Введение
1 Теоретико-методологические основы формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 11
1.1 Основы социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями 11
1.2 Подходы к обеспечению доступности для лиц с ограниченными возможностями объектов и услуг 21
1.3 Государственно-частное партнерство как один из инструментов развития социальной сферы 31
2 Нормативная основа и опыт формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 41
2.1 Нормативно-правовая основа формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями 41
2.2 Российский и зарубежный опыт формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства 55
3 Формирование доступной среды для лиц с ограниченными возможностямис использованием механизма государственно (муниципально) - частного партнерства 66
3.1 Мероприятия, направленные на формирование доступной среды для лиц
с ограниченными возможностями с использованием механизма государственно (муниципально) - частного партнерства 66
3.2 Анализ финансовой эффективности механизма формирования
доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с привлечением государственно (муниципально) - частного партнерства 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
Необходимость формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями, к сожалению, не может избежать ни одно государство. Оно, как гарант социального благополучия граждан, в силу своей экономики, социальной политики берет на себя обязательства по поддержке людей с ограниченными возможностями. По данным Федеральной службы государственной статистики, на данный момент в нашей стране проживает 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, что составляет 7% от всего населения страны. И эта цифра, к сожалению, продолжает расти.
Актуальность решения проблемы формирования доступной среды лиц с ограниченными возможностями в крае обусловлена ее масштабностью (около 8 % населения являются инвалидами), сложной демографической ситуацией, интеграционными процессами на микро- и макроуровнях. В Красноярском крае по состоянию на 01.01.2015 проживает 52,4 тыс. инвалидов, из которых 7,1 тысячи детей-инвалидов.
На данный момент проблема недоступности различных мест для лиц с ограниченными возможностями является одной из самых важных. По статистике, в Красноярском крае из 245 государственных учреждений социального обслуживания, образования, занятости населения, здравоохранения, физической культуры и спорта только 52 имеют уличные пандусы, - пандусы внутри здания, 18 оборудованы лифтами.
Доступность транспортных средств составляет 11,6 %. Доступ в муниципальные учреждения социального обслуживания составляет 58,7 %, в муниципальные учреждения образования - 2,9 %, в муниципальные учреждения культуры - 11,2 %. Данные числа выглядят удручающе, потому что, по сути, почти все учреждения для лиц с ограниченными возможностями закрыты.
Несмотря на меры, предпринимаемые государством, остается нерешенной важная задача социальной сферы - создание равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи. Доступность для лиц с ограниченными возможностями различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
В 2008 году Российской Федерацией была подписана Конвенция ООН «О правах инвалидов». Принятие Конвенции стало важным шагом в направлении содействия обеспечению прав инвалидов и других групп лиц с ограниченными возможностями на международном договорном уровне. Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении лиц с ограниченными возможностями.
Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав данных лиц. Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам и другим лицам с ограниченными возможностями доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения [62].
К сожалению, не смотря на все предпринимаемые меры, государство не может в одиночку решить проблему обеспечения доступности в силу недостаточного финансирования. В зарубежных странах для данных целей активно используется привлечение бизнес-сообщества.
Государственно-частное партнерство представляет собой совокупность договоров, соглашений или контрактов по совместному использованию материальных и нематериальных ресурсов общества (местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Необходимость создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями требует объединения усилий и государства, и бизнеса и, конечно, широкого общественного участия. Основной проблемой при формировании доступной среды для лиц с ограниченными возможностями является отсутствие механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства как в социальной, так и в строительной сфере.
В связи с этим важность диссертационного исследования связана со следующими обстоятельствами: возрастанием значения деятельности государства в сфере обеспечения доступной среды для лиц с ограниченными возможностями; необходимостью создания новых механизмов влияния государства на бизнес-сообщества в социальной сфере.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями посвящено немало фундаментальных теоретических трудов. Результаты и выводы исследования сущности, содержания и особенностей формирования доступной среды для содержатся в работах социологов, экономистов, философов, организаторов и практиков управления Аганбегяна А.Г., Анософф И., Афанасьева В.Г., Вебера М., Вудкока М., Дюркгейма Э., Заславской Т.И., Керженцева П.М., Лебедева П.Н., Маркова М., Мескона М.Х., Питерса Т., Уотермена
Теоретические и практические основы взаимодействия государства и частного сектора разработаны зарубежными учеными: А. Аткинсон, Я. Бертрам, О.Осборн, М. Портер, Д. Стиглиц, Г. Фишер и другие. Различные аспекты проблемы отражены в трудах российских и отечественных ученых: В. Варнавского, P.C. Гринберга, P.A. Мартусевича, Б.С. Жихаревича, С.А. Сосна, П.В Свистунова, Д. Некрасова и др.
Цель диссертационного исследования: Разработка предложений по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства.
Задачи диссертационного исследования:
- исследовать понятия «лица с ограниченными возможностями», «инвалидность», «доступная среда», «государственно-частное партнерство», «муниципально-частное партнерство»;
- исследовать нормативно-правовую базу формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями;
- проанализировать российский и зарубежный опыт формирования доступной среды (с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства);
- выработать предложения по повышению эффективности использования механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства при формирования доступной среды для лиц с ограниченными возможностями;
- экономически обосновать одно из предложенных мероприятий по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизма государственно (муниципально) - частного
Методологической основой исследования является системный подход. При исследовании планируются использоваться следующие методы: изучение первичной документации, сравнение, нормативный метод, анализ. В диссертации будут применяться методы экономического и статистического анализа.
Информационную базу диссертации составили: общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты в сфере развития доступной среды; научные труды отечественных и зарубежных социологов, философов, политологов, психологов по проблемам включения лиц с ограниченными возможностями в жизнь общества; также использованы нормативные, методические и аналитические материалы наук и производственных институтов - архитектурные, строительные и технические стандарты доступности, универсального дизайна, а также материалы научных конференций; научные публикации. Также информационной основой исследования явились научные труды классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам государственного регулирования экономики и государственно-частного партнерства.
Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости при формировании доступной среды для лиц с ограниченными возможностями использования механизма государственно (муниципально) - частного партнерства.
В результате изучения материала по теме исследования были изучены основные понятия по теме, исследована нормативно-правовая база
В итоге были предложены мероприятия по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмом государственно (муниципально) - частного партнерства. В качестве экономического обоснования был проведен анализ экономической эффективности одного из предложенных мероприятий.
Создание доступной среды для лиц с ограниченными возможностями и включение их в жизнь общества является одной из важнейших задач государства. Но, к сожалению, государство не может создать доступную инфраструктуру в одиночку. Это связано как с недостаточностью механизмов влияния государства на частный сектор, так и с недостаточным финансированием муниципалитетов. Для решения проблемы формирования доступной среды и привлечения к данному вопросу частного сектора, была проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая данный вопрос, а также изучен российский и зарубежный опыт формирования доступной среды с привлечением механизма государственно-частного партнерства.
В связи с тем, что нормативно-правовая база вопросу формирования доступной среды является обширной, происходит дублирование функций органов социальной политики, направлений социальной поддержки и финансирования. В законодательных актах отсутствуют стандарты жилого помещения для инвалидов. Каждой субъект вправе самостоятельно решать проблему создания и обеспечения нуждающихся инвалидов приспособленным жильем. Также отсутствует какой-либо механизм привлечения самих инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к решению вопроса формирования доступной среды.
Тем не менее, в Российской Федерации есть регионы, в которых успешно создается доступная инфраструктура. В крупных городах, таких как Москва,Сочи, Казань все это происходит благодаря тому, что города имеют большое значение в жизни страны. Благодаря проведению крупных мероприятия (Олимпиада, Универсиада) в эти города поступали значительные средства, как и из бюджета всех уровней, так и от бизнеса. В городе Екатеринбург достижению высоких результатов способствует создание Комиссии представителей общественных организаций инвалидов по экспертизе проектов строительства объектов социальной инфраструктуры города, без положительного решения которой ни один проект не получит разрешение на реализацию. Благодаря опыту Ростова-на-Дону, в котором в рамках государственно-частного партнерства был реализован проект реконструкции набережной, стоит отметить, что успешной практикой является использование концессионного соглашения. Зарубежный опыт формировании доступной среды позволяет сделать вывод, что успешной практикой влияние государства на частный сектор является предоставление различных налоговых скидок. Благодаря этому организации компенсируют расходы, связанные с формированием доступной среды, обеспечением доступных форматов.
В связи с этим были предложены следующие мероприятия по формированию доступной среды для лиц с ограниченными возможностями с использованием механизмов государственно (муниципально) - частного партнерства:
- муниципалитетам необходимо проводить мероприятия, которые позволят частному сектору изменить отношение к лицам с ограниченными возможностями. Создав доступную инфраструктуру, частный сектор сможет получить такого же потребителя товаров и услуг, который будет приносить ему прибыль;
- на уровне муниципалитета необходимо принять документ, который будет обязывать при создании и сдачи объекта в эксплуатацию привлекать Комиссии, созданные из лиц с ограниченными возможностями;
- активнее использовать механизм концессия, как основную форму государственно-частного-партнерства;
- при проведении в муниципалитете важных мероприятий федерального значения, необходимо на стадии создания проекта учитывать необходимые нормы доступности для лиц с ограниченными возможностями. Благодарю поступлению в муниципалитет крупных финансовых средств из федерального бюджета, а также активному участию частного сектора муниципалитет сможет достичь высоких показателей доступности;
- государству необходимо использовать различные экономические способы влияния на частный сектор (налоговые скидки, возмещение затрат). С помощью данных механизмов частный сектор сможет возместить потраченные на создание доступной среды средства.
В качестве экономического обоснования был проведен анализ экономической эффективности инвестиционного проекта, с использованием такого механизма влияния, как понижение ставки налога на прибыль с данного инвестиционного проекта. Данный анализ показал что механизм является эффективным, и позволит достичь даже более высоких показателей эффективности.
В заключение стоит сказать, что для создания доступного общества необходима активная совместная работа всех заинтересованных сторон: государства, частного сектора и самих лиц с ограниченными возможностями. Лишь достигнув взаимопонимания между данными участниками, станет возможным создать по-настоящему социально-ориентированное государство.
1. «Конвенция о правах инвалидов»
2. Конституция Российской Федерации : офиц. текст. - Москва : Маркетинг, 2001. - 39 с.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях
4. Налоговый кодекс Российской Федерации
5. Трудовой кодекс Российской Федерации
6. Гражданский кодекс Российской Федерации
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации
8. Земельный кодекс Российской Федерации
9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 № 181-ФЗ
10. Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
11. Федеральный закон от 30 декабря 1995г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» с последними изменениями от 19.07.2011 N 248-ФЗ
12. Федеральный Закон от 1 декабря 2014г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
13. Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
14. Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
15. Федеральный закон от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»
16. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
17. Закон Красноярского края «О социальной поддержке инвалидов» № 12-2707 от 10 декабря 2004 года // СПС «Консультант-плюс»
18. Декларация о правах инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 09 декабря 1975 года № 3447)
19. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (Приняты Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года)
20. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, сокращенно МКФ, ВОЗ, 2001
21. Правила признания лица инвалидом, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95
22. Приказ Минтруда РФ от 29 сентября 2014 г. № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
23. Приказ Минздрав соцразвития РФ от 24 ноября 2010 г. № 1031н «О формах справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико¬социальной экспертизы, и порядке их составления»
24. Приказ Минздрав соцразвития РФ от 4 августа 2008 г. № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида,
25. Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 214н «Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р»
26. Приказ от 6 декабря 2012 г. N 575 «Об утверждении примерной программы субъекта российской федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»
27. Постановление от 12 августа 1994 г. n 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
28. Постановление от 19 ноября 1993 г. n 1188 «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта, связи и информатики»
29. Постановление от 15 апреля 2014 г. n 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы»
30. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы
31. Долгосрочная целевая программа «Доступная среда для инвалидов» на 2011 - 2013 годы / Постановление Правительства Красноярского края от 20.11.2010 № 572-п // СПС «Консультант Плюс».
32. Муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем
33. Указ Президента Российской Федерации n1156 от 2 октября 1992 года «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности»
34. Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521.
35. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного Приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365.
36. ГОСТ Р 51079-2006 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация»
37. Строительные нормы и правила СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
38. ГОСТ Р 50602-93 «Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры».
39. ГОСТ Р 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования».
40. ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности».
41. ГОСТ Р 51631-2000 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов»
42. ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности».
43. ГОСТ Р 15.111-97 «Система разработки и постановки продукции на производство. Технические средства реабилитации инвалидов».
44. ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общетехнические требования».
45. ГОСТ Р 51090-97 «Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов».
46. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
47. СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения».
48. СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам».
49. СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
50. СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».
51. СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей».
Учебники, учебные пособия, монографии
52. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе / Переводчик Николай Марчук. — Питер, 2008. — 400 с. — 3000 экз.
53. Полушкина Т.М., Коваленко Е.Г., Якимова О.Ю. Социология
54. Социальная работа с инвалидами : учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.Ф. Басова. — М. : КНОРУС, 2012. — 400 с.
55. Виленский, П.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов / П.Л. Виленский, В.Н. Лившиц, С.А. Смоляк. - М.: Дело, 2002, 888 с.].
56. Гладов А.В., Исупов А.М. и др. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы
57. Алпатов A.A., Пушкин A.B., Джапаридзе P.M. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации- М.:Альпина Паблишерз, 2010, С. 83-90
58. Белицкая A.B. Правовое регулирование государственно-частного партнерства: Монография.- М.: Статут, 2012. С. 101
59. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН, Т. 1, 2009.-312 с.
60. Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство. М.: ИМЭМО РАН, Т. 2., 2009.- 192 с.
61. Крундышев Б. Л. Архитектурное проектирование жилых зданий, адаптированных к специфическим потребностям маломобильной группы населения. СПб.: Лань, 2012.
Авторефераты диссертаций
62. Шестопалов Ю.П. Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан
63. Белицкая A.B. Государственно-частное партнерство: понятие,
64. Иванов B.C. Государственно-частное партнерство как фактор государственной поддержки инновационного развития региона и предприятия. Авторе. Дисс. На соиск. ученой степени к.э.н. Санкт-Петербург. 2009.
65. Матявина М.В. Государственно-частное партнерство: зарубежный опыт и возможности его использования в России : автореф. дис. . канд. экон. наук / М.В. Матявина. Москва, 2008. - 25 е.;
Электронные ресурсы
66. Социальная политика в отношении инвалидов. - Режим доступа: http://life-prog.ru/1_23893_sotsialnaya-politika-v-otnoshenii-invalidov.html
67. Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством - Режим доступа:http://megaobuchalka.ru/7/33131.html
68. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/
69. Методические указания по созданию доступной среды - Режим доступа:
http://www.lubreg.ru/new/socsfera/dostupnay/Metodicheskie%20ukazanija%20po%20sozdaniju%20dostupnoj%20sredy.docx
70. Проекты Красноярья. - Режим доступа:
http://краспро.рф/articles/problemi_i_resheniya/vam_udobno_.html
71. Национальный Рейтинг: Доступная Среда. - Режим доступа: http://russia-rating.ru/info/8288.html
72. Государственно-частное партнерство - новый механизм привлечения инвестиций. - Режим доступа:http://www.rcb.ru/rcb/2007-02/8124/
73. Государственно-частное партнерство в социальной сфере. - Режим
74. Безбарьерная среда Москвы-2020: доступ в метро и в общественный транспорт -http://regnum.ru/news/society/2111026.html
75. Москву адаптируют для инвалидов -
https://lenta.ru/articles/2014/12/01/invalidi/
76. Сочи задал стандарты безбарьерной среды для всей страны -http://neinvalid.ru/sochi-zadal-standartyi-bezbarernoy-sredyi-dlya-vsey-stranyi/
77. Ensuring Access for People with Disabilities/Обеспечение доступа для
людей с ограниченными возможностями http://ctb.ku.edu/en/table-of-
contents/implement/phsyical-social-environment/housing-accessibility-disabilities/main
78. Краткий обзор исследований затрат и выгод от создания доступной
среды - Режим доступа:
http://aupam.narod.ru/pages/sozial/kratkiyj_obzor_issledovaniyj_zatrat_i_vihgod_ot_sozdaniya_dostupnoyj_sredih/oglavlenie.html
Статьи из журналов
79. Организация государственно-частного партнерства в социальной сфере региона. // «Российское предпринимательство» № 4 Вып. 1 (108) за 2008год, стр. 19-23.
80. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления//«Отечественные записки». 2004. № 6.
81. Готовность регионов к ГЧП. // ГЧП Журнал №4, Регионы
82. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // МЭиМО. — 2011.- № 9. С. 41-50.
83. Захаров А.Н. Роль механизмов государственно-частного партнерства в решении экономических и социальных проблемРоссии //Мировое и национальное хозяйство. — 2011. — №1(16).
84. Доступной ли будет доступная среда для инвалидов? // Репортер. № 44(974).
85. Наберушкина Э. К., Сорокина Н. В. Картографирование доступности городской среды: аспекты социального неравенства // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 1. № 1. С. 27-43.
86. Телегин В.А. Государственно-частное партнерство — эффективная форма модернизации и развития коммунальной инфраструктуры // Инновации. -2009.-№1(123).
87. Перегудов С., Семененко И. Бизнес и государство в социальной сфере: конфронтация или партнерство? // Мировая экономика и международные отношения. — 2009. №7.
88. Bezangon X.,Bergere F., Fornacciari M. Le guide operationnel des PPP : Conditions du recours au partenariat public-prive, Passation du contrat, Risques et matrices des risques, Questions fiscales et comptables// (Broche — 2 septembre 2009), P.38