Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры

Работа №25550

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы162
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
696
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования предпосылок
личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2. Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Требования нормативных документов к дидактическим играм детей старшего дошкольного возраста и к организации соответствующей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий.
Вывод по главе 1
ГЛАВА 2 Разработка и реализация комплекса дидактических игр
для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Комплекс дидактических игр для формирования предпосылок
личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Результаты опытно-экспериментального исследования по
использованию комплекса дидактических игр
2.3. Методические рекомендации по использованию комплекса
дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения
Вывод по главе 2
Заключение
Список использованных источников
Приложение

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) в разделе требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлен планируемый итоговый результат дошкольного образования - социальный портрет выпускника подготовительной к школе группе. Под "социальным портретом" понимается совокупность интегративных качеств, таких как инициативность и самостоятельность, любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др., которые закладываются в дошкольном возрасте и определяют результативность следующих ступеней образования. Формирование этих качеств предполагает системное развитие ребенка: физическое (включая созревание нервной системы) и психическое (личностное и интеллектуальное). Таким образом, итоговый результат дошкольного образования должен находиться в преемственной связи с результатами освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Научная школа Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др., внедрившая системно-деятельностный культурно-исторический подход, стала теоретико-методологической основой разработки стандартов общего образования. Учитель сегодня должен включить самого ученика в учебную деятельность, организовывать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
В связи с этим, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки должны рассматриваться как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».
Концепция развития универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, начальной школе и обеспечения преемственности образования.
Возникновение проблемы преемственности имеет следующие причины:
- недостаточно равномерное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования провоцирует падение успеваемости и становится причиной роста психологических трудностей у учащихся;
- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Кроме того, недостаточное количество методических материалов по формированию предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы деятельности.
Другая, очень серьезная проблема дошкольного детства - замена свободной игровой деятельности учебной. А ведь именно в игре дети активно экспериментируют образами социальных отношений взрослых, а не просто воссоздают эти отношения в доступной им социально заданной форме.
Применение игры в практике детского сада обосновывается теорией игровой деятельности, наиболее полно разработанной в трудах Д.Б. Эльконина [36]. Развитие и изменение всех психических процессов происходит, прежде всего, в деятельности. У дошкольников основная деятельность - игра, поэтому игра является ведущим средством развития и формирования интегративного качества личности в данном возрасте. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики, воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, эмоционально-волевое и нравственное становление и развитие личности.
Игра оказывает влияние, прежде всего, на развитие личностной стороны психики ребенка. Наибольшее количество изменений происходит в мотивационно-потребностной сфере: в игре возникает и реализуется важный мотив - желание стать взрослым и реально осуществить функции взрослого, образуются мотивы более высокого типа, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей.
Как известно, дети познают мир эмоциями. Игра и несет в себе эмоциональные импульсы, которые способствуют возникновению познавательной мотивации дошкольников. Показателями наличия у ребенка познавательной мотивации будут - эмоциональная включенность в решение познавательных задач, практическая активность, направленная на познание нового, а так же внутренняя готовность ребенка к познавательной деятельности и инициативности в ней, развитие любознательности.
В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу.
Метод подражания взрослому является основной в самообразовании и самообучении ребенка. Но для того, чтобы возможности его самообучения использовались полноценно, общение его с взрослым должно быть постоянным. Взрослые же во многом самоустранились от непосредственного общения. Играть с игрушками, а не просто манипулировать ими, ребенка нужно учить. Причем должно соблюдаться правило реального соответствия игрушки возрасту ребенка.
В формировании предпосылок универсальных умений реализации учебной деятельности особое место должно отводиться дидактической игре.
Овладение дошкольниками предпосылками универсальных учебных действий создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию дошкольников в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Современные требования ФГОС дошкольного образования (ДО) к целевым ориентирам, как результатам дошкольного образования, определяют необходимость создания и использования форм игровой деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения для формирования у старших дошкольников предпосылок личностных универсальных учебных действий. Таким образом, существует противоречие между необходимостью формирования у старших дошкольников предпосылок личностных универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС ДО и недостаточностью методических разработок дидактических игр, позволяющих осуществить это на практике.
Проблема исследования: каковы особенности разработки и использования дидактических игр, способствующих формированию у старших дошкольников предпосылок личностных универсальных учебных действий?
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий и опытно-экспериментальным путем проверить результативность его использования в образовательной деятельности.
Объект: формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: дидактические игры как средство формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у старших дошкольников через дидактические игры будет результативным, если:
- комплекс дидактических игр будет разработан с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с требованиями ФГОС ДО, определяющими планируемые образовательные результаты в области предпосылок личностных универсальных учебных действий;
- будет создана предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО и СанПин, обеспечивающая условия для реализации дидактических игр детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности.
Задачи:
1) Проанализировать психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста;
2) На основе анализа требований ФГОС ДО к портрету выпускника ДОУ определить характеристики предпосылок личностных УУД у детей старшего дошкольного возраста и способы их формирования;
3) Выявить сущность понятия «дидактическая игра», определить требования к дидактическим играм детей старшего дошкольного возраста и к организации соответствующей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
4) Разработать комплекс дидактических игр и соответствующие элементы предметно-пространственной среды для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста;
5) Опытно-экспериментальным путем проверить результативность использования комплекса дидактических игр в процессе реализации образовательной деятельности;
6) Разработать методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации образовательной деятельности.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, диагностика, математическая обработка данных.
Практическая значимость заключается в дальнейшем использовании в соответствии с предложенными методическими рекомендациями комплекта дидактических игр педагогами, психологами, родителями для формирования предпосылок универсальных личностных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования. Сбор эмпирических данных проходил на базе МБДОУ детский сад № 217 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей г. Красноярска. В исследовании участвовали старшие дошкольники -10 человек


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ ФГОС ДО показал нам о то, что основная задача детского сада заключается в развитии детей. При соблюдении требований к условиям реализации образовательной программы, результаты предполагают формирование у детей на выходе из детского сада предпосылок к учебной деятельности, а, следовательно, и формирование у них предпосылок универсальных учебных действий.
Впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены универсальные предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе, а, следовательно — преемственность дошкольного и начального образования.
Важным является формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий дошкольников. Именно предпосылки личностных универсальных учебных действий включают в себя эмоциональное и мотивационное развитие, представление о себе, самооценку, понимание моральных норм и правил, а также организацию своего поведения согласно этим правилам и нормам. А это и есть результаты, которые должны являться следствием усвоения образовательной программы в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Проанализированы подходы к формированию предпосылок личностных универсальных учебных действий у дошкольников. Анализ показал что, рассмотренные подходы могут быть использованы в образовательном процессе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, для реализации программы. В нашем исследовании мы использовали подход через игровую деятельность, в частности дидактические игры, так как игра является основным и ведущим видом деятельности дошкольников.
Определены требования к дидактическим играм для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, в условиях реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО: в качестве ориентиров для подбора дидактических игр, выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При подборе, важно учитывать наглядно-действенный характер мышления у детей дошкольного возраста. Основной задачей дидактической игры является развитие логического мышления, т.е. умение устанавливать простейшие закономерности. Содержание игр должно быть разнообразно по своей тематике, характеру, способу решения. По своей структуре, включают в себя: дидактические задачи, игровые действия и правила.
Разработан комплекс из дидактических игр для формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Часть дидактических игр реализуется в непосредственно образовательной деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ....). Особенностью комплекса является соответствие требованиям ФГОС ДО. Игры разнообразны по своему содержанию и соблюдают принцип новизны для детей, что вызывает у дошкольников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение и облегчает процесс усвоения знаний.
Проведена опытно-экспериментальная работа по проверке результативности использования комплекса дидактических игр, которая показала: что регулярное использование дидактических игр, расширяет кругозор дошкольников, способствует эмоциональному и мотивационному развитию, формированию представлений о себе, самооценке, а также организации своего поведения согласно правилам и нормам принятым в обществе.
Разработаны методические рекомендации по использованию комплекса дидактических игр в образовательном процессе подготовительной группы дошкольного учреждения, которые помогут организовать и реализовать игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности предпосылок личностных универсальных учебных действий у дошкольников.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута


1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка /В.В. Абраменкова //Мир психологии. - 1999. — №4. - с. 74-81
2. Авдулова Т.П. Предпосылки формирования морального сознания в старшем дошкольном возрасте: автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.13./ Авдулова Т.П. - М., 2001. - 27 с.
3. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников / А.Д. Андреева // Психолог в детском саду. - 2008. - №3 - с. 29¬41.
4. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Л. В. Артемова. - М., Просвещение, 1992. - 150 с.
5. Безруких М.М. В любом виде деятельности ребенка, а в игре прежде всего, идет его развитие / М.М.Безруких // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. № 7.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: монография, цикл статей / Л.И. Божович. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 400 с.
7. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е издание, доработанное. - Москва: Просвещение, 1991. - 160 с.
8. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: учебное пособие / Васильева М. А. - М.: Просвещение, 1986. - 112 с.
9. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - 2005 // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / Г.В. Бурменская. - 2-е издание, расширенное. - Москва: МПСИ, 2005. - с. 283-299.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Электронный ресурс] / Выготский Л.С.// — 2004. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/3567440/
11. Г ербова В.В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Электронный ресурс] / Васильева М.А. , Гербова В.В. , Комарова Т.С. // - 2005. - Режим доступа: http://светлячок25.рф/upload/Программа%20воспитания%20и%20обучения%20в%20детском%20саду%20%20Под%20ред.%20М.А.%20Васильевой,%20В.В. %20Гербовой,%20Т.С.%20Комаровой.pdf
12. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. Для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Г. Н. Гришина - М.: ТЦ "Сфера", 1999. - 96с.
13. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Логинова В.И., Саморукова П.Г., Б.С. Лейкина и др. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 280с.
14. Запорожец А.В., Психология личности и деятельности дошкольника: учебное пособие / А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.: «Просвещение», 1965 - 294 с.
15. Запорожец А.В. Психология: учебник для дошкольных педагогических училищ / А.В. Запорожец. - Издание 3-е, исправленное и дополненное. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.
16. Зацепина М.Б. Культура - основа развития ребёнка дошкольного возраста: Монография.- М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2011.
17. Казаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников: (старший дошкольный возраст): пособие для педагогов дошкольных учреждений / Г. Н. Казаручик. - Мозырь: Белый ветер, 2005 . - 88 с.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В.
Бурменская, И.А. Володарская и др.; / А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Электронный ресурс] / И.Ю. Кулагина // - 1999. - Режим доступа:http://pedlib.ru/Books/6/0349
20. Леонтьев А.Н. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
21. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Электронный ресурс] / М.И. Лисина. // - 2009. - Режим доступа: http://detectivebooks.ru/book/5000401/?page=3
22. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов пед. институтов. / Л. А. Венгер. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
23. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — Издание 3-е, стереотипное. — М.: Тривола, 1998.— 352 с.
24. Особенности психологического развития детей 6—7-летнего возраста [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер // - 1988. — Режим доступа:http://psychlib.ru/mgppu/opr/opr-001-.htm
25. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
26. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры: Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 160 с.
27. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Электронный ресурс] / Жан Пиаже // - 1994. - Режим доступа:
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book%3Dpiazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969
28. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и равитии: учебное пособие / П.И. Пидкасистый; Ж.С. Хайдаров. - Москва: Российское педагогическое агентство, 1996. - 270 с.
29. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Электронный ресурс] / Е.И. Удальцова // - 1986. - Режим доступа:http://www.detskiysad.ru/igra/didaktika.html
30. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей [Электронный ресурс] / А.В.Запорожца // 1976. - Режим доступа:http://elib.gnpbu.ru/text/usova_rol-igry-v-vospitanii-detej_1976
31. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы / О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. ПМК «Успех» А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива МПК «Успех» Н.В. Федина. - М.: Просвещение, 2013. - 205 с.
32. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
33. Чепцова Н.А. Психологическая характеристика старших дошкольников / Прикладная психология: [Электронный ресурс] / Н.А. Чепцова // Режим доступа:http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2099
34. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии: учебник / И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова. - Москва: Наука, 1977. - 144 с.
35. Шмаков С.А. Ее величество - игра: Забавы, потехи, розыгрыши для детей, родителей, воспитателей / С. А. Шмаков. - М.: МИП «NB Магистр», 1992. - 160 с.
36. Эльконин Д.Б. Психология игры: монография / Д.Б. Эльконин. - Издание 2-е. - Москва.: Владос, 1999. - 360 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ