Социальная адаптация детей-сирот в приемных семьях
|
Введение 3
1 Дети-сироты в приемной семье как объект социальной работы 6
1.1 Социально-психологическая характеристика детей-сирот 6
1.2 Правовой статус детей-сирот 10
1.3 Приемная семья как одна из форм семейного устройства детей- сирот 15
2 Теоретические аспекты социальной адаптации детей-сирот в приемной семье
2.1 Особенности и этапы социальной адаптации детей-сирот в условиях 23
приемной семьи
2.2 Технология социального сопровождения приемных семей 31
3 Опыт работы КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания» по 39 социальной адаптации детей-сирот в приемной семье
3.1 Характеристика и направления деятельности КГКУ «Центр развития
семейных форм воспитания» по социальной адаптации детей-сирот в приемных семьях 39
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания» по социальной адаптации детей - сирот в приемной семье 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
1 Дети-сироты в приемной семье как объект социальной работы 6
1.1 Социально-психологическая характеристика детей-сирот 6
1.2 Правовой статус детей-сирот 10
1.3 Приемная семья как одна из форм семейного устройства детей- сирот 15
2 Теоретические аспекты социальной адаптации детей-сирот в приемной семье
2.1 Особенности и этапы социальной адаптации детей-сирот в условиях 23
приемной семьи
2.2 Технология социального сопровождения приемных семей 31
3 Опыт работы КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания» по 39 социальной адаптации детей-сирот в приемной семье
3.1 Характеристика и направления деятельности КГКУ «Центр развития
семейных форм воспитания» по социальной адаптации детей-сирот в приемных семьях 39
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания» по социальной адаптации детей - сирот в приемной семье 46
Заключение 51
Список использованных источников 53
Одной из самых уязвимых групп населения является дети-сироты. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации на 30 июня 2017 года в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот [1]. Численность детей-сирот в Российской Федерации позволяет утверждать, что данная проблема носит масштабный характер, а такая категория как дети- сироты нуждается в особой защите государства.
Убеждение в том, что дети-сироты должны воспитываться в семье, стало основой государственных социальных программ. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017», где среди ключевых принципов Национальной стратегии называется семейное устройство детей, в профессионально замещающие семьи [2]. Для благополучного развития и дальнейшего успешного функционирования в обществе, ребенку необходимо воспитываться в среде, способствующей подготовке к самостоятельной жизни. Наиболее благоприятной атмосферой для воспитания ребенка является семья, где есть родители, которые служат примером в развитии таких качеств как самоорганизация, взаимопомощь, ответственность и т.п.
А. А. Алдашева, М.Е. Зеленова утверждают, что за последние несколько лет наблюдаются тенденция увеличения количества сирот, переданных в течение года на семейное воспитание. По имеющимся данным, в приемные семьи попадает примерно 20% детей-сирот [3]. Ребенок, воспитывающейся в приемной семье получает возможность почувствовать себя полноценным и нужным. Для этого родителям нет необходимости оформлять долгую процедуру усыновления, так как они берут ребенка в семью на правах воспитанника.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2018 составляет 15 106 детей, из них детей-сирот 2 717 человек [4].
Одной из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться детям-сиротам, оказавшимся в приемной семье, является социальная адаптация, так как она представляет собой сложный и многогранный процесс, влияющий на становление личности. В связи с тенденцией увеличения приемных семей, воспитывающих детей-сирот, проблема успешной социальной адаптации носит актуальный характер на сегодняшний день.
В своей статье «Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей» М. Калинина отмечает, что самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка - это утрата родителей. Когда родители умирают, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату [5]. Безусловно, ребенок, потерявший одного или единственного родителя, сталкивается с получением психологической травмы, которая может нанести вред психическому, физиологическому и социальному развитию ребенка.
Т.А. Мигунова отмечает, что группа детей-сирот занимает особое место в составе социально уязвимых групп населения. Дети не могут представлять и отстаивать свои интересы самостоятельно, они зависимы от воли взрослых. Главная задача общества в этой ситуации - интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации [6, с. 16]. Но даже приемная семья, как одна из форм семейного устройства детей-сирот, не всегда может облегчить процесс социализации ребенка. Находясь в приемной семье, ребенок рискует испытывать стресс от резкой перемены социальных ролей, непривычной ему обстановки, а также может возникнуть ряд значительных проблем, связанных с принятием новых членов семьи. Поэтому родителям следует тщательно подготовиться, прежде чем взять на воспитание ребенка-сироту. Таким образом, социальная адаптация детей-сирот в приемной семье - это сложный процесс, требующий мер помощи от квалифицированных лиц.
Объект исследования: дети-сироты в приемной семье.
Предмет исследования: социальная адаптация детей-сирот.
Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию работы с приемными семьями по социальной адаптации детей-сирот в КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»
Задачи исследования:
- рассмотреть правовой статус детей-сирот;
- описать приемную семью как одну из форм семейного устройства детей-сирот;
- изучить особенности и этапы социальной адаптации детей-сирот.
- проанализировать социальное сопровождение приемных семей, как технологию по адаптации детей-сирот;
- рассмотреть социальную адаптацию детей-сирот в деятельности Центра развития семейных форм воспитания.
Методы исследования:
- анализ документов;
- анализ статистических данных;
- интервьюирование.
Убеждение в том, что дети-сироты должны воспитываться в семье, стало основой государственных социальных программ. Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, утверждена «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017», где среди ключевых принципов Национальной стратегии называется семейное устройство детей, в профессионально замещающие семьи [2]. Для благополучного развития и дальнейшего успешного функционирования в обществе, ребенку необходимо воспитываться в среде, способствующей подготовке к самостоятельной жизни. Наиболее благоприятной атмосферой для воспитания ребенка является семья, где есть родители, которые служат примером в развитии таких качеств как самоорганизация, взаимопомощь, ответственность и т.п.
А. А. Алдашева, М.Е. Зеленова утверждают, что за последние несколько лет наблюдаются тенденция увеличения количества сирот, переданных в течение года на семейное воспитание. По имеющимся данным, в приемные семьи попадает примерно 20% детей-сирот [3]. Ребенок, воспитывающейся в приемной семье получает возможность почувствовать себя полноценным и нужным. Для этого родителям нет необходимости оформлять долгую процедуру усыновления, так как они берут ребенка в семью на правах воспитанника.
Общая численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Красноярского края по состоянию на 01.01.2018 составляет 15 106 детей, из них детей-сирот 2 717 человек [4].
Одной из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться детям-сиротам, оказавшимся в приемной семье, является социальная адаптация, так как она представляет собой сложный и многогранный процесс, влияющий на становление личности. В связи с тенденцией увеличения приемных семей, воспитывающих детей-сирот, проблема успешной социальной адаптации носит актуальный характер на сегодняшний день.
В своей статье «Психологические проблемы детей, переживших разлуку с семьей» М. Калинина отмечает, что самое тяжелое событие, которое может произойти в жизни ребенка - это утрата родителей. Когда родители умирают, ребенок оказывается на попечении государства, и в его судьбе принимают участие взрослые, задача которых - насколько возможно, смягчить и восполнить утрату [5]. Безусловно, ребенок, потерявший одного или единственного родителя, сталкивается с получением психологической травмы, которая может нанести вред психическому, физиологическому и социальному развитию ребенка.
Т.А. Мигунова отмечает, что группа детей-сирот занимает особое место в составе социально уязвимых групп населения. Дети не могут представлять и отстаивать свои интересы самостоятельно, они зависимы от воли взрослых. Главная задача общества в этой ситуации - интегрировать детей в общество, дать жизненно необходимые навыки, которые облегчат процесс социализации [6, с. 16]. Но даже приемная семья, как одна из форм семейного устройства детей-сирот, не всегда может облегчить процесс социализации ребенка. Находясь в приемной семье, ребенок рискует испытывать стресс от резкой перемены социальных ролей, непривычной ему обстановки, а также может возникнуть ряд значительных проблем, связанных с принятием новых членов семьи. Поэтому родителям следует тщательно подготовиться, прежде чем взять на воспитание ребенка-сироту. Таким образом, социальная адаптация детей-сирот в приемной семье - это сложный процесс, требующий мер помощи от квалифицированных лиц.
Объект исследования: дети-сироты в приемной семье.
Предмет исследования: социальная адаптация детей-сирот.
Цель исследования: разработать рекомендации по совершенствованию работы с приемными семьями по социальной адаптации детей-сирот в КГКУ «Центр развития семейных форм воспитания»
Задачи исследования:
- рассмотреть правовой статус детей-сирот;
- описать приемную семью как одну из форм семейного устройства детей-сирот;
- изучить особенности и этапы социальной адаптации детей-сирот.
- проанализировать социальное сопровождение приемных семей, как технологию по адаптации детей-сирот;
- рассмотреть социальную адаптацию детей-сирот в деятельности Центра развития семейных форм воспитания.
Методы исследования:
- анализ документов;
- анализ статистических данных;
- интервьюирование.
Дети-сироты - это особая социально-уязвимая категория, лишенная родительской опеки, которая в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право жить и воспитываться в семье. В целях реализации детям-сиротам данного права в Российской Федерации функционируют альтернативные варианты пребывания ребенка в семье. Одним из таких вариантов является приемная семья, имеющая большой потенциал для дальнейшего развития.
Увеличение приемных семей несет в себе целый ряд трудностей, как для приемного родителя, так и для ребенка. Соответственно, адаптация в условиях приемной семьи - взаимная. И именно то, как родитель и ребенок в процессе изменения состава семьи, будут решать совместные задачи, влияет на благополучное становление приемной семьи.
В период адаптации и взаимного привыкания друг к другу важно помнить, что есть четвертый этап - этап расставания. Для детей-сирот это наиболее сложный период, в который необходимо проявить максимальное внимание к ребенку, так как они навсегда имеют статус сироты и после пребывания в приемной семье они возвращаются обратно в детский дом или же в случае совершеннолетия начинают самостоятельную жизнь.
Для обеспечения надежности размещения ребенка в семье, его успешной социализации и защиты прав и интересов очень важно не только осуществление контроля, но, и постоянная поддержка, и сопровождение семьи, принявшей ребенка. Такая деятельность осуществляется в краевом государственном казенном учреждении «Центр развития семейных форм воспитания» и его филиалах, приоритетным направлением деятельности которого, является сопровождение замещающих семей.
Таким образом, можно прийти к выводу, что между социальным сопровождением приемных семей и успешной адаптацией детей-сирот в таких семьях, есть прямая связь: в зависимости от того, насколько эффективно будут осуществляться направления деятельности сопровождения приемных семей, можно говорить о гармоничном воспитании детей-сирот.
Увеличение приемных семей несет в себе целый ряд трудностей, как для приемного родителя, так и для ребенка. Соответственно, адаптация в условиях приемной семьи - взаимная. И именно то, как родитель и ребенок в процессе изменения состава семьи, будут решать совместные задачи, влияет на благополучное становление приемной семьи.
В период адаптации и взаимного привыкания друг к другу важно помнить, что есть четвертый этап - этап расставания. Для детей-сирот это наиболее сложный период, в который необходимо проявить максимальное внимание к ребенку, так как они навсегда имеют статус сироты и после пребывания в приемной семье они возвращаются обратно в детский дом или же в случае совершеннолетия начинают самостоятельную жизнь.
Для обеспечения надежности размещения ребенка в семье, его успешной социализации и защиты прав и интересов очень важно не только осуществление контроля, но, и постоянная поддержка, и сопровождение семьи, принявшей ребенка. Такая деятельность осуществляется в краевом государственном казенном учреждении «Центр развития семейных форм воспитания» и его филиалах, приоритетным направлением деятельности которого, является сопровождение замещающих семей.
Таким образом, можно прийти к выводу, что между социальным сопровождением приемных семей и успешной адаптацией детей-сирот в таких семьях, есть прямая связь: в зависимости от того, насколько эффективно будут осуществляться направления деятельности сопровождения приемных семей, можно говорить о гармоничном воспитании детей-сирот.
Подобные работы
- ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Особенности адаптации детей-сирот и детей в замещающих семьях (Психология социальной работы, Петербургский государственный университет путей сообщения)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Особенности социальной адаптации детей,
воспитывающихся в приемных семьях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2011 - Социальная защита детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 900 р. Год сдачи: 2024 - АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Адаптация детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей после окончания государственного учреждения школы - интернат
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА (НА ПРИМЕРЕ ГБОУ РТ «ДЕТСКИЙ ДОМ Г. КЫЗЫЛА»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



