Введение 4
1 Особенности систем контроля и управления персоналом 8
1.1 Основные функции 8
1.2 Особенности обучение персонала 9
1.2.1 Цели обучения персонала 9
1.2.2 Виды обучения персонала 11
1.3 Развитие персонала 15
1.4 Планирование карьеры 17
1.5 Система квалификаций разработчиков ПО в компании Aspirity 19
1.6 Обзор существующих систем 20
1.6.1 WebTutor 20
1.6.2 MoorepayHr 22
2 Архитектура разрабатываемой системы 24
2.1 Общая архитектура приложения 24
2.2 Средства разработки 26
2.3 Описание функциональных возможностей системы 27
2.4 Архитектура базы данных 31
3 Реализация разрабатываемой системы 33
3.1 Разработка клиентской части 33
3.2 Аутентификация и авторизация пользователей 35
3.3 Валидация данных 37
3.4 Взаимодействие с базой данных 38
3.5 Взаимодействие клиентской части и веб - сервера 39
3.6 Регистрация сотрудников 41
3.7 Отображение списка сотрудников 42
3.8 Карьерный рост сотрудника 44
3.9 Учебный план сотрудника 46
4 Функционирование системы 47
4.1 Отображение пользователей 47
4.2 Создание сотрудников 48
4.3 Создание курсов 49
4.4 Отображение карьерного роста 49
4.5 Учебный план сотрудника 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диаграмма деятельности HR - менеджера 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Клиентская часть регистрации сотрудников 57
ПРИЛОЖЕНИЕ В Регистрация пользователя 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Валидация данных 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Авторизация пользователя 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Функция добавления курса в план сотрудника 68
В настоящее время обучение и повышение квалификации персонала приобретает особое значение и становится неотъемлемой частью успешно функционирующего предприятия. Учитываю всю специфику рынка IT - технологий, особенностью которого является быстрые и частые изменения, как внешних условий предприятия, так и внутренних, можно констатировать, что развитие системы профессионально обучения в компании определяет не только ее успешное развитие, но и выживаемость на рынке. Для того чтобы развивать сотрудников, необходимо умение их оценивать, на базе этой оценки можно строить планы по развитию персонала. В IT - секторе основной капитал компании - это высококвалифицированные специалисты, поэтому руководству жизненно необходимо знать, какую работу и кому из сотрудников можно поручить. Также и сами сотрудники, работающие в IT - индустрии уделяют много внимания своему профессиональному развитию, поэтому для адекватной оценки навыков, нужны адаптированные под потребности отрасли методы. Чем более индивидуальные услуги предоставляет компания своим клиентам, тем более квалифицированные специалисты должны в ней работать. Поэтому компании нужны собственные разработки, стандартные методы оценки персонала им не подходят, к своим внутренним ресурсам они должны подходить так же уважительно, как и к внешним. При этом компания должна уметь не только объективно оценивать текущий уровень квалификации каждого сотрудника, но и разрабатывать для него план дальнейшего профессионального развития и карьерного роста.
Для выполнения задачи по обучению и развитию персонала как раз и необходимо иметь возможность использовать вспомогательный ресурс в виде системы, которая будет помогать контролировать обучение и развитие персонала, а также содержать в себе модули, отвечающие за прохождение сотрудниками обучающего материала, который может быть представлен в виде внешних и внутренних ресурсов. Так же система должна позволять отслеживать, планировать рост и квалификацию, как самим сотрудником, так и ответственным людям за обучение персонала в компании.
Существующие аналоги систем обучения и развития персонала, как на российском рынке, так и на зарубежном, могут отвечать описанным критериям, но главным отличием большинства систем является то, что они не могут соответствовать специфики именно IT-компаний, компаний занимающихся разработкой программного обеспечения. Все эти системы подогнаны под усреднённые задачи и профессии. Примерами таких систем являются WebTutur[7] и MoorepayHr [8]. Обзор этих систем представлен в разделе 1.6.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка веб- ориентированной системы, которая позволит компании производить обучение персонала посредством выбора сотрудником курса, а также реализация функциональности, позволяющей осуществлять контроль за прохождением обучения.
Задачи, которые должен будет решать программный продукт:
1. Обучение сотрудников компании.
2. Тестирование персонала.
3. Управление планированием и развитием карьеры сотрудников, как со
стороны руководства, так и со стороны самих сотрудников.
4. Контроль знаний сотрудников.
5. Разработка обучающих материалов.
Для достижения поставленных целей необходимо будет решить следующие задачи:
1. Предоставление пользовательского интерфейса для сотрудников компании:
• Регистрация;
• Авторизация;
• Управление учетной записью пользователя.
2. Для сотрудников ответственных за обучение должна быть реализована функциональность планирования обучения, которая будет включать в себя:
• Добавление курсов, курсы создаются из материалов, по каждому курсу должен быть итоговый тест;
• Добавление материалов, материалу может соответствовать тест;
• Просмотр списка сотрудников;
• Просмотр информации о сотруднике (ФИО, должность, специализация, квалификация, достижения);
• Контроль прохождения курсов у сотрудников;
• Формирование и анализ результатов обучения сотрудников, подготовка отчетов;
• Ведение базы учебных программ;
• Импорт базы сотрудников из excel.
3. Для сотрудников, проходящих обучение, реализовать следующую функциональность:
• Возможность просматривать свой учебный план.
• Выбор курсов для обучения
• Возможность изучать курсы, материалы.
• Прохождение тестов по курсам, материалам.
• Просмотр информации о себе (ФИО, должность, специализация, квалификация, достижения).
• Просмотр своего карьерного роста.
Первый раздел выпускной квалификационной работы посвящен описанию особенностей систем контроля и управления персонала, в нем так же рассматривается некоторые уже существующие системы обучения и контроля персонала.
Второй раздел посвящен краткому описанию архитектуры разрабатываемого приложения.
В третьем разделе рассматривается программная реализация проекта.
В четвертом разделе показана функциональная часть выпускной квалификационной работы.
В ходе выполнения работы над проектом, были выполнены следующие задачи. Произведен анализ особенностей обучения и контроля управления персоналом. Так же в рамках анализа были изучены существующие системы, используемые для решения аналогичных задач. На основе технического задания, была выбрана клиент - серверная архитектура приложения с использованием фреймворка Express JS. Была разработана база данных, которая позволяет хранить данные пользователей, управлять учебными курсами, и все что связано с курсами, т.е. материалами и тестами, также база данных позволяет управлять учебными планами сотрудников.
При разработке системы большое внимание уделяется пользовательскому интерфейсу, при проектировании используется адаптивная верстка с применением фреймворка Bootstrap, позволяющая удобно пользоваться системой на различных устройствах.
Разработанная система позволяет регистрироваться администраторам, а также осуществлять администраторами регистрацию сотрудников. Позволяет отображать список сотрудников, доступных специальностей и квалификаций. Так же была реализована функция повышения квалификации сотрудника.
Для контроля знаний были разработаны функции, позволяющие сотруднику ответственному за обучение создавать и редактировать курсы, а обучающимся сотрудникам добавлять эти курсы себя для обучения и проходить по ним тесты.
Для просмотра карьерного роста были разработаны функции и скрипты, которые позволяют отслеживать карьерный рост сотрудников в виде диаграмм. Просматривать карьерный рост могут как обучающиеся сотрудники, так и сотрудники ответственные за контроль обучения.
Данную систему в будущем планируется внедрить в компанию Aspirity.
1. Система управления персоналом в организации [Электронный ресурс]:
Энциклопедия экономиста - Режим доступа:
http://www.grandars.ru/college/biznes/sistema-upravleniya-personalom.html
2. Обучение персонала. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://1- ye.ru/info/258-obuchenie-personala.html
3. Обучение персонала. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/obuchenie-personala.html
4. Развитие персонала. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/razvitie-personala.html
5. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЮНИТИ, 2002. — 560 с.
6. Планирование карьеры. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/biznes/planirovanie-karery.html
7. Система WebTutor. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.websoft.ru/db/wb/root_id/webtutor/doc.html
8. Moorepay: Payroll Services &HR Support. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.moorepay.co.uk
9. NodeJS. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://nodejs.ru
10. MongoDB [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/MongoDB
11. Mongoose [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://mongoosejs.com
12. Сухов, К. К. Node.js Путеводитель по технологии - Москва:«ДМК - Пресс», 2015. - 416с.
13. bCrypt [Электронный ресурс]: Криптографическая хеш-функция bCrypt - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Bcrypt
14. Actor (UML) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Actor_(UML)
15. Основы маршрутизации [Электронный ресурс]: Express JS - Режим доступа: http://expressjs.com/ru/starter/basic-routing.html
16. Официальный сайт библиотеки Google Charts [Электронный ресурс] : документация по библиотеке Google Charts. - Режим доступа: https://developers.google.com/chart/