Введение 3
1 Основы изучения представлений о профессии психолога 6
1.1 Понятие «представление» в психологии 6
1.2 Представление о профессии психолог 10
2 Индивидуально-типологические особенности как основа представлений 19
2.1 Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и профессии 19
3 Представление о будущей профессии психолога у студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями 28
3.1 Результаты исследования 34
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г
Актуальность исследования. Сегодня отмечается рост обращений к психологам-профессионалам, способным решать практические задачи в самых различных отраслях экономики, осуществлять психологическую работу среди населения. Тем временем достаточно часто можно встретить неправильное, и даже абсурдное толкование деятельности психолога. Общество пропитано информацией из западных фильмов с участием психологов-консультантов, глянцевых журналов с так называемыми «психологическими» тестами, популярной литературы. Все это ведет к тому, что в массовом сознании складывается искаженный образ о том, кто такой психолог и чем он занимается. Таким образом, изучение проблемы представлений о профессии психолога в современном мире является важным условием формирования успешности психологической науки, ее популяризации и развития.
Представления студентов о будущей профессии являются предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе. Представления о профессии представляют собой комплексное образование, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем. В качестве основных показателей выступают: уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога [23].
На формирование представлений студентов о профессии оказывают влияние такие индивидуально-личностные характеристики студентов, как: особенности ценностно-смысловой сферы, уровень развития эмпатических способностей и предрасположенность к деятельности в сфере человек- человек.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; С. Славсон, 1962; И. Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога[26]:
- концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
- открытость к отличным от собственных взглядов и суждениям, гибкость и терпимость;
- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; - уверенность в себе, позитивное
самоотношение, адекватная
самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
- богатое воображение, интуиция;
- высокий уровень интеллекта.
Результаты исследований о связи индивидуально-типологических особенностей с представлениями:
Рыбникова М. Н. в своей работе «Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии» говорит о том, что существует влияние индивидуально-типологических и социально-психологических характеристик личности на особенности формирования образа и представления о профессии. Оно выражается в
различиях представлений о профессии у специалистов разного уровня профессионализации и успешности в деятельности[29].
Цель: описать представление у студентов-психологов на этапе вузовского обучения об их будущей профессии, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Объект исследования - студенты, обучающиеся по направлению «Психология» с разными индивидуально-типологическими особенностями.
Предмет исследования - представление о будущей профессии психолога у студентов-психологов.
Гипотеза исследования: Представление о будущей профессии психолога у студентов с преобладанием экстраверсии и лабильности будут достоверно отличаться от студентов с преобладанием интроверсии и тревожности.
Отличия будут наблюдаться по следующим содержательным характеристикам: «профессионализм», «владение знаниями в области психологии», «умение работать с клиентом (слушать, слышать, абстрагироваться, понимать)», «ответственность, внимательность, открытость, коммуникабельность», «получение положительного результата», «не настаивать ни на чем/не навязывать свое мнение/не вешать ярлыков», «обладать усидчивостью, с концентрированностью».
Задачи:
1. Выделить представления о профессии психолога у студентов и описать их структуру.
2. Исследовать влияние индивидуально-типологических особенностей студентов на формирование представления о профессии психолог.
Изучение индивидуально-типологических особенностей человека всегда было и будет актуальным. Соотношение этого феномена с представлением человека о будущей профессии дало нам возможность взглянуть на картину того, как в зависимости от черт личности меняется взгляд человека и представление о его будущей профессиональной деятельности. Для меня эта тема актуальна в первую очередь в силу моего выбора будущей профессии.
Исходя из того, что наша гипотеза подтвердилась можно говорить о том, что респонденты из данных групп будут ориентироваться именно на те характеристики, которые они описывали в представлении о профессии психолога и будут развивать их в себе.
В связи с нашим исследованием интересно было бы посмотреть, как влияют на будущее представление о профессии психолога другие показатели индивидуально-типологических особенностей.
Так же было бы интересно исследовать как эти же индивидуально-типологические особенности будут влиять на представление о других профессиях, например, технические, информационные или экономические профессии.
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журн. — 1994. — № 4.
2. А.В. Основы теоретической психологии / А, В. Петровский; М.Г. Ярошевский. -М.: ИНФРА-М, 1999.- 528 с.
3. Белицкая Г.Э. Типы проблем социального мышления. //Психология личности в условиях социальных изменений. — М.,1993.
4. Белокрылова Г.М. Профессиональное становление студентов- психологов. Дис. ... канд. психол. наук. М., 1997
5. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. М: Прайм - Еврознак.2003.
6. Большой толковый психологический словарь. /ООО «Изд-во АСТ», 2001г.
7. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. С. 9
8. Бурмистрова Е.В. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании: Автореф. Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1999.
9. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического анализа // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25 - 40.
10. Вачков И. В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию психолог. — Изд-во: МОДЭК, МПСИ, 2007. — С. 464, 46-57.
11. Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный Агро инженерный университет им. В.П. Горячкина» №1/2014
12. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи //
Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 19
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию — М.: Изд-во МГУ, 1988.
14. Гинзбург М. Р. / Путь к себе.- М.: педагогика,1991.- 160с
15. Дубровина И.В.Психологическая культура и образование //
Национальный психологический журнал. № 1(2) сентябрь 2007. С. 16. стр. 18
16. Климов Е. А. Введение в психологию профессий. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
17. Климов Е.А. Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога //Вестник Московского ун-та. Сер.14, Психология. 1992. № 3. с. 3- 12.
18. Ковалев Г.А. Психология личности /Г.А. Ковалев. Изд.-е, перераб, и доп. -М.: Просвещение, 1989. -391 с.
19. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. СПб., 1999.
20. Милтс А. А. Гармония и дисгармония личности: Филос.-этич. очерк. Пер. с латыш. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 222с.
21. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд. // Психолог, журн. — 1995. — Т.16. — № 1.
22. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2005. - 480 с.
23. Национальная энциклопедическая служба http://voluntary.ru
24. Никифоров С.Г. Самоконтроль человека. Л., 1989.
25. Общая психология / под редакцией В.В. Богословского, А.Г.
Ковалева, А.А., Степанова - М: Просвещение, 1981. - С 361-362.
26. Панферов В.Н. Практическая психология - профессия ХХ века. СПб., 2000.
27. Помаз Г. С. Проблемы учебной мотивации студентов вуза.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Развивающаяся личность в системе высшего образования России». Часть 4. Ростов-на-Дону, 2002, с.60-65.
28. Практикум по дифференциальной психодиагностике
профессиональной пригодности: учеб. пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова.
— М.: Пер Сэ, 2003. — 768 с.
29. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология - М: Высшая школа, 1977. - С91.
30. Прилепко Ю.В., Козловская Г.Ю.Введение в профессию специальный психолог.-Ставрополь: Изд-воСГПИ, 2008. - 184 с.
31. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2005. -480 с.
32. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. / Под ред. А.В. Брушлинского. — М.: Издательство —Институт психологии РАН!, 1997. — 576 с.
33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.
34. Рыбникова М.Н., Звоников В.М., Биркин А.А., Опачанов Г.И. Личностные особенности как факторы профессиональной успешности машинистов, работающих по интенсивным технологиям // Медико-экологические проблемы лиц экстремальных профессий: Материалы IV Международного конгресса. М., 2005. С. 263-264.
35. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической
антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М., 1995.
36. Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков, 2005 г
37. Стасенко В.Г. «Профессия психолог в современном мире». Международный институт компьютерных технологий, кафедра психологии и педагогики, Воронеж, 2010
38. Статья «Представление о будущей профессии у студентов- психологов» Е.А. Портянкина (Новосибирск). http://www.sudexp.org/publ/17- 1-0-799
39. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности.- М.: Мысль, 1987. - 352с.
40. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. — 1988- №6.- С. 31-41.
41. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избр. Труды: В 2 т./Д.И. Фельдштейн/ М.: изд. МПСИ; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - Т.1. 568 с. - (Серия «Психологи России).
42. Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 3
43. Adler A. Studieuber Ninder wertigkeit von Organen. Munich, 1927.
44. Bowlby J. Maternal care and mental health / Geneva World Health Organization monograph., 1951.- Ser.2.