Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления
|
ВВЕДЕНИЕ 3
I. Обязательства вследствие причинения вреда правомерными действиями 8
1.1. Понятие и признаки обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями 8
1.2. Юридическая природа обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями 19
1.3. Виды правомерных действий, причиняющих вред и влекущие его компенсацию 32
II. Обязательства по возмещению вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 51
2.1 Правовая природа и сущность компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 51
2.2. Круг субъектов, ущерб от правомерных действий которых подлежит компенсации 60
2.3 Условия компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления . 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
I. Обязательства вследствие причинения вреда правомерными действиями 8
1.1. Понятие и признаки обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями 8
1.2. Юридическая природа обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями 19
1.3. Виды правомерных действий, причиняющих вред и влекущие его компенсацию 32
II. Обязательства по возмещению вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 51
2.1 Правовая природа и сущность компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления 51
2.2. Круг субъектов, ущерб от правомерных действий которых подлежит компенсации 60
2.3 Условия компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления . 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
В настоящее время в научной литературе и действующем законодательстве довольно подробно регламентирован институт возмещения вреда, причиненного противоправными действиями, определена правовая природа указанных обязательств, закреплены общие основания и условия наступления гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый противоправными действиями, регламентирован механизм возмещения указанного вреда. При этом свое закрепление находит положение и о том, что вред, причиненный правомерными действиями, также подлежит компенсации, но в случаях, предусмотренных законом (ст. 1064 Гражданского Кодекса РФ - далее по тексту ГК РФ ). Однако особого механизма для указанной компенсации закон не предусматривает.
Так, в связи с изменениями российского гражданского законодательства, точкой отсчета для которых послужил Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» , был принят Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ (далее по тексту ФЗ N 302 -ФЗ) , который, за исключением некоторых положений, вступил в силу с 1 марта 2013 г.
Одна из важных новелл ФЗ N 302-ФЗ касается возможности компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу организации, правомерными действиями государственных или муниципальных органов, их должностных лиц или иных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями (ст. 16.1 ГК РФ).
Данную норму следует считать исключением из общего правила возмещения вреда и толковать как перенос части или всех убытков на того, кто своими правомерными действиями причинил их. Указанное положение объясняется тем, что деятельность любых органов государственной власти и органов местного самоуправления направлена на выполнение функций государства, при этом деятельность, например, правоохранительных органов непосредственно связана с определенными законом ограничениями прав и свобод граждан, применением к ним силовых мер воздействия. В экстренных случаях государству необходимо прибегать к ресурсам граждан и юридических лиц.
В указанных случаях органы государственной власти и органы местного самоуправления причиняют вред, во-первых, при исполнении служебных обязанностей, во-вторых, при разрешении на то нормы закона и в-третьих, при осуществлении публичного интереса. В таком случае, вряд ли можно говорить о применении мер ответственности к причинителю вреда, а взыскание убытков как инструмент перераспределения негативных последствий необходимо рассматривать как своего рода механизм уплаты определенной денежной компенсации, с целью защиты более «слабой» стороны.
Поскольку, данное положение является нововведением, то актуальность выбранной темы определяется рядом теоретических и практических вопросов, которые возникают в правовом регулировании обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
Появление в ГК РФ новой нормы обусловило необходимость активизации научных исследований, отыскания ответов на возникшие вопросы о самом понятии правомерно причиненного вреда, о понятии обязательства, направленного на его возмещение. В законодательстве также отсутствуют конкретные перечни правомерных действий, причиняющих вред, которые влекут и которые не влекут компенсации причиненного вреда, поскольку регулирование компенсации вреда, причиненного правомерными действиями, осуществляется не только нормами ГК РФ, но и другими федеральными законами.
Степень разработанности темы. До настоящего времени научные исследования, как правило, были посвящены рассмотрению обязательств по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. Но с недавних изменений гражданского законодательства стали появляться научные исследования в области возмещения вреда, правомерно причиненного государственными органами и органами местного самоуправления.
Так, диссертационным исследованием по вопросу правовой природы обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями в российском гражданском праве является диссертация Е. В. Кармановой. Вопросы возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, рассматриваются в диссертационном исследовании Е.М. Гинца. Отдельные вопросы в области возмещения правомерно причиненного государственными органами и органами местного самоуправления так же рассматривались в научных исследованиях Е. Н. Афанасьевой, И. С. Кокорина, Д. А. Филимонова.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ института возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, выработка подходов к решению выявленных проблем. В соответствии с указанной целью настоящего исследования обусловлена постановка нижеизложенных задач:
1) сформулировать понятие обязательств, возникающих вследствие причинения вреда правомерными действиями, установить их признаки;
2) определить юридическую природу обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями и место данных обязательств в системе обязательств российского гражданского права;
3) выявить перечень правомерных действий, влекущих компенсацию вреда;
4) определить правовую природу и сущность компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления;
5) определить круг субъектов, обязанных компенсировать ущерб, причиненный правомерными действиями;
6) определить порядок возмещения вреда, причиненного должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в условиях крайней необходимости; при проведении контртеррористической операции; при реквизиции имущества; при осуществлении иных действий; проанализировать проблемы правового регулирования указанных обязательств.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие из причинения вреда правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, регулирующих обязательства вследствие причинения вреда правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления; научные труды, посвященные исследованию сущности причинения данного вреда, а также судебная практика по вопросам компенсации вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, анализ, синтез, аналогия, функциональный, системный и структурный подходы, абстрагирование и конкретизация, лингвистический анализ; а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правовое моделирование и др.
Теоретической основой исследования явились труды ученых - цивилистов таких, как: М.М. Агарков, С.С.Алексеев, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, О.С. Иоффе, Д.Н. Кархалев, О.А.Красавчиков, П.В. Крашенинников, Д.А. Липинский, Н.С. Малеин, Г.К. Матвеев, Н.И. Матузов , О.Н. Садиков, Е.А. Суханов, М.Ю. Тихомиров, Ю.К. Толстой, Г.Ф.Шершеневич.
Эмпирическую основу исследования составили постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановление федеральных арбитражных судов Московского округа, кассационное определение Верховного суда Карачаево- Черкесской Республики и другие.
Структура дипломной работы включает: введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
Так, в связи с изменениями российского гражданского законодательства, точкой отсчета для которых послужил Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» , был принят Федеральный закон «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ (далее по тексту ФЗ N 302 -ФЗ) , который, за исключением некоторых положений, вступил в силу с 1 марта 2013 г.
Одна из важных новелл ФЗ N 302-ФЗ касается возможности компенсации ущерба, причиненного личности или имуществу гражданина, а также имуществу организации, правомерными действиями государственных или муниципальных органов, их должностных лиц или иных лиц, обладающих государственно-властными полномочиями (ст. 16.1 ГК РФ).
Данную норму следует считать исключением из общего правила возмещения вреда и толковать как перенос части или всех убытков на того, кто своими правомерными действиями причинил их. Указанное положение объясняется тем, что деятельность любых органов государственной власти и органов местного самоуправления направлена на выполнение функций государства, при этом деятельность, например, правоохранительных органов непосредственно связана с определенными законом ограничениями прав и свобод граждан, применением к ним силовых мер воздействия. В экстренных случаях государству необходимо прибегать к ресурсам граждан и юридических лиц.
В указанных случаях органы государственной власти и органы местного самоуправления причиняют вред, во-первых, при исполнении служебных обязанностей, во-вторых, при разрешении на то нормы закона и в-третьих, при осуществлении публичного интереса. В таком случае, вряд ли можно говорить о применении мер ответственности к причинителю вреда, а взыскание убытков как инструмент перераспределения негативных последствий необходимо рассматривать как своего рода механизм уплаты определенной денежной компенсации, с целью защиты более «слабой» стороны.
Поскольку, данное положение является нововведением, то актуальность выбранной темы определяется рядом теоретических и практических вопросов, которые возникают в правовом регулировании обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
Появление в ГК РФ новой нормы обусловило необходимость активизации научных исследований, отыскания ответов на возникшие вопросы о самом понятии правомерно причиненного вреда, о понятии обязательства, направленного на его возмещение. В законодательстве также отсутствуют конкретные перечни правомерных действий, причиняющих вред, которые влекут и которые не влекут компенсации причиненного вреда, поскольку регулирование компенсации вреда, причиненного правомерными действиями, осуществляется не только нормами ГК РФ, но и другими федеральными законами.
Степень разработанности темы. До настоящего времени научные исследования, как правило, были посвящены рассмотрению обязательств по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов и органов местного самоуправления. Но с недавних изменений гражданского законодательства стали появляться научные исследования в области возмещения вреда, правомерно причиненного государственными органами и органами местного самоуправления.
Так, диссертационным исследованием по вопросу правовой природы обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями в российском гражданском праве является диссертация Е. В. Кармановой. Вопросы возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, рассматриваются в диссертационном исследовании Е.М. Гинца. Отдельные вопросы в области возмещения правомерно причиненного государственными органами и органами местного самоуправления так же рассматривались в научных исследованиях Е. Н. Афанасьевой, И. С. Кокорина, Д. А. Филимонова.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ института возмещения вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, выработка подходов к решению выявленных проблем. В соответствии с указанной целью настоящего исследования обусловлена постановка нижеизложенных задач:
1) сформулировать понятие обязательств, возникающих вследствие причинения вреда правомерными действиями, установить их признаки;
2) определить юридическую природу обязательств вследствие причинения вреда правомерными действиями и место данных обязательств в системе обязательств российского гражданского права;
3) выявить перечень правомерных действий, влекущих компенсацию вреда;
4) определить правовую природу и сущность компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления;
5) определить круг субъектов, обязанных компенсировать ущерб, причиненный правомерными действиями;
6) определить порядок возмещения вреда, причиненного должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в условиях крайней необходимости; при проведении контртеррористической операции; при реквизиции имущества; при осуществлении иных действий; проанализировать проблемы правового регулирования указанных обязательств.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие из причинения вреда правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
Предметом исследования является комплекс правовых норм, регулирующих обязательства вследствие причинения вреда правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления; научные труды, посвященные исследованию сущности причинения данного вреда, а также судебная практика по вопросам компенсации вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы познания: диалектический, анализ, синтез, аналогия, функциональный, системный и структурный подходы, абстрагирование и конкретизация, лингвистический анализ; а также специально-юридические методы исследования: формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический, правовое моделирование и др.
Теоретической основой исследования явились труды ученых - цивилистов таких, как: М.М. Агарков, С.С.Алексеев, С.Н. Братусь, В.В. Витрянский, О.С. Иоффе, Д.Н. Кархалев, О.А.Красавчиков, П.В. Крашенинников, Д.А. Липинский, Н.С. Малеин, Г.К. Матвеев, Н.И. Матузов , О.Н. Садиков, Е.А. Суханов, М.Ю. Тихомиров, Ю.К. Толстой, Г.Ф.Шершеневич.
Эмпирическую основу исследования составили постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановление федеральных арбитражных судов Московского округа, кассационное определение Верховного суда Карачаево- Черкесской Республики и другие.
Структура дипломной работы включает: введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.
В результате комплексного исследования института обязательств по возмещению вреда, было установлено, что обязательства вследствие причинения вреда правомерными действиями является гражданско- правовыми обязательствами, в силу которых потерпевший (кредитор) в случаях, установленных законом, вправе требовать от причинителя вреда (должника) компенсации реального имущественного вреда, причиненного правомерными действиями, предусмотренными законом, а должник обязан компенсировать этот вред.
В свою очередь обязательства по возмещению вреда, причиненного правомерными действиями, представляют собой самостоятельный субинститут, отличный от деликатных обязательств, а также института компенсационных выплат, являющихся мерой социальной защиты, поскольку в данном случае будет отсутствовать противоправность причинителя вреда, а размер защиты будет заранее известен - он будет соответствовать размеру неисполненной обязанности, при этом иные (дополнительные) расходы не будут подлежать возмещению в рамках ст. 16.1 ГК РФ, что при ответственности было бы необходимым.
Так как причинение вреда правомерными действиями разрешено законом, то есть лицо, причиняющее вред нарушает чужие субъективные права, но не нарушает норму объективного права, то данные отношения должны влечь иные меры реагирования, отличные от мер гражданско - правовой ответственности, а именно - применение мер защиты гражданских прав.
Также было установлено, что действующее законодательство предусматривает различные виды правомерных действий, причиняющих вред, перечень которых не является исчерпывающим. Однако не все правомерные действия, причиняющие вред, подлежат компенсации.
Перечень правомерных действий можно подразделить на две группы: правомерные действия, причиняющие вред, но не влекущие компенсацию вреда: необходимая оборона; причинение вреда вследствие психического или физического потерпевшего; исполнение приказа и иные.
компенсацию: крайняя необходимость; общая авария; обоснованный риск;
причинение вреда, при пресечении террористического акта; реквизиция и др.
Что касается вопроса компенсации ущерба в рамках ст. 16.1. ГК РФ, то законодатель предусматривает следующий круг субъектов, ущерб от действий которых подлежит компенсации: государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица этих органов, а также иные лица, которым государство делегировало властные полномочия.
Следует подчеркнуть, что среди лиц, наделенных государственно-властными полномочиями и потенциально отвечающими за вред, причиненный в результате их деятельности, преобладают органы исполнительной власти. Указанное предположение объясняется тем, что основное назначение исполнительной власти - это организация практического исполнения Конституции и иных законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности. Поэтому велика вероятность причинения вреда данными органами, так как они «применяют», воплощают в жизнь нормы права.
При этом несмотря на то, что ст. 16.1 ГК РФ говорит о компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лица этих органов, а также иных лиц, которым государство делегировало властные полномочия, ответчиком в суде по иску о возмещении вреда будет является соответствующее публично-правовое образование, а не орган государственной власти или должностное лицо.
Поскольку в случаях правомерного причинения вреда органами государственной власти и органами местного самоуправления непосредственный причинитель вреда действует в рамках общественной необходимости, исполняя возложенные по закону обязанности, с целью защиты более ценного блага, то, в данном случае, к причинителю вреда не могут быть применены и правила о регрессе.
Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что при решении вопроса о возможности компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, будут оцениваться: сам факт непосредственного причининения вреда, правомерность действий причинителя вреда, причинно - следственная связь между действиями и последствиями. При этом необходимо существование правовой нормы, регулирующей компенсацию ущерба за определенные правомерные действия, поскольку сама статья говорит о том, что «ответственность» по указанным основаниям может быть возложена только в случаях, предусмотренных законом.
В свою очередь обязательства по возмещению вреда, причиненного правомерными действиями, представляют собой самостоятельный субинститут, отличный от деликатных обязательств, а также института компенсационных выплат, являющихся мерой социальной защиты, поскольку в данном случае будет отсутствовать противоправность причинителя вреда, а размер защиты будет заранее известен - он будет соответствовать размеру неисполненной обязанности, при этом иные (дополнительные) расходы не будут подлежать возмещению в рамках ст. 16.1 ГК РФ, что при ответственности было бы необходимым.
Так как причинение вреда правомерными действиями разрешено законом, то есть лицо, причиняющее вред нарушает чужие субъективные права, но не нарушает норму объективного права, то данные отношения должны влечь иные меры реагирования, отличные от мер гражданско - правовой ответственности, а именно - применение мер защиты гражданских прав.
Также было установлено, что действующее законодательство предусматривает различные виды правомерных действий, причиняющих вред, перечень которых не является исчерпывающим. Однако не все правомерные действия, причиняющие вред, подлежат компенсации.
Перечень правомерных действий можно подразделить на две группы: правомерные действия, причиняющие вред, но не влекущие компенсацию вреда: необходимая оборона; причинение вреда вследствие психического или физического потерпевшего; исполнение приказа и иные.
компенсацию: крайняя необходимость; общая авария; обоснованный риск;
причинение вреда, при пресечении террористического акта; реквизиция и др.
Что касается вопроса компенсации ущерба в рамках ст. 16.1. ГК РФ, то законодатель предусматривает следующий круг субъектов, ущерб от действий которых подлежит компенсации: государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица этих органов, а также иные лица, которым государство делегировало властные полномочия.
Следует подчеркнуть, что среди лиц, наделенных государственно-властными полномочиями и потенциально отвечающими за вред, причиненный в результате их деятельности, преобладают органы исполнительной власти. Указанное предположение объясняется тем, что основное назначение исполнительной власти - это организация практического исполнения Конституции и иных законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности. Поэтому велика вероятность причинения вреда данными органами, так как они «применяют», воплощают в жизнь нормы права.
При этом несмотря на то, что ст. 16.1 ГК РФ говорит о компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лица этих органов, а также иных лиц, которым государство делегировало властные полномочия, ответчиком в суде по иску о возмещении вреда будет является соответствующее публично-правовое образование, а не орган государственной власти или должностное лицо.
Поскольку в случаях правомерного причинения вреда органами государственной власти и органами местного самоуправления непосредственный причинитель вреда действует в рамках общественной необходимости, исполняя возложенные по закону обязанности, с целью защиты более ценного блага, то, в данном случае, к причинителю вреда не могут быть применены и правила о регрессе.
Резюмируя вышеизложенное можно сделать вывод о том, что при решении вопроса о возможности компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления, будут оцениваться: сам факт непосредственного причининения вреда, правомерность действий причинителя вреда, причинно - следственная связь между действиями и последствиями. При этом необходимо существование правовой нормы, регулирующей компенсацию ущерба за определенные правомерные действия, поскольку сама статья говорит о том, что «ответственность» по указанным основаниям может быть возложена только в случаях, предусмотренных законом.
Подобные работы
- ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЁННОГО НРАВОМЕРНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав инвесторов при прекращении инвестиционных отношений на основании актов публичных органов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Ответственность государственных гражданских служащих
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2017 - Убытки в гражданском праве
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЮ ГРАЖДАНИНА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовая ответственность за вред, причинённый государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Ответственность государства за вред, причиненный
государственными органами, органами местного
самоуправления, а также их должностными лицами
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами в соответствии с российским законодательством
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017



