Введение 3
Глава 1. Кросс-культурное исследование роли женщины-матери в России и во Франции 5
1.1. Гендерная роль женщины в современном мире 5
1.2. Эмоциональное выгорание матери 15
Глава 2. Личностная идентичность женщины-матери 28
2.1. Идентичность как проблема 28
2.2. Особенности личностной идентичности женщины после рождения ребенка 36
Глава 3. Эмоционально-чувственное состояние женщины-матери и социально-психологическая адаптация в условиях эмиграции 45
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Актуальность исследования. 90% молодых матерей, отмечает статистика, страдают от эмоционального выгорания, пока находятся в декрете. И сегодня эта проблема, говорят специалисты, заслуженно выходит на первый план.
Синдром эмоционального выгорания сейчас очень модная тема. Мамы (вопреки заявлениям окружающих, что «она не работает и сидит в декрете») трудятся 7 дней в неделю 24 часа в сутки. Мамы готовят, стирают, убирают квартиру, с утра до ночи возятся с детьми, и каждый прожитый ими день напоминает День сурка. Мамы очень устают, и в итоге оказываются жертвами эмоционального выгорания. Наступает оно незаметно.
Цель исследования – рассмотреть эмоциональное выгорание женщин-матерей в условиях эмиграции.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) охарактеризовать гендерную роль женщины в современном мире;
2) проанализировать эмоциональное выгорание матери;
3) рассмотреть идентичность как проблему;
4) проанализировать особенности личностной идентичности женщины после рождения ребенка;
5) охарактеризовать эмоциональное-чувственное состояние женщины-матери и ее социально-психологической адаптации в условиях эмиграции.
Методологические и теоретические основания диссертации. Теоретико-методологическая основа исследования базируется на следующих принципах: системности, детерминизма, развития и активности (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, Д.И. Фельдштейн и др.); единства сознания и деятельности, единства внутреннего и внешнего плана деятельности (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); положения о личности, психической деятельности, системности ее развития (Б.Г. Ананьев, Г.В. Акопов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Леонов, А.Н. Леонтьев, В.Г. Мясищев, А.В. Петровский, К.К.
Синдром эмоционального выгорания женщины-матери в условиях эмиграции наступает на фоне физического и психического истощения, его профилактика и терапия состоят в том, чтобы в первую очередь восстановить эти функции. Это требует следующих этапов работы:
1. Изменение имеющейся модели материнства. Осознание своей позиции, запросов и ресурсов относительно деятельности материнства. Обсуждение направленности материнских функций и результатов деятельности. Критичное отношение к мнению других и правильная оценка своего материнского труда. Повышение материнской компетентности и уверенности в себе. Осознание потребности в компенсации своих детско-родительских отношений и при необходимости проработка этой проблемы. Формирование адекватной модели своего материнства и реального образа «хорошей матери» для своего ребенка, а не для окружающих.
2. Перестройка семейных отношений и построение эффективной модели распределения заботы о ребенке для формирования адекватной формы привязанности, профилактики и коррекции проблем сепарации и индивидуации.
3. Восстановление физического ресурса матери. Оптимизация питания, физической нагрузки (занятия спортом, прогулки), полноценный сон, обязательный личный отдых.
4. Выделение личного времени матери с возможностью делать то, что хочется, общаться с друзьями, заниматься хотя бы частично профессиональной деятельностью или хобби.
5. Выделение времени на супружеское общение, совместный досуг.
6. Овладение приемами медитации и аутотренинга для регуляции эмоционального состояния и восстановления ресурсов.
Конечно, все это требует серьезной и планомерной психологической работы с мотивацией, семейными отношениями и организацией семейного уклада. Однако, в целом в психологии и психотерапии все эти приемы
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л. М. Аболин. – Казань, 1987. – 261 с.
2. Ананченкова П.И., Брострем В.О., Мартиросян О.А. Экономический и социальный потенциал семейного, женского, молодежного бизнеса и предпринимательства «золотого возраста». Труд и социальные отношения. Том 28. № 1, 2018. С. 98
3. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в ранне-первобытной общине: по австралийским этнографическим данным. М.: Наука, 1987.
4. Безручко Б.П., Короновский А.А., Трубецков Д.И., Храмов А.Е.. Путь в снергетику. Экскурс в десяти лекциях. М.: КомКнига, 2005.
5. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Прогресс, 1974. С. 380.
6. Бойко В.В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 2011. — 105 с.
7. Быструшкин С.К. Психологические механизмы формирования адаптивных возможностей / С. К. Быструшкин. – Новосибирск: Издательство НГПУ, 2002. – 208 с.
8. Варга А.Я. Российская семья в эпоху перемен: социально-психологическая динамика // Психолог и общество: диалог взаимодействия. – М., 2008. – С. 10–12.
9. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. Орлов А.Б. А.Н. Леонтьев – Л.С. Выготский: очерк развития схизиса // Вопросы психологии. 2003. № 2.
10. Видищев В.В, Тесля С.Н., Шуванов И.Б. Принцип субъектности в социальной философии и психологии личности // Europeanresearcher («Европейский исследователь». 2011. № 1 (август 15) Ч. 1. С. 1215-1221.
11. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005. — 336 с.