ВВЕДЕНИЕ 3
I. Становление образа врага по материалам газеты «Красноярский
рабочий» 1941 г 14
II. Первые изменения образа врага по материалам газеты
«Красноярский рабочий» 1942 г 25
III. Коренной перелом в образе врага по материалам газеты
«Красноярский рабочий» 1943 г 36
IV. Постепенная деградация образа врага по материалам газеты
«Красноярский рабочий» 1944 г 45
V. Последние представления об образе врага по материалам
газеты «Красноярский рабочий» 1945 г 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность темы исследования. Ежегодно граждане РФ и других стран празднуют в мае День Победы в Великой Отечественной войне над нацистской Германией. События этой войны развернулись семьдесят три года назад, но очевидцы и участники их еще живы и помнят о них. Так же особое внимание данному событию уделяют разные представители общественности: политические деятели, работники культуры, ученые, обычные граждане и т.д. Деятельность каждого выражается в разных формах. Государственная власть демонстрирует свою заинтересованность этим вопросом путем реформирования школьных и вузовских образовательных программ, работы с государственными музеями и Российским историческим обществом. Граждане создают общественные движения, которые занимаются поддержкой ветеранов войны, организуют шествие «Бессмертного полка», проводят концерты в память о Великой Отечественной войне и пр. Деятели культуры создают выставки, занимаются реконструкцией событий фронта и быта, снимают фильмы, посвященные войне. Телевидение каждый год реализует новые программы и телепередачи о военном времени. Таким образом, девятое мая в сознании общества безусловно ассоциируется с Днем Победы.
Вся подобная деятельность связана с желанием узнать и показать, как происходили события войны, узнать о подвигах солдат, о быте советских граждан во время войны. Интересует нас и то, кто был противником советских солдат. Это важно для показа героизма, патриотизма, доблести советских солдат и граждан в противовес коварному и опасному врагу в лице Германии и её союзников.
Историки и другие исследователи в сфере гуманитарных наук заинтересовались образом врага в Великой отечественной войне, но более всего эту тему разрабатывают российские СМИ и киноиндустрия.
За последнее десятилетие ежегодно в кинопрокат выходит не менее двух фильмов, посвященных Великой Отечественной войне, где становится ясно, какой образ врага создаётся на экране. Зачастую именно в некоторых современных фильмах делается акцент на психологию противника, происходит переоценка ранее бытующих стереотипов о противнике, который со временем получил множество полярных характеристик.
Перечисленные выше факты демонстрируют заинтересованность и увлеченность российского общества темой Великой Отечественной войны, неотъемлемой частью которой является образ врага в войне и его эволюция, формирование образа советского солдата-победителя неотделимо от образа врага, в этом видится актуальность представленной темы.
Степень изученности темы. В современной исторической науке практикуется изучение общественного сознания посредством использования не только исторических методов исследования, но и смежных дисциплин, таких как: социология, психология, культурология, лингвистика и пр. В связи с этим появляется новый понятийный аппарат. В данном случае примером служит использование термина «образ», который создается разными способами - как средствами массовой информации, культурными ценностями, так и личным опытом, восприятием событии и воспоминания людей.
В русле данного исследования наиболее целесообразно рассмотреть образ врага в Великой Отечественной войне. Длительное время в Советском Союзе данный вопрос не затрагивался в исторической науке. Отметим, что первые исследования появились во время «перестройки». В работах историков и общественных деятелей того времени появилась точка зрения о значимой роли советской пропаганды в формировании «образа врага». Э. Баталов, а позднее В. А. Невежин, в этот период говорили о сознании и восприятии советских граждан. Они обозначали его как «стереотипное» «мифологизированное», «политизированное» и т.д .
Исходя из точки зрения Э. Баталова и В. А. Невежина «образ врага» предстает как искусственное идеологическое строение, которое в значительной степени формировалось советской политической верхушкой. Эта идея получила свое распространение в перестроечный и в постсоветский периоды. Появление подобных мыслей и мнений связано с критикой советского режима, поэтому «образ врага» получил новую интерпретацию. В данной трактовке он выступал продуктом власти «тоталитарного общества».
Популярно высказывание А. В. Фатеева об «образе врага», который считал, что это идеологический символ стран противников, инструмент политики правящей группы общества...» . В противовес существует иная точка зрения. Так И. Б. Гасанов подчеркивает: «Большинство войн и конфликтов было порождено не ложными представлениями и отнюдь не негативными национальными стереотипами, а реальными экономическими, политическими, социальными причинами, различными интересами и противоречиями, и сводить конфликты и войны лишь к неправильному восприятию окружающего мира или какой-либо страны, отдельного народа было бы неправомерным».
В современное время существуют исследования по разным проблемам, связанными с «образом врага». Важными в этом ключе являются работами современных историков Е. С. Сенявской , С. Н. Ушаковой , А. Е. Фатеева.
Так Е. С. Сенявская, С. Н. Ушакова считают, что образ врага всегда наполнен негативными и отрицательными характеристиками. По мнению этих либеральных исследователей, в формировании представления врага участвует нравственная и религиозная принадлежность. Практика моральных и религиозных ценностей работает в совокупности с исторически закрепившейся репутацией враждебного государства. Слияние этих представлений проецирует соответствующую оценку противника. Критическое отношение к врагу появляется путем приписывания ему всех отрицательных качеств: пьянство, склонность к разврату, воровству, мародерству и т.д. Присутствует оценка поступков и личностного поведения противника, которыми он оперирует в ходе военных действий. Это противопоставление человеческой трусости и смелости, героизма и мужества бездумному и глупому поведению, основанному на манипуляциях со стороны государства и определенной группы людей. Отечественная история указывает на то, что враг в войнах, которые пережила страна, представлялся в народном творчестве и национальном сознании сильным, многочисленным, жестоким, коварным, но глупым и некрасивым. Преимущество русских и их побед выражается в том, что русский человек не уступал своему противнику в смекалке, крепкой силе духа, в знании воинского дела. Поражение - это наказание Господнее за все грехи народа, либо невезение .
Зачастую исследователи помимо образа врага анализируют «образ друга». Это правительство, армия, народ союзного государства и политические сторонники в виде других стран. Это разделение на добро и зло становится предметом интереса современных исследователей, деятелей культуры, писателей, режиссеров и общественности.
Рассуждая об образе врага в Советском Союзе, стоит отметить, что это устойчивый элемент массового сознания советского гражданина. На это указывает сформировавшийся принцип классовой борьбы и идеологии государства в период революции и Гражданской войны. Существование понятия в СССР «враги народа» доказывает этот принцип. На протяжении всей истории СССР была заложена определенная типология в восприятии врага. Иллюстрируется враг как опасность, агрессор, варвар, преступник, уродец. Самая главная черта - это его дегуманизация, которая «стирает» его человеческие качества. Появляется противопоставление понятий «мы - они», «свои - чужие», «племя - враг племени». Существование образа противника необходимо для оценки своих сил, возможностей и характеристики деятельности врага.
Еще один фактор, который влияет на формирование образа врага - условия и обстоятельства его восприятия. Великая Отечественная война была в этом отношении тотальной войной народов, с огромным количеством потерь среди армии и в числе граждан.
Подчеркну значение трудов, которые ориентированы на узкие проблемы изучения образа врага в Великой Отечественной войне. Авторами этих работ являются Ю. А. Завьялова , А. М. Бирюков , Д. В. Макаров и В. А. Дронов , А. А. Петров , А. С. Орлова , Е. И. Голованова и другие. Этими историками рассмотрены вопросы формирования образа врага в государственной пропаганде, киноиндустрии, газетах, устном народном творчестве и мн. др.
Так по мнению Ю. А. Завьяловой, А. М. Бирюкова, Е. И. Головановой образ врага имел антифашистские и антинемецкие характеристики и часто подчеркивал национальную окраску. Но различие мнений этих историков в том, что первый исследователь считал основополагающим фактором в формировании образа государственную пропаганду. А. М. Бирюков, Е. И. Голованова, А. А. Петров выделяли еще и влияние человеческого фактора, культуры и исторического прошлого народа.
Каждый историк предложил свою собственную эволюцию образа врага. А. М. Бирюков выделяет несколько понятий образа противника «немцы», «немецкие фашисты», «фашистская Германия», «Гитлер», «войска Италии, Финляндии, Германии». А. А. Петров , изучая образ врага в устном народном творчестве, указал на наличие двух образов врага: фашисты и Гитлер. Д. В. Макаров, В. А. Дронов вводят только три понятия: «враг в лице немецкой армии», затем «фашистский враг», «внутренний враг» и «внешний враг». А. С. Орлова тоже разделяет два уже указанных образа Гитлера и немецкой армии. Последний образ трансформируется затем в образ нациста.
«Образ врага» - это то, что целиком принадлежит сфере общественного сознания, потому что отдельно каждый человек является мелкой составляющей социума и из этих составных частей и формируется то общее, что можно назвать народным сознанием, менталитетом . Эти продукты социума являются переплетением мировоззрения, норм, принципов и т.д. Поэтому образ противника является составным элементом системы, которая мотивирует граждан закрепить свои позиции, как и по отношению к войне, так и в других не менее значимых событиях. Формирование взглядов целиком и полностью зависит от исторического и индивидуального опыта, стереотипности и пропаганды государства. Этот образ не может быть стабилен, так как основан он на материальных предпосылках, которые не могут быть статичными и постоянно изменяются в ту или иную сторону.
Именно поэтому, исходя из исследований историков, мнений и точек зрения публицистов, общественных деятелей можно разделить образ противника на несколько типов. Первый - это враг, сформированный официальной пропагандой государства, которая используя свои инструменты, напрямую воздействовала на народные массы. Второй - аналитический образ, состоящий из опыта предыдущих лет и служащий опытом для последующих явлений в истории отечества. И третий - бытовой образ, созданный благодаря народному творчеству, воспоминаниям очевидцев.
Цель исследования - проследить эволюцию в формировании образа врага в Великой Отечественной войне на материалах газеты «Красноярский рабочий» в период 1941 - 1945 гг.
Задачи исследования:
1. фронтально проанализировать выпуски газеты «Красноярский рабочий» за военный период, обратив особое внимание на публикации о противниках в войне;
2. структурировать и в сравнительно-аналитическом ключе комплексно изучить собранный материал;
3. дать характеристику образу врага на страницах газеты «Красноярский рабочий»;
4. проследить эволюцию в репрезентации образа врага;
5. синтезировать полученные результаты исследования.
Объект исследования - публикации газеты «Красноярский рабочий» периода 1941 - 1945 гг.
Предмет исследования - «образ врага» по материалам региональной газеты «Красноярский рабочий» периода 1941 - 1945 гг.
Хронологические рамки исследования - 1941 - 1945 гг.
Территориальные рамки исследования - территория СССР в 1941 - 1945 гг.
Методы исследования. Отправным пунктом в решении поставленных в исследовании задач является общенаучная методология (анализ, синтез, обобщение, логический, системно-структурный анализ, классификация). Кроме того, важной стала работа на стыке нескольких наук, таких как: история, психология, культурология, социология, журналистика. Из культурологии были взяты структурно - функциональный, компаративный методы. Из психологии использованы только метод поперечных срезов. Важными в работе над темой исследования стали методы журналистики (метод проработки документов, формализованный, индуктивного заключения и другие). Среди исторических методов основными стали: социально-психологический, системный подходы, проблемно - хронологический, сравнительно - исторический методы, принцип историзма и объективизма.
Источниковая база исследования. В качестве основного источника исследования служат выпуски газеты «Красноярский рабочий» за период с 1941 по 1945 гг. Газета «Красноярский рабочий» - региональное издание с богатым историческим прошлым. Появление газеты принято начинать, когда вспыхнули революционные события в Красноярске с декабря 1905 г. Тираж первого номера составил около 6 тысяч экземпляров. До предотвращения восстания типография успела выпустить только 5 номеров и после этого печать «Красноярского рабочего» прекратилась. В содержании первых номеров были агитационные материалы и освещение революционных событии. Газета возрождалась в 1907 году под названием «Рабочий», затем с прежним названием «Красноярский рабочий» выходила в 1917-1918 гг., но стабильные выпуски газеты началась только в 1920 году. Именно поэтому на сегодняшний день это одно из старейших изданий в России.
Коренные изменения газета претерпела в 1923 г. и стала «газетой нового типа». Главным отличием от средств массовой информации дореволюционной России этой газеты были: классовый характер, устремление подробнее осветить строительство нового общественного строя и наличие нового вида сотрудников в редакции газеты - выходцев из пролетариев. Своими целями редакция ставила освещение разного рода местных проблем, тем самым вызывая интерес у читателей к локальной тематике. С изменением идеологической направленности менялся и внешний вид газеты: она стала ярче, появилось больше опубликованных фотоматериалов, иллюстраций, подчеркиваний, выделений шрифтом и т.д.
Процесс эволюции газеты не завершился к 1923 году. В частности, изменения произошли в оформлении газеты, в шрифте, появилось множество опубликованных фотоматериала и карикатура. Менялось и размещение статей по тематике на разных страницах. К 1940-м гг. на первых двух страницах издания размещались статьи об трудовых успехах и неудачах среди трудового населения края, хроники военных действий на территории СССР; публиковались тексты обращения И. В. Сталина, В. М. Молотова и других партийных лидеров, важные постановления и указы. Третья страница посвящалась полностью отзывам и письмам советских граждан. Публиковались также стихи, исторические хроники и статьи, связанные с бытом, советами от самих читателей по какому-либо вопросу. Последняя страница всегда была посвящена основным политическим событиям: внутренним и внешним. Зачастую события на международной арене превалировали и публиковались в виде передовицы или в нескольких небольших по объему заметках, посвященных разным странам и событиям Второй мировой войны.
В качестве источника проанализированы выпуски центральной газеты «Правда» в период с июня 1941 по май 1945 гг. Свое начало газета получила весной 1912 года, но до этого издание имело другую направленность. В дореволюционной России газета представлялся как ежемесячное издание искусства, литературы и общественной жизни и направленность её статей имела левый характер так как большинство авторов статей были близки к марксистским взглядам. Но 1912 г. на VI Всероссийской конференции РСДРП(б) В. И. Лениным было принято решение о выпуске рабочей партийной ежедневной газеты. 22 апреля (5 мая) 1912 года вышел первый выпуск «Правды», в день рождения Карла Маркса. Издание являлось партийным и вело четкую идеологическую линию государства.
В качестве вспомогательных источников рассмотрены советские и современные кинокартины, которые помогают разобраться с тем как формировался и эволюционировал образ врага. Обращение к кинофильмам важно по стольку, по скольку помогает разобраться в психологи, чувствах, мыслях и желаниях участников войны.
Научная новизна работы. Впервые в проблематике образа врага Великой Отечественной войны были привлечены и фронтально изучены материалы газеты «Красноярский рабочий» периода 1941 - 1945 гг.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы для создания учебного курса по тематике Великой Отечественной войны в учреждениях среднего, профессионального и высшего образования; в организации тематических уроков, занятий, приуроченных ко Дню Победы; в публикации статей научно-популярного типа на тему образа врага в Великой Отечественной войне; в организации выставок, относящихся к теме Великой Отечественной войны.
Апробация исследования.
1. Эволюция образа врага в Великой Отечественной войне// Проспект Свободный - 2017»; материалы Международной науч. конф., посвященной Году экологии в РФ, Красноярск, 17 - 21 апреля 2017 г. [Электронный ресурс] / отв. за вып. Е.И. Костоглодова. Электрон. дан. (463 Мб). Красноярск: Сиб. федер. у-нт. 2017. С. 4 - 8.
2. Эволюция образа врага в Великой Отечественной войне: на примере советского кино// Молодежь и наука XXI века: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. История и политика в искусстве: материалы Межрегиональной научно- практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 26 апреля 2017 г. / отв. ред. Е.С. Меер; ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017. С. 41 - 43.
3. Образ врага в Великой Отечественной войне в 1941 г. (по материалам газеты «Красноярский рабочий»)// III Всероссийскую конференцию аспирантов, магистрантов, студентов «Социально - политические процессы в истории мировых цивилизаций» в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Организована Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева 21 ноября 2017 г. (в печати).
В ходе исследования был проведен фронтальный анализ выпусков газет «Красноярский рабочий» и «Правды», в результате которого удалось проследить эволюцию образа врага Советского Союза в Великой Отечественной войне. Установлено, что в 1941 году в публикациях, указанных СМИ произошло становление и проявление первых признаков образа врага, в 1942 году произошли первые изменения в образе врага, в 1943 г. произошел «коренной перелом» представлений о противнике, в следующем 1944 году появляются первые признаки деградации образа врага и уже в завершающий Великую Отечественную войну 1945 год происходит репрезентация последних представлений об образе противника.
В ходе исследования удалось доказать, что образ врага за четыре года военных действий в пропагандистской деятельности имел разные характеристики и признаки: преимущественно враг - Германия, реже её страны-союзницы. Образ наполнен характеристиками, связанными с порочными человеческими качествами и соотносит врага с представителями животного мира; враг - оккупант; враг убийца и вор; враг - разрушитель культуры и всего мирового прогресса; враг не только для советского народа, но и для своих собственных граждан; политический преступник; враг в качестве определенной личности (А. Гитлер, Б. Муссолини и др.); враг - это и его враждебная идеология; также враг - это армия нацистского, фашистского режимов и её командование.
В процесс исследования данного вопроса получилось проследить основные тенденции в пропагандистской деятельности властных структур Советского Союза. Я смогла отметить 10 признаков, которые демонстрирует советская печать на примере изданий «Красноярский рабочий» и «Правда».
В первые годы военных действий в Великой Отечественной войне образ врага лице Германии и Италии более мифологизирован, чем в дальнейшее военное время.
Чем больше Красная Армия побеждала, тем меньше пресса обращала внимание на репрезентацию образа врага в СМИ для утверждения его в умах советских граждан и наоборот.
Происходил переход от общих представлений о противнике к частным (первоначально все немцы-враги, затем только покорные нацистскому или фашистскому режиму и войска Германии и её стран-сателлитов).
В статьях «Красноярского рабочего» предпринимались попытки проявить сочувствие рабочему классу Германии и её стран-союзниц.
Что касается фашизма и нацизма, то корреспонденты пытались представить эти два явления как сугубо политические, потому что, по их мнению, все главное зло находилось в правительствах враждебных государств. В доказательство этой точки зрения часто приводились в пример акции протестов и освободительных движений граждан, которые были направлены против этих правительств.
Все статьи газеты «Красноярский рабочий» и «Правды» трактуются только с точки зрения идеологии правящей партии представляемые материалы подтверждали тезисы, приводимые правительственной пропагандой.
Враг для советского читателя представлялся в более упрощённом виде, в статьях не указывалось каких-либо тонкостей и причинно-следственных связей о сущности и деятельности противника Советского Союза.
Представление большого спектра образов нацистской Германии и её союзников и подробнейшее описание их деятельности направлено было на усиление ненависти к врагу и презрения к нему у советских граждан. Этот образ использовался для большего стимулирования труда и экономического производства, которые представлены на страницах «Красноярского рабочего» как помощь фронту и совместное преодоление всех проблем военного времени.
Важным фактором является существование постоянно сопутствующего образу врага образ друга и героя. В данном случае речь идет о противопоставлении и сравнении немецкой армии и советской, мужества партии большевиков и трусости нацистко-фашистского политического блока стран оси, утрата немцами стратегической инициативы в войне и решительные успехи СССР, её стран-союзниц по антигитлеровской коалиции. Важным в публикациях стало сравнение Второй мировой войны и Великой Отечественной войны с ресурсной войной так как идеологическая война была давно проиграна.
Итак, материалы газеты «Красноярский рабочий» и «Правда» показали, что образ врага в Великой Отечественной войне основан на политической конфронтации между двумя враждебными политике-общественными блоками: страны антигитлеровской коалиции и страны оси. Поэтому враг носит одновременно политический и общественный характер. В силу политической пропаганды зачастую происходит разрыв между реальными военными событиями и партийными представлениями о реальности, которые находят отражение в СМИ. Следовательно, исследуемый образ врага иногда становится продуктом совокупности признаков, связанных с историческим опытом и бытовыми представлениями советских граждан о враге. Исследуемые издания - это продукт государственной пропаганды, поэтому и данный образ врага стал результатом этой пропагандистской деятельности.
1.1.1 Речь по радио председателя Совета народных комиссаров В. М. Молотова 17 сентября 1939 г.: офиц. текст. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.
1.1.2 Системная история международных отношений в четырех томах. События и документы. 1918-2000. / Отв. ред. А. Д. Богатуров. Том второй. Документы 1910-1940-х годов. Сост. А. В. Мальгин. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.
1.1.3 Соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии, подписанное 12 июля 1941 г.: офиц. текст. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.
1.1.4 Договор между СССР и Великобританией о союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе и о сотрудничестве и взаимной помощи после войны, заключенный 26 мая 1942 г.: офиц. текст. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.
1.1.5 Конференция руководителей трех союзных держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании - в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 г.: офиц. текст. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.
1.1.6 Ялтинская (Крымская) конференция руководителей трех союзных держав - Советского Союза, Соединенных Штатов Америки и Великобритании 4-12 февраля 1945 г.: офиц. текст. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.
1.2 Периодика
1.2.1 Красноярский рабочий. 1941 - 1945.
1.2.2 Правда. 1941 - 1945.
1.3 Фото-, аудио-, видео-, картографические материалы (и пр.)
1.3.1 А зори здесь тихие. [Видеозапись] /реж. С. Ростоцкиий; в ролях: А. Мартынов, И. Шевчук, О. Остроумова; Киностудия имени М. Горького. - М.: Премьер-видеофильм, 1972. 188 мин.
1.3.2 Аты-баты шли солдаты [Видеозапись] / реж. Л. Быков; в ролях: Л. Быков, В. Конкин, Е. Шанина; Киностудия имени А. Довженко. - К.: Премьер-видеофильм, 1977. 87 мин.
1.3.3 Битва за Севастополь [Видеозапись] / реж. С. Мокрицкий; в ролях: Ю.Пересильд, Е. Цыганов, О. Васильков; «Кинороб». - М.: Премьер-видеофильм, 2015. 110 мин.
1.3.4 В бои идут одни старики [Видеозапись] / реж. Л. Быков; в ролях: Л. Быков, С. Подгорный, С. Иванов; Киностудия имени А. Довженко. - К.: Премьер-видеофильм, 1974. 92 мин.
1.3.5 Жила была девочка [Видеозапись] / реж. В. Эйсымонт; в ролях: Н. Иванова, Н. Защипина, А. Войцик; Союздетфильм. - М.: Премьер- видеофильм, 1944. 72 мин.
1.3.6 Зоя [Видеозапись] / реж. Л. Арштам; в ролях: Г. Водяницкая, К. Тарасова, Н. Рыжов; Союздетфильм. - М.: Премьер-видеофильм, 1944. 95 мин.
1.3.7 Сталинград [Видеозапись] /реж. Ф. Бондарчук; в ролях: П. Фёдоров, М. Смольникова, Я. Студилина; Нон-стоп продакшн. - С.: Премьер- видеофильм, 2013. 135 мин.
1.3.8 Судьба человека [Видеозапись] / реж. С. Бондарчук; в ролях: С. Бондарчук, П. Борискин, 3. Кириенко; Мосфильм. - М.: Премьер-видеофильм, 1959. 103 мин.
Литература
1. Артамошин С. В. Образ врага в нацистской идеологии Веймарского периода / С. В. Артамошин // Вестник ТГУ. 2008. № 8. С. 225 - 231.
2. Бабиченко Д. Л. Писатели и цензоры. Советская литература 1940-х годов под политическим контролем ЦК. / Д. Л. Бабиченко. М.: Россия молодая, 1994. 172 с.
3. Бирюков А. М. Эволюция «образа врага» в изучении истории и идеологии Великой Отечественной войны / А. М. Бирюков // Философия и методология истории. 2015. № 1. С. 193 - 202.
4. Газета и общественное мнение. СБ. / Редколлегия: Н. Цветков и др. Вологда: б/и, 1969.
5. Голованова Е. И. Образ врага в народных песнях о Великой Отечественной войне / Е. И. Голованова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей. 2016. № 7. С. 20 - 26.
6. Завьялова Ю. А. Образ врага в источниках советской пропаганды 1941¬1942 гг. / Ю. А. Завьялова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 5. С. 282 - 284.
7. История Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Том второй / П. Н. Поспелов Е. А. Болтин В. П. Московский. М.: Военное издательство министерства обороны союза ССР, 1961. 682 с.
8. История Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Том третий / П. Н. Поспелов Е. А. Болтин В. П. Московский. М.: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1962. 727 с.
9. История Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Том четвертый / П. Н. Поспелов Е. А. Болтин В. П. Московский. М.: Военное издательство министерства обороны Союза ССР, 1963. 651 с.
10. Лиддел Гард Б. Вторая мировая война / Б. Лиддел Гард. М.: ACT, 1999. 936 с.
11. Макаров Д. В. Дронов В. А. Типология образа врага в современном российском кинематографе о Великой Отечественной войне / Д. В Макаров. В. А. Дронов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 782 - 788.
12. Мировые войны XX века. Кн. 3: Вторая мировая война Исторический очерк / Отв. ред. Е. Н. Кульков. М.: Наука, 2002. 597 с.
13. Орлова А. С. Способы воплощения «образа врага» в советском киноискусстве 1940-х годов / А. С. Орлова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2015. № 4. С. 27 - 31.
14. Петров А. А. Образ врага в частушках о Великой Отечественной войне / А. А. Петров // Известия СГУ. 2011. № 4. С. 90 - 94.
15. Сенявская Е. С. Противники России в войнах XX века: эволюция «образа врага» в сознании армии и общества / Е. С. Сенявская. М.: РОССПЭН, 2006. 288 с.
16. Системная история международных отношении в четырех томах. События и документы. 1918 - 2000. / Отв. ред. А. Д. Богатуров. Том первый. События. 1918 - 1945. М.: Московский рабочий, 2000. 516 с.
17. Системная история международных отношении в четырех томах. События и документы. 1918-2000. / Отв. ред. А. Д. Богатуров. Том второй. Документы 1910-1940-х годов. Сост. А. В. Мальгин. М.: Московский рабочий, 2000. 243 с.
18. Источниковедение Учеб. Пособие / И. Н. Данилевский В. В. Кабанов О. М. Медушевская М. Ф. Румянцева. М.: Россииск. гос. гуманит. ун -т, 1998. 702 с.
19. Ушакова С. Н. Идеолого-пропагандистские кампании в практике функционирования сталинского режима: новые подходы и источники / С. Н. Ушакова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 215 с.
20. Фатеев А. Е. Образ врага в советской пропаганде 1945 - 1954 / А. Е. Фатеев. М.: 1999. 261 с.
21. Цимбурский В. Военная доктрина СССР и России: осмысление понятий «угрозы и победы» во 2-и половине XX в. / В. Цимбурский. М.: РНФ, 1994. 111 с.