Введение 3
1 Анализ состояния алюминиевой промышленности России 8
1.1 Анализ текущего состояния и перспектив развития
алюминиевой промышленности 8
1.2 Сущность конкурентоспособности как экономической
категории 17
1.3 Факторы конкурентоспособности предприятий алюминиевой
промышленности 28
2 Методика оценки конкурентоспособности предприятия 41
2.1 Современные методики оценки конкурентоспособности
предприятий 41
3.3 Рекомендации по повышению конкурентоспособности 89
Заключение 93
Список использованных источников 97
Приложение
Алюминиевая промышленность России одна из ключевых отраслей, а значит конкурентоспособность российских предприятий данной отрасли определяет позиции страны на мировом рынке. Работа российских алюминиевых предприятий сопряжена с комплексом проблем, как отраслевых, так и общеэкономических, требующие безотлагательного и эффективного решения. На сегодняшний момент отечественные компании не могут приспособиться к изменениям внешней среды, к удорожанию стоимости используемых ресурсов вследствие чего происходит ухудшение их финансового положения и снижение эффективности бизнеса.
Российские предприятия, деятельность которых связана с производством алюминия, сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны иностранных компаний. Адаптация предприятий отечественной алюминиевой промышленности к работе в условиях конкурентной среды требует изучения новых методов организации и ведения производственно-сбытовой деятельности. Изменения в данной сфере требуют объективной оценки текущего состояния предприятий и их конкурентных преимуществ. Оценка конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности является основой, которая позволяет определять сложившейся фактический уровень конкурентоспособности и его изменения. В настоящее время существуют методики оценки конкурентоспособности требуют значительного объема информации. Однако российские производственные предприятия ее не имеют в силу новых условий экономической среды. Большинство существующих методов оценки конкурентных преимуществ игнорирует специфику российской алюминиевой промышленности. Правильная оценка конкурентоспособности в последствии сможет быть исходный точкой для разработки мероприятий по росту конкурентоспособности предприятия.
Количеству теоретических и прикладных исследований проблем конкурентоспособности производственных предприятий она по праву занимает ключевую роль в тематике научных трудов.
Обеспечение желаемого уровня конкурентоспособности требует быстрой адаптации к постоянно меняющимся условиям и факторам внешней среды и непрерывного мониторинга уровня конкурентоспособности, конкурентов, оценки перспектив развития. Правильная оценка и эффективное управление конкурентоспособностью способствует прояснению сформировавшихся условий, нахождению места предприятия на рынке, выдвижению возможных решений проблем в деятельности всего предприятия.
Значимый вклад в решение проблем конкурентоспособности внесли такие зарубежные экономисты, как И. Ансофф, Ж. Ламбен, Л. Брю, А. Маршалл, М. Портер, А. Смит, Ф. Хайек. Среди отечественных исследователей, занимающихся проблемами конкуренции и конкурентоспособности, несомненный интерес имеют: Г. Л. Азоев, Р. А. Фатхутдинов, А. Ю. Юданов, Н. И. Герчикова. Однако, не смотря на большое количество работ, посвященных оценке конкурентных преимуществ до сегодняшнего дня отсутствует методический подход, который позволит отечественным предприятиям- производителям алюминия произвести оценку своей конкурентоспособности, основанной на учете специфики алюминиевой отрасли.
Следовательно, усовершенствование методического подхода оценки конкурентоспособности предприятий алюминиевой сферы является актуальной задачей теории и практики управления предприятиями отечественной алюминиевой промышленности.
Целью диссертационной работы является усовершенствование методики оценки конкурентоспособности предприятий алюминиевой отрасли.
Достижение поставленной в диссертационном исследовании цели обусловило решения следующих основных задач:
- проанализировать состояние и тенденции развития предприятий алюминиевой отрасли;
- уточнить сущность конкурентоспособности предприятия как одного из важнейших элементов обеспечения экономической устойчивости с целью развития его экономического содержания, основанного на учете всех сторон концепции конкурентоспособности, исключающего недостатки существующих определений;
- обобщить факторы конкурентоспособности предприятий алюминиевой отрасли для усовершенствования методического подхода к оценке их конкурентоспособности, основанного на стратегии относительной экономии расходов на производство и реализацию продукции;
- усовершенствовать методику количественной оценки конкурентоспособности предприятия алюминиевой отрасли, основанием которого будет учет наиболее значимых факторов конкурентоспособности и апробировать его на материалах объекта исследования;
- сформулировать рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности.
Предметом исследования является методика оценки конкурентоспособности предприятия алюминиевой отрасли.
Объект исследования - завод по производству алюминия АО «РУСАЛ Красноярский алюминиевый завод»
Теоретическую основу работы составили труды ведущих отечественных ученых по проблемам оценки конкурентоспособности предприятий.
В процессе исследования применялись: системный подход к изучению рассматриваемого понятийного аппарата, общенаучные методы познания, такие, как анализ и синтез, дедукция и индукция.
В качестве научного инструментария использовались экономико-статистические методы, методы экспертных оценок, графические методы.
Информационную базу исследования составили статьи в отраслевой периодике, аналитические и статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, доклады, сделанные в рамках различных конференций, бухгалтерская отчетность предприятия АО «РУСАЛ Красноярск» за 2016-2017 гг..
Результатами проведенного исследования, обладающие научной новизной, являются:
- уточнение понятия «конкурентоспособность предприятия» с целью развития его экономического содержания путем учета всех предпосылок конкурентоспособности, исключающего недостатки существующих определений;
- совершенствование методики оценки конкурентоспособности предприятия алюминиевой отрасли с учетом наиболее значимых факторов конкурентоспособности.
Научная новизна результатов исследования:
1 Уточнение понятия «конкурентоспособность предприятия» заключалось во введении в определение изучаемого понятия таких предпосылок, как:
- сочетание интересов потребителей и производителей;
- осуществление эффективных мер на всех этапах жизненного цикла продукта;
- формирование эффективной стратегии управления конкурентоспособностью;
- создание возрастающего объема добавленной стоимости.
Проведенное уточнение позволяет сосредоточить внимание на ключевых предпосылках, учет которых способствует повышению уровня конкурентоспособности, расширению горизонта дальнейших исследований в области управления конкурентоспособностью.
2 Совершенствование существующей отраслевой методика оценки конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности заключалось в:
- использовании при оценке конкурентоспособности не всех относительных показателей элементов расходов, а наиболее значимых элементов материальных расходов (глинозема и электроэнергии), что обеспечивает существенное сокращение времени на отбор факторов конкурентоспособности;
- применении при расчете коэффициента конкурентоспособности значимости факторов, определяемой путем экспертного опроса, что позволяет повысить объективность результатов;
- использовании при отражении результатов анализа графических методов (пузырьковой диаграммы, многоугольника конкурентоспособности), что упрощает восприятие расчетов, помогает выявить тенденции и закономерности изменения коэффициента, позволяет изучить слабые и сильные стороны предприятия, осуществить анализ уровня факторов;
- возможности экономической интерпретации полученных результатов путем сравнения значений коэффициента конкурентоспособности в динамике и со значениями, рассчитанными по данным конкурентов.
По теме диссертационного исследования автором опубликовано 3 статьи:
1 Понятие «конкурентоспособность хозяйствующего субъекта» / В.В. Степанова, Н.А. Соловьева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. -Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018, с. 271-273.
2 Степанова В.В. Совершенствование методики оценки конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности // Студенческий вестник: научный журнал. - № 10(30). - М., Изд.-во «Интернаука», 2018, 41-43.
3 Методика оценки конкурентоспособности организации алюминиевой промышленности / В.В. Степанова // Проспект Свободный-2018: материалы Междунар. науч. конф., посвященной Году гражданской активности и волонтерства в РФ, Красноярск, 23-27 апреля 2018 г. [Электронный ресурс] / Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018, с. 305-306.
Теоретическая значимость результатов исследования подтверждена Актом внедрения № 3/632 от 15.05.2018 г. АО «РУСАЛ Красноярск».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Работа изложена на 104 стр., содержит 21 таблицу, 22 рисунка, 26 использованных источников литературы и 4 приложения.
На сегодняшний день алюминий занимает одно из лидирующих мест среди других конструкционных материалов и обладает хорошими перспективами в будущем. Производство и потребление алюминия устойчиво растет. Российская алюминиевая промышленность находится на втором месте в мире по выпуску алюминия после Китая. К основным проблемам отрасли относятся: производство алюминия в России представлено продукцией низких переделов - сплавами, полуфабрикатами, кроме того страна испытывает значительный дефицит собственного сырья, бедное качество руд.
Изучение содержания определений понятия «конкурентоспособность предприятия» позволило обобщить встречающиеся в них характеристики, устранить недостатки и сформулировать собственное путем включения в него предпосылок, определяющих конкурентоспособность предприятий алюминиевой отрасли. Представляется, что уточненное определение на основе выявления составных элементов его содержания позволит практическому менеджменту сфокусировать внимание на ключевых предпосылках, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
В алюминиевой промышленности к факторам, которые оказывают влияние на конкурентоспособность предприятий, относят: цену алюминия (соотношение спроса и предложения, рыночные настроения), технологию (использование предварительно обоженных анодов или самообжигающихся), сырьевую базу (материалоемкое производство, дефицит собственного сырья), энергию (очень энергоемкий процесс производства металла), транспорт (транспортировка сырья на дальние расстояния). Вместе с тем, не все они могут участвовать в расчете оценки конкурентоспособности. Так, цена алюминия является объективным фактором, т.к. она устанавливается на бирже под воздействием спроса и предложения. Замена технологии является слишком дорогостоящим процессом, что, в настоящих условиях, не является рациональным. Транспортный фактор, хотя и оказывает влияние на развитие алюминиевых фирм, поскольку сырье транспортируется на большие расстояния, в структуре себестоимости занимает незначительный удельный вес.
В процессе исследования было установлено, что в качестве концепции оценки конкурентоспособности в настоящее время используется минимизация расходов в расчете на единицу продукции. В соответствии с данным подходом основное внимание при проведении усовершенствования существующей методики оценки конкурентоспособности было уделено сырьевому и энергетическому факторам. Ведь именно расходы на материалы и энергию имеют наибольший удельный вес в общей величине расходов на производство и продажу алюминия. Упор необходимо делать именно на расходы, так как главным конкурентным преимуществом компаний алюминиевой сферы России являются низкие расходы производства и реализации. Сокращение расходов сырья, основных и вспомогательных материалов, а также электроэнергии на единицу произведенного алюминия позволяет выпускать дополнительную продукцию из сэкономленного сырья.
Изучение существующих в литературе методик оценки конкурентоспособности позволило сделать вывод, что отдавать предпочтение необходимо узкоотраслевым методикам оценки конкурентоспособности, учитывающим особенности хозяйствования конкурентных сфер деятельности.
Взятая за основу методика оценки конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности Орловой Л.В., была усовершенствована за счет
- уточнения перечня факторов и введения их значимости при расчете коэффициента конкурентоспособности;
- использования графического изображения результатов расчетов.
Преимуществами усовершенствованной методики оценки конкурентоспособности алюминиевых предприятий являются:
1. Получение достоверной оценки конкурентоспособности с акцентом на ключевые элементы материальных расходов - глинозем и электроэнергию, что позволяет сократить время на отбор факторов конкурентоспособности;
2. Повышение объективности оценки путем проведения экспертного опроса для оценки значимости отобранных факторов на основе априорного ранжирования;
3. Визуализация произведенных расчетов для упрощения восприятия, выявления тенденций и закономерностей изменения показателей, изучения слабых и сильных сторон предприятия, осуществления анализа уровня определенных факторов;
4. Возможность экономической интерпретации полученных результатов путем сравнения значений коэффициента конкурентоспособности в динамике и со значениями, рассчитанными по данным конкурентов;
5. Возможность разработать рекомендации по достижению уровня конкурентоспособности за счет снижения материальных расходов на единицу продукции, что является актуальным направлением, так как именно низкие расходы производства и реализации алюминия являются основным конкурентным преимуществом алюминиевых компаний.
В результате произведенных расчетов по усовершенствованной методике был получен коэффициент конкурентоспособности для АО «РУСАЛ Красноярск» в 2017 году он составил 0,04973, при этом он снизился по сравнению с 2016 годом на 3,1%.
Проведя сравнительный анализ конкурентоспособности алюминиевых предприятий Сибири, было установлено, что на первом месте среди производителей находится Братский алюминиевый завод, а объект исследования занимает лишь 2 место в списке из пяти конкурентов. Следовательно, руководству АО «РУСАЛ Красноярск» необходимо реализовать конкретные меры для повышения конкурентоспособности, разработанные автором, а именно: применение пылеуборочных машин в корпусах электролиза, переработка пыли, собранной с кровли корпусов и из газоходов; применение централизованной раздачи глинозема ЦРГ в сочетании с автоматизированным его вводом в электролизер АПГ, увеличение выхода по току, снижение рабочего напряжения, охлаждение катодной ошиновки путем рациональной подачи приточного воздуха через шинные каналы, рациональная эксплуатация приточной вентиляции и элементов аэрационных фонарей.
Представляется, что реализация предложенных рекомендаций позволит АО «РУСАЛ Красноярск» занять более высокую конкурентную позицию среди других игроков отрасли.
1. Сайт об алюминии [Электронный ресурс] : Проект компании RUSAL, лидера мировой алюминиевой отрасли. - Москва, 2018. - Режим доступа:https://aluminiumleader.ru/
2. Металлургический портал [Электронный ресурс] : Территория стали. - Мариуполь, 2018. - Режим доступа:www.SteelLand.Ru
3. Официальный сайт Лондонской биржи металлов [Электронный ресурс]: Режим доступа:http: //www.lme. com/
4. Портер, М. Международная конкуренция : учебник /М. Портер ; пер. с англ. под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. - Москва: Международные отношения, 2013. - 884 с.
5. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям Менеджмент, Экономика / Т. Г. Философова, В. А. Быков; под ред. Т. Г. Философовой. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 295 с.
6. Бекетов, Н. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция / Н.В. Бекетов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 6. - С. 83-86.
7. Питер Р. Диксон. Управление маркетингом : учебник / Р. Диксон. - Москва : Бином,2009. - 128 с.
8. Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность : учебник /М.Г. Миронов. - Москва :Альфа-Пресс, 2013. - 563 с.
9. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П.С.Завьялов. - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 476 с
10. Захаров, А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А.Н. Захаров, А.А. Зокин // Бизнес и банки. - 2014. - № 1-2. - С. 1-5.
11. Забелин, П. В. Предпринимательский менеджмент : учеб.- практическое пособие для экономических специальностей/ П.В. Забелин, П.В. Нестеров, В.Г. Федцов. - Москва : Приор, 2015. - 224 с.
12. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. / Р. А. Фатхутдинов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Эксмо, 2005. - 544 с.
13. Гельвановский, М. И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // М. И. Гельвановский, В.В. Жуковская, И. Ю. Трофимова// Российский экономический журнал. - 2006. - № 3. С. 68-70.
14. Андрианов В.Д. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики // В. Д. Андрианов // Экономист. - 2010. - № 1. С. 78-88.
15. Денисов, В.Т. Управление конкурентоспособностью предприятия: учебник / В. Т. Денисов, Т. А. Сергиенко. - Саратов: Латанова В.П., 2011. - 419 с.
16. Яшин, Н. С. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Н.С. Яшин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 2 (25). - С. 91 - 94.
17. Миргородская Е. О. Конкурентоспособность как интегральное свойство рыночной системы хозяйствования // Е. О. Миргородская // Философия хозяйства. - 2005. - № 4/5. - С. 199-205.
18. Александров, Н. Н. Производство первичного алюминия в мире и в России // Н. Н. Александров // Металл и цены - 2008. - № 9. - С. 55-61.
19. Конкурентоспособность: общий подход : учеб. пособие / Ю. В. Борисоглебский, Г.В. Галевский, Н. М. Кулагин, М. Я. Минцис, Г.А. Сиразутдинов. - Новосибирск: Наука, 2014. - 438 с.
20. Еферин, В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях: учеб. пособие / В.П. Еферин, В.В. Мотин. - Москва : Домодедово, 2013. - 94 с.
21. Красильников, Б.В. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции: учебник / Б.В. Красильников - Москва : Изд-во стандартов, 20111. - 128 с.
22. Алюминиевая ассоциация [Электронный ресурс]. - Москва, 2018. - Режим доступа:http: //www.aluminas .ru/aluminum/in_the_world/
23. Слепнева, Т. А. Экономика цветной металлургии : учебно-методическое издание / Т. А. Слепнева, Н. Т. Глушков, А. Г. Шкурский. - Москва : Металлургия, 2012. - 259 с.
24. Юркова, Т.И. Экономика цветной металлургии: тексты лекций: учеб. пособие / Т.И. Юркова; Гос. ун-т цветных металлов и золота. - Красноярск, 2004.
- 114 с.
25. Зулькарнаев И. Я. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий / И. Я. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 42-47.
26. Орлова, Л.В. Формирование методики оценки
конкурентоспособности предприятий алюминиевой промышленности : диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук / Л.В. Орлова. - Москва, 2005. - 212 с.