Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ САМОЦЕННОСТИ ДЕТСТВА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №25315

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
844
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1.1 Идея «самоценности детства» в историко-педагогической и
психолого-педагогической науке 8
1.2 Особенности реализации идеи самоценности детства в
образовательном процессе ДОУ 14
1.3. Принципы проектирования основной образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей реализации идеи самоценности детства 19
2 Проектирование и реализация основной образовательной программы дошкольного образования на основе идеи самоценности детства 30
2.1 Анализ основной образовательной программы дошкольного
образования «От рождения до школы» 30
2.2 Система работы ДОУ по реализации идеи самоценности детства в
образовательном процессе 36
2.3 Методические рекомендации по проектированию основной
образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей реализации идеи самоценности детства в ДОУ 41
Заключение 51
Список использованных источников 55


Современная ситуация реформирования образования ориентирована на возрождение национальных традиций и ценностных ориентиров. При этом востребованным оказывается имеющийся исторически-сложившийся педагогический опыт, который был построен на принципах гуманизации образовательного пространства, признания самоценности детства, демократизации системы образования, приоритетности задачи развития личности в образовательном процессе ДОУ.
В ФГОС ДО идея самоценности дошкольного детства - впервые в подобном формате насыщена рабочим содержанием. Стандарт «оживляет», наполняет предметным смыслом дошкольное детство, а где-то и собирает в целое положения статьи 64 закона «Об образовании в РФ», а также позволяет по-настоящему запустить механизм его работы.
Изучив и проанализировав научно-методическую литературу, можно сделать вывод о том, что идея самоценности детства занимает значительное место в исследованиях таких ученных, как Д.И. Фельдштейн, О.А. Карабанова, Г.М. Коджаспирова. Ученные отмечают, что детский сад должен быть не центром подготовки детей к школе, а центром детской жизни.
Предметом регламентации в ФГОС ДО служит основная образовательная программа дошкольного образования, в которую при проектировании должны быть включены особенности реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе ДОУ.
В связи с этим необходимо сделать анализ основной образовательной программы ДОУ по реализации идеи самоценности детства, что определило выбор темы исследования.
Цель исследования: проектирование основной образовательной программы дошкольного образования на основе идеи самоценности детства (на примере МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок»»).
Объект исследования: теоретические основы реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе ДОУ.
Предмет исследования: проектирование и реализация основной образовательной программы дошкольного образования на основе идеи самоценности детства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность идеи «самоценности детства» в историко-педагогической и психолого-педагогической науке;
2) охарактеризовать особенности реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе ДОУ;
3) охарактеризовать принципы проектирования образовательной программы ДО с учетом особенностей реализации идеи самоценности детства;
4) проанализировать основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»;
5) описать систему работы ДОУ по реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе;
6) разработать методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей реализации идеи самоценности детства в ДОУ.
Методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, реферирование, тезирование, анкетирование, изучение опыта работы педагогов и педагогическое проектирование и моделирование, метод экспертных оценок.
Методологическую основу исследования составляют основные положения идеи самоценности детства, нашедшие отражение в работах философов, психологов и педагогов: Ж.Ж. Руссо, В.В. Зеньковского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева и других.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №6 «Светлячок» г. Лесосибирска». Для исследования был использован экспертный оценочный лист соответствия ООП требованиям ФГОС ДО. Экспертная оценка ООП ДО на предмет наличия и реализации идеи самоценности детства. В заполнении экспертного листа приняла участие экспертная группа из 5 человек.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь - апрель 2016-2017г.) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта и предмета исследования.
Второй этап (май 2017г.) - проведение проектно-исследовательской работы в ДОУ.
Третий этап (май - июнь 2017г.) - анализ результатов исследования, экспертиза, оформление выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована научная статья на тему: «Реализация идеи самоценности детства при проектировании образовательных программ дошкольного образования» и размещена на сайтах всероссийских образовательных проектов «RAZVITUM» (г. Санкт-Петербург) и «ИНФОУРОК» (г. Смоленск).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирована основная образовательная программа дошкольного образования и описана система работы ДОУ по реализация идеи самоценности детства при проектировании образовательных программ дошкольного образования, которая применяется в образовательном процессе ДОУ. Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении практики в детском саду, а также руководителям ДОУ, старшим воспитателям и воспитателям детских садов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (48 наименований) и приложения. Материалы исследования представлены в таблице, объем работы составляет 62 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Идея «самоценности детства» является одной из самых «молодых», но тем не менее востребованных идей современной дошкольной педагогики, получивших свое развитие и реализацию в нормативно-правовых документах современной дошкольной практики.
Раскрыв сущность идеи «самоценность детства» в историко-педагогической и психолого-педагогической науке, можно сделать вывод о том, что в ходе развития историко-педагогической и психолого¬педагогической науки понимание категории «детства» претерпевало определенные изменения, и только в ХХ веке сформировалось представление о том, что детство, является самоценным периодом в жизни человека.
Детство, не является подготовительным этапом в жизни человека, а самоценным, важным, ничем не заменимым периодом человеческой жизни. Об этом говорили многие ученые, философы, психологи и педагоги, такие как Ж.Ж. Руссо, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Эта идея нашла свое отражение в ФГОС ДО, который представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Исходя из современной трактовки, понятие «самоценность детства» является периодом сотворения ребенком своего «я» образа и включает в себя процессы овладения культурой, становления человеческого тела; развития эмоций и воли; ответственного отношения к себе и другим людям. Основным средством реализации идеи самоценности детства выступают детские виды деятельности, где сквозным механизмом развития будет игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность.
Построение образовательного процесса в ДОУ должно быть направленно на создание благоприятных условий для реализации идеи самоценности детства в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Особенностями реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе ДОУ являются: обогащение (амплификация) детского развития, поддержка детской инициативы, игровая деятельность как стержень образовательной программы и образовательного процесса в ДОУ, развивающая предметно¬пространственная среда.
Мы рассмотрели основные принципы проектирования основной образовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей реализации идеи самоценности детства и пришли к выводу о том, основная образовательная программа дошкольного образования должна строится на педагогических принципах, отраженных в ФГОС ДО (14), принципе командного характера проектирования современных основных образовательных программ дошкольного образования, принципе концептуальности (идея самоценности детства), принципе учета специфики образовательной организации дошкольного образования. Основная образовательная программа дошкольного образования формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и обеспечивает создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.
Проанализировав основную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» мы пришли к выводу о том, что данная программа, является инновационным содержательным документом для дошкольных учреждений и разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
В соответствии с современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства в программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая на его индивидуальные особенности.
Мы описали систему работы ДОУ по реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе, и пришли к выводу о том, что целевые ориентиры, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ и организация игровой деятельности дошкольника обеспечивают реализацию образовательного потенциала дошкольного образовательного учреждения в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления здоровья детей. Экспертная оценка спроектированной ООП ДО на предмет наличия в ней идеи самоценности детства показала, что ООП ДО полностью соответствует идее самоценности детства (100%).
Таким образом задачи исследования выполнены, цель достигнута.
Мы разработали методические рекомендации по проектированию образовательной программы дошкольного образования, которые основаны на принципах ФГОС и определяют содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа формируется как система психолого-педагогической поддержки детей и обеспечивает создание оптимальных условий для их успешной социализации и индивидуализации.
Основная образовательная программа дошкольного образования должна отразить:
- как с учетом конкретных условий создается в дошкольном образовательном учреждении собственная нетрадиционная модель организации обучения, воспитания и развития дошкольников;
- какие педагогические технологии обучения применяются в работе с детьми;
- как учитываются их индивидуальные особенности, интересы и возможности;
- как повышается мотивация образовательной деятельности воспитанников дошкольного учреждения.
Мы считаем, что логично и содержательно разработанная основная образовательная программа дошкольного образования будет способствовать эффективной реализации идеи самоценности детства в образовательном процессе, если она отражена в целевом и содержательном разделе (отражение идеи самоценности детства и обогащения (амплификация) детского развития, поддержка детской инициативы); в организационном разделе Программы (игровая деятельность и развивающая предметно¬пространственная среда).



1. Амонашвили, Ш.А. Размышление о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. - Москва: Академия, 1995. - 232 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - Москва: Академия, 2014. - 363 с.
3. Асмолов, А.Г. Стандарт - это норма необходимого разнообразия // Современное дошкольное образование. - 2014. - №5. - С.14-19.
4. Асмолов, А.Г. Стратегия и методология социокультурной
модернизации образования / А.Г. Асмолов. - Москва: ФИРО, 2013. - 114 с.
5. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - Москва: Айрис-Пресс, 2007. - 184 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2011. - 1136с.
7. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - Томск: ПЕЛЕНГ, 1995. - 144с.
8. Дронова, Т.Н. Взаимодействие семьи и детского сада как средство
реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Т.Н. Дронова, С.Г. Дронов // Дошкольное воспитание. - 2014. - №1. - С.49.
9. Заенчуковская, Ю.В. Реализация идеи самоценности детства при
проектировании образовательных программ дошкольного образования [Электронный ресурс] / Ю.В. Заенчуковская // Всероссийский образовательный проект RAZVITUM.Статья - 2017. - Режим доступа: http://www.razvitum. org/4you/articles/1-articles/3300-2017-05-30-11-41-05.
10. Заенчуковская, Ю.В. Реализация идеи самоценности детства при проектировании образовательных программ дошкольного образования
[Электронный ресурс] / Ю.В. Заенчуковская //Сайт методических разработок проекта «Инфоурок». Статья - 2017. - Режим доступа: https://infourok.ru/realizaciya-idei-samocennosti-detstva-pri-proektirovanii-obrazovatelnih-programm-doshkolnogo-obrazovaniya-1937203.html.
11. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец. - Москва: Педагогика, 1986. - 256с.
12. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург: Деловая книга. - 2013. -231с.
13. Исаев, Е.И. Педагогическая психология / Е.И. Исаев. - Москва: Юрайт, 2014. - 347с.
14. Кадырова, П.В. Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем уровне развития ребенка / П.В. Кадырова // ВЕСТНИК. - 2016. - №3. - С. 4-6.
15. Карабанова, О.А. Не надо воспитывать ребенка, с ним надо просто жить, уважая его личность / О.А. Карабанова // Современное дошкольное образование. - 2013. - №2. - С.19.
16. Карабанова, О.А. Социальное конструирование детства /
О.А. Карабанова // Образовательная политика. - 2010. - №5. - С. 52 - 61.
17. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.М. Коджаспиров. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2015. - 448с.
18. Коджаспирова, Г.М. Феномен детства с позиций педагогической антропологии / Г.М. Коджаспирова // Вестник Московского городского педагогического университета. - 2013. - №1. - С.11 - 16.
19. Короткова, Н.А. Формы игры в образовательном процессе детского сада/ Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2014.-№4. - С.11- 18.
20. Короткова, Н.А., Нежнов П.Г. наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. - Москва: Линка -Пресс, 2014. - 298с.
21. Кудрявцев, В.Т. «Стандартизация» дошкольного образования: путеводные звезды и подводные камни / В.Т. Кудрявцев// Обруч. - 2013. - №3. - С.12-18.
22. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 320 с.
23. Лихачев, Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей / Б.Т. Лихачев. Самара: ДЕТСТВО, 2014. -514с.
24. Марцинковская, Т.Д. Феноменология детства/ Т.Д. Марцинковская. - Москва: Академия, 2010. - 311с.
25. Микляева, Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - Москва: Айрис- Пресс, 2008. - 306с.
26. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Обруч. - 2012. - №1. - С.8-11.
27. Мухина, B. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. - Москва: Академия, 2013. - 608с.
28. Нищева, Н.В. Внедрение ФГОС ДОв практику работы дошкольных образовательных организаций / Н.В. Нищева. - Санкт - Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. - 384 с.
29. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Санкт - Петербург: Питер, 2014. - 240 с.
30. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - Москва: Мозаика - Синтез, 2015. - 616с.
31. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / Ж.Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джибладзе, А.Н. Джуринского. - Москва: Педагогика, 1981 - Т.2. - 656 с.
32. Свирская, Л.А. Индивидуализация образования: правильный старт / Л.А. Свирская. - Москва: Линка-Пресс, 2012. - 131с.
33. Слепцова, И.Ф. Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду: учебно - методическое пособие / И.Ф. Слепцова. - Москва: Обруч, 2015. - 224с.
34. Слепцова, И.Ф. Стандарты в дошкольном образовании: за и против / И.Ф. Слепцова// Современное дошкольное образование. - 2013. - №2. -С.12-15.
35. Слободчиков, В.И. Дошкольное образование - полигон для культурных проб ребенка / В.И. Слободчиков// Современное дошкольное образование. - 2013. №3. - С. 22 - 25.
36. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва: Школа-Пресс, 2000. - 384с.
37. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - Москва: Академия, 2011 - 160 с.
38. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения / Л.Н. Толстой. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 592с.
39. Ушинский, К.Д. Избранные труды. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский.- Москва: Дрофа, 2005. - 560с.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 96 с.
41. Федина, Н.Е. О парадигме дошкольного образования / Н.Е. Федина // Дошкольное воспитание. - 2013. - №8. - С.7-10.
42. Фельдштейн, Д.И. Изменения ребенка в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы в новой школе/ Д.И. Фельдштейн // Образовательная политика. - 2010. - №5 - 6. - С. 82 - 90
43. Шанц, Л.В. ФГОС ДО - стандарт поддержки уникальности, самоценности и разнообразия дошкольного детства/ Л.В. Шанц //ВЕСТНИК. - 2015. - №1. - С. 5-9.
44. Шапарь, В.Б. Новейший психологический словарь/ В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д.:Феникс, 2009. - 806 с.
45. Шахманова, А.Ш. Самоценность детства и ответственность взрослых перед детьми / А.Ш. Шахманова // Человек и образование. - 2012. - №1. -С. 57 - 61.
46. Шеридан, С.Г. Нужно оценивать не детей, а качество дошкольного образования / С.Г. Шеридан // Современное дошкольное образование. - 2013. - №5. - С.26-29.
47. Шиян, О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст/ О.А. Шиян // Современное дошкольное образование. - 2013. - №5. - С. 68 - 78.
48. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989. - 560с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ