ВВЕДЕНИЕ 4
1 Тенденции развития промышленности России и Красноярского края 6
1.1 Обзор состояния промышленной сферы экономики России 6
1.2 Анализ уровня развития реального сектора экономики в
Красноярском крае 16
1.3 Значение информационной инфраструктуры для реализации
программы продвижения промышленного предприятия 27
2 Исследование уровня развития информационной
инфраструктуры Красноярского края 39
2.1 Оценка текущего уровня развития структурных элементов информационной инфраструктуры
Красноярского края 39
2.2 Факторы развития информационной структуры Красноярского края 48
2.3 Исследование потенциала развития информационной
структуры Красноярского края как основы продвижения промышленных предприятий 57
3 Разработка мероприятий в целях совершенствования
информационной инфраструктуры для продвижения промышленных предприятий Красноярского края 68
3.1 Анализ потребностей промышленных предприятий в продвижении
на рынке Красноярского края 68
3.2 Разработка информационного ресурса в целях
продвижения промышленных предприятий Красноярского края 78
3.3 Оценка эффективности использования информационного
ресурса промышленными предприятиями Красноярского края 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 103
ПРИЛОЖЕНИЯ 111
Стремительное развитие в последние годы современных средств коммуникации ведет к возникновению всемирной информационной магистрали и закладывает основу для создания принципиально новой формы деятельности человека, называемой в настоящее время «цифровой культурой». Под влиянием этих процессов многие традиционные методы работы с информацией объективно претерпевают радикальные изменения. Начало третьего тысячелетия становится периодом осмысления огромных возможностей всемирной компьютерной сети для человечества и их использования в различных областях экономики и международного бизнеса.
Актуальность темы настоящей работы определяется тем, что в условиях современной рыночной экономики продвижение промышленных предприятий невозможно без использования современной, достоверной и полной информации. Информационная инфраструктура оказывает существенное воздействие на эффективность функционирования хозяйствующих субъектов в силу способности влиять на их поведение, в том числе в области продвижения.
Информационная инфраструктура предлагает бизнесу относительно недорогие коммуникации, оперативную информацию, возможность снижения в ряде случаев внутрифирменных технологических затрат, доступные и удобные средства для разработки фирменных информационных инфраструктур, с помощью которых формируется привлекательный деловой имидж фирмы и ее потенциала.
Собственно говоря, информационная инфраструктура влияет на четыре главных для деятельности любого предприятия процесса: инновации, производство, обмен и сервис.
Необходимо отметить, что глобальная информационная инфраструктура крайне неэффективно используется для продвижения продукции промышленных предприятий, особенно это характерно для региональных промышленных предприятий.
Тема бакалаврской работы: Оценка состояния и потенциала развития информационной инфраструктуры как фактора продвижения промышленных предприятий региона.
Цель бакалаврской работы: разработать мероприятия в целях совершенствования информационной инфраструктуры для продвижения промышленных предприятий Красноярского края.
Объект бакалаврской работы: информационная инфраструктура.
Предмет бакалаврской работы: информационная инфраструктура как фактор продвижения промышленных предприятий региона.
Задачи бакалаврской работы:
- Рассмотреть тенденции развития промышленности России и Красноярского края.
- Изучить особенности развития информационной инфраструктуры и ее влияние на продвижение промышленных предприятий.
- Проанализировать уровень развития информационной инфраструктуры Красноярского края.
- Оценить потенциал и перспективные направления развития информационной инфраструктуры.
- Разработать мероприятия по совершенствованию информационной инфраструктуры Красноярского края и оценить их эффективность.
Информационной базой исследования явились научные публикации; материалы периодических изданий и сети Интернет, материалы Федеральной службы статистики.
В работе использованы теоретические и практические методы исследования: методы анализа публикаций по теме исследования, синтеза и обобщения рассмотренных теоретических источников, методы качественного и количественного анализа статистической информации.
Итак, в заключение необходимо отметить, что в работе достигнута цель и решены задачи, выявлена необходимость развития информационной инфраструктуры как фактора продвижения промышленных предприятий.
В работе проанализировано современное состояние промышленного комплекса. Определено, что для российской экономики исследуемый период стал периодом постепенной адаптации к новым условиям функционирования при низких ценах на углеводороды и минерально-сырьевые ресурсы, при сохранении режимов санкций и контрсанкций. Годовая динамика показывает постепенное уменьшение глубины спада практически по всем основным макропараметрам под влиянием таких факторов, как замедление темпов инфляции, изменение структуры производства и снижение издержек, вследствие девальвации рубля, развитие процессов импортозамещения, относительной стабильности на рынке труда.
Региональная экономика Красноярского края отличается высоким уровнем развития, о чем свидетельствуют данные проведенного анализа. Красноярский край является одним из крупнейших регионов Российской Федерации, динамика его экономического развития оказывает влияние на формирование общероссийских показателей. На общем фоне снижения объемов производства и распределения электроэнергии, газа и воды среди субъектов РФ СФО Красноярский край является одним из самых промышленно развитых регионов. В целом по промышленности за последние пять лет наблюдается положительная тенденция изменения индекса промышленного производства, измеряющего выпуск в промышленности, добывающих отраслях и потребляющих отраслях и отражающего рост промышленного производства в регионе. Тем не менее, не смотря на положительные тенденции, промышленность Красноярского края нуждается в дополнительном импульсе к развитию.
В качестве основных проблем развития информационной инфраструктуры региона можно выделить следующие:
- недостаточное развитие технической базы для современного информационного производства;
- нехватка центров глобальной телефонной связи;
- невысокое качество и технически устаревшая кабельная и спутниковая связь;
- неадекватная трудовая квалификация занятых в сфере производства и распространения информации и смежных областях;
- слабое развитие компьютерных локальных и глобальный сетей.
Такой же важной проблемой является узкая сегментация рынка по отраслям промышленности, в результате чего достаточно сложно спроектировать и реализовать единую информационную инфраструктуру всего промышленного комплекса.
В работе выделены достоинства развития структурных элементов информационной инфраструктуры региона:
- возможность участия в работе электронных площадок в Красноярском крае;
- достаточно высокий индекс инфокоммуникационной инфраструктуры в Красноярском крае;
- имеются отдельные элементы развития информационного общества в Красноярском крае.
К недостаткам можно отнести:
- современное материальное производство и другие сферы деятельности Красноярского края все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации;
- современная информационная инфраструктура в промышленности Красноярского края не сформирована.
В качестве факторов развития информационной структуры Красноярского края можно выделить:
- недостаточный инновационный потенциал региона;
- значительный научный потенциал региона;
- недостаточный объем используемых передовых производственных технологий.
В настоящее время руководители промышленных предприятий имеют возможности выхода в Интернет и доступ к торговым площадкам, как по России, так и по всему миру. Тем не менее, такими возможностями пользуются далеко не все предприятия, можно говорить о том, что очень немногие предприятия регистрируются на Интернет-ресурсах.
Торговый портал закупок является инструментом, позволяющим зарегистрированным на портале закупщикам осуществлять поиск необходимых товаров, работ и услуг в рамках, установленных внутренним регламентом этих организаций. Для поставщика это площадка, на которой он может продемонстрировать свои товары, работы или услуги потенциальным заказчикам.
В работе проведено собственное исследование, в котором приняли участие представители 40 промышленных предприятий Красноярского края. Основная доля респондентов - это предприятия с ростом выручки предприятия не более 10%. Доля этих респондентов составила 67%. 18 % респондентов в 2016 году имели рост выручки от 20 до 40%, к этой категории респондентов относятся предприятия мебельной промышленности и металлургии. При этом 87% опрошенных респондентов не применяют в деятельности элементов информационной инфраструктуры. 13 % респондентов, к которым относятся отрасли металлургия и лесопереработка принимают участие в электронных торговых площадках. Все предприятия имеют свои сайты, но только 2 респондента отметили, что на сайте компании представлена возможность продвижения продукции предприятия. В основном на корпоративном сайте компании представлена информация о самой компании, представлена история, возможно, особенности производства.
Очень небольшое число респондентов принимает участие в системах информационной инфраструктуры. Основной ресурс - корпоративные сайты компаний.
Респонденты отмечают, что принимают участие в закупках, но чаще всего покупателем является государство. Система работы по В2В практически отсутствует в системе продвижения компаний с использованием информационной инфраструктуры.
Можно сказать о том, что ответы респондентов свидетельствуют о том, что практически все респонденты отмечают недостаток информации (32 респондента) и недостаток финансов на мероприятия по продвижению (35 респондентов).
8 респондентов вообще затруднились с ответом на данный вопрос, так как не смогли сформулировать проблемы предприятия по продвижению. Только 2 крупные компании отметили, что не испытывают проблем с продвижением - это крупные компании добывающего сектора, контракты, которых заключены на несколько лет вперед и контролируются государством, так как являются основными плательщиками налогов на региональном уровне.
В результате анкетирования выявлена информация по ответам респондентов относительно поиска товаров для собственных производственных нужд. 100 % респондентов отметили, что связи с поставщиками у предприятий долгосрочные и новые поставщики практически не имеют возможности стать поставщиком крупного промышленного предприятия. Связи с поставщиками сложились несколько лет назад, и только банкротство или реорганизация предприятия-поставщика может привести от отказа сотрудничества. Работа по поставкам происходит по стандартной схеме закупа: менеджер по закупкам анализирует рынок поставщиков, они оцениваются и ранжируются, выбираются наиболее надежные.
Для промышленных предприятий Красноярского края предлагается создание электронной промышленной торговой площадки.
Предлагаемый инструмент информационной инфраструктуры призван решать следующие задачи:
- обеспечивать обратную связь с потребителем;
- создавать долговременные отношения с потребителем;
- фокусировать рекламное сообщение;
- предоставлять и хранить большое количество информации;
- выступать в качестве инструмента для проведения маркетинговых исследований.
Получается, что основными целями электронной торговой площадки являются те же цели и задачи, что и у традиционного маркетинга:
- удовлетворение требований потребителей,
- достижение превосходства над конкурентами,
- завоевание рынка (сегмент рынка),
- обеспечение стабильного и бесперебойного роста продаж выпускаемой продукции.
В тоже время, работа электронной торговой площадки по своим качественным характеристикам значительно отличается от традиционного маркетинга.
1. Седлак М. Тенденции развития секторальной структуры экономики // Проблемы теории и практики управления / 2015 - № 4 - С. 24-35
2. Мониторинг развития секторов российской экономики за 2015 год // Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс] : Режим доступа: economy.gov.ru/minec/resources(дата обращения 20.03.2017)
3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. Под ред. В.К. Сенчагова . 4-е изд. - М.: Дело, 2015. - 896 с
4. Макроэкономические тенденции и параметры эффективного развития субъектов региональной экономики в контексте мер обеспечения экономической безопасности: Коллективная монография/ А. С. Молчан [и др.].- 1. Краснодар, 2016 - С.57-59
5. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности РФ. Официальная статистика Росстата [Электронный ресурс] : Режим доступа: http: //www.gks.ru / wps / wcm / connect / rosstat _ main / rosstat / ru / statistics / enterprise / industrial / # (Дата обращения 27.05.2017)
6. Романова В.А. Тенденции изменения в базовых отраслях промышленности РФ // Новая наука: От идеи к результату / 2016. - № 6-1 (90).- С. 234-236
7. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35-39
8. Калита К. А., Бочкова Т. А. Современные тенденции, проблемы и перспективы развития экономики России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 14-16
9. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник. Под ред. В.К. Сенчагова . 2-е изд. - М.: Дело, 2015. - 896 с.
10. Мониторинг развития секторов российской экономики за 2015 год // Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс] : Режим доступа: economy.gov.ru/minec/resources(дата обращения 23.03.2017)
11. Красноярский край в цифрах 2015: Стат.сб./Красноярскстат. / Редакционная коллегия: С.И. Березовская [и др.]. - Красноярск, 2016. - 105 с.
12. Красноярский край в цифрах 2015: Стат.сб./Красноярскстат. - Красноярск, 2016. - 105 с.
13. Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс] : Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/
connect/rosstat/rosstatsite/main/
14. Иванова А. М., Кузьмиченко И. Р. Социально-экономическое положение Красноярского края : доклад. Красноярск : Отдел маркетинга Красноярскстата, 2011
15. Белякова Г.Я., Лукьянова А.А. Бизнес-среда как условие модернизации экономики региона // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. - 2016. - № 2. - С. 142-145
16. Сущность и содержание функции учета [Электронный ресурс] : режим доступа:http://www.managcel.ru/dicems-401-2.html
17. Паршенцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом / 2016. - № 3. - С. 85
18. Богданов С. Модель бизнеса для бизнеса // Финансист / - 2016 - № 2. - С.45
19. Электронный бизнес в современной экономике [Электронный ресурс] : режим доступа: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3075
20. Гончарова Е. В., Баханова Г. И. Способы продвижения продукции промышленных предприятий в условиях реализации стратегии импортозамещения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3326-3330
21. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Келлер // СПб.: Питер, 2014. -816 с.
22. Диденко С.Я. Приоритетные направления развития и экономическая безопасность Российской Федерации. сборник статей По Международной научно-практической конференции. - Пенза: Приволжский Дом знаний. - 2015. - С.47-49
23. Борисова М. Н. Взгляд на становление и проблемы развития информационного общества // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 557-560
24. Аузан В. Хотят ли русские В2В // Эксперт / 2016 - № 10 - С.94
25. Лопатина Н. В. Информационная инфраструктура общества: современные проблемы функционирования и развития/ Н. В. Лопатина // Информационные ресурсы России. -2014. -№ 2. — C. 13-15
26. Куимов В.В., Куимов А.О., Толстой Д.А. Региональные технологические платформы в инновационном развитии территории // ВестникС ибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева / 2015. - Т. 16 № 4. - С. 1029-1037
27. Липецкая М. С. Подходы к проектированию региональной инновационной структуры Красноярского края : доклад ЦСР «Северо-Запад» // Текущий архив ассоциации «СНОК» - 2016 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sibac.info/conf/innovation/liv/47753(Дата обращения 20.04.2017)
28. Аузан В. Хотят ли русские В2В // Эксперт / 2016 - № 10 - С.94
29. Результаты опроса участников рынка межкорпоративной электронной торговли на IV Ежегодной конференции «Электронные торговые площадки в России: кто есть кто» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/etp/opros_2017/ (Дата обращения 15.06.2017)
30. Доклад о комплексной оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по итогам 2016 г. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.economy.gov.r (Дата обращения 22.04.2017)
31. Кузьмина Н. Н., Попов Н. А., Кузьмина Д. И. Оперативный мониторинг готовности регионов к информационному обществу // Проблемы современной экономики / 2012 - №1 (41) - С. 295 - 298
32. Куимов В.В., Куимов А.О., Толстой Д.А. Региональные технологические платформы в инновационном развитии территории // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева / 2015. - Т. 16 № 4. - С. 1029-1037
33. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания благоприятных налоговых условий для осуществления инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(ViewDoc)
34. Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» : указ Губернатора Красноярского края [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru>document/985024710 (Дата обращения 20.04.2017)
35. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat/rosstatsite/main/ (Дата обращения 20.06.2017)
36. Липецкая М. С. Подходы к проектированию региональной инновационной структуры Красноярского края : доклад ЦСР «Северо-Запад» // Текущий архив ассоциации «СНОК» - 2016 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sibac.info/conf/innovation/liv/47753(Дата обращения 20.04.2017)
37. Повышение эффективности управления бизнес - инкубатором как социально-экономической системой: моногр. / С. М. Васин, Л. А. Гамидуллаева. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - 218 с.
38. Шадрин А. И. Комплексное развитие региона / под науч. ред. И. А. Ильина ; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2011. 268 с.
39. Романов М. А. Технологические платформы как инструмент реализации инновационной политики РФ и перспективы их использования для развития инновационного сотрудничества в Союзном государстве // Право и инвестиции № 1-2 (49) июнь 2012. С. 97-101
40. Протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 21 февраля 2012 года № 2
41. Распоряжение Правительства Красноярского края от 23 мая 2013 года № 339-р.
42. Региональные технологические платформы Красноярского края : офиц. сайт портал Красноярского края [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.krskstate.ru/ innovation/policy/rtp (дата обращения: 21.05.2017)
43. Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» : указ Губернатора Красноярского края [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.docs.cntd.ru>document/985024710 (Дата обращения 20.04.2017)
44. Куимов В.В., Куимов А.О., Толстой Д.А. Региональные технологические платформы в инновационном развитии территории // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академикаМ.Ф. Решетнева / 2015. - Т. 16 № 4. - С. 1029-1037
45. Липецкая М. С. Подходы к проектированию региональной инновационной структуры Красноярского края : доклад ЦСР «Северо-Запад» // Текущий архив ассоциации «СНОК» - 2016 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sibac.info/conf/innovation/liv/47753(Дата обращения 20.04.2017)
46. Гончарова Е. В., Баханова Г. И. Способы продвижения продукции промышленных предприятий в условиях реализации стратегии импортозамещения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3326-3330
47. Греченюк А.В., Греченюк О.Н. Сравнительный анализ российских и зарубежных подходов к анализу финансового состояния организации // Аудит и финансовый анализ. - М.: «ДСМ ПРЕСС», 2015. - №1. - С. 217-223
48. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент; теория и практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 1104 с.
49. Петрик, Е. А. Интернет-маркетинг/Московская финансово-промышленная академия - М., 2014. - С. 30
50. Эскиев М. А., Аслаханова С. А., Бексултанова А. И. Эффективность системы управления организацией. Основные факторы, влияющие на эффективность // Молодой ученый. Казань: Молодой учёный, 2015. - №23. - С. 689-692
51. Центр электронных торгов [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www.b2b-center.ru/tariffs/
52. Петрик, Е. А. Интернет-маркетинг / Московская финансово-промышленная академия - М., 2014. - С. 30
53. Ляхорская, Т. Опыт западных маркетологов и реалии рекламы в Интернете // Маркетинг в России и за рубежом. - №2. - 201. - С. 125-127
54. Шульц В.Л., Кульба В.В., Шелков А.Б., Чернов И.В. Информационное управление в условиях глобализации и геополитического противоборства // Национальная безопасность / nota bene. - 2015. - 2. - C. 202 - 243.
55. Харламов А. В., Чирук И. С. Изменение концепции экономической политики государства в условиях глобализации // Известия СПбУЭФ / 2015. - № 2. - С.51-52
56. Фадеева Е. А., Черкезян Д. В. Анализ экономической эффективности инвестиционного проекта предприятия // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 422-426
57. Саак А.Э. Региональная система межведомственного электронного взаимодействия как основа предоставления государственных и муниципальных услуг / А.Э. Саак, В.Н. Тюшняков // Известия ЮФУ. Технические науки / 2013. - № 6 (143). - С. 145-153
58. Романова В.А. Тенденции изменения в базовых отраслях промышленности РФ // Новая наука: От идеи к результату / 2016. - № 6-1 (90).- С. 234-236
59. Повышение эффективности управления бизнес - инкубатором как социально-экономической системой: моногр. / С. М. Васин, Л. А. Гамидуллаева. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - 218 с.
60. Паршенцев А.А. Проблема и перспективы развития электронных магазинов // Маркетинг в России и за рубежом / 2016. - № 3. - С. 85
61. Манин, М.Ю., Антикризисные меры на предприятиях реального сектора экономики в современных условиях // Вестник ИЭАУ / 2016 - №7. - С.52-56
62. Маковлева Е.Е. Актуальные вопросы применения национального режима в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник ОрелГАУ. - 2015. - №3. - С. 54-64.
63. Линник, Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. - 2016. - №2. - С.52-53
64. Кочемаскин А. Н., Беляков Г. П. Понятие и экономическая сущность научно-технологического развития // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. 2014. № 2. С. 38-41.
65. Контрактная система закупок в российской экономике: перспективы и ограничения развития. Научный доклад. Руководитель темы: д.э.н. Смотрицкая И.И., исполнители: д.э.н. Черных С.И., к.э.н. Шувалов С.С. // М.: ИЭ РАН. - 2014. - С. 65.
66. Калита К. А., Бочкова Т. А. Современные тенденции, проблемы и перспективы развития экономики России // Молодой ученый. — 2016. — №8 — С. 14-16
67. Ищенко А.В. Анализ требований к информационной системе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг / А.В. Ищенко // Современные наукоемкие технологии / 2014. - № 7. - С. 85.
68. Иода, Е.В. Формирование информационной инфраструктуры в контексте развития инновационной деятельности / Е.В. Иода // Социально-экономические явления и процессы /2015. - № 5. - С. 26-31.
69. Дронова, Л. А. Экономика и управление инвестиционной деятельностью: Учебное пособие / Л. А. Дронова. - Хабаровск: ХГАЭП 2013. - 126 с.
70. Гусев А.В. Оценка 3-летнего опыта разработки и внедрения информационной системы: выводы и перспективы/ А.В. Гусев, И.П. Дуданов // Медицинский академический журнал / 2014 - Т. 2. - Приложение 2. - С. 56-57.