Формирование доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муницииально) - частного партнерства
|
Введение
1 Теоретико-методологические основы формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 11
1.1 Основы социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями 11
1.2 Подходы к обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями объектов и услуг 21
1.3 Государственно-частное партнерство как один из инструментов развития социальной сферы 31
2 Нормативная основа и опыт формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 41
2.1 Нормативно-правовая основа формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями 41
2.2 Российский и зарубежный опыт формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 55
3 Формирование доступной среды для лиц с ограниченными возможностямис использованием механизма государственно (муниципально) - частного партнерства 66
3.1 Мероприятия, направленные на формирование доступной среды для лиц
с ограниченными возможностями с использованием механизма государственно (муниципально) - частного партнерства 66
3.2 Анализ финансовой эффективности механизма формирования
доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с привлечением государственно (муниципально) - частного партнерства 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
1 Теоретико-методологические основы формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 11
1.1 Основы социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями 11
1.2 Подходы к обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями объектов и услуг 21
1.3 Государственно-частное партнерство как один из инструментов развития социальной сферы 31
2 Нормативная основа и опыт формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 41
2.1 Нормативно-правовая основа формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями 41
2.2 Российский и зарубежный опыт формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 55
3 Формирование доступной среды для лиц с ограниченными возможностямис использованием механизма государственно (муниципально) - частного партнерства 66
3.1 Мероприятия, направленные на формирование доступной среды для лиц
с ограниченными возможностями с использованием механизма государственно (муниципально) - частного партнерства 66
3.2 Анализ финансовой эффективности механизма формирования
доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с привлечением государственно (муниципально) - частного партнерства 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Необходимость формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, к сожалению, не может избежать ни одно государство. Оно, как гарант социального благополучия граждан, в силу своей экономики, социальной политики берет на себя обязательства по поддержке людей с ограниченными возможностями. По данным Федеральной службы государственной статистики, на данный момент в нашей стране проживает 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, что составляет 7% от всего населения страны. И эта цифра, к сожалению, продолжает расти.
Актуальность решения проблемы формирования доступной среды лиц с ограниченными возможностями в крае обусловлена ее масштабностью (около 8 % населения являются инвалидами), сложной демографической ситуацией, интеграционными процессами на микро- и макроуровнях. В Красноярском крае по состоянию на 01.01.2015 проживает 52,4 тыс. инвалидов, из которых 7,1 тысячи детей-инвалидов.
На данный момент проблема недоступности различных мест для лиц с ограниченными возможностями является одной из самых важных. По статистике, в Красноярском крае из 245 государственных учреждений социального обслуживания, образования, занятости населения, здравоохранения, физической культуры и спорта только 52 имеют уличные пандусы, - пандусы внутри здания, 18 оборудованы лифтами.
Доступность транспортных средств составляет 11,6 %. Доступ в муниципальные учреждения социального обслуживания составляет 58,7 %, в муниципальные учреждения образования - 2,9 %, в муниципальные учреждения культуры - 11,2 %. Данные числа выглядят удручающе, потому что, по сути, почти все учреждения для лиц с ограниченными возможностями закрыты.
Несмотря на меры, предпринимаемые государством, остается нерешенной важная задача социальной сферы - создание равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Доступность для лиц с ограниченными возможностями различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
В 2008 году Российской Федерацией была подписана Конвенция ООН «О правах инвалидов». Принятие Конвенции стало важным шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов и других групп лиц с ограниченными возможностями на международном договорном уровне. Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями.
Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав данных лиц. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [62].
К сожалению, не смотря на все предпринимаемые меры, государство не может в одиночку решить проблему обеспечения доступности в силу недостаточного финансирования. В зарубежных странах для данных целей активно используется привлечение бизнес-сообщества.
Государственно-частное партнерство представляет собой совокупность договоров, соглашений или контрактов по совместному использованию материальных и нематериальных ресурсов общества (местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Необходимость создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. Основной проблемой при формировании доступной среды для лиц с ограниченными возможностями является отсутствие механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства как в социальной, так и в строительной сфере.
В связи с этим важность диссертационного исследования связана со следующими обстоятельствами: возрастанием значения деятельности государства в сфере обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями; необходимостью создания новых механизмов влияния государства на бизнес-сообщества в социальной сфере.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования сущности, содержания и особенностей формирования доступной среды для содержатся в работах социологов, экономистов, философов, организаторов и практиков управления Аганбегяна А.Г., Анософф И., Афанасьева В.Г., Вебера М., Вудкока М., Дюркгейма Э., Заславской Т.И., Керженцева П.М., Лебедева П.Н., Маркова М., Мескона М.Х., Питерса Т., Уотермена
Теоретические и практические основы взаимодействия государства и частного сектора разработаны зарубежными учеными: А. Аткинсон, Я. Бертрам, О.Осборн, М. Портер, Д. Стиглиц, Г. Фишер и другие. Различные аспекты проблемы отражены в трудах российских и отечественных ученых: В. Варнавского, P.C. Гринберга, P.A. Мартусевича, Б.С. Жихаревича, С.А. Сосна, П.В Свистунова, Д. Некрасова и др.
Цель диссертационного исследования: Разработка предложений по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства.
Задачи диссертационного исследования:
- исследовать понятия «лица с ограниченными возможностями», «инвалидность», «доступная среда», «государственно-частное партнерство», «муниципально-частное партнерство»;
- исследовать нормативно-правовую базу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями;
- проанализировать российский и зарубежный опыт формирования доступной среды (с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства);
- выработать предложения по повышению эффективности использования механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства при формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями;
- экономически обосновать одно из предложенных мероприятий по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизма государственно (муниципально) - частного
Методологической основой исследования является системный подход. При исследовании планируются использоваться следующие методы: изучение первичной документации, сравнение, нормативный метод, анализ. В диссертации будут применяться методы экономического и статистического анализа.
Информационную базу диссертации составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере развития доступной среды; научные труды отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, психологов по проблемам включения лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества; также использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов - архитектурные, строительные и технические стандарты доступности, универсального дизайна, а также материалы научных конференций; научные публикации. Также информационной основой исследования явились научные труды классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам государственного регулирования экономики и государственно-частного партнерства.
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости при формировании доступной среды для лиц с ограниченными возможностями использования механизма государственно (муниципально) - частного партнерства.
В результате изучения материала по теме исследования были изучены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база
В итоге были предложены мероприятия по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмом государственно (муниципально) - частного партнерства. В качестве экономического обоснования был проведен анализ экономической эффективности одного из предложенных мероприятий.
Актуальность решения проблемы формирования доступной среды лиц с ограниченными возможностями в крае обусловлена ее масштабностью (около 8 % населения являются инвалидами), сложной демографической ситуацией, интеграционными процессами на микро- и макроуровнях. В Красноярском крае по состоянию на 01.01.2015 проживает 52,4 тыс. инвалидов, из которых 7,1 тысячи детей-инвалидов.
На данный момент проблема недоступности различных мест для лиц с ограниченными возможностями является одной из самых важных. По статистике, в Красноярском крае из 245 государственных учреждений социального обслуживания, образования, занятости населения, здравоохранения, физической культуры и спорта только 52 имеют уличные пандусы, - пандусы внутри здания, 18 оборудованы лифтами.
Доступность транспортных средств составляет 11,6 %. Доступ в муниципальные учреждения социального обслуживания составляет 58,7 %, в муниципальные учреждения образования - 2,9 %, в муниципальные учреждения культуры - 11,2 %. Данные числа выглядят удручающе, потому что, по сути, почти все учреждения для лиц с ограниченными возможностями закрыты.
Несмотря на меры, предпринимаемые государством, остается нерешенной важная задача социальной сферы - создание равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Доступность для лиц с ограниченными возможностями различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
В 2008 году Российской Федерацией была подписана Конвенция ООН «О правах инвалидов». Принятие Конвенции стало важным шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов и других групп лиц с ограниченными возможностями на международном договорном уровне. Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями.
Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав данных лиц. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [62].
К сожалению, не смотря на все предпринимаемые меры, государство не может в одиночку решить проблему обеспечения доступности в силу недостаточного финансирования. В зарубежных странах для данных целей активно используется привлечение бизнес-сообщества.
Государственно-частное партнерство представляет собой совокупность договоров, соглашений или контрактов по совместному использованию материальных и нематериальных ресурсов общества (местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Необходимость создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. Основной проблемой при формировании доступной среды для лиц с ограниченными возможностями является отсутствие механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства как в социальной, так и в строительной сфере.
В связи с этим важность диссертационного исследования связана со следующими обстоятельствами: возрастанием значения деятельности государства в сфере обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями; необходимостью создания новых механизмов влияния государства на бизнес-сообщества в социальной сфере.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования сущности, содержания и особенностей формирования доступной среды для содержатся в работах социологов, экономистов, философов, организаторов и практиков управления Аганбегяна А.Г., Анософф И., Афанасьева В.Г., Вебера М., Вудкока М., Дюркгейма Э., Заславской Т.И., Керженцева П.М., Лебедева П.Н., Маркова М., Мескона М.Х., Питерса Т., Уотермена
Теоретические и практические основы взаимодействия государства и частного сектора разработаны зарубежными учеными: А. Аткинсон, Я. Бертрам, О.Осборн, М. Портер, Д. Стиглиц, Г. Фишер и другие. Различные аспекты проблемы отражены в трудах российских и отечественных ученых: В. Варнавского, P.C. Гринберга, P.A. Мартусевича, Б.С. Жихаревича, С.А. Сосна, П.В Свистунова, Д. Некрасова и др.
Цель диссертационного исследования: Разработка предложений по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства.
Задачи диссертационного исследования:
- исследовать понятия «лица с ограниченными возможностями», «инвалидность», «доступная среда», «государственно-частное партнерство», «муниципально-частное партнерство»;
- исследовать нормативно-правовую базу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями;
- проанализировать российский и зарубежный опыт формирования доступной среды (с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства);
- выработать предложения по повышению эффективности использования механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства при формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями;
- экономически обосновать одно из предложенных мероприятий по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизма государственно (муниципально) - частного
Методологической основой исследования является системный подход. При исследовании планируются использоваться следующие методы: изучение первичной документации, сравнение, нормативный метод, анализ. В диссертации будут применяться методы экономического и статистического анализа.
Информационную базу диссертации составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере развития доступной среды; научные труды отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, психологов по проблемам включения лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества; также использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов - архитектурные, строительные и технические стандарты доступности, универсального дизайна, а также материалы научных конференций; научные публикации. Также информационной основой исследования явились научные труды классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам государственного регулирования экономики и государственно-частного партнерства.
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости при формировании доступной среды для лиц с ограниченными возможностями использования механизма государственно (муниципально) - частного партнерства.
В результате изучения материала по теме исследования были изучены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база
В итоге были предложены мероприятия по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмом государственно (муниципально) - частного партнерства. В качестве экономического обоснования был проведен анализ экономической эффективности одного из предложенных мероприятий.
Создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями и включение их в жизнь общества является одной из важнейших задач государства. Но, к сожалению, государство не может создать доступную инфраструктуру в одиночку. Это связано как с недостаточностью механизмов влияния государства на частный сектор, так и с недостаточным финансированием муниципалитетов. Для решения проблемы формирования доступной среды и привлечения к данному вопросу частного сектора, была проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая данный вопрос, а также изучен российский и зарубежный опыт формирования доступной среды с привлечением механизма государственно-частного партнерства.
В связи с тем, что нормативно-правовая база вопросу формирования доступной среды является обширной, происходит дублирование функций органов социальной политики, направлений социальной поддержки и финансирования. В законодательных актах отсутствуют стандарты жилого помещения для инвалидов. Каждой субъект вправе самостоятельно решать проблему создания и обеспечения нуждающихся инвалидов приспособленным жильем. Также отсутствует какой-либо механизм привлечения самих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к решению вопроса формирования доступной среды.
Тем не менее, в Российской Федерации есть регионы, в которых успешно создается доступная инфраструктура. В крупных городах, таких как Москва,Сочи, Казань все это происходит благодаря тому, что города имеют большое значение в жизни страны. Благодаря проведению крупных мероприятия (Олимпиада, Универсиада) в эти города поступали значительные средства, как и из бюджета всех уровней, так и от бизнеса. В городе Екатеринбург достижению высоких результатов способствует создание Комиссии представителей общественных организаций инвалидов по экспертизе проектов строительства объектов социальной инфраструктуры города, без положительного решения которой ни один проект не получит разрешение на реализацию. Благодаря опыту Ростова-на-Дону, в котором в рамках государственно-частного партнерства был реализован проект реконструкции набережной, стоит отметить, что успешной практикой является использование концессионного соглашения. Зарубежный опыт формировании доступной среды позволяет сделать вывод, что успешной практикой влияние государства на частный сектор является предоставление различных налоговых скидок. Благодаря этому организации компенсируют расходы, связанные с формированием доступной среды, обеспечением доступных форматов.
В связи с этим были предложены следующие мероприятия по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства:
- муниципалитетам необходимо проводить мероприятия, которые позволят частному сектору изменить отношение к лицам с ограниченными возможностями. Создав доступную инфраструктуру, частный сектор сможет получить такого же потребителя товаров и услуг, который будет приносить ему прибыль;
- на уровне муниципалитета необходимо принять документ, который будет обязывать при создании и сдачи объекта в эксплуатацию привлекать Комиссии, созданные из лиц с ограниченными возможностями;
- активнее использовать механизм концессия, как основную форму государственно-частного-партнерства;
- при проведении в муниципалитете важных мероприятий федерального значения, необходимо на стадии создания проекта учитывать необходимые нормы доступности для лиц с ограниченными возможностями. Благодарю поступлению в муниципалитет крупных финансовых средств из федерального бюджета, а также активному участию частного сектора муниципалитет сможет достичь высоких показателей доступности;
- государству необходимо использовать различные экономические способы влияния на частный сектор (налоговые скидки, возмещение затрат). С помощью данных механизмов частный сектор сможет возместить потраченные на создание доступной среды средства.
В качестве экономического обоснования был проведен анализ экономической эффективности инвестиционного проекта, с использованием такого механизма влияния, как понижение ставки налога на прибыль с данного инвестиционного проекта. Данный анализ показал что механизм является эффективным, и позволит достичь даже более высоких показателей эффективности.
В заключение стоит сказать, что для создания доступного общества необходима активная совместная работа всех заинтересованных сторон: государства, частного сектора и самих лиц с ограниченными возможностями. Лишь достигнув взаимопонимания между данными участниками, станет возможным создать по-настоящему социально-ориентированное государство.
В связи с тем, что нормативно-правовая база вопросу формирования доступной среды является обширной, происходит дублирование функций органов социальной политики, направлений социальной поддержки и финансирования. В законодательных актах отсутствуют стандарты жилого помещения для инвалидов. Каждой субъект вправе самостоятельно решать проблему создания и обеспечения нуждающихся инвалидов приспособленным жильем. Также отсутствует какой-либо механизм привлечения самих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к решению вопроса формирования доступной среды.
Тем не менее, в Российской Федерации есть регионы, в которых успешно создается доступная инфраструктура. В крупных городах, таких как Москва,Сочи, Казань все это происходит благодаря тому, что города имеют большое значение в жизни страны. Благодаря проведению крупных мероприятия (Олимпиада, Универсиада) в эти города поступали значительные средства, как и из бюджета всех уровней, так и от бизнеса. В городе Екатеринбург достижению высоких результатов способствует создание Комиссии представителей общественных организаций инвалидов по экспертизе проектов строительства объектов социальной инфраструктуры города, без положительного решения которой ни один проект не получит разрешение на реализацию. Благодаря опыту Ростова-на-Дону, в котором в рамках государственно-частного партнерства был реализован проект реконструкции набережной, стоит отметить, что успешной практикой является использование концессионного соглашения. Зарубежный опыт формировании доступной среды позволяет сделать вывод, что успешной практикой влияние государства на частный сектор является предоставление различных налоговых скидок. Благодаря этому организации компенсируют расходы, связанные с формированием доступной среды, обеспечением доступных форматов.
В связи с этим были предложены следующие мероприятия по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства:
- муниципалитетам необходимо проводить мероприятия, которые позволят частному сектору изменить отношение к лицам с ограниченными возможностями. Создав доступную инфраструктуру, частный сектор сможет получить такого же потребителя товаров и услуг, который будет приносить ему прибыль;
- на уровне муниципалитета необходимо принять документ, который будет обязывать при создании и сдачи объекта в эксплуатацию привлекать Комиссии, созданные из лиц с ограниченными возможностями;
- активнее использовать механизм концессия, как основную форму государственно-частного-партнерства;
- при проведении в муниципалитете важных мероприятий федерального значения, необходимо на стадии создания проекта учитывать необходимые нормы доступности для лиц с ограниченными возможностями. Благодарю поступлению в муниципалитет крупных финансовых средств из федерального бюджета, а также активному участию частного сектора муниципалитет сможет достичь высоких показателей доступности;
- государству необходимо использовать различные экономические способы влияния на частный сектор (налоговые скидки, возмещение затрат). С помощью данных механизмов частный сектор сможет возместить потраченные на создание доступной среды средства.
В качестве экономического обоснования был проведен анализ экономической эффективности инвестиционного проекта, с использованием такого механизма влияния, как понижение ставки налога на прибыль с данного инвестиционного проекта. Данный анализ показал что механизм является эффективным, и позволит достичь даже более высоких показателей эффективности.
В заключение стоит сказать, что для создания доступного общества необходима активная совместная работа всех заинтересованных сторон: государства, частного сектора и самих лиц с ограниченными возможностями. Лишь достигнув взаимопонимания между данными участниками, станет возможным создать по-настоящему социально-ориентированное государство.



