Введение 5
1 Теоретический обзор по проблеме создания Веб-сайта «Самооценка
в подростковом возрасте» 8
1.1. Теоретическое обоснование специфики самооценки подростков 8
1.1.1 Особенности формирования самооценки 8
1.1.2 Проблема подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии 20
1.1.3 Особенности формирования самооценки подростков в неполных семьях 26
1.2 Обзор программных средств по созданию веб-сайта 33
1.2.1 Web-технологии 33
1.2.2 Объектно-ориентированное программирование 38
1.2.3 Система управления базами данных (СУБД) 42
2 Обзор диагностических методик по выявлению уровня самооценки и описание программных средств, применяемых для создания веб-сайта 46
2.1 Характеристика исследовательских методик, направленных на изучение
самооценки в подростковом возрасте 46
2.2 Программные средства, используемые для разработки веб-сайта 50
2.2.1 Программные средства и модули Dreamweaver 4.0 53
3 Описание структуры веб-сайта «Самооценка в
подростковом возрасте» и результаты исследования 64
3.1 Результаты психодиагностического исследования 64
3.2 Описание структуры веб-сайта «Самооценка в подростковом возрасте» 68
Заключение 75
Список использованных источников 77
Приложение А (обязательное) Тест на выявления уровня самооценки 79
Приложение Б (обязательное) Экспресс-диагностика уровня самооценки 80
Приложение В (обязательное) Интегральная самооценка личности 81
Современное общество наполнено и пронизано потоками информации, которые нуждаются в обработке, поэтому без информационных технологий нормально функционировать не может. Информационная насыщенность не только изменила мир, но и создала новые проблемы, которые ранее не были предусмотрены. С ростом и усложнением управляемых систем возникает информационный барьер, который невозможно преодолеть без развития информационных технологий. Развитие информационных технологий было предопределено самим развитием и усложнением жизни человека. По своему первому определению информационные технологии - это программные и электронные средства для сбора, накопления, переработки, транспортировки и представления информации. В этом своем качестве они родились и развивались в ответ на взрывной информационный рост управляемых систем. Однако когда Д. Форрестер, Дон. и Ден. Медоузы разрабатывали в конце 60-х годов прошлого века свои глобальные системно-динамические модели и прогнозировали апокалипсис XXI века, информационные технологии все еще рассматривались как инструмент для вычислений, но не как часть мира.
При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности и, в частности, в психологическом исследовании при изучении процессе изучения личностных черт человека [1].
Проблема самооценки и ее роли в структуре личности в настоящее время является чрезвычайно актуальной для психологической науки. Разработке данной проблемы посвятили свои исследования К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, В.В Столин, В.С. Мухина, И.В. Борисова и многие другие психологи. В отечественной и зарубежной психологической литературе самооценка понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции и саморазвития [2,3].
Авторами отмечается что, критическим в формировании самооценки выступает подростковый возраст. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью развития детей на данном возрастном этапе. Особенности развития личности в этот период во многом определяют и последующий жизненный путь. В этом возрасте наиболее четко проступают все особенности психической сферы ребенка и проявляются результаты родительского воспитания. Как считают многие авторы, самооценка является ведущим компонентом структуры самосознания подростка. Это обуславливает развитие в его сознании совершенно новых психологических образований - рефлексии на себя, на других, на общество.
Известно, что в качестве первого социализирующего института выступает семья, чье влияние на развитие является самым длительным и всеобъемлющим. На современном этапе социально-экономического развития нашего общества роль семьи, взаимоотношений ребенка с родителями приобретает еще большее значение, чем прежде. Это обусловлено тем, что в последние десятилетия отмечается большой рост неполных семей, что вызвано рядом причин: расторжением браков и воспитанием ребенка одним родителем, внебрачным рождением детей, смертью одного из родителей и т.д. Многие авторы справедливо указывают, что воспитание в неполной семье негативно влияет на развитие и формирование личности подростка. М. И. Лисина говорит о том, что самооценка у детей возникает на основе общения с близким взрослым, в противном случае при «дефиците общения» у детей возникает состояние психического маразма (госпитализма). Позитивное отношение к ребенку, доброжелательное внимание к нему со стороны других людей вызывает стремление к сотрудничеству, движению и к общности мнений и оценок с окружающими людьми. Вместе с тем остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка, парциальность или глобальность этих воздействий, возможности целенаправленной коррекции самооценки у подростков из неполных семей [4, 5].
В подростковом возрасте наступает кризис в связи с возрастными новообразованиями. Появление новых взглядов, ощущений и ролей ставит задачу объединить все новое в единое целое, осмыслить все это, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если подросток справляется с задачей психосоциальной идентификации, то у него появляется уверенность и видение себя в перспективе.
Активное внедрение процессов информатизации и компьютеризации во все сферы жизнедеятельности человека, обуславливает необходимость в появлении новых, более совершенных и современных методов и средств для решения общезначимых проблем и задач.
Необходимость использования информационных технологий в психологической и психодиагностической сфере жизнедеятельности обусловлена современными требованиями общества к работе социально¬психологических служб, повышением продуктивности деятельности по временному параметру, улучшением ее качества и надежности.
Цель дипломной работы: создать веб-сайт «Самооценка в подростковом возрасте».
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты следующие задачи:
1 Подобрать теоретические источники по проблеме самооценки подростков и разработке веб-сайтов.
2 Изучить теоретические концепции различных авторов об особенностях самооценки подростков из полных и неполных семей.
3 Подобрать диагностические методики для исследования самооценки подростков.
4 Провести диагностическое исследование самооценки студентов 1 курса ИППС СФУ.
5 Проанализировать результаты исследования самооценки подростков.
6 Выбрать программные средства для разработки веб-сайта.
7 Разработать информационно-логическую структуру веб-сайта «Самооценка в подростковом возрасте».
Цель исследования: выявить специфику самооценки подростков из полных и неполных семей.
Объект исследования: самооценка подростков.
Предмет исследования: уровень самооценки подростков из полных и неполных семей.
Гипотеза: самооценка подростков из полных семей имеет качественные отличия от самооценки детей из неполных семей.
Методики исследования [6]:
1 Экспресс-диагностика уровня самооценки.
2 Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире?».
3 Тест на выявление уровня самооценки.
Исследование проводилось на базе ИППС СФУ г. Красноярска, цель которого заключалась в выявлении уровня самооценки у первокурсников из полных и неполных семей. В исследовании приняло участие 56 человек.
В данной дипломной работе были проанализированы теоретические концепции, раскрывающие сущность формирования самооценки в подростковом возрасте. В нашей работе мы придерживались взглядов Л. С. Выготского, К. А. Абульхъановой-Славской и др., которые рассматривали самооценку как эмоциональный компонент самосознания, опирающийся с одной стороны на самопознание, а с другой - создающий главные предпосылки для формирования саморегуляции и саморазвития. Именно это суждение легло в основу проведенного нами исследования, направленного на выявление специфики самооценки в подростковом возрасте.
Для исследования был подобран пакет методик, состоящий из трех тестов: «Экспресс-диагностика уровня самооценки», «Интегральная самооценка личности «Кто я есть в этом мире?»», «Тест на выявление уровня самооценки». Исследование проводилось среди студентов 1 курса ИППС СФУ г. Красноярска, в котором приняло участие 56 учащихся, которые после опроса были разбиты на студентов из полных или неполных семей.
В обеих группах респондентов присутствуют как нормальные показатели самооценки, так и с тенденцией к завышению или занижению.
Большее количество подростков из полных семей характеризуются адекватным уровнем самооценки - умением находить выходы из трудных ситуаций как личного характера, так и во взаимоотношениях со сверстниками, уважительным отношением к людям, умением выслушивать чужое мнение, самоконтролем, нормальной самокритичностью.
В этой же группе респондентов выявлена самооценка с тенденцией к завышению (7,1 %) или занижению (10,7 %), что может повлечь за собой нарушение процесса самоуправления, искажение самоконтроля. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.
В группе респондентов из неполных семей у большинства подростков выявлена самооценка с тенденцией к завышению 29 %. Такая самооценка влечет за собой излишнюю потребность доминировать над людьми, настаивать на своем мнении, безразлично относиться к окружающим, склонностью критиковать других, отсутствием самокритичности, конфликтностью.
В этой же группе респондентов выявлено 7 % подростков с заниженной самооценкой, что может повлечь неудовлетворенность собой, своими достижениями, внешностью, повышенной тревожностью и т. д.
В данной группе респондентов выявлено 15% с адекватной самооценкой.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, что самооценка студентов из полных семей имеет качественные отличия от самооценки подростков из неполных семей.
В целом, цель дипломной работы достигнута и решены поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтверждена.
По результатам проведенной работы для облегчения поиска и отбора пользователем информации по изучаемой проблеме мы с помощью языка HTML создали веб-сайт «Самооценка в подростковом возрасте», который предназначен для студентов ИППС СФУ г. Красноярска. На разработанном нами сайте пользователь легко может найти взаимосвязанную информацию по проблеме формирования самооценки в подростковом возрасте.
1 Шафрин, Ю. А. Основы компьютерной технологии / Ю. А. Шафрин. - М., 2008.
2 Ананьев, Б. Г. Психология человека / Б. Г. Ананьев. - Санкт- Петербург, 1997. - 135 с.
3 Бородина, Л. В. Увеличение расхождений самооценки и притязаний / Л. В. Бородина, Е. А. Залученко // Вопросы психологии. - 1993. - № 1. С. 43¬56.
4 Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах / Л. С. Выготский. - Москва, 1983. - 243 с.
5 Столин, В. В. Самопознание личности / В. В. Столин. - Москва. 1984.- 235 с.
6 Буралачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
7 Захарова, А. В. Структурно-динамическая модель самооценки / А. В. Захарова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. С. 25-31.
8 Захарова, А. В. Формирование самооценки, как механизма саморегуляции / А. В. Захарова. - Москва. - 1981. - 367 с.
9 Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова- Славская. - Москва, 1991. - 421 с.
10 Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - Москва, 1997. - 260 с.
11 Миславский, Ю. А. Природа и структура системы саморегуляции и активности личности / Ю. А. Миславский. - Москва, 2004.
12 Сельченок, К. В. Психология человеческой агрессивности / К. В. Сельченок. - М., 1999. - 656 с.
13 Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М., 1995. - 468 с.
14 Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самопознание / И. С. Кон. - М.: Политиздательство, 1984.
15 Кон, И. С. Открытие Я / И. С. Кон. - Москва, 1999. - 245 с.
16 Хьелл, С. Теория личности / С. Хьелл, А. Зиглер // Мастера психологии. - Санкт-Петербург. - 1998. - 321 с.
17 Кернберг, О. Ф. Агрессия при расстройствах личности / О. Ф. Кенрберг. - М., 1998. - 368 с.
18 Крысько, В. Г. Социальная психология / В. Г. Крысько. - М., 2001. - 208 с.
19 Реан, А. А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности / А. А. Реан // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2. - С. 13-16.
20 Лалаянц, И. Энергия агрессивности / И. Лалаянц // Семья и школа. - 1995. - № 6. - С.20-21.
21 Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан // Психологический журнал. - 1996. - № 5. - С.3-18.
22 Реан, А. А. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков / А. А. Реан, Н. Б. Трофимова // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999. - № 3. - С. 6-7.
23 Фурманов, И. А. Детская агрессивность / И. А. Фурманов. - М., 1996. - 192 с.
24 Романова, И. А. Самопонимание личности / И. А. Романова. - Минск, 1990. - 185 с.
25 Шафран, Э. Создание Web-страниц: Самоучитель / Э. Шафран. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 320 с.
26 Симонов, А. Начинающему Web-дизайнеру / А. Симонов // PC Magazine. - 2000. - № 2. - С. 129-133.
27 Драпенко, А. Г. Распространение программ Microsoft Access / А. Г. Драпенко // Мир ПК. - 2000. - №3 . - С. 64-69.
28 Канту, М. Delphi: руководство разработчика / М. Канту. - М.: Энтроп: ДЕСС, 1999. - 750 с.
29 Корнелюк, В. К. Access 97 / В. К. Корнелюк. - М., 1998.
30 Гофман, В.А. Delphi. Быстрый старт / В. А. Гофман. - СПб.: БХВ- Петербург, 2003. - 218 с.
31 Букатова, И. Л. Электронные обучающиеся системы / И. Л. Букатова, М. И. Елинсон, А. М. Шаров. - М.: Знание, 1979. - 64 с.
32 Зиновьев, Н. Б. Access 97 - русская версия / Н. Б. Зиновьев. - М., 1998. - 145 с.
33 Информатика / Под ред. Макаровой Н. В. СПб, 2010.
34 Фролов, А. В. Введение в MS-DOS MS Windows, MS Word for Windows / А. В. Фролов, В. Г. Фролов. - М: ДИАЛОГ - МИФИ, 1994. - 264 с.
35 Спэйнауэр, С. Справочник Web-мастера / С. Спэйнауэр, Р. Экштейн. - СПб: Символ, 2000. - 608 с.
36 Дунаев, Д. М. Сам себе Web-мастер: учеб. / Д. М. Дунаев. - СП.: БХВ - Артлит, 1999. - 314 с.