Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная адаптация детей-сирот в приемных семьях

Работа №25097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
868
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Дети-сироты в приемной семье как объект социальной работы 6
1.1 Социально-психологическая характеристика детей-сирот 6
1.2 Правовой статус детей-сирот 10
1.3 Приемная семья как одна из форм семейного устройства детей- сирот 15
2 Теоретические аспекты социальной адаптации детей-сирот в приемной семье
2.1 Особенности и этапы социальной адаптации детей-сирот в условиях 23
приемной семьи
2.2 Технология социального сопровождения приемных семей 31
3 Опыт работы КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания» по 39 социальной адаптации детей-сирот в приемной семье
3.1 Характеристика и направления деятельности КГКУ «Центр развития
семейных форм воспитания» по социальной адаптации детей-сирот в приемных семьях 39
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания» по социальной адаптации детей - сирот в приемной семье 46
Заключение 51
Список использованных источников 53


Одной из самых уязвимых групп населения является дети-сироты. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на 30 июня 2017 года в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот [1]. Численность детей-сирот в Российской Федерации позволяет утверждать, что данная проблема носит масштабный характер, а такая категория как дети- сироты нуждается в особой защите государства.
Убеждение в том, что дети-сироты должны воспитываться в семье, стало основой государственных социальных программ. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017», где среди ключевых принципов Национальной стратегии называется семейное устройство детей, в профессионально замещающие семьи [2]. Для благополучного развития и дальнейшего успешного функционирования в обществе, ребенку необходимо воспитываться в среде, способствующей подготовке к самостоятельной жизни. Наиболее благоприятной атмосферой для воспитания ребенка является семья, где есть родители, которые служат примером в развитии таких качеств как самоорганизация, взаимопомощь, ответственность и т.п.
А. А. Алдашева, М.Е. Зеленова утверждают, что за последние несколько лет наблюдаются тенденция увеличения количества сирот, переданных в течение года на семейное воспитание. По имеющимся данным, в приемные семьи попадает примерно 20% детей-сирот [3]. Ребенок, воспитывающейся в приемной семье получает возможность почувствовать себя полноценным и нужным. Для этого родителям нет необходимости оформлять долгую процедуру усыновления, так как они берут ребенка в семью на правах воспитанника.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2018 составляет 15 106 детей, из них детей-сирот 2 717 человек [4].
Одной из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться детям-сиротам, оказавшимся в приемной семье, является социальная адаптация, так как она представляет собой сложный и многогранный процесс, влияющий на становление личности. В связи с тенденцией увеличения приемных семей, воспитывающих детей-сирот, проблема успешной социальной адаптации носит актуальный характер на сегодняшний день.
В своей статье «Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей» М. Калинина отмечает, что самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка - это утрата родителей. Когда родители умирают, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату [5]. Безусловно, ребенок, потерявший одного или единственного родителя, сталкивается с получением психологической травмы, которая может нанести вред психическому, физиологическому и социальному развитию ребенка.
Т.А. Мигунова отмечает, что группа детей-сирот занимает особое место в составе социально уязвимых групп населения. Дети не могут представлять и отстаивать свои интересы самостоятельно, они зависимы от воли взрослых. Главная задача общества в этой ситуации - интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации [6, с. 16]. Но даже приемная семья, как одна из форм семейного устройства детей-сирот, не всегда может облегчить процесс социализации ребенка. Находясь в приемной семье, ребенок рискует испытывать стресс от резкой перемены социальных ролей, непривычной ему обстановки, а также может возникнуть ряд значительных проблем, связанных с принятием новых членов семьи. Поэтому родителям следует тщательно подготовиться, прежде чем взять на воспитание ребенка-сироту. Таким образом, социальная адаптация детей-сирот в приемной семье - это сложный процесс, требующий мер помощи от квалифицированных лиц.
Объект исследования: дети-сироты в приемной семье.
Предмет исследования: социальная адаптация детей-сирот.
Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию работы с приемными семьями по социальной адаптации детей-сирот в КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»
Задачи исследования:
- рассмотреть правовой статус детей-сирот;
- описать приемную семью как одну из форм семейного устройства детей-сирот;
- изучить особенности и этапы социальной адаптации детей-сирот.
- проанализировать социальное сопровождение приемных семей, как технологию по адаптации детей-сирот;
- рассмотреть социальную адаптацию детей-сирот в деятельности Центра развития семейных форм воспитания.
Методы исследования:
- анализ документов;
- анализ статистических данных;
- интервьюирование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дети-сироты - это особая социально-уязвимая категория, лишенная родительской опеки, которая в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право жить и воспитываться в семье. В целях реализации детям-сиротам данного права в Российской Федерации функционируют альтернативные варианты пребывания ребенка в семье. Одним из таких вариантов является приемная семья, имеющая большой потенциал для дальнейшего развития.
Увеличение приемных семей несет в себе целый ряд трудностей, как для приемного родителя, так и для ребенка. Соответственно, адаптация в условиях приемной семьи - взаимная. И именно то, как родитель и ребенок в процессе изменения состава семьи, будут решать совместные задачи, влияет на благополучное становление приемной семьи.
В период адаптации и взаимного привыкания друг к другу важно помнить, что есть четвертый этап - этап расставания. Для детей-сирот это наиболее сложный период, в который необходимо проявить максимальное внимание к ребенку, так как они навсегда имеют статус сироты и после пребывания в приемной семье они возвращаются обратно в детский дом или же в случае совершеннолетия начинают самостоятельную жизнь.
Для обеспечения надежности размещения ребенка в семье, его успешной социализации и защиты прав и интересов очень важно не только осуществление контроля, но, и постоянная поддержка, и сопровождение семьи, принявшей ребенка. Такая деятельность осуществляется в краевом государственном казенном учреждении «Центр развития семейных форм воспитания» и его филиалах, приоритетным направлением деятельности которого, является сопровождение замещающих семей.
Таким образом, можно прийти к выводу, что между социальным сопровождением приемных семей и успешной адаптацией детей-сирот в таких семьях, есть прямая связь: в зависимости от того, насколько эффективно будут осуществляться направления деятельности сопровождения приемных семей, можно говорить о гармоничном воспитании детей-сирот.



1 Статистика детских домов и сирот в России / Газета «Комерсантъ» №172
от 18.09.2017, стр. 4 [Электронный ресурс]. - режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3414174
2 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 -2017 годы [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 1 июня 2012 г. №761 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3 Алдашева А.А., Зеленова М.Е. К проблеме построения профессиограммы
специалиста «замещающий родитель» / А.А. Алдашева // Вестник
Московского государственного областного универститета. 2016. - №1. - С. 99-114
4 Федеральный государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Интернет - проект Министерства образования и науки РФ // Информационно- консультационный портал Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: http://www.usynovite.ru
5 Калинина М. Психологические проблемы детей, переживших разлуку с
семьей [Электронный ресурс]: Режим доступа:
https://www.otkazniki.ru/forum/index.php?showtopic=13159&st=20
6 Мигунова, Т.А. Социальное сиротство: проблемы и пути решения // Беспризорник. - 2003. - №4. - С. 16.
7 Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]: Режим
доступа: https://минoбpнayки.pф/миниcтepcтвo/cтaтиcтикa/инфopмaция-
2017/ООП-2017
8 45 Ослон В.И. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья: монография. - М.: Генезис, 2006. - 368 с.
9 Ребенок в осиротевшей семье [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://lektsii.org/1-83521.html
10 Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - Спб., 200. - С. 55-67.
11 А.А. Реан // Мир детства. - 2002. - №2. - С. 8-12.
12 Нейман Е. Психическая травма и траурный процесс у ребёнка [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://xn itbbamabczvewacsge2fxij.xn--p1ai/stati/detskaya-
psihologiya/psihicheskaya-travma-i-traurnyj-protsess-u-rebyonka/
13 Астоянц М.С. Дети-сироты в России: личностные характеристики ребенка в условиях депривации / М.С. Астоянц // Вестник Евразии, 2004. - С. 58-88.
14 Конева О.Б. Психологические особенности социально -эмоциональных нарушений личности детей-сирот / О.Б. Конева // Специальная психология, 2009. - С. 59-65.
15 Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях / Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки, 2014. - №13. - С. 134-138.
16 Левицкая Е.А., Пасикова Т.А. Особенности правового статуса детей, оставшихся без попечения родителей: монография./ Е.А. Левицкая, Т.А Пасикова. - Тамбов, 2016. - 74 с.
17 Сусликов, В.Н., Шкилева, Н. Л. О правовом статусе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гражданское право. - 2014. - № 4. - С.8.
18 Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000, - С. 410.
19 Сиятскова К.Н. Правовой статус детей-сирот // Студенческий форум: электрон. научи. жури. 2017. № 14(14). [Электронный ресурс]. Режим доступа:https ://nauchforum.ru/journal/stud/14/25633
20 О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru
21 Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечитель - ство), взять в приемную или патронатную семью / Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 117 // Собрание законодательства РФ от 9 сентября 2013 г. № 36. ст. 4577.
22 Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук
// Норма. - 2008. С. 93.
23 Реан А. А. Социальная защищенность детей-сирот // Профессиональное образование. - 2016. - №2. - С. 5.
24 Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
25 Доржиева С. В. Правовое регулирование устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в приемной семье : дне. ... канд. юрид. наук. : 12.00.08 / Доржиева Светлана Владимировна. - Москва, 2016. - 178 с.
26 Доржиева С.В. Актуальные вопросы правового положения приемных детей / С.В. Доржиева // Вестник Бурятского государственного университета. Государство и право. Юридические науки. - Москва, 2013. - С. 165.
27 Дрожжина И.В. Договор о приемной семье: понятие и особенности заключения // юридическая наука. М., 2011. №2. - С. 15.
28 Бессчетнова О. В. Приемная семья: социально -демографический анализ. / Г. В. Дыльнова // монография. Саратов, 2008. -С. 28.
29 Кальчевская Е. Правовой статус приемной семьи / Семейное право. -
2008 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://familyties.ru/docs/23EC2EDFD07727A8C325757C0021218A.html
30 Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций. - Москва - Воронеж: Институт практической психологии, 2006. - 348 с.
31 Низамиева О.Н. Некоторые теоретические вопросы института приемной семьи / О.Н. Низамиева // Гуманитарные науки, том 151, кн.4, 2009. - С. 289.
32 Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия / ред.: Р.Корсини, А.Ауэрбах. // - СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.
33 Хакимова Е.О. Школа приемных родителей [Электронный ресурс].
Режим доступа:
http://dds74.ucoz.ru/dokymenty/2017_2018/adaptacrja_detej_v_zameshhajushhikh_semjakh.pdf
34 Ослон В.Н. Приемная семья - кризисы первого года / В.Н. Ослон. -Пермь, 2011. - 46 с.
35 Ключников С.В, Адаптация социально незащищенных детей как педагогическое явление / С.В. Ключников // Интеграция образования. - 2004. - №2. - С. 105-113
36 Белогай К.Н., Морозова И.С., Отт Т.О. Диагностическая и коррекционно - развивающая работа с семьями, воспитывающими ребенка с особыми потребностями : учебно-методическое пособие; сост. К.Н.Белогай. Кемерово, 2014. - 98 с.
37 Бесчетнова О. В. Приемная семья как реализация конституционного права детей-сирот на семейное воспитание / О.В. Бесчетнова // Вестник Челябинского государственного университета. Социология, 2008 С. 175.
38 Басова В.М., Захарова Ж.А. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей). - Кострома, 2003. - 76 с.
39 Базарова Е.Б. Замещающая семья как институт социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Е.Б. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. Социология, 2011. - С. 239.
40 Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации / О.В. Фетисова. -М.: Юристъ, 2008. - 196 с.
41 Чумичева Р.М. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пособие для педагогов-психологов, социальных работников, приемных родителей // Под. ред. д.п.н., проф. Р.М. Чумичевой. - Ростов-на-Дону, 2010. -422 с.
42 Салыкова К.С. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот в приемных семьях / К.С. Салыкова // Вестник Костромского государственного университета. Педагогика. - Костанай, 2007. - С. 169.
43 Захарова Ж.А. Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи как условие успешности воспитания приемного ребенка / Ж.А. Захарова // Вестник Костромского государственного университета. Народное образование. Педагогика. - 2008. - С. 177.
44 Кондратьева Н.И. К вопросу психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот / Н.И. Кондратьева // Вестник Бурятского государственного университета. Народное образование. Педагогика. - 2010. - С. 148.
45 Токарская Л.В. Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей : [учеб. пособие] / Л. В. Токарская ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 29 с.
46 Иовчук Н.М., Морозова Е.И., Щербакова А.М. Школа родителей // Детский дом. - 2004. - №3 (12). - С. 6-10.
47 Мнацеканян В. Методические рекомендации для руководителей и специалистов Служб сопровождения замещающих семей / Л.В. Петрановская, Г.С. Красницкая, В.Э. Мнацаканян, А.Е. Соколова. -М., 2009. - 39
48 Кондратьева Н.И. Модель психолого-педагогического сопровождения семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, без попечения родителей / Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогические науки. - Чита, 2011. - С. 75.
49 Герасимова Е.В. Социально-психологическое сопровождение формирования гуманных взаимоотношений в приемной семье / Е.В. Герасимова // Ученные записки Российского государственного социального университета. Народное образование. Педагогика. - 2009. - С. 220.
50 Митросенко С.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-сирот в замещающей семье / С.В. Митросенко // Практика Российского образования. Идеи и идеалы. - 2013. - №1. - С. 126.
51 Мирошникова И.Ю. О соблюдении прав и законных интересов детей в Красноярском крае в 2016 году. - Красноярск, 2017. - 154 с.
52 КГКУ Центр развития семейных форм воспитания [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://opeka24.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ