому
языку представлен культуроведческий элемент.
Особое значение познания языка как одной из сторон культуры народа
для общего и речевого развития школьников отмечают исследователи Е. А.
Быстрова, А. Д. Дейкина, М. Р. Львов, Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова,
которые связывают данный процесс с формированием языковой личности
школьников и культуроведческой (этнокультуроведческой, лингвокультурол
огической) компетенции как ее важной составляющей.
Необходимо отметить, что в среднем языковом образовании
культуроведческая компетенция заявляется на уровне целей и задач: в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования указывается, «что предметные результаты освоения программы
по русскому языку должны отражать формирование первоначальных
представлений о языке как основе национального самосознания; понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры» [44,10]. Культуроведческая компетенция предполагает понимание
русского языка как формы выражения национальной культуры, национальнокультурной специфики русского языка и обеспечивается совокупностью
знаний о материальной и духовной культуре русского народа, о его
социально-культурных стереотипах речевого общения, единицах с
национально-культурным компонентом значения.6
В целом формирование культуроведческой компетенции является
приоритетным направлением в современной методике обучения русскому
языку. Данное направление имеет ряд теоретических положений,
практических наработок, исследований экспериментального характера,
которые могут помочь педагогу организовать работу учащихся, приобщить
их к культуре народа, научиться воспринимать и понимать ценности
национального и общего характера, что имеет большое значение при
формировании культурно развитой личности.
Цель работы – изучить теоретический и методический аспект
формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка,
при изучении раздела «Фразеология».
Объект исследования – культуроведческая компетенция.
Предмет исследования - формирование культуроведческой компетенции
в процессе обучения русскому языку.
Задачи:
1.Изучить понятия «компетенция» и «компетентностный подход»,
представленные в научно-методической литературе.
2. Раскрыть сущность культуроведческой компетенции, её компонентов
формируемых на уроках русского языка при изучении раздела
«Фразеология».
3. Раскрыть содержание понятия фразеологии как самостоятельного
раздела, имеющего свою классификацию и свои признаки.
4. Проанализировать содержание учебно-методических комплексов на
предмет отражения в них заданий, способствующих формированию
культуроведческой компетенции.
5. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование
культуроведческой компетенции при изучении раздела «Фразеология».
В качестве методологической основы исследования используются работы
отечественных методистов Е.А. Быстровой, Т.М. Пахновой, И.А. Шевченко,7
Н.Л. Мишатиной по проблеме формирования кульутуроведческой
компетенции.
Направление работы определило следующие методы исследования:
•метод анализа научной и методической литературы;
•метод синтеза полученной информации.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического
инструментария для исследования уровней сформированности
культуроведческой компетенции у школьников. В работе проанализирован,
обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме,
который может быть использован учителями, руководителями в своей
педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к
курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные
на формирование культуроведческой компетенции, можно использовать в
школьной практике и вузовском курсе «Методика обучения русскому
языку».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников,
включающего 51 наименование.
Общий объем работы печатных листов.52
является реализация культуроведческого аспекта при изучении родного
языка. Овладение духовными ценностями и культурой народа прочно
связано с изучением языка как средства выражения и отражения
национальной культуры. По этой причине в содержании обучения русскому
языку представлен культуроведческий элемент.
Особое значение познания языка как одной из сторон культуры народа
для общего и речевого развития школьников отмечают исследователи Е. А.
Быстрова, А. Д. Дейкина, М. Р. Львов, Н. Л. Мишатина, Л. И. Новикова,
которые связывают данный процесс с формированием языковой личности
школьников и культуроведческой (этнокультуроведческой, лингвокультурол
огической) компетенции как ее важной составляющей.
Необходимо отметить, что в среднем языковом образовании
культуроведческая компетенция заявляется на уровне целей и задач: в
Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего
образования указывается, «что предметные результаты освоения программы
по русскому языку должны отражать формирование первоначальных
представлений о языке как основе национального самосознания; понимание
обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры» [44,10]. Культуроведческая компетенция предполагает понимание
русского языка как формы выражения национальной культуры, национальнокультурной специфики русского языка и обеспечивается совокупностью
знаний о материальной и духовной культуре русского народа, о его
социально-культурных стереотипах речевого общения, единицах с
национально-культурным компонентом значения.6
В целом формирование культуроведческой компетенции является
приоритетным направлением в современной методике обучения русскому
языку. Данное направление имеет ряд теоретических положений,
практических наработок, исследований экспериментального характера,
которые могут помочь педагогу организовать работу учащихся, приобщить
их к культуре народа, научиться воспринимать и понимать ценности
национального и общего характера, что имеет большое значение при
формировании культурно развитой личности.
Цель работы – изучить теоретический и методический аспект
формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка,
при изучении раздела «Фразеология».
Объект исследования – культуроведческая компетенция.
Предмет исследования - формирование культуроведческой компетенции
в процессе обучения русскому языку.
Задачи:
1.Изучить понятия «компетенция» и «компетентностный подход»,
представленные в научно-методической литературе.
2. Раскрыть сущность культуроведческой компетенции, её компонентов
формируемых на уроках русского языка при изучении раздела
«Фразеология».
3. Раскрыть содержание понятия фразеологии как самостоятельного
раздела, имеющего свою классификацию и свои признаки.
4. Проанализировать содержание учебно-методических комплексов на
предмет отражения в них заданий, способствующих формированию
культуроведческой компетенции.
5. Разработать комплекс упражнений, направленных на формирование
культуроведческой компетенции при изучении раздела «Фразеология».
В качестве методологической основы исследования используются работы
отечественных методистов Е.А. Быстровой, Т.М. Пахновой, И.А. Шевченко,7
Н.Л. Мишатиной по проблеме формирования кульутуроведческой
компетенции.
Направление работы определило следующие методы исследования:
•метод анализа научной и методической литературы;
•метод синтеза полученной информации.
Практическая значимость состоит в подборе диагностического
инструментария для исследования уровней сформированности
культуроведческой компетенции у школьников. В работе проанализирован,
обобщён, систематизирован теоретический материал по данной проблеме,
который может быть использован учителями, руководителями в своей
педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к
курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные
на формирование культуроведческой компетенции, можно использовать в
школьной практике и вузовском курсе «Методика обучения русскому
языку».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованных источников,
включающего 51 наименование.
Общий объем работы печатных листов.52
В данной работе нами была рассмотрена важная проблема –
формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка
при изучении раздела «Фразеология» в 5 и 6 классах.
В ходе рассмотрения теоретических положений, сформулированных
отечественными методистами Е.А. Быстровой, Т.М. Пахновой,
И.А.Шевченко, Н. Л. Мишатиной, было установлено, что идея совместного
изучения языка и культуры существует уже давно, а введения понятия
культуроведческой компетенции в теоретический и практический курс
изучения русского языка является закономерным процессом, в ходе которого
цели и задачи обучения переосмысляются в соответствии с новыми
образовательными стандартами. Они находят свое отражение в положениях
Федерального государственного образовательного стандарта о среднем
общем образовании
Необходимо отметить, что общего определения понятия “компетенции”
не существует. В ходе анализа различных точек зрения на содержание
данного понятия возникла необходимость сформулировать общее
определение: компетенция – есть совокупность знаний, умений, навыков,
которые используются для выполнения определенной деятельности,
позволяющих личности достигать различных целей и задач. В контексте
изучения русского языка компетенцию можно понимать как совокупность,
знаний, умений, навыков, формирующихся в процессе изучения русского
языка, обеспечивающих умение пользоваться его ресурсами.
Формирование культуроведческой компетенции предполагает
понимание русского языка как формы воплощения национальной культуры,
его национально-культурных особенностей, связи между языком и
историческими событиями, происходящими в жизни русского народа.49
Говоря о содержании культуроведческой компетенции, нужно отметить,
что в качестве основы был использован подход С. В. Плотниковой и И. А.
Чилоковой, который предполагает рассмотрение следующих компонентов
культуроведческой компетенции: когнитивного, мотивационного,
операционно-деятельностного и поведенческого.
Анализ учебно-методических комплексов под редакцией Е.А.
Быстровой, А.Д. Шмелева, В.В. Бабайцевой и М.Т. Баранова на предмет
отражения в них заданий, направленных на формирование компонентов
культуроведческой компетенции, показал возможные проблемы
формирования культуроведческой компетенции, которые могут возникнуть
при изучении раздела «Фразеология», а именно: неполное отражение
компонентов культуроведческой компетенции в содержании практических
заданий; недостаточное освещение теоретического материала, в учебном
комплексе под редакцией А.Д.Шмелева, автор не классифицирует
фразеологические обороты с позиции их происхождения, что может привести
к недостаточному освоению культурных и исторических фактов,
затрагиваемых при работе с разделом «Фразеология».
Для эффективного формирования культуроведческой компетенции и
отражения в дидактическом материале всех необходимых компонентов был
разработан ряд упражнений, которые могут быть использованы на уроках
русского языка при изучении раздела «Фразеология».
формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка
при изучении раздела «Фразеология» в 5 и 6 классах.
В ходе рассмотрения теоретических положений, сформулированных
отечественными методистами Е.А. Быстровой, Т.М. Пахновой,
И.А.Шевченко, Н. Л. Мишатиной, было установлено, что идея совместного
изучения языка и культуры существует уже давно, а введения понятия
культуроведческой компетенции в теоретический и практический курс
изучения русского языка является закономерным процессом, в ходе которого
цели и задачи обучения переосмысляются в соответствии с новыми
образовательными стандартами. Они находят свое отражение в положениях
Федерального государственного образовательного стандарта о среднем
общем образовании
Необходимо отметить, что общего определения понятия “компетенции”
не существует. В ходе анализа различных точек зрения на содержание
данного понятия возникла необходимость сформулировать общее
определение: компетенция – есть совокупность знаний, умений, навыков,
которые используются для выполнения определенной деятельности,
позволяющих личности достигать различных целей и задач. В контексте
изучения русского языка компетенцию можно понимать как совокупность,
знаний, умений, навыков, формирующихся в процессе изучения русского
языка, обеспечивающих умение пользоваться его ресурсами.
Формирование культуроведческой компетенции предполагает
понимание русского языка как формы воплощения национальной культуры,
его национально-культурных особенностей, связи между языком и
историческими событиями, происходящими в жизни русского народа.49
Говоря о содержании культуроведческой компетенции, нужно отметить,
что в качестве основы был использован подход С. В. Плотниковой и И. А.
Чилоковой, который предполагает рассмотрение следующих компонентов
культуроведческой компетенции: когнитивного, мотивационного,
операционно-деятельностного и поведенческого.
Анализ учебно-методических комплексов под редакцией Е.А.
Быстровой, А.Д. Шмелева, В.В. Бабайцевой и М.Т. Баранова на предмет
отражения в них заданий, направленных на формирование компонентов
культуроведческой компетенции, показал возможные проблемы
формирования культуроведческой компетенции, которые могут возникнуть
при изучении раздела «Фразеология», а именно: неполное отражение
компонентов культуроведческой компетенции в содержании практических
заданий; недостаточное освещение теоретического материала, в учебном
комплексе под редакцией А.Д.Шмелева, автор не классифицирует
фразеологические обороты с позиции их происхождения, что может привести
к недостаточному освоению культурных и исторических фактов,
затрагиваемых при работе с разделом «Фразеология».
Для эффективного формирования культуроведческой компетенции и
отражения в дидактическом материале всех необходимых компонентов был
разработан ряд упражнений, которые могут быть использованы на уроках
русского языка при изучении раздела «Фразеология».
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Формирование лингвокульторологической компетенции в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ КАК ИСТОЧНИК РЕКОНСТРУКЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИНГВОКУЛЬТУР И ЕЁ ИЗУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РКИ ДЛЯ НОСИТЕЛЕЙ ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2021 - ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СОЗДАНИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ТОПОНИМОВ)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКАХ В 5-М - 6-М КЛАССАХ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ЛЕКСИКА»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



