Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление инновационным потенциалом промышленных предприятий: стратегические подходы и методы оценки

Работа №7139

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы184стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
871
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Инновационный потенциал: теоретико-методологические аспекты 8
1.1 .Инновация: теоретический анализ понятия 8
1.2. Инновационный потенциал как фактор ресурсообеспеченности инновационной деятельности предприятия 22
1.3. Инновационный потенциал как объект стратегического управления 34 Глава 2. Исследование и разработка методики оценки инновационного потенциала промышленных предприятий 53
2.1 .Анализ существующих подходов и методик оценки инновационного потенциала 53
2.2. Система показателей инновационного потенциала промышленного предприятия 63
2.3. Методика оценки состояния инновационного потенциала промышленного предприятия 85
2.4. Методические рекомендации по улучшению состояния инновационного потенциала промышленных предприятий 94 Глава 3. Исследование и оценка состояния инновационного потенциала промышленных предприятий г. Новосибирска 102
3.1. Анализ стратегических возможностей промышленных предприятий
г. Новосибирска в реализации инновационных преобразований 102
3.2.Оценка состояния инновационного потенциала промышленных предприятий г. Новосибирска и разработка рекомендаций по его улучшению 121
Заключение 141
Литература 146
Приложения 156


Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии, ориентированного на стратегический успех. Новые продукты, прогрессивные технологии, определяя успех предпринимательской деятельности, обеспечивают долгосрочное функционирование и финансовую стабильность предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию управленческой деятельности, вызывая необходимость совершенствования специфических форм инновационного менеджмента.
Управление инновационным потенциалом является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия. Разработка инновационных стратегий осуществляется на основе оценки потенциальных возможностей предприятия и его инновационного потенциала. Анализ внешнего окружения предприятия
♦ позволяет выявлять шансы и факторы риска на рынке, анализ же
инновационного потенциала позволяет оценить ресурсы предприятия с точки зрения возможности их использования для предприятия стратегических решений.
Проблемам управления инновациями на предприятии посвящены многочисленные работы отечественных и зарубежных авторов: Баранчеева В.П., Барютина Л.С., Бляхмана Л.С., Водачка JI, Водачковой О., Гейгера Э.А., Гохберга Л.М., Гунина В.Н., Гапоненко Н., Жица Г.И., Завлина П.Н., Ивченко В.В., Ильенковой С.Д., Казанцева А.К., Краснова А.Г., Кругловой Н.Ю., Кушлина В.И., Пригожина А.И., Пузыни К.Ф., Санто Б., Стародубцевой О.А., Твисса Б., Титова А.Б., Тодосийчука А.В., Фатхутдинова Р.А., Фоломьева А.Н., Шайбаковой Л.С., Шумпетера Й.,
й
Энджела И.О., Яковца Ю.В. и многих других.

4
Отсутствие комплексности решения вопросов создания, накопления и использования инновационного потенциала предприятий позволяет говорить об актуальности данной проблемы, что предопределило выбор темы диссертационного исследования, определило его цель и основные задачи.
Объектом исследования являются промышленные предприятия г. Новосибирска. Предметом исследования являются инновационная деятельность и инновационный потенциал промышленных предприятий как фактор, определяющий их стратегическое развитие.
В качестве гипотезы было выдвинуто следующее предположение: низкий уровень инновационной активности промышленных предприятий связан с критическим состоянием (недостаточный как качественный, так и количественный уровень используемых ресурсов) ресурсов предприятий, направляемых на реализацию инновационных процессов, а так же отсутствие комплексного решения данной проблемы посредством использования возможности многоканальности ресурсного обеспечения инновационной деятельности.
Целью данной работы является создание методики оценки состояния инновационного потенциала промышленных предприятий, соответствующей современным требованиям управления инновационной деятельностью предприятий, с помощью которой будет возможна разработка стратегических решений по развитию промышленных предприятий.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих
задач:
- исследования концептуальных аспектов инновационной деятельности предприятия, исходя из изучения и анализа современных подходов;
- определения факторов, формирующих элементы инновационной деятельности предприятия;
- определения стратегического значения инновационного потенциала при осуществлении инновационной деятельности предприятия;

5
- анализа современных методологических подходов к оценке и измерению инновационного потенциала предприятия;
- выявления показателей, отражающих состояние инновационного потенциала предприятия;
- разработки методики оценки состояния инновационного потенциала промышленного предприятия;
- исследования стратегической направленности инновационных изменений, имеющих место на промышленных предприятиях г. Новосибирска;
- разработки способов применения методики оценки инновационного потенциала, нацеленных на улучшение его состояния в аспекте стратегического управления.
Объектом исследования являются промышленные предприятия г. Новосибирска. Предметом исследования являются инновационная деятельность и инновационный потенциал промышленного предприятия как фактор, определяющий его стратегическое развития.
Содержание диссертации соответствует области исследования 15.1 «Разработка новых и адаптация существующих методов, механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными образованиями промышленности» Паспорта номенклатуры специальностей научных работников (экономические науки).
Для решения поставленных в диссертационном исследовании задач использовались методы логического анализа, математической статистики, системный подход, экспертные оценки, графические методы, статистический анализ данных опроса.
Информационной базой исследования послужили нормативно¬правовые акты, материалы и документы государственных законодательных органов РФ, статистическая информация Госкомстата России, материалы опроса руководителей промышленных предприятий г. Новосибирска, проведенного при личном участии автора, данные экспертных оценок научно-производственной деятельности промышленных предприятий.

6
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
- уточнены понятия «инновация», «инновационный потенциал»;
- определена структура инновационного потенциала, как объекта стратегического управления;
- выявлены особенности методического подхода к оценке инновационного потенциала промышленных предприятий, как объекта стратегического управления;
- предложена методика оценки состояния инновационного потенциала промышленного предприятия, основанная на принципах индикативного анализа с использованием круговых диаграмм;
- определены стратегические возможности машиностроительных предприятий г. Новосибирска в реализации инновационных преобразований;
- предложен механизм использования оценки состояния инновационного потенциала в стратегическом управлении промышленными предприятиями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные выводы проведенного диссертационного исследования заключаются в следующем:
1. Проведенный анализ литературных источников, освещающих проблемы управления инновационными процессами, а также исследование инновационной деятельности промышленных предприятий г. Новосибирска позволил сделать вывод о том, что в современных условиях рыночной экономики перспективное развитие предприятий связано в первую очередь с необходимостью реализации разного рода инноваций. Наибольшую вы¬году, как с точки зрения устойчивого функционирования, так и с позиции создания конкурентных преимуществ, имеют инновации с высокой степе¬нью новизны и наукоемкости, а также имеющие ценность для потребителей. Для осуществления таких инноваций предприятиям необходимо проводить целенаправленный комплекс научных, исследовательских, конструкторских работ, а также систематически изучать рыночные потребности. Инновационная деятельность предприятий может охватывать как полно- мерный инновационный цикл, так и только отельные его стадии. При этом способность самостоятельного проведения НИОЬСР и создания наукоемкой продукции, отвечающей требованиям рынка, позволяет приобрести особые компетенции и повысить конкурентоспособность предприятия в целом. Возможность эффективного осуществления этапов инновационного процесса определяется ресурсами, которые использует предприятие в данной сфере деятельности.
2. Проведенный анализ концептуальных подходов к определению понятия «инновационный потенциал» позволил выделить принципиальные

отличия данной категории от близких ему понятий «научный потенциал» и «научно-технический». На основании этого стало возможным определение структуры инновационного потенциала, включающей в себя две составляющие: воспроизводственную и производственную. Наличие воспроизводственной составляющей инновационного потенциала определяет наукоемкость и глубину инновационных преобразований в продукции, обеспечивая непрерывность потока новшеств. Производственная составляющая инновационного потенциала обеспечивает материализацию новшеств и введение их в практическую деятельность.
3. Стратегическое значение инновационного потенциала заключается в первую очередь в его определяющей роли долгосрочного развития пред-приятия. Одновременно, анализ наиболее известных и широко применяемых стратегий, реализация которых связана с внедрением различного рода инноваций, и выявление состава ресурсов, наличие которых необходимо для осуществления той или иной стратегии, позволил определить значение инновационного потенциала, как критерия, определяющего выбор из стратегических альтернатив.
4. Проведенный анализ существующих методик и подходов к оценке инновационного потенциала предприятий выявил существующие методические особенности и недостатки в количественном и качественном измерении данной категории и позволил сформулировать предпосылки и основные требования к авторской методике оценки состояния инновационного потенциала предприятий. Предлагаемая методика оценки состояния инновационного потенциала промышленных предприятий основана на оценке совокупности показателей, представляющей собой систему индикаторов адекватно отражающих состояние основных видов ресурсов, направляемых на реализацию инновационных процессов, и эффективность их использования.
5. Разработанная методика оценки состояния инновационного потенциала предприятия основанная на принципах индикативного анализа с использованием экспертных оценок и графической интерпретации результатов, позволяет предприятиям повысить эффективность процесса управления инновационным потенциалом предприятия и совершенствовать процесс разработки стратегии инновационного развития, требующего достижения уровня инновационного потенциала, адекватного современным условиям конкурентоспособности функционирующих предприятий.
6. Исследование и анализ инновационной деятельности ряда промышленных предприятий г. Новосибирска показали отсутствие на предприятиях эффективных методов и форм управления инновационными ресурсами в стратегических целях развития.
На основании результатой проведенного опроса руководителей промышленных предприятий, были выделены следующие особенности, характеризующие стратегическую направленность инновационных преобразований, имеющих место на обследованных предприятиях:
во-первых, реализация инновационных процессов на подавляющем большинстве предприятий направлена на создание улучшающих продукт- и процесс-инноваций, а также псевдоинноваций (процессы усовершенствования и улучшения технологических процессов и продукции), что при¬водит к отвлечению значительных финансовых, интеллектуальных и др. ресурсов и способствует накоплению морально и физически устаревшего капитала;
во-вторых, необходимость в осуществлении инновационной деятельности большинство предприятий связывают с завоеванием новых географических рынков, т.е. с выбором рыночной стратегической направленности инновационных преобразований, что в значительной степени вызвано «сжатием» внутреннего спроса, а также присутствием на российском рынке иностранных производителей.


1. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994, № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994, ред. 21.03.2002).
2. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (от 22.03.1991 N 948-1, ред. от 21.03.2003).
3. Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» (принят ГД ФС РФ 12.07.1996, ред. от 29.10.2000, с изм. от 24.10.2002).
4. Закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (принят ГД ФС РФ 11.10.2002).
5. Проект Закона РФ "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ".
6. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за инновационной деятельностью» от 03.09.1998 № 91 (ред от 19.06.2000).
7. Постановление Госкомстата РФ «Об утверждении государственной статистической отчетности по инновационной деятельности и инструкции по ее составлению» от 07.10.1994 № 204 (ред. от 19.06.2000).
8. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ.
— М.: Наука, 1990. — с.95.
9. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком, 1999. - 416 с.
Ю.Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. Гл. 12,

147
11. Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе.
- Сарат. гос. тех. тн-т. Саратов, 1996. - 192 с.
12. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Издательство «Питер», 2000.
13. Баранчеев В., Клейменов К. Маркетинговые цепочки ценностей и конкурентное преимущество компании // Маркетинг. 2001. № 4 (59) с.
24.
14. Баранчеев В.П. и др. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. / ГУУ. - ЗАО «Финстатинформ», 2000.
15. Баженов Г.Е., Кислицына О.А. Проблемы оценки инновационного потенциала промышленных предприятий // Сборник научных трудов НГТУ. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.-Вып. 1 (23).
16. Баженов Г.Е., Стародубцева О.А., Кислицына О.А. Исследование стратегического аспекта инновационной деятельности промышленных предприятий г. Новосибирска // Материалы к Международной научно- технической конференции «Актуальные проблемы электронного приборостроения», том 7 «Экономика и управление производством» - Новосибирск, НГТУ, 2002.
17. Бендиков М. А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2000, № 2, с. 17-30.
18. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. - М.: Наука, 1993.
19. Бешелев С.Д., Гуревич Ф.Г. Невосполнимый ресурс (о факторе времени в науке и технике). - М.: Наука, 1986.
20. Бизнес: Оксфордский толковый словарь: Англо-русский. — М.: Прогресс-академия; РГТУ, 1995.

148
21. Бовин А.А., Чередникова JT.E. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учебное пособие. — М.: ИНФРА — М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. - 216 с.
22. Болыпой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрулияна. - 2-е изд. доп. и перераб.. - М.: Институт новой экономики, 1997. - 864 с.
23. Водачек JL, Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. - М.: Экономика, 1989.
24. Воробьев Ю.Ф. Экономика инновационной деятельности. / Под ред. А.Е. Карлика. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
25. Гильмутдинов Р.Г. и др. Инновационный менеджмент в формировании научно-технической политики предприятия // Управление 98 (Управление реструктуризацией экономики): Материалы международной научно-практической конференции: Выпуск 2 / ГУУ. М., 1998.
26. Грачев И.Н., Ломакин О.Е., Шленов Ю.В. Введение в психологию инновационной научно-технической деятельности. — М.: Высшая школа, 1996.
27. Гугелев А.В., Герасимов А.Е. Определение эффективности инновационной деятельности. // «Вестник машиностроения», № 3, 2000.
28. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. - М.: ИНФВА-М, 2000. - 272с.
29. Гунин В.Н. Инновационная активность предприятий: сущность, содержание и формы: Монография - М.: ГУУ, 2000.- 103 с.
30. Гусев Ю.В. Стратегическое управление: Учебное пособие. / 4.1. НГАЭиУ. - Новосибирск, 1995. - 119 с.

31. Денисов, Каменецкий, Остапенко. Прикладная наука и инновационная деятельность. (Экономика и управление). - М.: Диалог-МГУ, 1998.
32. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского - СПб: Издательство «Питер», 1999.
33. Дынкин А.А., Гохберг Л.М., Иванова Н.И. и др. Адаптация научно-инновационной сферы России к рыночным условиям и пути повышения ее эффективности. - М., 1999.
34. Жиц Г.И. Инновационный потенциал. Саратовский гос. ун-т. Саратов, 1999. - 132 с.
35. Иванов Е. Индикативное планирование развития экономики // Экономист, 1993, № 9.
36. Ивченко В.В. Экономика и управление инновациями (Инновационный менеджмент): Курс лекций / Калининградский ун-т. - Калининград,
1996.
37. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования / Монография. - СПб.: Знание, 2000. - 96с.
38. Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Яковца. - М.: Изд-во РАГС, 2000.
39. Инновационный менеджмент: Справочное пособие / под. ред. П.И. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-ое, переработ. и доп. - М.,ЦИСН, 1998.-568 с.
40. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С.Д., Гохберг Л.М., Ягудин С.Ю. и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.; Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
41. Казанков В., Степнов О., Бейнфест Б., Нарумова О. Как в России используются изобретения? // Интеллектуальная собственность, № 12,

150
42. Капица С.П. Ученый не должен управлять государством. // «Эксперт»,
1997, №49.
43. Кислицына О.А. Особенности классификации инноваций // Сборник научных трудов НГТУ. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000.-Вып. 1 (18).
44. Клейнер Г.Б. Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях (результаты эмпирического анализа) / Препринт #WP/98/040. - М.: ЦЭМИ РАН, 1998.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ