ВВЕДЕНИЕ 6
1 Анализ предметной области исследования 10
1.1 Выявление особенностей реинжиниринга бизнес-процессов оптовой и
розничной торговли в Красноярском крае 10
1.2 Общая характеристика предметной области исследования 12
1.3 Применение CRM-систем в оптовой и розничной торговле 16
1.4 Характеристика объекта исследования 19
1.5 Анализ организационной структуры 22
1.6 Функциональная модель предприятия 26
1.7 Анализ процессов предметной области 29
1.8 Анализ существующих проблем и пути их решения 32
2 Моделирование бизнес-процессов на предприятии оптовой и розничной
торговли 33
2.1 Методологии и нотации моделирования бизнес-процессов 33
2.1.1 Обоснование выбора нотации описания бизнес-процессов 36
2.1.2 Возможности и инструментарий систем бизнес-моделирования 38
2.2 Сущность и значение моделирования бизнес-процессов 39
2.3 Моделирование бизнес-процессов «As is» 41
2.4 Моделирование бизнес-процессов «To be» 46
2.5 Подробный анализ бизнес-процесса «Формирования оптимальной цепи
поставок» 48
2.5.1 Формирование сбалансированной системы показателей (ССП) 48
2.5.2 SWOT-анализ 58
2.5.3 Анализ проблем бизнес-процесса «Формирования оптимальной цепи
поставок» 60
2.5.4 Ранжирование процессов на основе субъективной оценки 61
2.5.5 Анализ проблем процесса методом «Критического инцидента» 63
3 Осуществление реинжиниринга бизнес-процесса «Формирования
оптимальной цепи поставок» при помощи применения CRM-системы 66
3.1 Анализ систем управления взаимоотношений с клиентами 66
3.2 Обоснование выбора CRM-продукта для реинжиниринга 69
3.3 Применение CRM-системы «МойСклад» на предприятии ООО «СПиК» 76
3.4 Интерфейсные возможности CRM-системы «МойСклад» 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
Комплексное снабжение предприятий и организаций необходимым им оборудованием, инструментом и другими товарами технического назначения имеет широкое применение на рынке услуг промышленно-инструментальных компаний. Оптимизируя производственные и логистические процессы в интересах заказчика, опираясь на опыт работы с крупными компаниями - поставщиками, каждая компания стремится предоставить качественный товар в кратчайшие сроки и за разумную цену. Услугами компаний, занимающихся комплексным снабжением предприятия, пользуются предприятия различных отраслей. Поэтому основной продукцией, которую реализуют от поставщика к заказчику промышленно-инструментальные компании, является оборудование и инструмент.
Система оптовой и розничной торговли является посредническим звеном в системе распределения потребительских товаров, в которой сосредоточена значительная часть материальных и финансовых ресурсов. Формирование системы хозяйственных взаимоотношений между экономическими субъектами, к числу которых относятся производственные предприятия, оптовые структуры и предприятия розничной торговли обеспечивается путём взаимодействия данных структур. Предприятия оптовой и розничной торговли выступают важными элементами рыночной инфраструктуры.
Современный российский оптовый рынок характеризуется наличием большого числа оптовых и розничных структур всех форм собственности. Посредническая деятельность оптовых и розничных компаний сопровождается множеством проблем, которые обусловлены становлением рыночных отношений в России. В годы экономических реформ существенно снизилась роль оптовой торговли в снабжении розничной торговли. В тоже время во многих регионах страны нет информационных и координирующих центров оптовой и розничной торговли, отсутствует концепция развития оптового продовольственного рынка. Непосредственная разрозненность рыночной информации препятствует эффективному использованию ресурсов и управлению ими с учетом изменения рыночной конъюнктуры. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм организации оптового и розничного оборота, что определяет актуальность темы диссертационного исследования.
Актуальность темы написания магистерской диссертации обусловлена тем фактом, что небольшие по своим размерам предприятия играют исключительно важную роль в системе экономических отношений. Самостоятельный анализ и постановка задач автоматизации процессов на предприятии, а так же их реализация является важным фактором в работе компании. В этих условиях объективной необходимостью является тщательный контроль учёта запасов на складе, который может заключаться своевременном его пополнении, путём организации поставок и приёмки заказов. Оптимизация складского учёта позволит рационализировать процесс товародвижения, а так же обеспечить экономию средств на осуществление организации складской службы. Разработка системы складирования товаров, решение вопросов складской переработки необходимы для обеспечения непрерывности процесса товародвижения и товароснабжения оптовой и розничной торговой компании.
Целью магистерской диссертации является разработка мероприятий, направленных на анализ и улучшение бизнес-процессов на предприятии оптовой и розничной торговли, а также повышение эффективности процесса управления компанией путём оптимизации складского учёта.
Объектом исследования магистерской диссертации является ООО «Сибирская промышленно-инструментальная компания» - предприятие занимающееся поставкой инструментов и оборудования для различных строительных компаний, а также комплексным снабжением металлургических и электроэнергетических объектов, производящее обслуживание геофизических экспедиций.
Предметом исследования являются информационные технологии, используемые для проведения реинжиниринга бизнес-процесса формирования оптимальной цепи поставок на предприятиях оптовой и розничной торговли.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- провести анализ предприятий оптовой и розничной торговли;
- выявить проблемы в организации складского учёта торговых компаний и рассмотреть пути решения проблем;
- рассмотреть специфику бизнес-процессов предприятий оптовой и розничной торговли;
- провести анализ проблем бизнес-процесса инструментом, позволяющим идентифицировать причину возникновения проблемы и выработать необходимое решение;
- обосновать выбранный путь совершенствования БП;
- предоставить рекомендации на сновании выполненного анализа.
Для решения поставленных задач были использованы методы теории моделирования и формализации бизнес-процессов, анализа организационной структуры, синтеза существующих результатов практики стратегического планирования, SWOT-анализа процессов, ранжирования процессов на основе субъективной оценки, классификации и сравнения сбалансированных показателей. В диссертационном исследовании использовались труды как российских, так и зарубежных ученых в областях реинжиниринга бизнес- процессов, стратегического управления и экономического анализа. В совокупности использованные методы исследования обуславливают достоверность анализа и выводов, полученных в магистерской диссертации.
Научная новизна диссертации:
- разработана модель бизнес-процессов «Реализации инструментов и оборудования для отраслей» в оптовой и розничной торговле;
- разработан комплекс решений, позволяющих оптимизировать работу с цепями поставок и ускорить работу складской службы;
- сформирован новый способ применения CRM-системы для организации стратегического планирования и управления складскими запасами;
- смоделированы и проанализированы задачи реинжиниринга бизнес- процессов оптовой и розничной торговли;
- разработан алгоритм формирования оптимальной цепи поставок для торговых компаний.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в исследовании применении информационных технологий, а именно внедрение CRM-продукта для улучшения эффективности деятельности оптовой или розничной компании. Разработанный алгоритм внедрения CRM-системы позволяет проанализировать результаты исследования и на их основе обосновать прогнозы развития компании.
Результаты работы были апробированы путем участия в конференциях и публикации в научных сборниках:
- VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» (Красноярск, 2016), публикация «Проблемы реинжиниринга бизнес-процессов на пути к социально¬экономической стабильности в Красноярском крае» (5 с.);
- Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2015» (Красноярск, 2015), публикация «Проблемы развития бизнес-процессов на предприятиях оптово-розничной торговли отрасли металлургии» (4 с.);
- VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум - 2015», публикация «Принципы управленческого учета на предприятиях с использованием автоматизированных информационных систем» (6 с.);
- Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края (Красноярск, 2014), публикация «Особенности информационных технологий для эффективного управления процедурами учёта на предприятии» (3 с.).
На сегодняшний день ключевым показателем деятельности оптово-розничной компании является грамотное стратегическое планирование цепей поставок и процесса принятия управленческих решений, связанных с применением информационных технологий. В связи с этим возникает необходимость перехода к современным средствам оптимизации деятельности компании и проведением реинжиниринга бизнес-процессов, а именно внедрению единой аналитической и много-функциональной системы CRM- системы.
В результате использования методов статистического анализа, теории моделирования бизнес-процессов и обзора различных CRM-продуктов были достигнуты следующие результаты:
- проведен анализ организационной структуры предприятия и предложены возможные пути реорганизации;
- выявлены основные проблемы в организации складского учёта оптово-розничных компаний и рассмотрены пути решения проблем;
- произведен анализ процессов предметной области и выбрана методология для моделирования бизнес-процессов;
- сформированы модели «как есть» и «как должно быть» бизнес- процесса «Реализации инструментов и оборудования для отраслей» в методологии IDEF0;
- рассмотреть специфику бизнес-процессов предприятий оптовой и розничной торговли;
- составлена качественная характеристика сбалансированных показателей компании ООО «СПиК»;
- обоснован выбранный путь совершенствования процесса «Формирования оптимальной цепи поставок» с применением возможностей облачной CRM-системы;
- предоставлены рекомендации по использованию выбранного CRM- продукта «МойСклад».
На основании проведенных исследований и разработки возможных путей для реинжиниринга бизнес-процессов оптово-розничной компании можно сделать вывод о том, что своевременный контроль уязвимых мест компании и незамедлительное принятие решений по их устранению позволит сохранить уровень взаимодействия с клиентами, организовать качественную работу с поставщиками и клиентами, оптимально распределить складские запасы. Соответственно применение информационных технологий, связанных с внедрением облачного CRM-продукта, позволит достичь роста сбалансированных показателей, составить стратегический план по работе с поставщиками и ускорить процесс обслуживания клиентов без потери качества.
Опираясь на предложенные рекомендации по усовершенствованию бизнес-процессов оптово-розничной компании, руководителю любого предприятия не составит труда реорганизовать деятельность своей компании и использовать все возможности CRM-продукта. Возможные решения по оптимизации бизнес-процесса «Формирования оптимальной цепи поставок» могут быть применены как на предприятиях, реализующих инструменты и оборудование, так и для других отраслей торговли или сферы услуг.
1. Business Studio - система бизнес-моделирования [Электронный ресурс] интернет-сайт системы бизнес-моделирования Business Studio. - Режим доступа: http://www.businessstudio.ru.
2. Consulting [Электронный ресурс] Статья «Основные методологии обследования организаций. Стандарт IDEF0» - Режим доступа: http://consulting.ru/econs_wp_4235- Загл. с экрана.
3. Microsoft CRM (Customer Relationship Management) [Электронный ресурс] / Центр компетенции Microsoft/ - Режим доступа: http://csbims.ru/servies/mscrm/.
4. Ramus - кроссплатформенная система моделирования и анализа бизнес- процессов [Электронный ресурс] интернет-сайт системы моделирования и анализа бизнес-процессов Ramus. - Режим доступа: http://ramussoftware.com.
5. SWOT-анализ. Анализ и разработка рыночной стратегии компании, продукции [Электронный ресурс] / Центр маркетинговых компетенций «Marketolog.biz». - Режим доступа:http: //marketolog.biz/index.php?pid=50.
6. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. - 6-е изд. / Д. Аакер. - СПб.: Питер, 2002. - 544 с.
7. Александров, Ю. Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования : монография / Ю. Л. Алек-сандров, Н. Н. Терещенко. - Красноярск: СФУ ТЭИ, 2000. -320с.
8. Бархатова, Т.В. Вопросы совершенствования управления
взаимоотношениями с клиентами в туристских организациях на основе CRM- технологий. [Электронный ресурс] / Т. В. Бархатова // Альманах современной науки и образования .- 2010. - № 12. - Режим доступа:
http: //cyberleninka.ru/article/n/vopro sy-sovershenstvovaniya-upravleniya-vzaimootnosheniyami-s-klientami-v-turistskih-organizatsiyah-na-osnove-crm-tehnologiy.
9. Битрикс24 [Электронный ресурс] / интернет-сайт о CRM-продуктах «Startpack». - Режим доступа:https: //startpack.ru/application/1 c-bitrix24.
10. Богданова, О.В Введение в методы и средства формального моделирования бизнеса [Электронный ресурс] / сост. О.В. Богданова. - Электрон. дан. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2013.
11. Виноградова, Е.В Особенности бизнес-процессов управления торговым предприятием [Электронный ресурс] / Е. В. Виноградова.- донец. гос. унив. эк. и торг. им.М.Туган-Барановского. - Режим доступа: http://www.rusnauka.com/ONG/Economics/6_vinogradovaev.doc.htm.
12. ГОСТ 34.003-90 Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения. - Взамен ГОСТ 24.003-84, ГОСТ 22487-77; введ. 01.01.92. - М.: Стандартинформ, 1992. - 14 с.
13. Замыслов, А. Внедрение crm-системы: анализ российской практики [Электронный ресурс] / А. Замыслов // Финансовая газета. - 2010,. -№ 45.- Режим доступа:http: //www.sejchas .ru/bux/1289.
14. Ивасенко, А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: учебное пособие, 4-е изд. / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КНОРУС, 2013. - 158 с.
15. Изменения в отрасли CRM и прогнозы аналитиков [Электронный ресурс] / Подбор и продажа CRM-систем «CRM74.ru». - Режим доступа: http://crm74.ru/page/cloud-crm-news.
16. Калянов, Г.Н. Моделирование, анализ, реорганизация и автоматизация бизнес-процессов / Г.Н. Калянов. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 240 с.
1 7. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. - 214 с.
18. Кислов, А. Оптимизация материального снабжения как механизм снижения затрат поставками [Электронный ресурс] / А. Кислов // Интернет- ресурс для бухгалтеров «Бух.1С» поставками.- Режим доступа: http://buh.ru/articles/documents/14269/.
1 9. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер, 1999. - 896 с.
20. Кузнецов, А.И. Методика проведения обследования бизнес-процессов компании [Электронный ресурс] / А.И. Кузнецов // Информационный портал «ITeam». - Режим доступа:http: //iteam.ru/publications/it/section_51 /article_1469/.
21. Кутелев П. В. Организационный реинжиниринг. Технологии реинжиниринга бизнеса / П. В. Кутелев. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. -218 с.
22. Любанова, Т.П. Стратегическое планирование на предприятии: Учеб-ное пособие / Т.П. Любанова, Л. В. Мясоедова, Ю. А. Олейникова. - М. : ПРИОР, 2001.-272 с.
23. Людоговский, А. Моделирование бизнес-процессов [Электронный ресурс] / А. Людоговский // Инф. портал «Script coding». - Режим доступа: http: //www.script-coding.com/bp. html.
24. Методы генерирования идей [Электронный ресурс] / Электрон. библиотека «Студопедия». - Режим доступа:http://studopedia.org/3-62528.html.
25. Нивен П.Р. Сбалансированная система показателей: шаг за шагом: максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов / П.Р. Нивен. - М.: Баланс-Клуб, 2004. - 328 с.
26. О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)» [Электронный ресурс]: федер. закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru..
27. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» : постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 // Российская газета. - 2014. - 24 апреля.
28. Облачные CRM-системы [Электронный ресурс] / Облачные решения для управления малым и средним бизнесом «РУЛИ24». - Режим доступа: http://ruli24.ru/облачные-crm-системы/.
29. Особенности информационных технологий для эффективного управления процедурами учёта на предприятии. Загрунная М.А, Хохрякова Е. С., Решетникова К. В. [Электронный ресурс] Молодежь и наука: сборник материалов Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края». - Режим доступа: http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/18629.
30. Петрова, А. В. Моделирование бизнес-процессов на предпряитиях
розничной торговли [Электронный ресурс] / А. В. Петрова // Вестник Челябинского гос. унив..- 2009. - № 9.- Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-biznes-protsessov-na-predpriyatiyah-roznichnoy-torgovli.
31. Пинаев, Д. Моделирование бизнес-процессов: доступно о сложном / Д. Пинаев, Д. Веретенников //Управление бизнес-процессами. - №7. - 2012. - С. 11-23.
32. Приказ Росстата «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью предприятий" от 15.07.2015 № 320 // в ред. Приказов Росстата от 03.12.2015 N 611, от 03.12.2015 N 613.
33. Принципы управленческого учета на предприятиях с использованием автоматизированных информационных систем. Загрунная М. А., Решетникова К.В., Хохрякова Е.С. [Электронный ресурс] VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум - 2015». - Режим доступа:http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/8421 .pdf.
34. Проблемы развития бизнес-процессов на предприятиях оптово-розничной торговли отрасли металлургии. Решетникова К.В. [Электронный ресурс] Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Проспект Свободный-2015». - Режим доступа:http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2015/index.html.
35. Проблемы реинжиниринга бизнес-процессов на пути к социально¬
экономической стабильности в Красноярском крае. Решетникова К.В. [Электронный ресурс] VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум -2016», - Москва: Российская Академия Естествознания, 2016. - Режим доступа:
http://www.scienceforum.ru/2016/1460/17237.
36. Разгуляев, В. Оптимальный период между поставками [Электронный ресурс] / В. Разгуляев // Информационный портал «Управление запасами». - Режим доступа:http: //upravlenie-zapasami.ru/statii/optimalniy-period-mej du-postavkami/.
37. Репин В.В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В.В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 512 с.
38. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес- процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 544 с.
39. Романов А.Н. Информационные системы в экономике: учеб пособие для студентов вузов / А.Н. Романов, Б.Е. Одинцов. - М.: Вузовский учебник,2010.- 410 с.
40. Руководящий документ РД IDEF0 - 2000. Методология
функционального моделирования IDEF0. М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. - 75 с.
41. Смирнова Г.Н., Проектирование экономических информационных систем (часть 1) / Г.Н. Смирнова, Ю.Ф. Тельнов - М.: МЭСИ, 2004. - 223 с.
42. СТО 4.2-07-2014 Стандарт организации. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности. - Введ. впервые; дата введ. 27.02.2014. - Красноярск: Система управления СФУ, 2014. - 60 с.
43. Ступина, А. А. Моделирование управляемых процессов: конспект лекций / А. А. Ступина, С. Н. Ежеманская, Л. Н. Корпачева, А. В. Федорова. - Красноярск: ФГОУ ВПО СибФУ, 2008. - 158 с.
44. Тельнов, Ю. Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов: учебное пособие / Ю. Ф. Тельнов. - М.: МЭСИ, 2004. - 116 с.
45. Тельнова, Ю. Ф. Проектирование экономических информационных систем: учеб. / Ю. Ф.Тельнова. - М: Финансы и статистика, 2005. - 512 с.
46. Терещенко К. Между желаемым и действительным - индекс удовлетворенности персонала [Электронный ресурс] / К. Терещенко // Сайт «Национальный союз кадровиков». - Режим доступа: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=6470.
47. Торговля, склад и CRM онлайн [Электронный ресурс] / интернет-сайт «Торговля, склад и CRM-онлайн «МойСклад». - Режим доступа: http://www.moysklad.ru/.
48. Управление отношениями с покупателями и поставщиками аналитиков [Электронный ресурс] / интернет-сайт компании «1С:Предприятие» ». - Режим доступа: http://v8.1c.ru/enterprise/crm.htm?printversion=1.
49. Финансовый анализ. Всё о финансовом анализе [Электронный ресурс] / Информ. Портал. - Режим доступа:http://1fin.ru/.
50. Фомин В.П. Анализ сбалансированности показателей развития предприятия: научно-практ. Издание / В.П. Фомин. - Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2008. - 208 с.
51. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Д. Чампи. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 201. - 288 с.
52. Харрингтон, Д. Оптимизация бизнес-процессов: документирование, анализ, управление, оптимизация. / Д. Харрингтон, К. С. Эсселинг, Х. В. Нимверген. - Санкт-Питербург : Азбука, 2002. - 328 с.
53. Хроменков Р. Индекс потребительской лояльности [Электронный ресурс] / Р. Хроменков // Информационный портал «Хроменков» ». - Режим доступа:http://www.hromenkov.com/indeks-potrebitelskoi-lojalnosti-nps/.
54. Цуканова, О. А. Методология и инструментарий моделирования бизнес-процессов: учебное пособие / О. А. Цуканова. - СПб.: Университет ИТМО, 2015. - 100 с.
55. Чернявский, Д. И. Моделирование и реинжиниринг бизнес- процессов: учебное пособие / Д. И. Чернявский, Д. В. Рудаков. - Омск: ОмГТУ, 2010. - 84 с.