Введение
1 Государственная социальная политика в отношении детей-инвалидов в
Российской Федерации 6
1.1 Государственная поддержка детей-инвалидов в Российской Федерации
и Красноярском крае 6
1.2 Факторы государственной социальной помощи детям-инвалидам 14
1.3 Формы и методы социальной поддержки детей-инвалидов 18
2 Анализ реализации социальной политики в отношении детей-инвалидов в
Красноярском крае 27
2.1 Анализ детской инвалидности и пенсионного обеспечения детей-
инвалидов в Красноярском крае 27
2.2 Анализ обеспечения доступности системы образования для детей-
инвалидов 36
2.3 Анализ вовлеченности некоммерческих организаций в предоставление социальных услуг 47
3 Совершенствование направлений реализации социальной политики в отношении детей-инвалидов в Красноярском крае 53
3.1 Оценка потребностей детей-инвалидов в социальной помощи 53
3.2 Разработка направлений повышения эффективности социальной
поддержки детей-инвалидов в Красноярском крае 62
3.3 Совершенствование работы служб ранней помощи детям-
инвалидам 70
Заключение
Список использованных источников
Проблема детской инвалидности на сегодняшний день является актуальной и касается многих сторон нашего общества. Сегодня государство призывает своих граждан быть более толерантными, отзывчивыми по отношению к инвалидам. Часто заходит речь о переходе к гибкой терминологии по отношению к детям - инвалидам. Для ребенка большое значение имеет тот факт, как к нему обращаются, и гораздо гуманнее было бы говорить не «умственно отсталый», а ребенок с неспособностями, не «слепой», а ребенок с ослабленным зрением.
Тяжело быть инвалидом с самого рождения, потому что с малых лет ребенок учится очень многому, а инвалидность становится большим барьером к изучению нового. Социальный климат, в котором воспитывался ребенок-инвалид с самого рождения, в дальнейшем оказывает большое влияние на его самочувствие и нахождение в обществе сверстников. Но очень печально то, что далеко не все дети-инвалиды имеют реальную возможность социализироваться и постоянно находиться в обществе, причиной тому являются такие барьеры, как непринятие ребенка обществом, отсутствие безбарьерной среды для передвижения, неприспособленность учебных учреждений, неподготовленность педагогов, отсутствие специальных кадров.
Большой проблемой является пенсионное обеспечение семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Размеры пенсий и пособий являются недостаточными для осуществления нормальной жизнедеятельности по сравнению с суммами расходов, которые вынуждены нести родители детей-инвалидов на покупку лекарственных средств, одежды, продуктов питания и иных необходимых товаров. Кроме того, финансовое обеспечение детей-инвалидов и неработающего родителя является меньше размера совокупного прожиточного минимума ребенка-инвалида и родителя.
Отсутствие в нашей стране единой концепции введения и осуществления инклюзивного образования во всех образовательных учреждениях не позволяет особенным детям быть полноценными участниками образовательного процесса, как их сверстники. Неподготовленность педагогов, отсутствие необходимых специалистов, необорудованность учебного процесса - все это является препятствием получения образования ребенком-инвалидом. Несмотря на законодательный переход России к модели инклюзивного образования, далеко не все субъекты характеризуются положительной практикой введения данной системы. Учебные заведения не обладают достаточным количеством финансовых средств для того, чтобы полностью обеспечить безбарьерную среду детям- инвалидам.
Раннее выявление детей-инвалидов и помощь им на начальных этапах жизненного пути - проблемная сторона развития системы социальной поддержки детей-инвалидов. Недостаточность центров ранней помощи детям-инвалидам, педагогов не позволяют устранить существующие недостатки.
На сегодняшний день средства массовой информации стали намного чаще сообщать населению с помощью телепередач, статей, социальной рекламы об инвалидности и формах ее проявления для того, чтобы граждане относились к инвалидам не как к объекту насмешек и неприязни, а помогали им и уважали. Но степень знаний большей части населения о формах проявления инвалидности находится на начальной стадии, именно поэтому детям-инвалидам трудно адаптироваться в школе из-за непринятия сверстниками и их родителями.
Государству сложно самостоятельно справляться с обеспечением потребностей населения в социальных услугах. С недавнего времени оно начало привлекать некоммерческие организации для частичного осуществления данной функции. В передовых субъектах Российской Федерации некоммерческие организации уже принимают на себя полномочия по администрированию предоставления некоторых видов социальных услуг, тем самым снимая с государства долю обязанностей, но находясь при этом под его контролем.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка предложений и рекомендаций по усовершенствованию системы социальной поддержки детей-инвалидов в Красноярском крае.
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать государственную социальную политику в отношении детей-инвалидов в Российской Федерации;
2) рассмотреть формы и методы социальной поддержки детей- инвалидов;
3) проанализировать динамику численности детей-инвалидов;
4) проанализировать пенсионное обеспечение детей-инвалидов;
5) исследовать состояние образовательного процесса детей- инвалидов;
6) охарактеризовать вовлеченность некоммерческих организаций в предоставление социальных услуг детям-инвалидам;
7) оценить потребности детей-инвалидов в социальной помощи;
8) предложить направления совершенствования работы служб ранней помощи детям-инвалидам.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: метод сравнения, аналитический метод, метод наблюдения, метод аналогии, метод обобщения, анализ нормативно-правовой базы, метод прогнозирования.
Объект исследования - социальная поддержка детей-инвалидов в Красноярском крае.
Предмет исследования - дети-инвалиды, проживающие в Красноярском крае.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Численность детей-инвалидов в России ежегодно возрастает в связи с увеличением рождаемости, но при этом доля детей-инвалидов в общей численности детского населения не изменяется и составляет 2%. Численность детей-инвалидов в Красноярском крае за последние два года сократилась в связи с достижением совершеннолетнего возраста части из них. В России постепенно совершенствуются условия жизнедеятельности детей-инвалидов: внедрён подход инклюзивного образования; к обеспечению населения социальными услугами начинают привлекаются некоммерческие организации, способные более эффективно и профессионально выполнить свою миссию; разрабатывается новое законодательство. Но все же, несмотря на попытки государства создать доступную во всех смыслах среду для детей- инвалидов, в настоящее время они по-прежнему являются уязвимой категорией населения и качество государственных услуг для них находится на слишком низком уровне.
В дальнейшем совершенствовании нуждается нормативно-правовая база, обеспечивающая каждому ребенку обучение в среде здоровых детей и предусматривающая наличие в учебных заведения специальных педагогов, тьюторов, обладающих высоким уровнем профессионализма и достаточной компетенцией.
Недостаточность пенсионного обеспечения ведет к низкому уровню жизни множества семей, воспитывающих детей-инвалидов. Объем денежных средств, которые государство предоставляет ребенку-инвалиду в виде социальной пенсии и ЕДВ, а также неработающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, меньше величины прожиточного минимума.
Объем средств, которые родители детей-инвалидов тратят на покупку медицинских препаратов, является очень большим. Многие жизненно необходимые лекарственные средства являются дорогостоящими и не включаются в перечень лекарств, на которые распространяются льготы.
Родители детей-инвалидов с диагнозом детский церебральный паралич тяжелой степени, передвигающихся на инвалидной коляске, вынуждены тратить собственные средства за пользование услугой «социальное такси», потому как общественный транспорт практически не оборудован устройствами для безопасного въезда и выезда инвалида из транспортного средства.
Дети-инвалиды, проживающие в Красноярском крае, не имеют возможности получить санаторно-курортное лечение в регионах России с теплым климатом, который им так необходим. Именно в южных регионах предоставляется такая услуга реабилитации детей-инвалидов, как дельфинотерапия, которая способствует ускорению процесса реабилитации в несколько раз. Но дети-инвалиды Красноярского края имеют возможность получать лечение только в близлежащих санаторно-курортных учреждениях.
Отношение окружающих людей к проблемам детей-инвалидов из года в год меняется в лучшую сторону благодаря тому, что государство реализует целевые программы и стратегии, направленные на улучшение социального положения детей-инвалидов. НКО, а также отдельные бизнес-структуры и индивидуальные предприниматели постепенно развивают процесс поддержки и помощи детям-инвалидам путем привлечения волонтеров, проведения благотворительных мероприятий, оказания финансовой поддержки и предоставления социальных услуг.
Для решения проблемы недостаточности финансового обеспечения детей-инвалидов и неработающих родителей необходимо увеличить размер пособия родителя на 6246 рублей до достижения величины прожиточного минимума трудоспособного человека - 11746 рублей.
Детям-инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата должна предоставляться транспортная карта, на которую будет перечисляться сумма денежных средств, равная 2310 рублей, предназначенных только для оплаты услуг социального такси. На иные нужды расходование данной суммы не должно быть предусмотрено.
Говоря о лекарственном обеспечении детей-инвалидов, стоит отметить, что список лекарственных препаратов должен быть дополнен более эффективными препаратами иностранного производства. Кроме того, государством должны предусматриваться компенсации в размере стоимости лекарственного препарата, если родители приобрели необходимое лекарственное средство из списка льготных самостоятельно в случае отсутствия на момент заявления такого препарата.
К сожалению, на данный момент инклюзивное образование не является в полной мере таким, как прописано в документах, и находится лишь на начальной стадии своего развития. Учителя должны проходить курсы повышения квалификации, а также обучаться по образовательным программам дополнительного образования, предусматривающим обучение педагогов навыкам общения и обучения детей с различными видами инвалидности. Необходимо изменение отношения здоровых детей к детям- инвалидам путем проведения классных часов на темы причин возникновения детской инвалидности, ограничений жизнедеятельности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, а также путей решения проблемы ограничений жизнедеятельности.
На основании вышесказанного следует сделать вывод о том, что дети- инвалиды, а также воспитывающие их родители испытывают множество ограничений в процессе жизнедеятельности. Государство должно тщательно пересмотреть вопрос о финансовом обеспечении детей-инвалидов и неработающего родителя пенсиями и пособиями. Необходимо перенимать опыт западных стран в реализации инклюзивного образования. Проблема непринятия детей-инвалидов здоровыми людьми нуждается в срочном решении. Государство должно действовать по принципу: «Лучшее - инвалидам».
1. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс]: от 10 декабря 1948 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
2. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]: от 20 декабря 1993 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
3. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс]: от 20 ноября 1959 г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
4. Конституция Российской Федерации : офиц. Текст. - Москва : Маркетинг, 2001. - 39 с.
5. Налоговый Кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998. №146-ФЗ. - Москва: Проспект, 2016. - 1136 с.
6. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761.
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 12 декабря 2001 г. №166- ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. Об основах социального обслуживания граждан в Российской
Федерации [Электронный ресурс] : федер. Закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
[Электронный ресурс]: федер. Закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. Закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
12. О порядке и условиях признания лица инвалидом [Электронный ресурс] : пост. Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. №95. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
13. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: пост. Правительства в Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
14. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : распоряж. Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. №1839 - р.
15. Об утверждении Рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям питания [Электронный ресурс] : приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. №-614. // Сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации - Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/.
16. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями и детьми-инвалидами [Электронный ресур] : письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. №АФ- 150/06. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
17. О социальной поддержке инвалидов в Красноярском крае [Электронный ресурс] : закон Красноярского края от 10 декабря 2004 г. №12- 2707. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
18. Об организации социального обслуживания граждан в Красноярском крае [Электронный ресурс] : Закон Красноярского края от 16 декабря 2014 г. №7-3023. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
19. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края за 4 квартал 2016 года [Электронный ресурс] : пост. Правительства Красноярского края от 19 июля 2016 г. №353-п. // Сайт Администрации Красноярского края - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/.
20. Об утверждении плана мероприятий («Дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Красноярском крае на 2016-2018 годы» [Электронный ресур] : распоряж. Правительства Красноярского края от 21 декабря 2015 г. №1182-р. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
21. О положении детей и семей, имеющих детей в Красноярском крае за 2015-2016 годы [Электронный ресурс]: доклад Министерства образования Красноярского края // Сайт Министерства образования Красноярского края - Режим доступа: http://www.krao.ru/.
22. Стратегия действий в интересах детей в Красноярском крае до 2017 года [Электронный ресурс] : приложение к распоряжению Губернатора Красноярского края от 20.02.2013 №44-рг. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
23. 2Социальное развитие: Регион 24 [Электронный ресурс] :
информационно-анатилич. журн. / Министерство социальной политики Красноярского края. - Электрон. журнал. - Режим доступа: http://szn24.ru/.
24. Некрасова, Н. Н. Модель социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов // Регион 24. - 2016. - №3. - С. 15-17.
25. Агентство молодежной политики Красноярского края [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gokrk.ru/.
26. Пенсионный Фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/.
27. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://constitution.garant.ru/.
28. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
29. Федеральная служба государственной статистики по Красноярскому краю [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/.
30. Международный научно-исследовательский журнал [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://research-journal.org/.
31. Битянова М.Р. Инклюзивное образование / М.Р.Битянова. - М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. - 224 с.
32. Пугачев А.С. Законодательство Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами / А. С.Пугачев. - М. : «Положение детей-инвалидов в Российской Федерации», 2015. - 123 с.
33. Особые дети в обществе : Сборник научных докладов участников первого всероссийского съезда дефектологов. - М. : АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. - 280 с.
34. Гребенин В. Положение семей, воспитывающих детей-инвалидов современной России // Социальное развитие. - 2016. - № 7. - С.41-46.
35. Редчин И.Е. Практика работы служб ранней помощи детям- инвалидам / Редчин И.Е., Трещевский Ю.И. - М., 2014. - 209 с.