Введение 3
1 Теоретические основы формирования кредитной политики предприятия 6
1.1 Понятие и критерии выбора кредитной политики 6
1.2 Порядок и этапы разработки кредитной политики 15
2 Оценка кредитной политики предприятия на примере ООО «Компания
пенопласт» 26
2.1 Краткая характеристика и основные экономические показатели 26
2.2 Оценка формирования и эффективности кредитной политики 33
3 Пути совершенствования кредитной политики ООО «Компания
пенопласт» 57
3.1 Кредитная политика ООО «Компания пенопласт », как основа управления
дебиторской задолженностью 57
3.2 Оценка эффективности мероприятий по улучшению кредитной
политики 67
Заключение 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
Заемный капитал предполагает собой долю собственности компании, приобретенного в счет обязательства возвратить поставщику, банку, иному заимодавцу деньги либо ценности, эквивалентные стоимости подобного имущества. В составе заемного капитала различают краткосрочные и долгосрочные заемные средства, кредиторскую задолженность (привлечённый капитал).
Политику управления дебиторской задолженностью именуют ещё кредитной политикой предприятия. Кредитная политика - это принятие решения о том, кому из потребителей предоставлять платёжный кредит за отгруженную продукцию, а кому нет.
Управление дебиторской задолженностью намного шире и содержит в себе концепцию способов выполнения расчётов за отгруженную продукцию и обслуживание, взимание просроченных обязанностей, политику взаимоотношений с факторинговыми компаниями и коммерческими банками, с товарными и валютными биржами.
Понятие дебиторской задолженности считается исключительно значимым с целью определения финансового состояния организации, состояния источников финансирования текущих и капитальных затрат, а также для оценки правильности и обоснованности принимаемых управленческих решений.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что дебиторская задолженность является обязательным элементом сбытовой деятельности любой организации. Очень высокая доля дебиторской задолженности в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь организации. Рациональное использование коммерческого кредита способствует увеличению продаж, росту части рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты организации, так же что в настоящее время необходимость привлечения заемных средств обусловлена недостатком наиболее ликвидных активов предприятия, необходимых для приобретения сырья, материалов, товаров для продажи и основных производственных фондов.
Объектом исследования является ООО «Компания пенопласт».
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе реализации стратегии кредитования предприятия и её совершенствования.
Целью исследования данной работы является изучение теоретических основ и методических аспектов совершенствования кредитной политики предприятия.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1 Рассмотреть теоретические основы формирования кредитной политики предприятий;
2 Провести оценку формирования и эффективности кредитной политики ООО «Компания пенопласт»;
3 Выявить особенности кредитной политики ООО «Компания пенопласт», как основы управления дебиторской задолженностью и дать рекомендации по ее совершенствованию;
Методологическую основу данной работы составили научные труды: Ковалевой В.В., Селезневой Н.Н., Шеремета А.Д., Сайфулина Р. С, Бланка И.А. и других, а также различные нормативно-правовые источники.
При проведении изучения применялись экономические методы - анализ, логический подход к оценке экономических явлений, сравнение изучаемых показателей.
Практическая значимость деятельности состоит в создании путей совершенствования кредитной политики предприятия ООО «Компания пенопласт».
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены основные принципы развития кредитной политики организации. В частности, представлены понятие и критерии подбора кредитной политики организации, процедура и этапы разработки кредитной политики предприятия, а также инструменты кредитной политики организации.
Во второй главе показана оценка кредитной политики организации на примере ООО «Компания пенопласт». В заключительной, третьей главе намечены пути совершенствования кредитной политики предприятия ООО «Компания пенопласт» и произведена их оценка.
Общий объем работы 96 страницы, работа иллюстрирована 7 рисунками; 27 таблицами, 3 приложениями. Список использованных источников включает в себя 41 источник.
В ходе выполнения работы была проанализирована финансово-хозяйственная деятельность предприятия ООО «Компания пенопласт» по показателям финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, ликвидности и базовым показателям финансового менеджмента.
На основе расчета данных показателей можно сделать следующие выводы.
Выручка от продаж за анализируемый период увеличилась на 154%.Сумма валовой прибыли, полученная по итогам 2015 года составила 3705 тыс.руб., что на 44% выше, чем в прошлом году. При более интенсивном росте себестоимости это привело к снижению среднего уровня валовой прибыли с 2,01% до 1,14%, т.е. на 0,87 процентных пункта.
Сумма расходов на продажу приросла на 1273 тыс. руб., при этом уровень коммерческих и управленческих расходов уменьшился на 0,44%.
В отчетном году предприятием получена прибыль от основной деятельности в сумме прибыли от продаж 14 тыс.руб., что меньше предыдущего года на 148 тыс руб. или 91%. Рентабельность продаж упала на 1,22%, это означает, что в 2015 году предприятие на каждые 100 руб. выручки от продаж имело прибыли 0,04 руб., тогда как в 2014 году получило 1,26 руб. прибыли.
По итогам прочей деятельности в 2015 году организацией получен убыток в сумме 7163 тыс.руб., что меньше результата от прочей деятельности прошлого года, когда прибыль составила 17648 тыс. руб. , при этом прочие доходы уменьшились на 55% или 10871 тыс. руб, а прочие расходы приросли в 7 раз или на 13940 тыс. руб.
Отрицательное влияние результатов прочей деятельности привело к получению убытка до налогообложения в сумме 7149 тыс. руб.
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения в отчетном году отрицательная (-21,92%).
Чистая прибыль так же имеет отрицательный результат, предприятие убыточно. Рентабельность конечной деятельности составила (-21,50%). Рентабельность совокупных активов уменьшилась на 1,55%.
Рентабельность чистых активов уменьшилась на 22,59%., вследствие снижения чистых активов большими темпами, чем снижение балансовой стоимости.
Показатель EBITDA в 2015 году говорит о том, что деятельность организации прибыльна на операционной стадии, еще до оплаты пользования заимствованным капиталом, налогов, амортизации в меньшей сумме - на 1017 тыс. руб. или 17%.
Удельный вес EBITDA в выручке 2014 г. составил 47,86%, что говорит о том, что прибыльность компании до уплаты процентов, налогов и амортизации составляла в 2014 году почти 50%, тогда как в 2015 году данный показатель равен 15,74%. Снижение прибыльности составило 32,13%.
Таким образом, можно говорить об общем спаде финансовых результатов деятельности организации, обусловленном относительным перерасходом расходов от основной и прочей деятельности и снижением размера активов компании.
Общая величина капитала предприятия уменьшилась за период на 92,52%, при этом 72,52% финансовых ресурсов были представлены собственными средствами, что позволяет дать позитивную оценку уровню автономии, поскольку предприятие только на 27,48% зависимо от привлеченного капитала.
Общая величина собственного капитала за анализируемый период уменьшилась на 73,94% или на 27366 тыс.руб. По состоянию на конец 2015 года удельный вес инвестированного капитала, составил 27,48%.
Данную структуру собственных средств нельзя оценить отрицательно, поскольку их основная доля сформирована средствами, полученными в результате прибыльной деятельности. Сумма заемного капитала сформирована за счет краткосрочных обязательств, 70% из них представлено кредиторской задолженностью. Преобладание кредиторской задолженности в составе краткосрочных пассивов оценивается положительно, поскольку при условии своевременного ее погашения и отсутствия пеней и штрафов за просрочку платежей, она является «бесплатным» источником финансирования имущества.
Сложившуюся структуру оборотных активов следует оценить положительно, посредством снижения дебиторской задолженности, в стоимостном выражении по сравнению с началом базисного периода, так и удельного веса задолженности в составе оборотных активов, но при этом происходят и отрицательные моменты - снижение внеоборотных активов и денежных средств. Это свидетельствует об изъятии средств из оборота и говорит о нерациональности структуры оборотного и внеоборотного капитала.
Средний период погашения кредиторской задолженности в 2015году составил 185 дней, что больше длительности операционного цикла.
Средний период погашения дебиторской задолженности 52 дня.
При изучении показателей деловой активности изучается соблюдение на предприятии «золотого правила» экономики организации. В организации «золотое правило» не соблюдается в связи с ростом оборота и убыточной деятельностью.
Рентабельность активов предприятия в отчетном году составила минус 7,34%. Снижение чистой прибыли за счет снижения рентабельности имущества составило 17997 тыс.руб. (-18,84*95527/100).
Так как рентабельность в 2015 году отсутствует, то определить по ее размеру тип кредитной политики невозможно;
Так как ликвидность в 2015 году допустимая, т.е. ликвидность низкая и соответственно риск высокий, то кредитная политика агрессивная;
С целью улучшения показателей, характеризующих кредитную политику, организации рекомендуется реализация мероприятий по повышению финансового результата.
По итогам внедрения предложенных мероприятий:
- при показателях роста доходов на 20%, постоянных и переменных расходов на 10% и реализации материалов, оставшихся на складе после окончания строительства на 6000 тыс. руб. и при применении реверсивного факторинга спрогнозируем, что дебиторская задолженность погасится на 100%,
Наблюдаются следующие изменения показателей:
- Снижение общего времени обращения основной части оборотных активов, что выражено в уменьшении длительности операционного цикла на 61,16 дня. Операционный цикл предприятия представляет собой период времени, в течение которого средства заморожены в виде запасов и дебиторской задолженности. Уменьшение цикла говорит об улучшении претензионной работы.
- Средний период погашения дебиторской и кредиторской задолженности в прогнозном году 24,75 дней и 29 дней, т.е. менее 1 месяца, что говорит об улучшении эффективности кредитной политики. Длительность операционного цикла больше длительности финансового цикла.
- Продолжительность финансового цикла приросла на 95 дней и составила 57 дней в прогнозном году.
- Уменьшение длительности финансового цикла означает уменьшение периода оборота собственных оборотных средств.
- Так как рентабельность в прогнозном году увеличилась, а ее размер соответствует размеру от низкого до среднего, соответственно кредитная политика является умеренно-консервативной.
Так как показатели ликвидности в прогнозном году с учетом предложенных рекомендаций высокие, соответственно риск низкий, значит кредитная политика консервативная.
Таким образом, в целом кредитная политика с учетом предложенных рекомендаций имеет умеренно-консервативный тип.
Консервативный тип денежно-кредитной политики направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип денежно-кредитной политики, фирма предприятие:
- сокращает круг покупателей товара в кредит по группам высокого риска;
- минимизирует срок кредита и его размера, применяет жесткие условия кредитования и повышает стоимость товарного кредита;
- использует строгие процедуры сбора дебиторской задолженности.
Таким образом, по результатам проведенной оценки и анализа показателей в параграфе 3.2, следует заключить, что предприятие улучшило кредитную политику, в том числе в части управления дебиторской задолженностью.
Реализация предложенных рекомендаций позволит оптимизировать структуру финансовых ресурсов ООО «Компания пенопласт», что приведет к росту ликвидности за счет сокращения величины наиболее срочных обязательств, а так же повышению платежеспособности за счет прироста собственного и оборотного капитала и мобилизации средств, замороженных в виде дебиторской задолженности.