Представление о будущей профессии психолога у студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями
|
Введение 3
1 Основы изучения представлений о профессии психолога 6
1.1 Понятие «представление» в психологии 6
1.2 Представление о профессии психолог 10
2 Индивидуально-типологические особенности как основа представлений 19
2.1 Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и профессии 19
3 Представление о будущей профессии психолога у студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями 28
3.1 Результаты исследования 34
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г
1 Основы изучения представлений о профессии психолога 6
1.1 Понятие «представление» в психологии 6
1.2 Представление о профессии психолог 10
2 Индивидуально-типологические особенности как основа представлений 19
2.1 Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и профессии 19
3 Представление о будущей профессии психолога у студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями 28
3.1 Результаты исследования 34
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А 50
Приложение Б 55
Приложение В 56
Приложение Г
Актуальность исследования. Сегодня отмечается рост обращений к психологам-профессионалам, способным решать практические задачи в самых различных отраслях экономики, осуществлять психологическую работу среди населения. Тем временем достаточно часто можно встретить неправильное, и даже абсурдное толкование деятельности психолога. Общество пропитано информацией из западных фильмов с участием психологов-консультантов, глянцевых журналов с так называемыми «психологическими» тестами, популярной литературы. Все это ведет к тому, что в массовом сознании складывается искаженный образ о том, кто такой психолог и чем он занимается. Таким образом, изучение проблемы представлений о профессии психолога в современном мире является важным условием формирования успешности психологической науки, ее популяризации и развития.
Представления студентов о будущей профессии являются предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе. Представления о профессии представляют собой комплексное образование, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем. В качестве основных показателей выступают: уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога [23].
На формирование представлений студентов о профессии оказывают влияние такие индивидуально-личностные характеристики студентов, как: особенности ценностно-смысловой сферы, уровень развития эмпатических способностей и предрасположенность к деятельности в сфере человек- человек.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; С. Славсон, 1962; И. Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога[26]:
- концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
- открытость к отличным от собственных взглядов и суждениям, гибкость и терпимость;
- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; - уверенность в себе, позитивное
самоотношение, адекватная
самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
- богатое воображение, интуиция;
- высокий уровень интеллекта.
Результаты исследований о связи индивидуально-типологических особенностей с представлениями:
Рыбникова М. Н. в своей работе «Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии» говорит о том, что существует влияние индивидуально-типологических и социально-психологических характеристик личности на особенности формирования образа и представления о профессии. Оно выражается в
различиях представлений о профессии у специалистов разного уровня профессионализации и успешности в деятельности[29].
Цель: описать представление у студентов-психологов на этапе вузовского обучения об их будущей профессии, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Объект исследования - студенты, обучающиеся по направлению «Психология» с разными индивидуально-типологическими особенностями.
Предмет исследования - представление о будущей профессии психолога у студентов-психологов.
Гипотеза исследования: Представление о будущей профессии психолога у студентов с преобладанием экстраверсии и лабильности будут достоверно отличаться от студентов с преобладанием интроверсии и тревожности.
Отличия будут наблюдаться по следующим содержательным характеристикам: «профессионализм», «владение знаниями в области психологии», «умение работать с клиентом (слушать, слышать, абстрагироваться, понимать)», «ответственность, внимательность, открытость, коммуникабельность», «получение положительного результата», «не настаивать ни на чем/не навязывать свое мнение/не вешать ярлыков», «обладать усидчивостью, с концентрированностью».
Задачи:
1. Выделить представления о профессии психолога у студентов и описать их структуру.
2. Исследовать влияние индивидуально-типологических особенностей студентов на формирование представления о профессии психолог.
Представления студентов о будущей профессии являются предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе. Представления о профессии представляют собой комплексное образование, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем. В качестве основных показателей выступают: уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога [23].
На формирование представлений студентов о профессии оказывают влияние такие индивидуально-личностные характеристики студентов, как: особенности ценностно-смысловой сферы, уровень развития эмпатических способностей и предрасположенность к деятельности в сфере человек- человек.
Обобщая многочисленные исследования профессионально важных личностных черт психотерапевтов и психологов (А. Косевска, 1990; С. Кратохвил, 1973; М. Либерман, 1966; К. Роджерс, 1954; С. Славсон, 1962; И. Ялом, 1973 и др.), Вачков И.В. выделил следующие личностные черты, желательные для практического психолога[26]:
- концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
- открытость к отличным от собственных взглядов и суждениям, гибкость и терпимость;
- эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
- аутентичность поведения, то есть способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;
- энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
- уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; - уверенность в себе, позитивное
самоотношение, адекватная
самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
- богатое воображение, интуиция;
- высокий уровень интеллекта.
Результаты исследований о связи индивидуально-типологических особенностей с представлениями:
Рыбникова М. Н. в своей работе «Индивидуально-типологические и социально-психологические факторы формирования образа профессии» говорит о том, что существует влияние индивидуально-типологических и социально-психологических характеристик личности на особенности формирования образа и представления о профессии. Оно выражается в
различиях представлений о профессии у специалистов разного уровня профессионализации и успешности в деятельности[29].
Цель: описать представление у студентов-психологов на этапе вузовского обучения об их будущей профессии, исходя из их индивидуально-типологических особенностей.
Объект исследования - студенты, обучающиеся по направлению «Психология» с разными индивидуально-типологическими особенностями.
Предмет исследования - представление о будущей профессии психолога у студентов-психологов.
Гипотеза исследования: Представление о будущей профессии психолога у студентов с преобладанием экстраверсии и лабильности будут достоверно отличаться от студентов с преобладанием интроверсии и тревожности.
Отличия будут наблюдаться по следующим содержательным характеристикам: «профессионализм», «владение знаниями в области психологии», «умение работать с клиентом (слушать, слышать, абстрагироваться, понимать)», «ответственность, внимательность, открытость, коммуникабельность», «получение положительного результата», «не настаивать ни на чем/не навязывать свое мнение/не вешать ярлыков», «обладать усидчивостью, с концентрированностью».
Задачи:
1. Выделить представления о профессии психолога у студентов и описать их структуру.
2. Исследовать влияние индивидуально-типологических особенностей студентов на формирование представления о профессии психолог.
Изучение индивидуально-типологических особенностей человека всегда было и будет актуальным. Соотношение этого феномена с представлением человека о будущей профессии дало нам возможность взглянуть на картину того, как в зависимости от черт личности меняется взгляд человека и представление о его будущей профессиональной деятельности. Для меня эта тема актуальна в первую очередь в силу моего выбора будущей профессии.
Исходя из того, что наша гипотеза подтвердилась можно говорить о том, что респонденты из данных групп будут ориентироваться именно на те характеристики, которые они описывали в представлении о профессии психолога и будут развивать их в себе.
В связи с нашим исследованием интересно было бы посмотреть, как влияют на будущее представление о профессии психолога другие показатели индивидуально-типологических особенностей.
Так же было бы интересно исследовать как эти же индивидуально-типологические особенности будут влиять на представление о других профессиях, например, технические, информационные или экономические профессии.
Исходя из того, что наша гипотеза подтвердилась можно говорить о том, что респонденты из данных групп будут ориентироваться именно на те характеристики, которые они описывали в представлении о профессии психолога и будут развивать их в себе.
В связи с нашим исследованием интересно было бы посмотреть, как влияют на будущее представление о профессии психолога другие показатели индивидуально-типологических особенностей.
Так же было бы интересно исследовать как эти же индивидуально-типологические особенности будут влиять на представление о других профессиях, например, технические, информационные или экономические профессии.
Подобные работы
- Образ психолога у студентов психологических
специальностей на разных курсах обучения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая готовность к профессиональной
деятельности будущих педагогов - психологов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Типы реагирования старшеклассников с различным уровнем выраженности внутриличностной конфликтности на межличностный конфликт
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019 - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Ценностно-смысловая сфера личности студентов гуманитарного и естественно-научного направлений подготовки
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5400 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА И СООТНОШЕНИЕ МОТИВАЦИОННО-ПОТРЕБНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ВЗАИМОСВЯЗЬ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2016 - Психологический портрет работника социальной сферы (на примере работников многофункционального центра)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ У СТУДЕНТОВ В АСПЕКТЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018



