Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ - СИРОТ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Работа №17577

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы22 стр.
Год сдачи2011
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
775
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Проблема сиротства в России за прошедшее 20-е столетие трижды вставала перед нашим обществом и государством во всей ее остроте. На начало 2010 г., по данным различных Министерств и ведомств, социологических исследований, детей-сирот в Российской Федерации насчитывалось около 790 тысяч, что превышает их количество на всей территории СССР после Великой Отечественной войны. Современные сироты, главным образом, дети, оказавшиеся без попечения при живых родителях.
Исторически детей, оставшихся без попечения взрослых, передавали в государственные учреждения для воспитания и последующей интеграции в жизнь общества. Однако со временем институциональная форма защиты таких детей доказала свою неэффективность и с точки зрения успешности их социализации, и с позиции затратности на содержание. Поэтому со второй половины 90-х годов в стране с целью преодоления у данной категории детей социальной неадаптивности, профилактики их виктимизации складывается тенденция к деинституализации. Последнее обстоятельство означает смену системы ценностей и убеждений в сфере жизнеустройства детей-сирот, требует установления новых принципов работы с ними, ведущим среди которых становится безусловное признание приоритета семейного воспитания.
Решение проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семейного воспитания потребовало разработки научно-методического обеспечения данного процесса. Исторический аспект этой проблемы анализировался в работах Л. Н. Большаковой, М. В. Ивановой, И. В. Матвеенко и др. Опыт деятельности советского государства в области борьбы с беспризорностью, социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, изучали В. В. Беляков, Н. Ф. Сморгунова. Научно-педагогическим исследованием вопросов воспитания приемных детей в СССР занимались А. И. Довгалевская и Н. Д. Павлова. В своих трудах они обобщили опыт семейного воспитания детей-сирот на определенных этапах развития страны. Изучением проблем воспитания детей в условиях детских домов семейного типа (форма воспитания, предшествовавшая институту приемной семьи) занимались В. В. Барабанова, Л. В. Кузнецова, Е. М. Рыбинский и др.
Педагогические аспекты работы с современными приемными семьями рассматривались И. Ф. Дементьевой, О. В. Заводилкиной, Н. П. Ивановой, Л. Я. Олиференко.
Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали Ю. Ф. Беспалов, A. M. Нечаева и др. Важные методологические аспекты изучения семейных правоотношений представлены в работах М. В. Антокольской, Л. М. Пчелинцевой и др.
Работы перечисленных ученых охватывают вопросы социальной защиты, правовой охраны и воспитания детей-сирот в целом на определенных этапах исторического процесса. Вместе с тем вопросам педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье в педагогической литературе, особенно отечественной, не уделяется должного внимания. Работы таких авторов, как Л. Л. Митяев, Г. С. Красницкая, А. Н. Васильева, В. Н. Ослон, затрагивают лишь отдельные аспекты формирования у приемных родителей комплекса личностно-профессиональных качеств, необходимых для работы с детьми в условиях семейных форм воспитания. Практически отсутствует научная литература по социализации, адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях приёмной семьи. Таким образом, несмотря на фундаментальность целого ряда обозначенных выше исследований, эти разработки не затрагивали научного обоснования педагогических аспектов социализации детей-сирот в приемной семье. Поэтому процесс их социализации в приемной семье в значительной мере сдерживается наличием противоречия между потребностью педагогической практики в эффективном педагогическом сопровождении социализации детей-сирот в приемной семье и недостаточной теоретической разработанностью вопросов его научного обоснования.
Преодолению данного противоречия будет способствовать решение следующей научной проблемы: каковы содержание, структура и функции педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье?
Возрастающая актуальность, теоретическая и практическая значимость решения этой проблемы определили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогическое сопровождение социализации детей-сирот в приемной семье».
Цель исследования: разработать концептуальную модель педагогического сопровождения социализации детей-сирот в приемной семье.
Объект исследования: процесс педагогического сопровождения
социализации детей-сирот в приемной семье.
Предмет исследования: модель педагогического сопровождения
социализации детей-сирот в приемной семье.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненное теоретическое и экспериментальное исследование сформулированной проблемы подтвердило гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:
1. Наиболее эффективным институтом социального и личностного становления ребенка, оставшегося без попечения родителей, является приемная семья.
2. Успешному педагогическому сопровождению социализации детей-сирот в приемной семье способствует реализация выявленной автором совокупности педагогических условий и разработанной на их основе педагогической модели.
Основными результатами исследования являются:
1. Теоретическое обоснование подходов к организации процесса
социализации детей-сирот в приемной семье.
2. Выявление особенностей и проблем социализации ребенка в зависимости от исследуемых факторов приемной семьи.
3. Уточнение и обоснование критериев и показателей социализации детей-сирот в приемной семье.
4. Создание модели педагогического сопровождения социализации детей- сирот в приемной семье.
5. Разработка методических рекомендаций по вопросам социализации детей-сирот в приемных семьях.
Результаты исследования выявляют «проблемные» зоны, на которых приемная семья испытывает повышенные трудности и не справляется с возникающими проблемами без помощи специалиста. Такими моментами, на наш взгляд, являются:
- начальный период подготовки родителей к выбору ребенка;
- этап адаптации ребенка в семье и формирования его вторичной привязанности;
- этап развития познавательной активности ребенка в процессе игровой и трудовой деятельности и создания ситуаций успешности такой деятельности;
- этап формирования устойчивой мотивации ребенка к учебной деятельности в общеобразовательной школе.
Проведенное исследование не претендует на окончательное решение поставленной проблемы, но создает предпосылки для ее дальнейших исследований. На наш взгляд, требуют дальнейшего исследования вопросы обеспечения более тесного взаимодействия приемных родителей, педагогов системы общего и дополнительного образования детей, специалистов служб сопровождения детей-сирот.



1. Пяткина, Г. Н. Влияние материнской депривации на процесс адаптации детей-сирот в приемной семье [Текст] / Г. Н. Пяткина // Сибирский педагогический журнал. № 3. - Новосибирск, 2010. - С. 195 - 202.
2. Пяткина, Г. Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты [Текст] / В. Н. Куровский, Г. Н. Пяткина // Вестник ТГПУ. Вып.10(100). Серия: Педагогика.- Томск: ТГПУ, 2010. - С. 141 - 144.
3. Пяткина, Г. Н. Педагогическая модель социализации детей-сирот в приемной семье [Текст] / Г.Н. Пяткина // «Мир науки, культуры, образования». № 6 (25) ч. 2. - Горно-Алтайск. 2010. - С. 220-222.
учебно-методические пособия
4. Пяткина, Г. Н. «Принять... Помочь... Полюбить» [Текст]: практическое пособие для граждан, желающих взять на воспитание ребенка- сироту, и специалистов, работающих в данной области / Г. Н. Пяткина,
Е. Б. Коровина. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 93 с.-7,75 п.л. (авторский вклад - 50 %).
5. Пяткина Г.Н. Педагогическое сопровождение социализации ребенка-сироты в приемной семье [Текст]: Методические рекомендации / Г.Н. Пяткина - Томск: Томский ЦНТИ, 2010. - 34 с. - 2.5 п.л.
6. Пяткина, Г. Н. Гостевая семья: содержание и технологии работы по сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст]: методическое пособие для граждан, желающих принять в гости в свою семью воспитанника детского дома, и специалистов служб сопровождения семейного жизнеустройства / Г. Н. Пяткина, Е. Б. Коровина. - Томск: Томский ЦНТИ, 2011. - 88 с. - 7,25 п.л. (авторский вклад - 50 %).
статьи, тезисы
7. Пяткина, Г. Н. Проблема вхождения ребенка в приемную семью [Текст] / Г. Н. Пяткина // Системы оценивания качества образования в условиях его модернизации: материалы Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 28-29 марта 2007 г: в 3 ч.). - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2007. - С. 85 - 87. - 0,25 п.л.
8. Пяткина, Г. Н. Развитие ребенка в условиях материнской депривации [Текст] / Г. Н. Пяткина // Труды института теории образования ТГПУ / Под редакцией В. А. Дмитриенко Вып. 3. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2008 г. - С. 176 - 178. - 0,25 п.л.
9. Пяткина, Г. Н. Необходимость формирования профессиональной компетентности замещающих родителей [Текст] / Г. Н. Пяткина // развитие творческого потенциала личности и повышение профессиональной культуры педагога: материалы Международной научно-практической конференции (Томск, 13 - 15 октября 2008 г.). - Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. С. 243 - 247. - 0,45 п.л.
10. Пяткина, Г. Н. Развитие Института приемной семьи: исторический анализ [Текст] / Г. Н. Пяткина // Образовании в Сибири № 15, 2008. - С. 34 - 36. 0,25 п.л.
11. Пяткина Г. Н. Каждый ребенок должен жить в семье [Текст] / Г. Н. Пяткина // Современные проблемы общей и специальной педагогики и психологии детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 12 марта 2008г.). - Новосибирск: Изд-во ГОУ ВПО НГПУ, 2009. - С. 77 - 80. - 0,3 п.л.
12. Пяткина, Г. Н. Социально-педагогические и социально-психологические основы адаптации детей-сирот [Текст] / Г. Н. Пяткина // Образовании в Сибири №16, 2009. - С. 34 - 36. 0,25 п.л.
13. Пяткина, Г. Н. Особенности поведения детей-сирот на стадии адаптации их к новой семье [Текст] / Г. Н. Пяткина // Наука и образование: материалы XIII всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 20 - 24 апреля 2009 г.). - Томск: ТГПУ, 2009. Т.3 - С. 379 -383. 0,5 п.л.
14. Пяткина, Г. Н. Приемная семья: альтернативная форма воспитания детей [Текст] / Г. Н. Пяткина // Комплексное сопровождение детей и взрослых, нуждающихся в специальной психолого-педагогтческой помощи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 14-15 мая 2009г.). в 2 ч. Часть 1 / Отв. ред. Н. А. Першина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. - Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ», 2009. - С. 209 - 214. - 0,5 п.л.
15. Пяткина, Г. Н. Социальное сиротство - результат деградации семейных ценностей [Текст] / Г. Н. Пяткина // Конструирование человека: сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием (Томск, 5 - 8 июня 2009г.). - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2009. - С. 225 - 229. 0,4 п.л.
16. Пяткина, Г. Н. Замещающая профессиональная семья как система [Текст] / Г. Н. Пяткина // Системы и модели: границы интерпретаций: сборник трудов III Всероссийской научной конференции с международным участием (Томск, 14-16 февраля 2010г.). - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2010. С. 212 - 217. - 0,4 п.л.
17. Пяткина, Г. Н. Становление и развитие личности ребенка в процессе социализации [Текст] / Г. Н. Пяткина // Инновационные проекты как условие развития образовательного учреждения: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (Томск, 25 февраля 2011г.). - Томск: В-Спектр, 2011. - С. 220 - 224. 0,3 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ