Введение 5
1 Понятия «образ», «имидж». Их реконструкция в журналистском тексте 10
1.1 Определение и соотношение понятий «образ», «имидж» 10
1.2 «Образ государства», его структура и реконструкция в СМИ 14
1.2.1 Понятие «образ государства» 14
1.2.2 Структура «образа государства», его реконструкция в СМИ: архетипы, стереотипы, мифы, идеологемы. 17
1.2.3 Неязыковые средства реконструкции образов 21
1.3 «Политический имидж», определение, структура, функции. Роль СМИ в формировании политического имиджа 23
1.3.1 Определение «политического имиджа», его структура, функции 23
1.3.2 Модели формирования политического имиджа, роль СМИ.
Политический имидж как часть пропаганды 26
1.4 Стратегии, технологии и модели формирования политического имиджа в СМИ 29
1.5 Образ России в Европе: история вопроса. Русско-испанские отношения 35
2 Анализ влияния имиджа политика на формируемый образ России в испанских СМИ: «El mundo», «АВС» 38
2.1 Анализ образа Российской Федерации 40
2.1.1 Вычленение в материалах структурных составляющих образа: архетипов, стереотипов, мифов, идеологем 40
2.1.2 Поиск исторических и культурных параллелей 45
2.2 Анализ формируемого имиджа В.В. Путина 47
2.3 Имидж политического лидера как составляющая часть образа государства. «Россия - страна Путина» 58
Заключение 65
Список использованных источников 71
Приложение А Таблица 1 - Общее количество материалов о России 79
Приложение Б Документальные фотографии 80
Приложение В Карикатурные изображения 8 1
Приложение Г Иллюстрации с явной манипулятивной функцией 84
Развитие информационно-коммуникационных технологий порождает изменения во всех сферах деятельности человека, включая культурную, социальную, экономическую, политическую. Мы сталкиваемся с процессом глобализации. В условиях, когда внешней политике уделяется не меньшее, а иногда и большее внимание, чем внутренней, политические лидеры вынуждены бороться за формирование благоприятного образа их государств. Происходит борьба за влияние на общественное сознание. Определяющая роль здесь принадлежит средствам массовой информации. При проведении любой внешнеполитической кампании государству необходимо учитывать ряд немаловажных факторов. К ним относятся не только защита границ и интересов, но и психологические факторы. «Одним из важнейших психологических факторов международных отношений является восприятие того или иного государства гражданами других государств. При этом, как показали исследования политических психологов, важнейшим каналом формирования образа государства в общественном мнении других стран являются средства массовой информации» [Виноградова, 2010]. Одним из ключевых факторов формирования образа государства в СМИ является имидж его политического лидера. Та или иная страна в нашем сознании часто ассоциируется с конкретным политическим лицом. «Зачастую не народы, а личности как таковые олицетворяли и олицетворяют целые страны: Петр I - Россия, Наполеон - Франция, Бисмарк - Германия» [Пекониди, 2011].
Интерес к изучению образа государства в России возник в начале 1990-х годов, когда политическое руководство определило одной из первостепенных задач - создание положительного имиджа Российской Федерации за рубежом. В контексте международных отношений проблема политического имиджа становится более значимой в связи с текущей международной обстановкой. В связи с этим наше исследование представляется актуальным для понимания методик создания политического имиджа. Следует отметить, что наш университет активно развивает русско-испанские отношения. В этом отношении тема реконструкции образа России в испанских СМИ будет очень актуальна.
В нашей работе мы разграничиваем понятия «образ» и «имидж». Философский словарь предлагает следующее толкование «образа»: «в философии, результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления — понятия, суждения и умозаключения. Образ объективен по своему источнику — отражаемому объекту и субъективен по способу (форме) своего существования» [Философский энциклопедический словарь, 1983]. Журналистский образ отличается от художественного тем, что в основе первого всегда лежат факты. Журналистский образ - это результат отражения реальной действительности через призму субъективного авторского восприятия.
Образ государства - это устойчивый и диверсифицированный географический образ, основной чертой или особенностью которого является стремление к усложнению структуры и усилению степеней взаимосвязанности его основных элементов [Замятин, 2001].
Имидж, в свою очередь, - это понятие, прежде всего, связанное с рекламой. «Имидж» - это образ человека, явления, товара, формируемый с целью оказать эмоционально-психологическое воздействие на аудиторию в желательном для заказчика направлении» [Барабаш, 2011, с. 7].
Теоретической базой исследования послужили работы Э.М. Аникиной [Аникина, 2004], П. Бурдье [Бурдье, 1995], Т.Г. Добросклонской [Добросклонская, 2005], А. В. Семеновой [Семенова, 2010]по теме «образ» и структура его создания. Кроме того, Е. Астахова [Астахова, 2011], С.В. Балюк [Балюк, 2009], Т. Э. Гринберг [Гринберг, 2008], В.В. Барабаш [Барабаш, 2011] исследовали репрезентацию образов стран в СМИ. Также были изучены материалы исследователей Е. Богданова [Богданов, 2003], Ж. Блонделя [Блондель, 1992], В. В. Волковой [Волкова, 2005], Е. В. Егоровой-Гантмана [Егорова-Гантман, 1994], Н. Орловой [Орлова, 2003], А. Ю. Панасюк [Панасюк, 2007], А. Пекониди [Пекониди, 2012] по политическому имиджу. Работы Т. Р. Копыловой [Копылова, 2013] и Н. Мелконян [Мелконян, 2004] стали базой для понимания, как средства массовой информации влияют на формирование имиджа.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в рамках выпускной квалификационной работы представлены признаки, по которым можно разграничить понятия «образ» и «имидж», предложены стратегии создания политического имиджа в СМИ, объясняется, как имидж политика может стать частью фабрикуемого образа государства.
Целью выпускной квалификационной работы стало определение взаимосвязи между политическим имиджем и образом государства на примере России и испанских газет «El Mundo» и «ABC».
Объектом данного исследования является современное испанское информационное пространство.
Предмет исследования - имидж русского политического лидера как часть формируемого образа государства в испанских СМИ на примере общественно-политических газет «El mundo» и «АВС».
Из поставленной цели вытекает следующий ряд задач:
1 Изучить понятия «образ», «имидж»;
2 Сформировать признаки, по которым различаются эти понятия;
3 Определить понятие «образ государства»;
4 Узнать признаки, определения, функции политического имиджа;
5 Исследовать влияние средств массовой информации на формирование политического имиджа и реконструкции образа государства;
6 Подобрать и проанализировать материалы испанских средств массовой информации, в которых говорится о России и о политических лидерах нашей страны;
7 Выделить основные структурные элементы, по которым выстраивается образ нашей страны;
8 Вычленить в материалах основные имиджевые стратегии;
9 Сделать вывод о влиянии имиджа политика на формирование образа государства.
В процессе исследования были использованы следующие методы: дискурс-анализ, контент-анализ, обобщение.
Материалом исследования послужили статьи из испанских ежедневных общественно-политических газет «El Mundo» и «АВС»в период с 2012 по 2015 годы в общем количестве 564 единицы.
Данная работа включает пять теоретических параграфов, четыре из которых посвящены изучению понятий «образ» и «имидж» и их реконструкции в журналистских материалах. Пятый параграф посвящен истории русско- испанских отношений и образу России в Европе. Практическая часть выпускной работы представляет собой анализ материалов испанских СМИ на предмет реконструкции в них образа России и имиджа лидера нашей страны.
Научная новизна работы заключается в изучении политического имиджа как части совокупного образа государства, а также в анализе материалов с этой точки зрения в политическом контексте.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения материалов при анализе образа Российской Федерации, выстраиваемого в средствах массовой информации. Данная работа может служить базой для дальнейших исследований в международной журналистике, политологии, связях с общественностью, имиджелогии.
Промежуточные результаты были апробированы в рамках следующих конференций: «Молодежь и наука» (2013), «Язык и общество: взаимодействие и динамика» (2013), «Сибирское медиапространство 2020» (2015), «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (2015), «Язык и социальная динамика» (2015), «Ломоносов 2016», «Молодежь и наука 2016». Тезисы и научные статьи по результатам выступления на конференциях поданы для публикации:
1 Трансформация мифа о Сталине в средствах массовой информации// Молодежь и наука: сборник материалов IX Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013.
2 Образ России в испанских СМИ // Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека. Международная научно¬практическая конференция молодых исследователей, посвященная Году литературы в России. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2015.
3 Образ России в испанских СМИ // Язык и социальная динамика. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Красноярск: Сибирский Государственный аэрокосмический ун-т, 2015. - Сборник готовится к публикации.
4 Реконструкция имиджа региона в печатных СМИ // Медиа в современном мире. Молодые исследователи. Материалы 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов 9-11 марта 2016, Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский государственный ун-т, 2016.
5 Образ России в испанских СМИ // Международный молодежный научный форум «Ломоносов». XXIII международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Москва: Московский государственный ун-т, 2016.
6 Реконструкция имиджа русских политиков в испанских СМИ // Международная научная студенческая конференция МНСК-2016. Новосибирский: Новосибирский государственный ун-т, 2016.
7 Влияние имиджа политика на формирование образа государства на примере России и испанских СМИ // Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Проспект Свободный 2016». Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2016.
Средства массовой информации играют важную роль в формировании общественного сознания. Как один из способов такого влияния можно выделить создание и поддержание определенных образов. Эту деятельность журналистов можно отнести к манипулятивной функции средств массовой информации. Создание и поддержание определенного имиджа также является стратегией манипулирования сознанием. Формирование политического имиджа является одной из первостепенных задач в политике для того, чтобы граждане видели авторитет лидера, поддерживали его политические решения.
В работе были рассмотрены понятия «образ», «имидж», «образ государства», «политический имидж». Было выяснено, что при всей схожести принципов работы с этими понятиями, между ними существуют определенные различия. Имидж в основе своей имеет цель оказания эмоционально-психологического воздействия в желательном для заказчика направлении. В свою очередь, образ государства имеет усложненную структуру, обладает набором особых функций. Особенность имиджа заключается в его моделируемости. Образ же не подразумевает манипулятивную функцию. Изучением имиджа занимаются социологи, политики, философы, психологи, лингвисты, специалисты в области СМИ, рекламы и связям с общественностью. Политическая имиджелогия сегодня перспективная область науки, достойная пристального изучения в контексте внешнеполитических отношений с другими государствами.
Образ государства, с одной стороны, всегда соотносится с субъектом, т.е. отображаемым государством, с другой, с международными нормами и мировой политической ситуацией. Кроме того, в качестве одного из структурных элементов любого территориального образа выступает имидж его политического лидера.
Структура образа государства неоднородна. Ее можно представить в виде матрешки: существует стержневой образ, актуализирующий устоявшиеся в сознании индивидов особенности территории, «образы-архетипы», и вторичные, переменные образы-упаковки, которые содержат более подвижные политические, экономические свойства.
Образ может формироваться посредством актуализации конкретных архетипов, мифов, стереотипов и идеологем. Архетипы - это глубинный пласт нашего бессознательного. Они содержат генетически фиксированные образы и идеи, составляют первичную модель нашего мышления.
Стереотипы, как и архетипы, служат для упрощения восприятия мира, экономят наши усилия. Однако, в отличие от архетипов, они приобретаются и формируются в процессе социализации.
Архетипы лежат в основе мифов. Мифы могут придавать новые символические значения образам. Особый вид мифов - миф политический. Такие мифы играют важную роль в международных отношениях.
Мифы не стоит приравнивать к понятию «идеологема». Это понятие более динамично. В качестве идеологемы могут выступать как речевые единицы, так и неречевые. Любое слово может стать идеологемой, если в определенной политической среде оно обретает дополнительную идеологическую окраску.
Исторически у России в западных странах сложился скорее негативный, нежели позитивный образ. Агрессия, культурная отсталость, деспотизм - те ассоциации, которые поддерживались другими странами по отношению к России. В целом Испания смотрит на Россию с позиции стран Европейского Союза. Однако Испания и Россия имеют схожие моменты в своей истории и культуре. Отношения между двумя этими государствами нельзя назвать накаленными. В связи с этим, испанские журналисты формируют свой образ России.
Имидж также состоит из нескольких структурных элементов. Он включает в себя четыре компонента: «исходный материал», модель имиджа, искажения и психическую работу аудитории.
Политический имидж является особым подвидом имиджа, включающий в себя имидж политической элиты и лидера. Он несет в себе несколько функций, среди которых экономия духовных и психических сил, а также коммуникативная, номинативная, эстетическая и адресная функции соответственно.
Политический имидж отличается высокой долей содержания стереотипов, поэтому природа его субъективна. Он состоит из ядра в виде легенд, установок, внешней и внутренней составляющих и процессуальной стороны. Политический имидж, как правило, включает в себя такие компоненты, как политическая позиция лидера, его практическая деятельность, личные качества и визуальный образ.
Политический имидж часто становится элементом пропаганды с целью изменения взглядов людей в выгодном для политика русле. Данная пропаганда может осуществляться посредством персонального брендинга, через непосредственное общение или через СМИ. Последняя стратегия при этом считается самой эффективной. СМИ используют разные методы актуализации политического имиджа, среди которых выделяют лингвистические и психологические. Одно из главных средств создания имиджа в СМИ - это мифология и стереотипизация. В основе неомифологии и есть формирование имиджей посредством СМИ и политической рекламы. Имидж опирается на стереотипы, однако в отличие от них более пластичен и динамичен.
Материалами для исследования послужили электронные версии крупнейших газет Испании: «El mundo» и «АВС» в период с 01.01.2012 по 31.12.2015. Целью работы было проследить, как политический имидж влияет на формирование образа всего государства. Основными задачами ставилось выделение структурных элементов, по которым выстраивается образ Российской Федерации, а также вычленение основных имиджевых стратегий политического лидерства. На основании этих задач в качестве вывода можно сказать, что политический имидж является неотъемлемой частью образа государства. Формируется отдельный концепт - «Россия - страна Путина».
Имидж Владимира Путина проецируется на всю нацию, а черты его правления соотносятся с историческим контекстом, а также актуализируются в сравнении с образами других стран.
Средства массовой информации для создания образов используют как вербальные, так и невербальные средства. В отобранных материалах мы выявили структурные элементы образа: архетипы, стереотипы, мифы, идеологемы. Также важную роль в формировании образа государства играют культурные, исторические параллели и ассоциации. Мифология является частью нашего коллективного бессознательного, поэтому ею легко апеллировать.
Имидж политика является ключевым в структуре образа нашей страны. В испанском медиапространстве В.В. Путин представлен как диктатор, «царь», который хочет вернуть России былое имперское величие. Однако вместе с критикой встречаются и материалы, в которых с уважением относятся к фигуре нашего лидера. Сравнение это необходимо, чтобы выделить те или иные личные черты политика. В случае с В. Путиным - это сила, властность, четкое следование выбранному политическому курсу согласно своим принципам.
СМИ используют различные стратегии для создания имиджа. Самыми распространенными стратегиями, которые нам удалось вычленить, являются: использование социально-психологических феноменов «контраста» и «подобия» и использование методов политической мифологии. Президент сравнивается с предшественниками, а также с нынешними и прошлыми лидерами других стран.
Анализ невербальных средств заключается в определении роли иллюстраций в создании политического имиджа. Было выявлено, что карикатурные, архивные фотографии могут нести определенную стереотипизированную и мифологизированную нагрузку и участвуют в создании политического имиджа.
Образ России, транслируемый испанскими СМИ, динамичен. Интерес к нашему государству проявляется, как правило, в связи с какими-либо событиями, последствия которых отражаются и на других странах, например, война на Украине и в Сирии. В периоды же условного спокойствия и стабильной обстановки интерес к России снижается, и связан он больше не с политической, а культурной сферой. Следует отметить, что негативный образ нашей страны формируется именно в периоды проявления политических событий, тогда как позитивный образ, чаще всего, не привязан к каким-то ситуациям.
Концепт «Россия - страна Путина» - ключевой в понимании отношения испанских журналистов к нашему государству. Наибольшее количество материалов о России связано с политической сферой, следовательно, страна представляет интерес для Испании в большей степени как политический противник.
Большое количество иронических оценок в материалах еще сильнее подчеркивает негативное отношение к «России Путина» со стороны испанских СМИ. Ирония эта проявляется как в вербальных элементах текста (как правило, в заголовках), так и невербальных - иллюстрациях, карикатурах. Что касаемо вербального компонента, следует также отметить использование как уже устоявшихся выражений относительно личности нашего лидера («железная рука»), так и новообразований («Путинизм», «Путинистан»). Словом «Путинизм», образованным по аналогии с известными политическими режимами, подчеркивается всеохватность политического курса лидера. Слово «Путинистан» отсылает нас к другим государствам на «-тан», которые в сознании испанцев кажутся чем-то далеким и неопределенным.
На примере испанского медиапространства мы проследили, как политический имидж может выступать в качестве ключевого элемента всего образа государства. В случае с нашей страной имидж президента играет определяющую роль. Наш политический лидер имеет главную цель в своей политике, чтобы Россия стала новым центром силы и влияния на весь мир.
Таким образом, у России складывается противоречивый образ, в основе которого лежит восприятие России индивидами на уровне массового бессознательного, а также манипуляция общественным мнением при помощи средств массовой информации. Журналистика, в целом, играет одну из главных ролей в формировании не только конкретных представлений о лидерах, но и о стране в целом. На наш взгляд, создание и поддержание определенных образов средствами массовой информации является одним из способов манипуляции общественным сознанием.
1 Айнутдинов, А. С. Типологии и функции карикатуры в прессе / А. С. Айнутдинов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - №21 - С. 20-28.
2 Айнутдинов, А. С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Айнутдинов Антон Сергеевич. - Екатеринбург, 2010. - 20 с.
3 Алексеев, М. П. Очерки истории испано-русских литературных отношений / М. П. Алексеев. - М., 1964. - 215 с.
4 Аникина, Э. М. Лингвокультурная специфика реализации интертекстуальности в дискурсе СМИ (на материале англо-американской прессы): автореферат дис. ... канд. филол. наук : 10.02.04 / Аникина Элина Михайловна. - Уфа, 2004. - 22 с.
5 Астахова, Е. В. Россия и Испания: модернизация образов / Е. В. Астахова // Вся Европа. - 2011. - №4 (54).
6 Балюк, С. В. Система коммуникативных механизмов конструирования образов стран. Методология, теория и практика социологического анализа современного общества : сб. науч. тр. - Харьков: ХНУ им. В. Н. Каразина, 2009.
7 Барабаш, В. В. Образы России в мире : учеб. пособие / В. В. Барабаш, Г. А. Бордюков, Е. А. Котеленец. - М.: АИРО XXI, 2011. - 296 с.
8 Безотосный, И. А. Позитивный имидж России: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 09.00.11 / Безотосный Игорь Александрович. - Ростов-на- Дону, 2001. - 33 с.
9 Богданов, E. Психологически основы «Паблик рилeйшнз». / E. Богданов, B. Зазыкин. CDA: Питер, 2003. - 208 c.
10 Блондель, Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. - Российская академия управления, 1992. - 66 С.
11 Бурдье, П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики [Электронный ресурс] / П. Бурдье. - 1995. - Режим доступа: http: //bourdieu.name/content/.
12 Винель, И. Образ, имидж, бренд и репутация региона - что это такое? [Электронный ресурс] / И. Винель. - Режим доступа: http://existenzia.ru/obraz imidzh brend i reputatsiya regiona/.
13 Виноградова, Н. С. Политико-психологический анализ образа России в англо-американских печатных СМИ: автореф. Дис. . канд. полит. наук : 19.00.02 / Виноградова Надежда Сергеевна. - M., 2010. - 25 с.
14 Волкова, В. В. Имиджелогия / В. В. Волкова. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. - 168 с.
15 Волкова, И. В. Имидж политических лидеров России в СМИ / И. В. Волкова, В. В. Клименко, Л. Т. Сафразьян // Мир России. -1997. - №3. - С. 43¬74.
16 Ворошилова, М. Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2007. - Вып. 3 (23) - С. 73-78.
17 Галумов, Э. А. Международный имидж России: стратегия формировании / Э. А. Галумов. - М.: Изд-во «Известия», 2003. - 450 с.
18 Гершевич, О. Особенности формирования имиджа политического лидера в современной России / О. Гершевич // Власть. - 2007. - №3. - С. 25-29.
19 Гринберг, T. Э. Политические технологии: ПР и реклама: учeб. пособие' для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. - M.: Aспект Пресс, 2005. - 317 c.
20 Грицанов, А. А. Всемирная энциклопедия: Философия / А. А. Грицанов. - М.: АСТ, Минск: Харвест, Современный литератор, 2001. - 976 с.
21 Делева, А. А. Имидж главы государства как важнейшая характеристика внешнеполитического имиджа России : материалы XIV междунар. науч.-практ. Конф. «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» Россия, г. Новосибирск. 18.07.2012.
22 Деркач, А. А. Политическая психология / А. А. Дергач, В. И. Жуков, Л. Г. Лаптева. М., 2000. - 160 с.
23 Дёмина, Е. А. Проблемы и перспективы формирования современного внешнеполитического имиджа Российского государства [Электронный ресурс] / Е. А. Дёмина. - Режим доступа:http://www.taby27.ru.
24 Добросклонская, Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов (опыт исследования современной английской медиаречи) / Т. Г. Добросклонская. - М.: Едиториал УРСС, 2005. - 288 с.
25 Егорова-Гантман, Е. В. Имидж лидера / Е. В. Егорова-Гантман. - М.: Об-во «Знание» России, 1994. - 265 с.
26 Залевская, А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта / А. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж, 2001. - С. 39.
27 Залевская, А. А. Текст и его понимание / А. А. Залевская. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 177 с.
28 Замятин, Д. Н. Образ страны: структура и динамика / Д. Н. Замятин // Общественные науки и современность. - 2001. - № 1. - С.107-112.
29 Замятин, Д. Н. Культура и пространство: моделирование географических образов: дис. .д-р культурологи : 24.00.01 / Замятин Дмитрий Николаевич. - М., 2005. - 448 с.
30 Иванов, В. Н. Массовая коммуникация в условиях глобализации / В. И. Иванов, М. М. Назаров // СоцИс. - 2003. - №10.
31 Иванова, С. В. Политический медиадискурс в фокусе лингвокультурологии / C. В. Иванова // Политическая лингвистика. - 2008. - №1 (24). - С. 29-33.
32 Карпухина, Е. А. От образа политического лидера к образу государства. / Е. А. Карпухина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - №1 (19). - С.94-96.
33 Ким, М. Н. Технология создания журналистского произведения: монография / М. Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
34 Киселев, И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивная парадигма. Восприятие государства: от имиджа к образу / И. Ю. Киселев // Политэкс. - 2007. - Т.3, № 3. - С. 253-260.
35 Кленин, Д. Использование стереотипов и архетипов в рекламе / Д. Кленин // Продвижение Продовольствия. Prod&Prod. - 2010. - №11.
36 Кольев, А. Н. Политическая мифология / А. Н. Кольев. - Москва: Логос, 2003. - 382 с.
37 Кондрашов, В. А. Новейший философский словарь / В. А. Кондрашов. - М., Феникс, 2008. - 335 с.
38 Копылова, Т. Р. Умолчание как стратегия в формировании имиджа России в испанских СМИ / Т. Р. Копылова // Филология. Искусствоведение. - 2013. - вып. 80. - С. 295-299.
39 Кубрякова, Е. С. Концепт / Е. С. Кубрякова // Краткий словарь когнитивных терминов. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 90-93.
40 Кузнецова, А. Ю. Основные коммуникативно-информационные механизмы формирования имиджа государства в СМИ [Электронный ресурс] / А. Ю. Кузнецова. - Режим доступа:http: //www.kafedramk.ru.
41 Леонтович, О. А., Методы коммуникативных исследований / О. А. Леонтович. - М.:Гнозис, 2011. - 224 с.
42 Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. - М., Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 387 с.
43 Литературная энциклопедия в 11 т. - М., 1929-1939.
44 Малеева, О. В. Роль СМИ в формировании образа России : автореф. Дис. . канд. полит. наук : 23.00.02 / Малеева Ольга Вячеславовна. - M., 2010. - 29 с.
45 Малышева, Е. Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация / Е. Г. Малышева // Политическая лингвистика. - 2009. - № 4(30). - С. 32-40.
46 Мануйлова, О. А. Экспрессивно-семантическая структура русской народной частушки как жанра художественное речи и лексические средства ее
формирования: дис. .канд.филол.наук : 10.02.01 / Мануйлова Оксана Анатольевна. - Армавир, 2005. - 235 с.
47 Маслов, В. Н. Образ победы в советском и постсоветском историческом сознании / В. Н. Маслов // Слово.ру: Балтийский акцент. - 2010. - №1-2.
48 Маслова, В. А. Лингвокультурология : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. А. Маслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
49 Мединский, В. Мифы о России. О русском пьянстве, лени и жестокости / В. Мединский. - Олма Медиа Групп, 2007. - 674 с.
50 Мелконян, Н. СМИ как основной механизм актуализации политического имиджа / Н. Мелконян // 21-ый век. - 2004. - №4 (6).
51 Мухаев, Р. Т. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев. - Москва: Проспект, 2010. - 640 с.
52 Мякотина, О. В. Имидж политического лидера: тенденции становления и изменения: автореферат дис. . канд. Полит. наук: 23.00.02 /Мякотина Ольга Владимировна. - Москва, 2008. - 28 с.
53 Никитин, В. А. Разновидности «журналистского текста»: пути оптимизации передачи информации / В. А. Никитин // сб. статей «Вторая реальность». - СПб, 1999.
54 Новейший словарь иностранных слов и выражений. - АСТ, 2008. - 976 с.
55 Новикова, Е. Н. Формирование имиджа национального политического лидера России / Е. Н. Новикова // Политология. - С. 363-370.
56 Ольшанский, Д. B. Политический PR / Д. В. Ольшанский. - ClkT: Питер, 2003. - 544 с.
57 Орлова, H. Имидж как процесс политической коммуникации / Н. Орлова. - M. Наука, 2003. - 171 c.
58 Панасюк, А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехники, психотехнологии / А. Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007. - 266 с.
59 Панкрухин, А. П. Маркетинг территории / А. Ю. Панасюк. - М.: Питер, 2006. - 416 с.
60 Пекониди, А. В. Конструирование политического имиджа России современными печатными средствами массовой информации США: автореферат дис. . канд. Полит. наук: 23.00.02 / Пекониди Анастас Вячеславович. - Пятигорск, 2012. - 27 с.
61 Пекониди, А. В. Структура имиджа руководства России и его проекция на политический образ страны в зарубежных СМИ / А. В. Пекониди // Мир и политика. - 2011.
62 Петрова, Е. А. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации / Е. А. Петрова // Корпоративная имиджелогия. - 2007. - № 01.
63 Петрова, Е. А. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития в России / Е. А. Петрова // материалы I междун. Симпозиума «Имиджелогия - 2003». - М.:РИЦ «Альфа», 2003. - С. 27-31.
64 Пищева, Т. Н. Образ России под углом зрения политических коммуникаций / Т. Н. Пищева // Полис: политические исследования. - 2010. - №4. - С. 107-121.
65 Пожарская, С. П. Образы России и Испании глазами испанских и российских послов / С. П. Пожарская // Россия и Европа: Дипломатия и культура. - М., 2004.
66 Пономарева, О. А. Актуализация политического имиджа В. В. Путина в российских и американских СМИ: автореферат дис. . канд. Филол. наук: 10.02.19 / Пономарева Ольга Александровна. - Волгоград, 2005. - 35 с.
67 Попова, З. Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З. Д. Попова, И. А. Стернин. - Воронеж: «Истоки», 1999. - 30 с.
68 Просянюк, Д. В. Теоретико-методологические основания изучения образа России в зарубежных средствах массовой информации / Д. В. Просянюк // Человек. Сообщество. Управление. - 2013. - №1. - C. 32-47.
69 Рудакова, А. В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А. В. Рудакова. - Воронеж: «Истоки», 2004. - 80 с.
70 Селиверстова, Ю. Имидж политического лидера: создание,внедрение, актуализация / Ю. Селиверстова // Власть. - 2011. - № 1. - С. 71-73.
71 Семенова, А. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / А. В. Семенова, М. В. Корсунская. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324 с.
72 Смирнов, С. Д. Мир образов и образ мира / С. Д. Смирнов // Вести Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1981. - № 2. - С. 15-29.
73 Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю. С. Степанов. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - С. 40-76.
74 Фидлер, Ф. Портретная фотография / Ф. Фидлер. - Москва: Всесоюзное кооперативное издательство, 1960. - 169 с.
75 Философская Энциклопедия в 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. -1960-1970.
76 Черкасова, Е. Г. Образ России как политического партнера Испании / Е. Г. Черкасова // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №9. - С. 68-81.
77 Чернова, О. Е. Идеологема «враг» в советских и современных политически ориентированных текстах / О. Е. Чернова // Научный диалог. - 2013. - №5 (17). - С. 155-171.
78 Шепель, В. М. Имеджелогия. Как нравится людям : учебное пособие / В. М. Шепель. - М.: Народное образование, 2002. - 576 с.
79 Шестакова, Д. В. Россия и Российско-испанские отношения в
оценках испанского общества [Электронный ресурс] / Д. В. Шестакова // 2-я Интернет конференция «Грани науки-2013». - Режим доступа:
http://grani.kznscience.ru/home/.
80 Щепановская, Е. М. Архетипы России / Е. М. Щепановская // Методология и методы исторической психологии. Материалы XXVI межд. науч. конференции 14-15 дек. 2009. - СПб., 2009. - C. 58-64.
81 Яковлев, П. Имидж России в Испании: главные тенденции
[Электронный ресурс] / П. Яковлев. - 2010. - Режим доступа:
http: //www.perspektivy.info/book/imidzh_rossii_ v_ispanii_ glavnyj e_tendencii_2010-10-21.htm.
82 Яковлев, П. Российско-испанские отношения: состояния и перспективы [Электронный ресурс] / П. Яковлев. - 2011. - Режим доступа: http://www.perspektivy.info/table/rossij sko-
ispanskije otnoshenija sostojanije i perspektivy 2011-03-04.htm.
83 Nye, J. The Power of Persuasion: Dual Components of US Leadership. The Conversation with J. Nye / J. Nye // Harvard International Review. - 2003.