Развитие туристско-рекреационной деятельности в регионе с использованием инструментов государственного регулирования
|
Введение
1.1 Туристско-рекреационная система как форма организации услуг 6
1.2 Инструменты и методы регулирования туристско-рекреационной
деятельности 10
1.3 Опыт создания особых экономических зон в Российской Федерации .. 15
2 Современное состояние, тенденции и проблемы развития туристско- рекреационной деятельности в Красноярском крае 19
2.1 Предпосылки развития туризма в Красноярском крае 19
2.2 Место Красноярского края в Сибирском федеральном округе по уровню
развития туризма 24
2.3 Рейтинговая оценка территорий (муниципальных районов и городских поселений) Красноярского края по потенциалу туристских ресурсов 29
3 Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Красноярского края и оценка ее социально-экономической эффективности (на примере Ермаковского района) 38
3.1 Оценка Ермаковского района, как территории потенциально пригодной для развития и организации туристско-рекреационной деятельности 38
3.2 Варианты развития туризма и рекреации Ермаковского района на
основе реализации механизма государственно-частного партнерства 42
3.3 Предложения по созданию особой экономической зоны туристско-
рекреационного типа в Ермаковском районе 49
Заключение 51
Список использованных источников
Приложение А-К
1.1 Туристско-рекреационная система как форма организации услуг 6
1.2 Инструменты и методы регулирования туристско-рекреационной
деятельности 10
1.3 Опыт создания особых экономических зон в Российской Федерации .. 15
2 Современное состояние, тенденции и проблемы развития туристско- рекреационной деятельности в Красноярском крае 19
2.1 Предпосылки развития туризма в Красноярском крае 19
2.2 Место Красноярского края в Сибирском федеральном округе по уровню
развития туризма 24
2.3 Рейтинговая оценка территорий (муниципальных районов и городских поселений) Красноярского края по потенциалу туристских ресурсов 29
3 Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на территории Красноярского края и оценка ее социально-экономической эффективности (на примере Ермаковского района) 38
3.1 Оценка Ермаковского района, как территории потенциально пригодной для развития и организации туристско-рекреационной деятельности 38
3.2 Варианты развития туризма и рекреации Ермаковского района на
основе реализации механизма государственно-частного партнерства 42
3.3 Предложения по созданию особой экономической зоны туристско-
рекреационного типа в Ермаковском районе 49
Заключение 51
Список использованных источников
Приложение А-К
Туризм динамично развивающийся сектор мировой экономики, оказывающий стимулирующее воздействие на ее развитие. Российская практика также свидетельствует, что вследствие своего значимого мультипликативного эффекта туризм выступает катализатором социально-экономического развития территорий, способствует повышению качества жизни населения.
Доходы от туризма способны не только создать дополнительные стимулы социально-экономического развития территории, но создать необходимые предпосылки и условия по сохранению ее культурно-исторического и природного потенциала.
Красноярский край обладает огромными природными и историко-культурными ресурсами развития туризма и рекреации. Однако используются они сегодня крайне ограниченно и нерационально. Их потенциал реализуется не в полной мере в силу низкой конкурентоспособности обслуживающего комплекса, применения устаревших технологий производства туристских услуг.
Преодоление этих барьеров развития возможно лишь с использованием целого ряда инструментов региональной экономической политики, в частности, тех, использование которых возможно внутри особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Эти инструменты с определенной долей условности можно разбить на несколько групп: налоговые,тарифные,финансовые,инфраструктурные,организационные. Указа иные инструменты призваны обеспечивать поддержку, содействие, стимулирование, регулирование развития туристско-рекреационной деятельности.
Однако при этом как показывает зарубежный и отечественный опыт, использование данных инструментов требует осторожности, поскольку такого рода политика является острым орудием,способным причинить ущерб
В связи с этим выбор оптимального набора инструментов регулирования туристско-рекреационной деятельности в регионе, является теоретической и практической проблемой региональной политики.
В данном аспекте исследование региональных инструментов регулирования туристско-рекреационной деятельности является актуальным и своевременным.
Цель работы - теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по развитию туристско-рекреационной деятельности в Красноярском крае с использованием инструментов государственного регулирования
Задачи работы:
- Раскрыть сущность, содержание и специфику туристского потенциала территории;
- Рассмотреть методики оценки туристского потенциала территории;
- Определить специфику организации и функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа как особой формы организации предпринимательской деятельности в регионе;
- Выявить наиболее перспективные для развития туризма территории Красноярского края с помощью рейтинговой оценки потенциала туристских ресурсов;
- С помощью имитационной модели проанализировать различные сценарии развития туризма и рекреации в Ермаковском районе Красноярского края;
- Разработать предложения по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Красноярском крае.
Объектом исследования является туристско-рекреационная деятельность в регионе.
Доходы от туризма способны не только создать дополнительные стимулы социально-экономического развития территории, но создать необходимые предпосылки и условия по сохранению ее культурно-исторического и природного потенциала.
Красноярский край обладает огромными природными и историко-культурными ресурсами развития туризма и рекреации. Однако используются они сегодня крайне ограниченно и нерационально. Их потенциал реализуется не в полной мере в силу низкой конкурентоспособности обслуживающего комплекса, применения устаревших технологий производства туристских услуг.
Преодоление этих барьеров развития возможно лишь с использованием целого ряда инструментов региональной экономической политики, в частности, тех, использование которых возможно внутри особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа. Эти инструменты с определенной долей условности можно разбить на несколько групп: налоговые,тарифные,финансовые,инфраструктурные,организационные. Указа иные инструменты призваны обеспечивать поддержку, содействие, стимулирование, регулирование развития туристско-рекреационной деятельности.
Однако при этом как показывает зарубежный и отечественный опыт, использование данных инструментов требует осторожности, поскольку такого рода политика является острым орудием,способным причинить ущерб
В связи с этим выбор оптимального набора инструментов регулирования туристско-рекреационной деятельности в регионе, является теоретической и практической проблемой региональной политики.
В данном аспекте исследование региональных инструментов регулирования туристско-рекреационной деятельности является актуальным и своевременным.
Цель работы - теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по развитию туристско-рекреационной деятельности в Красноярском крае с использованием инструментов государственного регулирования
Задачи работы:
- Раскрыть сущность, содержание и специфику туристского потенциала территории;
- Рассмотреть методики оценки туристского потенциала территории;
- Определить специфику организации и функционирования особых экономических зон туристско-рекреационного типа как особой формы организации предпринимательской деятельности в регионе;
- Выявить наиболее перспективные для развития туризма территории Красноярского края с помощью рейтинговой оценки потенциала туристских ресурсов;
- С помощью имитационной модели проанализировать различные сценарии развития туризма и рекреации в Ермаковском районе Красноярского края;
- Разработать предложения по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в Красноярском крае.
Объектом исследования является туристско-рекреационная деятельность в регионе.
Современные подходы к оценке туристских ресурсов не охватывают в полной мере весь спектр факторов и условий, способствующих развитию сферы туризма в регионах Российской Федерации и требуют совершенствования.
В рамках данной работы были раскрыты сущность, содержание и специфика туристско-рекреационной сферы территории. Изучены методические подходы к оценке туристского потенциала. Проведена комплексная оценка туристского потенциала территорий Красноярского края. По результатам проведенной комплексной оценки туристского потенциала муниципальных районов Красноярского края первое место занимает г. Красноярск, отличающийся наиболее интенсивными темпами социально-экономического развития и высокими значениями ряда культурно-исторических показателей, последнее - Северо-Енисейский муниципальный район.
Практически по всем рассматриваемым показателям г. Красноярск является безусловным лидером. Также можно предположить, что Красноярск в ближайшие годы не упустит свое лидирующее положение в связи с активной подготовкой к Всемирной универсиаде 2019 года, город улучшает свою инфраструктуру.
Следует отметить, что муниципальные районы - лидеры рейтинга в своих микрорайонах также оказались в первой десятке в общем рейтинге (г. Енисейск, г. Минусинск, Ермаковский район.)
Также можно видеть, что наименьшие значения интегрального показателя туристского потенциала наблюдаются у большинства районов, вошедших в состав центрального и южного микрорайонов, что вполне логично, учитывая развитие этих районов и туристскую привлекательность их как летом, так и зимой.
Небезосновательно в первую десятку лидеров попал Ермаковский район. Проведенный анализ эффективности трех сценариев развития
С помощью имитационной модели проанализированы возможные варианты развития туристко-рекреационной сферы Ермаковского района. В результате моделирования оптимальным сценарием развития выявлен сценарий А в условиях 55 % загрузки туристических объектов. Окупаемость данного сценария составляет 4,6 лет при ежегодной прибыли 121 млн руб. Однако, назвать этот сценарий развития туристской отрасли «прорывным» не представляется возможным, ведь он направлен лишь на реконструкцию и поддержание имеющихся туристских объектов в регионе. Для реализации более амбициозных проектов В и С необходима активная государственная поддержка представителей бизнеса. Одним из эффективных механизмов поддержки частного сектора может оказаться создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) на территории Ермаковского района. Вариант развития региона при условии создания ОЭЗ ТРТ был также проанализирован с помощью имитационной модели. В смоделированных таким образом условиях расчеты NPV показывают, что все три сценария развития туризма и рекреации будут успешными.
Важным результатом создания ОЭЗ ТРТ в Ермаковском районе станет эффективная поддержка предпринимательства, а также его стабильное развитие в регионе за счет реализации комплекса инвестиционных проектов ОЭЗ.
В целом, в Ермаковском районе возможно формирование благоприятной предпринимательской сферы, способствующей
долгосрочному и устойчивому экономическому росту как региона, так и Красноярского края в целом.
В рамках данной работы были раскрыты сущность, содержание и специфика туристско-рекреационной сферы территории. Изучены методические подходы к оценке туристского потенциала. Проведена комплексная оценка туристского потенциала территорий Красноярского края. По результатам проведенной комплексной оценки туристского потенциала муниципальных районов Красноярского края первое место занимает г. Красноярск, отличающийся наиболее интенсивными темпами социально-экономического развития и высокими значениями ряда культурно-исторических показателей, последнее - Северо-Енисейский муниципальный район.
Практически по всем рассматриваемым показателям г. Красноярск является безусловным лидером. Также можно предположить, что Красноярск в ближайшие годы не упустит свое лидирующее положение в связи с активной подготовкой к Всемирной универсиаде 2019 года, город улучшает свою инфраструктуру.
Следует отметить, что муниципальные районы - лидеры рейтинга в своих микрорайонах также оказались в первой десятке в общем рейтинге (г. Енисейск, г. Минусинск, Ермаковский район.)
Также можно видеть, что наименьшие значения интегрального показателя туристского потенциала наблюдаются у большинства районов, вошедших в состав центрального и южного микрорайонов, что вполне логично, учитывая развитие этих районов и туристскую привлекательность их как летом, так и зимой.
Небезосновательно в первую десятку лидеров попал Ермаковский район. Проведенный анализ эффективности трех сценариев развития
С помощью имитационной модели проанализированы возможные варианты развития туристко-рекреационной сферы Ермаковского района. В результате моделирования оптимальным сценарием развития выявлен сценарий А в условиях 55 % загрузки туристических объектов. Окупаемость данного сценария составляет 4,6 лет при ежегодной прибыли 121 млн руб. Однако, назвать этот сценарий развития туристской отрасли «прорывным» не представляется возможным, ведь он направлен лишь на реконструкцию и поддержание имеющихся туристских объектов в регионе. Для реализации более амбициозных проектов В и С необходима активная государственная поддержка представителей бизнеса. Одним из эффективных механизмов поддержки частного сектора может оказаться создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ) на территории Ермаковского района. Вариант развития региона при условии создания ОЭЗ ТРТ был также проанализирован с помощью имитационной модели. В смоделированных таким образом условиях расчеты NPV показывают, что все три сценария развития туризма и рекреации будут успешными.
Важным результатом создания ОЭЗ ТРТ в Ермаковском районе станет эффективная поддержка предпринимательства, а также его стабильное развитие в регионе за счет реализации комплекса инвестиционных проектов ОЭЗ.
В целом, в Ермаковском районе возможно формирование благоприятной предпринимательской сферы, способствующей
долгосрочному и устойчивому экономическому росту как региона, так и Красноярского края в целом.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ МУХОУДЕРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО
ПОСЕЛЕНИЯ АЛЕКСЕЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ ПРОЕКТОВ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2016 - Пространственные детерминанты национальной стратегии развития туризма
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2021 - Анализ возможностей развития туристско-экскурсионной деятельности
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В СУБЪЕКТАХ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Анализ туристско-рекреационных ресурсов республики Татарстан
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ
Магистерская диссертация, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Создание нового рынка (на примере туристско-рекреационного кластера «Барнаул-горнозаводской город», Алтайский край)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ВДОЛЬ ЛАХТИНСКОГО ПРОСПЕКТА ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Магистерская диссертация, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



